Содержимое

Введение

Значение денег в экономике трудно переоценить. Рассмотрим вопросы денежного обращения и последствия, мягко говоря, не очень хорошей ее организации. Опосредование деньгами обращения товаров и услуг на рынке называют денежным обращением. Если раньше система денежного обращения базировалась на принципах золотого и золотомонетного стандарта и бумажные деньги свободно обращались в золото, а золото было деньгами, то в наше время золото вытеснено из денежного обращения, а сами деньги обеспечиваются только наличной товарной массой[1].

И, безусловно, деньги, денежное обращение стали более «ранимыми», слабыми. Любое политическое или иное потрясение может крепчайшую сегодня денежную систему превратить в весьма и весьма слабую завтра. Достаточно вспомнить историю падения советского, а затем и российского рубля. А.А. Дерябин отмечает, что «в результате скрытого роста розничных цен от 1 рубля 1960 г. к началу 1988 г. осталось только 42 коп. Если же учесть инфляцию 1988 г., то в 1989 г. рубль 1960 г. “сжался” ровно в 2,5 раза»[2]. В дореформенный период инфляционные процессы не могли развернуться в полную силу.

После скачкообразного роста цен в январе 1992 г. (потребительские цены увеличились по сравнению с декабрем в 3,5 раза, оптовые – в 5 раз) в последующие месяцы наблюдалось сравнительно небольшое их увеличение: прирост потребительских цен в середине года составлял в среднем за месяц 10%, оптовых – 12-15%. Особенно сильно возросли цены на продукцию материалопроизводящих отраслей (металлургия, химии), на которые ограничения конечного спроса воздействуют слабо.

Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), а также на реализованную сельскохозяйственную продукцию (91,4%). Сохраняется значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке может вновь проявиться в росте потребительских цен. Инфляция по итогам первого квартала 2003 года составит 5,1% против 5,4% за аналогичный период 2002 года[3]. Игнатьев отметил, что инфляция снизилась, хотя снижение не очень заметное. По словам главы ЦБ, за 2 месяца (февраль 2003 года к декабрю 2002 года) реальное укрепление курса рубля составило 0%, а в марте, наверное, произойдет реальное укрепление, но максимум на 1-2%.

При этом глава ЦБ считает, что в текущем году удастся снизить инфляцию до уровня не выше 12%. По данным Госкомстата, за 2002 год инфляция составила 15,1%. Как сообщалось ранее, по прогнозу Минэкономразвития инфляция в России в первом квартале составит 5%.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема регулирования инфляции является наиболее актуальной на сегодняшний день.

Целью данной курсовой работы является раскрытие смысла процесса инфляции, а также антиинфляционных мер, предпринимаемых государством для е урегулирования, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов, антиинфляционной политики. Также, будут рассмотрены последствия инфляции, как экономические, так и социальные. Кроме того, мы рассмотрим инфляционные процессы, протекающие в Российской Федерации в период с 1990 по 2002 год, сделаем выводы и оценим последствия инфляции для России.

1. Сущность, причины и механизм инфляции

1.1. Сущность инфляции в разных экономических школах

В настоящий момент история экономики насчитывает довольно большое количество различных экономических учений, школ и течений Представители почти каждого направления разрабатывали или разрабатывают свои взгляды, зачастую совершенно противоположные, на глобальные экономические проблемы человечества. Существуют, конечно, и их теории относительно инфляции. Рассмотрим эти теории более подробно.

1.1.1. Марксистская теория инфляции

Так, в традиционной марксистской экономике инфляция (от лат. inflatio – вздутие) понималась как нарушение в процессе общественного производства в докапиталистических формациях и в условиях капитализма, проявляющаяся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей хозяйства и их обесценении. Инфляция, по Марксистской школе, органически связана с особенностями воспроиз -водительного цикла, государственно-монополистическим регулированием хозяйственных процессов, милитаризацией экономики, безработицей. Порождается социально-экономическими противоречиями капиталистичес- кого производства, диспропорцией между реальным объемом общественного продукта и его стоимостным выражением. И используется господствующими эксплуататорскими классами для перераспределения национального дохода и национального богатства в свою пользу за счет снижения реальных доходов трудящихся. К непосредственным ее причинам марксистская школа относила происходящие изменения в объеме и структуре общественного производства, политику монополий и империалистических государств, главным из которого считала дефицит бюджета.

