Содержимое

Ситуация 1

Проанализируйте, что было отмечено у десятилетнего мальчика Джорджа при проведении такого же, как и в предыдущих случаях, широкого популяционного осмотра. В течение последнего года он таскал у родителей мелкие деньги, а однажды украл большую сумму, которую его родители отложили на оплату квитанции за газ. Несколько раз он крал из близлежащего магазина, на чем его как-то поймал хозяин. Он вечно по мелочам ссорился с братьями и ввязывался в бесконечные драки по дороге из школы домой. У него бывало недержание кала, он часто мочился в штячы, а случалось, что и в постель. Приступы ярости происходили каждый день, он легко расстраивался и плакал, когда его ругали. При обследовании он постоянно гримасничал, беспокойно дергался и выглядел несчастным.

Вопросы и задания:

  • Как в психотерапевтической практике называется такой метод описания случая клиента?

С точки зрения логики категория синдрома наруше­ния поведения или социальной дезадаптации не являет­ся удовлетворительной, так как диагноз в этом случае зависит от социальных норм.

Синдром социальной дезадаптации встречается гораздо чаще у мальчиков, чем у девочек, и обычно сопро­вождается специфическими расстройствами чтения. Прогноз психического развития при этом типе рас­стройств значительно хуже.

На самом деле у значительной части детей отме­чаются черты и того и другого синдрома. По этой при­ чине в диагностику включена также категория «сме­шанных расстройств». Во многом эти смешанные состоя­ния больше похожи на синдром социальной дезадап­тации, однако в некоторых отношениях они занимают промежуточное положение между этим синдромом и эмоциональными расстройствами.

  •  Когда уместно его применять?

Метод включает весь­ма неоднородную смесь расстройств. И, тем не менее, было показано, что его употребление осмысленно и весь­ма полезно, так как оказалось, что дети, объединяемые им в одну группу, имеют между собой много общего.

  • Что такое дидактогении?

Дидактогения — негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т. п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение.

  • Какова роль педагога в реализации педагогического подхода к
    поведенческим девиациям?

Роль педагога в реализации педагогического подхода к поведенческим девиациям значительна. Как правило, профилактическая работа с девиантными подростками проводится в рамках социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях (реабилитационных центрах).

Специалисты данных центров проводят различные акции и праздники, организаторами которых часто выступают сами дети.

Умение управлять своими эмоциями – одно из главных условий предотвращения многих форм девиантного поведения, прежде всего агрессии.

Однако надо заметить, что данное исследование нельзя считать полностью завершенным. Оно требует дальнейшей проработки для получения более объективных и достоверных данных.

Эффективности социальной работы с детьми девиантного поведения зависит от многих факторов: материально-технических ресурсов, комплексного подхода к проблеме, развития Законодательной базы, в частности ювенальной юстиции, участия молодёжных, общественных организаций и объединений, деятельности учреждений социального обслуживания; кадрового вопроса, в частности нужны психологи-девиантологи, разбирающиеся в тонкостях проблем несовершеннолетней девиации, организации досуга несовершеннолетних, нужно апробировать новые методики и методы работы.

Ситуация 2

Прочитайте выдержку из письма:

«… года три назад я вам писала, думала тогда: разводиться нет.. Изложила нашу жизнь и описала характер моего бывшего мужа. Ответ ваш был прост: бегите! Я вам очень благодарна, сейчас я счастлива и любима, но проблемы моего сына, которому 7 с половиной лет, не оставляют меня в покое. Я постоянно думаю об этом и не могу,
просто не могу отпустить ситуацию!! Проблема и во мне.. Я гипер-мама, и
как мой ребенок еще не возненавидел меня, не знаю..
У него синдром рассеянности, такой диагноз поставил невропатолог. Все
забывает. Забывает учиться, доделывать контрольную, заправить постель,
взять портфель.. Уроки делает иногда дольше семи вечера.

