Ситуация 1

Запросы семей определили шесть направлений работы Службы сопровождения семьи и ребенка:
1. Социально-правовая деятельность,
2. Психокоррекционная деятельность,
3. Психолого-педагогическая деятельность,
4. Организация деятельности волонтеров,
5. Содействие процессу межведомственного взаимодействия,
6. Информационно-просветительская
Психокоррекционная деятельность направлена, в первую очередь, на оказание психологической помощи родителям и членам семьи при рождении ребенка с нарушениями развития или выявлении таковых в раннем возрасте, а также помощь специалиста при экстренном вызове. Кроме того, в целях дальнейшей психологической поддержки, по желанию родителей
организуются психокоррекционные группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играет родительский клуб, где организуется досуговое общение родителей и детей в форме пикников, экскурсий, посещение культурных мест города (кинотеатры, парки, выставочные залы кафе и др.), а также тематические встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.
Вопросы и задания:
1. Попробуйте провести анализ данных направлений работы.
2. Для чего необходимо выполнять данную работу?
3. Почему семьи определили ее как важную для исполнения сопровождения семьи, личности?
Современная российская семья является и объектом и субъектом социальной работы, что является следствием массы проблем социально-экономического характера – снижением жизненного уровня населения, имущественной дифференциацией, серьёзной моральной дестабилизацией многих людей. Состояние современной российской семьи на сегодняшний день требует серьёзной помощи и поддержки государства.
На сегодняшний день государственная социальная помощь семье представлена рядом нормативно-правовых документов, которые законодательно закрепляют основу государственной семейной политики
Виды государственной помощи семье включают в себя денежные выплаты, различного рода льготы, гарантии в трудовой, медицинской, жилищной, образовательной сферах, бесплатные выдачи нуждающимся необходимых для их жизнеобеспечения лекарств, питания, одежды, обуви и т. д., а также социальное обслуживание семей, отдельных граждан.
Права детей в нашей стране также законодательно закреплены в целом ряде документов, основной и главный смысл которых сводится к следующему: права ребёнка превалируют над правами взрослых. Взрослые обязаны заботиться о детях и оберегать их. Однако проблемы социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, а также проблемы детской преступности остаются в нашей стране острыми и очень болезненными.
Таким образом, нормативно-правовая база социальной защиты современной семьи в России отражает основу государственной семейной политики, направленную на обеспечение условий для повышения качества и уровня жизни современной российской семьи.
В соответствии с российским законодательством семьям, которые испытывают финансовые трудности, государство предоставляет материальную поддержку, натуральную помощь, а также некоторые льготы.
Специалистами вырабатывается совместно с членами семьи план действий по решению проблем семьи, определяются реальные сроки осуществления.
Содержание социально-педагогической работы обусловлено имеющимися у нее проблемами и может включать:
— социально-экономическое содействие (содействие в получении материальной помощи, в трудоустройстве);
— медико-социальный контроль, помощь и содействие (контроль за санитарно-гигиеническим состоянием жилищного помещения, содействие в получении бесплатных путевок);
— социально-правовое содействие (содействие в оформлении пособий, льгот, в юридических консультациях);
— психолого-педагогическое содействие (педагогическое просвещение, коррекция родительско-детских отношений и т.д.).
Профессиональный долг социального работника должен исключить такие ситуации, в которых бы был унижен или поставлен в неловкое положение клиент, задето его самолюбие, поэтому общаясь с людьми, социальный работник должен учесть их эмоции .
К примеру, если необходимо правдиво составить социальное представление о семье, нуждается ли она в помощи или нет. В этом случае социальный работник должен побеседовать с членами этой семьи, и не формально, а имея интерес подойти к каждой проблеме и разобрать каждую ситуацию .К сожалению, бывают такие случаи, что в семьях, где дети действительно нуждаются в помощи государства или лишения прав родителей, социальные работники такую семью как бы не замечают, зато, где детей любят, но живут бедно, не оказывают материальную помощь, а сразу составляют акты и подают дело в суд, не разобравшись в ситуации .
Поэтому социальный работник в процессе своей работы должен осознавать свой профессиональный долг и добросовестно выполнять свои обязанности.
Диагностика состояния семьи позволяет более точно составить комплекс необходимых услуг для детей и родителей.
Цель работы социального педагога- сохранить семью, оказать своевременную помощь, помочь избежать негативных последствий неправильного воспитания ребенка в «семье группы риска».

Семья – это единственная социальная система, которую можно рассматривать и как малую группу и как социальный институт.

