Ситуация 1.

Руководитель решил мотивировать сотрудника своего подразделения.

Сотрудник, который раньше себя зарекомендовал как ответственный и добросовестный, на этот раз проявил сопротивление и выразил свое негативное отношение к работе над новым проектным направлением. Он привел следующие аргументы в свою пользу: «Я и так хорошо справляюсь со своими задачами, которые соответствуют моим умениям и навыкам. Я получаю удовольствие от выполнения только тех заданий, которые находятся в рамках моей компетенции. Тот проект, который Вы мне дали, не соответствует моим возможностям, я не хочу ощущать себя дискомфортно. Я не понимаю, какую реальную прибыль данный проект принесет компании».

Вопросы и задания:

– Как Вы думаете, какая основная причина отказа сотрудника от данного проекта?

Ответ: В данной ситуации сотрудник относится к работникам, имеющие потребность во власти, поэтому основной причиной отказа сотрудника от данного проекта является то, что он в выполнении данной работе не увидел карьерных перспектив.

– Какую ошибку совершил руководитель при выборе способа мотивации сотрудника своего подразделения?

Ответ: На результативность работы влияют три важные потребности индивида: потребность во власти, потребность в успехе, потребность в причастности. Ошибка руководителя заключается в том, что при выборе нематериального стимулирования он не учел психологический тип сотрудника и не выявил его ведущие потребности. В итоге реальная потребность сотрудника не была удовлетворена, что и привело к возникновению конфликтной ситуации.

– Какая теория мотивации здесь присутствует?

Ответ: В данной ситуации присутствует процессуальная теория мотивации: модель Портера-Лоулера. Суть которой в том, что уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Индивид удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты [1; 4; 5; 6; 7].

Ситуация 2.

На начало реализации программы Михаила исключили из ПУ № 45, за не явку на занятия в течение полугода.

Михаил проживает вместе с бабушкой, которая является опекуном, с мачехой и сводной сестрой. У Михаила есть отдельная комната.

В семье был серьезный конфликт с опекуном, опекун не справлялась с воспитанием Михаила, постоянно жаловалась на то, что несовершеннолетний может не являться ночевать домой, требовал у опекуна деньги, периодически продавал технику из дома.

С Михаилом очень тяжело найти контакт, он очень замкнутый и не доверяет взрослым. Общий язык с подростком удается найти только мачехе и то не во всех случаях. Большое влияние на него имеют сверстники.

Меры, принятые в рамках ИРС:

– Михаил был устроен в училище № 2 на первый курс. Был сопровожден Специалистом в училище 6 раз. Со слов социального педагога училища Михаил не проявлял никакого интереса к обучению. От посещения психолога или конфликтолога Максим отказывается;

– Семья была посещена 16 раз, с Михаилом проведено 12 бесед на темы мотивации к деятельности. С бабушкой было проведено 10 консультаций по телефону, 7 бесед, 3 консультации по правовым вопросам.
Вопросы и задания:

– Каковы результаты работы специалистов?
Ответ: Результаты работы специалистов носят деструктивный характер. В данной ситуации работниками социальной службы были пропущены основные этапы работы с семьей. Не были выявлены действительные причины возникновения проблемы в семье. С подростком проводились беседы, не приносящие положительного результата.

Предложите свои варианты

Ответ:
1. Индивидуальное консультирование с подростком.
2. Диагностика выявление причин возникших проблем.
3. Встречи с кураторами, учителями, мастерами групп производственного обучения учебного заведения, которое перестал посещать подросток.
4. Вовлечение его в молодежные общественные объединения, секции, клубы.
5. Профилактическое воздействие с учетом особенностей и тенденции развития личности и совпадение с ее внутренними побуждениями. При этом процесс внешнего профилактического воздействия как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития.
6. Наладить контакт ребенка с членами семьи, особенно с бабушкой.
7. Анализ проделанной работы.
8. Патронаж.

– Как помочь данной семье?

