Содержимое
Введение
Споры о драме М. Горького «На дне», породившие целую литературу, не прекращаются. Акценты этих споров различны на разных этапах более чем 100-летнего литературно-сценического бытования пьесы. Проблемы, поставленные в философской драме Горького, воплотившей один из важнейших этапов в развитии его художественной концепции человека, приобретают особую значимость в наши дни.
Пьеса “На дне” явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений Горького над миром “бывших людей”. В ранних горьковских рассказах образ босяка не был лишен даже некоторой романтической окраски. Читателя привлекают его удаль, широта души, человечность, поиски справедливости. Автор утвердил его несомненное превосходство над сытым и самодовольным мещанством. По мере роста политической и художественной зрелости Горького в его творчестве на смену живописным бродягам, под лохмотьями которых бьются благородные сердца, приходят реалистически правдивые образы жертв общества. Они мучительно сознают невозможность возврата к достойной человека жизни.
Литература о «На дне» весьма обширна, и в рамках одного исследования невозможно детально и всесторонне охарактеризовать все многообразие точек зрения, возникающих па протяжении более чем 100-летней литературно-сценической жизни пьесы. Одной из важных задач исследования служит выявление органического единства между поэтикой горьковской пьесы и ее проблематикой. «Системный подход к изучению пьесы «На дне» может способствовать уяснению многих спорных вопросов в противоречивой динамике ее интерпретаций и в ее образно-смысловой структуре, глубинных внутренних свойств произведения, являющихся объективной основой многообразных, подчас взаимоисключающих его истолкований»[1]. Первостепенную важность в таком подходе имеет выделение структурообразующей доминанты в драме, определяемой как особый драматургический полифонизм, причем ключевым моментом здесь является уяснение природы авторской позиции в системе структурно-диалогических связей пьесы. Важно при этом рассмотрение и мировоззренческих основ авторской позиции – горьковской концепции человека, динамики ее развития в творчестве писателя на рубеже XIX-XX вв., ее отражения в полифонической структуре пьесы.
Объект исследования – пьеса М. Горького «На дне».
Предмет исследования – авторская позиция и ее воплощение в пьесе.
Цель данной работы – рассмотреть понятие «авторская позиция» применительно к драме М. Горького «На дне». С этой целью решаются задачи:
- Изучить научно-критическую литературу по драме М. Горького «На дне».
- Охарактеризовать литературоведческое понятие «авторская позиция», а также понятия «автор в драматическом произведении» и связанные с ним.
- Выявить жанрово-структурное своеобразие пьесы «На дне» и роль в ее конструировании особенностей авторской позиции.
- Охарактеризовать сущность новаторства М. Горького в сфере внутренней структуры и идейного содержания пьесы.
Задачи работы определили и ее структуру. Данная ВКР состоит из двух глав: теоретической и аналитической, в которых последовательно рассматриваются следующие вопросы: теоретическое осмысление драмы М. Горького «На дне» в литературоведении; анализ драмы М. Горького «На дне» – авторская концепция в драме как произведении социально-философского жанра; авторская позиция Горького в споре о гуманизме и сострадании; Художественное новаторство Горького в произведении.
Методологической основой данной работы послужили труды Ю. Юзовского, И. Кузьмичева, Б. Бялика, В. Щербины и др. литературоведов и критиков.
Актуальность данной ВКР определяется поднятыми в произведении М. Горького общечеловеческими проблемами и связью их с современностью.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в школьном преподавании литературы.
[1] Цит. по: Удодов А. Б. Пьеса М. Горького «На дне». Художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989. С.7.
Глава 1. Теоретическое осмысление драмы М. Горького «На дне» в литературоведении
1.1 «На дне» М. Горького в критике и литературоведении
1.2 Теоретические литературоведческие понятия, необходимые
для анализа произведений М. Горького
С первого же своего представления в Художественном театре 18 декабря 1902 г. пьеса «На дне» оказалась в центре внимания критики, породила огромное количество толков, жарких споров как о ее проблематике, так и о художественной форме, о позициях ее отдельных героев, главных и второстепенных, и, конечно, позиции автора. При этом центром споров вокруг «На дне» стал один из ее главных персонажей – странник Лука.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Глава 2. Анализ драмы М. Горького «На дне»
1.1 «На дне» как социально-философская драма. Авторская
концепция человека
1.2 Авторская позиция в споре о гуманизме и сострадании
Необычен жанр пьесы «На дне» необычен. Принято считать, что автор воплотил свою концепцию в социально-философской драме.
Горький не знакомит читателей с историей жизни своих героев, о ней в пьесе говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, а будущего у них и вовсе нет. Прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток.
