Задание 1.

Составьте характеристику реальной семьи с выделением критериев для ее типизации.

Ответ: Мать, воспитывает ребенка 11 лет, одна, отца нет. Ребенок растет замкнутым, не общительным, мало играет со сверстниками, иногда к ним может проявить агрессивные действия, пропускает школу, успеваемость низкая. Мать постоянно работает, но денег не хватает, живут с бабушкой, так как своей жилплощади не имеют. Воспитание ребенка в основном возложено на бабушку, которая постоянно болеет, мать часто пропадает на вечеринках у друзей, в целях воспитательных мер по отношению к ребенку применяет физическое насилие, родительские собрания не посещает, на замечание учителей не реагирует.

Вопросы и задания:

Определите, как связаны психологические проблемы конкретной семьи с ее типом.

Ответ: Данный тип семьи относится к неблагополучной семьи с недостатком воспитательных ресурсов (семья не полная (отца нет)), малообеспеченная (живут с бабушкой, нет своей жилплощади), в такой семье ребенок, как правило, предоставлен сам себе, в ней будет присутствовать эмоциональная отчужденность ребенка и матери (так как мать постоянно работает и устраивает свою личную жизнь), соответственно потребности ребенка не удовлетворяются, он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых. В целях воспитательных мер мать применяет физическое насилие по отношению к ребенку, соответственно ребенок проявляет недоверие к людям, подозрительность, агрессивность. И, как следствие, всего этого склонность к отстраненности, изоляции, замкнутость, прогулы в школе неуспеваемость, которые в свою очередь могут привести к дисгармоничному развитию личности.

Задание 2.

Подготовьте программу исследования реальной супружеской пары.

Требования к выполнению задания:

1) учитывать этап жизненного цикла семьи, на котором находится супружеская пара;

2) подобранные диагностические методики должны соответствовать психологической проблеме семьи.

Ответ: В данной ситуации будет составлена программа для исследования семьи с ребенком дошкольного возраста, 6 лет (третья стадия жизненного цикла семьи). Следует отметить, что супружеская пара является основным элементом семьи малой группы. Данная программа исследования супружеской пары предназначена для неблагополучной конфликтной семьи. Программа включает:

1. Сбор информации о данной семье:

– информация общего плана (фактический адрес проживания, прописка, состав семьи).

– Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи).

Методами сбора информации являются:

– Беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.).

– Наблюдение.

– Официальный запрос (в органы, организации и учреждения для документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пенсий, пособий, о прописке семьи по месту жительства и т.д.).

– Анализ документации (из государственных учреждений органов опеки и попечительства, образования, здравоохранения, управления социальной защиты населения и т.д.),

– Анкетирование и тестирование (диагностика индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характера внутрисемейных отношений) проводиться как для ребенка, так и для всех членов семьи [1, 9].
2. Психодиагностическое обследование семьи:

а) Выявления особенностей самооценки.

– Проективные методики – «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Моя семья» и др.

– Гиссенский личностный опросник, предназначен для исследования личности, анализа социальных отношений.

– Семейная социограмма (Э. Г. Эйдемиллер), экспресс – диагностика семейных взаимоотношений и особенностей коммуникативной сферы семьи, способствует выявить уровень самооценки всех членов семьи.

– Метод «Незаконченные предложения» позволяет выявить систему личностных отношений, отношений исследуемого к своему прошлому и будущему, систему отношений к семье.

б) Выявления эмоционально-психологических особенностей семейных отношений.

– Тест «Рисунок семьи» (проективный рисуночный тест), выявляет внутрисемейные отношения и эмоциональные проблемы. Данная методика выявляет чувства ребенка к членам семьи, которых он считает самыми значимыми.

– Графическая методика «Кактус», предназначена для выявления особенностей психического и эмоционального состояния ребенка.

– Семейная генограмма, выявляет эмоциональные проблемы, вокруг которых формируется периодически повторяющийся в семье конфликт.

– Тест «Дом, дерево, человек».

– «Незаконченные предложения».

в) Определение уровня развития коммуникативных навыков.

– «Семейная социограмма» (рисуночная проективная методика), выявляет положение членов семьи в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье (прямой или опосредованный).