1.1.2. Монетаристская теория инфляции

Проблема инфляции занимает одно из центральных мест и в монетаристской литературе, где причинная зависимость между изменением количества денег и уровня цен рассматривается как основная экономическая закономерность.

Рис. 1 . Общий вид монетаристской концепции инфляции

Монетаристы важнейшей и практически единственной причиной инфляционного процесса считают более быстрый рост национальной денежной массы по сравнению с ростом продукта. Следуя их теории, в долговременной перспективе деньги полностью нейтральны и эффект денежных импульсов (ускорения или замедления темпов роста денег) отражается лишь на динамике общего уровня цен, не оказывая ощутимого воздействия на объем производства, инвестиций, занятости рабочей силы и т.д. Однако в течение более кратких периодов (один экономический цикл) изменение денежной массы могут оказать некоторое влияние на состояние производства и занятости, но эффект будет недолгим: через определенное время темп роста реальных показателей производства вернется к исходному уровню. Тем самым отвергается кейнсианская идея о возможности постоянно поддерживать темпы экономического роста, жертвуя определенным повышением темпов инфляции. Важная роль в монетаристской модели принадлежит и инфляционным ожиданиям, которые формируются с учетом ошибок в прошлых предсказаниях цен.

1.1.3. Кейнсианская теория инфляции. Кривая Филипса

Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956 гг., английский экономист А. Филипс предложил в 1958 году кривую, отражающую обратную зависимость между уровнем ставок заработной платы и уровнем безработицы. При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2,5 – 3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.

Теоретическую базу под расчеты Филипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филипса, заменив ставки заработной платы темпами роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определенная стабильность цен.

Рис. 2. Кривая Филипса

На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат – темпы роста товарных цен. Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 как излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2, но одновременно возрастает темп инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, что вынудит правительство принять меры для снижения темпов роста цен до уровня Р3, а безработица увеличится до уровня u3.

Рис. 3 Схематичное изображение кейнсианской теории инфляции

Кейнсианская позиция, концентрирующаяся вокруг проблемы совокупных расходов, как главного фактора определяющего национальное производство и занятость, берет за основу кривую Филипса (жесткая зависимость между инфляцией и безработицей). Эта модель, как отмечалось выше, показывает, что в экономике может возникнуть либо инфляция, либо безработица, но одновременно они появиться не могут. Однако, руководствуясь событиями 70-80х в США и настоящими, протекающими в России, когда наблюдался параллельный рост цен и уровень безработицы, мы можем поставить под сомнение правильность кейнсианских выводов.

Взаимодействие столь различных точек зрения (неоклассической и кейнсианской) сегодня привело к формированию центристской позиции: хозяйственные агенты ожидают несколько замедленной реакции цен на привлекаемые факторы производства относительно протекающих изменений в спросе, возникающем из-за существования товарно-материальных запасов, затрат на прейскуранты и дефицита информации.

1.2. Понятие и виды инфляции

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.

Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов.

В то время как, по мнению правительства и руководства ЦБ, инфляция является врагом № 1 для экономики России, существуют мнения о ее полезности и необходимости. Так, по мнению доктора экономических наук О.Л. Роговой, антиинфляционная политика – тоже миф, т.к. нет экономики без инфляции. Инфляция – это среда, в которой развивается экономика; это механизм перераспределения, связанный с денежным обращением. Нельзя сводить инфляцию к эмиссии денег, к росту цен. Теряется главное: понимание связи эмиссии с кредитом, а без кредита экономика мертва. Если эмиссия равна нулю, то это означает подавление кредита, денежных потоков и финансового потенциала экономики.[4]

Существует несколько определений инфляции. Мы рассмотрим несколько трактовок инфляции.

