Содержимое

 

Содержание

  1. Теоретические и методические основы формирования доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности
    • Понятие и назначение доходов федерального бюджета
    • Содержание и особенности доходов от внешнеэкономической деятельности
    • Система правового регулирования доходов от внешнеэкономической деятельности в условиях вступления России в ВТО
  2. Анализ и динамика доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности в условиях ВТО

2.1. Анализ динамики налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности

2.2. Анализ динамики и структуры неналоговых доходов от внешнеэкономической деятельности

2.3. Оценка изменений внешнеэкономической деятельности в условиях ВТО

  1. Направления оптимизации доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности в условиях
  2. Теоретические и методические основы формирования доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности

 

  • Понятие и назначение доходов федерального бюджета

Общее понятие бюджета указано в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной статьёй – «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

По своему экономическому содержанию федеральный бюджет является формой образования и расходования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет представляет собой главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, посредством него мобилизуются финансовые ресурсы, которые необходимы для регулирования экономического развития государства, осуществления социальной политики на всей территории Российской Федерации, укрепления обороноспособности страны.

Казанская А. Ю., считает, что доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

По словам Парыгиной В. А., что доходы федерального бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств, между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.

Как считает Годин А. М., что доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления.

Одной из ключевых статей федерального бюджета являются его доходы.

Доходы бюджета представляют собой довольно сложную категорию, которая изучается на стыке юридической и экономической наук. В экономическом смысле доходы федерального бюджета являются денежными средствами, при помощи которых государство реализовывает собственные функции: содержит государственный аппарат власти и управления, армию, правоохранительные органы, проводит финансирование всех видов образования и пенсионного обеспечения. Экономическая сущность доходов федерального бюджета состоит в их назначении, которое заключается в материальном обеспечении публичных нужд страны. В свою очередь, юридическое содержание понятия «доходы федерального бюджета» отображает порядок формирования данных доходов, правовую природу их образования. В качестве правовой категории доходы федерального бюджета являются узаконенной формой перераспределения части национального дохода в пользу государства.

В целом доходы федерального бюджета можно определить как денежные средства, которые поступают в федеральный бюджет вследствие распределения и перераспределения национального дохода в целях формирования финансовой основы функционирования и обеспечения расходных обязательств государства, образующиеся за счёт средств предприятий, физических лиц и прочих источников, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Порядок формирования доходов федерального бюджета регулируется на основе четырёх групп принципов, к которым относятся следующие:

  1. общеправовые принципы законности, федерализма, гласности, справедливости;
  2. отраслевые принципы финансового права – принцип плановости, приоритета публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений, социальной направленности финансовой деятельности Российской Федерации, приоритета органов законодательной власти в области финансовой деятельности перед органами исполнительной власти;
  3. принцип бюджетного права, включающий в себя принцип единства бюджетной системы Российской Федерации; принцип разграничения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; принцип самостоятельности бюджетов; принцип полноты отражения доходов; принцип сбалансированности бюджета;
  4. принцип установления, зачисления, распределения и учёта доходов, то есть особых принципов, которые определяют порядок формирования доходов бюджетов бюджетной системы. К этой группе можно отнести следующие принципы:

– принцип законодательного закрепления видов доходов в бюджетном законодательстве и единства бюджетной классификации доходов бюджетов. Бюджетное законодательство применяет единую бюджетную классификацию видов доходов с единообразными кодами бюджетной классификации, с помощью чего обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при составлении и осуществлении бюджетов, а также составлении бюджетной отчётности;

– принцип единства системы зачисления и распределения доходов. На основании пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступают на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения данными органами согласно нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, закону (решению) о бюджете и другим законам субъектов Российской Федерации и муниципальным правовым актам, принятым согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;

– принцип исключительно индивидуального характера доходов бюджета. Все доходы бюджета являются собственными;

– принцип достаточности. Доходы бюджета обязаны обеспечивать исполнение всех расходных обязательств публично-правовых субъектов, их уровень обязан удовлетворять надобностям населения;

– принцип действенности системы поступления доходов и их раздела между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Данный принцип предусматривает, первое, своевременное и полное поступление и распределение доходов, второе, удобство расчётов для субъектов, которые перечисляют денежные средства в бюджет, третье, минимизацию затрат на содержание органов, которые обеспечивают поступление и распределение доходов, отсутствие органов с похожими полномочиями;

– принцип факультативности фискального характера санкций обозначает, что санкции (штрафы, пени и прочие суммы принудительного взыскания) прежде всего, исполняют пресекательную, компенсационную и карательную функции. Государство не должно привлекать к ответственности в целях пополнения государственной казны.