– Семейная генограмма, графический метод диагностики коммуникаций в семье и взаимоотношений между ее членами.

г) Определения уровня социально-психологической адаптации.

– Тест социального интеллекта Гилфорда, диагностирует преимущественно когнитивный компонент коммуникативных способностей.

– Гиссенский личностный опросник, предназначен для исследования личности, для анализа социальных отношений.

– Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассерман, фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

д) Изучения внутрисемейных отношений.

– Методика PARI, касается разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье.

– Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), выявляет характер родительского отношения к ребенку – как систему разнообразных чувств, поведенческих стереотипов и установок, проявляющихся в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

– «Незаконченные предложения».

– Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком.

– Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (В. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер), позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений.

– Шкала семейного окружения, измеряет и описывает отношения между членами семьи, направления личностного роста, которым в семье придается особое значение, основную организационную структуру семьи (показатели, управляющие семейной системой).

– Шкала семейной адаптации и сплоченности, измеряет особенности функционирования семьи по трем важнейшим параметрам семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация.
е) Выявления причин семейного неблагополучия.

– Графический диагностический метод генограммы. Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях. Генограммы показывают семейную информацию графически, это помогает быстро увидеть сложные семейные паттерны (повторяющиеся элементы поведения).

Задание 3. Ситуация: педагог-психолог проводил в 1-м классе изучение детско-родительских отношений в семьях учащихся. Им были выявлены как конструктивные, так и негативные типы отношений. Для того чтобы оптимизировать процесс взаимодействия учащихся с родителями, психолог предоставил педагогу подробный отчет об особенностях детско-родительских отношений в семьях каждого ученика.

Вопросы и задания.

1. Внимательно прочитайте психологическую ситуацию.

2. Проанализируйте ее.

Ответ: Проанализировав данную ситуацию можно сказать следующее: психолог поступил не правильно, когда предоставил педагогу подробный отчет об особенностях детско-родительских отношений в семьях каждого ученика, тем самым нарушив, профессиональную этику. Психолог должен только был предоставить рекомендации по оптимизации процесса взаимодействия учащихся с родителями.

3. Укажите, какие ошибки допущены психологом?

Ответ: Предоставил подробный отчет педагогу об особенностях детско-родительских отношений, разглашение тайны. Передавать информацию педагогу в том виде, в каком психолог ее получил недопустимо.

4. Какие этические принципы не соблюдены?

Ответ: Принцип компетентности: нарушение профессиональной этики, обеспечения суверенных прав личности, принцип уважения: кондефициальность, принцип ответственности [2].

Заполните таблицу

Ситуация Ошибки, допущенные психологом Этические принципы, которые не соблюдены психологом
Педагог-психолог проводил в 1-м классе изучение детско-родительских отношений в семьях учащихся. Им были выявлены как конструктивные, так и негативные типы отношений. Для того чтобы оптимизировать процесс взаимодействия учащихся с родителями, психолог предоставил педагогу подробный отчет об особенностях детско-родительских отношений в семьях каждого ученика. Предоставление подробного отчета педагогу об особенностях детско-родительских отношений Принцип компетентности: нарушение профессиональной этики, обеспечения суверенных прав личности
Разглашение тайны. Принцип уважения: кондефициальность.

Принцип ответственности.

Задание 4.

Составьте портрет идеального психодиагноста, осуществляющего процесс изучения семьи.

Вопросы и задания:

При выполнении задания воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • учитывайте профессиональные качества, которым должен соответствовать психолог-диагност;

учитывайте профессиональную подготовку психолога-диагноста;

учитывайте личностные качества, которым должен соответствовать психолог-диагност.

Ответ: портрет идеального психодиагноста, осуществляющего процесс изучения семьи:

1. Психолог-диагност должен обладать следующими профессиональными качествами: общительность и контактность, динамичность и гибкость, эмоциональная сдержанность и терпимость, высокий уровень общей культуры поведения, профессиональный такт.