Инфляция – кризисное состояние денежной системы[5].

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.[6]

Инфляция – устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен.[7]

Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти; на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

После рассмотрения нескольких определений инфляции можно сделать вывод, что наиболее лаконичное определение инфляции звучит следующим образом: инфляцияповышение общего уровня цен, наиболее общее – переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые российские ученые добавляют к этому перечню еще и золото, придавая ему по-прежнему роль всеобщего эквивалента.

Существует так же противоположное инфляции понятие дефляция. Дефляция – устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен.[8]

Уровень инфляции неодинаков в различные временные периоды. И, соответственно, существует термин, обозначающий снижение ее (инфляции) уровня (темпа роста цен) – дезинфляция.[9]

После того как мы рассмотрели вопрос, касающийся понятия и сущности инфляции, необходимо рассмотреть в каких формах она проявляется.

С точки зрения появления различают открытую, скрытую и подавленную инфляцию[10].

Если рассматривать темпы роста цен, то можно выделить следующие виды инфляции:[11] умеренная (ползучая) инфляция, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10% в год.

Галопирующая инфляция – рост цен составляет от 29 до 200% в год. Это уже довольно таки серьезное напряжение для экономики. При галопирующей инфляции большинство контрактов “привязывается” к росту цен или к иностранной валюте.

Гиперинфляция – цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия.

Гиперинфляцией признается рост цен не менее 50% в месяц на протяжении длительного времени (не меньше полугода). От 200% до 10000% в год.

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия – соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста: сбалансированная инфляция; несбалансированная инфляция.

С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: ожидаемую; неожидаемую.

В зависимости от причин порождающих инфляцию она делится на инфляцию спроса и инфляцию издержек

1.3. Причины инфляции

В мировой экономической литературе обычно выделяют следующие, общие для всех стран причины инфляции[12].

  1. Рост государственного сектора и вмешательства государства в экономику
  2. Появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны и профсоюзов с другой.
  3. Экономика становится все Бодлее сервисно ориентированной.
  4. Широкое распространение получили механизмы индексирования доходов.
  5. Рост открытости национальных экономик и расширение мирохозяйственных связей увеличивает опасность «импортируемой» инфляции, то есть той, которая является следствием роста цен на зарубежные ресурсы и колебания курсов валют.
  6. Отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег.
  7. Нерациональная структура экономики.
  8. Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики.
  9. Инфляционные ожидания – возникновения у инфляции самоподдержи- вающегося характера.

1.4. Последствия инфляции

Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе[13].

В мировой практике социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

– перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими субъектами, между должниками и заемщиками;

– обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов, средств государственного бюджета;

– постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

– неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в различных отраслях;

– искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценивающиеся деньги в товары и валюту;

– закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

– обесценении амортизационных фондов;

активном развитии теневой экономики;

– снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

– обострении социальных противоречий в обществе. Остановимся на некоторых из этих последствий более подробно.

Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.

Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.

Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпами роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.

В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.

В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация или ревальвация) не только не устраняло причин неустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше углубляло и обостряло их, порождая множество новых противоречий.

2. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования

2.1. Антиинфляционная политика

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов[14].

В экономической литературе и на практике существуют равные мнения по поводу борьбы с инфляцией. Некоторые авторы предлагают жить в условиях сильной инфляции. Ее отрицательные последствия следует корректировать с помощью противоинфляционной защиты экономических субъектов. Она включает индексацию доходов населения и бюджетных организаций, процентных ставок, и финансовых активов, изменение налоговых ставок и т.д. Будет ли противоинфляционная защита эффективной, зависит от скорости реагирования регулирующих органон. Воздействие индексации на будущий темп инфляции зависит от характера инфляционных ожиданий и планов правительства. Существует множество примеров, когда противоинфляционные меры ускоряли темп инфляции.

