Содержимое

Введение

Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.

Так, существуют рынки совершенной конкуренции, на которых имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Но кроме рынков совершенной конкуренции существуют и рынки несовершенной конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии, а также на рынке дифференцированных продуктов. Но именно о понятии олигополии (это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно, и которая может формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования.

В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.

Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – проанализировать антимонопольную политику государства.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие и основные черты монополии;

– рассмотреть понятие и поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции;

– проанализировать антимонопольную политику в России.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал и данные периодической печати.

1. Понятие и основные черты монополии

1.1. Определение монополии. Источники монопольной власти

Самым крайним случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Например, до начала 80-х годов компания «Объединенные прииски Де Бирс» фактически контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире.

В большинстве крупных городов услуги местной телефонной связи и снабжение электричеством также обеспечиваются монополиями, но цены, устанавливаемые этими продавцами, регулируются государственными организациями.

В реальной жизни монополия — это всегда вопрос меры (власти над рынком). Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.[1]

Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Поскольку рыночная кривая спроса на алмазы является убывающей, компания «Де Бирс» знает, что, чем больше алмазов она произведет, тем ниже будет цена, которую она получит за каждый экземпляр. Таким образом, сокращая продаваемое ею количество алмазов, она может повышать рыночную цену, «Де Бирс» обладает монопольной властью.

Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может подвышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.

Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами и, скажем, алмазной монополией «Де Бирс» заключается в мере их власти над рынком; «Де Бирс» обладает большим контролем над ценой своей продукции.[2]

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.

2. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства.

3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии.

Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров-субститутов. В этой главе мы еще вернемся к тенденции монополистов оттеснить конкурентов, но прежде проанализируем формальную модель рыночной структуры.

В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий к вхождению в рынок новых производителей. Так, если рыночная цена пшеницы поднимается выше величины долгосрочных средних издержек ее производства, то фермеры переключаются с других зерновых культур на пшеницу. Этот процесс направлен на устранение различий в размерах экономической прибыли в совершенно конкурентных отраслях. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьеры вхождения, которые делают невозможным проникновение па рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).

Опираясь на это положение, А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

где IL – лернеровский индекс монопольной власти;

Рm – монопольная цена;

МС – предельные издержки;

Е – эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана:

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии.[3]

1.2. Равновесие на монопольном рынке. Цена монополии и цена конкурентного рынка.

Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизированном рынке Р > MR.

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки.

Приведем пример. Известно, что увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены. Допустим, монополист решает снизить цену со 110 долл. (Р1) до 100 долл. (Р2). При этом спрос растет с 4 единиц (Q1) до 6 единиц (Q2). Убытки от снижения цены равны (Р1 – Р2)Q1. = (110 – 100) х 4 = 40 долл., а выгода (прибыль) составит (Q2 – Q12 – (6 – 4) х 100 = 200 долл. (рис. 1). Чистое приращение прибыли будет равно 160 долл.

Рис. 1. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

Рис. 2. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии

В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 3):

Рис. 3. Равновесие в конкурентной отрасли

В точке Е достигается равновесный объем производства Q и равновесная цена Ре. Площадь OBEQе соответствует величине издержек производителей, РеВЕ – составляет прибыль производителей, а АРеЕ -потребительский излишек. Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она может быть изображена следующим образом (рис. 4):

Рис. 4. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс= МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции Q . Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.

В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто попытался определить величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют харбергеровскими треугольниками. Используя математический аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секторе США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной экономике США они бы составили около 6 млрд. долл. Поэтому проблема чистой монополии не является такой острой, как она представлялась ранее другим экономистам.[4]

Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

1.3. Монополия и эффективность. Определение величины прибыльности

Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Графически это представлено на рисунке 6. Сравнение предельного дохода и предельных издержек показывает, что максимизирующий прибыль объем производства составляет 5 единиц или количество Qm. Единственная цена, при которой Qm может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси выпуска и затем под прямым углом от точки, в которой он достигает кривой спроса, до вертикальной оси. Найденная цена есть Рm. Чтобы назначить цену выше, чем Рm монополист должен сдвинуться вверх по кривой спроса; это означает, что продажи опустятся ниже максимизирующего прибыль уровня Qm. Если монополист назначит цену меньше, чем Pm это вызовет рост объема продаж сверх максимизирующего прибыль уровня.[5]

На рисунке 5 прибыль на единицу продукции показана отрезком АРm, а совокупные экономические прибыли – белым прямоугольником. Последние вычисляются умножением прибыли на единицу продукции на максимизирующий прибыль объем производства.

