Задание 1.

Найдите в Интернете несколько (3-4) интернет-форумов, на которых родители обсуждают образовательные запросы своих детей. Оформите их мнения (не менее 20 высказываний) в виде таблицы с кратким выводом.

Рекомендации: при выборе форумов ориентируйтесь на количество посетителей сайта: чем больше посетителей, тем больший спектр мнений можно узнать.

Вопросы и задания:

Требования к выполнению задания:

анализ не менее 3 форумов;

точное указание названий и адресов сайтов;

развернутые выводы со сравнительным анализом целевых групп;

иллюстративный пример (высказывание, цитата).

Выполнение: (см. таблица 1)

Таблица 1

Интернет-форумы и мнения родителей на тему «Образовательные запросы их детей»

Высказывания Выводы
Форум для женщин: дети/обо всем «Домашнее обучение на дому» http://www.woman.ru/kids/medley5/thread/3953732/
1 Вот у меня сейчас ребенок на домашнем обучении, вот так вот сложились обстоятельства. Это ужас просто какой-то я вам серьезно говорю. Дочь закончила второй класс с грамотой, а сейчас уровень знаний у нее просто не сравним даже с тем что у нас было когда она ходила в школу. Школа ребенку нужна, что бы там ни говорили. Таким образом, на данный момент существует тенденция к домашнему обучению, это связано с тем, что родители с одной стороны не доверяют современной системе образования, а с другой стороны это своеобразный «тренд» моды. Но тем не менее, родители уверены, что домашнее обучение не может заменить школу.
2 на домашнем обучении ребёнок вырастает более образованным и воспитанным. раньше поступает в вуз. буду оплачивать в дальнейшем репетиторов, хотя и понимаю, что хорошие репетиторы стоят дорого. нынешние школы вызывают жуткое впечатление
3 На домашнем обучении вырастают задроты. И учителя с такими не возятся особенно к «домушникам» уже заранее относятся снисходительно, как к дурачкам. Не рассчитывайте на «индивидуальный подход». В общем, не вижу никакого смысла здорового ребенка держать у юбки.
в большинстве современных школ не учеба, а протирание штанов-сужу по племянникам, которые в школе делают все что угодно, только не учатся, потому что учителям, по большому счету, пофигу-не хочешь учиться-не надо.
4 Мой ребенок обучается на дому. Недавно мы сходили в школу на аттестацию. Представляете, что творилось в классе- с детьми не слышат и не слушают учителя. Все они безликие, абсолютно нет никакого желания учиться. И это в первом классе! Опомнитесь, люди, куда вы отправляете своего любимого ребенка? Зачем? Уж программу начальной школы вы не забыли? По советам выдающихся психологов ребенка до 10-11лет должны обучать дома, чтобы он окреп, рос в любви и тепле. А социализацию получит в кружках, секциях, музыкальной школе, спортшколе, во дворе с друзьями. Вообщем, решать вам! Но я очень довольна, что моя дочь обучается дома и отлично сдала аттестацию в школе!
5 Если к жизни, то школа — это модель жизни, такой тренинг. Если вам нужны только знания, то для чего они, если в жизни не сможете их использовать?
Форум для родителей: школьники о школах «Отношение учителей к нашим детям» http://www.habit.ru/portal/schools/11/2573.html
1 Такая ситуация складывается, что многим предметам просто не учат. Изо, музыка, технология и все в таком роде сразу делай и приноси готовенькое. Не можешь — подключай родителей. А школа тогда для чего? Дети не рождаются Эйнштейнами, их надо учить, а учителя совсем расслабились. Ничего им не надо, автоматом ставят оценки за сделанное дома. Еще и придираются. А какое право ты имеешь придираться, если ты ничего за год не дала, не научила. Ты учитель, тебе за это платят. Не нравится — ищи работу лучше. А тыкать кружками не надо, если все будут ходить в платные кружки, зачем тогда ходить в школу. Да и потом дети имеют право на бесплатное образование. Вот такое отношение, из страха потерять премию вечно что-то навязывают, тесты какие-то, почитала в интернете, так лохотрон. Отказалась. Кошмар. Интересно, а в этом городе вообще этот сайт читают, чтоб пойти и разобраться или вообще такая деревня, что никому ничего не нужно. Таким образом, родители уверены что отношение учителей к детям безразличное, нет соответствующей профессиональной подготовки учителей. Со слов родителей современные учителя очень часто нарушают профессиональную этику выходят за рамки дозволенного.
