Содержимое

Введение

Актуальность темы настоящей дипломной работы исходит из того, что на сегодняшний момент времени неблагополучное состояние ЖКХ обуславливает необходимость проведения его реформы.
Привлечение в эту отрасль частного капитала, отход от дотирования организаций ЖКХ, приватизация направлены на улучшение финансово-экономического и технического состояния организаций ЖКХ.
Такие преобразования, как установление 100%-ной оплаты услуг ЖКХ, приватизация муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунальной отрасли не приводят к повышению уровня эффективности их деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем, организации ЖКХ, являясь естественными локальными монопольными организациями и обеспечивая своими услугами, как правило, все обслуживаемое муниципальное образование оказывают важное влияние на его экономику.
Оптимизация менеджмента организациями ЖКХ, мобилизация его хозяйственного потенциала должны стать одним из инструментов, который даст возможность преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию.
Объект исследования – муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области.
Предмет исследования – управление затратами муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области.
Цель данного исследования – разработать рекомендации по совершенствованию качества управления затратами рассматриваемого экономического субъекта.
Достижение указанной цели настоящего исследования предполагает решение следующих его задач:
1) раскрыть теоретические основы управления затратами организации городского хозяйства,
2) собрать информацию о результатах хозяйственной деятельности анализируемого экономического субъекта,
3) выявить проблемы в управлении затратами в изучаемом субъекте хозяйствования,
4) разработать мероприятия для ликвидации выявленных проблем,
5) обобщить полученные в ходе написания данной работы ее результаты.
Теоретической базой исследования стали:
– нормативно-правовые акты РФ,
– монографии и учебные пособия,
– материалы периодической печати,
-Интернет-ресурсы.
Методы исследования:
– экспериментальные: метод моделирования, метод наблюдения, метод сравнения;
– эмпирическо-теоретические: графический метод, метод абстрагирования, метод анализа и синтеза, метод дедукции и индукции;
– специальные:
• правовые (формально-юридический, метод правового моделирования и др.);
• экономические (экономико-математическое моделирование, маржинальный (предельный) анализ, расчетно-аналитический, функциональный анализ и др.)
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она оказывает вспомогательную роль в деятельности специалистов по управлению затратами и может использоваться в качестве наглядного теоретического пособия по организации системы управления затратами и профессионального роста работников административно-управленческого аппарата МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы управления затратами организаций городского хозяйства

1.1. Содержание и структура затрат организаций городского хозяйства

1.2. Методологические аспекты управления затратами в организациях городского хозяйства