В любом государстве применяется своя система формирования доходов центральных и местных бюджетов, однако данная система строится на опыте прочих государств, то есть на основании собственных возможностей и мировой практики.

Доходы федерального бюджета Российской Федерации каждый год ратифицируются Федеральным Собранием в законе, подписываемому Президентом Российской Федерации. Они содержат доходы федерального уровня и часть доходов субъектов Российской Федерации.

Администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетные организации, которые осуществляют согласно законодательству Российской Федерации контроль над верностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учёт, взимание и принятие решений о возврате (зачёте) лишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, которые являются доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если прочее не определено Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Доходы бюджета образуются вследствие распределения стоимости внутреннего валового продукта. Основным их материальным источником является национальный доход.

Доходы федерального бюджета отчасти зачисляются на формирование доходов нижестоящих бюджетов. На практике можно встретить и обратное, когда законодательно определяются отчисления в федеральный бюджет части доходов (налогов) регионального уровня, к примеру, по налогу на физических лиц, по арендным доходам, по земельному налогу. Всё это значит, что в Российской Федерации не существует полного закрепления налогов и доходов федерального, регионального и местного уровня за их бюджетами. Действует система отчислений по определяемым законом нормативам от федеральных налогов в региональные, из региональных доходов – в местные бюджеты.

Основные методы, используемые государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, — налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени и определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации (статья 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Основными доходами федерального бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

– налоги на прибыль, доходы;

– налоги и взносы на социальные нужды;

– налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

– налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

– налоги на совокупный доход;

– налоги на имущество;

– налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

– государственная пошлина.

Перечень и ставки налогов определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Они обеспечивают более 9/10 обшей суммы платежей.

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему большую часть доходов бюджета. По итогам 2012 года НДС включает 35% всех доходов бюджета Российской Федерации. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

Неналоговые доходы могут иметь форму, как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты.

Неналоговые доходы составляют около 5% всех поступлений в федеральный бюджет. К этим доходам бюджетов разного уровня относятся:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

– доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

– средства самообложения граждан;

– иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

– дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

– субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

-иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Следующий по своему финансовому значению доход бюджета – государственные кредиты в форме займов. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных займов:

– государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем размещения ценных бумаг от имени государства;

– кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга, который тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Кроме того, можно выделить два дополнительных основания классификации доходов.

В зависимости от степени окончательности зачисления доходов в федеральный бюджет можно выделить:

– доходы, подлежащие окончательному зачислению. К данной группе доходов относится большинство налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета;

– доходы, подлежащие дальнейшему возмещению из бюджета. Сюда следует отнести в первую очередь суммы косвенных налогов (НДС и акцизов), возмещаемые налогоплательщикам, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную по реализации товаров. Также к данной группе можно отнести суммы неправомерно удержанных и зачисленных в бюджет налогов, сборов и иных платежей, подлежащих дальнейшему возмещению из государственного бюджета.

Подобная классификация имеет важное значение при бюджетном планировании, поскольку позволяет реально оценить роль и значение отдельных видов доходов.

В зависимости от реальности зачисления дохода в бюджет можно выделить:

– реально зачисляемые доходы – это доходы в собственном смысле слова, то как они понимаются в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– выпадающие доходы – это доходы, которые бюджет мог бы получить, но не получил, в результате применения различного рода льгот и освобождений по отношению к плательщикам налогов, сборов и иных платежей.

Выпадающие или потенциальные доходы не являются доходами в собственном смысле этого слова, поскольку они не зачисляются в бюджет. Данная категория приобретает значение в процессе выработки государственной финансовой политики при бюджетном и налоговом планировании и позволяет, с одной стороны, оценить потенциал для дальнейшего роста доходов бюджета (в случае отмены каких-либо льгот), а с другой, – оценить возможности для снижения фискального бремени плательщиков налогов, сборов и иных платежей (в случае предоставления дополнительных льгот отдельным категориям плательщиков).

Таким образом, можно сделать вывод, что доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления.

 

1.2. Содержание и особенности доходов от внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные договоры. Это могут быть многосторонние договоры, устанавливающие основные принципы и направления взаимодействия государств в названных сферах.

В законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность, конкретизировано содержание внешней торговли по каждому из перечисленных объектов.