Но «На дне» не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологический конфликт. В ней противопоставляются различные взгляды на человека, на правду и ложь жизни, на мнимый и подлинный гуманизм. В обсуждении этих больших вопросов в той иной мере принимают участие почти все ночлежники. Для горьковской драматургии характерны диалоги-споры, раскрывающие социальные, философские и эстетические позиции персонажей. Словесные поединки характерны и для героев этой пьесы.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Глава 3. Художественное новаторство М. Горького
Отталкиваясь от концепции полифонического романа М. М. Бахтина, внося в нее диктуемые современным уровнем литературоведения коррективы, на конкретном материале горьковской пьесы можно обосновать понимание полифонической драмы.Полифония как структурно-типологический принцип художественного видения и изображения действительности возникает в том особом случае, когда в «надкругозорном» авторском единстве сталкиваются взаимоисключающие и равноправные точки зрения, затрагивающие коренные, в основе своей философские, проблемы бытия.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Заключение
Итак, драма «На дне» обладает всеми признаками полифоничности ее художественной структуры, но полифоничности особой – драматургической.
Всепроникающая, «тотальная» диалогичность «На дне» как полифонической драмы проявляется на всех уровнях ее художественной структуры, в том числе и языковом. Слово в полифонической драме многоголосо и внутренне диалогично даже в большей мере, чем в полифоническом романе. В пьесе «На дне» персонажи ведут диалог не только между собой, но и с собой. И этим прежде всего обусловлена «двуголосость» их слова, переходящая в «многоголосость», поскольку в нем отражается слово и «противослово» не только различных персонажей, но и автора. Многоголосость слова почти каждого персонажа служит одним из важнейших средств выражения позиции автора, его сознания. Это же можно сказать и о всей разветвленной системе диалогических связей в «На дне», о многообразных видах (формах) диалогичности в пьесе.
В художественной структуре пьесы «На дне» нами выделено несколько основных пластов, или «срезов», прежде всего сюжетно-композиционных и образно-смысловых. Первый из них состоит из взаимосвязанных конфликтов и коллизий разного уровня и объема, создающих «общую», «частные» и «монодрамы». Во втором, образно-смысловом «срезе» пьесы наличествуют, в свою очередь, три плана: социально-исторический, нравственно-психологический и философско-эстетический. Все эти уровни и планы представляют собою различные стороны единой художественной системы, главным строительным и цементирующим материалом которой является «самосильное» слово персонажей, столь же многоплановое и многозначное, как и вся горьковская пьеса.
В «монодрамах» героев с особой наглядностью переплетаются различные образно-смысловые планы произведения, отражающие в т. ч. авторскую позицию. В силу этого пьеса Горького принципиально «многогеройна», а у каждого ее персонажа за его конкретно-ситуативной позицией угадывается позиция общежизненная, направленная на поиск заветной правды, что придает им помимо социальной и характерологической определенности особую нравственно-философскую направленность. Поэтому в «голосе» каждого из них присутствует частица истины, и вместе с тем ни один из них не является ее единодержавным носителем. В горьковской пьесе она складывается из контрапунтного противостояния и взаимодополнения голосов героев.
Таким образом, в пьесе нет «единодержанных» носителей «правды», полностью выражающих «правду» автора и в конечном счете правду жизни. Может быть, эта большая правда вырастает в пьесе из столкновения отдельных, неизбежно неполных и незавершенных субъективных правд, их диалектического сопряжения в «большой» и «малой» человеческой жизни. Если это действительно так, следует говорить об особой художественной структуре пьесы, основанной на столкновении и взаимодействии в ней различных жизненно значимых голосов, на ее контрапунктном «многоголосии».
- Приложение
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «На дне»
Роль Луки в драме «На дне». Лука – врачеватель душ или лжец?
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.
Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.
Слово учителя:
На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького «На дне». Нашим взорам предстала неприглядная картина: подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелый, каменный своды, закопченные с обвалившейся штукатуркой. И внешне, и по тому, что в ней сейчас происходит (шум, ругань, ссоры. Сатин рычит, Анна и Актер кашляют), ночлежка напоминает ад. И в этот ад спускается герой по имени Лука. Как известно, у автора не случаен выбор имени героя.
– Какие ассоциации вызывает у вас это имя?
- Лука – один из апостолов, учеников Христа, распространитель его учения.
- Лука – производное от слова «лукавый», т.е. коварный, отличающийся злонамеренностью, прикрытой показным доброжелательством.
- Лукавый – бес, соблазняющий и губящий человека.