1.1. Содержание и структура затрат организаций городского хозяйства

Под жилищно-коммунальным хозяйством понимается комплекс отраслей народного хозяйства, который и направлен на поддержание комфортного уровня проживания граждан посредством предоставления им коммунальных услуг. Материальную базу ЖКХ составляют объекты городской инженерной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры жилищного фонда.
Термин «ЖКХ» по своему происхождению относится к советскому периоду, всесторонне используется в большом числе государств бывшего Советского Союза. В англоязычных государствах для этого комплекса отраслей применяется термин «public utilities».
ЖКХ в широком смысле подразумевает:
– Энергоснабжение: электроснабжение – это осуществление поставки электроэнергии; газоснабжение – это осуществление по поставке газа; теплоснабжение – это осуществление поставки горячей воды и тепловой энергии, обеспечение работы котельных и теплоэлектроцентрали; энергосбережение.
– Водоснабжение и водоотведение: водопровод – это осуществление прокладки и ремонта водопроводных труб, водозабора очистка и доставки воды в многоквартирные дома и на индустриальные объекты, в т.ч. для дальнейшего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления; канализация – это отведение сточных вод.
– Вентиляция и централизованное кондиционирование воздуха.
– Лифтовое хозяйство.
-Слаботочные сети (системы коммуникации и контроля):
– Вывоз мусора: мусоропровод; осуществление утилизации и переработки отходов.
– Молниезащита здания.
– Системы пожарной безопасности (пожарная лестница, сигнализация, средства пожаротушения).
– Капремонт зданий.
– Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания).
– Текущая уборка и сан-эпидемобработка мест общего пользования (в т.ч. дератизация и дезинсекция).
– Содержание придомовых территорий (благоустройство) .
Согласно статье 252 НК РФ и Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99 под понятием «затраты» можно считать явные (фактические, расчетные) издержки того или иного хозяйствующего субъекта экономики, а под понятием «расходы» – факт снижения объема активов того или иного хозяйствующего субъекта экономики или рост объема его долговых обязательств в ходе финансово-хозяйственной деятельности .
Расходы означают факт использования материальных и прочих видов ресурсов.
Только в момент реализации экономический субъект отражает в бухгалтерском (финансовом, управленческом, налоговом) учете свои доходы и связанную с ним часть затрат – расходы.
Такое понимание терминов следует из стандарта 18 Международного стандарта финансовой отчетности «Выручка», а также отечественных Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» .
Перечень затрат организаций водоснабжения и водоотведения, как правило, содержит в себе следующие элементы:
 издержки материального характера:
 сырье;
 материалы и другие аналогичные ценности.
 издержки по содержанию обслуживающего персонала:
 заработная плата служб (слесари, электрики и т.д.);
 обеспечение мероприятий по охране и технике безопасности.
 административно-управленческие издержки:
 заработная плата менеджерского персонала и начисления на нее;
 издержки по подготовке кадров;
 содержание вышестоящих организаций при их наличии;
 заработная плата привлеченных лиц (комиссии);
 обязательные платежи и отчисления в государственный (муниципальный) бюджет и внебюджетные фонды и прочие отчисления (операционные издержки);
 прочие издержки .
Финансовое состояние предприятий сектора водоснабжения и водоотведения напрямую зависит от адекватной политики ценообразования и формирования финансовых средств, достаточных для покрытия экономически обоснованных расходов, включая затраты на техническое развитие и замену основных фондов.
Плохое состояние российских систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод связано с недостаточным финансированием отрасли .
Так, капитальные и операционные затраты в России составляют в среднем 26% и 74%, соответственно, от общих расходов организаций, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение. В среднем в мире это соотношение составляет 74% и 26%, т.е. большую часть расходов в тарифе составляют расходы на капитальные вложения.
В результате в России стремительно изнашивается инфраструктура сектора водоснабжения и водоотведения, что приводит как к перерывам в поставках воды, так и к снижению ее качества .
Крайне медленные темпы обновления основных фондов отрасли не обеспечивают даже простое воспроизводство. Несмотря на общий положительный финансовый результат в целом по Российской Федерации, доля убыточных предприятий сферы водоснабжения и водоотведения достигает свыше 50%. Подобные результаты экономической деятельности отрасли отрицательно сказываются на ее инвестиционной привлекательности .
На сегодняшний момент времени актуальная проблема – это осуществление выработки на местах тарифной политики в области жилищно-коммунального хозяйства.
Тарифы на работы, услуги организаций водопроводно-канализационного хозяйства в пределах действующей отечественной нормативно-правовой системы являются объектом регулирования.
Главное направление изменений в системе ценообразования на услуги организаций ЖКХ – это создание нормативно-правового пространства для работы экономических субъектов при возможном одновременном действии тарифов и платы за подключение.
На сегодняшний момент времени тарифное регулирование в водоснабжении определяется главой 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ, в котором четко определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в сфере регулирования тарифов и надбавок .
Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» определяет систему, принципы и методы регулирования со стороны федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования тарифов, муниципалитетами (если законами субъектов РФ полномочия на проведение государственного регулирования тарифов переданы муниципалитетам) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в области водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию согласно нормам Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», а также предельных индексов изменения тарифов в области водоснабжения и водоотведения.
При этом данный Федеральный закон от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ говорит о том, что тарифное регулирование должно быть нацелено на балансирование интересов потребителей услуг водоснабжения и водоотведения и организаций водно-коммунальной сферы.
Потребители должны получить услугу на качественном уровне по доступной цене, организация должна получить ресурсы для обеспечения этой качественной услуги и своего бизнес-развития по доступной цене.
На сегодняшний момент времени в отрасли нормами Федерального закона от 7.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в целом законодательно оформлена категория «экономически обоснованный тариф», сама услуга «подача питьевой воды населению» получила нужный уровень юридического статуса и на правовом уровне сформулирована.
Минусы тарифного регулирования
Нестыковка норм права различных уровней побуждает идти по направлению наращивания уровня дебиторской задолженности, так как утверждаемые тарифы организациям водопроводно-канализационного хозяйства всегда меньше необходимого уровня, а предоставление своих услуг населению они не могут.
В итоге поставщики ресурсов не могут собрать более 70-80% нужной, планируемой ими для осуществления бесперебойной работы организации, суммы выручки.
Далее можно выделить 2 главных противоречия:
 1-е – отсутствие четкого индикатора доступности услуг.
На сегодняшний момент времени Федеральная служба по тарифам России определяет предельный индекс повышения уровня тарифов по региону.
С учетом опыта Европы экономически целесообразно определить предельный размер платы на отраслевые услуги на уровне до 2-3% от среднедушевых доходов населения, но исключительно для тех юридических лиц, которые защитят свои инвест-программы развития.
 2-е – это образование источника инвестиций в обновление объектов основных производственных фондов.
Таким источником являются амортизационные отчисления и прибыль, которая остается в распоряжении организации. И в данном случае имеется проблема, относящаяся ко всему водопроводно-канализационной сфере – это главная часть сооружений водоснабжения вводились в тридцатые-пятидесятые годы двадцатого века, водоотведения – до восьмидесятых годов. После инфляции девяностых годов переоценка или не осуществлялась, или осуществлялась в размере, котором не соответствует реальному инфляционному уровню, поэтому на сегодняшний момент времени сооружения водоснабжения и водоотведения по бухгалтерской информации оценены больше чем в 4 раза, меньше, чем по их экспертной оценке.
Как итог этого, каждый год имеет место быть дефицитность финансовых ресурсов и вследствие этого объекты основных производственных фондов организаций коммунальной сферы имеют тенденцию к изнашиваю во все большей и большей степени.
Что касается второй составляющей развития, прибыли, то согласно принятому Федеральному закону от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в тарифах для потребителей на услуги водоснабжения и водоотведения на территории Российской Федерации прибыль теперь предусмотрена .
Особенности формирования региональных тарифов сферы жилищно-коммунального хозяйства в сфере водоснабжения и водоотведения
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.05.2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» определено, что:
 переход к регулированию тарифов с использованием метода доходности инвест-капитала, долгосрочный период регулирования которых стартовал в 2014 году, допускается исключительно для организаций, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в области водоснабжения и водоотведения в городах с населением больше 500 000 человек и городах, которые являются административными центрами субъектов РФ;
 при определении уровня тарифов метод экономически обоснованных расходов может использоваться органом регулирования касательно организаций, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в области водоснабжения и водоотведения вне зависимости от индикаторов выбора и случаев использования методов регулирования тарифов, которые предусмотрены Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены настоящим постановлением.
Согласно ст. 4 Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов:
а) в области холодного водоснабжения:
 тариф на питьевую воду;
 тариф на техводу;
 тариф на осуществление транспортировки воды;
 тариф на подвоз воды (при обращении муниципальных органов власти, которые приняли решение о нужности определения величины такого тарифа);
 тариф на подключение (техноприсоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
б) в области горячего водоснабжения:
 тариф на горячую воду;
 тариф на осуществление транспортировки горячей воды;
 тариф на подключение (техноприсоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
в) в области водоотведения:
 тариф на водоотведение;
 тариф на осуществление транспортировки сточных вод;
 тариф на подключение (техноприсоединение) к централизованной системе водоотведения .

1.2. Методологические аспекты управления затратами в организациях городского хозяйства

