Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

Формирование и реализация комплексных программ и стратегий является в настоящее время важным условием успешного развития экономики региона. Вместе с тем субъекты Российской Федерации существенно различаются по своему экономическому, природно-ресурсному и научно-технологическому потенциалу, по уровню социально-экономического развития. Проблема выработки действенных инструментов формирования региональной стратегии приобретает особую актуальность в современных условиях, когда регионы, обладающие достаточным инновационным потенциалом, в действительности не характеризуются социально – экономическим ростом.
В настоящее время в регионах России разрабатываются региональные комплексные программы по различным направлениям. Однако, при реализации на практике данных программ, возникает ряд проблем, связанных с несовершенством российского законодательства, отсутствием необходимых ресурсов и т.д. Поэтому решение проблем, связанных с разработкой модели и формированием механизма реализации целей социально – экономического развития конкретного региона, в современных условиях имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.
Ввиду этого, органам власти и управления субъектов Федерации, а также федеральным структурам государственной власти необходимо создать приемлемые условия для формирования региональной инфраструктуры развития, используя при этом прямые и косвенные методы экономического регулирования.
Степень разработанности темы. Проблеме разработки и реализации региональных комплексных целевых программ в современной научной литературе уделяется недостаточно внимания. Работы специалистов в области государственного и муниципального управления посвящены, в основном, вопросам реализации федеральных программ и национальных проектов. Региональные программы рассматриваются как форма развития федеральных программ на уровне субъекта РФ.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на социально-экономическое развитие регионов и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для населения региона инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Объектом выпускной квалификационной работы является система разработки, утверждения и реализации комплексных целевых программ в Брянской области.
Предмет исследования – механизмы совершенствования процесса реализации комплексных целевых программ в регионе.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление путей совершенствования реализации комплексных целевых программ в Брянской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-•рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
-•провести анализ социально-экономического развития Брянской области;
– охарактеризовать систему реализации комплексных целевых программ Брянской области;
-•разработать предложения по совершенствованию реализации комплексных целевых программ на территории Брянской области.
Теоретической базой ВКР являются нормативные акты Российской Федерации и Брянской области, а также научные работы таких специалистов в сфере государственного управления и реализации региональной социально – экономической политики как: И.А. Василенко, А.И. Жуковский, Т.В. Псарева, Б.А. Райзберг, В.С. Раппопорт, Д.С. Штрейс.
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней рекомендации могут быть использованы в деятельности органов государственного управления Брянской области.
При написании ВКР использовались следующие методы: анализа и синтеза, сравнения, восхождения от абстрактного к конкретному, сравнения, метод анализа документов.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике решаемых задач.
В первом разделе ВКР рассмотрены теоретические аспекты разработки и реализации региональных комплексных целевых программ.
Второй раздел содержит анализ существующей в регионе системы реализации комплексных целевых программ.
В третьем разделе выпускной квалификационной работы рассмотрены возможности повышения эффективности реализации комплексных целевых программ на территории Брянской области.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 66 страницах печатного текста, содержит 4 рисунка, 35 наименований библиографии.

1 Теоретические аспекты реализации комплексных целевых программ

1.1 Сущность и процесс реализации целевых программ

1.2 Методики оценки комплексных целевых программ

 

Конкретный механизм реализации региональной политики и концептуальных положений территориального развития представлен совокупностью директивных и индикативных документов. Среди них наиболее действенными являются планы, схемы, проекты, программы

Ведущее место в управленческой деятельности субъектов федерации заняли программно-целевые методы регулирования социально-экономического развития регионов. Наиболее полное выражение программно-целевые методы находят в целевых программах развития регионов. [22; С.46]

Под целевой программой понимается адресный документ, направленный на решение региональных проблем, в котором взаимосвязаны все задания и мероприятия по целям, ресурсам, исполнителям и срокам. Программы определяют этапность решения проблем, способствуют мобилизации необходимых ресурсов и обеспечивают координацию действий всех заинтересованных субъектов. Всё многообразие программ можно классифицировать по нескольким признакам:

– по государственному статусу они могут быть межгосударственными, федеральными, межрегиональными, региональными, межмуниципальными и муниципальными;

– по территориальному охвату программы подразделяются на общероссийские, субрегиональные (в границах федеральных округов), региональные и локальные;

– по функциональной ориентации программы подразделяются на комплексные, межфункциональные и функциональные;

– по срокам реализации программы подразделяются на краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). [10; С.83]

При разработке комплексной и функциональных программ нужно руководствоваться идеями, общим замыслом концепции регионального развития. В концепции заложены критерии отбора и ранжирования территориальных проблем, поставлены главная цель и цели других порядков. Руководствуясь концептуальными положениями, для каждого региона разрабатываются комплексная и функциональные целевые программы. Комплексная программа направлена на решение узловой социально-экономико-экологической проблемы, функциональные – на решение частных проблем: социальных, экологических, экономических и т.д.