Та же максимизирующая прибыль комбинация выпуска и цены может быть определена путем сравнения валового дохода и валовых издержек, имеющих место при каждом возможном уровне производства.

Аналогично построение графика зависимости валового дохода и валовых издержек от выпуска также покажет, что максимальная прибыль достигается при 5 единицах выпуска.

Рис.5. Максимизирующее прибыль положение фирмы в условиях чистой монополии

Производственная эффективность достигается потому, что свободное вступление и массовый выход фирм заставили бы фирмы работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства были бы минимальными. Цена продукта была бы на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками. Для пояснения: на рисунке 6 конкурирующая фирма продала бы Qc единиц продукции по цене в QcPc.

Рисунок 5 показывает, что при тех же самых издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного меньше желательных результатов. Как мы уже обнаружили, чистый монополист будет максимизировать прибыли, производя объем продукции в Qm и назначая цену в Рm. Можно легко увидеть, что монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену. чем сделал бы конкурирующий производитель. Выпуск Qm, не доходит до точки Qc, в которой минимизируются средние валовые издержки.

При единицах продукции ее цена значительно больше, чем предельные издержки. Это означает, что общество оценивает дополнительные единицы этого монополизированного продукта более высоко, чем оно оценивает альтернативную продукцию, которую иначе могли бы произвести ресурсы. Другими словами, максимизирующий прибыль объем производства монополиста имеет своим результатом недораспределение ресурсов; монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, чем является оправданным, с точки зрения общества.

Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора – понижающий и повышающий.

Рис. 6. Определение Х-неэффективности

Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны, действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х.Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность (рис.6).

Согласно X. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х-неэффективность (рис. 6). В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае — до минимума АТС (на рис. 5 она обозначена как точка А). Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Q возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qc до Qm, a Х-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.[6]

Что может быть предложено теперь в качестве суммирующего обобщения по экономической эффективности чистой монополии? Буквально следующее: в статической экономике, где эффект от масштабов производства равно доступен чисто конкурентным и монополистическим фирмам, чистая конкуренция будет лучше чистой монополии тем, что чистая конкуренция заставляет использовать наилучшую из известных технологию и распределяет ресурсы в соответствии с потребностями общества. Однако когда эффект от масштабов производства, доступный монополисту, недостижим для небольших конкурирующих производителей или в динамической ситуации, в которой изменения в уровне технического прогресса должны быть учтены, неэффективность чистой монополии менее очевидна.

2 Основные черты рынка монополистической
конкуренции

2.1. Понятие монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке ,где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

1.Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.

Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующей фирме. Дифферинциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке не является стандартизированным. Это может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, престиже торговой марки или “имидже”, связанным с обладанием этим товаром.

2.На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм в общем превосходят 1%, т.е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10 % продаж на рынке в течение года.

3.Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников ,когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.

Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. т.е. если отдельный продавец сократит цену, то вероятно, что прирост объема продаж произойдет не за счет одной фирмы, а за счет многих. Как следствие, маловероятно, что какой-нибудь отдельный конкурент принесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшение продажной цены какой-нибудь отдельной фирмы. Следовательно, у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики, поскольку решение одной из фирм не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыли. Фирма знает это и, следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.

4.На рынке есть условия для свободного входа и выхода

При монополистической конкуренции легко основать фирму или покинуть рынок. Выгодная коньюктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, т.к. каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

Существование отрасли при монополистической конкуренции.

Хотя на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов можно найти достаточно сходства, чтобы объединить продавцов в широкие категории, похожие на отрасль.