  1. Внешняя торговля товарами – импорт и (или) экспорт товаров. Товаром как предметом ВТД считается движимое и отнесенные к недвижимому имуществу суда – воздушные, морские, внутреннего и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. При этом в качестве товара не рассматриваются транспортные средства, используемые по договорам международных перевозок.
  2. Внешняя торговля услугами – оказание услуг (в том числе выполнение разнообразных работ), включающее производство, распределение, маркетинг и доставку услуг (работ). Оказание услуг осуществляется следующими способами:

– с территории РФ на территорию иностранного государства;

– с территории иностранного государства на территорию РФ;

– на территории РФ иностранному заказчику услуг;

– на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

– российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

– иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;

– российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

– иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.

Таким образом, услуги могут оказываться путем их поставки с территории одной страны на территорию другой страны (трансграничное перемещение услуг), когда поставщик и потребитель услуги находятся по разные стороны таможенной границы, или путем предоставления услуг на территории одной страны, когда поставщик услуги перемещается из своей страны на территорию страны потребителя либо иностранный потребитель услуги перемещается на территорию страны поставщика (перемещение из страны в страну не самих услуг, а их производителей или потребителей).

Значительная часть услуг вместе с другими объектами ВТД (кроме товаров) составляет «невидимый» экспорт и импорт, который не входит в торговый баланс страны, но отражается на ее платежном балансе. При поставке товаров, выполнении работ, передаче результатов интеллектуальной деятельности нередко предоставляются сопутствующие услуги.

  1. Внешняя торговля информацией может осуществляться двояким образом: информация выступает либо в качестве самостоятельного объекта ВТД, либо в качестве неотъемлемого дополнения к другим объектам ВТД. Как самостоятельный объект ВТД информация может предоставляться по коммерческим, производственным, научно-техническим и иным вопросам. Достоверную и оперативную информацию специального характера следует расценивать в качестве одного из наиболее дорогостоящих объектов внешней торговли.

Информация, необходимая для использования поставляемого товара, обычно называется сопутствующей информацией.

  1. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

В понятие «интеллектуальная собственность» заложено исключительное право собственника распоряжаться результатами своей интеллектуальной деятельности. Объекты торговли результатами интеллектуальной деятельности иначе называют товарами «духовного производства». К ним относятся научно-технические изобретения и открытия, новые технологии, ноу-хау, программные продукты, произведения литературы и искусства, реализуемые в виде лицензий, патентов, авторских прав.

Сущность ВЭД. Внешняя торговля является основной составляющей ВЭД, но сфера последней не ограничивается осуществлением внешнеторговых операций только коммерческими организациями. ВЭД осуществляется не только на микроэкономическом, но и на макроуровне. В общероссийском масштабе в эту деятельность вовлечены органы государственной власти (общегосударственный, федеральный уровень). ВЭД проводится в масштабах всего народного хозяйства страны, крупных экономических комплексов, отдельных хозяйственных отраслей и подотраслей (отраслевой уровень), а также в рамках отдельных федеральных округов, субъектов РФ и муниципальных образований (региональный уровень). Существенное значение имеет деятельность ряда общественных организаций и объединений, содействующих развитию ВЭД.

Таким образом, в развернутое понимание ВЭД можно включить три основных компонента:

– ВЭД государства в лице органов власти – федеральных, региональных и муниципальных, которые выполняют определенные управленческо-регулирующие функции, обеспечивая надлежащие условия для этой деятельности на территории страны и добиваясь благоприятных внешних условий ее осуществления посредством взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями;

– ВЭД хозяйствующих субъектов – предприятий, других коммерческих организаций различных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, взаимодействующих с иностранными торговыми партнерами;

– деятельность различных общественных организаций (ТПП, РСПП, других объединений, союзов, ассоциаций, лиг российских товаропроизводителей, экспортеров и импортеров) по оказанию содействия развитию ВЭД.

Содержание ВЭД в самом общем виде можно определить как осуществление многообразных экономических связей с иностранными партнерами. Можно выделить ряд характерных особенностей ВЭД:

  1. Она является составной частью всей экономической деятельности, осуществляемой в стране. ВЭД глубоко проникает во многие сектора экономики, особенно в производственную, транспортную, валютно-кредитно-финансовую сферы, опираясь на отечественный производственный и научно-технический потенциал. Посредством внешней торговли на зарубежных рынках реализуются отечественные экспортные ресурсы, что приносит доходы в иностранной валюте. Это позволяет приобретать за рубежом разнообразные товары производственного и потребительского назначения для более полного удовлетворения внутренних потребностей страны, а также создавать необходимые валютные резервы.
  2. ВЭД органично вписывается во всю международную деятельность государства, способствуя реализации внешнеполитических задач страны с помощью торгово-экономических инструментов. Важную роль при этом играют продажи и закупки товаров, имеющих существенное значение для экономики тех или иных зарубежных стран. Развитие экономического сотрудничества с зарубежными странами благотворно влияет на характер политических межгосударственных отношений, способствует повышению степени взаимопонимания и доверия между странами, а в конечном итоге – укреплению международного мира и безопасности.
  3. Лежащие в основе ВЭД внешнеторговые связи нашей страны являются составной частью международного торговли, всей мировой торговой системы. Соответственно национальный рынок России правомерно считать частью всего мирового рынка.
  4. Современная ВЭД по содержанию и формам достаточно многообразна. Наряду с традиционной внешней торговлей немаловажное значение имеют промышленное, инвестиционное, производственно-кооперационное, научно-техническое, военно-техническое и другие виды экономического сотрудничества с зарубежными странами.

ВЭД в широком смысле осуществляется на нескольких уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, отраслевом и отдельных хозяйствующих субъектов. Весьма значима роль государственных органов и общественных организаций в создании оптимальных условий для ведения ВЭД ее основными участниками – хозяйствующими субъектами.

  1. Основным содержанием ВЭД в ее коммерческой ипостаси является осуществление внешнеторговых и иных внешнеэкономических операций. Характер этой деятельности, осуществляемой на внешнем рынке, существенно отличается от коммерческой работы на внутреннем рынке.

Это объясняется как национальными особенностями экономического развития России, так и сложившимися условиями международной торговли, включая специфику коммерческой деятельности на рынках отдельных зарубежных стран. Необходимо особо учитывать различные дискриминационные меры, применяемые во многих зарубежных странах в отношении российских участников ВЭД, главным образом экспортеров готовой продукции.

  1. Для профессионального ведения ВЭД требуется ее обеспечение – производственно-технологическое, маркетингово-конъюнктурное, валютно-финансовое, транспортно-логистическое, организационно-управленческое, информационно-документационное, кадровое, правовое и т.д.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

– поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности;

– оплата процентов по государственным кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств;

– таможенные сборы и др.

Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, субъектов РФ и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.) близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером.

А признак обязательности имеет в этих платежах особое проявление — обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.). Учитывая наличие названных общих признаков данных платежей с налогами, законодательство объединило их с налогами единую систему платежей, названную налоговой системой. Это закреплено в Законе РФ «О налоговой системе Российской Федерации» и затем в НК РФ как система налогов и сборов (гл. 2).

Поэтому без отождествления с налогами они и в учебнике рассматриваются в главах, посвященных налоговой системе.

Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам (гл. 14 БК РФ).

Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.

Таким образом, часть средств, привлекаемых в результате распространения лотерейных билетов, поступает в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Следует иметь в виду, что хотя добровольность является общим принципом проведения лотерей и выпуска облигаций займов, эти формы привлечения средств существенно различаются между собой. У организатора лотереи отсутствует обязанность возврата средств, затраченных на приобретение лотерейных билетов (и выплаты доходов) каждому из их приобретателей, как по займам. И вырученные от реализации лотерейных билетов средства лишь частично возвращаются участникам лотереи через призовой фонд, используемый только по выигравшим билетам. Соответственно и в распоряжение государства и муниципального образования поступает часть дохода от проведения лотереи. В отличие от облигаций займов, лотерейные билеты ценными бумагами не являются.

 

1.3 Система правового регулирования доходов от внешнеэкономической деятельности в условиях вступления России в ВТО

Во внешнеэкономической деятельности любого государства, как и в международной системе экономических отношений в целом, центральное место занимает международная торговля. Внешнеэкономическая деятельность, помимо международной торговли, включает инвестиционную, финансовую деятельность, деятельность в рамках научно-технического обмена, оказания экономической помощи, миграции рабочей силы и многое другое. Однако какими бы сложными ни были формы внешнеэкономической деятельности, их все можно подразделить на трансграничное движение товаров, услуг, результаты интеллектуальной собственности, каждое из которых является внешнеторговой операцией.

В основе внешнеторговой деятельности лежит гражданско-правовая сделка (договор), так называемая трансграничная, или международная, коммерческая сделка, опосредующая международный оборот товаров, услуг, результатов интеллектуальной собственности. Правовое регулирование трансграничной коммерческой сделки занимает существенное место в международном частном праве.