Главный итог финансово-хозяйственной деятельности любой организации – это прибыль, служащая базисом и источником ресурсов, для его последующего развития. Увеличить сумму прибыли можно, повышая масштабы производственной деятельности или цены на выпускаемую продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги). Но это не всегда возможно и экономически целесообразно. Поэтому в системе развития той или иной организации при серьезных хозяйственных ограничениях рост финансового итога прямо обусловлено уменьшением издержек. Почти в каждой организации существуют резервы для уменьшения издержек до рационального уровня, что и дает возможность добиваться увеличения уровня хозяйственной эффективности деятельности, роста уровня конкурентоспособности. Уменьшение издержек на выпуск единицы продукции (выполнения работ, оказания услуг) дает возможность той или иной организации обозначать более низкие и гибкие цены, что даёт важный плюс перед конкурентами.
Поэтому для каждой организации важен анализ издержек и эффективный менеджмент для достижения высокого хозяйственного итога.
Менеджмент издержками в той или иной организации должно решать следующие главные задачи:
 выявление роли менеджмента издержками в качестве фактора роста хозяйственных итогов деятельности;
 определение издержек по главным функциям менеджмента;
 расчет издержек по операционным географическим сегментам, производственным структурным подразделениям организации;
 расчет требуемого объема издержек на единицу продукции (работ, услуг);
 подготовка информ-базы, которая позволяет оценивать издержки при выборе и принятии экономических решений;
 выявление техспособов и средств контроля и расчета издержек;
 поиск резервов уменьшения издержек на всех стадиях производственного процесса и во всех производственных структурных подразделениях организации;
 выбор методов нормирования издержек;
 осуществление выбора системы менеджмента издержками, которая соответствует условиям работы организации.
Задачи менеджмента издержками должны решать в комплексе. Исключительно этот подход приносит результаты, способствуя резкому увеличению уровня хозяйственной эффективности деятельности организации. Под менеджментом издержками понимается выполнение всего перечня функций менеджерского цикла, которые направлены на рост уровня эффективности использования производственных ресурсов в той или иной организации.
При этом менеджмент издержками шире, глубже и разнообразнее, а, соответственно, и сложнее суммирования менеджментом эффективностью использования отдельных производственных ресурсов, т.к. учитывает их комплексное использование, возможную взаимозаменяемость и различия в уровне и сроках влияния на итоги деятельности организации.
Объекты менеджмента – издержки на разработку, производство, продажу, эксплуатацию (применение) и утилизацию продукции (работ, услуг).
Субъект менеджмента издержками – административно-управленческий аппарат, главным образом, финансовые менеджеры и директора.
Но можно считать, что роль финансового директора состоит не в прямом менеджменте издержками, а в разработке и внедрении перечне инструментария, который не допускает проведение необоснованных издержек. При этом мало разработать регламенты и внедрить типовые формы бухгалтерской (финансовой, управленческой, налоговой) отчётности.
Финансовому директору постоянно приходится в жесткой форме отстаивать созданную систему и контролировать её эффективность, то есть финансовый директор в ходе менеджмента издержками выполняет больше контрольные функции и только за редким исключением может оказывать влияние на размер издержек.
Менеджмент издержками – это дело всех менеджеров той или иной организации, а не только финансового директора. Ответственность за увеличение уровня издержек и их доли в выручке организации должна быть распределена между всеми его топ-менеджерами.
Менеджмент издержками в организации предполагает выполнение всего перечня функций, которые присущи менеджменту любым объектом, то есть разработку (принятие) и практическое воплощение решений, а также контроль за их выполнением.
Функции менеджмента издержками воплощаются через элементы менеджерского цикла:
 прогнозирование и планирование,
 организация,
 координация и регулирование,
 активизация и стимулирование выполнения,
 учёт и анализ.
Здесь важно отметить то обстоятельство, что менеджмент издержеками в организациях водоснабжения и водоотведения большую роль играет понятие предельных индексов, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам России. Предельные индексы определяются Федеральной службой по тарифам с календарной разбивкой. Тарифы в области водоснабжения и водоотведения (кроме тарифов на подключение (техноприсоединение) определяются согласно указанным предельным индексам с календарной шестимесячной разбивкой при условии непревышения размера данных тарифов в I полугодии очередного годового периода регулирования над размером соответствующих тарифов во II полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на тридцать первое декабря. Тарифы в области горячего водоснабжения, холодного водоснабжения могут определяться согласно методике дифференцированно с учетом следующих индикаторов:
а) наличие двух и более технологически не связанных между собой централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения;
б) масштабы потребления воды абонентами;
в) соответствие уровня качества питьевой воды и горячей воды требованиям, которые установлены нормами и правилами санитарии.
Тарифы в области водоотведения могут определяться согласно методическими указаниями дифференцированно с учетом следующих индикаторов:
а) наличие двух и более технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения;
б) категории сточных вод:
 жидкие бытовые отходы;
 поверхностные сточные воды;
 хозяйственно-бытовые сточные воды, которые отводятся членами ТСЖ, ЖСК, жилищными и прочими специализированными потребкооперативами, управляющими организациями и иными лицами, которые осуществляют деятельность по менеджменту многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и иными абонентами, которые отводят, прежде всего, сточные воды, обусловленные хозяйственно-бытовой работой, касательно которых не определяются нормативные значения по водоотведению (сбросу) по составу сточных вод, нормативные значения по допустимым сбросам абонентов;
 сточные воды, которые отводятся абонентами, для объектов которых определяются нормативные значения по водоотведению (сбросу) по составу сточных вод, нормативные значения по допустимым объемам сбросов абонентов;
 сточные воды, которые отводятся иными абонентами;
На практике регулирование тарифов проводится органами регулирования тарифов согласно принципам регулирования, которые предусмотрены Федеральным законом от 7.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ред. от 29.12.2014 №458-ФЗ), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (ред. Постановления Правительства РФ от 13.02.2015 №120), а также прочими нормативно-правовыми актами в области водоснабжения и водоотведения.
Органы регулирования тарифов определяют тарифы в области водоснабжения и водоотведения в таком объеме, чтобы повышение уровня тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по тому или иному субъекту РФ не было больше заданных предельных индексов.
Индекс изменения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по тому или иному субъекту РФ рассчитывается как пропорция средневзвешенного тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на очередной период регулирования, который определен исходя из уровня тарифов и масштабов подачи воды (водоотведения) на очередные календарные 12 месяцев для регулируемых организаций на территории того или иного субъекта РФ, и средневзвешенного уровня тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, определенного указанным способом на текущие календарные 12 месяцев.
Осуществление планирования доходов от продажи при действующих тарифах достаточно просто:

Объем услуг в натуральной форме * тариф = планируемая выручка (1)

Планирование и использование суммы прибыли коммунальных организаций
Сумма прибыли организаций коммунального хозяйства, которые осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность и получающих доходы, складывается из:
 суммы прибыли по главной деятельности;
 суммы прибыли от продажи объектов основных фондов;
 суммы прибыли от осуществления внереализационных операций.
Организации должны осуществлять раздельный бухгалтерский (финансовый, управленческий, налоговый) учет издержек и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам хозяйственной деятельности:
а) в области осуществления холодного водоснабжения:
 холодное водоснабжение, в т.ч. осуществление логистики холодной воды, в т.ч. распределение воды и подвоз воды;
 процесс подключения (техноприсоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
б) в области осуществления горячего водоснабжения:
 горячее водоснабжение, в т.ч. осуществление приготовления воды на потребности горячего водоснабжения и логистика горячей воды;
 подключение (техноприсоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Анализ управления затратами МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Общая характеристика деятельности организации

2.2. Анализ хозяйственной деятельности организации

2.3. Практика управления затратами организации

2.1. Общая характеристика деятельности организации

Рассматриваемое предприятие – муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области, работающее в сфере жилищно-коммунального хозяйства данного муниципального образования. МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области создано и функционирует в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области – это одно из крупнейших предприятий в Московской области водоснабжения и водоотведения, обслуживает водопроводные и канализационные сети, расположенные на территории Наро-Фоминского района.
Цель МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области – это бесперебойное предоставление абонентам услуг водоснабжения и водоотведения.
Основные направления развития:
• Повышение операционной активности.
• Повышение технологического уровня.
• Повышение эффективности работы с клиентами.
• Повышение инвестиционной привлекательности.
Ниже на рисунках 1-2 представлены, соответственно, организационная структура и структура управления рассматриваемой организации.