2. Психолог-диагност должен владеть современными научно-теоретическими знаниями в области психологии: человека, личности, развития, социальной и специальной психологии. А также владеть общими теоретическими, методологическими и методическими принципами психодиагностического исследования. Психолог-диагност должен уметь составлять план и проводит психодиагностическое исследование согласно поставленным задачам и целям, анализируя и интерпретируя полученные результаты диагностического исследования с последующим психологическим заключением и составлением рекомендаций. Психолог-диагност принимает участие в проведении и организации психодиагностических исследований, которые предполагают определение эффективности коррекционно-развивающих и формирующих, программ, диагностических методик, а также выявляет индивидуальные ограничения применения представленных на психодиагностическую экспертизу разработок.

3. Психолог-диагност должен обладать следующими личностными качествами: дружелюбие, жизнерадостность, внимание, вежливость, способность выполнять работу, способность стать лидером, стремление понять позицию другого, полную разнообразия, чувство ответственности, самостоятельность суждений,  тщательность действий, аккуратность и последовательность, способность планировать свое будущее, хорошая память, способность обучать других [2].

Таким образом, работа психолога-диагноста построена на принципе профессиональной независимости и автономии. Психолог-диагност должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, в выводах и рекомендациях. Не имеет права передавать психокоррекционные, психодиагностические и психотерапевтические методики в использовании некомпетентными лицами.

Работая с семьей должен воспринимать ее без чрезмерно суетливости, особенно, когда исследуемые нервничают, проявляют застенчивость. Это способствует психологу-диагносту как можно точнее диагностировать проблемы, имеющиеся в исследуемой семье. Работая с конкретной семьей психолог должен корректно подбирать методики, которые будут способствовать выявлению имеющихся проблем, коррекционные методы, гарантировать тайну не разглашения результатов обследования. Психолог должен хорошо знать научную литературу, которая касается выбранной методики, оценивать технические параметры характеристик: нормы, надежность и валидность.

Выводы делать опираясь на диагностическую оценку.  Динамичность и гибкость поможет психологу-диагносту без труда быстро переключиться с одной темы на другую, если этого требует ход психологического тестирования или собеседования. При возникновении возможных неординарных ситуаций психолог должен без проблем находить выход при собеседовании, должен быть сдержан в своих реакциях на возможные срывы клиента, готовым к любому его поведению, должен обладать тактикой, деликатностью, профессиональной компетентностью, что будет способствовать поиску инновационного подхода и профессиональной коммуникабельности.

Задание 5.

Составьте банк методик для изучения детско-родительских отношений.

Вопросы и задания:

При выполнении задания воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1. При составлении банка методик необходимо выделить несколько разделов, для которых следует подбирать методики. Выделение разделов может осуществляться по различным основаниям: по субъектам семейной системы, по проблемам семьи, по сферам функционирования семьи, по этапам развития семьи и пр. В каждом разделе должно быть представлено не менее трех методик.

2. Следует подбирать только экспериментально апробированные методики, которые представлены в научной литературе.

3. Каждая методика должна включать название, цель, автора методики, ссылку на источник, из которого взята методика. Указывается, на кого направлена методика, дается описание стимульного материала (если это предполагает методика), хода применения методики, обработки и интерпретации материала

Ответ:

По субъектам семейных отношений:

1. Тест-опросник «Удовлетворенность браком» (ОУБ) (авторы: В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), применяется для экспресс – диагностики степени удовлетворенности/неудовлетворенности браком, и степени согласования/рассогласования удовлетворенности браком у конкретной социальной группы [5].

Описание: данный тест-опросник представляет собой одномерную шкалу, которая состоит из 24 утверждений, охватывающие различные сферы (восприятия себя и партнера, оценки, мнения, установки и т.д.), с тремя вариантами ответа: «а» – верно, «б» – трудно сказать, «в» – неверно.

Инструкция: Перед Вами утверждения, на которые Вы должны выбрать один из вариантов ответов, стараясь избегать ответов типа: «трудно сказать», «затрудняюсь ответить».

Интерпретация: Если исследуемый выбрал вариант ответа «а» или «в», совпавших с ключом – 2 балла, если «б», – 1 балл, за не совпавший с ключом ответ – 0 баллов. Суммарный балл складывается по всем ответам: от 0 до 16 баллов – абсолютно неблагополучные семьи; от 17 до 22 баллов – неблагополучные семьи, от 23 до 26 баллов – скорее неблагополучные семьи, от 27 до 28 баллов – переходные семьи, от 29 до 32 баллов – скорее благополучные семьи, от 33 до 38 баллов – благополучные семьи, от 39 до 48 баллов – абсолютно благополучные семьи. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Обработка результатов: Ключ: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11а, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

2. Методика «Диагностика родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина» (авторы А.Я. Варга и В.В. Столин), представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, состоит из вопросов, каждый из которых ориентирован на одну из пяти шкал [9]:

1. Шкала «Принятие-отвержение» отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

2. Шкала «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения.