2 Мой жалуется на то, что его учительница не берет его участвовать в школьных концертах, конкурсах. Когда ребёнок подошёл к учительнице и сказал, что хочет поучаствовать. Учительница ответила, что нужен талант. Я в шоке, разве можно говорить так ребенку. Что делать, как разговаривать с учительницей.
3 Здравствуйте, Меня зовут Ольга, мой сын учится в 7 классе, находясь в конфликтном общении с одноклассником на уроке выразился нецензурной бранью, в адрес ученика, учитель написала докладную, якобы ребёнок оскорбил её, на применение идти не хочет, общаться с ребёнком отказывается, даже в рабочий процесс, психика не выдерживает, куда обращаться за помощью, помогите, сижу на таблетка, ребёнок отказывается ходить в школу, плачет, переживает вместе, угрожают милицией и все такое, помогите, как быть!
4 Я вообще не понимаю, что такие учителя делают в школе? Никто вас силком в пед.институт не загоняет, в школе никто цепями не приковал. Не можете справиться с детьми, или нервов не хватает-валите из школы! Зачем отрываться на наших детях? Мой тоже жалуется, что класснуха все время орет. А на собрание приходишь — сама душка.
5 У нас ребенка в нач. школе не отпустили с урока в туалет. А на продленке вывели гулять в мокрых штанах. Ребенок на соответствующий вопрос постеснялся сказать правду, ответил, что воду на стул пролил.
6 Прчитала тут «крики души». Смешно! Ув. родители! Занимайтесь вашими детьми. Воспитывайте их, а не обсуждайте учителей на ваших кухнях. Ваши дети все слышат. И вы еще хотите, чтобы ваш ребенок имел хорошее отношение к учителю, а учитель после его выкрутасов к нему? И еще по оценочному листу, которые учителя заполняют, нет смысла занижать оценки ученикам — зарплата меньше будет!
7 Ужас мы сами с этим сталкиваемся ежедневно, почему я должна репетироту платить, а учитель чем занимется? зарплату за что им поднимают? совсем обнаглели, родители боятся что-либо возразить, на ребенке сразу отыграются, необходимо провести переаттестацию учителей на профпригодность, посмотрите наконец кто «учит» или точнее морально колечит наших детей!!!!!
8 я скажу так, ученик познается по своему учителю, у хороших учителей, плохих учеников не бывает, бывают разные ситуации, но Учитель по призванию, всегда найдет как помочь тому, кто нуждается особенно в помощи, ведь им препадают уроки психологии.
Форум для родителей: многодеток.ру «Родим, вырастим, воспитаем! Обычная школа и особый ребенок» http://mnogodetok.ru/viewtopic.php?f=218&t=47831&sid=92505fa353ae5f57f3099785f971281c&start=30
1 Сегодня позвонила в школу надомного обучения своего района. Спросила каких детишек они принемают . Ответ ,детей инвалидов и детей которые хронический болеют ,мы не подходим .Не слишком активных ,не слишком пассивных они не берут Таким образом, родители согласны, чтобы «особые дети», обучались с обычными детьми, так как это способствует их интеграции в обществе, вопрос лишь к непониманию проблемы со стороны вышестоящего руководства. Стоит отметить, не зависимо от наличия каких-либо физических и прочих проблем каждый ребенок имеет право на образование.
