Содержимое

Введение

Споры о драме М. Горького «На дне», породившие целую литературу, не  прекращаются. Акценты  этих  споров   различны   на разных этапах более чем 100-летнего литературно-сцени­ческого   бытования   пьесы. Проблемы, поставленные в философской драме Горького, воплотившей один из важнейших этапов в развитии его художественной кон­цепции человека, приобретают особую значимость в на­ши дни.

Пьеса “На дне” явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений Горького над миром “бывших людей”. В ранних горьковских рассказах образ босяка не был лишен даже некоторой романтической окраски. Читателя привлекают его удаль, широта души, человечность, поиски справедливости. Автор утвердил его несомненное превосходство над сытым и самодовольным мещанством. По мере роста политической и художественной зрелости Горького в его творчестве на смену живописным бродягам, под лохмотьями которых бьются благородные сердца, приходят реалистически правдивые образы жертв общества. Они мучительно сознают невозможность возврата к достойной человека жизни.

Литература о «На дне» весьма обширна, и в рамках одного исследования невозможно детально и всесторонне охарактеризовать все многообразие точек зрения, возникающих па протяжении более чем 100-летней литературно-сценической жизни пьесы. Одной из важных задач исследования служит выявление органического единства между поэтикой горьковской пьесы и ее проблематикой. «Системный подход к изучению пьесы «На дне» может способствовать уяснению многих спорных вопросов в противоречивой динамике ее интерпретаций и в ее образно-смысловой структуре, глубинных внутренних свойств произведения, являющихся объективной основой многообразных, подчас взаимоисключающих его истолкований»[1]. Первостепенную важность в таком подходе имеет выделение структурообразующей доминанты в драме, определяемой как особый драматургический полифонизм, причем ключевым моментом здесь является уяснение природы авторской позиции в системе структурно-диалогических связей пьесы. Важно при этом рассмотрение и мировоззренчес­ких основ авторской позиции – горьковской концепции человека, динамики ее развития в творчестве писателя на рубеже XIX-XX вв., ее отражения в полифонической структуре пьесы.

Объект исследования – пьеса М. Горького «На дне».

Предмет исследования – авторская позиция и ее воплощение в пьесе.

Цель данной работы – рассмотреть понятие «авторская позиция» применительно к драме М. Горького «На дне». С этой целью решаются задачи:

  • Изучить научно-критическую литературу по драме М. Горького «На дне».
  • Охарактеризовать литературоведческое понятие «авторская позиция», а также понятия «автор в драматическом произведении» и связанные с ним.
  • Выявить жанрово-структурное своеобразие пьесы «На дне» и роль в ее конструировании особенностей авторской позиции.
  • Охарактеризовать сущность новаторства М. Горького в сфере внутренней структуры и идейного содержания пьесы.

Задачи работы определили и ее структуру. Данная ВКР состоит из двух глав: теоретической и аналитической, в которых последовательно рассматриваются следующие вопросы: теоретическое осмысление драмы М. Горького «На дне» в литературоведении; анализ драмы М. Горького «На дне» – авторская концепция в драме как произведении социально-философского жанра; авторская позиция Горького в споре о гуманизме и сострадании; Художественное новаторство Горького в произведении.

Методологической основой данной работы послужили труды Ю. Юзовского, И. Кузьмичева, Б. Бялика, В. Щербины и др. литературоведов и критиков.

Актуальность данной ВКР определяется поднятыми в произведении М. Горького общечеловеческими проблемами и связью их с современностью.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в школьном преподавании литературы.

[1] Цит. по: Удодов А. Б. Пьеса М. Горького «На дне». Художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989. С.7.

Глава 1. Теоретическое осмысление драмы М. Горького «На дне» в литературоведении

1.1 «На дне» М. Горького в критике и литературоведении

 

1.2 Теоретические литературоведческие понятия, необходимые

для анализа произведений М. Горького

С первого же своего представления в Художествен­ном  театре 18 декабря 1902 г. пьеса «На дне» оказалась в центре внимания  критики,  породила огромное количество толков, жарких споров как о ее проблематике, так и о художественной форме, о позициях ее отдельных героев, главных и второстепенных, и, конечно, позиции автора. При этом центром споров вокруг «На дне» стал один из ее главных персонажей – странник Лука.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Анализ драмы М. Горького «На дне»

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

1.1 «На дне» как социально-философская драма. Авторская

концепция человека

 

1.2 Авторская позиция в споре о гуманизме и сострадании

Необычен жанр пьесы «На дне» необычен. Принято считать, что автор воплотил свою концепцию в социально-философской драме.

Горький не знакомит читателей с историей жизни своих героев, о ней в пьесе говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, а будущего у них и вовсе нет. Прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток.

