Ситуация 1. Социально-педагогическое обследование.

Социально-педагогическое обследование — комплекс диагностических процедур, которые необходимы, для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно социального объекта, уровня, его структуры, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внешних и внутренних связей. Обследование включает целенаправленное и планомерное изучение личности воспитанника, семьи, детского коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе.

Социальное и педагогическое обследование должно производиться с учетом намеченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку, систематизацию и подведение итогов (конструирование выводов).

Сбор информации требует тщательной подготовки. Необходимо составить общую программа или план работы (сроки, объекты), в которых будет отражаться характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники и последовательность работы сними. Определяется методический инструментарий, и прежде всего — исследовательская документация и методы. Для фиксирования и документального подкрепления результатов обследования применяются бланк социального паспорта, акт обследования, план беседы с обследуемым(и). Социальный педагог для подтверждения объективности результатов обследования может приложить к акту характеристики и заключения специалистов на обследуемых, бланки тестирований, опросов, протоколы бесед с обследуемыми и их окружением.



Сделайте предположение о профессиональной сфере говорящего. Проверьте его в ходе беседы.

Дайте характеристику культуре речи говорящего на основании следующих признаков: её правильность (владение нормами литературного языка), уместность (соответствие слов целям общения и выбору собеседника или аудитории); целесообразная краткость; выразительность (экспрессия); ясность и точность (качества, обеспечивающие адекватное понимание сказанного).

Вопросы и задания:

Сделайте вывод об общей культуре и уровне образования говорящего.

1. Используя алгоритм, составьте языковой паспорт личности. В качестве испытуемого может выступить телефонный собеседник, ваш знакомый, родитель, ученик. В общении с испытуемым соблюдайте корректность, не делайте поспешных выводов. Цели и результаты работы с языковым паспортом испытуемого в случае необходимости можно не раскрывать.

Ответ: В театре во время антракта мною был услышан разговор двух собеседников. Голос говорящего был громким, с высоким тембром.

— «Здрасьте», Да мы ж знакомы, Вы же новый учитель по обществознанию моего «дитяти».- Здравствуйте!

— Ну как, на новом месте. Тяжело наверное «прыехать к нам из города.

— Спасибо! Хорошо. Вы, знаете, я давно хотела поменять шумный, запыленный город на спокойное и тихое место.

— А мне в городе, тоже не нравится шумно, грязно, одни «мόгозины», да и люди не такие, все куда-то бегут, шумят, «гудят», нет бы остановиться. А я вот «прыехала» в театр на «прыдставление».

— Вам нравится театр?

— Ой, знаешь, я ж по театрам не любитель «захаживать», ну вот на «роботе» на юбилей подарили билет и я решила «прыйти» в театр. А Ты часто, «захаживаешь» по театрам?

— Вы знаете, я человек творческий, посещаю театры часто, мне нравится в этом сезоне культурная программа. И хочу заметить, каждый сезон она все интереснее.

— Что ты «гόворишь». Я ж только по «мόгозинам» «захаживаю», а мне так в театре ничего интересного «нету», не то, что у нас на «роботе», коров доить.

— Ну у каждого свои интересы и приоритеты. Мне, например, нравится оперетта особенно ее классический репертуар.

— Ой, что такое репер…, да и не важно, пойдем же «слыхай» антракт закончился.



Ситуация 2. Опросник дли родителей «Присутствует ли в Вашей семье авторитарный стиль общения».

Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет».

Текст опросника

1. Вы можете сказать фразу; «Я мать (отец), мне простительно» или: «Я сказал (сказала), значит, так и будет»?

2. Вы наказываете детей физически?

3. Вы можете кричать, обзывать партнера?

4. Если Вы задерживаетесь на работе, у детей на длительное время, считаете ли Вы для себя обязательным предупредить об этом супруга (супругу)?

5. Утаиваете ли Вы доходы от супруги (супруга) на личные потребности?

6. Можете ли Вы стукнуть кулаком, угрожая?

7. Можете ли Вы повысить голос на родственников жены, мужа?

8. Можете ли Вы уйти из дома не прощаясь?

9. Можете ли Вы не навестить тяжело больного родственника, живущего с Вами в одном городе?

10.Считаете ли Вы, что у жены (мужа) не должно быть подруг (друзей)?

11. Вы можете обратиться к партнеру со словами: «Где ты был (была)?»

12. У Вас вызывает ли чувство раздражения необходимость при определенных обстоятельствах долго ждать жену (мужа)?

Интерпретация результатов: если на все предлагаемые вопросы Вы ответили утвердительно, то в вашей семье преобладает командно-административная система. Если хотя бы в трех случаях — «нет», у Вас еще не все потеряно и кое-что можно изменить в любом возрасте. Если половина ответов отрицательные, то Вы склонны к демократизму, просто устали, Вам надо отдохнуть. Вы нервны и раздражительны, но в целом Вы движетесь в правильном направлении.

