Содержимое

Введение

Рыночная экономика характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.
Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования. Необходимо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Таким образом, актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого.
Цель представленной курсовой работы — выявление основных экономических и юридических характеристик действующей в настоящее время финансовой системы Российской Федерации, а также — определение перспектив развития финансовой системы России.
Задачи:
– рассмотреть финансовую систему РФ;
– выявить проблемы и пути решения.

1. Теоретические основы функционирования финансовой системы

1.1 Понятие финансов и финансовой системы

1.2 Характеристика основных звеньев функционирования финансовой системы

 

Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система».

Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

-Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

-Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

-Единстве и взаимодействии подсистем;

-Наличии специального обслуживающего аппарата;

-Наличии собственной финансовой базы.

Таким образом, финансовая деятельность государства — это деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей[1].

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов.

 

1.2 Характеристика основных звеньев функционирования финансовой системы

 

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

-Государственные бюджеты;

-Государственные социальные внебюджетные фонды;

-Государственный кредит;

-Государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

-Финансы коммерческих предприятий и организаций;

-Финансы некоммерческих организаций;

-Финансы домохозяйств.

По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

[1] Черник А.В. Финансовая система России [Текст] / А.В. Черник – М.: 2016. – С. 114.

>

Доступа нет, контент закрыт

2. Анализ финансовой системы России

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Современное состояние внебюджетных фондов и хозяйствующих субъектов в России

2.2 Анализ страховой и кредитно-банковской сферы

 

Организационно-правовая форма внебюджетных фондов обусловила их автономность и некоторую экономическую самостоятельность, которая касается, в основном, формирования и использования финансовых ресурсов обязательного социального страхования. Одна из основных задач функционирования социальных фондов заключается в оптимизации процесса образования их доходной части, что и может быть достигнуто в результате эффективного управления имеющимися в распоряжении фондов денежными средствами.

Основные показатели, которые характеризуют деятельность ПФ РФ в 2015-2016 гг. можно представить в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1 – Основные показатели, характеризующие деятельность ПФ РФ в 2015-2016 гг., млрд. рублей

Показатель 2015г. 2016г. Отклонение 2016-2015 гг. Темп роста
Доходы 4600 5255,60 655,60 114,3
Расходы 4200 4922,10 722,10 117,2
Доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР 361,2 418,1 56,90 115,8
Объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 1900 2815,30 915,30 148,2
Поступления дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий 3,6 4,1 0,50 113,9
Расходы на выплату пенсий 3700 4081,20 381,20 110,3
Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан 293,6 311,9 18,30 106,2
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала 97,1 171,3 74,20 176,4

 

 

Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2015 году по доходам превысил 4600 млрд. рублей, что составляет 10,4% ВВП страны. Что касается 2016 года, то бюджет превысил 5255 млрд. рублей, что соответствует 9,9 % ВВП.

Основное направление расходования Фонда – расходы на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2016 г. по отношению к 2015 г. Этот показатель в 2016 г. по сравнению с 2015 г. уменьшился на 5,2%. Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2016 г. возросли на 18,3 млрд. руб., данные расходы составляет 6,33% от общего объема расходов, в 2015 г. данный показатель 7%. Растущее место в расходах ПФР занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2015 г. в 2016 г. данные выплаты увеличились на 74,2 млрд. руб., что составляет 3,48%.

Основное место в доходах занимают поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2015 г. составили 1900 млрд. руб., а в 2016 – 2815,3 млрд. руб. В структуре доходов это составило 41,3% и 53,6% соответственно. Абсолютный прирост составил 915,3 млрд. руб.

Что касается доходов по накопительной составляющей бюджета ПФР, то в 2016 г. они возросли по сравнению с предыдущим годом на 56,9 млрд. руб., что составило 7,95% всех доходов.

Динамика объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования за 2012-2015 гг., млрд. рублей

Финансовые источники (федеральный уровень) 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. Отклонение 2013г. к 2012г. Отклонение 2015 к 2014
Федеральный Бюджет (с материнским капиталом) 71,4 79,6 158,3 185,8 + 8,2 +114,4
Фонд социального страхования 116,6 141,0 163,1 187,2 + 24,4 + 70,6
Федеральный фонд обязательного едицинского страхования 16,6 17.0 18,5 19,3 +0,4 +2,7
ИТОГО 204,6 237,5 339,9 392,3 + 33,0 + 187,7

 

Таким образом, за три года (2013-2015) ассигнования на меры по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех указанных источников увеличатся на 187,7 млрд. рублей (91%), из них 101 млрд. рублей – это средства материнского (семейного) капитала.

Общая сумма расходов предусмотрена в объеме 278918664,7 тыс. рублей, или 131,0% к ассигнованиям, утвержденным в бюджете ФСС в действующих условиях и 121,3% в сопоставимых условиях, из них на обязательное социальное страхование – 198104134,6 тыс. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 43079038,9 тыс. рублей.

Таким образом, мы видим, что структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы» – 9732,5 тыс. рублей (0,003 % общего объема расходов ФСС), «Образование» – 15470415,6 тыс. рублей (5,5 %), «Социальная политика» – 263438516,6 тыс. рублей (94,4 процента).

Важным фактором обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования

 

Доступа нет, контент закрыт

3. Перспективы развития финансовой системы России

3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент

3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России

 

Нестабильная ситуация в российской экономике, сложившаяся в силу многих обстоятельств, таких как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с промышленным развитием страны и многие другие, а также в последнее время влияние мирового финансового кризиса, оказывает негативное влияние на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:

Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например, учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.

Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;

Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.

Для преодоления указанных проблем необходимо осуществить следующие задачи:

– устранить неясности в Бюджетном кодексе;

– предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);

– создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;

– просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам.

– увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом[1].

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

Все названные меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.

На сегодняшний день существуют следующие проблемы в сфере территориальных финансов:

Во- первых, недофинансирование.

Вторая не маловажная проблема финансирования дорожного хозяйства, особенно строительство новых дорог.

Правительство РФ выделяет на эти цели регионам 29 млрд. рублей, еще на 10 млрд. рублей берет на себя финансирование федеральных дорог, т.е. объем субвенций остается примерно на прошлогоднем уровне в 39 млрд. рублей. Однако Минтранс признает, что нужны, как минимум, 47 млрд. рублей.

В частности, дополнительное финансирование непроцентных расходов в 2013- 2016 гг. на 67 млрд. рублей позволило субъектам Федерации лучше подготовиться к зиме, выплатить в полном объеме увеченную на 30% заработную плату бюджетникам, сократить потери сельскохозяйственных предприятий, пострадавших от засухи, расплатиться по долгам федерального правительства перед предприятиями ВПК, выделить дополнительные средства на дорожное строительство, погасить часть задолженности по ведомственному жилью, дополнительно профинансировать строительство метрополитена и ряд других социальных статей бюджета.

Проблемы в Налоговой системе Российской Федерации:

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Подводя итог, можно отметить следующее:
Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Можно отметить, что в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.
Финансовая система проявляется в их функциях: функция планирования, функция организации, функция стимулирования и контрольная функция.
Согласно проведенному анализу были выявлены основные проблемы внебюджетных фондов, хозяйствующих субъектов, страхового рынка и денежно кредитной политики.
Анализ деятельности социальных внебюджетных фондов позволяет говорить о том, что в настоящее время в России существует необходимость в разработке новых, адекватных современным социально-экономическим условиям, механизмов и форм работы. Новые направления реформирования системы пенсионного, социального и медицинского страхования должны предусматривать соответствующее правовое, финансово-экономическое, методологическое, научно-информационное и кадровое обеспечение, разработку и внедрение инновационных технологий.
Для реализации потенциала предпринимательских необходимо обеспечить механизмы, при которых поддержка малого предпринимательства становится инструментом, обеспечивающим решение наиболее важных в текущей и стратегической перспективе проблем.
Развитию страхового рынка России, в настоящее время способствуют следующие факторы:
1. Интеграция в мировом экономическом сообществе;
2. Снятие «железного занавеса» между Россией и европейскими странами;
3.Увеличение количества поездок за границу, которые сопровождаются приобретением страховых полисов;
4. Развитие рыночных отношений в России, которые сопровождаются высокой деловой, финансовой и другими рисками.
Эффективность денежно-кредитной политики может быть существенно повышена за счет комплексного использования прямых и косвенных ее инструментов. Меры в денежно-кредитной сфере должны быть взаимоувязаны с мерами бюджетной и налоговой политики.

Библиографический список

1. Вахрин П.И. Финансы [Текст] / П.И. Вахрин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. – 630 с.
2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: Омега-Л, 2011. – 688 с.
3. Бабич А.М., Л.Н. Павлова. Государственные и муниципальные финансы. Государственная финансовая политика. Основные направления финансовой политики. Режим доступа:http://polbu.ru/babich_finance//.
4. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая теория. – М.: Омега-Л, 2012. – 448 с.
5. Гарбузова В.Ф. Финансы и статистика [Текст] / В.Ф. Гарбузова – М.: 2015. – 250с.
6. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России- М.: ИНФРА-М, 2016. -248с.
7. Жученко О.А. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование // Вестник государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 3. – С. 65 – 73.
8. Камаева В.Д. Экономическая теория [Текст] / В. Д. Камаева – М: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. – 415с.
9. Камаев В.Д., Ильчиков, М.З., Борисовская Т.А Экономическая теория- М.: Кнорус, 2012.-382с.
10. Кудрин А. «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. «Вопросы экономики». 2012, №1.
11. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы предприятий. – М.: Альфа-Пресс, 2012. – 640 с.
12. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. А.Г. Грязновой. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 6-е изд., испр. и доп. – М.:КНОРУС.- 2011.-624с.
13. Миляков Н.В. Финансы [Текст] / Н.В.. Миляков – М.: ИНФРА-М, 2016. – 432 с.
14. Молякова Д. С. Финансы и статистика [Текст] / Д. С. Молякова – М.: 2016. – 245с.
15. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст] / Г.Б. Поляк: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. -450с.
16. Черник А.В. Финансовая система России [Текст] / А.В. Черник – М.: 2016. – 245с.
17. Чичканов А.В. Финансовая система России: Проблемы развития [Текст] / А.В. Чичканов // Чиновник. – 2015. – №1. – С.5-7.
18. Шахов А.Ю. Финансовая система России [Текст] / А.Ю. Шахов // Макроэкономика. – 2015. – №9. – С.7 -10.
19. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ под. Ред. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2010.-479с.
20. Финансы, денежное обращение и кредит: Задачи и решения: Учебное – практическое пособие.- М.: Издательство «Альфа-пресс», 2012.-448с.



Соблюдайте авторские права

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Не сдавайте скачанную работу

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.