Другие авторы считают, что необходимо противодействовать инфляции любыми возможными инструментами государственного урегулирования. Совокупность последних представляет собой антиинфляционную политику. Различают прямые и косвенные способы снижения темпов инфляции.

Прямые методы регулирования получили название политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы и цен и прямой контроль над ними. Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных инфляционных ожиданий и другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.

Различают прямые и косвенные способы снижения темпов инфляции.

Прямые методы регулирования получили название политики доходов. Условно можно выделить два направле6ния политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы и цен и прямой контроль над ними. Эти меры с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой – гасить инфляционный импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

Ориентиры представляют собой набор правил, разрабатываемых правительством. Фирмам и лицам наемного труда следует соблюдать их добровольно. В качестве ориентиров применяются максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменение заработной платы обычно привязано к темпам роста средней производительности труда во всей экономике. Цены же возрастают настолько, чтобы компенсировать изменение за грат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно, через цены.

Контроль обычно осуществлялся путем принятия законов об одновременном “замораживании” цен и заработной платы на определенный срок.

Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами.

Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Ее противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут отказаться от своей целевой функции – получения максимальной прибыли и наиболее высокой зарплаты, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры. Законодательное ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка товаров и услуг. Другим способом обхода ограничений роста цен является снижение качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов. В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нормирование потребления.

Проведение политики доходов в течение длительного периода может привести к серьезной деформации рынка и протеканию инфляции в скрытой форме.

К косвенным методам воздействия на цены относятся “дефляционные” мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики — метод точной настройки конъюнктуры. В период спада государство проводило экспансионистскую монетарную и/или фискальную политику. Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов инфляции. Устранению “перегрева” экономики помогал “дефляционный топор”. Поскольку изменение направления монетарной политики возможно без временного лага, то основная работа падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфляции он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повысить учетную ставку и норму обязательных резервов, продать государственные ценные бумаг на открытом рынке.

Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде развитых стран использовалась политика “тагетирования”.

Для замедления роста цен могут применяться и инструменты валютной политики: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты. Рост и фиксация курс» национальной валюты понижают общий уровень цен посредством снижения цен на готовые и промежуточные импортируемые товары, внутренние экспортируемые товары, инфляционных ожиданий.

Существует альтернатива неоклассическому подходу борьбы со стагфляцией. Суть ее заключается в там, чтобы не добиваться снижения инфляции любыми путями, а сделать ее и другие процессы в экономике “управляемыми”. Следует напрямую воздействовать на совокупное предложение, пытаясь достигнуть уровня естественного объема производства. Для этого можно использовать ужесточение стандартов, нелепое финансирование и кредитование, селективную поддержку отраслей, протекционистские меры, элементы политики доходен, незначительно ужесточая финансовую и денежную политику. Последний вариант создает меньшие социальные издержки и кажется более эффективным.

Вышеприведенный анализ косвенных средств антиинфляционной политики был сделан применительно к экономически развитым странам. Для них характерны относительно небольшие темпы инфляции и уровня безработицы (максимальный темп до 20% и год). Во многих развивающихся странах Латинской Америки, Польше, бывшем СССР и Югославии в 70—90-е годы наблюдался очень высокий уровень цен; галопирующая инфляция или гиперинфляция,

2.2. Шоковая терапия

Во временном аспекте у правительства существует две альтернативы проведения антиинфляционной политики. Она может осуществляться постепенно в течение длительного периода – политика градуирования или резко – шоковая терапия. В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее и несет меньшие социальные издержки. Все зависит от размеров страны, темпов инфляции и уровня безработицы, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организациями, социально-политической обстановки в стране и т.п.

Краткосрочные резервы роста предложения.

  1. Государственная поддержка повышения товарности экономики.
  2. Поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству.

3. Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд.

4. Действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов.

Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.

  1. Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса.
  2. Повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения.
  3. Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе.
  4. Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса.
  5. В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты.

2.3. Политика градуирования

Мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста.

Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.

Общеэкономические меры.

1. Следует завершить начатые реформы в целях формирования цивилизованных рыночных отношений.