Ответ: Испытуемый Антонина Васильевна на вопрос 1, 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 12 ответила «да», на вопросы 5, 8, 9 — ответила «нет». Следует отметить, что в данной семье преобладает командно-административная система (жена), но при желании можно семейные отношения скорректировать.

Вопросы и задания:

1. Определить уровень взаимоотношений в семье у одного подростка. Используя при этом «Опросник социализации для школьников «Моя семья».

Ответ: Опросник социализации для школьников «Моя семья» предназначен для выявления уровня взаимоотношений в семьи и изучения степени выраженности в семейном воспитании ряда показателей [5].

Инструкция: ответьте на предложенные вопросы.

Интерпретация и обработка результатов: 5 — конечно нет (оба родителя), 4 — скорее нет, чем да, (скорее мать, чем отец) 3 — не знаю (конечно отец), 2 — скорее да, чем нет (скорее мать, чем отец) , 1 — конечно да (конечно мать).

Ключ

№ п/п Факторы Вопросы
1 .Строгость (гибкость) воспитательных установок 1,9,17
2 Воспитание инициативы, самостоятельности 2,10,18.
3 Доминантность матери, отца или равное участие в воспитании обоих родителей 3,11,19.
4 Отношение к учителям, школе 4,12,20.
5 Жесткость (гибкость) методов воспитания 5,13,21.
6 Взаимоотношения в семье (тёплые или недружеские ) 6,14,22.
7 Взаимопомощь в семье (отсутствие или наличие общих дел) 7,15,23.
8 Общность интересов 8,16,24.

Уровни взаимоотношений в семье: от 84 до 105 — высокий (благополучный), от 63 до 83 — менее благополучный, от 41 до 62 — удовлетворительный, менее 40 — неблагополучный.

Испытуемый: Орлова Елена 12 лет





По результатам проведенной диагностики можно сказать следующее: Елена ответила «Скорее да, чем нет» на вопросы 1, 2, 7, «скорее нет, чем да» на вопрос 4, 10, 16, 18, 23 «конечно нет» на вопрос 5, 8, 9, 12, 13, 15, 24, «не знаю» на вопрос 6, 11, 14, 17, 20, 21, «конечно да» на вопрос 3, 19, 22.

Бланк ответов Орлова Елена

вопросы Ответы, в баллах вопросы Ответы вопросы Ответы вопросы Ответы
1 2 7 2 13 5 19 1
2 2 8 5 14 3 20 3
3 1 9 5 15 5 21 3
4 4 10 4 16 4 22 1
5 5 11 3 17 3 23 4
6 3 12 5 18 4 24 5

 

По фактором: «Строгость» Лена набрала 10 баллов. «Воспитание самостоятельности, инициативы» набрала 10 баллов. «Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании» набрала 5 баллов. «Отношение к школе, учителям» набрала 12 баллов. «Жесткость (гибкость) методов воспитания» набрала 13 баллов. «Взаимоотношения в семье» (тёплые или недружеские) набрала 7 баллов. «Взаимопомощь в семье» (отсутствие или наличие общих дел) набрала 11 баллов. «Общность интересов» набрала 14 баллов. Количество баллов по всем факторам — 72.

Вывод: Уровень взаимоотношений в семье менее благополучный. В воспитании доминаннтность на стороне матери.

2. Определить стиль родительского поведения в одной семье с ребенком дошкольного возраста при помощи опросника «Ваш стиль воспитания».

Ответ: Опросник «Ваш стиль воспитании»

Инструкция: Вам необходимо выбрать один из предложенных вариантов Ваших действий, который подходит в данной ситуации.

Текст опросника




Факторы: 1 — «Строгость» Олег набрал 10 баллов. 2 — «Воспитание самостоятельности, инициативы» набрал 15 баллов. 3 — «Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании» набрал 11 баллов. 4 — «Отношение к школе, учителям» набрал 11 баллов. 5 — «Жесткость (гибкость) методов воспитания» набрал 10 баллов. 6 — «Взаимоотношения в семье: недружеские или тёплые» набрал 14 баллов. 7 — «Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел» набрал 8 баллов. 8 — «Общность интересов» набрал 10 баллов. Общие количество баллов — 89.

Вывод: Уровень взаимоотношений в семье благополучный (высокий уровень). В воспитании доминаннтность на стороне отца. Преобладает воспитание самостоятельности и инициативности.