Комплексные целевые программы отличаются долгосрочностью и призваны решить задачи региональной политики. Их выполнение позволит улучшить условия, повысить уровень и качество жизни населения, осуществить кардинальные структурные изменения, увеличить эффективность региональной экономики и социальной сферы, обеспечить социально-экономическую и экологическую безопасность, рациональное природопользование.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.

Целевые государственные программы – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, и обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития государства. [23; С.109]

Рис. 1. Схематическая модель региональной комплексной программы

>

Доступа нет, контент закрыт

2 Анализ системы реализации комплексных целевых программ в Брянской области

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Анализ социально-экономического развития Брянской области

2.2 Анализ механизма реализации комплексных целевых программ в Брянской области

 

Анализ основных макроэкономических показателей за два предыдущих года и ожидаемых итогов за 2016 год позволяет сделать следующие выводы об уровне социально – экономического развития Брянской области.

В январе-мае 2015 года промышленными предприятиями Брянской области отгружено товаров собственного производства в действующих ценах на 38521,7 млн. рублей, индекс промышленного производства к уровню соответствующего периода 2014 года составил в целом по данному сектору экономики 110,9 процента.

Отгружено полезных ископаемых на 137 млн. рублей, индекс производства по этому виду экономической деятельности составил 108,7 процента.

По группе обрабатывающих производств объем отгруженных товаров в действующих ценах составил 31866,9 млн. рублей, индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам достиг 111,7 процента.

Увеличился выпуск продукции на предприятиях по производству транспортных средств и оборудования – в 1,8 раза; на предприятиях по обработке древесины – в 1,6 раза; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – в 1,5 раза; в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов – на 1,3 процента; в целлюлозно-бумажном производстве – 1,3 процента; в производстве пищевых продуктов – на 2,5 процента; в химическом производстве – на 17,5 процента, в производстве электрооборудования – на 9,6 процента; в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – на 19,7 процента.

Снижение объемов производства по отношению к уровню 2014 года отмечено на предприятиях по производству резиновых и пластмассовых изделий, где индекс промышленного производства составил 46,5 процента, в текстильном и швейном производстве – 88,1 процента, в производстве машин и оборудования – 88,8 процента.

В структуре обрабатывающих производств выпуск транспортных средств и оборудования занимает 24,2 процента, производство машин и оборудования – 13,2 процента, производство пищевых продуктов – 27,9 процента, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность – 5,7 процента. Предприятия этих видов деятельности оказывают определяющее влияние на развитие «обрабатывающих производств» в целом.

На предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды за январь-май 2015 года отгружено товаров собственного производства на сумму 6517,8 млн. рублей, индекс промышленного производства составил 107,2 процента.

В январе-мае 2015 года объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах во всех категориях хозяйств составил 6377,2 млн. рублей или 104,3 процента в сопоставимой оценке к соответствующему периоду 2014 года.

Сельхоз товаропроизводителями всех форм собственности произведено мяса (в живой массе) 56,8 тыс. тонн (110 процентов к уровню января-мая 2014 года), молока – 138,6 тыс. тонн (94 процента), яиц – 129,5 млн. штук (92 процента).

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» в январе-мае 2015 года, составил 4950,6 млн. рублей или 100,3 процента к уровню соответствующего периода 2014 года.

Введено в эксплуатацию 173 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 47,4 процента больше соответствующего периода 2014 года.

За январь-апрель 2015 года крупными и средними предприятиями и организациями области по всем видам экономической деятельности (кроме субъектов малого предпринимательства, бюджетных, страховых организаций и банков) получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме 10436,1 млн. рублей прибыли (за соответствующий период 2014 года по сопоставимому кругу предприятий прибыль составила 4591,9 млн. рублей). Удельный вес убыточных предприятий в целом по области составил 38,2 процента, увеличившись по сравнению с уровнем 20104года на 3,4 процентных пункта.