2 моему сыну-инвалиду(дцп) скоро 10, мы идём только во второй класс, зато обычной школы. В 7 лет от этой же школы приходила учительница, обучались на дому, я работала уроки с ним делали старшие, учились от раза к разу. Мне это не нравилось совершенно, на следующий год перевелись в спец.школу для ДЦП опять пошли в первый класс, но перед самой школой сделали операцию, долго был в гипсах. Опять с учёбой не получилось, я решила уйти с работы и вот мы опять в первом классе третий раз. К концу учебного года кое-как научился читать и писать с математикой сложнее(психиатр ставит зпр, сын не ходит сам, поэтому как я говорю, знает о мире на уровне пола). На каникулах продолжаем учиться дома, он и сам видит что отстаёт, садится за уроки. С детьми общается в классе нормально, участвует в мероприятиях, дети тоже к нему хорошо относятся помогают, я за обычную школу. На домашнее никогда не поздно перевестись, извините за сумбур….
3 Если честно, то я и вправду не знаю законы, как можно обучать ребенка инвалида. Я обратилась в местное управление образования мне сразу указали на коррекц. школу или на домашнее обучение. Они говорят, что я хочу школу подстроить под себя, а так не получиться. Или она будет ходить как все (но учитель продленки может только 3 дня в неделе) или оформляйте домашнее обучение (учитель будет приходить только 1-2 раза в неделю, так как ей некогда). В коррекционной школе ей тянуться не за кем, она там угаснет. Девочка очень общительная, ей очень хочется сидеть в классе со всеми учениками.
4 Моя подруга воспитывает ребенка эпилептика. Школа в которую они пошли -вынудила их уйти из за неуспеваемости. Измучили их за год своим нытьем и стремлению к показателям.
Ребенок принимает сильные препараты. А спец классы переполнены и в департаменте не видят причину для спец школы. Он то умственно нормальный, но медленный. В этом году моя подруга перевела ребенка в сельскую школу. Специально возят. Да, не удобно, НО… Они теперь счастливы. Детей в классе меньше в два раза. Дети его прекрасно воспринимают-обычные дети, не избалованные . И учитель не видит в нем ни какого криминала для уроков. Мальчик и моя подруга аж воспряли духом!
5 У нас система такая. Ребенок на домашнем обучении прикреплен к классу ,посещает все мероприятия класса и если позволяет здоровье может посещать некоторые уроки в школе типа музыки, рисования и т.д. Может вам тоже так основные уроки с учителем на дому, а дополнительные посещать в школе.
6 С моей дочкой девочка ходила на занятия, и у неё сестра старшая, лет 10-11 инвалид. Я точно не помню из-за чего, какая то инфекция была в роддоме, но не об этом. Девочка хорошая, просто немного ей трудней все дается. Учится в обычной школе, но 3 дня в неделю. И как я поняла у них, деток -инвалидов отдельный класс.
7 Я за интеграцию детей в общество нормально развивающихся сверстников во внеурочное время. Вам уже несколько раз посоветовали отдать дочку в кружки-студии, которые будут ей по силам и, в которых отсутствуют строгие требования к усвоению образовательной программы. Какой смысл «сидения на уроках» ребенка, которому нужен педагог-дефектолог, специальные тех. средства и пр.?
После прохождения ПМПК Вам должны были выдать бумажку с «рекомендуемой» программой обучения. Советую все таки обратиться именно в нужное учреждение. Т.к. именно там будет обеспечена максимально возможная коррекция. Это счастье, что пока такие учреждения существуют, пройдет несколько лет и всё прикроется. И что тогда будут делать такие дети — вообще не ясно!
8 Девочки, милые, не ломайте копья. Вы все по своему правы. Ситуация двоякая: с одной стороны ребенок хочет, старший там и родителям удобно и надо дать шанс. С другой стороны, жуткая директриса, наша долбанная система, абсолютно не готовая к модному и инклюзивному образованию, слабопонятные комиссии из опеки. Я думаю, все упирается в конкретного ребенка, маму и ситуацию. Лично я за шанс малышки попробовать, НО однозначно, не ценой унижений мамы и ребенка. Так еще и старшего пнуть хотят…..эх я все таки за смену школы для обоих деток, походите, поговорите.