А я становлюсь мамой-наседкой! Такой противной, что сама себя за это не люблю.

Хочу быть ему другом — а только контролирую и контролирую. Меня мама так же: до сих пор контроль полный, тотальный, хотя мне 31 год. Я всю жизнь себе клялась, что я такой никогда не буду. И вот, приходится!!! Если не контролировать — отпустить — он покатится!.. Я переживаю за школу.. Он во втором классе, пошел с шести, я дура, зря отдала его! Его он тянул и еще как!

Был отличником. Перешел в другую школу, нас взяли туда с условием:
потянет — останется, нет — до свиданья. Я переживаю, что он белая ворона, что
он один ничего не успевает, весь класс задерживает, переодевается по 30
минут. Отдала на спорт, а он ленится, надоело настолько его в угол загнала,
что иногда он просит веревку удушиться! Перевожу на смех, а саму трясет.
Он объясняет, что сам страдает от того, что он тугодум, ленив, тормозит,
медлительный и все забывает. Плачет, говорит: помоги мне вылечиться от
этого! Родился Алешка с задержкой дыхания, давали кислород. Все говорят,
что из-за этого он такой.». Я в это отказываюсь верить! Всецело в моем
отношении к нему, к его успехам! В его рассеянности! Я не знаю, как
дальше будет, но у меня тупик! Пожалуйста, примите нас, или напишите
врачебное письмо, прикажите: отстань от сына, пусть идет как идет!
Марина».

Вопросы и задания:

  • Выявите содержание термина «гипер-мама», признаки гиперопекающего поведения.

«Гипер- маму» не интересует карьера, социальный статус, другие мужчины. Домашний очаг, дети, муж – в этом её счастье и смысл жизни.

В её доме всегда порядок и уют. Везде чистота, она сама чистая и аккуратная, как и её дети. Рубашки мужа поглажены, носочки заштопаны, бельё сложено аккуратными стопочками. Она прекрасная хозяйка, очень любит готовить и рукодельничать. Её ребёнок никогда не пойдет в школу (в институт, на работу) без вкусной домашней еды, заботливо упакованной материнскими руками.

Самая заботливая мама, так устроено её психическое. Но её материнская любовь не всегда идёт во благо детям. Часто такая лучшая мама рожает только одного ребёнка. Других детей она рожать не хочет, чтобы ничем не обделить первенца, чтобы заботиться о нем так же, как она заботилась до сих пор. Второй ребёнок ей кажется чем-то вроде предательства перед первым.

 Гиперопека – это нездоровое отношение к ребенку, вследствие которого дочь/сын не могут получить нужный опыт и навыки, чтобы стать психически и эмоционально зрелой личностью.

В основе гиперопеки лежит болезненная потребность контролировать каждый шаг ребенка, которая является одним из признаков невроза. Потребность в контроле, повышенная тревожность и навязчивые страхи – это те психологические проблемы, от которых нужно избавиться всем родителям, что подавляют детей своей чрезмерной заботой и контролем.

Сделать это можно как самостоятельно (в более легких случаях), так и с помощью специалиста, причем важно помнить, что избавляться от этих психологических проблем следует не только ради ребенка, но и ради собственного счастья и психологического комфорта.

Параллельно с избавлением от собственных психологических проблем и комплексов, родители должны научиться доверять своему ребенку и уважать его как отдельную личность.

  • Выявите проявление синдрома детского рассеянного поведения, его причины диагностики и способы помощи.

Рассеянность у ребёнка может быть обусловлена тем, что он пока не способен сознательно контролировать себя. Само по себе внимание зависит от некоторых психических процессов, происходящих в человеческом мозге. На начальном этапе ребёнок нуждается в мотивации и контроле со стороны родителей – нужно указывать малышу правильное направление для сосредоточенности.

