Содержимое

Введение

Безработицу, также как инфляцию, рассматривают как явление, которое свидетельствует о нарушении равновесия, т.е. как результат определенных макроэкономических колебаний. Правда не каждая безработица является нарушением или отклонением от нормы. Так как она наблюдается во всех странах рыночной экономики и в разное время, то ее можно определенной частью также считать нормой.

Обратимся к статистике.

Уровень безработицы официально фиксировался в России с начала 90-х годов. В 1992 году он составил 5,2%, в 1993 году – 5,9%, т.е. возрос на 0,7%. В последующие годы он начал расти, и достиг максимума в феврале 1999 г. – 14,6%, а число безработных составило 10,4 млн. человек. В мае наметились тенденции снижения этого показателя, но утверждать, что произошли кардинальные изменения в занятости населения, видимо, своевременно.

В 2001 году наблюдались отдельные заметные всплески повышения уровня безработицы, которые не могут быть отнесены к сезонным колебаниям, и в целом некоторый рост численности безработных. Причина, видимо, заключается в некотором спаде темпов экономического роста и продолжающемся увеличении численности населения в трудоспособном возрасте.

За 1993-2001 гг. она увеличилась на 3,9%. В связи с этим можно утверждать, что безработица по-прежнему остается важнейшей проблемой затрагивающей интересы и государства и миллионы людей, и следовательно, представляет особую актуальность сохраняет вопрос об оценке последствий этого явления[1].

Наличие безработицы является свидетельством неиспользованных ресурсов общества, а, следовательно, является действием, которое действует в сторону уменьшения ВВП и общественного предложения.

Определенный процент безработицы существует постоянно. Определенный уровень безработицы является нормой, определенной мерой природным явлением.

Целью данной работы является исследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития, последствий безработицы.

После рассмотрения цели курсовой работы давайте обратимся к ее структуре.

Данная курсовая работа состоит из 3 глав, а также введения, заключения, списка литературы.

В первой главе рассмотрены вопросы, касающиеся понятия безработицы, раскрыты основные виды безработицы и ее показатели.

Вторая глава посвящена рассмотрению последствий безработицы, как экономических, так и социальных.

В третьей главе представлены материалы, касающиеся государственного регулирования безработицы.

Во введении рассматривается актуальность данной темы, цель написания курсовой работы, а также ее структура.

В заключении сделаны выводы по всему рассмотренному материалу, а также даны некоторые рекомендации.

Источником для исследования послужил разнообразный монографический и статистический материал, а также большое количество периодических изданий, в частности журнал «Вопросы Экономики», «Экономист», «Общество и экономика», «Вопросы статистики», а также ряд других периодических изданий.

Глава 1. Понятие безработицы и причины ее образования

1.1 Безработица в рыночной и командно-административной экономике

Под безработицей понимается такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос[2].

В пропагандистской литературе периода так называемого государственного социализма отмечалось, что рынок, капитализм порождает безработицу, а социализм – устойчивую занятость и даже дефицит рабочей силы.

Такое утверждение нельзя признать научным, ибо рынок труда любой системы при разных его вариантах – от рынка с ограниченным спросом (нормальный, здоровый рынок) до рынка с ограниченными ресурсами (советский рынок дефицитного типа) – дает одновременно избыток рабочей силы (безработицу) и дефицит рабочей силы по отдельным специальностям, когда спрос на нее выше предложения. Однако точка сбалансирования безработицы и дефицита рабочей силы в этих экономиках находится на разных уровнях.

Дефицит рабочей силы носил искусственный характер. За ним скрывалась избыточная рабочая сила, которая оседала на предприятиях. По разным европейским странам-членам СЭВ этот избыток колебался от 12 до 20% занятых. Предприятия держали излишнюю рабочую силу на случай авралов, штурмовщины, разнарядки на выделение участников сельскохозяйственных работ. Плановая система, как оказалось, не смогла организовать нормальную работу производства, что вынуждало предприятия создавать резерв рабочей силы. Это обстоятельство, безусловно, снижало показатели интенсивной работы производства. В здоровой рыночной экономике производственная программа могла быть выполнена с меньшим количеством занятых[3].