Таким образом, анализируя посетившие форум – сайты, на которых родители обсуждают образовательные запросы своих детей, можно сказать следующее: не зависимо от образовательных проблем, с которыми сталкиваются родители они хотят лучшего для своих детей, а именно дать своим детям соответствующее образование, чтобы они гармонично развивались и успешно адаптировались и интегрировались в социуме.

Задание 2.

Заполните таблицу по теме «Основные подходы к изучению семьи».

Выполнение: (см. таблицу 2).

Таблица 2

Основные подходы к изучению семьи

Название подхода Назначение, цель/задачи Основные идеи Условия применения
Психодинамический подход к семье (берет начало в работах З.Фрейда) Семья рассматривается как среда первичной социализации. Цель: формирование защитных механизмов, позволяющих конструктивно переработать энергию базовых влечений. Развитие личности имеет несколько событий, которые являются психологически травмирующими для человека.

Развитие личности понимается как процесс в двух направлениях:
1. освобождение от инфантильной зависимости
2. формирование самоопределения по типу взрослого человека

Психодинамический подход исходит от эгоцентрического представления о себе как центра семьи к адекватному осознанию себя и своего места в обществе и основан на постепенном осознании клиентом ранее неосознаваемых им проблем и конфликтов
Юнгеанский подход к семье (К.Г. Юнг) Цель: движение личности в сторону индивидуации ( путь к себе, личностный рост). Для семьи необходим некоторый функциональный уровень дискомфорта, неустроенности, самопожертвования. 1.крестьянский брак — общее дело тянут за собой
2. брак «детский приют» — сказка о золушке (добирает в брак то, что не добрал в семье родителей)
3. политический брак
5. рабский брак (подчинение одного другим)
Архитипы брачных отношений

Гуманистический подход к семье (В.Сатир, Э.С.Спиваковская) [1; 2]

Цель: рассмотрение семьи как социальной среды, которая способствует социальному росту, т.е.

брак рассматривается как процесс партнерства, процесс выстраивания отношений и создания условий для личностного роста супругов.

Огромное значение внутрисемейного общения Семья — благополучная, неблагополучная.

Задание 3.

Разработайте проект диагностической работы с проблемной семьей на разных этапах жизненного цикла семьи.

Выполнение:

В данной ситуации выделим следующие жизненные этапы жизненных циклов:

1. Молодая семья , план диагностической работы с проблемной семьей будет включать:

– Сбор и анализ информации о молодой паре.

– Составление социальной карты семьи.

– Налаживание контакта с молодой семьей и с каждым ее членом

– Консультирование

– Подбор диагностических методик для выявление проблем данной семьи

– Проведение диагностической работы,

Диагностическая работа включает диагностику супружеских отношений, и диагностику детско-родительских отношений. Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары.

Методики: Методика семейных взаимоотношений Л.Д. Миллер «Шкала социальной интимности». Методика «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская). Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер). Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская). Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Юстицкис). Опросник «Интересы – досуг» (Т.М.Трапезникова). Тест-опросник «Удовлетворенность браком» (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова). Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е.Алешина, Л.Я.Гозман). Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис) [3; 5; 6].

Для молодой семье, у которой есть ребенок дополнительно применяют следующие методики: Тест «Родительско-детские отношения» (РАRI) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К.Белл; адаптирован Т.Н.Нещерет). Тест-опросник «Анализ семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Тест-опросник «Диагностика родительского отношения (ОРО)» (А.Я.Варга, В.В. Столин). Графический тест «Рисунок семьи». Проективная методика Рене Жиля. Методика «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой) [5;6].

Для диагностики семейной ситуации развития могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, опрос.

– Обработка и анализ полученных данных в процессе диагностической работы.

Задание 4.

Заполните таблицу «Методики изучения семьи».

Выполнение:

Таблица 3

Методики изучения семьи

Наименование методики Цель методики Объект исследования Краткое описание методики Какие проблемы позволяет изучить методика (в каких случаях применяется)
«Определение особенностей распределения ролей в семье» (авторы: Ю.Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е.М. Дубовская), [4] диагностика особенностей распределения ролей в семье между супругами Муж, жена Методика представляет собой опросник, состоящий из 21 вопроса с вариантами ответов, которые касаются определенных моментов организации семейной жизни Распределения ролей: в воспитание детей, в создании эмоционального климата в семье («психотерапевтическая» функция), в материальном обеспечение семьи, организации развлечений, роль «хозяина», «хозяйки», сексуальный партнер, организация семейной субкультуры.
Тест-опросник «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т.Л.Романова) [4] для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком. Муж, жена, семейные отношения Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам Выявляет проблемы восприятия себя и партнера, мнения, оценки, и отношения между супругами, Применяется при диагностики супружеских отношений, а также для выявления степени согласования/рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Тест-опросник «Диагностика родительского отношения» (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин), [3] выявление родительского отношения к ребенку Отношение отца и матери к ребенку состоит из 61 вопросов, каждый из которых ориентирован на одну из пяти шкал Выявляет интегральное эмоциональное отношение к ребенку, а также социально желательный образ родительского отношения, форму и направление контроля за поведением ребенка, особенности восприятия и понимания ребенка родителем,

межличностную дистанцию в общении с ребенком. Для диагностики детско-родительских отношений.