Оборот розничной торговли за январь-май 2015 года составил 51775,9 млн. рублей, что больше, чем за соответствующий период 2014 года на 9,4 процента в сопоставимых ценах. Населению области было оказано платных услуг на 13546,1 млн. рублей (больше на 3,3 процента).

Развитие реального сектора экономики способствовало повышению уровня жизни населения.

В мае 2015 года в расчете на душу населения денежные доходы сложились в сумме 14880,9 рубля, что на 19,3 процента больше, чем в мае 2014 года, При этом реальные денежные доходы населения составили 106,8 процента к уровню прошлого года.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по оценке за январь-май 2015 года возросла на 13,2 процента к уровню января-мая 2014 года, составив 12877 рублей.

Реализация Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, на 1 июня 2015 года составила 12,7 тыс. человек.

При этом численность официально зарегистрированных безработных составила 11,7 тыс. человек (на 1 июня 2014 года – 14,9 тыс. человек). Уровень официально регистрируемой безработицы снизился до 1,8 процента к численности экономически активного населения (на 1 июня 2014 года – 2,3 процента).

Ведущее место в структуре хозяйства Брянской области принадлежит промышленности. Регион обладает существенным промышленно ориентированным производственным потенциалом, где сосредоточено более половины промышленного комплекса области, предприятия которого на сегодняшний день несут основную нагрузку по формированию доходной части областного бюджета. Ведущее место в производстве принадлежит предприятиям машиностроения, металлообработки, электронной, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, легкой и текстильной промышленности, а также промышленности строительных материалов. В машиностроении и металлообработке налажено производство тепловозов, грузовых вагонов, дизелей, бульдозеров и автогрейдеров, электростали, стального и чугунного литья.

Машиностроительный комплекс области представлен такими предприятиями, как: ЗАО УК «БМЗ» (производит судовые двигатели, маневренные и магистральные тепловозы, вагоны различного назначения), ОАО «Ирмаш» (дорожно-строительная, землеройная техники, техника по ремонту и обслуживанию дорог.), ОАО «Клинцовский автокрановый завод» (специализируется на производстве кранов различного предназначения и различной грузоподъемностью), ООО «Брянский завод колесных тягачей» (специализируется на разработке и производстве специальных колесных шасси и тягачей высокой проходимости в классе грузоподъёмности от 14 до 40 т.), ОАО «Брянский Арсенал» – крупнейший производитель дорожно-строительной техники в России, входит в группу «ГАЗ», ООО «Бежицкий сталелитейный завод» (производство стального литья для изготовления и ремонта железнодорожного транспорта)

Предприятия электротехнической отрасли представлены: ОАО «Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин» (специализируется на капитальном ремонте узлов и агрегатов отечественной техники, производстве запасных частей), ЗАО «Группа-Кремний» (производитель интегральных схем и полупроводниковых приборов), ОАО НИИ «Изотерм» (специализируется на разработке, изготовлении специального технологического оборудования для микроэлектроники, выращивания кристаллов, оборудования для атомных станций, медицины, железнодорожных депо), ФГУП «Брянский электромеханический завод» – крупное предприятие приборостроения, производитель радиоэлектронных деталей и компонентов.

Лесопромышленный комплекс представляют предприятия: ООО «Брянская бумажная фабрика» ООО «Брянский картон» – крупнейшие производители гофроупаковки в Брянской области, ЗАО «Пролетарий» (производство картона и прочей гофропродукции различной модификации), ОАО «Брамф» (раскройка пиломатериалов, механическая обработка древесины, реализация отходов лесопиления), ООО «БрянскГИПлес» (распиловка и строгание древесины, пропитка древесины, лесозаготовки, производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий).

Легкая и текстильная промышленность представлена такими предприятиями: ООО «Брянское СРП ВОГ», ОАО «Суражанка», «Брянский камвольный комбинат», швейная фабрика «Заря», Злынковский Горпромкомбинат, Клинцовское тонкосуконное объединение, Новозыбковская швейная и Новозыбковская швейно-трикотажная фабрики и др. Вообще в последнее время появилось много частных малых предприятий в этой отрасли.

Строительная отрасль Брянской области представлена такими крупными предприятиями: ОАО «Стройсервис» (производство блоковпенобетона и железобетонных изделий, тротуарной плитки, столярные изделия и оконные блоки, пиломатериалы и погонажные изделия), ЗАО «Клинцовский силикатный завод» (производство различных видов кирпича, строительной извести и мела), а также ЗАО “Мальцовский портландцемент”. Многие виды продукции отраслей специализации области поставляются в другие регионы России, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья, а часть продукции остается для внутрирегионального потребления.