Рис. 1 Организационная структура МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области

Согласно данным представленного рисунка 2, видно, что внутри рассматриваемой экономического субъекта выстроена иерархическая дивизиональная система управления. Это позволяет:
1. убрать дублирование полномочий, создавать основу для стандартизации в организации,
2. более четко формулировать вопросы по функциональным обязанностям каждого сотрудника компании (организация осуществления бюджетирования и т.д.),
3. повышать качество проводимого на предприятии контроля за выполнением ранее поставленных задач,
4. обеспечивать предсказуемость организационных процессов для сотрудников компании и т.д.,
5. повышать целевую ориентацию и координацию всех происходящих на предприятии событий, а, главное, правильность отражения их в ее отчетности,
6. повышать эффективность аналитической работы по выявлению финансовых и прочих экономических рисков при осуществлении рассматриваемым предприятием своей финансово-хозяйственной деятельности,
7. повышать гибкость и приспособляемость к изменениям внешнеэкономических и внутренних экономических факторов.

Рис. 2 Структура управления МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области

При этом всю узкоспециализированную работу, связанную с функционированием отделов и обеспечивающую выполнение ими своих обязанностей, оставлять внутри этих подразделений, например, для отдела бухгалтерии – разработку предложений по повышению экономической отдачи вкладываемых финансовых средств в деятельность компании.
Более того, непосредственная передача функций ведения учета и составления отчетности главному бухгалтеру позволяет достичь следующих результатов:
1. повышать целевую ориентацию и координацию всех происходящих на предприятии событий, а, главное, правильность отражения их в ее отчетности;
2. повышать эффективность аналитической работы по выявлению финансовых и прочих экономических рисков при осуществлении рассматриваемым предприятием своей финансово-хозяйственной деятельности;
3. повышать гибкость и приспособляемость к изменениям объективных (внешнеэкономических) и субъективных (внутренних экономических) факторов таких, как, скажем, срочный вывод на повестку дня по вопросу о необходимости снижения издержек оказания услуг путем составления нового или пересмотра существующего бюджета затрат и так далее.
Миссия рассматриваемой организации – предоставление клиентам качественных работ и услуг.
На рисунке 3 представлено дерево целей рассматриваемой организации.
Цели рассматриваемой организации:
а) увеличение прибыли
б) повышение качества работ и услуг.
Задачи рассматриваемой организации:
1. активное развитие работ и услуг, которые будут в наиболее полном объеме удовлетворять потребностям клиентов

Рис. 3 Дерево целей деятельности МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области

2. активное продвижение новых и развитие существующих высокотехнологичных методов выполнения работ и оказываемых потребителям услуг.
Ниже представлены данные о качестве управления персоналом предприятия.

Таблица 1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области
Показатели Года Темп прироста 2014 к 2012 Темп прироста 2014 к 2013
2012 2013 2014 Абс. Отн. Абс. Отн.
Выручка (тыс. руб.) 711590 584750 615050 -96540 -13,6 +30300 +5,2
Численность, чел. 2000 2000 2000 – – – –
Выработка на 1 работающего (тыс. руб.) 355,8 292,4 307,5 -48,3 -13,6 +15,2 +5,2
ФОТ (тыс. руб.) 433800 487920 420000 -13800 -3,2 -67920 -13,9
Среднемесячная зарплата на 1 работающего (руб.) 18075 20330 17500 -575 -3,2 -2830 -13,9

Анализируя данные таблицы 1, необходимо отметить то, что темп прироста общей производительности труда персонала в течение 2012-2014 г. является отрицательным и равен 13,6%.
Темп прироста годового фонда оплаты труда персонала в течение рассматриваемого периода времени также является отрицательным и составляет 3,2%.
Таким образом, сопоставляя темпы прироста производительности труда персонала и фонда оплаты труда в течение отчетного периода времени, можно отметить то обстоятельство, что в течение заданного периода времени на данном предприятии имело место отставание темпов роста первого из названных показателей от второго, составившее 10,4% в течение 2012-2014 гг.
Далее глубже, чем во втором разделе, следует проанализировать состав и структуру персонала в МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области.

Таблица 2
Состав и структура персонала по категориям МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области в 2012-2014 гг.
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. Отклонения
чел. % чел. % чел. % 2013/2012 2014/2013
+\- % +\- %
Всего: 2000 100 2000 100 2000 100 – – – –
Руководители 7 0,35 7 0,35 7 0,35 – – – –
Специалисты 293 14,65 293 14,65 343 17,15 – –
Служащие 110 5,5 110 5,5 100 5 – – -10 -9
Рабочие 1550 77,5 1530 76,5 1500 75 -20 98,8 -30 -2
МОП 40 2 60 3 50 2,5 +20 150 -10 -17

Судя по данным таблицы 2, можно отметить следующее.
Темп прироста общей численности персонала из года в год в течение 2012-2014 г. равен нулю, причем необходимо отметить устойчиво отрицательный темп прироста численности рабочих и положительный темп прироста руководящего состава
Ниже представлена списочная структура персонала МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области в течение рассматриваемого периода времени.
Таким образом, можно отметить изменение структуры персонала компании в сторону увеличения удельного веса в ней руководства и специалистов, а не рабочих. (см. рис. 4)
Методы стимулирования, применяемые в рассматриваемой организации, делятся на:
 материальные методы,
 нематериальные методы.
.

Рис. 4 Структура списочного состава персонала МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области в 2012-2014 гг., %

Относительно невысокая заработная плата компенсируется полным социальным пакетом для работников предприятия, позволяющим на конкурсной основе скомплектовать добросовестный, высококвалифицированный коллектив, который способен организовать надежное сотрудничество, своевременное обслуживание заказчиков.
Ниже на рисунке 5 представлены формы основной оплаты труда, применяемой в рассматриваемой организации в зависимости от конкретного структурного подразделения.
Ниже представлены данные о структуре фонда оплаты труда рассматриваемой компании в течение 2012-2014 гг.
Таким образом, можно смело утверждать о том, что в анализируемой компании в течение всего рассматриваемого периода времени имело место повышение удельного веса расходов на оплату труда административно-управленческого аппарата в структуре фонда оплаты труда, о чем свидетельствуют данные выше представленного рисунка 6.

Рис. 5 Системы основной оплаты труда МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области

Рис. 6 Структура фонда оплаты труда МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области в 2012-2014 гг.