Методика семейных взаимоотношений Л.Д. Миллер «Шкала социальной интимности» [7] определения социальной близости между супругами. Межличностные отношения супругов Состоит из 17 вопросов, результат оценивается по 10–ти бальной шкале, Выявляет оценку близости в различных отношениях (дружба, семья, супруг), диагностирует уровень интимности отношений, применяется в семейной психологии для диагностики степени социальной и эмоциональной близости,

Задание 5.

Выделите возможные психологические проблемы в двух семьях разного типа

.

Вопросы и задания:

Требования к выполнению задания:

наличие доказательств отнесения данной семьи к определенному типу, развернутого вывода;

обозначено несколько психологических проблем семьи и указаны возможные пути и способы их решения.

Заполните таблицу.

Выполнение:

Таблица 4

Психологические проблемы в двух семьях разного типа

Состав семьи Тип семьи Психологические проблемы Возможные пути и способы решения психологических проблем семьи
Мать, отец, ребенок – 8 лет. Конфликтная семья Эмоциональное отчужденность, равнодушие, агрессия по отношению к ребенку. 1. Провести индивидуальное и семейное консультирование

2. Диагностика межличностных отношений между родителями и родителей к ребенку.

3. Коррекция взаимоотношений родителей и ребенка (игротерапия, тренинги).

Мать, ребенок Неблагополучная семья с недостатком воспитательных ресурсов Не выполнения воспитательных функций, дисгормония созревания эмоционально- волевой сферы, наблюдается девиантное и делинквитное поведение 1. Предварительное знакомство со всеми имеющими сведениями со семьей.

2. Беседа с матерью

3.Установление контакта с семьей

4.Выявление проблем семьи

4. Определение плана выхода семьи из сложившейся ситуации.

5. Реализация намеченного плана, привлечение специалистов.

6. Патронаж семьи.

1. Семья – отношение в семье холодные, отчужденные, практиковались физические наказания. Отношения между родителями были напряженными, с частыми ссорами, взаимными обвинениями. Ребенок тянется к людям, ему одиноко, но теплые и доверительные отношения построить не может. Ребенок в играх возлагал на себя доминирующую роль. Часто грубит учителям. Мать ребенка постоянно обвиняет мужа, что он не умеет заботиться о семье, муж обвиняет ее, что она плохая мать.

2. Семья с низким материальным доходом, мать не справляется с возложенными на ее функциями, воспитательный процесс ребенка протекает с трудностями. Семья в последнее время попадает в поле зрения   милиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: социальный педагог школы обращалась за помощью, отмечая неуспеваемость мальчика и пропуски учебных занятий; при посещении семьи специалистами мама находилась в нетрезвом состоянии; в квартире грязно, требуется ремонт.

Список литературы

1. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 637 с.

1. Колесникова Г.И. Социология и психология семьи / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2016. – 397 с.

2. Прохорова О.В. Семьеведение / О.В. Прохорова, Е.И. Холостова. –М.: ЮРАЙТ, 2015. – 379 с.

3. Психодиагностика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum

4. Психологическое обследование семьи. Диагностика супружеских отношений. Ролевая структура семьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi

5. Психодиагностика. Теория и практика / Под ред. М.К. Акимовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2014. – 631 с

6. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание / Е.А. Соловьева. – М.: ЮРАЙТ 2017. – 255 с.

7. The Bangla Version of the Miller Social Intimacy Scale: An Exploratory Study hrpub.org / Naima Nigar , A. K. M. Rezaul Karim , Mahmudul Hasan Sagarhttp [Электронный ресурс]. – Режим доступа://www.hrpub.org/download/20141001/UJP1-10302758.pdf.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.