3. Шкала «Симбиоз» – отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

4. Шкала «Авторитарное гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.

5. Шкала «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.

Материал: бланк с вопросами.

Инструкция: перед вами тест-опросник, включающий 61 вопрос, отвечайте на вопросы «да» или «нет».

Обработка и оценка результатов: количество баллов от 24 до 33 по шкале «Принятие — Отвержение» считается высоким показателем, от 0 до 8 баллов – считается низким показателем. Количество баллов от 7 до 8 по шкале по шкале «Кооперация» – высокий показатель, от 1до 2 балла – низкие показатели. Количество баллов от 6 до 7 по шкале «Симбиоз» – высокий показатель, от 1 до 2 балла – низкие показатели. Количество от 6 до 7 по шкале «контроль» – высокий показатель, от 1 до 2 балла – низкий показатель. Количество от 7до 8 по шкале «Маленький неудачник» – высокий показатель, от 1 до 2 балла – низкий показатель.

Ключ: За каждый ответ «да» – 1 балл, а за каждый ответ «нет» – 0 баллов.

Принятие – отвержение ребенка: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61 [3].

Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях

3. Графическая методика «Кактус» ( автор М.А. Панфилова) , предназначена для выявления особенностей психического и эмоционального состояния ребенка, и определяет устойчивость ребенку к стрессу и подверженность агрессии (ее интенсивность) устанавливает причины, которые вызывают отрицательные эмоции у ребенка [7].

Цель: исследовать состояние эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее интенсивности и направленности.

Материал: бумага (формат А4), карандаш (может быть использован набор карандашей восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации должны быть учтены показатели теста Люшера).

Инструкция: Перед Вами лист бумаги, нарисуйте кактус, продолжительность выполнения методики не более 30 минут. Трактовка рисунка проводится детским психологом. Дополнительные объяснения и вопросы не допускаются, после того как ребенок нарисует с ним проводится беседа, для того чтобы создать, наиболее полную картину о состоянии ребенка.

Вопросы беседы: Кактус домашний или дикий? Его можно потрогать? Кактусу нравится, когда за ним ухаживают? У кактуса есть соседи? Какие растения его соседи? Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Интерпретация: При апробации результатов принимаются данные, которые свойственны графическим методикам.

1. На рисунке отражаются такие качества как: агрессия (наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены; импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим, эгоцентризм: рисунок крупный, расположен в центре листа; зависимость, неуверенность: рисунок маленькие внизу листа; демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм; осторожность, скрытность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса, оптимизм: использование ярких цветов; тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии, женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм; экстравертированность: присутствие других кактусов, цветов; интровертированность: изображен лишь один кактус; стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка; стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.

По проблемам семьи

1. Методика «Кинетический рисунок семьи» (авторы  Р.Бернс, С.Кауфман), выявляет особенности внутрисемейных отношений, отношения ребенка к каждому члену семьи, как он воспринимает их и свою роль в семье.

Материал: лист бумаги (А4), карандаш средней мягкости [8].

Инструкция: Ребенку предлагается на листе бумаги нарисовать свою семью. Без каких-либо указаний или уточнений. При этом отмечается: порядок заполнения свободного пространства и появления персонажей рисунка, время начала и завершения работы, возникновение трудностей при выполнении работы, время, которое затрачено на выполнение конкретного члена семьи, эмоции которые он проявляет при изображении конкретного члена семьи.

После завершения выполнения рисунка ребенок должен подписать или назвать каждого изображенного на рисунке. Затем проводится правильно, построенная беседа о семье изображенной на рисунке.