Водопроводная сеть в рассматриваемом муниципальном образовании проложена из чугунных, стальных, асбестоцементных труб диаметром 400-100 миллиметров.
Эксплуатируемая муниципальная система водоснабжения функционирует больше 20-40 лет, с момента ее строительства существенно не изменялась и не модернизировалась несмотря на увеличение уровня требований к гигиеническим стандартам, которые характеризуют химический состав питьевой воды.
Средний износ объектов основных производственных фондов – 25,9%. Из-за излишнего уровня износа трубопроводов муниципалитета суммарные утечки и неучтенный расход воды при осуществлении транспортировки в системах водоснабжения в перечне мест достигает 10% поданной в сеть воды.
Отсутствие станций очистки питьевой воды в рассматриваемом муниципальном образовании при фактически повсеместном превышении уровня окислов железа в применяемых подземных водоносных горизонтах отрицательным образом сказывается на уровне качества питьевой воды холодного и горячего водоснабжения.
Водоотведение.
В рассматриваемом муниципальном образовании существует централизованная система канализации с канализационными очистными сооружениями полной биоочистки, включающей в себя:
 1 комплекс очистных сооружений,
 10 канализационно-насосных станций,
 92,7 км уличных канализационных сетей.
Местные очистные сооружения перегружены, эксплуатируются более 30 лет, имеют износ более 70% и требуют срочной реконструкции.

2.2. Анализ хозяйственной деятельности организации

Далее в рамках раскрытия темы данного исследования необходимо провести анализ хозяйственной деятельности анализируемой компании.
Помимо оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в Наро-Фоминском районе Московской области МУП «Водоканал» обеспечивает централизованное теплоснабжение большинства потребителей рассматриваемого района и всех населенных пунктов, входящих в его состав.
Вода в Наро-Фоминском Московской области используется на хозяйственно-бытовые, коммунальные, технологические нужды и для пожаротушения.
К системе водоснабжения района подключены следующие объекты его инженерной инфраструктуры:
Потребителями воды являются:
 население Наро-Фоминского района Московской области
 бюджетные учреждения Наро-Фоминского района Московской области
 иные организации; физические лица-собственники, владельцы нежилых зданий, строений, сооружений Наро-Фоминского района Московской области
Кроме того, из сети возможен отбор воды на нужды пожаротушения.
Для этого водопроводные колодцы оборудованы пожарными гидрантами.
Режим потребления воды круглогодичный.
Расчет потерь холодной воды при подъеме и отпуске в сеть на предприятии осуществляется по нормативным показателям (10% от выработки).
Это вызвано тем, что многие старые жилые дома в городе еще не имеют счетчиков расхода холодной воды.
Забор воды из водозабора (ГВЗ) осуществляется из шести артезианских скважин, расположенных на склонах двух притоков реки Ока, и на ХВЗ – из двух скважин, одна из которых находится непосредственно на станции, вторая скважина на некотором удалении (до 50 м) от станции ХВЗ.
На каждой из скважин используется глубинный насос марки ЭЦВ-12 со следующими характеристиками:
 с максимальной мощностью электродвигателя 45 кВт,
 с максимальной производительностью 160 м3/час и максимальным напором 90 м.
На скважинах ГВЗ (№ 1-6) проектом предусмотрена установка расходомерных устройств типа ВСХ (камерной диафрагмы, дифманометра, регистрирующего прибора КСД-2). Однако на скважинах № 1 и 3 эти приборы отсутствуют. В момент обследования на ГВЗ в рабочем состоянии находились 4 скважины с расходомерами тип ВСХ. Регистрация расхода воды осуществляется с помощью расходомеров ВСХ-150.
Контроль давлений осуществляется с помощью манометров типа ОБМ, сигнализирующих манометров типа МЭД в комплекте с прибором ДСР-1-01.
Для повышения надёжности снабжения и обеспечения рационального потокораспределения магистрали соединены между собой рядом кольцующих перемычек. Присоединение городских потребителей одностороннее.
Часть общественных зданий, не допускающих длительных перебоев водоснабжения по условиям пожаробезопасности, присоединены к сетям по двухлинейной схеме.
За последние три года на сетях водоснабжения, несмотря на высокий процент износа отмечалась невысокая аварийность –всего 0,3 аварий на 1 км, что частично является следствием хотя и не совсем достаточных, но регулярно проводимых перекладок сетей.
Ниже представлена динамика изменения натуральных показателей хозяйственной деятельности компании.
Рис. 7 Динамика изменения натуральных показателей деятельности МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области в 2012-2014 гг., (тыс. м3)

Согласно данным рисунка 7, видно, что в течение 2012-2014 гг. имело место снижение объемов основного вида хозяйственной деятельности в натуральном выражении. Это свидетельствует о повышении удельного веса постоянных компании на единицу оказываемых услуг и, как следствие, повышения порога рентабельности компании. Таким образом, именно в этом можно видеть причину роста убыточности деятельности анализируемой компании.
Ниже представлены основные показатели деятельности рассматриваемой организации в течение отчетного периода времени, 2012-2014 гг.
В течение рассматриваемого периода времени сумма выручки от основной деятельности изучаемой компании уменьшилась с 711590 тыс. руб. до 615050 тыс. руб., т.е. на 96530 тыс. руб.

Таблица 3
Основные показатели деятельности МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области в 2012-2014 гг.
Показатель Период Изменения
2012 2013 2014 2013 к 2012 2014 к 2013
Выручка, тыс. руб. 711590 584750 615050 -126840 30300
Себестоимость, тыс. руб. 597110 658300 563220 57950 -78530
Сальдо прочих доходов и расходов, тыс. руб. -114430 -33880 -111010 80550 -77130
Убыток, тыс. руб. -22560 -126800 -75090 -104240 41710
Чистый убыток, тыс. руб. -19230 -132420 -75070 -113190 57350

Сумма маржинального дохода в течение аналогичного периода времени уменьшилась с 114400 тыс. руб. до 51830 тыс. руб.
Величина затрат от основной деятельности снизилась с 597110 тыс. руб. до 563220 тыс. руб.

Рис. 8 Динамика выручки МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области в 2012-2014 гг., тыс. руб.

Рис. 9 Динамика издержек от основной деятельности МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области в 2012-2014 гг., тыс. руб.

Анализируя показатели прочих доходов и расходов анализируемого хозяйствующего субъекта экономики, необходимо отметить то, что в течение всего рассматриваемого периода времени у него имеется отрицательное сальдо от результатов, не связанных с основной деятельности.

Рис. 10 Сальдо прочих доходов и расходов МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области в 2012-2014 гг., тыс. руб.

Рис. 11 Динамика показателей прибыли МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области в 2012-2014 гг., тыс. руб.

При этом данное отрицательное сальдо доходов и расходов, не связанных с основной финансово-хозяйственной деятельности анализируемого хозяйствующего субъекта экономики, с 114430 тыс. руб. уменьшилось до 111010 тыс. руб. руб.
Анализируя показатели прибыли компании, необходимо отметить следующее:
1. сумма прибыли от продаж уменьшилась с 91870 тыс. руб. до 35920 тыс. руб.
2. размер налогооблагаемого убытка увеличилась с 22560 тыс. руб. до 75090 тыс. руб.
3. сумма чистого убытка повысилась с 19230 тыс. руб. до 75070 тыс. руб. (см. рис. 7-10).
Далее необходимо определить причины убыточности деятельности рассматриваемой компании.