2. Необходима смена целевой ориентации экономической политики – с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП.

3. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. «Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1,5 до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на Западе создает 50 – 55% ВВП, а в России – лишь около 10%. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции.

Важную роль в регулировании инвестиции признаны сыграть принятые в конце 1998 г. нормативно-законодательные документы, в частности по лизинговым операциям. Должна активизировать деятельность комиссия по инвестиционным конкурсам, рассматривающая проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%).

Важно найти выход из «ловушки ликвидности», в которой оказалась Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности, путем налогового регулирования.

4. Традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток.

Принятые после кризиса меры, направленные на восстановление доверия зарубежного бизнеса к России, могут стимулировать в перспективе привлечения прямых иностранных инвестиций, но в 1998 г. и 1999 г. их ежегодный объем составил 3 – 4 млрд. долл., или 63% к 1997 г. Общий объем накопленных прямых инвестиций составил около 12 млрд. долл. в январе 1999 г.

Сдерживание финансовых факторов инфляции.

1. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:

  • неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; позаимствованное из мировой практики секвестирование расходов в зависимости от реального наступления доходов распространяется на незащищенные статьи бюджета ради пожарных мер;
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;
  • слабый контроль за исполнением госбюджета.

2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного дефицита, хотя формально за счет секвестирования он доведен до уровня (3,5% ВВП в 1997 г, 3,2% в 1998 г.), приемлемого Международным валютным фондом для предоставления очередного транша кредита России. Не менее важны методы его покрытия без инфляционных последствий.

3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую» экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики.

Регулирование денежных факторов инфляции.

1. В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами.

Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии, очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и рассчитывать денежный агрегат с учетом реальных потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития.

2. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.

3. Чтобы взять инфляцию паод контроль, необходима реальная статистика и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.

Оздоровление банковской системы.

Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста политики является санация и реструктуризация банковской системы, основательно подорванной валютно-финансовым кризисом, выявившим ее узкие места: 1) деятельность крупных банков-трейдеров, которые бесконтрольно и безответственно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции, разбазаривая средства вкладчиков; 2) недостаточно жесткий контроль ЦБ РФ за коммерческими банками; 3) изъяны банковского законодательства (например, в отношении процедуры банкротства, эффективной работы Временной администрации, арбитражных управляющих и др.).

Регулирование цен и заработной платы – составная часть многофакторной антиинфляционной стратегии. Шоковая либерализация цен в 1992 г. под влиянием требований МВФ раскрутила инфляционную спираль заработной платы и цен. Предприятия-монополисты предпочитают повышать цены, а не увеличивать производство. Торговые посредники также взвинчивают цены.

Восстановление доверия к рублю. Известна истина, что доверие к правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости денежного обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить достигнутую в конце 1998 г. политическую стабильность в стране. Для успеха антиинфляционной программы важно также заручиться поддержкой средств массовой информации.

Борьба с теневой экономикой. Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит крупномасштабное «бегство» капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин; проникновение преступных группировок в банковскую систему с целью превращения ее в «прачечную» для отмывания «грязных» денег; присвоение ими приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными структурами.

Переход астрономических сумм под контроль «теневой» экономики – мафии подрывает основы государственности и усилия по формированию цивилизованной рыночной экономики.

3. Особенности борьбы с инфляцией в России

Согласно Указу Президента РФ от 3 июня 1993 г. N 842 “О некоторых мерах по сдерживанию инфляции” В целях сдерживания инфляции:

“Признать необходимым с 1 июля 1993 г. и до конца текущего года не принимать федеральными органами государственной власти и управления Российской Федерации решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Правительству Российской Федерации:

в двухнедельный срок внести предложения об отмене принятых в 1993 году федеральными органами государственной власти и управления Российской Федерации решений, приводящих к увеличению бюджетных расходов;

предусмотреть, что социально значимые расходы государства, а также расходы, обеспечивающие функционирование важнейших секторов экономики, индексируются Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке при уточнении республиканского бюджета Российской Федерации на 1993 год;

в двухнедельный срок внести предложения о возможном увеличении доходов республиканского бюджета Российской Федерации”.