Интерпретация: Полученное изображение, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому. Интерпретация проводится по следующим направлениям: оценка общей структуры (действительное положение семьи или искаженное); определение наиболее привлекательного персонажа (расположение, рост, одежда, четкость линий, телосложение и т.д.); ребенок о себе (размер собственной фигуры, расстояние от каждого члена семьи); дополнительные персонажи (люди, не относящиеся к членам семьи, животные, вымышленные персонажи и т.д.); родительская пара (место расположения отца и матери по отношению к себе, рост, телосложения каждого из родителей и т.д.); идентификация (отождествление себя с отцом, матерью, сиблингом); отказ от изображения того или иного члена семьи (отсутствие на рисунке ребенка, расстояние на котором ребенок присутствует на изображении).

2. Методика «Типовое семейное состояние» (авторы: Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий), предназначена для исследования психотравмирующих состояний взрослых и детей в конкретной семье (общая неудовлетворенность, нервное и психическое напряжение, семейная тревожность), и причины такого состояния [5].

Описание: данная методика представляет собой интервью, она состоит из 3 шкал, характеризующие самочувствие субъекта исследования в семье. В каждой шкале по 4 субшкалы, повторяющиеся через три пункта (итого 12 субшкал). Шкалы: Общая неудовлетворенность (У), семейная тревожность (Т) и нервно-психическое напряжение (Н).

Материал: бланк для ответов.

Инструкция: Охарактеризуйте свое место в семье, свои ощущения в ней по всем 12 субшкалам или дихотомиям самочувствия (довольный или недовольный, спокойный или встревоженный, напряженный или расслабленный, радостный или огорченный, нужный или лишний, отдохнувший или усталый, здоровый или больной, смелый или робкий, беззаботный или озабоченный, плохой или хороший, ловкий или неуклюжий, свободный или занятой)

Интерпретация: Баллы по шкалам с одинаковым индексом суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам равна или превышает 26 баллов: общая неудовлетворенность (У); нервно-психическое напряжение (Н) —27 баллов; семейная тревожность (Т) – 26 баллов.

3. Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (авторы: Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман), выявляет конфликтные стороны отношений супругов, степень согласия/не согласия, уровень конфликтности в парах [4].

Описание: методика представляет собой тест-опросник, который содержит описание тридцать двух ситуаций супружеского взаимодействия, носящих конфликтный характер.

Стимульный материал: бланк с ситуациями, который разработан отдельно для мужчин и для женщин.

Инструкция: Перед Вами шкалы, возможных реакций на определенную ситуацию, выберите соответствующий вариант. Методика проводится с каждым по-отдельности.

Обработка результатов: Результаты оцениваются при помощи шкалы деления ответов, в балах (от «– 2», до «+2»), а итоговый результат получают путем расчета общего индекса (среднее арифметическое по каждому блоку).

абсолютно не согласна с тем, что муж делает и говорит в данной ситуации, активно возражаю ему и настаиваю на своем (–2);

– не согласна с тем, что муж делает и говорит в данной ситуации, демонстрирую свое недовольство, но избегаю открытого обсуждения (–1);

– ничего не предпринимаю, не высказываю своего отношения, жду дальнейшего развития событий (0);

– в целом согласна с тем, что муж делает и говорит, но не считаю необходимым открыто выражать свое отношение (1);

– полностью согласна с тем, что муж делает и говорит в данной ситуации, активно поддерживаю его и одобряю (2).

Оценивается по восьми сферам, где возможны конфликтные ситуации: проблемы отношений с друзьями и родственниками (1, 5, 8, 20). Вопросы, которые связаны с воспитанием детей (4, 11, 16, 23). Стремления к автономии (6, 18, 21, 22). Нарушение ролевых ожиданий (2, 12, 27, 29). Рассогласование норм поведения (3, 26, 28, 30). Доминирование в семье одного из супругов (9, 25, 31, 32). Проявление ревности (13, 14, 17, 24). Расхождения в отношении к деньгам (7, 10, 15, 19).

Кроме того, ситуации могут быть разделены на две группы по основаниям «виновного в конфликте», как о поводе к ссоре.

В ситуациях №: 4, 5, 9, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 31 в большей степени в возникновении конфликта «виноват» респондент, а в ситуациях №: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 32 такой повод дал супруг (супруга).

