Ситуация 1

Сконструируйте дерево проблем и дерево целей относительно следующего примера:

Представьте себе, что у руководства некоего Института на окраине Москвы возник замысел достичь к 2015 г. особо значимых результатов в подготовке высококвалифицированных специалистов. Структурирование такой перспективы может иметь форму проблемно-целевого ромба (возьмите только некоторые параметры, поскольку представление всего ромба могло
бы дать несколько тысяч позиций).

image001

А. Конечная цель: создание «русского Оксфорда».

Подцели:

1 Создание крупных гуманитарных научных школ.

Развитие научного потенциала профессорско-преподавательского состава.

Создание системы организации научного творчества студентов.

1.2.1. Внедрение принципа формирования учебных групп: rpyппа — школа при «мастере» («мастерская»).

1.2.2. Формирование сети научных микросообществ.

2. Создание современной материальной базы обучения.

Б. Проблемы:

1.2.1. Для работы по методу «школа при мастере» не хватает времени.

1.2. «Мастера» живут в большом отдалении от Института. Научная подготовка не стала пока высокой социальной ценностью и слабо мотивирует и студентов, и преподавателей.

Составление проблемно-целевого ромба много дает для осмысления ситуации и своих целей.

В то же время в нем не может быть в полной мере учтено многообразие и сочетание целей, в том числе и наличие многообразия целей у субъекта деятельности.

Ситуация 2

Подготовьте проблемно-целевой ромб по одной из следующих тем:

1. Создание модели выездного центра комплексной помощи детям с
отклонениями в развитии.

2. Разработка программы социально-психологических тренингов для
студентов.

3. Исследование проблемы организации свободного времени студентов.

4. Развитие творческого мышления у детей с отклонениями в развитии.

Разработка программы социально-психологических тренингов для студентов

А. Конечная цель: Способствовать формированию различных сторон «Я» подростка – мотивации учебной деятельности; умений и навыков межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания.

Подцели:

1 Создание программы социально-психологических тренингов

1.2.1. Внедрение принципа формирования учебных групп: rpyппа — школа при «мастере» («мастерская»).

1.2.2. Формирование групп

2. Создание современной материальной базы обучения.

Б. Проблемы:

1.2.1. Вооружить студентов системой понятий, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.

1.2. Познать слабые и сильные стороны во взаимодействии с другими людьми.

Ситуация 3

На заседании Экспертно-консультативного совета Комитета Российской Федерации по делам молодежи по проектам и программам молодежных и детских объединений в 1997 г. рассматривался проект одной из общественных организаций, среди задач которого была обозначена
«издательская деятельность». Руководитель проекта ставил вопрос так: в зависимости от того, сколько финансовых средств удастся привлечь, будет или начато издание газеты для детей, или опубликовано методическое пособие для работников и активистов организации. В последствии данный проект не был поддержан.

Вопросы и задания:

1. Объясните почему не поддержали проект?

2. Как это может быть связано с постановкой задач и целей?

Постановка цели и задач проекта позволяет его инициатору систематизировать предварительные наброски замысла и описать в едином ключе содержание мероприятий и действий, составляющих проект.

Организационный подход характеризуется ориентацией на многообразие форм работы, проектов, которые рассматриваются и принимаются центральными и местными административными органами преимущественно на конкурсной основе, с последующим выделением необходимых средств, контролем за их использованием и результативностью;

поэтапный подход предусматривает разделение работы условно на два основных этапа. Первый преимущественно связан глубоким изучением ситуации, сложившейся вокруг объекта избранной технологии – определенной группы молодежи или отдельной личности (клиента). На этом этапе определяются наиболее значимые проблемы, требующие срочного решения.

Завершающий этап – составление социальным работником или социальной службой совместно с клиентом плана решения проблем.