То есть власть шла по пути сдерживания расходной части бюджета.

Во второй половине 1995 г. появились признаки того, что правительство освобождается от веры в жесткую бюджетную экономию как единственное средство от инфляции. Это выразилось в решении о замораживании цен на природный газ для производственных нужд, тарифов на электрическую и тепловую энергию, на перевозку грузов по железной дороге в период с 1 октября 1995 г. по 1 января 1996 г., а также о запрещении ведомствам, действующим в сфере естественных монополий, повышать цены более чем на 70% их прироста во всей экономике. Наверное, благодаря этому впервые за последние годы в конце 1995 г. не было значительного прироста цен.

В немонополизированных отраслях главная причина роста цен заключается в разбухании затрат на производство каждой единицы продукции (инфляция издержек).

Следует отметить отсутствие одного из основных стимулов для развития отечественной экономики, – т. е. активной работоспособности нашей производственной сферы (реального сектора экономики).

К числу факторов, обусловливающих рост цен в России, относится также долгосрочное занижение курса рубля по отношению к доллару и ряду других валют.

На наш взгляд, этому в большой степени способствовал искусственно созданный “валютный коридор”, благодаря которому цены на отечественные изделия в некоторых случаях превысили цены импортных аналогов. Курс национальной валюты может быть стабилен только в том случае, когда он поддерживается крепко стоящими на ногах производственными предприятиями, выпускающими конкурентоспособную продукцию и успешно реализующую ее на внутреннем рынке.

Эти причины и повлекли за собой резкое и обвальное падение курса рубля по отношению к доллару в августе 1998 года. 1998 г. оказался тяжелейшим годом. Объем промышленного производства сократился на 5,2%, инвестиции в основной капитал – на 6,7%, продукция сельского хозяйства – на 12,3%, экспорт – на 17%, реальные денежные доходы населения – на 16,3 процента. Федеральная инвестиционная программа 1998 г. полностью провалена.

Из предусмотренных к вводу 267 объектов введено лишь 15 (менее 6%). Рост потребительских цен в первом полугодии 1999 г. составил 24,5% (за аналогичный период 1998 г. – 3,5%) – в годовом выражении это соответствует уровню инфляции примерно в 60-70%. За первые пять месяцев года цены выросли на 22,2%, в том числе на продовольственные товары – на 23,8%, непродовольственные товары – на 21,8%, платные услуги населению – на 15,3%, что вполне естественно в условиях резкого падения доходов населения.

Рост цен производителей опережал темпы увеличения потребительских цен, что обусловлено доминированием инфляции издержек, вызванной ростом обменного курса рубля и увеличением экспортных поступлений, а также оживлением производства товаров промежуточного потребления. По итогам текущего года ожидается рост цен производителей на 60-65% при росте потребительских цен на 50-60%.

Реальные располагаемые доходы населения сократились в январе-мае 1999 г. на 26,2% по сравнению с аналогичным периодом 1998 года. В большей степени сократились такие составляющие денежных доходов граждан, как оплата труда и социальные трансферты. В частности, средняя реальная начисленная заработная плата за первые пять месяцев текущего года составила лишь 61,9% от уровня того же периода 1998 года, а реальный размер начисленной пенсии – 50,4%. Соответственно, если в первом квартале 1998 г. численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 33 млн. человек (22,5% от общей численности населения), то в первом квартале 1999 г. – уже 55.2 млн. человек (37,7%).

В условиях кризиса возросла составляющая доходов физических лиц от собственности и предпринимательской деятельности. В то же время это естественным образом обусловило тенденцию к усилению дифференциации населения по доходам: соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения увеличилось с 13,2 раза в первые три месяца 1998 г. до 15,0 раз в 1999 г.