Школьники могут страдать от рассеянности из-за некоторых болезней, конфликтов с учителями, сверстниками, родственниками и пр. В подобной обстановке ребёнок всё время будет находиться в напряжении, что не позволит ему сосредоточиться. При появлении признаков рассеянности нужно узнать, какова причина подобного поведения малыша, после чего решить эту проблему, устранив причину.

Существуют также случаи, когда у ребёнка от рождения наблюдается рассеянность внимания – это следствие некоторых особенностей деятельности его нервной системы. Обуславливаются эти особенности неравномерным  развитием функций и процессов, протекающих в мозге ребёнка. При наличии подобных проблем малыш не сможет надолго сосредоточиться, будет быстро утомляться и постоянно переключаться с одного дела на другое.

Рассеянность у ребёнка – как её опознать и определить? Ниже представлены некоторые симптомы, которые свидетельствуют о наличии такой проблемы:

  • Гипервозбудимость, неусидчивость, постоянная суета;
  • Очень часто меняет дело, которым занимается, забрасывает, не доводя до конца;
  • Не может сконцентрироваться на одном определённом задании;
  • Проблемы с памятью.

Родителям также следует обратить внимание на следующие признаки, которые демонстрируют развитие у ребёнка невнимательности:

  • Малыш не может сконцентрироваться на конкретном задании, постоянно отвлекаясь от него;
  • Вечно теряет или забывает про свои школьные вещи, игрушки и прочие принадлежности;
  • Постоянно уклоняется от любой работы, в выполнении которой требуется сосредоточенность, терпение и усидчивость;
  • Возникают проблемы со школьной успеваемостью из-за того, что не может завершить даже самые небольшие задания, ошибается в простых ситуациях;
  • С любым заданием справляется намного позже, чем другие дети;
  • Отличается мечтательностью;
  • Не слушает инструкции;
  • Может переключиться на другое задание, не закончив предыдущее.

В целях профилактики можно ещё с ранних лет тренировать  его произвольное внимание – можно давать ребёнку зеркало, в которое он будет рассматривать себя, пытаясь сосредоточиться на происходящем. Также существует огромное количество игрушек, способствующих развитию концентрации. В грудном возрасте детям можно показывать разнообразные предметы, объясняя при этом, для чего они нужны. Это тоже хорошо тренирует произвольное внимание.

Если вы заметили рассеянность у ребёнка, следует купить ему игры, которые будут развивать его внимательность – такие, как лото, мозаика или паззлы. Поиграйте с ребёнком в эти игры – расскажите о правилах, объясните, как нужно собирать из отдельных частей картинку и пр. Совместные занятия должны увлечь ребёнка, помогая ему учиться концентрации.

 

Ситуация 3

Когда человек обращается к другому человеку, то может сказать: «у меня проблемы со сном», «у меня нет аппетита», «у меня нет друзей».
Еще один литературный пример:

«- Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны предпочитаете в
это время дня?

— Покорнейше… я не пью..

.- Напрасно! Так не прикажете ли партию в кости? Или вы
предпочитаете другие какие-нибудь игры? Домино, карты?

— Не играю, — уже утомленный, отозвался буфетчик.

— Совсем худо, — заключил хозяин, — что-то, воля ваша, недоброе
таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных
женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или
втайне ненавидят окружающих».

(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Вопросы и задания:

  • Почему люди сравнивают с неким стандартом. Устанавливающей сколько спать, сколько друзей полагается иметь и т.д.?

Это чрезвычайно разрушительная привычка —  сравнение себя с другими людьми. Вы сравниваете автомобили, дома, работу, обувь, количество денег, отношения, социальную популярность и так далее. И, в конце концов, вы втаптываете свою самооценку в грязь, что вызывает массу негативных чувств.