Интерпретация: значение индекса с «–» свидетельствует о негативной реакции респондента в конфликтных ситуациях; значение индекса с «+» свидетельствует о позитивных реакциях; значения индекса, близкие к «1»/«–1» свидетельствует о пассивности поведения при семейных недоразумениях; близкие к «2»/«–2») – об активности поведения в конфликтных ситуациях. Чем ближе значения общего индекса к –2, тем более конфликтный характер носит взаимодействие супругов.

По сферам функционирования семьи

1. Методика «Определение особенностей распределения ролей в семье» (авторы: Ю.Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е.М. Дубовская), предназначена для диагностики особенностей распределения ролей в семье между супругами [6].

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы, которые касаются определенных моментов организации семейной жизни. Выберите наиболее подходящий, по Вашему мнению вариант ответа. Желательно методику проводит с каждым одновременно.

Обработка результатов: воспитание детей (9, 13, 14), эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) (2, 15, 18), материальное обеспечение семьи (19,3,16), организация развлечений (20,8,4), роль «хозяина», «хозяйки»(17, 5,21), сексуальный партнер (10, 6, 11), организация семейной субкультуры (1,7, 12).

Индексы по каждой области подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. В вопросах № 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 ответу «1» – 1 балл, «2» – 2 балла, «3» – 3 балла, «4» – 4 балла. В вопросах значения №2,3,7,9,12,13,16,20,21 ответу «1» – 4 балла, «2» – 3 балла, «3» – 2 балла, «4» – 1балл.

Интерпретация: Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в исследуемой семье выполняется женой, чем ниже – мужем. Если величина близка к срединному значению, то, данную роль оба супруга выполняют приблизительно в равной степени.

Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.

2. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (авторы: В.В. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер), предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании и позволяет выявить нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности [4].

Описание: представляет собой опросник, включающий 130 утверждений, которые касаются воспитания детей. Он состоит из 20 шкал: с 1 по 11 шкалы – основные стили семейного воспитания; 12–13, 17–18 – структурно-ролевой аспект жизнедеятельности семьи; 14–15 – особенности функционирования системы взаимных влияний; 16, 19, 20 — работа механизмов семейной интеграции.

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания

Названия шкал Устойчивые сочетания особенностей воспитательного процесса
Уровень протекции Полнота удовлетворения потребностей Степень предъявления требований Степень запретов Строгость санкций
(Г+, Г-) (У+, У-) (Т+, Т-) (З+, З-) (С+, С-)
Потворствующая гиперпротекция + +
Доминирующая гиперпротекция + ± + + +
Повышенная моральная ответственность + + + +
Эмоциональное отвержение + + +
Жестокое обращение + ± +
Гипопротекция ±

Примечание: «+»  чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; «–» – недостаточная выраженность; «±» – возможны как чрезмерность, так и недостаточность или не выраженность воспитания

Обработка результатов: На бланке регистрации ответов номера ответов, которые относятся к одной шкале, расположены в одной строке (кроме 6 подчеркнутых шкал). За каждый положительный ответ – 1 балл. Затем они суммируются. Справа в бланке регистрации ответов указано диагностическое значение конкретной шкалы. Если число баллов ≥ диагностическое значение, то у обследуемого родителя присутствует данный тип отклонения в воспитании. Если название шкал подчеркнуты, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами. При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к Таблице «Диагностика типов семейного воспитания» для установления типа неправильного семейного воспитания.

Интерпретация: направлена на выявления:

1. Уровня протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г-): гиперпротекция (шкала Г+), гипопротекция (шкала Г-).

2. Степени удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+ и У-): потворствование (шкала У+), игнорирование потребностей ребенка (шкала У-).

3. Количества и качества требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т- и З+, З-): чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+), недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-), чрезмерность требований-запретов (шкала З+), недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З-).

4. Строгости санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С-): чрезмерность санкций (шкала С+), минимальность санкций (шкала С-).

5. Неустойчивости стиля воспитания (шкала Н), расширения сферы родительских чувств (шкала РРЧ), предпочтения в подростке детских качеств (шкала ПДК), воспитательной неуверенность родителя (шкала ВН), фобии утраты ребенка (шкала ФУ), неразвитости родительских чувств (шкала НРЧ), проекции на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств (шкала ПНК), вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК), сдвига в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола.