Но «На дне» не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологический конфликт. В ней противопоставляются различные взгляды на человека, на правду и ложь жизни, на мнимый и подлинный гуманизм. В обсуждении этих больших вопросов в той иной мере принимают участие почти все ночлежники. Для горьковской драматургии характерны диалоги-споры, раскрывающие социальные, философские и эстетические позиции персонажей. Словесные поединки характерны и для героев этой пьесы.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Художественное новаторство М. Горького



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Отталкиваясь от концепции полифонического романа М. М. Бахтина, внося в нее диктуемые современ­ным уровнем литературоведения коррективы, на конкретном материале горьковской пьесы можно обосновать понимание полифонической драмы.Полифония как структурно-типологический принцип художественного видения и изображения действитель­ности возникает в том особом случае, когда в «надкругозорном» авторском единстве сталкиваются взаимоисключающие и равноправные точки зрения, затра­гивающие коренные, в основе своей философские, про­блемы бытия.

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

Итак, драма «На дне» обладает всеми  признаками  полифоничности ее художественной структуры, но полифоничности особой – драматургической.

Всепроникающая, «тотальная» диалогичность «На дне» как полифонической драмы проявляется на всех уровнях ее художественной структуры, в том числе и языковом. Слово в полифонической драме многоголосо и внутренне диалогично даже в большей мере, чем в полифоническом романе. В пьесе «На дне» персонажи ведут диалог не только между собой, но и с собой. И этим прежде всего обусловлена «двуголосость» их слова, переходящая в «многоголосость», поскольку в нем отражается слово и «противослово» не только различных персонажей, но и автора. Многоголосость слова почти каждого персонажа служит одним из важнейших средств выражения позиции автора, его сознания. Это же можно сказать и о всей разветвленной системе диалогических связей в «На дне», о многообразных видах (формах) диалогичности в пьесе.

В художественной структуре пьесы «На дне» нами выделено несколько основных пластов, или «срезов», прежде всего сюжетно-композиционных и образно-смысловых. Первый из них состоит из взаимосвязанных конфликтов и коллизий разного уровня и объема, создающих «общую», «частные» и «монодрамы». Во вто­ром, образно-смысловом «срезе» пьесы наличествуют, в свою очередь, три плана: социально-исторический, нравственно-психологический и философско-эстетический. Все эти уровни и планы представляют собою раз­личные стороны единой художественной системы, глав­ным строительным и цементирующим материалом кото­рой является «самосильное» слово персонажей, столь же многоплановое и многозначное, как и вся горьковская пьеса.

В «монодрамах» ге­роев с осо­бой наглядностью переплетаются различные образно-смысловые планы произведения, отражающие в т. ч. авторскую позицию. В силу этого пьеса Горького принципиально «многогеройна», а у каждого ее персонажа за его конкретно-ситуативной позицией угадывается пози­ция общежизненная, направленная на поиск заветной правды, что придает им помимо социальной и харак­терологической определенности особую нравственно-фи­лософскую направленность. Поэтому в «голосе» каждого из них присутствует частица истины, и вместе с тем ни один из них не является ее единодержавным носителем. В горьковской пьесе она складывается из контрапунтного противостояния и взаимодополнения голосов героев.

Таким образом, в  пьесе  нет «единодержанных» носителей  «правды», полностью  вы­ражающих «правду» автора и в конечном счете правду жизни. Может быть, эта большая правда вырастает в пьесе из столкновения отдельных, неизбежно неполных и  незавершенных субъективных правд, их диалектического сопряжения в «большой» и «малой» человеческой жизни. Если это действительно так, следует говорить об особой художественной структуре пьесы, основанной на столкновении и взаимодействии в ней различных жизненно значимых голосов, на ее контрапунктном «многоголосии».

 

 

  1. Приложение

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «На дне»

 

Роль Луки в драме «На дне». Лука – врачеватель душ или лжец?

 

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Слово учителя:

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького «На дне». Нашим взорам предстала неприглядная картина: подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелый, каменный своды, закопченные с обвалившейся штукатуркой. И внешне, и по тому, что в ней сейчас происходит (шум, ругань, ссоры. Сатин рычит, Анна и Актер кашляют), ночлежка напоминает ад. И в этот ад спускается герой по имени Лука. Как известно, у автора не случаен выбор имени героя.

– Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

  • Лука – один из апостолов, учеников Христа, распространитель его учения.
  • Лука – производное от слова «лукавый», т.е. коварный, отличающийся злонамеренностью, прикрытой показным доброжелательством.
  • Лукавый – бес, соблазняющий и губящий человека.

Так кто же он, этот «любопытный» старичок?