Товарная группа представляет собой несколько близко связанных ,но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей. В каждой товарной группе продавцов можно рассматривать как конкурирующие фирмы в пределах отрасли. Хотя есть проблемы с определением границ отраслей, т.е. при определении отрасли надо сделать ряд допущений, и принять ряд соответствующих решений. Однако при описании отрасли может оказаться полезной оценка перекрестной эластичности спроса на товары соперничающих фирм, т.к. в отрасли с монополистической конкуренцией перекрестная эластичность спроса на товары соперничающих фирм должна быть положительной и относительно большой, что означает, что товары конкурирующих фирм являются друг для друга очень хорошими заменителями, что означает, что если фирма поднимет цену выше конкурентной, то она может ожидать потери значительного объема продаж в пользу конкурентов.[7]

Обычно на рынках с наибольшей монополистической конкуренцией на четыре крупнейшие фирмы приходится 25% общих внутренних поставок, а на восемь крупнейших фирм – менее 50%.

2.2. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде

На основании характеристики условия равновесия фирмы в краткосрочном периоде можно определить вид кривой предложения для отдельной фирмы и отраслевого рынка. Вспомним, что кривая предложения выражает функциональную зависимость объема предложения от изменения рыночной цены. При любой цене фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать убытки, осуществляя производство до точки равновесия, где МС = MR(P). Таким образом, если будет изменяться цена, соответственно будет изменяться и ситуация равновесия, а изменение последней определит изменение равновесного объема производства. Следовательно, зависимость между изменением цены и изменением объема выпуска продукции будет определяться совокупностью точек равновесия, т.е. кривой предельных издержек. Поскольку производство нежелательно при цене, более низкой, чем “точка бегства фирмы с рынка”, кривая рыночного предложения будет совпадать с той частью кривой предельных издержек, которая выше минимума средних переменных издержек.[8]

Таким образом, кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде будет совпадать с отрезком кривой предельных издержек, который нежит выше кривой ее средних переменных издержек (выше точки минимума средних переменных издержек). На рис. 7 – это отрезок МС, расположенный выше точки А.

Теперь можно дать объяснение тому, почему кривая предложения имеет положительный наклон. Это связано с положительным наклоном соответствующего отрезка кривой предельных издержек отдельной фирмы. Последние будут возрастать по мере увеличения объема производства вследствие действия закона убывающей отдачи. Для производства дополнительного объема продукции следует увеличить вложение какого либо фактора, т.е. издержки.

Рис 7 Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде

Вспомним, что на изменение предложения будет оказывать влияние изменение таких факторов, как цена ресурсов, технология производства, величина налогов и т.д. Вследствие действия этих факторов предложение может изменяться и кривая предложения фирмы будет перемещаться в ту или другую сторону.

Влияние различных факторов определяет различие в издержках и соответственно в величине предложения отдельных фирм. Совокупность предложений отдельных фирм определит общую величину рыночного предложения. Поэтому если просуммировать объемы предложения отдельных конкурентных фирм, получим общий, или рыночный, объем предложения. Графически это можно сделать путем геометрического сложения соответствующих кривых. Кривая рыночного предложения при этом будет демонстрировать объем выпуска продукции, осуществляемого отраслью промышленности в краткосрочном периоде при любой возможной цене.

Предположим, что на отраслевом рынке работают 3 фирмы (рис 2). Предложение каждой из них будет определяться зависимостью объема производимой продукции от изменения уровня цены. На графике кривые предложения каждой фирмы будут представлены соответствующими кривыми предельных издержек (mc), МСд, МСз). Причем каждая из них вычерчивается только в той части, которая лежит выпи точки минимума средних переменных издержек. Цена, соответствующая этой точке, для первой фирмы ~ Pi, для второй – Рг, для третьей – Рз. При любой цене ниже Pi ни одна из фирм и, следовательно, вся отрасль в целом не будет выпускать никакой продукции. При цене между Pi и Р1 будет производить продукцию только первая фирма, так как ее затраты наименьшие в отрасли и позволяют произвести продукт даже при этой низкой цене (Pi). Поэтому кривая совокупного предложения отрасли на этом участке будет совпадать с отрезком кривой предельных издержек MCi первой фирмы. При цене Pz (и соответственно на всем участке от Рi до Рз совокупное предложение отрасли составит сумму предложений первой и второй фирм. А при цене Рз (и выше) предложение отрасли составит сумму предложений всех трех производителей. Поэтому кривая предложения отрасли поднимается вверх и имеет изломы при цене Рi и цене Рз. Это объясняется тем, что именно в этих точках происходит резкое увеличение предложения вследствие вступления в отрасль очередной фирмы. Когда на рынок выходит много фирм, каждая из них добавляет лишь малую часть к общему рыночному предложению, поэтому изломы перестают быть заметными. Обычный вид рыночной кривой предложения — это ровная кривая, имеющая положительный наклон.