В то же время потребность в рабочей силе очень высока, образуется существенный дефицит рабочей силы.

1.2 Причины безработицы

Существует множество концепций, объясняющих причины возникновения безработицы.

Одно из самых ранних объяснений безработицы дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса «Опит о законе народонаселения» (конец ХVIII в.). Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.

Она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью. Значит, источник безработицы следует искать в самой экономической хозяйственной системе, а не вне ее.

К. Маркс довольно тщательно исследовал безработицу в «Капитале» (вторая половина XIX в.). Он отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это обстоятельство убедило Маркса в том, что экономическое развитие приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, ибо если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что накопление капитала происходит еще более высокими темпами.

По-видимому, это объяснение безработицы нельзя считать исчерпывающим. Надо сказать, что Маркс допускал и другие ее причины, в частности цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развитого рыночного хозяйства.

Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после К. Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сопутствуют хозяйственному развитию, следствием того становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.

Неоклассическое направление рассматривает безработицу как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление, так если заработная плата вследствие требований работников поднимается выше равновесной ставки W0, то возможно повышение предложения рабочей силы над спросом в размере L2L1. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказывается больше, чем имеется рабочих мест, т.е. появляется безработица.

На любом товарном рынке в условиях совершенной конкуренции под воздействием рыночных сил превышения предложения над спросом будет способность уменьшения цен до равновесного уровня, т.к. рынок труда в неоклассической концепции функционирует, как любой товарный рынок, то избыточное предложение труда на этом рынке также снижает заработную плату до равновесного уровня W0. В результате понижения ставок заработной платы с одной стороны сокращается число претендующих на рабочие места до L0, а с другой стороны, из за сокращения издержек на наем увеличивает спрос предпринимателей на рабочую силу до L0[4].

Дж. М. Кейнс подверг критике теорию неоклассиков. В разработке теории безработицы он во многом определяется тем, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую – безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального богатства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции, необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного.

Падение потребительского спроса снижает интерес к вложению капитала, и, как следствие, сокращается спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже не может свертываться, что приводит к безработице.

Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге «Теория безработицы» (1923) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты, указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет его высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал. Всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы.

Новое объяснение ситуации на рынке труда дали монетаристы, которые разработали теорию сдвигов кривой Филлипса, или акселерационную модель.

Согласно концепции монетаристов, классическая кривая Филлипса верна лишь для коротких периодов времени и в том диапазоне, когда рост заработной платы соответствует реальному увеличению потребления благ, реальному повышению производительности труда. Расширить занятость на это короткое время можно только ценой ускорения (акселерации) инфляции.

Каждая из рассмотренных школ при оценки безработицы, определяется тем, что определяют в каком состоянии находится национальное хозяйство; находится ли экономика на стадии спада или же стремится к достижению потенциально возможных на данном этапе объемов производства и занятости.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, т.к. она неизбежно предполагает: разорение части предприятий; накопление капитала в условиях технического и научного прогресса; диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций; циклический характер производства; несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда.

1.3. Показатели безработицы. Ее виды

Виды безработицы

При классификации безработицы выделяют безработицу вынужденную и добровольную (или безработицу ожидания).

Вынужденная безработица возникает тогда, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.

Добровольная безработица возникает тогда, когда работник мог бы найти работу, но предпочитает оставаться незанятым, продолжая поиски лучше оплачиваемой или более желательной работы, чем ему предлагают.

В зависимости от экономических причин, порождающих безработицу, она делится на типы:

  • фрикционную;
  • структурную;
  • институциональную;
  • циклическую;
  • сезонную.

Фрикционная безработица

Если человеку предоставляется свободы выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу (например, в строительной промышленности из-за плохой погоды или в автомобильной промышленности из-за смены моделей). И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие «искатели» работы и временно уволенные работники заменяют их в «общем фонде безработных». Поэтому, хотя конкретные люди, оставшиеся без работы по тем или иным причинам, сменяют друг друга из месяца в месяц, данный тип безработицы остается.

Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, со скрипом, не приводя в соответствие количество рабочих и рабочих мест.

Фрикционная безработица считается неизбежной в какой-то мере желательной. Почему желательной? Потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем национального продукта.

Фрикционная безработица – безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом. С ростом благосостояния фрикционная безработица может возрастать, а сокращение ее возможно по мере улучшения методов сбора информации о рабочих местах, что, тем не менее, требует увеличения издержек.

Структурная безработица.

Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработице. Экономисты используют термин «структурный» в значении «составной». С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих не таких навыков, которые можно быстро продать; из навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест. Об этом свидетельствует миграция в промышленности из «Снежного пояса» в «Солнечный пояс» в течение последних десятилетий.

Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготовляются бутылки.

Структурная безработица – безработица, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им найти необходимую работу. Структурная безработица связана, таким образом, с несоответствием спроса и предложения на рабочую силу. Такое несоответствие может существовать не только в видах работ, но и меду регионами страны.

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной.

Институциональная безработица

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Например, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы, так как гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

Циклическая безработица

Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Например, в период спада 1982г. уровень безработицы поднялся до 9.7 %. В разгар «Великой депрессии» 1933г. циклическая безработица достигла примерно 25%.

Циклическая безработица – разница между уровнем безработицы в данный момент промышленного цикла и естественным уровнем безработицы. Таким образом, в условиях рецессии, циклическая безработица добавляется к фрикционной и структурной, а в условиях экспансии ее негативное значение сокращает уровень безработицы, вычитая циклическую безработицу и фрикционной и структурной.

Сезонная безработица

Сезонная безработица вызывается колебаниями в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.

Существует также скрытая безработица, состоящая из людей, которые не входят в экономически активное население на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей.

В российских условиях скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работу и не получают заработную плату или работают неполное рабочее время (день, неделю). В международной практике такая ситуация называется недозанятостью.

Таким образом. Безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей развитого рыночного хозяйства. Но все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.

Безработица, соответствующая этому идеальному уровню, получила название естественной.

Показатели безработицы

В экономической теории используют два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность[5].

Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделено на три большие группы. В первую входят лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях – т.е. лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу. Третья группа – рабочая сила, в эту группу входя лица, который могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу. Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы.

Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.

В России от методики исследования получили различные данные об уровне безработицы в стране. Так в середине 1999 г Федеральная служба занятости (ФСЗ) зарегистрировала в качестве безработных 2,2 млн. человек или 3,1 % экономически активного населения России. Это в 2 раза меньше чем в США, в 3 раза меньше среднего уровня безработных в ЕС. Он по методике МОТ. Безработными является гораздо большее число людей (9,5% рабочей силы)[6].

Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:

Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.

Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.

Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.

Вывод: хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

Глава 2. Последствия безработицы

2.1 Экономические последствия безработицы.

Проведение прогноза будущего российской безработицы требует, прежде всего, разобраться в вопросе: «Что же представляет собой нынешний уровень безработицы для российской экономки и для каждого конкретного человека?».

То, что безработица несет ощутимые экономические потери для страны ясно каждому, но каковы же реальные масштабы этих потерь? Обратимся к цифрам (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1.

Экономические потери РФ от существующего уровня официально зарегистрированной безработицы (данные за 2001г.)

№ п/п Виды экономических потерь Расчетная сумма
1. Потери по возможному фонду оплаты труда зарегистрированных безработных 23,5 млрд. руб.
2. Потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы 3,2 млрд. руб.
3. Расходы Гос. фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным 7,2 млрд. руб.
4. Потери по возможному начислению в социальные фонды с заработной платы 10,4 млрд. руб.
5. Потери от существующего уровня неполной занятости (недополученная заработная плата + недоначисления в социальные фонды + невыплата подоходного налога 22,7 млрд. руб.
Итого:

Расчетная сумма экономических потерь от существующего уровня официальной безработицы

63,8 млрд. руб.

