Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях рыночного реформирования российской экономики занятость и ее регулирование на региональном уровне представляются исключительно важной и актуальной проблемой. Это объясняется, прежде всего, тем, что обеспечение полной и эффективной занятости, рассматриваемое как главная цель и средство достижения достойного уровня жизни населения в социально-ориентированной экономике, возможно лишь при эффективном целенаправленном регулировании процессов, происходящих на рынке труда и в сфере занятости населения.
Степень разработанности темы. Проблема регулирования процессов обеспечения занятости населения в отечественной научной литературе рассматривается как функция государственного управления, реализуемая органами государственного управления на уровне субъектов РФ. Мало внимания уделено возможностям привлечения к участию в обеспечении занятости населения общественных и коммерческих организаций.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что совершенствование форм, методов и практики государственного регулирования занятости населения в субъектах Российской Федерации может способствовать постепенному уменьшению роста безработицы, повышению эффективности реализации основных направлений политики занятости, обеспечению социальной защищенности различных социально-демографических групп населения в процессе адаптации к рыночным отношениям.
Деятельность по регулированию занятости населения должна включать в себя не только усилия органов государственного управления, но и общественных и коммерческих организаций. Подобная концепция расширяет функции органов государственного управления субъектов РФ в сфере регулирования занятости населения. Это обусловило выбор объекта исследования при написании выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является Управление государственной службы по труду и занятости Брянской области.
Предмет исследования – процесс регулирования занятости и трудовых отношений органами государственного управления субъекта РФ.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление путей совершенствования государственного регулирования сферы занятости населения органами государственного управления субъекта РФ.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1 Рассмотреть теоретические аспекты процесса государственного регулирования сферы занятости населения.
2 Охарактеризовать структуру и деятельность Управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области как органа государственного управления субъекта РФ.
3 Проанализировать функции Управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области в сфере регулирования трудовых отношений в регионе.
4 Выявить основные направления совершенствования регулирования сферы занятости населения в регионе.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы являются нормативные акты Российской Федерации и Брянской области, а также научные работы таких отечественных специалистов, как: Р.Л. Агабекян, А.А. Белокрылов, Н.Т. Вишневская, Л.И. Задорожняя, А.М. Лушников, В.В. Макошина, А.Ф. Нуртдинова, В.А. Павленков, Е.А. Стрельченко и др.
Практическая значимость ВКР состоит в возможности использования рекомендаций, содержащихся в работе, в практической деятельности органов государственного управления Брянской области.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализа и синтеза, классификации, сравнения, обобщения, метод анализа документов.
Структура выпускной квалификационной работы полностью соответствует логике и последовательности поставленных задач.
В первом разделе работы рассмотрены теоретические аспекты регулирования сферы занятости населения.
Второй раздел посвящен анализу структуры и функций Управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области.
В третьем разделе представлены предложения по совершенствованию регулирования сферы занятости в регионе.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 68 страницах печатного текста, содержит таблицу, рисунок, 36 наименований библиографии

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Социально – экономическая сущность рынка труда

1.2 Специфика регулирования рынка труда

В экономической теории рынок труда – это один из четырех видов рынков (товарный, денежный, ресурсный, трудовой), где реализуется один из важнейших экономических ресурсов – человеческий труд. Как и на любом рынке, его функционирование осуществляется под воздействием спроса и предложения.

На рынке труда определяется стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма – величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования и профессионального роста, гарантии занятости и т.д.

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости населения, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы в стране.[23; с. 84]

Рынок труда, так же как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным регулятором рынка является цена рабочей силы (заработная плата). Именно с ее помощью регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие.

Цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна до тех пор, пока на рынке существует равновесие. Равновесная ставка заработной платы и соответственно равновесный уровень занятости для данного вида труда определяются на пересечении кривых спроса и предложения на труд.

Разумеется, в реальности изменение заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения невозможно, также как нельзя серьезно говорить об отсутствии безработицы в обществе, так как рынок труда несовершенен. К несовершенствам рынка можно отнести борьбу профсоюзов за повышение ставок заработной платы, которая на самом деле влияет на повышение инфляции, установление государством минимальных размеров оплаты труда, отсутствие полной информации на рынке труда, «добровольная безработица» и другие факторы. [21; с.357]

Рынок труда как социально-экономический механизм занимает ключевое место в рыночной экономике и существенно отличается от рынков товаров, финансов, жилья и др. Главное отличие – в возможности и устойчивости равновесия на рынке труда.