Таким образом, кривая краткосрочного рыночного предложения показывает объем выпуска продукции, осуществляемого отраслью промышленности в краткосрочном периоде при любой возможной цене.[9]

При данном отраслевом спросе (D) равновесная рыночная цена (Ре) и равновесный объем производства (Qc) зависят от отраслевого предложения (S) и определяются равенством: D = S.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции рыночная цеха равновесия, с одной стороны, является заданной величиной для отдельной фирмы и, с другой стороны, есть результат решений о производстве всех фирм данной отрасли.

Если фирма в краткосрочном периоде имеет экономическую при быль, ее производство становится более привлекательным для других производителей. На рынок данного товара приходят новые фирмы, отвлекая на себя часть платежеспособного спроса. Чтобы успешно продавать данное предприятие вынуждено снижать пены или нести дополни тельные издержки по поддержке сбыта. Прибыль снижается, приток конкурентов уменьшается. В случае убыточного производства картина обратная. Отдельные фирмы будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цепы спроса для остальных фирм. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет, по крайней мере, покрывать средние издержки оставшихся в отрасли фирм, т.е. пока Р = = АТС.

Экономическая прибыль будет отсутствовать тогда, когда цена совпадает с минимумом долгосрочных средних издержек (LAC), т.е. фирма будет относиться к “предельному” типу.

Таким образом, условием долгосрочного равновесия фирмы будет являться равенство цены минимуму долгосрочных единичных издержек, т.е. Р = min LAC (рис. 8).

Производство при минимальных средних издержках означает производство при наиболее эффективной комбинации ресурсов, т.е. фирмы используют факторы производства и технологию наилучшим образом. Это, безусловно, явление положительное прежде всего для потребителя.

Рис. 8. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

Кривая предложения фирмы в долгосрочном периоде, так же как и кривая краткосрочного предложения, представляет собой часть ее кри-ной долгосрочных предельных издержек (МС), расположенную выше ючки минимума долгосрочных единичных издержек – точки Е. Если цена опускается ниже точки минимума долгосрочных единичных издержек, фирма не покрывает всех затрат, поэтому ей следует уйти из отрасли.

Рыночная кривая предложения будет получена суммированием объемов долгосрочного предложения отдельных фирм. Однако в отличие от краткосрочного периода в долгосрочном число фирм может меняться.

В связи с этим возможны три варианта изменения отраслевого предложения:

1) цена предложения неизменна;

2) цена предложения увеличивается;

3) цена предложения уменьшается.

Реализация того или иного варианта определяется степенью зависимости между изменением объема выпуска продукции и изменением цены предложения. Уровень цены предложения, в свою очередь, определяется величиной издержек и, следовательно, стоимостью ресурсов.[10]

3. Антимонопольная политика государства

3.1. Становление антимонопольной политики в России

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

  1. Стимулирование предпринимательства
  2. Развитие конкурентных начал
  3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Таким образом суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года[11].

С 1991 года по 2004 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации” от 3 июля 1991 г., “О поставках продукции для федеральных государственных нужд” от 13 декабря 1994 г., “О финансово-промышленных группах” от 30 ноября 1995 г., “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 г., “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 г., “О некоммерческих организациях” от 12 января 1996 г., “О рекламе” от 18 июля 1996 г., “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли” от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства[12].

Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

МАП состоит из нескольких органов – в него входят Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).

Но несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Р. Ф.:

  • приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
  • принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
  • малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:

А) наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

Б) ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

В) совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

Г) согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

3.2. Методы антимонопольной политики в России

Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом “О конкуренции” и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Для того, чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, я сочла необходимым уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены.

Монопольно высокая цена – это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно низкая цена – это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка[13].

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

  1. соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;
  2. отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;
  3. соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;
  4. ценовые соглашения.