Испытуемый № 2. Кузнецов Даниил 12 лет

1 — не знаю 9 — конечно да 17 — конечно да

2 — конечно да 10 — скорее нет, чем да 18 — конечно нет

3 — конечно отец 11 — скорее мать, чем отец 19 — конечно отец

4 — скорее нет, чем да 12 — скорее нет, чем да 20 — конечно да

5 — конечно нет 13 — скорее да, чем нет 21 — скорее да, чем нет

6 — скорее нет, чем да 14 — конечно да 22 — конечно да

7 — скорее да, чем нет 15 — скорее нет, чем да 23 — скорее нет, чем да

8 — конечно да 16 — скорее да, чем нет 24 — конечно

По результатам проведенной диагностики можно сказать следующее: Даниил ответил «Конечно нет» на вопрос 4, 18, «Скорее да, чем нет» на вопросы 5, 7, 11, 13, 16, 21, «скорее нет, чем да» на вопрос 6, 10, 12, 15, 23, «не знаю» на вопрос 1, 3, 19, «конечно да» на вопрос 2, 8, 9, 14, 17, 20, 22, 24.

Бланк ответов Кузнецова Даниила 12 лет

 

вопросы Ответы, в баллах вопросы Ответы вопросы Ответы вопросы Ответы
1 3 7 2 13 2 19 3
2 1 8 1 14 1 20 1
3 3 9 1 15 4 21 2
4 5 10 4 16 2 22 1
5 2 11 2 17 1 23 4
6 4 12 4 18 5 24 1

По факторам: «Строгость» Даниил набрал 5 баллов. «Воспитание самостоятельности, инициативы» набрал 10 баллов. «Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании» набрал 11 баллов. «Отношение к школе, учителям» набрал 8 баллов. «Жесткость (гибкость) методов воспитания» набрал 10 баллов. «Взаимоотношения в семье: недружеские или тёплые» набрал 6 баллов. «Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел» набрал 10 баллов. «Общность интересов» набрал 4 баллов. Общие количество баллов – 64.

Вывод: Уровень взаимоотношений в семье менее благополучный. В воспитании доминантность на стороне отца. В воспитании отсутствует строгость.

Испытуемый № 3. Орлова София 11 лет

1 — скорее нет, чем да 13 — скорее да, чем нет

2 — конечно нет 14 — конечно нет

3 — скорее да, чем нет 15 — скорее нет, чем да

4 — скорее нет, чем да 16 — не знаю

5 — не знаю 17 — скорее да, чем нет

6 — скорее нет, чем да 18 — не знаю

7 — скорее да, чем нет 19 — конечно отец

8 — скорее нет, чем да 20 — скорее нет, чем да

9 — не знаю 21 — скорее нет, чем да

10 — скорее нет, чем да 22 — не знаю

11 — скорее мать, чем отец 23 — конечно нет

12 — конечно нет 24 — скорее нет, чем да

По результатам проведенной диагностики можно сказать следующее: София ответила «Конечно нет» на вопрос 2, 4, 12, 14, 19, 23, «Скорее да, чем нет» на вопросы 3, 7, 13, 17, «скорее нет, чем да» на вопрос 1, 6, 8, 10, 11, 15, 20, 21, 24, «не знаю» на вопрос 5, 9, 16, 18, 22.

Бланк ответов Орловой Софии 11 лет

вопросы Ответы, в баллах вопросы Ответы вопросы Ответы вопросы Ответы
1 4 7 2 13 2 19 5
2 5 8 4 14 5 20 4
3 2 9 3 15 4 21 4
4 5 10 4 16 3 22 3
5 3 11 4 17 2 23 5
6 4 12 5 18 3 24 4

По результатам данной диагностики можно сделать следующий вывод:

По фактору «Строгость» София набрала 9 баллов. По фактору «Воспитание самостоятельности, инициативы» набрала 12 баллов. По фактору «Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании» набрала 11 баллов. По фактору «Отношение к школе, учителям» набрала 14 баллов. По фактору «Жесткость (гибкость) методов воспитания» набрала 9 баллов. По фактору «Взаимоотношения в семье» (тёплые или недружеские) набрала 12 баллов. По фактору «Взаимопомощь в семье» (отсутствие или наличие общих дел) набрала 10 баллов. По фактору «Общность интересов» набрала 11 баллов. Количество баллов по всем факторам — 86.

Вывод: Уровень взаимоотношений в семье благополучный (высокий). В воспитании доминаннтность на стороне обоих родителей

Список литературы

1. Иванов А.В.Социальная педагогика / А.В. Иванов. — М.: Дашков и К0, 2013. – 424с.

2. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: Учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева. – М.: Проспект, 2016.

3. Петрякова А.Г. Культура речи: Учебное пособие / А.Г. Петрякова. – М.: Флинта, Наука, 2016. – 488с.

4. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи: Учебник и практикум / Н.Б. Самсонов. – М.: Юрайт, 2016. – 386с.

5. htt:// vashpsixolog.ru/ — Опросник социализации для школьников «Моя семья».

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.