Таблица 4
Тарифы, утвержденные на услуги МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района на 2012 год Министерством Экономики Московской области (Распоряжение от 30.11.2011 №148-РМ)
Вид услуги Тарифы (руб/м3)* Тарифы (руб/м3)
население**
с 01.01.12г. по 30.06.12г. с 01.07.12г.
по 31.08.12г. с 01.09.12г.
по 31.12.12г. с 01.01.12г.
по 30.06.12г. с 01.07.12г.
по 31.08.12г. с 01.09.12г.
по 31.12.12г.
Водоснабжение 18,60 19,61 20,21 21,95 23,14 23,85
Водоотведение 15,40 16,32 16,85 18,17 19,26 19,88

В таблице 4 представлены размеры тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района на 2012 г.

Таблица 5
Тарифы, утвержденные на услуги МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района на 2013 год Комитетом по ценам и тарифам Московской области (Распоряжение от 30.11.2012 №125-Р)
Тарифы (руб/м3)* Тарифы (руб/м3)
население**
с 01.01.13г. по 30.06.13г. с 01.07.13г. по 31.12.13г. с 01.01.13г. по 30.06.13г. с 01.07.13г. по 31.12.13г.
Водоснабжение 20,21 21,46 23,85 25,32
Водоотведение 16,85 17,97 19,88 21,20

В таблице 5 представлены данные о тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения рассматриваемой компании на 2013 г.

Таблица 6
Тарифы, утвержденные на услуги МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района на 2014г Комитетом по ценам и тарифам Московской области (распоряжение №150-Р от 19.12.2013г)
Тарифы (руб/м3)* Тарифы (руб/м3)
население**
с 01.01.14г. по 30.06.14г. с 01.07.14г. по 31.12.14г. с 01.01.14г. по 30.06.14г. с 01.07.14г. по 31.12.14г.
Водоснабжение 21,46 22,76 25,32 26,86
Водоотведение 17,97 19,06 21,20 22,49

В таблице 6 представлены данные о тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения компании на 2014 г.

Таблица 7
Сравнение тарифов на услуги МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района и темпов инфляции за 2013-2014 г.
Наименование показателя 2013 г. 2014 г.
Темп изменения (прироста) уровня тарифов на услуги водоснабжения
– для предприятий и организаций
– для населения

+8,66
+8,66

+6,19
+6,16
Темп изменения (прироста) уровня тарифов на услуги водоотведения
– для предприятий и организаций
– для населения

+9,42
+9,41

+6,65
+6,64
Темп изменения (прироста) уровня инфляции 6,45 11,36

Судя по данным таблицы 7, необходимо отметить следующее.
В течение 2013 г. уровни тарифов на услуги компании как по водоснабжению, так и по водоотведению росли опережающими темпами относительно темпа роста уровня инфляции – в пределах 2,2%-3%.
Однако в течение 2014 г. темпы изменения уровня тарифов на услуги компании по водоснабжению и водоотведению имели меньшие значения относительно темпа изменения уровня инфляции – в пределах 80%. Что сдерживало рост ее доходов в течение всего года на фоне серьезного роста уровня издержек из-за влияния инфляционного фактора.

2.3. Практика управления затратами организации

Ниже на рисунке 12 представлен перечень расходов рассматриваемой организации.

Рис. 12 Перечень затрат МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области

Ниже на рисунке 13 представлена структура затрат организации.
В рамках повышения качества управления затратами и соблюдения финансовой дисциплины служащих рассматриваемой организации в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов России от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» в ней проводятся следующие виды инвентаризаций –плановые, внеплановые и промежуточные инвентаризации:
1. плановые инвентаризации вверенного отделу имущества проводятся в сроки, установленные действующими правилами;
2. внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя отдела, при выбытии из отдела более 50 процентов его членов;
3. промежуточные инвентаризации проводятся в связи со сменным графиком работы членов отдела.
При этом в состав постоянно действующей комиссии входит главный бухгалтер данного предприятия, что, безусловно, можно снижать уровень объективности данной инвентаризационной комиссии.
Как уже отмечалось выше, на фирме в течение рассматриваемого периода времени наблюдается рост себестоимости работ и услуг.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Разработка по совершенствованию системы управления затратами МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области

3.1. Направления повышения эффективности управления затратами организации

3.2. Оценка экономической эффективности проекта по повышению эффективности управления затратами организации

3.1. Направления повышения эффективности управления затратами организации

Далее в рамках раскрытия темы, вынесенной в заглавие настоящего исследования, на основе представленного во втором разделе анализа состава, структуры и эффективности использования финансовых ресурсов предприятия (в частности, в отношении низкого уровня управления затратами, связанными с формированием фонда оплаты труда и материальными ресурсами) необходимо предложены мероприятия, направленные на увеличение рентабельности деятельности предприятия.
Но прежде следует выявить резервы по повышению качества управления персоналом данного предприятия.

Рис. 15 Соотношение «средняя з/п 1 работающего/выработка 1 работающего» МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области в 2012-2014 гг., %

Судя по данным рисунка 15, можно отметить то обстоятельство, что в течение заданного периода времени на данном предприятии имел место показатель «средняя з/п 1 работающего/выработка 1 работающего» в течение 2012-2014 г. имел тенденцию к повышению. Это происходило (как уже было отмечено во 2 разделе работы) на фоне удельного веса административно-управленческого аппарата компании в структуре ее персонала.
Таким образом, необходимо отметить то обстоятельство, что для повышения качества управления затратами рассматриваемого предприятия необходимо разработать мероприятия по совершенствованию системы управления его административно-управленческим аппаратом путем рационализации состава и структуры персонала.
В качестве второго направления повышения качества управления затратами рассматриваемой компании необходимо отметить необходимость проведения реконструкции объектов инженерной инфраструктуры в целях повышения энергоэффективности, о чем более подробно будет отмечено ниже.
Данный проект рассчитан на 10 лет.
Основным направлением развития системы централизованного водоснабжения и водоотведения в рассматриваемом районе является устройство централизованного водоснабжения и водоотведения в поселениях в настоящее время её не имеющих. С целью реализации этой задачи предлагается устройство ВЗУ (водозаборные узлы), состоящими из артезианских скважин с глубинными погружными насосами, устройствами водоочистки, водонакопительных емкостей и прочего оборудования.
Все новые территории жилищного и дачного строительства обеспечиваются системой водоснабжения. Кроме того, предусматривается водообеспечение сложившихся территорий населенных пунктов, где в настоящее время водопроводные сети отсутствуют.
Для обеспечения водой постоянного и временного населения на расчетный срок планируется провести мероприятия, приведенные в таблице 8.