Современная внешнеторговая деятельность характеризуется тремя основными особенностями: во-первых, появлением наряду с традиционной куплей-продажей новых договорных форм международного торгового оборота (лизинг, факторинг, франчайзинг, форфейтинг, агентирование и т.д.), а также включением в торговый оборот не только товаров, но и услуг и результатов интеллектуальной деятельности; во-вторых, значительным устранением национальных административно-правовых препятствий с помощью механизмов международных организаций, прежде всего ВТО; в-третьих, созданием равного правового режима внешнеэкономических сделок для стран – участниц ВТО. Это достигается такими правовыми средствами, как международная унификация и гармонизация норм национального гражданского и международного частного права разных государств; международная кодификация и унификация обычаев/обыкновений международного торгового оборота; гармонизация (адаптация) норм национального публичного (административного, финансового, таможенного, валютного и др.) права государств – членов международных экономических организаций, принимающих обязательства по приведению своего законодательства, устанавливающего основы внешнеэкономической деятельности самого государства, его физических и юридических лиц, с правилами соответствующих организаций.

Внешнеэкономическая деятельность является сложной системой социальных отношений, которые также неоднородны по субъектам и содержанию.

Во-первых, это публичные межгосударственные взаимоотношения между государствами; государствами и международными, межправительственными организациями; разными международными организациями. Эта группа отношений регулируется принципами и нормами международного (публичного) права.

Во-вторых, это публично-правовые отношения между государством (государственными органами и учреждениями) и частными лицами этого же государства или иностранными физическими/юридическими лицами, осуществляющими в пределах юрисдикции данного государства предпринимательскую деятельность. Такие отношения регулируются нормами различных отраслей национального публичного права: конституционного, административного, финансового, таможенного и др.

В-третьих, это параллельные частноправовые отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами разных государств (так называемые трансграничные частноправовые отношения), регулируемые нормами международного частного права конкретного государства, в частности Российского, так как вопреки своему названию оно имеет национальный характер.

В-четвертых, это диагональные частноправовые отношения между государством и частными лицами другого государства, также регулируемые международным частным правом, как правило, правом государства – стороны отношения (с некоторыми особенностями).

И, наконец, международный торговый оборот, подпадающий под сферу действия международного частного права, как параллельный, так и диагональный, регулируется значительным количеством норм негосударственного происхождения (кодифицированных и некодифицированных) международного, национального и местного уровней. Эти правила складываются в практике между участниками торгового оборота. По своей нормативной природе они представляют собой обычаи международной торговли, не обладающие юридической силой. Данную совокупность норм, систематизированных и несистематизированных, как правило, называют «lex mercatoria» – «право торговли».

Сформулированная сложная и неоднозначная комплексная нормативно-правовая система в целом представляет собой международное торговое право в широком понимании, так как оно имеет общий знаменатель в виде базового содержания регулируемых общественных отношений в сфере внешнеторговой деятельности.

В данной нормативной системе определяющую роль играют международное (публичное) право в целом, а также нормы и принципы международного права, которые непосредственно регулируют межгосударственные торговые отношения и составляют международное торговое право в узком значении. В таком понимании международное торговое право является подотраслью одной из основных отраслей международного права – международного экономического права. Особая роль принадлежит основополагающим принципам международного права в силу присущих им качеств императивности, всеобщности действия, критерия правомерности в международных отношениях. Они действуют как в межгосударственных, так и в национально-правовых отношениях: согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы международного права являются составной частью российской правовой системы. Поэтому основные принципы международного права наряду с его предметом играют системообразующую роль в нормативно-правовом комплексе «международное торговое право».

Все это дает основания для вывода о возрастающей роли международного права в качестве важного инструмента воздействия на национальное право государств, по крайней мере в сфере внешнеэкономической деятельности.

Однако как ни была велика роль международного права в развитии внешнеэкономической деятельности, без реальных производителей товаров, работ, услуг – физических и юридических лиц, – эта деятельность состояться не может. Поэтому главным ее регулятором является национальное право, прежде всего международное частное право, которое при помощи собственных механизмов регулирует трансграничное (международное) движение капиталов, товаров, работ, услуг. Поскольку в основе трансграничного обмена лежит трансграничная коммерческая сделка, регулируемая нормами международного частного права, а также не существует единого для всех государств международного частного права, и каждое государство имеет свою систему норм, то в данной работе речь идет в основном о российском международном частном праве.