В промышленности области наблюдается сокращение числа действующих предприятий. Лишь за один год их число сократилось на 190 единиц с 1960 в 2014 г. до 1770 в 2015 году. Наибольшее сокращение наблюдается в отраслях обрабатывающих производств – 117 предприятий, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 72 предприятий, в добыче полезных ископаемых – 1 предприятие.

К причинам спада промышленного производства можно также добавить отсутствие разнообразия собственной сырьевой базы области, которая в существенных объемах обладает только запасами лесных и водных ресурсах, торфа и нерудных строительных материалов. Это, в свою очередь, объясняет необходимость крупномасштабных поставок в область топливно-энергетических ресурсов и разнообразного промышленного и производственного сырья, что в условиях кризиса крайне затруднительно.

Одной из причин кризисного положения промышленности Брянской области является изношенность основных фондов практически всех промышленных предприятий области. Средств, направляемых на обновление оборудования, не хватает, либо они расходуются не эффективно, т.к. то оборудование, что осталось на предприятиях, уже давно морально и физически устарело. По объемам инвестиций в основной капитал на душу населения Брянская область среди субъектов ЦФО занимает последнее 18 место.

Основной причиной сокращения промышленного производства, по нашему мнению, является отсутствие инновационного развития (обновления) крупнейших промышленных предприятий области. Ведущее место инновационных факторов конкурентоспособности в исключительной мере характерно для промышленности. В этой связи центральной проблемой экономического роста Брянской области с учетом его инновационной направленности является формирование и эффективное использование регионального инновационного потенциала промышленности.

Проведенный анализ промышленности свидетельствует о том, что Брянская область еще не утратила свой потенциал и располагает значительными возможностями для стабилизации и дальнейшего роста производства. Вместе с тем Брянская область располагает значительным экспортным потенциалом, в общем объеме которого основное место занимают сырье и материалы. В структуре сырья большая доля приходится на продукцию черной металлургии (чугун, сталь и прокат). Кроме того, основными статьями экспорта являются строительные материалы (цемент, шифер и др.). География внешнеэкономических связей области включает в себя несколько десятков стран мира, из которых крупнейшими торговыми партнерами являются Белоруссия, Украина, Китай, Германия, и пр.

На территории Брянской области, как и на всей территории Российской Федерации, проходит реализация приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие АПК».

Низкий уровень и качество жизни населения области, а также базовой медицины ухудшают здоровье людей, усиливая тем самым критическую ситуацию в области. Высокий уровень заболеваемости приводит к высокому уровню смертности населения, в том числе трудоспособного.

Не менее важной проблемой в здравоохранении области является его коммерциализация. Реальность такова, что бесплатная медицинская помощь становится все меньшей и меньшей.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование»

Однако в результате проведенного анализа реализации данного национального проекта, мы пришли к выводу, что программных мероприятий недостаточно для создания современного и качественного образования на территории области.

Одной из причин неудовлетворительного состояния образования является его финансирование. Объемы поступлений из федерального бюджета либо не полностью освоены за планируемы период, либо расходуются не достаточно эффективно.

За последние годы наблюдается устойчивая тенденция сокращения числа учебных заведений и, соответственно, сокращение учащихся в них.

Национальный проект «Жилье» призван создать условия для решения всех жилищных проблем: увеличение объемов жилищного строительства; создание условий для приобретения жилья гражданами РФ, в том числе, при использовании ипотеки; модернизацию системы ЖКХ и пр.

Однако при этом не учитываются степень заселенности сданных домов, так как в большинстве случаев в этих домах нет достойных условий для проживания или же жилье оказывается по карману далеко не всем.

Несмотря на реализацию национального проекта «Развитие АПК», сельское хозяйство области находится в глубоком кризисе, что обусловлено рядом причин: отток сельского населения, его старение и обнищание; диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, высокие транспортные тарифы; слабая материально-техническая база и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время социально – экономическое положение Брянской области можно охарактеризовать как кризисное, однако при этом необходимо отметить наличие высокого потенциала региона для преодоления кризисных явлений в среднесрочной перспективе.

 

2.2 Анализ системы реализации комплексных целевых программ в Брянской области

 

По функциональной ориентации целевые программы Брянской области подразделяются на следующие пять видов:

1 Социально-экономические – программы, прежде всего формирующие целенаправленное преобразование социальной и производственной сфер, реализующие в этих сферах крупные структурные отраслевые и межотраслевые изменения.

