Введение

1. Основные цели государственной инновационной политики Российской Федерации. Принципы ее формирования и осуществления

2. Приоритетные направления государственной инновационной политики

3. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности

Задача 9

Заключение

Список литературы

Введение

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продукции, работ, услуг и их разнообразие. При этом используется огромное количество первичных ресурсов и энергии, растет отрицательное воздействие современного производства и потребления на окружающую среду, увеличиваются затраты на утилизацию завершивших свой жизненный цикл производств. Технологии новых поколений ориентированы на наращивание их прогрессивных преимуществ и удержание в заданных границах влияния отрицательных факторов социально-экономического развития.

Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукций и технологий в ведущих странах мира приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП).

В условиях распространения процессов глобализации положение каждого отдельного предприятия все больше зависит от трудно определяемого и еще более трудно обеспечиваемого качества, именуемого конкурентоспособность. При этом среди факторов, определяющих конкурентоспособность, все большее значение придается качеству инновационной деятельности.

На макро же уровне инновации обеспечивают не только увеличение ВВП, но и его качественное, прогрессивное изменение. Не вызывает сомнения, что рост экономики в Российской Федерации во многом зависит от активизации инвестиционной деятельности в сфере новых технологий и выработки механизма ее реализации.

Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объема выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

Целью работы является изучение особенностей государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации. Исходя из цели вытекают следующие задачи:

  • изучить основные цели государственной инновационной политики Российской Федерации, раскрыть принципы ее формирования и осуществления;
  • раскрыть приоритетные направления государственной инновационной политики;
  • изучить особенности внебюджетных форм поддержки инновационной деятельности.

1. Основные цели государственной инновационной политики Российской Федерации. Принципы ее формирования и осуществления

В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию. Признание необходимости государственного регулирования в этой сфере в большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы.

Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития [8, c. 121]:

  • ориентирование и поддержка научных исследований;
  • регулирование направлений научно-технического развития;
  • защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;
  • совершенствование системы стимулирования научно-технического развития;
  • лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);
  • поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);
  • разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;
  • совершенствование методов управления научно-техническим развитием;
  • выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;
  • формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;
  • финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;
  • содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;
  • совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
  • реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;
  • охрана прав интеллектуальной собственности;
  • формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;
  • установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются [3, c. 135]:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  • содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных Ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  • содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

Государственная инновационная политика Российской Федерации формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов [5, c. 311]:

  • признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;
  • обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
  • концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
  • создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
  • создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
  • государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности;
  • активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере;
  • укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Основными приоритетными направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются [1, c. 108]:

1) работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

2) работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

3) научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

4) направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Результатами реализации новой инновационной политики должны являться:

  • качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;
  • качественно новый уровень жизни населения в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения;
  • преодоление технического отставания страны; достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.

Государственная инновационная политика должна носить комплексный и систематический характер, должна обеспечивать взаимоувязанность отдельных ее инструментов.

Основными принципами государственной инновационной политики в Российской Федерации являются [3, c. 155]:

признание социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития страны;

создание органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности;

оказание субъектам инновационной деятельности комплексных мер поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участие представителей субъектов инновационной деятельности, их саморегулируемых организаций в выработке и реализации государственной политики по развитию инновационной деятельности, в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ по вопросам развития инновационной деятельности;

неприменение к субъектам инновационной деятельности положений нормативных правовых актов, которые ухудшают их экономическое положение;

гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов;

интеграция инновационной, инвестиционной, научной, научно-технической и научно-образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного воздействия на экономику; стимулирование инновационной деятельности через систему налоговых и других льгот;

консолидация усилий органов государственной власти и общественных организаций для развития инновационной деятельности;

содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, конверсии оборонных предприятий, расширению сети малых и средних инновационных организаций различных форм собственности.

2. Приоритетные направления государственной инновационной политики

Меры государственной инновационной политики можно разделить на 2 группы. К первой относятся меры по созданию благоприятной для инноваций социально-экономической среды. Сюда можно отнести:

1) создание условий по стимулированию конкуренции через антимонопольное законодательство;

2) информатизация общества, доступность предприятий всех форм собственности к единому информационному пространству;

3) стандартизация и сертификация продукции и услуг. Под стандартизацией понимается деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды и человека, а также взаимозаменяемости и совместимости продукции. Целями сертификации являются: защита потребителей от недобросовестных предпринимателей, содействие покупателям в компетентном выборе продукции, контроль безопасности продукции, подтверждение показателей качества продукции, заявленных производителем.

Другая группа – это мера, непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы в обществе. Поддержка НИОКР является органичной составной частьюгосударственной инновационной политики позволяющей поддерживать на достаточно высоком уровне научно-технический потенциал государства. Под научно-техническом потенциалом понимается совокупность различных видов научно-технических ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, интеллектуальных и пр.), взаимодействующих в инновационном процессе. Одной из целей государственной политики должна быть рационализация структуры научно-технического потенциала страны по направлениям и видам исследований [7, c. 271].