Так кто же он, этот «любопытный» старичок?
Лукавый бес или апостол?
Какова его цель?
Какую роль отводит ему Горький в пьесе?
Каково отношение автора к герою?
На эти сложные вопросы нам предстоит сегодня дать исчерпывающие ответы.
Аналитическая беседа:
– Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?
В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «А ты – болван», – огрызается Сатин. «Почему?» – удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю…почему – нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.
Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…все сотрется, да!»
Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.
– Как отнеслись ночлежники к появлению Луки? Почему тянулись душой к нему как бледные ростки к солнцу?
Он вселяет надежду в умирающую Анну, Пепла, Актера. Единственный человек, который во всякую минуту обращен к миру и к людям, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает. И на эти редкие его качества тотчас появляется острейший спрос.
-Еще раз послушаем разговор старца с ночлежниками. Подумайте, почему слова Луки так взволновали его собеседников?
К единственному искреннему сострадальцу тянется Анна. (Диалог Луки и Анны.)
От Луки требует ответа на свои вопросы и Пепел. (Разговор Пепла и Луки.)
Жаждет быть услышанным и Актер. (Диалог Актера и Луки.)
– Так почему слова Луки так взволновали его собеседников?
И лечебница для пьяниц, и спасительный простор Сибири, и настоящая любовь- се это еще вчера казавшееся ночлежникам не фантазией, а даже бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни.
– К чему зовет Лука падших изгоев? Прочитаем высказывания Луки, в которых звучит его философия жизни.
– Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить других?
Нет оснований усомниться. Ведь он в полном соответствии со своей проповедью бесконечно внимателен и уважителен к каждому. Для него человек, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит».
– Что движет Лукою в его доброте? Может быть хитрость, корыстный расчет?
Нет, даже никому не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука, примерно…много он врет…и безо всякой для себя пользы. Но если не для себя – тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» – удивляется Бубнов.
«Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» – спрашивает Наташа.
– Так действительно, почему же он такой добрый?
Лука ответ дает сам: «Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел.»
– А вы кому из обитателей костылевской ночлежки наиболее сочувствуете?
И поведение, и слова, и само присутствие старика располагает к спокойному доброму разговору. Даже непробиваемый Бубнов, и тот исповедуется перед Лукой, поощряемый вниманием и сочувствием. Любой человек жаждет быть услышанным и понятым.
Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия. Вспомним, с каким исступлением, с какой жадностью накинулся Мармеладов на Раскольникова, в котором угадал способность услышать чужое страдание. Витиевато, многословно и вместе с тем торопливо и сбивчиво изливает он свою душу, требуя, умоляя, заклиная: «Слышите, слышите?» Услышанная, а значит разделенная с кем-то боль не так жжет душу, вот и просит умирающая Анна: «Дедушка! Поговори со мной.» И старик с готовностью откликается: «Давай побеседуем.» Горестные признания страдалицы Анны сопровождаются сочувственными репликами-вздохами Луки: «Эх, бабонька! Не тоскуй!» «Эх ты детынька! Устала? Ничего!»
– Какой еще писатель поведал нам о горьком одиночестве среди людей?
О сытых, равнодушных написан рассказ А. П. Чехова «Тоска». В рассказе у извозчика Ионы умирает сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается и некому. Ни один человек не хочет выслушать Иону, и тот в конце концов рассказывает все своей лошади.
В своей статье в «Литературной газете» Даниил Гранин рассказал случай из собственной жизни, имеющий прямое отношение к теме наших размышлений.
Попав с травмой в больницу, он от боли не спал по ночам, бродил по коридорам, заставленным койками и раскладушками, и оказывал посильную помощь покинутым немощной нашей медициной больным. И вот однажды, рассказывает писатель, подозвала его к себе старая женщина. Попросила посидеть рядом. Пожаловалась, что страшно ей, заговорила про своих близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяла меня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука ее стала коченеть.
Анна? «Вечная» Анна, пока мир стоит? Но послушаем дальше Гранина: «На фронте повидал я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно быть чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни – как это соединить с тем, что вот человек, отработав весь свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и вина наша всеобщая?
Статья Д. Гранина, пробудившая долгие годы дремавшие под наркозом официальной морали нравственные силы общества, так и называлась «О милосердии». Слово это с тех пор устаревшим быть перестало, но употребляется, к сожалению, гораздо чаще, чем совершаются соответствующие ему деяния.