Международное частное право регулирует как параллельные частноправовые трансграничные отношения (между однопорядковыми субъектами – частными физическими или юридическими лицами разных государств), так и диагональные частноправовые отношения (между разнопорядковыми субъектами: государства – властного субъекта, его органов, учреждений, выполняющих властные функции государства, с частными лицами – российскими либо иностранными физическими или юридическими, если последние осуществляют предпринимательскую деятельность на территории РФ). В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования участвуют в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами». Следовательно, государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений, оно не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений. Это же положение применимо к статусу государства в международных частноправовых отношениях, но с некоторыми дополнениями, обусловленными участием иностранных лиц в таких отношениях.

Государство также часто становится субъектом частноправовых отношений международного характера, осложненных иностранным элементом: например, государство арендует или покупает участок земли для дипломатической миссии либо для иных нужд в иностранном государстве; арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства; фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов; заключает договор подряда с иностранной фирмой для строительства или реконструкции своих зданий; выпускает облигации на территории иностранного государства; хранит деньги в иностранных банках.

Россия, как и любое другое государство, проводит отвечающую ее национальным интересам внешнеэкономическую политику через государственное регулирование в форме специальных законов, устанавливающих пределы действия органов исполнительной власти, а также права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности. Нормы таких законов, по природе административно-правовые, т.е. властные, используют инструменты, соответствующие рыночной экономике. Для процесса правотворчества в этой сфере характерно усиливающееся влияние международного права, прежде всего деятельности ВТО.

Таким образом, отношения, связанные с международной торговлей, представляют собой сложную социальную систему, которая содержит неоднозначный субъектный состав. Субъектами могут быть: государства, международные (правительственные и неправительственные) организации, физические и юридические лица и их объединения в разных государствах. Поэтому правоотношения в сфере международной торговли регулируются сложной нормативной системой. Эти правовые нормы относятся к разной системной принадлежности (к международному праву и к национальному праву); различных государств; разной отраслевой (публичного и частного права конкретного государства) принадлежности. Наконец, это система норм негосударственного регулирования: по происхождению: международные, национальные, местные; по видам – обычаи, обыкновения, заведенный порядок; по формам объективирования – систематизированные, несистематизированные. Описанную нормативную систему можно назвать «международное торговое право».

Все составляющие международного торгового права формируют целостную нормативную систему на базе общих целей и принципов. Все это говорит о том, что международное торговое право характеризуется высоким уровнем социального регулирования. Многообразие социальных отношений в сфере международной торговли, как и в сфере международной экономической деятельности в целом, порождает многообразие их регламентации: объективно необходимы нормы с разными механизмами действия, чтобы они могли регулировать различные отношения и даже разные их стороны.

Для подтверждения можно обратиться к Принципам УНИДРУА, общих норм для международных коммерческих договоров, одним из достоинств которых является включение в преамбулу всех форм его реализации.

В преамбуле принципов перечислены семь форм их реализации, каждая из которых осуществляется через собственный механизм. Прежде всего Принципы «подлежат применению, если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами». Можно выделить, что воля сторон лежит в основе универсального механизма для применения любых норм негосударственного регулирования. Поэтому Принципы придают этой форме императивное значение. В остальных шести формах такая императивность отсутствует, так как в них используется формулировка «они могут применяться», или «могут использоваться», или «могут служить». Причем формулировка «они могут применяться» применяется лишь для одной формы реализации – «когда стороны согласились, что договор будет регулироваться общими принципами права, lex mercatoria или тому подобным» (например, обычаями и обыкновениями международной торговли). Следовательно, вторая форма, как и первая, относится к активным формам реализации норм, но обращение к ней зависит от усмотрения правоприменительного органа. Остальные относятся к пассивным формам реализации.

Даже из простого перечисления форм реализации Принципов УНИДРУА видно: многие из них вторгаются в правовую сферу, что подтверждает сформулированное выше положение о взаимосвязанности норм государственного и негосударственного регулирования международной торговли.

Таким образом, общий объект регулирования в рассматриваемой сфере и есть международные торговые отношения, а также единые цели и принципы всех сегментов права, регулирующего международную торговлю. Международные организации и международные договоры в сфере международной торговли являются связующими, которые объединяют нормы права – международного и национального множества государств, публичного и частного, а также нормы негосударственного регулирования в сложноструктурный комплекс под названием «международное торговое право». Наконец, все составляющие международного торгового права не только сосуществуют, но и взаимодействуют друг с другом.

Из данной главы следует, что доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

– поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности;

– оплата процентов по государственным кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств;

– таможенные сборы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.