Семья как социальный институт – характеризуется своими социальными нормами, статусами, ролями, моделями поведения, санкциями. Данный институт регулирует внутрисемейные отношения, устанавливает модели поведения мужа, жены, родителя, ребенка, наделяя данные роли правами и обязанностями.
Он является наиболее важным институтом, так как регулирует появление новых членов общества и их социализацию.
Семья как малая группа – два и более человека, состоящие в брачных отношениях, либо обладающие кровным родством, объединенные общим бытом, взаимопомощью, правами и обязанностями.
Признаки семьи, как социального института:
1. Наличие четкой ролевой структуры, которая закреплена традициями, религией, правом, обычаями.
2. Совокупность общественных ценностей: любовь, верность, забота о детях, совместное проживание.
3. Наличие общих процедур: забота о воспитании детей, забота супругов друг о друге, забота о престарелых родителях и т.д.
4. Ориентация на удовлетворение основных человеческих потребностей: продолжение рода, защита, лечение.
5. Наличие атрибутов¬ и символов (кольца, В Индии — ожерелье из чёрных бус)
6. Включение других социальных институтов (родительства брака).
7. Связь с институтом морали, институтом образования, институтом религии.
Признаки социального института семьи по С. Фролову :
Ценностные ориентации, модели поведения – уважение, взаимопомощь, верность;
Символы культуры – брачная церемония, украшения;
Утилитарные ценности – квартира, машина, гараж;
Закрепленные государством правила поведения – отражены в различных нормативных актах (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ);
Идеалы –любовь и дружба, верность, здоровье.
Особенности социального института семьи:
1) Она очень устойчива и существует более 500 тыс. лет.
2) Семья это саморегулирующая система, он мало регулируется правом и государством.
Функции социального института семьи :
Репродуктивная функция – воспроизводство новых членов общества;
Воспитательная (первичного социального контроля, социализирующая) – передача своим детям знаний, умений, навыков, ценностей, в результате которой ребенок усваивает нормы, принятые в обществе.
Обучающая функция – родители учат детей говорить, ходить, писать, читать.
Коммуникативная¬ функция – знакомство ребенка с миром людей, с миром природы, со средствами массовой коммуникации, с искусством, с литературой.
Эмоциональная – осуществляет потребность члена общества в психологической поддержке, в формировании самооценки, в любви.
Психотерапевтическая функция – родители учат ребенка преодолевать различные трудности, обсуждать какие-либо проблемы и находить пути выхода из них.
Развлекательно–рекреативная функция – совместная организация досуга с учетом мнений ¬.
Согласно проведенным исследованиям в последнее десятилетие волонтерство набирает силу во всем мире. Особое внимание привлекает молодежное добровольчество как форма вовлечения молодежи в социальную практику, возможности реализации своего потенциала развитие ее созидательной активности, будущего профессионального роста.
В нашей стране системную работу ведут Центры развития добровольчества, функционируют волонтерские отряды, создающиеся при учреждениях высшего профессионального образования.
Для молодого поколения волонтерство является важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, активной гражданской позиции.
Кроме того, добровольческая деятельность позволяет культивировать в молодежной среде такие нравственные ценности как жертвенность, милосердие, сострадание, альтруизм, бескорыстие, являющиеся редкостью в современном капиталистическом обществе, акцентирующим внимание на индивидуализме и приоритете личных интересов над общественными.
Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова “волонтер” является слово “доброволец”.
Общее, что их объединяет, – добровольность. Но если исходить из того, что добровольчество (волонтерство) осуществляется без какого-либо денежного вознаграждения, то возникает вопрос, что заставляет людей заниматься такой деятельностью, кто они такие и какие цели преследуют, оказывая помощь другим людям.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет волонтерство как социальный феномен, среди них: ценностно-идеологическая, социализирующая, профилактико-адаптационная, рекреационная.
Это дает основания говорить о волонтерстве как о полифункциональном институте гражданского общества, которое оказывает благотворное влияние на общество в целом, незащищенные слои населения, и непосредственно на волонтеров, развивая их общественную активность.

Ситуация 2

Методы социальной работы.
«Искусство воспитания, — писал в свое время известный русский педагог К.Д.Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — делом легким, и тем понятнее и легче
кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или
практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения;
некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения,
то есть навыки; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме
терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и
специальные знания…».
Вопросы и задания:
1.О каких методах идет речь?
2. Какие методы Вы можете еще назвать из этой группы методов?
Слово «воспитание» произносят каждый день в школе, детском саду, институте, да и просто дома ежедневно десятки раз.
В связи с этим возникает вопрос и проблема, у всех ли педагогов- учителей и родителей есть представление о том, что такое воспитание и, конечно же, как надо воспитывать?
Можно сказать, что воспитание – это педагогическое воздействие на ребенка, для того, чтобы привить ему определенные личностные качества.
В этом случае ребенок выступает объектом воспитания.
А можно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей, двух равноправных субъектов воспитательного процесса.
На сегодняшний день резко встаёт проблема о значимости и функциях семьи и школы в воспитании школьников.
Трудности, характерные черты обучения детей обретают особенную значимость и сосредоточивают на себя внимание.
Наилучший результат приносит сочетание всех форм воспитания, т.е. комплексное использование форм воспитания. Поэтому планировать необходимо не только отдельные воспитательные мероприятия, но и ряд вариантов совместной деятельности педагогов и воспитанников, которые будут составлять систему разнообразных форм организации воспитательного процесса.
В теории педагогики насчитывается огромное количество методов и приемов, что закономерно требует их определенной систематизации и классификации. Как известно, отношения личности включают в себя:
— эмоционально-чувственную сферу (потребности, мотивы, интересы);
— рациональную сферу (знания, убеждения);
— поступки, поведение, деятельность.
По данным основаниям подход к классификации методов разработан Т.А. Стефановской. Автор отмечает, что совокупность методов воспитания образует их систему, они применяются через организацию деятельности, в процессе которой воздействуют:
— на чувства (поощрение, наказание, соревнование);
— на сознание (объяснение, рассказ, работа с книгой);
— на поведение (подражание, педагогическое требование, упражнение).