Лука, жалеющий и утешающий, и являет нам пример истинного милосердия. Интересно, что современники Горького, бывшие слушателями авторского чтения пьесы, подчеркивали, что лучше всего писателю удавалась роль Луки, и особенно – сцена у постели Анны. М. Ф. Андреева вспоминала: «Горький читал великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошел до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит:
– Хорошо, ей-богу, хорошо написал…Черт знает, а? Правда, хорошо?
– Чем же был вызван этот восторг, как не впечатлением органического слияния автора и героя в порыве сострадания.
«Ты, брат, молодец! – говорит старику Пепел. – Врешь ты хорошо…сказки говоришь приятно! Ври! Ничего…мало, брат, приятного на свете!»
-Есть ли в пьесе хоть один момент, когда мы можем с торжествующим криком: «Держите вора!» – поймать его на откровенной вредоносной лжи?
Подтверждено документально, что то время в России существовали 3 лечебницы для алкоголиков и по крайней мере в 2 из них были бесплатные места.
– А действительно ли Сибирь то место, где Пеплу легче всего начать новую жизнь, порвав навсегда связи со своей средой?
Во-первых, малоосвоенная Сибирь для сильного человека, а Пепел таков, предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как «вор», «воров сын» не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.
-Лжет ли Лука Насте?
Не лжет Лука и Насте, он только убеждает ее: «Коли веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!» – реализуя свой принцип «во что веришь, то и есть.
Не к примирению, а к действию зовет «лукавый» старец: он будит в сожителях надежду на то, что чаемое ими осуществимо. Итак, Лука не лгал, а будил надежду в людях.
-Так кто же он – апостол или бес?
Обсуждение вопроса.
-Вот таким милосердным, добрым увидели мы Луку в пьесе.
-А каково отношение Горького к герою и его философии?
Лука исчезает после убийства Костылева. Почему?
В разговоре с писателем В. Шишковым Горький произнес:
-Лука? Пройдоха. Жулик.
-Однако со сцены он выглядит симпатичным.
-Да? Он прикидывается святошей, потому что это ему выгодно.
Так почему же у Горького такое негативное отношение к Луке?
Об этом поговорим на следующем уроке.
Тема следующего урока «Философский спор о правде в пьесе «На дне».
Домашнее задание: Выписать в тетрадь высказывания Сатина, Бубнова, Луки о человеке, труде, правде, жизни. Устный ответ на вопрос: «Какова авторская позиция в этом споре?»
- Список литературы
- Горький М. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1986.
- Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
- Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. М., 1979.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бялик Б. Горький-драматург. М., 1962.
- Бялик Б. Подвиг литературы. М., 1973.
- Горький М. Собрание сочинений в 30 т. М., 1955. Т. 28.
- Журчева О. В. Формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ в. Дисс. канд. филол. Наук. М., 2009.
- Корман Б. О. Из наблюдений над терминологией М. М. Бахтина // Проблема автора в русской литературе XIX – XX вв. Ижевск, 1978.
- Красунок В. К. Лука и другие: диалектика образа // Вопросы горьковедения (пьеса «На дне»). Горький, 1977.
- Кузьмичев И. К. «На дне» М. Горького: судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. Горький, 1981.
- Кузьмичев И. К. Пьеса М. Горького «На дне» и современность // Вопросы горьковедения (пьеса «На дне»). Горький, 1977.
- Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
- Минералова И. Г. Философский спор о человеке в драме М.Горького «На дне» (В. Соловьев и Ф. Ницше) // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. М., 1995. Вып.2.
- Москвин И. М. Мой Лука // Статьи и материалы. М., 1987.
- Николаева Л. Ранняя драматургия М.Горького в историко-функциональном изучении: проблема интерпретации жанра пьес «Мещане», «На дне», «Дачники». Автореф. канд. филол. наук. Самара, 2000.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Изд-во Ленинградского университета, 1986.
- Скобло Н. В. «На дне» М.Горького в зарубежной критике (1903-1978, на русском языке) // М.Горький и вопросы жанра и стиля. Межвуз. сб. Горький, 1979.
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-составители Л. Тимофеев и С. Тураев. М.: Просвещение, 1974.
- Удодов А. Б. Пьеса М. Горького «На дне». Художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989.
- Фарбер Л. М. «На дне»: жанр, композиция // Вопросы горьковедения (пьеса «На дне»). Горький, 1977.
- Храпченко М. Б. Жизнь в веках: внутренние свойства и функции литературных произведений // Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976.
- Щербина В. М. Горький. Концепция мира и искусства // Горький и современность. М., 1970.
- Юзовский Ю. «На дне» М. Горького: идеи и образы. М., 1968.
- Яковлев Г. Лгал ли Лука? Эл. документ. Режим доступа: [http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200404501]