Таблица 8
Новое строительство объектов водоснабжения
№ п/п Водоснабжение Характеристика Суть предлагаемого мероприятия
15 Сети водоснабжения 15,02 км Строительство новых магистральных и квартальных сетей.

Стоимость 1 км прокладки сетей определена из норматива 6249 руб. за м.
В показатели базисной стоимости 1 км наружных сетей включены расходы, связанные с земляными работами, устройством в необходимых случаях креплений траншей, укладкой труб, установкой арматуры и фасонных частей, антикоррозионной изоляцией стальных труб и фасонных частей, контролем стыков стальных труб, промывкой и испытанием трубопровода, подвешиванием существующих коммуникаций.
Сведения о действующих объектах, предлагаемых к реконструкции (техническому перевооружению) для обеспечения перспективной подачи в сутки максимального водопотребления представлены в таблице 9.

Таблица 9
Действующие объекты, предлагаемые к реконструкции
марка насоса Суть предлагаемого мероприятия
ЭЦВ 8-25-110
ЭЦВ 8-40-110
ЭЦВ 8-65-110 Реконструкция существующего ВЗУ с установкой устройства водоподготовки.

Стоимость каждого представленного в таблице 9 насоса – 38899 руб. за шт.
Существующие водопроводные сети рассматриваемого района к настоящему времени разную степень изношенности и требуют частичной замены. Рекомендуется реконструкция и новое строительство водопроводных сетей с учетом расхода воды на хоз-питьевые и противопожарные нужды. Перечень трубопроводов и их месторасположение представлены в таблице 10.

Таблица 10
Перечень трубопроводов и их месторасположение
№ п/п Наименование объекта Наименование участка Диаметр магистрального трубопровода, мм Протяженность сетей, м Материал
1 Водопроводные магистральные сети Сети муниципальные 150 700 Полиэтиленовые трубы ГОСТ 18599-2001
2 Водопроводные магистральные сети Сети д/о «Наро-Фоминский» 150 900 Полиэтиленовые трубы ГОСТ 18599-2001
3 Водопроводные магистральные сети Сети ООО «Строй- Олимп» 150 1000 Полиэтиленовые трубы ГОСТ 18599-2001

Стоимость каждого представленного в таблице 10 типа трубы – 2000 руб. за шт. (длина одной трубы – 24 м.).
Очистные сооружения требуют реконструкции с целью увеличения мощности и модернизации технологической схемы очистки стоков до требуемых норм предельно допустимой концентрации (ПДК) для сброса вод в поверхностные водоемы.
Для расчета расходов бытовых стоков нормы водоотведения бытовых сточных вод принимаются равными нормам водопотребления с коэффициентом суточной неравномерности, согласно СНиП 2.04.03-85 без учета расходов на полив и пожаротушение.

Таблица 11
Общая стоимость инвестиций по проекту, связанному с реконструкцией объектов инженерной инфраструктуры
№ п/п Наименование объектов Стоимость, руб.
1 Строительство новых магистральных и квартальных сетей 93859980
2 Реконструкция существующего ВЗУ с установкой устройства водоподготовки 116697
3 Закупка трубопроводов 1251667
4 Постройка или реконструкция канализации:
 очистные сооружения производительностью 6000 м3/сутки(суммарный объем инвестиций 400 тыс. руб.);
 реконструировать 4 КНС с напорными коллекторами (47 тыс. руб. за 1 КНС);
 установить 7 новых КНС (470 тыс. руб. за 1 КНС);
 канализационные сети в населенных пунктах и на прочих застроенных территориях (суммарный объем инвестиций 120 тыс. руб.). 3998000
400000

188000

3290000

120000
99226344

Для канализования населенных пунктов необходимо построить или реконструировать:
 очистные сооружения производительностью 6000 м3/сутки(суммарный объем инвестиций 400 тыс. руб.);
 реконструировать 4 КНС с напорными коллекторами (47 тыс. руб. за 1 КНС);
 установить 7 новых КНС (470 тыс. руб. за 1 КНС);
 канализационные сети в населенных пунктах и на прочих застроенных территориях (суммарный объем инвестиций 120 тыс. руб.).
В таблице 11 представлена общая стоимость инвестиций по рассматриваемому проекту.

3.2. Оценка экономической эффективности проекта по повышению эффективности управления затратами организации

Далее необходимо провести оценку экономической эффективности проекта по повышению уровня управления затратами в организации.
Оценка эффективности управления персоналом является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования.
Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления. Подход к оценке эффективности различных вариантов организационной структуры определяется ее ролью как характеристики системы управления.
Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования:
• по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации (начиная с уровня выполнения плановых заданий);
• по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам.
Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры предприятий и организаций служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на ее функционирование.
Критерием же эффективности мероприятий по совершенствованию организационной структуры служит возможность более полного и стабильного достижения установленных целей или сокращения затрат на управление, эффект от реализации которых должен за нормативный срок превысить производственные затраты.
Принципиальное значение для оценок эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определение уровня эффективности, который принимается за нормативный.
Здесь можно указать несколько подходов, которые могут дифференцированно использоваться применительно к конкретным случаям.
Один из них сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта системы управления.
Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления, на основе передового опыта и применения прогрессивных организационных решений.
Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных, при этом сравнительная эффективность анализируемой или проектируемой системы определяется на основе сопоставления нормативных и фактических (проектных) параметров системы с использованием преимущественно количественных методов сравнения.
Может применяться также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.
Однако возникают некоторые трудности применения указанных подходов, которые обусловлены необходимостью обеспечения сопоставимости сравниваемых вариантов.
Поэтому часто вместо них используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системы, а также отдельных ее подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно-качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.
Экспертная оценка может являться составным элементом комплексной оценки эффективности системы управления, включающей все перечисленные подходы как к отдельным подсистемам, так и к системе в целом. Таким образом, суть предлагаемых ниже расчетов состоит в определении оптимального количества подчиненных на всех звеньях системы управления рассматриваемого предприятия на основе одного единственного показателя – нормы управляемости.
Норма управляемости – максимальное число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при условии, что суммарная трудоемкость выполняемых им функций не должна превышать норматива (8 час. в день, 40 час. в неделю и т. д.).
Норма управляемости имеет важное значение при построении организационной структуры аппарата управления, т. к. с их помощью можно рассчитать численность руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления.
Норма управляемости зависит от особенностей управленческого труда, которые связаны с тем, что современному руководителю приходится выполнять как функции менеджера по руководству определенным подразделением организации, так и функции специалиста (инженера, финансиста, экономиста и тому подобное) характеристик функций управления (их сложности, актуальности, совместимости, степени творчества и тому подобное).
На норму управляемости влияют уровень управления, специфика объекта управления, объем необходимой информации, уровень компьютеризации управленческих работ, разнообразие функций управления, личные качества руководителя и подчиненных ему работников и другими общими рекомендациями при использовании
Нормы управляемости могут быть следующие: для руководящих должностей в подразделениях со значительным удельным весом работ творческого нестандартного характера, высокой квалификации или частыми отклонениями от заранее намеченной технологии процесса.
В разных источниках отмечается разные его оптимальные значения – они колеблются в пределах 5-7 человек.
А затем, получив фактические результаты расчетов, выявить несоответствия в значениях показателя нормы управляемости в целом по предприятию и по отдельным его подразделениям.
И провести его организационную реструктуризацию, т.е. с точки зрения организации системы управления в компании перестроить ее так, чтобы улучшить по всем или некоторым отчетным значениям показателя нормы управляемости.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