Главными методами реализации инновационной политики являются:

  • формирование институциональных и законодательных условий для внедрения инноваций. В законодательном плане предусматриваются меры по разработке правовых актов;
  • государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
  • совершенствование налоговой системы с целью создания условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. Речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и изменении налоговой политики с целью увеличения амортизационных фондов предприятий в качестве источника инвестиций в инновации;
  • создание совместных с иностранными партнерами предприятий по выпуску и реализации наукоемкой продукции, продвижение отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
  • обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования для реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии для освоения новейшей продукции;
  • консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами — ЕС, СНГ и др. государствами;
  • развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но непривлекательных для частных инвесторов.

Учитывая сокращение научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в той или иной форме происходит создание региональных банков данных по инновациям для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, а также высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях. Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от создания научно-технических разработок и заканчивая их освоением, требует расширения в регионах сети технопарков, бизнес инкубаторов, инновационно-технических центров [9, c. 214].

Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.

Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.

Быстрое сокращение производственного потенциала привело к коренным изменениям в структуре производственных мощностей. Инновационная активность снижается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию, как со стороны государства, так и негосударственного сектора экономики. В этих условиях предприятия в первую очередь сокращают производство наукоемкой продукции, заменяя ее на более простую и дешевую.

К основным направлениям государственной инновационной политики сегодня относят:

  • разработку нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и введения ее в хозяйственный оборот;
  • комплексную поддержку инновационной деятельности, развитие производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
  • развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, экспертизу, сертификацию и продвижение разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую мотивацию товаропроизводителей к внедрению новшеств как способа конкурентной борьбы;
  • развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для высокотехнологичных организаций и оказания им на начальном этапе государственной поддержки;
  • введение конкурсного отбора инновационных проектов и программ. Реализация небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволяет поддержать перспективные производства, увеличить приток частных инвестиций;
  • реализацию приоритетных направлений инновационной политики через выбор небольшого числа базовых технологий, оказывающих влияние на эффективность производства и рост конкурентоспособности продукции;
  • использование технологий двойного назначения, применяемых как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых отраслях экономики в первую очередь направлена на ускоренное освоение отечественных и зарубежных технологических достижений и воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, питьевых и промышленных вод, флоры и фауны и др.).

3. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся:

  • государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
  • создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам;
  • включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;
  • государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
  • государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
  • проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
  • оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
  • государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;
  • оказание государством помощи в углублении внутренней и международной кооперации;
  • создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;
  • осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов.

Предприятия и организации не производят отчисления во внебюджетные фонды, если реализуемая продукция изготавливается для государственных нужд и ее производство финансируется за счет бюджетных ассигнований.

Предприятия и организации на договорной основе ежеквартально производят отчисления средств во внебюджетные фонды:

  • предприятия и организации, входящие в объединение, — во внебюджетный фонд объединения, в котором они состоят;
  • предприятия и организации, входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, — во внебюджетный фонд объединения по своему выбору;
  • предприятия и организации, не входящие в объединение, но находящиеся в ведении федерального министерства или иного федерального органа исполнительной власти, — во внебюджетные фонды соответствующего министерства или ведомства;
  • предприятия и объединения, не входящие в объединение и не находящиеся в ведении федерального министерства и ведомства или иного органа исполнительной власти, — в любой из вышеуказанных внебюджетных фондов по своему усмотрению.

В соответствии с Указом Президента РФ федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также объединения ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25 % средств, поступающих в их внебюджетные фонды. В то же время федеральные министерства и иные органы исполнительной власти для финансирования НИОКР, по которым они являются государственными заказчиками, могут на добровольной основе консолидировать в своих внебюджетных фондах часть средств внебюджетных фондов объединений, находящихся в составе или в ведении указанных федеральных органов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1994 г. № 315 Миннауки РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов, ведет их реестр и извещает о внесении указанных фондов в реестры Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральной службы государственной статистики и Государственной налоговой службы РФ.

В более чем 20 федеральных министерствах, госкомитетах и ведомствах созданы и действуют внебюджетные фонды НИОКР, а в Министерстве транспорта РФ зарегистрированы внебюджетные фонды НИОКР по отдельным отраслевым департаментам, например на воздушном транспорте, на морском транспорте, в дорожном хозяйстве, на речном транспорте, на автомобильном и городском электрическом транспорте и др.

Внебюджетные фонды НИОКР не имеют прав юридических лиц, а действуют от имени органов, в которых образованы, и на основании положений, утверждаемых органами, образовавшими эти фонды. Средства из внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР, работ по стандартизации, сертификации, охране труда, созданию НТД и т. д.

Создание бюджетных и внебюджетных федеральных фондов для содействия завершению рентабельных научных проектов, включая патентование за рубежом и сертификацию мирового уровня, что необходимо для выхода отечественных инновационных фирм на зарубежный рынок, делается для преодоления недостатков существующей системы финансирования инновационных проектов и для ускорения продвижения на рынок наиболее перспективных разработок.