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

Согласно закону “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Предварительно контролируются:

  • создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;
  • ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

А) лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

Б) одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;

В) лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются негативных для конкуренции последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

В целом, можно сказать, что контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

Важным для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию.

А что такое недобросовестная конкуренция?

Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Так же, безусловно, растёт интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.

В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг “иногородних” предприятий и так далее.

Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить “своим” предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство многое запрещает должностным лицам государственной власти и управления, как-то:

  1. заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;
  2. самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;
  3. совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Кроме уже перечисленных мною мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), “Калугапутьмаш” (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее.

Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов. При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Можно привести следующие признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров.
  4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

  • стимулирование предпринимательства
  • развитие конкурентных начал
  • организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём, я уверена, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

Как же будет развиваться антимонопольная политика в ближайшее время?

На этот вопрос можно частично ответить, приведя высказывание заведующего сектором бюро экономического анализа А. Е. Шаститко[14]. Он отметил, что: «… расширение внутреннего рынка – это средство обеспечения национальной и экономической безопасности страны, однако формирование жесткой конкурентной среды предполагает корректировку поведения предприятий. И в этом плане выбор мер антимонопольной политики будет строиться с учетом ожидаемых государством выгод и издержек. Антимонопольная политика в России переживает процесс становления, совершенствования законов и их активного применения».

Следовательно, антимонопольная политика в России в ближайшее время получит дополнительные коррективы и уточнения.

Именно разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше.

Список литературы

  1. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 07.03.2005) “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” // “Ведомости СНД и ВС РСФСР”, 18.04.1991, N 16, ст. 499.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: ПРИОР. 2003.
  3. Булатов А.С. Экономика. – М.: Бек. 2001.
  4. Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии России // Вопросы экономики, 2005, № 11.
  5. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов. – М.: МПСИ, 2004
  6. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. – М.: МГТУ, 2001.
  7. Красавина Л.Н. Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы, 2004.
  8. Курс микроэкономики. Учебник. / Под редакцией Р. М. Нуреева. М., 2000.
  9. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. / Под ред. Г. С. Вечканова, М., 2004.
  10. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. / Под ред.А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, 2003.
  11. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии. // МЭ и МО , 1999 г., №7
  12. Маконнелл К, Брю С. Экономикс. -М.: Республика, 1993.
  13. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. /Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 1999.
  14. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1998.
  15. Основы экономической теории / Под ред. Камаева В.Д. М.: Владос, 2002.
  16. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. /Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, дело, 2002.
  17. Розанова Н.В. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики, 2005, №5. С. 37.
  18. Самуэльсон П. Экономика. – М.: Прогресс, 2001.
  19. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 2005.
  20. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Перевод с английского со 2-го издания. – М.: Дело, 2001.
  21. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА, 2004.
  22. Шкаредёнок И.А. Некоторые особенности монополистической деятельности органов власти и управления (гражданско-правовой аспект) // Вестник ВСИ МВД России. 2000. № 3.
  23. Шкаредёнок И.А. Антимонопольная политика: основные направления антимонопольной превенции // Вестник ВСИ МВД России. 2001. № 1.
  24. Шутова Н.А. Микроэкономика рыночного распределения. М., 2004.
  25. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. М.: Проспект, 2002.
  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: ПРИОР. 2003. С. 275
  2. Курс микроэкономики. Учебник / Под редакцией Р. М. Нуреева. М., 2000. С. 239.
  3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Перевод с английского со 2-го издания. – М.: Дело, 2001. С. 351.
  4. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова, 2003. C. 266.
  5. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА, 2004. С. 274.
  6. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. /Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 1999. С. 264.
  7. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. /Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 1999. С. 268.
  8. Курс микроэкономики. Учебник / Под редакцией Р. М. Нуреева. 2000. С. 316.
  9. Основы экономической теории / Под ред. Камаева В.Д. М.: Владос, 2002. С. 271.
  10. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА, 2004. С. 325.
  11. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7
  12. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7
  13. Макро- и микроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова.
  14. Семинар в Фонде “Центр стратегических разработок” по вопросу: “Антимонопольное регулирование и поддержка предпринимательства”. 11.04.2001.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.