Доступа нет, контент закрыт

3 Совершенствование процесса реализации комплексных целевых программ в Брянской области

3.1 Основные направления совершенствования реализации комплексных целевых программ в регионе

3.2 Совершенствование оценки комплексных целевых программ

В реализации целевых программ на территории Брянской области существуют определенные недостатки. Поэтому будет целесообразно выделить предложения по повышению эффективности их реализации.
Расходы регионального бюджета на реализацию ряда региональных целевых программ не увязаны с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ. Некоторым заказчикам региональных целевых программ при утверждении программ удалось установить показатели их финансирования из регионального бюджета особенно с 2012-2014 годов, более чем в 2 раза превышающие его возможности. Принятые при утверждении программ объемы их финансирования из регионального бюджета оказались за пределами бюджетных возможностей. В процессе подготовки программ заказчики необоснованно завышали потребность в средствах регионального бюджета, при этом значительные средства предлагалось использовать на текущую деятельность. Как показало время, на стадии формирования программ были недостаточно проработаны вопросы финансирования мероприятий программ из всех возможных источников и степень обязательности и гарантированности осуществления расходов, помимо регионального бюджета, со стороны участников программы.
Разработчики при подготовке программ закладывают в показатели финансирования программных мероприятий значительные объемы средств из внебюджетных источников и средств бюджетов муниципальных образований, используя это как важный аргумент в пользу принятия программы.
В ходе подготовки проекта закона Брянской области о региональном бюджете на очередной финансовый год необходимо увязывать расходы па реализацию региональных целевых программ с объемами и параметрами финансирования, заложенными в перспективном финансовом плане.
Это обстоятельство допускает возможность фактического пересмотра финансовых показателей, заложенных в программах при их утверждении, что позволяет заказчикам региональных целевых программ обоснованно (или необоснованно) вносить предложения о корректировке программ и их ресурсной части. Часто это происходит уже на второй год реализации программ. Изменение параметров финансирования приводит к необходимости корректировки целей и задач, смещения сроков реализации программных мероприятий в сторону их увеличения.
Часть региональных целевых программ не содержит конкретных программных мероприятий, сроков и оценки возможных результатов их реализации. В ряде вновь утвержденных региональных целевых программ отсутствуют перечни конкретных инвестиционных проектов с указанием источников, объемов финансирования по годам.
В ряде программ отсутствуют важнейшие показатели эффективности, определенные в количественном выражении, и необходимые программные показатели по годам реализации. Заказчики достаточно охотно приводят общие показатели, отражающие в целом ход финансирования и ожидаемые результаты за весь период реализации программ в ущерб конкретным показателям, отражающим ход и результаты реализации программных мероприятий и этапы реализации региональных целевых программах. Отсутствие этих показателей обесценивает региональную программу как целостный системный документ, направленный на достижение конкретных результатов, делает невозможным предметный и всесторонний анализ предлагаемых к реализации региональных целевых программ, а также оценку результативности, эффективности и последующий контроль за их реализацией.
Представляется явно недостаточным надведомственный экспертный контроль за работой заказчиков программ по формированию предпроектных материалов и непосредственной разработкой проектной документации, что в ряде случаев приводит к неоправданному повышению объемов финансирования программных мероприятий.
Отрицательные результаты в реализации с целевыми программами регионального уровня связаны с организационными, методическими, экономическими проблемами, отсутствием соответствующего законодательного и нормативного обеспечения.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в заключении можно отметить, что целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.
Одновременно они являются эффективным инструментом структурных преобразований в экономике, решения актуальных социальных проблем и призваны обеспечить необходимую концентрацию экономических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики.
Целевые программы делятся на: федеральные, региональные, муниципальные; международные, государственные, межотраслевые, отраслевые, локальные; комплексные, научно-исследовательские, научно-технические, социально-экономические, организационно-экономические, производственно-хозяйственные; долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Реализация целевых программ основывается на законах и нормативных актах Российской Федерации, на основании которых принимаются законы, постановления, решения на уровне регионов и муниципальных образований.
К этапам разработки целевых государственных программ относятся: выявление проблемы, разработка концепции, подготовка предложений, принятие решения, разработка проекта программы, разработка мероприятий программы, проведение экспертизы, принятие решения органом государственной власти о начале реализации программы в форме официального документа.