Сохраняется динамика роста доли расходов на потребление за счет сокращения прироста сбережений. Доля частного потребления в январе-мае текущего года возросла до 81,9% от совокупных доходов населения, тогда как в январе-мае 1998 г. она составляла 75,6%. Одновременно сократился оборот розничной торговли – в сопоставимых ценах на 14,3% по сравнению с январем-маем 1998 года. При снижении темпов инфляции и девальвации можно ожидать некоторого роста конечного спроса и товарооборота, однако, по итогам 1999 года их снижение составило 8-10%.

Существенно сократились в 1999 г. сбережения населения. Объем купленной частными лицами наличной иностранной валюты (при среднегодовом обменном курсе в 27 руб./долл.) превысил 8 млрд. долл., что составило 8,2-8,4% от доходов населения (в 1998 году – 12,6%). Рост депозитных вкладов граждан не более 25% – этот предельный уровень соответствует ситуации, при которой будет хотя бы частично восстановлено доверие населения к банковской системе и будет проводиться гибкая политика процентных вкладов, позволяющая, как минимум, сохранить реальные рублевые сбережения (в пересчете на инфляцию или обменный курс).

В 2000 году ситуация с инфляционными процессами протекала схоже с 1999 годом. Большим доверием у народа стали пользоваться валютные вклады, однако на несколько процентов увеличились и рублевые вклады населения. Более того, 2000 год можно назвать для России в этом плане наиболее успешным. В стране увеличился золотой запас, увеличилось оборот ВВП. В целом показатели инфляции в 2000 году были стабильны.

Все эти процессы на протяжении 1990-2000 года сказались на экономике России, оставив как негативные, так и позитивные последствия.

Заключение

Закончив рассмотрение данной темы, давайте остановимся на основных ее положениях.

В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Литература

  1. Андрианов В. Деньги и инфляция. М.: Приор. 2001 г.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР. 1999.
  3. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 1996. Гл. 14
  4. Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов: пути совершенствования. М.: Политиздат, 1989. С. 43.
  5. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. -М.: Банки и биржи. 1995.
  6. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ. 2001.
  7. Красавина Л.Н. Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы. 1995
  8. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991. Гл. 7, 8.
  9. Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. 1, 2.
  10. Основы экономической теории “// Под ред. Камаева В.Д., М., «Владос», 1999.
  11. Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1997.
  12. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1991. Гл. 15, 22.
  13. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров.: АСА. 1999.
  14. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Под ред. Дробызиной Л.А.- М.: ЮНИТИ. 2000
  15. Громов А. Инфляция: причины и закономерности// Вопросы экономики. 1992. № 2.
  16. Пансков В. Бюджетные противоречия//Независимая газета. 2002. 26 сентября
  17. Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции.//Финансы. 2002. № 2.
  18. Рогова О.Л. Социально-экономическое положение России// Деньги и кредит. 2001. № 1.
  19. Сергиенко О.А. Стимулирование долгосрочного экономического роста. //Финансы.2001 . №12.
  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: ПРИОР. 1999. с. 410
  2. Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов: пути совершенствования. М.: Политиздат, 1989. С. 43.
  3. Игнатьев С. (председатель Банка России). Модернизация экономики России: социальный контекст// Известия. 2003. 15 мая.
  4. Рогова О.Л.Социально-экономическое положение России// Деньги и кредит. 2001. № 1. стр. 70
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит// Под ред. Дробызиной Л.А.- М.: ЮНИТИ,2000. С. 51
  6. Основы экономической теории “// Под ред. Камаева В.Д., М., «Владос», 1999. стр. 282
  7. АгаповаТ.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. «ДиС». 1997. 252
  8. АгаповаТ.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. «ДиС». 1997. стр. 251
  9. АгаповаТ.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. «ДиС». 1997. стр. 251
  10. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: ПРИОР. 1999. с. 412.
  11. Экономическая теория./Под ред. В.Д.Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. с. 432
  12. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: ПРИОР. 1999. с. 412
  13. Экономическая теория./Под ред. В.Д.Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. с. 438
  14. Экономическая теория./Под ред. В.Д.Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. с. 447.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.