В рыночной экономике реальные товарные рынки находятся в динамических состояниях и стремятся к равновесию. На рынках труда неравновесие – нормальное условие, а совпадение спроса и предложения рассматривается как редкое, непродолжительное и неустойчивое состояние.

В отечественной и зарубежной литературе существует множество определений рынка труда, однако в настоящее время не достигнуто единство в определении этого понятия.

Так, видный отечественный ученый Л.А. Костин считает, что рынок труда – это действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимодействия между работодателями и наемными работниками, выражающий экономические и правовые отношения между ними [21, с. 30]. Можно дать еще и такое определение: рынок труда – это система отношений и социально-экономический механизм взаимодействия работодателей, наемных работников и социальных партнеров по согласованию условий воспроизводства, найма, распределения и обмена рабочей силы на жизненные средства.

Основные элементы этого социально-экономического механизма: спрос на рабочую силу и ее предложение, конкуренция, конъюнктура, цена рабочей силы, мобильный резерв незанятого населения.

Процесс взаимодействия работодателей и наемных работников формирует структуру и объем спроса и предложения на рабочую силу, определяет степень развития рынка труда. По степени развития рынка труда различают теневой (нерегулируемый), регулируемый и организованный.

Теневой, или нерегулируемый рынок труда, функционирующий в рамках теневой экономики, подразумевает такую систему социально-трудовых отношений, при которой систематически и сознательно нарушается трудовое, миграционное и налоговое законодательство, избегается контроль со стороны государства, имеет место уход от налогообложения заработной платы и доходов, за счет чего получается дополнительная прибыль. При этом, говоря о рынке труда, мы относим к теневой деятельности ту, с доходов от которой не платятся налоги, исключая криминальную сферу, к которой категория «занятость» неприменима.

Для теневого рынка труда характерно

>

Доступа нет, контент закрыт

2 Анализ системы регулирования занятости населения на материалах Управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Организационная характеристика УГСТЗН

2.2 Анализ функций УГСТЗН в сфере регулирования занятости населения

Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области (далее – управление) является государственным органом исполнительной власти Брянской области, осуществляющим проведение на территории Брянской области единой государственной политики в сфере труда, занятости и защиты от безработицы, охраны труда, трудовых и иных связанных с ними отношений. Управление осуществляет исполнительно-распорядительные функции в сфере труда, занятости населения и защиты от безработицы на территории Брянской области.

Наименование управления: полное – Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области; сокращенное – УГСТЗН Брянской области.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Министерство), Уставом Брянской области, законами Брянской области, нормативными правовыми актами Брянской области, а также Положением.

Финансирование управления осуществляется за счет средств областного бюджета. Управление имеет бюджетную смету расходов, утверждаемую начальником управления.

Имущество управления является собственностью Брянской области и находится в его оперативном управлении.

 

 

Рис. 1. Схема структуры управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области

 

 

Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные казенные учреждения службы занятости (центры занятости населения) (далее – центры занятости) во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Брянской области, органами государственной власти Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области, профсоюзными и другими общественными объединениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Управление обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета в управлении Федерального казначейства по Брянской области и в департаменте финансов Брянской области, обособленное имущество, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом, ответчиком, третьим лицом и заинтересованным лицом в судах.

Предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в области содействия занятости населения осуществляется управлением и подведомственными учреждениями (центрами занятости населения) в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций в сфере содействия занятости населения.

Реорганизация и ликвидация управления производится указом Губернатора Брянской области в установленном законодательством порядке. При реорганизации, ликвидации управления или прекращении работы с охраняемыми сведениями обеспечивается сохранность сведений и их носителей, составляющих государственную тайну.

Место нахождения управления: 241037, г. Брянск, 1-й проезд Станке Димитрова, дом 12. Почтовый адрес управления: 241037, г. Брянск, 1-й проезд Станке Димитрова, дом 12.