Таблица 2.

Экономические потери РФ от существующего уровня безработицы, определенной по методологии МОТ.

№ п/п Виды экономических потерь Расчетная сумма
1. Потери по возможному фонду оплаты труда безработных 68,4 млрд. руб.
2. Потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы 9,3 млрд. руб.
3. Потери по возможному начислению в социальные фонды с заработной платы 30,3 млрд. руб.
4. Расходы Гос. фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным 7,2 млрд. руб.
5. Потери от существующего уровня неполной занятости (недополученная заработная плата + недоначисления в социальные фонды + невыплата подоходного налога 22,7 млрд. руб.
Итого:

Расчетная сумма экономических потерь от существующего уровня безработицы, определенной по методологии МОТ

128,6 млрд. руб.

Данные, предложенные в таблице, складываются из потерь по возможному фонду оплаты труда безработных, потерь по возможному начислению подоходного налога с физических лиц, потерь по возможным начислениям в социальные фонды, расходов Государственного фонда занятости населения на выплату пособий, потерь из-за явления неполной занятости.

Рассмотрим их внимательнее.

Потери по возможному фонду оплаты труда безработных – это средства, которые могли быть получены в виде заработной платы, если бы безработные были заняты в экономике. Если бы люди их получили, то истратили в основном на покупку продуктов питания, предметов первой необходимости, коммунальные платежи и т.д., а также отложили бы на «черный день» или для дорогостоящей покупки, это так называемый отложенный спрос. Все эти финансовые средства российская экономика потеряла. Как потеряли их и местные и федеральные бюджеты, которые при нормальном развитии событий получили бы налоги.

Так как безработные не получили заработную плату, то социальные фонды лишились соответствующих процентов. Поскольку это финансовые потери социальных фондов федерального уровня, они входят составной частью в экономические издержки безработицы.

Понятно, что расходы Государственного фонда занятости населения на выплату пособий являются потерям уже в силу своего экономического смысла.

Теперь проанализируем потери из-за неполной занятости. Это явление у нас очень распространено. На многих предприятиях люди работают в режиме неполной рабочей недели (дня) или находятся в административных отпусках. Естественно, они недополучают часть заработной платы. Каковы при этом экономические потери? Вычтем недопроизведенный ВВП, недополученный фонд заработной платы, подоходный налог, отчисления в социальные фонды.

Приведем расчеты потерь. Они производились исходя из того, что существующий уровень неполной занятости эквивалентен 1,3 млн. условных работников, не занятых в течение 1998г. Есть 2 варианта. Первый основывается на уровне официальной безработицы, второй – исходя из уровня безработицы, определенной по методологии МОТ. Расчетная сумма потерь от уровня официально признанной безработицы составляет 63,8 млрд. руб. Это минимальная сумма экономического урона для страны. Расчетная сумма потерь от уровня безработицы, определенной по методологии МОТ, составляет 128,6 млрд. руб. Так как при расчете учитывалась общая численность безработных, а не только стоящих на учете в службе занятости, второй вариант представляется более правдоподобным.

Что же это за сумма? Подсчитаем: сумма экономических потерь от безработицы составляет почти половину от всех инвестиций в основной капитал производственного назначения за прошлый год (263,5 млрд. руб.).

Необходимо учитывать, что приводимая расчетная сумма потерь включает в себя только явные потери от безработицы. Комплексный учет всех негативных факторов, присущих российскому рынку труда и трудовым ресурсам, может дать цифру, существенно превышающую 128,6 млрд. руб.

Существуют закономерности. Так, закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание ВВП составляет 2,5%. Тогда отставание России из-за сложившегося уровня безработицы (общей) можно оценить в 10-15% от существующего и составляет за 1998г. 270-400 млрд. руб.

А это значит, что только решение проблемы безработицы (достижение ее естественного уровня) даст экономический рост в стране дополнительно 10-15% за год.

Но это лишь экономическая сторона проблемы. У проблемы безработицы есть и социальная сторона, не менее весомая и важная для развития общества.