Как преодолеть эту привычку: Замените эту разрушающую привычку двумя другими: Сравните себя с самим собой. Это значит, что вместо того, чтобы сравнивать себя с другими людьми, начните сравниваться себя настоящего с собой прошлым. Сравните, чего вы добились и достигли за определенный промежуток времени, как усовершенствовали себя внешне, свой статус и т.д. Зачем зацикливаться на других людях, когда можно сосредоточиться на себе.
Будьте добры. По моему опыту, то, как вы себя ведете по отношению к другим людям, оказывает огромный эффект на то, как вы относитесь к себе самому. Чем больше вы критикуете других людей, чем больше вы склонны к самокритике (часто почти автоматически). Будьте добрее к другим людям, помогайте им, и вы, как правило, станете более добрым и полезным для себя.

 

  • Как на этом примере просматриваются нормы культуры? Социальные нормы?

Культура, речь, абстрактное мышление, интеллект, воображение – эти элементы социума характеризуют специфику человеческого сообщества в сравнении с сообществами животных.

Природа имеет превосходство над обществом по признаку «естественность». Но природа нецивилизованна: в ней нет государства, освящённых традицией законов, философии, религии, содержанием которых является гуманизм и любовь к ближнему. В свою очередь цивилизация неестественна: нормы морали, исповедуемые цивилизованным обществом, невыводимы из законов природы, суть которых сводится к борьбе за существование.

Социальные нормы — это образцы, правила, стандарты, принятые в сфере социальных отношений. Они регулируют межличностные, групповые, организационные, классовые, профессиональные, национальные, половозрастные, бытовые, политические, экономические, семейные и иные отношения.

  • Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему?

Нормы, связанные с развитием личности. Они также условны, то есть буквально: зависят от условий (например, Маугли). Но, строго говоря, они зависят и от того, кем именно дается оценка соответствия этой норме? На каких теоретических или опытных основаниях выведена сама норма? К каким категориям людей она применима?

Нормы, связанные с развитием личности – и это надо помнить – в большинстве своем могут быть определены, как описывающие допустимый диапазон нормативности, а не жестко и дискретно фиксирующие факт этой нормативности.

При этом такие нормы динамичны во временном аспекте, но их фиксация осуществляется с учетом возрастов или тех или иных статусов (возрастных, семейных, социальных, профессиональных, и т.п.).

Юнгом подчеркивалась необходимость изучения личности, как с позиции причин, так и с позиции целей (почему он стал таким, каким стал – к чему он стремится в будущем).

Но помимо сказанного выделяются и другие критерии выведения норм.

Так возможно соотнесение индивида с нормами психического здоровья, возможен подход, связанный с адаптацией его в социуме, и имеющий своим глубинным основанием либо понятие гомеостаза, с одной стороны, либо идею активного преобразования действительности – с другой.

Важно то, что каждый подход даст свой перечень и свое толкование норм.

 Ю.А. Клейбергом отмечается заимствование психологами понимания нормы и отклонений из медицины, в частности из психиатрии, т.е., в конечном счете, из дихотомии «норма — патология». Интенсивно развивавшийся в 80-е годы статистический подход, в частности, в дифференциальной психологии, привел к появлению понимания нормы как статистической величины, а не качественной характеристики. Анализируя понятия «норма» и «отклонение», указанный автор выделяет следующие понимания нормы:

а) норма как предписание или запрет;

б) норма как идеал, как соответствие требованиям той социальной среды, в которой живет и действует человек;

в) норма как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции;

г) норма как соответствие тем или иным теоретико-психологическим конструктам.

 Этот же автор указывает: «…особым критерием нормы может служить приспособленность к условиям жизни. Однако если для оценки биологической (физиологической) нормы этот критерий приемлем, то для понимания психологической нормы — нет. Более того, по справедливому мнению некоторых исследователей, в области человеческой психики эти критерии приобретают прямо противоположный смысл: способность легко приспосабливаться к любым новым условиям есть признак «не-нормы», признак моральной и эмоциональной неразвитости, отсутствия системы ценностей и т.д.».

  • Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).

Конвенциональные нормы– совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения.