Доступа нет, контент закрыт

3. Совершенствование государственного регулирования занятости населения в Брянской области

3.1 Формирование региональной политики в сфере занятости населения

3.2 Предложения по совершенствованию регулирования сферы занятости населения

Главными функциями органов государственного управления субъекта РФ по осуществлению политики занятости населения являются:
– определение цели и задач государственного управления занятостью населения;
– формирование стратегии, текущих и долгосрочных программ занятости;
– координация интересов всех субъектов государственного управления процессом занятости;
– стимулирование процессов социально-экономического развития для решения проблем занятости;
– мониторинг и анализ результатов политики занятости;
– контроль выполнения определенных задач.
Важным условием реализации этих функций является эффективная деятельность всех институтов, которые определяются как субъекты осуществления политики занятости, выработки научно обоснованного прогнозирования процессов, происходящих на рынке труда. В современных условиях государство по-новому начинает оценивать суть проблемы и свои задачи, вытекающие из общего состояния ее социально-экономического развития. Одним из существенных признаков новой парадигмы управления процессом занятости населения является понимание системного характера тех изменений, которые происходят на уровне объектов управления.
В частности, системный подход предполагает выделение моделей управления на их общегосударственном, региональном и локальном уровнях. Поскольку занятость населения является проблемой многогранной, комплексной, то в стороне от нее не могут существовать все структуры государственного управления. Указанная позиция основывается на том, что именно они в той или иной степени задействованы в разработке и выполнении национальной политики занятости населения, Государственной и региональных программ занятости. Осуществление политики занятости государственными органами управления на основе системного подхода должно строиться по следующим четырем принципам:
– подчиненность требованиям развития общества, экономики;
– приоритетность мер, обеспечивающих социально-политическую стабильность в обществе;
– создание экономических условий для достойного уровня благосостояния людей;
– устранение или минимизация неравенства в получении и сохранении работы, уровня жизни, возникающего по причинам инвалидности, семейных обстоятельств и других объективных факторов и т.д.
Очень важным в деятельности органов государственного управления субъекта РФ по реализации государственной политики занятости населения является соблюдение принципа субсидиарности, сущность которого заключается в обеспечении подчиненности целей, ориентиров и рычагов государственного управления социальной сферы, осуществляющихся на разных уровнях управления, их интегрированности на государственном, региональном и локальном уровнях с целью формирования структурно целостной системы реализации политики занятости населения.
В частности, на государственном уровне должны разрабатываться национальные приоритеты политики занятости, государственные программы занятости, законодательная и нормативная база.
На региональном уровне определяется стратегия осуществления политики занятости с учетом специфики и особенностей регионального развития, размещения и территориальной организации производства.
На отраслевом и производственном уровнях политика занятости связывается с конкретными производственно-экономическими задачами.
Поскольку региональная политика тесно связана с национальным самоопределением государства, общеэкономической и социальной политикой, то в период трансформации взаимосвязь общегосударственной и непосредственно политики регионов должна быть тесной и эффективной. Осуществление государственной политики занятости населения на региональном уровне предполагает осуществление ряда важных мероприятий.
Во-первых, следует согласовывать государственную политику занятости со структурной перестройкой экономики региона и стимулировать различные формы предпринимательства, в том числе путем снижения налогового давления на отечественного товаропроизводителя.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие безработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного сокращается. Это приводит к необратимым изменениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: снижается мобильность трудовых ресурсов, людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию; доля лиц пожилого возраста составляет больше 30%; обостряется проблема занятости среди молодежи, так как в настоящее время трудоспособное население пополняется многочисленным поколением 80-х.
В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Государственная политика занятости должна иметь предупреждающий характер, включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму и опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут увеличить безработицу. Основная цель такой политики – снижение безработицы уже в среднесрочном периоде.
Следует отметить, что достижение максимально возможной занятости исходит из современного состояния экономики, в котором сейчас находится страна. Только современный подход к занятости в государственной политике и, что особенно важно, на региональном и местном уровне дает правильное направление решения всех сложных вопросов занятости населения.
Функция регулирования занятости населения в Брянской области возложена на орган исполнительной власти – Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области.
Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области (далее – управление) является государственным органом исполнительной власти Брянской области, осуществляющим проведение на территории Брянской области единой государственной политики в сфере труда, занятости и защиты от безработицы, охраны труда, трудовых и иных связанных с ними отношений. Управление осуществляет исполнительно-распорядительные функции в сфере труда, занятости населения и защиты от безработицы на территории Брянской области.
Главными функциями органов государственного управления субъекта РФ по осуществлению политики занятости населения являются:
– определение цели и задач государственного управления занятостью населения;
– формирование стратегии, текущих и долгосрочных программ занятости;
– координация интересов всех субъектов государственного управления процессом занятости;
– стимулирование процессов социально-экономического развития для решения проблем занятости;
– мониторинг и анализ результатов политики занятости;
– контроль выполнения определенных задач.
На основе проведенного анализа можно выделить следующие проблемы в сфере занятости и на рынке труда:
– достаточно высокий уровень «женской» и «молодежной» безработицы;
– несоответствие спроса и предложения на рынке труда;
– рост численности граждан, увольняющихся по собственному желанию;
– трудности в обеспечении занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите (инвалиды, молодежь до 18 лет, женщины, имеющие малолетних детей, лица, освобожденные из МЛС, и др.);
– непредоставление работодателями полной и достоверной информации о потребности в кадрах, особенно вакансий для специалистов и служащих;
– сокращение сферы приложения женского труда;
– наличие «скрытой» безработицы.
Для формирования гибкого рынка труда необходимо: обеспечить совершенствование трудового законодательства; развивать территориальную мобильность рабочей силы; повышать качество занятости; повышать качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.
Можно выделить следующие основные направления совершенствования политики в области занятости населения в регионе.
1. Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству.
2. Специальные мероприятия содействия занятости населения.
3. Повышение качества рабочей силы.
4. Социальная поддержка граждан при безработице.
5. Обеспечение функционирования службы занятости.
Основными задачами в области занятости в ближайшее время будут совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости населения, усиление роли центров занятости населения в осуществлении активных мер на рынке труда, улучшение кадрового потенциала через систему профориентации и профобучения и реализация специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности представляемых им услуг.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.01.2016 № 7-ФЗ)
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.01.2016 № 7-ФЗ
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
5. Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. от 30.12.2015)
6. Федеральный Закон от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ГАРАНТ 2014
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003, ред. от 27.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) ГАРАНТ 2015
8. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210 –ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 15.02.2016) ГАРАНТ 2016
9. Федеральный Закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2016) ГАРАНТ 2016
10. Указ Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации», ГАРАНТ 2014
11. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
12. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г., протокол N 11)
13. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р)
14. Устав Брянской области. Принят Законом Брянской области от 20 декабря 2012 года № 91-З//Консультант-Плюс, ноябрь 2013
15. Закон Брянской области от 20 декабря 2014 года № 89-З «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Брянской области»
16. Агабекян Р.Л., Авяган Г.Л. Современные теории занятости. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 190 с.
17. Безруков А.В. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов в условиях федеративных преобразований в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 9.
18. Белокрылов А.А, Белокрылова О.С., Кетова Н.П. Рынок труда региона и его институциональная организация. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2013. 160 с.
19. Бочарова, И. Программы содействия занятости // Экономист. 2014. №5.
20. Вишневская Н.Т. Реформа законодательства о защите занятости и рынок труда // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 10.
21. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для ВУЗов. 7-е изд., доп. М.: Норма, 2015. 448 с.
22. Жернакова Т. Демографическая ситуация в России в региональном аспекте // Власть. 2013. – №3. с. 44
23. Задорожняя Л.И. Управление занятостью в регионе: теория, методология, инструменты. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2014. 240 с.
24. Ионцев В. Международная миграция рабочей силы: Россия и современный мир // Социс. 2015. №6.
25. Калашников С. Развитие рынка труда неотъемлемый элемент государственной политики // Человек и труд. – 2015. – №5.
26. Коровкин А.Г., Королев И.Б., Полежаев А.В. Макроэкономические проблемы сферы занятости и рынка труда в России и некоторые направления их решения // Концепции. №2(12). ЦЭМИ РАН, 2013.
27. . Кутепова Н. Поддержка малого бизнеса как способ решения социальных проблем // Человек и труд. 2014. № 9
28. Лушников A.M. Особенности правового регулирования трудовых отношений при нестандартных формах занятости: опыт стран Запада // Труд за рубежом. 2015. № 2.
29. Макошина В.В. Социально-экономические условия развития рынка труда // Профессионал. 2016. № 3.
30. Малеева Т. Политика на рынке труда на этапе экономического роста // Человек и труд. 2014. № 1.
31. Нуртдинова А.Ф. Разграничение полномочий по регулированию трудовых отношений между федеральными и региональными органами власти // Трудовое право. 2013. № 6.
32. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. М.: Изд. МГУ, 2014. 367 с.
33. Пирогова Т. Развитие регионального рынка труда. URL: http://www.pmuc.ru
34. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. М.: РАГС, 2015. 384 с.
35. Руденко Г.Г., Муртозаев Б.Ч. Формирование рынков труда. М.: Экзамен, 2014. 416 с
36. Стрельченко Е.А. Институты и механизмы обеспечения занятости в переходной экономике. Ростов н/Д: Издательство Рост. Ун-та, 2011. 104 с



Соблюдайте авторские права

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Не сдавайте скачанную работу

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.