Одним из важнейших направлений создания инновационной инфраструктуры в России является основание инновационных центров, технологических парков и инкубаторов малых фирм и других структур, которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции. В России действуют более 40 научных и технологических парков, в которые входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий.

Задача 9

Предприятие, основываясь на маркетинговых исследованиях, собирается открыть новое производство. При этом руководство учитывает следующие данные:

  • покупка здания стоимостью 205 000 ДЕ;
  • приобретение оборудования стоимостью 150 000 ДЕ;
  • приобретение офисной мебели стоимостью 35 000 ДЕ;
  • затраты на материалы – 600 ДЕ в день (материалы складируются 20 дней, готовая продукция – 20 дней, на изготовление требуется 9 дней);
  • расходы на оплату труда – 1600 ДЕ в день;
  • прочие расходы – 400 ДЕ в день;
  • расходы на подготовку и освоение производства – 5000 ДЕ;
  • срок оплаты поставок материалов – 12 дней;
  • срок оплаты готовой продукции потребителями – 7 дней.

Определить потребность предприятия в инвестициях для открытия нового производства при планировании финансов.

Решение

Расчеты потребности в инвестициях проводить последовательно:

Потребность в основном капитале + Потребность в оборотном капитале = Общая потребность предприятия в инвестициях.

ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ, ДЕ
Здание 205 000
Оборудование 150 000
Офисная мебель 35 000
Потребность в основном капитале 390 000
ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ
Материалы = 600*(20+20+9+7-12) 26 400
Оплата труда = 1600*30 дней 48 000
Прочие расходы = 400 *30 дней 12 000
Потребность в оборотном капитале 86 400
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ИНВЕСТИЦИЯХ, ДЕ 476 400

Таким образом, потребность в инвестициях составит 476 400 Де.

Заключение

Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. В своей работе мы представили классификацию инноваций различных авторов, выяснили какие существуют стимулы к инновационной деятельности.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий, научными предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны. Субъекты инновационной деятельности – юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности.

Немаловажную роль в инновационной сфере играет государство. Оно содействует повышению инновационной активности предприятий, что обеспечивает рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства. Центральное место в системе прямого государственного регулирования инновационной деятельности занимает финансирование инновационных проектов из бюджетных средств. В настоящее время наблюдается тенденция повышения доли бюджетных средств в структуре затрат на инновационную деятельность.

Применение инноваций приводит к получению конкурентных преимуществ предприятия. Они способствуют увеличению объема производства, завоеванию новых рынков, росту прибыли, что ведет к эффективности работы и экономическому росту. Поэтому недооценив роль инноваций в жестких условиях конкуренции, компания рискует оказаться вне рынка.

Что касается российских предприятий, то их инновационная активность в настоящее время увеличивается. Но существуют и некоторые проблемы в инновационной сфере. Во-первых, это отсутствие единого федерального закона «Об инновационной деятельности», принятие которого необходимо. Во-вторых, это проблема кадров, под которой понимается переход специалистов в другие сферы деятельности, не связанные с их профессией, с целью обеспечить себе средства к существованию. В-третьих, проблема нехватки собственных средств предприятия на реализацию инновационных проектов. Необходимо отметить и тот факт, что нынешний этап развития инновационной деятельности в российской промышленности имеет антитехнологический харктер; все усилия современного промышленного менеджмента направлены преимущественно на учет потребностей рынка.

Подводя итог, можно сделать вывод, что российские предприятия имеют большой инновационный потенциал. Для его развития необходимо увеличить поддержку отечественного бизнеса со стороны государства и в большей степени тех, которые осуществляют инновационную деятельность. Дальнейшее развитие инновационной сферы в России будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий.

Список литературы

    1. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент: УМК, 2-е изд. — М.: МЭСИ, 2012. – 317 с.
    2. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ, 2011. – 512 с.
    3. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: учебник / В.Ф. Уколов, В.А. Галайда, С.С. Мазин. — М.: Экономика, 2013. — 400 с.
    4. Инновационный менеджмент. Учебник. / под редакцией С.Д. Ильенковой-М.: ЮНИТИ, 2016. – 474 с.
    5. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В. Аньшина, А. Дагаева.- М.: Дело, 2023. –528 с.
    6. Морозов Ю.П. Гаврилов А.И. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Юнити-дана, 2023. –471 с.
    7. Управление инновациями: В 3 кн. Кн.1 Основы организации инновационных процессов: Учеб. пос. для вузов. / Под ред. Ю.В. Шленова. М.: Высш. школа, 2025. –252с.
    8. Управление инновациями: В 3 кн. Кн.2 Управление финансами в инновационных процессах: Учеб. пос. для вузов. / Под ред. Ю.В. Шленова. М.: Высш. школа, 2016. –95 с.
    9. Управление инновациями: В 3 кн. Кн.3 Базовые компоненты управления инновационными процессами: Учеб. пос. для вузов. / Под ред. Ю.В. Шленова. М.: Высш. школа, 2017. –240 с.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.