К рассмотрению которой сейчас и обратимся.

2.2. Социальные последствия безработицы

В настоящее время государство берет безработных на иждивение, т.е выплачивает безработным пособие, обеспечивает им прожиточный минимум.

Определенная часть безработных получает пособие по безработице. Собственно это единственный официальный источник дохода. Но только в том случае если человек зарегистрирован в качестве безработного.

Размеры пособия определяются временем работы человека до того, как он стал безработным. Если в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы гражданин имел оплачиваемую работу на условиях полного рабочего дня (недели), т.е. не менее 26 календарных дней и признан безработным, то в первые 3 мес. он будет получать 75% от своего среднемесячного заработка, в последующие 4 – 60%, в дальнейшем – 45%[7].

С другой стороны такое положение дел создает социальную напряженность, так как у государства не хватает денег не на пособия по безработице, не на госдотации.

Так же тревожным сигналом служит и то, что постепенно забастовки из сугубо экономического явления перерастают в область социальных действий. По данным статистики каждый день происходит хотя бы одно выступление рабочих). И эти известия почти не волнуют нас так, как это было в 1991 – 1992 годах, мы уже начинаем привыкать, что без забастовок от государства ничего нельзя получить.

Но при этом остается масса проблем. Дело в том, что нынешний размер прожиточного минимума не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного неконтролируемого роста цен не только на предметы роскоши, но и на предметы первой необходимости. Отсюда, проблемы роста преступности, количества самоубийств, возрастание числа разводов. Так, повышение уровня безработицы на 1% приводит к росту преступности на 7-8%. По данным исследований, год безработицы укорачивает жизнь человека на 5 лет. Возрастает число нервных и физических расстройств, снижена сопротивляемость к болезням. Симптомы депрессии встречаются у каждого второго безработного. Алкоголь и наркотики часто становятся единственным средством снятия озлобленности и агрессивности, появляющихся уже на шестом месяце вынужденного безделья. По негативному влиянию на самочувствие людей безработица в развитых странах стоит в одном ряду с преступностью и СПИДом. Поэтому даже при относительно большом пособии по безработице она не является благом. В России за годы рыночных реформ резко возросла доля работников, считающих безработицу недопустимой ни при каких обстоятельствах: с 37 до 67% среди рабочих и с 29 до 54% среди служащих.

Таблица 3.

Увеличение безработицы в России на 1% (если она затем не снижалась на протяжении 5 последующих лет) дает следующие результаты[8]

Орлов-

ская обл.

Костом- ская обл. Мос. обл. Иванов-

ская обл.

Россия, в целом Ур-нь безработицы, в % от эк. активного населения
Преступность (на 100000 населения) 7,3 1308 -7,3 7,6 4,4 22,7
Естественный прирост населения 8,8 1631 -9,1 6,3 4,4 30,5
Браков на 1000 населения 9,5 1183 -10,4 8,1 5,2 31,2
Разводов на 1000 населения 14,9 1982 -11,0 6,3 4,9 33,7
Численность населения с доходами ни – же прожиточ -ногоминимума

(в % от всего населения)

8,7 1860 -5,7 7,3 4,5 24,7

Выбор регионов был обусловлен следующим:

1.Равное соотношение мужчин и женщин

2.Приблизительно равное количество населения (исключение – Московская область)

Данная таблица наглядно представляет влияние безработицы на целый ряд социальных явлений.

Таблица №4

Увеличение безработицы на 1% в США дает следующие результаты

Социальные явление Прирост в %
Самоубийства + 4,1
Первичное обращение в клиники для душевно больных +3,3
Тюремное заключение +4,0
Убийства +5,7
Смертность от алкоголизма +1,9
Общий показатель смертности +1,9

Применяя регрессионный анализ, можно рассчитать, что наибольшее влияние оказывается на:

1. Уровень жизни населения

2. Преступность

3. Количество разводов

4. Прирост населения

5. Количество браков[9]

Таким образом, проблема безработицы является актуальной не только для каждого конкретного россиянина, но и затрагивает общегосударственные интересы, что требует применения активной государственной политики в области занятости. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Глава 3. Методы борьбы с безработицей

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла — в высокой заработной плате, предлагают:

  • содействовать снижению заработной платы;
  • разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
  • государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий (схема 1). Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своею бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры.