Ответ:
1. Семейное и индивидуальное консультирование с бабушкой
– Установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе со специалистами,
– Анкетирование всех членов семьи для изучения морально-психологического климата семьи как травмирующего фактора на личность ребенка,
2. Диагностика личности и детско-родительских отношений. Провести диагностику с помощью следующих методик:
– Методика исследования образа социального мира «Я и другие».
– Проективная методика «Рисунок семьи».
– Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка»).
– Детский апперцептивный тест САТ.
Методики исследования отношения бабушки (опекуна) к ребенку:
– Психологический анамнез.
– Родительское сочинение «История жизни моего ребенка».
– Выявление характера детско-родительских отношений и семейных дисфункций (анкетирование «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), «Шкала семейной адаптации и сплочѐнности» (FACES-3), методика «Незаконченные предложения») [9; 10; 11].
– Определение особенностей индивидуальной родительской позиции характера традиций воспитательного взаимодействия, существующих в семье (опросник «Ваша потребность в детях», «Взаимодействие родитель- ребенок, выявления доминирующего инстинкта»).
3.Установить доверительные отношения ребенка и бабушки (опекуна) с помощью специалистов.
– Патронаж семьи квалифицированным социальным работником, целью которого является создания позитивной адаптации к жизни, сознательного построения, упорядочивания устойчивых отношений в семье, возрождения чувства ответственности за свою жизнь, свой образ мыслей.
4. Коррекция эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка (тренинги, игротерапия, арттерапия):
– формирование понимания эмоционального смысла происходящего,
– формирование сентивности бабушки (опекуна) к чувствам и переживаниям ребенка на основе понимания скрытого значения его поведения,
– ознакомление со способами и приемами в проявлении и понимании эмоций, чувств в тех формах, которые приняты в обществе и являются этически и эстетически ценными в различных социальных ситуациях, обучение им,
– привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим,
– формирование умения различать и воспроизводить экспрессию эмоций, проявлять эмпатию,
– развитие формы эмоционального поведения,
– освоения роли поддерживающего взрослого (бабушка),
– обучение высказыванию предположения о причинах переживания и возможных последствиях эмоциональных состояний [2;3; 8].
5. Анализ проделанной работы.
6. Социально-педагогический мониторинг семьи
7. Патронаж
Заключение: Только после выяснения причин, которые привели к возникшим проблемам, после проведения коррекционной работы с каждым членам семьи, разрешение проблем и установление доверительных отношений с опекуном (бабушкой), нужно было приступать к беседам на тему: «Мотивация к деятельности».

Список литературы
1. Верещагина Л.А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности. Потребности, мотивация и ценности / Л.А. Верещагина. – Гуманитарный Центр, 2017. – 212 с.
2. Витвар О.И. Социально-педагогические технологии взаимодействия с семьей / О.И. Витвар. – Волгоград: Учитель, 2016. – 142 с.
3. Гришанова О.С. Справочник социального педагога / О.С. Гришанова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 295 с.
4. Колесникова Г.И. Управленческая мотивация / Г.И. Колесникова, С.И. Самыгин, А.Т. Латышева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016.
5. Коноваленко В.А. Психология менеджмента / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин. – М.: ЮРАЙТ, 2014.
6. Коноваленко В.А. Управленческая психология / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин.– М.: ЮРАЙТ, 2015.
7. Леонова А.Б. Организационная психология / А.Б. Леонова. – М.: ЮРАЙТ, 2013. – 429 с.
8. Павлова М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / М.А. Павлова. – Волгоград.: Учитель, 2017. – 232 с.
9. Психодиагностика. Теория и практика: учебник для бакалавров / Под ред. М. К. Акимовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2014. – 631 с
10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Часть 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. Практическое пособие / Е.И. Рогов. – М.: ЮРАЙТ, 2016. – 412 с.
11. Шнейдер Л.Б. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию. Учебное пособие / Л.Б. Шнейдер, Е.М. Соломатина. – М.: МПСУ, 2012.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.