Лукавый бес или апостол?

Какова его цель?

Какую роль отводит ему Горький в пьесе?

Каково отношение автора к герою?

На эти сложные вопросы нам предстоит сегодня дать исчерпывающие ответы.

 

Аналитическая беседа:

– Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?

 

В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «А ты – болван», – огрызается Сатин. «Почему?» – удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю…почему – нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.

Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…все сотрется, да!»

Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.

 

– Как отнеслись ночлежники  к появлению Луки? Почему тянулись душой к нему как бледные ростки к солнцу?

Он вселяет надежду в умирающую Анну, Пепла, Актера. Единственный человек, который во всякую минуту обращен к миру и к людям, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает. И на эти редкие его качества тотчас появляется острейший спрос.

 

-Еще раз послушаем разговор старца с ночлежниками. Подумайте, почему слова Луки так взволновали его собеседников?

К единственному искреннему сострадальцу тянется Анна. (Диалог Луки и Анны.)

От Луки требует ответа на свои вопросы и Пепел. (Разговор Пепла и Луки.)

Жаждет быть услышанным и Актер. (Диалог Актера и Луки.)

 

– Так почему слова Луки так взволновали его собеседников?

И лечебница для пьяниц, и спасительный простор Сибири, и настоящая любовь- се это еще вчера казавшееся ночлежникам не фантазией, а даже бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни.

 

– К чему зовет Лука падших изгоев? Прочитаем высказывания Луки, в которых звучит его философия жизни.

– Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить других?

Нет оснований усомниться. Ведь он в полном соответствии со своей проповедью бесконечно внимателен и уважителен к каждому. Для него человек, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит».

– Что движет Лукою в его доброте? Может быть хитрость, корыстный расчет?

Нет, даже никому не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука, примерно…много он врет…и безо всякой для себя пользы. Но если не для себя – тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» – удивляется Бубнов.

«Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» – спрашивает Наташа.

– Так действительно, почему же он такой добрый?

Лука ответ  дает сам: «Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел.»

– А вы кому из обитателей костылевской ночлежки наиболее сочувствуете?

И поведение, и слова, и само присутствие старика располагает к спокойному доброму разговору. Даже непробиваемый Бубнов, и тот исповедуется перед Лукой, поощряемый вниманием и сочувствием. Любой человек жаждет быть услышанным и понятым.

Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия. Вспомним, с каким исступлением, с какой жадностью накинулся Мармеладов на Раскольникова, в котором угадал способность услышать чужое страдание. Витиевато, многословно и вместе с тем торопливо и сбивчиво изливает он свою душу, требуя, умоляя, заклиная: «Слышите, слышите?» Услышанная, а значит разделенная с кем-то боль не так жжет душу, вот и просит умирающая Анна: «Дедушка! Поговори со мной.» И старик с готовностью откликается: «Давай побеседуем.» Горестные признания страдалицы Анны сопровождаются сочувственными репликами-вздохами Луки: «Эх, бабонька! Не тоскуй!» «Эх ты детынька! Устала? Ничего!»

 

– Какой еще писатель поведал нам о горьком одиночестве среди людей?

О сытых, равнодушных написан рассказ А. П. Чехова «Тоска». В рассказе у извозчика Ионы умирает сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается и некому. Ни один человек не хочет выслушать Иону, и тот в конце концов рассказывает все своей лошади.

В своей статье в «Литературной газете» Даниил Гранин рассказал случай из собственной жизни, имеющий прямое отношение к теме наших размышлений.

Попав с травмой в больницу, он от боли не спал по ночам, бродил по коридорам, заставленным койками и раскладушками, и оказывал посильную помощь покинутым немощной нашей медициной больным. И вот однажды, рассказывает писатель, подозвала его к себе старая женщина. Попросила посидеть рядом. Пожаловалась, что страшно ей, заговорила про своих близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяла меня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука ее стала коченеть.

Анна? «Вечная» Анна, пока мир стоит? Но послушаем дальше Гранина: «На фронте повидал я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно быть чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни – как это соединить с тем, что вот человек, отработав весь свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и вина наша всеобщая?

Статья Д. Гранина, пробудившая долгие годы дремавшие под наркозом официальной морали нравственные силы общества, так и называлась «О милосердии». Слово это с тех пор устаревшим быть перестало, но употребляется, к сожалению, гораздо чаще, чем совершаются соответствующие ему деяния.

Лука, жалеющий и утешающий, и являет нам пример истинного милосердия. Интересно, что современники Горького, бывшие слушателями авторского чтения пьесы, подчеркивали, что лучше всего писателю удавалась роль Луки, и особенно – сцена у постели Анны. М. Ф. Андреева вспоминала: «Горький читал великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошел до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит:

– Хорошо, ей-богу, хорошо написал…Черт знает, а? Правда, хорошо?