Ситуация 3

Проанализируйте социальный проект: «Социально-педагогическое
сопровождение школьников в процессе воспитания» (См. приложение 2).
Вопросы и задания:
Дайте экспертную оценку социальному проекту

Актуальность. Традиционно проблема сопровождения учащихся в образовательном процессе рассматривается в психолого-педагогическом и медико-социальном аспекте. Причем объектом такого сопровождения, как правило, называется ребенок, уже имеющий те или иные проблемы социального характера обусловленные особенностями психического развития или нарушением физического здоровья.
С социально-педагогической точки зрения проблема сопровождения учащихся может рассматриваться в трех основных направлениях:
социально-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих различные формы девиантного поведения, где социальный педагог выполняет посредническую функцию, координируя усилия специалистов различного профиля и совместно с ними выстраивая индивидуальный маршрут реабилитации через комплексное разрешение проблем ребенка;
— социально-педагогическое сопровождение учащихся, «группы риска»,где социальный педагог выполняет диагностическую, прогностическую и профилактическую функции (выявление учащихся данной категории и определение факторов риска прогнозирование опасности возникновения проблем и возможности их преодоления, а также предупреждение возникновения проблем через полное или частичное преодоление факторов риска);
— социально-педагогическое сопровождение «социально благополучных» учащихся, т. е. не имеющих на данный момент значимых проблем и не относящихся к категории группы риска.
Организация социально-педагогического сопровождения учащихся в русле третьего из названых направлений кажется нам наиболее значимой в современных условиях, так как:
во-первых, значительное количество проблем учащихся возникает именно благодаря отсутствию данной формы социально-педагогического сопровождения в большинстве общеобразовательных учреждений; во-вторых, данная тема не получила достаточного освещения как в теоретическом, так и в практическом плане.
Социальным педагогом была оказана консультативно — правовая помощь несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов.
Социальный педагог проводила беседы с воспитанниками и родителями по проблеме:
• нарушение родительско-детских отношений;
• неуспеваемость в обучении;
• причины нарушения дисциплины;
• проблемы бродяжничества;
• проблемы воровства;
• профилактика ПАВ, ведение здорового образа жизни.
Социальный педагог проводила индивидуальные консультации с родителями, опекунами детьми, педагогами (по запросу в течение года). Оказывала индивидуально – консультационную помощь детям, родителям, педагогам.
Оказание индивидуально — консультационной помощи
Виды консультации
Оказание консультативной помощи родителям 47
Оказание консультативной помощи воспитанникам 101
Оказание консультативной помощи педагогам 35

Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей.
Работа социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:
детьми «группы риска»;
родителями;
правоохранительными органами;
социально-незащищенными семьями учащихся;
педагогическим коллективом.
Основными функциями, от которых зависит, чем занимается социальный педагог, являются:
создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов;
организация внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
осуществление постоянной связи с семьями учащихся, особенно из «группы риска»
защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости
формирование гуманных отношений между учителями и детьми;
оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
организация профилактики употребления психоактивных веществ.
Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:
быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти (в суде, милиции);
собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику;
отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога;
вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещение, опрашивать соседей.
Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот.

Список использованной литературы
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. / В.С. Агеев. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 240 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 368 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд. -М.: Аспект Пресс, 2012.
4. Беляев Г. Ю. Молодежные субкультурные общности в новой парадигме социализации воспитания подростков // Наука и практика воспитания и доп. образования. 2012. № 3.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление – М.,2013.
6. Волков, Ю.Г., Добреньков, В.И., Ничипуренко, В.И., Попов, А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г.Волкова. — 3-е изд. – М.: Гардарики, 2012.
7. Добреньков, В.И. Социология: учебник – М.: Инфра – М.: 2013.
8. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. / А.И. Донцов. — М.: Издательство МГУ, 2012. — 220 с.
9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — 576 с.
10. Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе // Руководство и лидерство / Под ред. Б.Д. Парыгина. Л.: ЛГПИ, 2010.
11. Ильинский И.М. “О молодежной политике российского политического центризма. — М: Институт молодежи , 2009.
12. Имидж лидера: психологическое пособие для политиков – М.,2012.
13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учебное пособие. -Минск: ТетраСистемс, 2010.
14. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник / В.П. Конецкая – М.: Международный университет бизнеса и управления, 2012.
15. Косарецкая С. В., Синягина Н. Ю. О неформальных объединения молодежи. М., 2012. — 300 с. – С.50.
16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.- М.,2011.
17. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 318 с.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.