Наряду с овладением языком как средством организации произвольных действий ребенок осознанно и неосознанно усваивает, интериоризирует и иные механизмы самоконтроля – конвенциональные нормы.

Конвенциональные нормы – совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения.

Конвенциональные нормы усваиваются путем поощрения или порицания соответствующих действий ребенка взрослыми, расположением которых он дорожит.

«Естественно, что слова, побуждающие к действию („надо“) или запрещающие его („нельзя“), приобретают для ребенка сигнальное значение только в тех случаях, когда их действие получает постоянное деловое подкрепление. Если мать говорит „нельзя“, а ребенок продолжает дергать за шнур электрической лампы или, не обращая внимания на требования „надо“, убегает, не убрав игрушки, и такое невыполнение требований остается без каких-либо последствий, нужный стереотип поведения – положительная привычка – не вырабатывается у ребенка. Он не привыкает „тормозить“ свои непосредственные побуждения» (Люблинская А. А., с. 337).

 Таким образом, посредством поощрений, наказаний, побуждений и предупреждений взрослых у ребенка формируется внутренний цензор, с требованиями которого он начинает соотносить свои поступки и действия (Т. Шибутани).

Конвенциональные нормы усваиваются путем поощрения или порицания соответствующих действий ребенка взрослыми, расположением которых он дорожит.

Объективные нормы.

Возьмем в качестве примера работу менеджера (специалиста) по оптовым продажам. Разве можно даже применительно к этой деятельности и даже применительно к результатам деятельности использовать только объективные показатели? Например, ограничиться только объемом продаж, количеством «приобретенных» и «потерянных» клиентов и пренебречь удовлетворенностью клиентов обслуживанием, репутацией данного менеджера в глазах клиентов, готовностью работать с данным менеджером в дальнейшем и тому подобными показателями, требующими субъективной оценки? Скорее всего, нет. То же самое справедливо в отношении оценки поведения и в отношении оценки психологических черт. И в этих случаях зачастую необходимо использовать субъективные методы.

 

Список использованной литературы

  1. Буз Ю.М., Дерябина Л.Л. Профилактика аддиктивного поведения и химической зависимости в подростково – юношеской среде//Деятельность педагога – психолога в системе образования: Научно – методическое и нормативно – правовое обеспечение. – Вып. III. – С.219 – 222.
  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 440с.
  3. Вахрамов Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома//Прикладная психология и психоанализ. – 2000. – №3. – С.52 – 60.
  4. Вим Лот, Хан Спанярд. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам …(Как профилактика асоциального поведения)//Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. –2000. – №1. – С.60 – 74.
  5. Вингендер И. Социально – психологические аспекты девианций в Венгрии//Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С.5 – 15.
  6. Воспитывает Киплинг: Игровая программа проведения палаточного лагеря для школьников: Опыт работы с “трудными подростками”//Внешкольник. – 1999. – №4. – С.10 – 12.
  7. Гордон М., Зарецкий В. Летняя школа как новая образовательная среда для детей группы риска//Народное образование. – 1999. – №5. – С.173 – 178
  8. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска//Классный руководитель. – 2000. – №2. – С.10 – 12.
  9. Дети “группы риска”: Материалы Международной конференции. –СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.
  10. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов В.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/Под ред. П.И. Педкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160с.
  11. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях//Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С.16 – 25.
  12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии “Юрайт – М”, 2001.
  13. Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков//Классный руководитель. – 2003. – №4. – С.86 – 103.
  14. Крылова Н. Проблемный подросток: его права и возможности. – 2001. – №9. – С.17 – 25.
  15. Кузнецова И. Психологическая поддержка: Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении//Школьный психолог: Еженед. прил. к газете “Первое сентября”. – 2000. – №29. – С.4.
  16. Тысячникова Л. Трудный подросток, как ему помочь?//Воспитание школьников. – 2003. –№2. – С.23-25.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.