 

– Чем же был вызван этот восторг, как не впечатлением органического слияния автора и героя в порыве сострадания.

«Ты, брат, молодец! – говорит старику Пепел. – Врешь ты хорошо…сказки говоришь приятно! Ври! Ничего…мало, брат, приятного на свете!»

 

-Есть ли в пьесе хоть один момент, когда мы можем с торжествующим криком: «Держите вора!» – поймать его на откровенной вредоносной лжи?

Подтверждено документально, что то время в России существовали 3 лечебницы для алкоголиков и по крайней мере в 2 из них были бесплатные места.

 

– А действительно ли Сибирь то место, где Пеплу легче всего начать новую жизнь, порвав навсегда связи со своей средой?

Во-первых, малоосвоенная Сибирь для сильного человека, а Пепел таков, предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как «вор», «воров сын» не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.

 

-Лжет ли Лука Насте?

Не лжет Лука и Насте, он только убеждает ее: «Коли веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!» – реализуя свой принцип «во что веришь, то и есть.

Не к примирению, а к действию зовет «лукавый» старец: он будит в сожителях надежду на то, что чаемое ими осуществимо. Итак, Лука не лгал, а будил надежду в людях.

 

-Так кто же он – апостол или бес?

Обсуждение вопроса.

 

-Вот таким милосердным, добрым увидели мы Луку в пьесе.

-А каково отношение Горького к герою и его философии?

Лука исчезает после убийства Костылева. Почему?

В разговоре с писателем В. Шишковым Горький произнес:

-Лука? Пройдоха. Жулик.

-Однако со сцены он выглядит симпатичным.

-Да? Он прикидывается святошей, потому что это ему выгодно.

 

Так почему же у Горького такое негативное отношение к Луке?

Об этом поговорим на следующем уроке.

Тема следующего урока «Философский спор о правде в пьесе «На дне».

 

Домашнее задание: Выписать в тетрадь высказывания Сатина, Бубнова, Луки о человеке, труде, правде, жизни. Устный ответ на вопрос: «Какова авторская позиция в этом споре?»

 

 

 

 

 

  1. Список литературы
  • Горький М. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1986.
  • Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
  • Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. М., 1979.
  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  • Бялик Б. Горький-драматург. М., 1962.
  • Бялик Б. Подвиг литературы. М., 1973.
  • Горький М. Собрание сочинений в 30 т. М., 1955. Т. 28.
  • Журчева О. В. Формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ в. Дисс. канд. филол. Наук. М., 2009.
  • Корман Б. О. Из наблюдений над терминологией М. М. Бахтина // Проблема автора в русской литературе XIX – XX вв. Ижевск, 1978.
  • Красунок В. К. Лука и другие: диалектика образа // Вопросы горьковедения (пьеса «На дне»). Горький, 1977.
  • Кузьмичев И. К. «На дне» М. Горького: судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. Горький, 1981.
  • Кузьмичев И. К. Пьеса М. Горького «На дне» и современность // Вопросы горьковедения (пьеса «На дне»). Горький, 1977.
  • Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
  • Минералова И. Г. Философский спор о человеке в драме М.Горького «На дне» (В. Соловьев и Ф. Ницше) // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. М., 1995. Вып.2.
  • Москвин И. М. Мой Лука // Статьи и материалы. М., 1987.
  • Николаева Л. Ранняя драматургия М.Горького в историко-функциональном изучении: проблема интерпретации жанра пьес «Мещане», «На дне», «Дачники». Автореф. канд. филол. наук. Самара, 2000.
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Изд-во Ленинградского университета, 1986.
  • Скобло Н. В. «На дне» М.Горького в зарубежной критике (1903-1978, на русском языке) // М.Горький и вопросы жанра и стиля. Межвуз. сб. Горький, 1979.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-составители Л. Тимофеев и С. Тураев. М.: Просвещение, 1974.
  • Удодов А. Б. Пьеса М. Горького «На дне». Художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989.
  • Фарбер Л. М. «На дне»: жанр, композиция // Вопросы горьковедения (пьеса «На дне»). Горький, 1977.
  • Храпченко М. Б. Жизнь в веках: внутренние свойства и функции литературных произведений // Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976.
  • Щербина В. М. Горький. Концепция мира и искусства // Горький и современность. М., 1970.
  • Юзовский Ю. «На дне» М. Горького: идеи и образы. М., 1968.
  • Яковлев Г. Лгал ли Лука? Эл. документ. Режим доступа: [http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200404501]



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.