Затем программа реализуется, проводится оценка результатов и последствий и осуществляется контроль за ее реализацией.
Анализ социально-экономического развития Брянской области показал следующее:
•наблюдается восстановительный рост экономики;
•повысились объемы выпуска продукции всех производственных отраслей (обрабатывающая, добывающая, сельскохозяйственная, пищевая, транспортная и др.);
•повысился уровень жизни населения;
•стабилизировалась ситуация на рынке труда;
•ухудшилась демографическая ситуация (смертность превышает рождаемость)
На территории Брянской области реализуется большое количество целевых программ, как долгосрочных, так и ведомственных.
В реализации целевых программ на территории Брянской области существуют определенные недостатки. Поэтому будет целесообразно выделить предложения по повышению эффективности их реализации:
– своевременно и полно финансировать ЦГП;
– упорядочить текущее управление реализацией программ посредством дирекций;
– зафиксировать правила распределения ограниченных финансовых средств между отдельными программами;
– осуществлять мероприятия программ не выборочно, а в полном объеме.
Для организации деятельности по реализации комплексных целевых программ необходимо создание организационных структур, которые смогут направлять и отслеживать процесс реализации этих программ. С этой целью, как нам представляется, целесообразно создание Координационного Совета по управлению целевой программой (далее – Совет), который возглавит Председатель Координационного Совета, а также назначить руководителей по отдельным мероприятиям целевой программы и приоритетным проектам. В состав Совета должны входить представители Правительства Брянской области, частного бизнеса и общественных организаций.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12.12.1993. С изм. и доп. от 30.12.2012- М.: Юридическая литература, 2013.-31с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.94, № 32, ст. 3301
3. Федеральный Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года №172-ФЗ.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131 – ФЗ (с изм. от 15.02.2016);
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 №636 (ред. от 05.04.2016 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594 (ред. от 22.03.16)
7. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2020 г.);
8. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2015-2017 гг.).
9. Устав Брянской области. Принят Законом Брянской области от 20 декабря 2012 года № 91-З//Консультант-Плюс, ноябрь 2013
10. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. — М.: Гардарики, 2011
11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд.5-е дополнен.-М.:Омега-Л, 2012.
12. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Гардарики 2011.
13. Воробьев В.А., Сорокина Н.С. Тенденции регионального развития // Вопросы статистики, 2014. № 5. С. 66-72.
14. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление: учеб. – М.: ТК, Велби, Изд-во Проспект, 2012.
15. Государство и экономика: факторы экономического роста. — М.: Институт экономики РАН, 2012. С. 209.
16. Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Государственное управление: Учебное пособие. – Хабаровск: ДВАГС, 2012.
17. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2011. № 9
18. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта).: Уч.-метод. пособие. – Оттава; М.; В. Новгород, 2009.
19. Комков Н.И. Модели программно-целевого управления. М.: Экономика, 2010
20. Коростелев Ю.В. Бюджет как инструмент социально-экономического развития региона// Финансы. 2012. № 7. С. 11-14.
21. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка. — М.: Экономика, 2014. С. 223.
22. Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2012. № 4. С. .46-66.
23. Макаров И.М. Целевые комплексные программы. М.: Гардарики, 2010
24. Мониторинг социальных программ: практические примеры / А.Л. Александрова, И.В. Беляков и др. М.: Фонд «Институт экономики города»,2015.
25. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2014.
26. Поляк Г.Б. Финансовые проблемы развития регионов // Финансы, 2011. №9. С. 14-17.
27. Псарева Т.В. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации/ И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В., Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко. Под общ. Ред. Т.В. Псаревой. – Новосибирск, 2014.
28. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. – М: Инфра-М, 2015.
29. Рапопорт B.C. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления / В.С. Рапопорт, Л.В. Родионова // США: организационные проблемы управления / Под общей редакцией Б.З. Мильнера. – М.: «Мысль», 1976
30. Руднева В.Р. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. -М.: Наука, 2014
31. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос, 2015
32. Хурсевич С.Н. О депрессивных территориях в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса. М., 2008
33. Шамхалов Феликс. Основы теории государственного управления: Учебник для вузов / Феликс Шамхалов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2012.
34. Шукеев У. Приоритеты развития региональной экономики // Экономист, 2012. № 9. С. 60-66.
35. Сайт Правительства Брянской области – www.bryanskobl.ru



Соблюдайте авторские права

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Не сдавайте скачанную работу

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.