6. Сочетания различных отклонений в воспитании: потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, З-, С-), доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±), эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±), жестокое обращение родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+), гипопротекция (гипоопека – Г-, У-, Т-, З-, С+).

7. Психологических причин отклонений в семейном воспитании, отклонения личности самих родителей, психологических (личностных) проблем родителей, решаемые за счет ребенка (шкалы: РРЧ, ПДК, ВН, ФУ, НРЧ, ПНК, ВК, ПМК и ПЖК).

3. Методика «Шкала семейного окружения» (ШСО) (автор R.Н Moos, в адаптации С.Ю. Куприянова), выявляет социальный климат в семьях различных типов [5].

Инструкция: Перед Вами 90 утверждений, выберите утверждения на Ваш взгляд более оптимальны для Вас и занесите их в бланк ответов. Если на Ваш взгляд утверждение верно поставьте «х» в клеточке, которая обозначена буквой «В» (верно), если утверждение не верно поставьте «х», которая обозначена буквой «Н».

Обработка результатов: Ответы, которые учитывают: Сплоченность: Да (1, 11, 21, 31, 51, 81). Нет (41, 61, 71). Экспрессивность: Да (2, 12, 32, 42, 52, 62, 72, 82). Нет (22). Конфликт: Да (13, 33, 63, 73, 83). Нет (3, 23, 43, 53). Независимость: Да (4, 14, 44, 54, 64). Нет (24, 34, 74, 84). Ориентация на достижения: Да (5, 15, 35, 45, 65, 75). Нет (25, 55, 85). Интеллектуально-культурная ориентация: Да (6, 26, 56, 66, 86). Нет (16, 36, 76). Ориентация на активный отдых: Да (17, 37, 47, 67, 77). Нет (7, 27, 57, 87). Мораль и нравственность: Да (8, 28, 58, 68, 78, 88). Нет (18, 38, 48). Организация: Да (9, 19, 39, 59, 69, 89). Нет (29, 49, 79). Контроль: Да (10, 30, 40, 50, 60, 80, 90). Нет (20, 70).

Низкими значениями являются интервал баллов 1 – 3; средний показатель – 4 – 6; высокий показатель – 7 – 9.

Интерпретация: Методика включает 10 шкал, в каждой шкале 10 пунктов, которые имеют отношение к характеристике семейного окружения.

Шкалы:

А. Показатели отношений между членами семьи: Сплоченность (С), Экспрессивность (Э). Конфликт (К).

Б. Показатели личностного роста: Независимость (Н), Ориентация на достижения (ОД). Интеллектуально-культурная ориентация (ИКО), Ориентация на активный отдых (ОАО), Морально-нравственные аспекты (МНА).

В. Показатели управления семейной системы: Организация (О). Контроль (К).

По каждой шкале необходимо высчитать показатель, путем суммирования ответов по всем разделам шкалы. Далее высчитывают средние показатели для каждого члена семьи и высчитывается семейный профиль, он сравнивается со средними значениями нормативного профиля. И определяется показатель несовместимости семьи (ПНС), который характеризует выраженность диссонанса в восприятии семейного климата членами семьи.

Список литературы

1. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. – М.: Флинта: МПСИ, 2013.
2. Протанская, Е. С. Профессиональная этика психолога / / Е. С. Протанская, С. В. Семенова, О. В. Ходаковская. – М.: ЮРАЙТ, 2016. – 233 с.
3. Психодиагностика. Теория и практика: учебник для бакалавров / Под ред. М. К. Акимовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2014. – 631 с
4. Психология семьи / под ред. Е.Г.Сурковой. – М.: Академия, 2014. – 240 с.
5. Психодиагностика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/
6. Психологическое обследование семьи. Диагностика супружеских отношений. Ролевая структура семьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Часть 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. Практическое пособие / Е.И. Рогов. – М.: ЮРАЙТ, 2016. – 412 с.
8. Шевченко М.А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых / М.А. Шевченко. – М.: АСТ, 2017. – 176 с.
9. Шнейдер Л.Б. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию. Учебное пособие / Л.Б. Шнейдер, Е.М. Соломатина. – М.: МПСУ, 2012.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.