По итогам теоретической части настоящего исследования необходимо отметить следующее.
Управление затратами не является самоцелью, но абсолютно нужно для достижения той или иной организацией определённого хозяйственного итога, роста уровня эффективности работы.
Методы управления затратами. Выработка и использование на практике разных методов менеджмента издержками всегда являлись ответом на те или иные проблемы, которые возникают в ходе менеджмента деятельностью организации. Данные об издержках в той или иной организации может применяться по 3-м направлениям:
 для оценки уровня издержек в тот или иной период и расчета суммы прибыли;
 для принятия управленческих решений (в сфере ценовой политики, увеличения или уменьшения объёмов хозяйственной деятельности, ассортиментного обновления и тому подобное);
 для осуществления контроля и регулирования.
По итогам аналитической части настоящего исследования необходимо отметить следующее.
В качестве практической базы проведенного исследования выступила хозяйственная деятельность МУП «Водоканал» Наро-Фоминского района Московской области.
В течение 3-х анализируемых лет сумма выручки от основной деятельности уменьшилась с 711580 тыс. руб. до 615050 тыс. руб., т.е. на 96530 тыс. руб. Сумма маржинального дохода в течение аналогичного периода времени уменьшилась с 114400 тыс. руб. до 51830 тыс. руб. Величина затрат от основной деятельности снизилась с 597110 тыс. руб. до 563220 тыс. руб.
Сумма прибыли от продаж уменьшилась с 91870 тыс. руб. до 35920 тыс. руб. При этом отрицательное сальдо доходов и расходов анализируемого хозяйствующего субъекта экономики, не связанных с основной корпоративной деятельности в течение 3-х лет негативно повлияло на изменение величины размера налогооблагаемого убытка с 22560 тыс. руб. до 75090 тыс. руб. Сумма чистого убытка повысилась с 19230 тыс. руб. до 75070 тыс. руб.
Суммируя все выявленные при оценке качества ведения учета затрат предприятия недостатки, необходимо отметить один, но весьма существенный недостаток. При проведении инвентаризации в состав постоянно действующей комиссии входит главный бухгалтер, что снижает объективность контрольно-аналитической работы предприятия. Выход из данной ситуации – более частая смена членов постоянно действующей инвентаризационной комиссии или/и полный отказ от проведения инвентаризаций собственными силами и передача данных полномочий 3-й стороне путем привлечения аудиторов.
По итогам проектной части настоящего исследования необходимо отметить следующее.
В третьем разделе на основе представленного во втором разделе анализа управления затратами предприятия были выделены мероприятия, направленные на совершенствование системы управления его административно-управленческим аппаратом путем рационализации состава и структуры персонала.
Рост эффективности управления персоналом может привести к росту суммы прибыли компании в размере 10541 тыс. руб.
Кроме того, в качестве второго направления повышения качества управления затратами в компании была рассмотрена возможность проведения реконструкции инженерно-технических сооружений.
Общая стоимость данного проекта по плану должна составить 99226,3 тыс. руб.
Данный проект, рассчитанный на 10 лет, в год по плану должен будет приносить анализируемой компании экономический эффект в виде выручки 707608,5 тыс. руб. (в ценах 2014 г.)
Цель, поставленная в данном исследовании, достигнута.

Список литературы

I. Нормативная литература
1. МСФО (IAS) 18 «Выручка» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
2. Федеральный закон от 7.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ред. от 29.12.2014 №458-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
3. Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29.12.2014 №466-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
4. Федеральный закон от 6.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 4.11.2014 №344-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
5. Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 5.05.2014 №99-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
6. Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (ред. Постановления Правительства РФ от 13.02.2015 №120) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
7. Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 №230) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
8. ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н в ред. приказа Минфина РФ от 27.04.2012 №55н) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»
9. ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. приказом Минфина РФ от 6.05.1999 г. №32н в ред. приказа Минфина РФ от 27.04.2012 №55н) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: ВерсияПроф»

II. Учебная литература
10. Государственные и муниципальные финансы: учебник/А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 703 с.
11. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 5-e изд., стер. – М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. – 576 с.
12. Стратегическое управление: учебник/под ред. И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2014. – 235 с.
13. Экономическая теория: учебник / Под ред. Лобачевой Е.Н., 3-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 516 с.
14. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 561 с.
15. Бухгалтерский учет: учебник / С.Н. Поленова, Н.А. Миславская. – М.: Дашков и К, 2014. – 591 с.
16. Полковский А.Л. Бухгалтерское дело: учебник. – М.: Дашков и К, 2014. – 288 с.
17. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие/под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 375 с.
18. Тихомиров М.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете» в новой редакции (постатейный). – М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2014. – 174 с.

III. Периодические издания
19. Васюнина М.Л. Совершенствование управления доходами бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2015. – №9(633). – С. 37-45
20. Левина В.В. Межбюджетные трансферты как инструмент регулирования сбалансированности местных бюджетов // Финансы и кредит. – 2015. – №9(633). – С. 28-36
21. Поленова С.Н. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и учетная политика организации // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – №1. – С. 2-7
22. Полоус А. Обеспечения обязательств: виды, основные характеристики, порядок отражения в отчетности / А.Полоус / /Международный бухгалтерский учет. – 2011. – №46. – с. 14-26
23. Рыжков К. Переоценка основных средств // Аудит и налогообложение. – 2014. – №10. – С. 14-17
24. Соловьева А.А. Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2014. – №3. – С. 36-42
25. Соловьева А.А. Ведение кассовых операций: все не так просто, как кажется // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2014. – №8. – С. 53-57
26. Тогузова И.З. Качественная и количественная оценка инвестиционного потенциала экономики региона // Финансы и кредит. – 2015. – №5(629). – С. 21-32
27. Реальность бухучета прописали в Законе // Главная книга. – 2014. – №2. – С. 5-6



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.