Второй этап связан с работой по выполнению намеченного плана, предусматривающего психокоррекционную и/или другую необходимую социальную помощь, создание у клиента положительной мотивации, выход из создавшейся ситуации;
кадровое обеспечение выбранной технологии специалистами, имеющими соответствующую квалификацию – психологами, социальными педагогами, медиками и т.д.
Ключевой фигурой при этом является профессионал, имеющий специальную подготовку для работы с молодежью, который обеспечивает установление доверительного контакта с клиентом.
Таким образом, в основу формирования и развития социальной работы с молодежью должна лечь концепция реформирования, обновления всех сторон общественной жизни и ее последовательная реализация.
Надо отметить что молодежные организации активно работают со всеми организациями города.
Несколько раз были организованы встречи молодежи со специалистами: психологом, гинекологом, наркологом, участковым уполномоченным милиции. Эти встречи очень полезны. Психолог из городского центра провела интересную беседу для молодежи. При этом она использовала такие методы, как тестирование, игра, что всегда интересно. Через такие формы подросток лучше узнает себя, приобретает уверенность в своих силах. Получилось очень увлекательно, и никому не хотелось расходиться.
Была организована акция под названием «Твой выбор – твоя жизнь!», цель которой состояла в том, что нужно пропагандировать здоровый образ жизни, не только на словах.
Сначала были изготовлены транспаранты с лозунгами, провозглашающими здоровье и отказ от вредных привычек. Организаторы были одеты в спортивные костюмы, майки, футболки. С транспарантами в руках было организовано шествие по селу. Получилась демонстрация, призыв к здоровому образу жизни.
Шествие длилось от СКК до школьного стадиона. Когда шествующие дошли до места дальнейшего проведения акции, оказалось, что на школьном стадионе собралось много молодежи, которая поддержала акцию. Для детей организованы веселые старты и игра в футбол для молодых людей, которые собрались на стадионе. В конце игры все получили медали, а дети сладкие призы.
Случилось так, что после этой встречи игра в футбол на школьном стадионе стала традицией любого летнего праздника. В школе проводятся турниры по настольному теннису, где собираются две команды: школьники и старшая молодежь.
Развитие социальной работы с молодежью учитывает особенности современного, с ускорением меняющегося мира, возникающие в связи с этим условия неопределенности, сложности и неоднозначности, в которых оказался современный человек, сопровождающиеся общим мировым кризисом, часто мировоззренческой дезориентацией и потерей смыслов.
Важно учесть, что молодежь через 10-15 лет – это сегодняшние дети, для которых такое положение вещей – норма жизни, они родились в эту переходную эпоху и сформируют свою шкалу ценностей и глубинных смыслов.
Очень важно анализировать современные тенденции, создавать видение будущего – как казахстанских, так и всеобщих мировых процессов, чтобы уже сейчас нарисовать портрет молодежи завтрашнего дня, помочь ей определиться с новыми актуальными смыслами и в то же время не утерять значимые традиции и общечеловеческие смыслы, обеспечивающие преемственность поколений, взаимопонимание, уважение и единство.
В этой связи важно сделать акцент на изучении и активизации процессов самоорганизации в рядах молодежи, усилить факторы, способствующие саморазвитию и воспитанию активной гражданской позиции молодых людей, когда они, раскрывая свой потенциал, сами берут ответственность за свою жизнь и также принимают участие в социально значимых процессах, становятся основой благополучия и развития общества. Этот вопрос требует изучения, но очевидными являются два направления, в которых необходимо двигаться уже сейчас.
Список литературы

  1. Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения: Дис. … д-ра пед. наук. – Тюмень, 1997. – 310 с.
  2. Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. – М.: Проспект, 2007.
  3. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение к школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 48с.
  4. Войцеховский С.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008.
  5. Воржецов А.Г., Гатина Л. И. Социальное проектирование: учебное пособие. – Казань: КГТУ, 2007.
  6. Зерчанинова Т.Е. Социальное проектирование организации: методология и практика монография. – Екатеринбург: УрАГС, 2009.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.