Схема 1. Кейнсианская программа борьбы с безработицей

Тактические меры Стратегические мероприятия
Организация государством общественных работ Государственные заказы частному сектору Снижение учетной ставки процента

Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие – потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов. Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.

Это стратегическое экономическое мероприятие государства предполагается усилить за счет другого эффективного средства. Стимулирующего инвестиционный спрос. Речь идет об удешевлении кредита путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.

Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются.

Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.

Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду.

Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка.

Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер.

Анализ механизма экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма М. Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста. Итак, государство должно помочь кризису быстро выполнить свои позитивные функции по формированию новых хозяйственных пропорций, по созданию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе. Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита, монетаристы предлагают его сделать дорогим и тем самым — малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить. Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается здоровый эффективный рынок — основа для расширении производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу.

Эффективный рынок рассасывает безработицу до естественных пределов.

Монетарные программы были с успехом использованы правительствами Рейгана и М. Тэтчер. Сложности этой программы связаны с сознательным.

Углублением спада производства. Страна попадает в тяжелейшие испытания, тогда, когда сложилась тесная взаимосвязь между предприятиями, остро и быстро реагирующими на рыночные сигналы. Но этого нет и не может быть в условиях России, когда рынок только складывается и не налажена рыночная инфраструктура, связывающая страну в единое целое. Усилия правительства может гасить инертность предприятий, не привыкших работать в рыночной среде.

В условиях, когда страна не способна нарастить скорость структурной перестройки, всякие усилия по углублению кризиса оборачиваются гипертрофией спада, который только разрушает страну, не закладывая основы будущего подъема.

Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России, когда, как мы уже выяснили, кризис может носить затяжной характер, последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной.

Заключение

Закончив рассмотрение данной темы необходимо сделать выводы.

Под безработицей понимается такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос.

Экономисты выделяю три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую, скрытую, институциональную, сезонную. В настоящее время считается, что полная занятость, или естественный уровень безработицы осложняется тем, что есть работники, занятые неполный рабочий день, а также такие, кто потерял надежду на получение работы.

Экономические издержки безработицы, выраженные в отставании объема ВНП,- это товары и услуги, которые общество теряет, когда его ресурсы находятся в вынужденном простое. Закон Оукена устанавливает, что один процент прироста безработицы сверх естественного уровня приводит к 2,5%-ному увеличению отставания ВНП.

В настоящее время государство берет безработных на иждивение, т.е выплачивает безработным пособие, обеспечивает им прожиточный минимум.

Определенная часть безработных получает пособие по безработице. Собственно это единственный официальный источник дохода. Но только в том случае если человек зарегистрирован в качестве безработного.

Нынешний размер прожиточного минимума не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного неконтролируемого роста цен не только на предметы роскоши, но и на предметы первой необходимости. Отсюда, проблемы роста преступности, количества самоубийств, возрастание числа разводов. Так, повышение уровня безработицы на 1% приводит к росту преступности на 7-8%.

Арсенал средств собственно политики занятости достаточно широк и уже давно апробирован мировой практикой. Это различные способы субсидирования оплаты труда, механизм квотирования рабочих мест, организация оперативного переобучения граждан, стимулирование их территориального перераспределения, стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для труда на условиях гибких режимов рабочего времени, регулирование совместительства и, наконец, организация временных общественных работ.

Список литературы

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР. 1999.
  2. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика.- М.: ДИС, 1997.
  3. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. – СПб., 1997.
  4. Джеффери Д.Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 1996.
  5. Козырев В.М. Основы современной экономики.- М.: Финансы и статистика, 1998.
  6. Мамедов О.Ю. Современная экономика.- М..: Феникс, 1996.
  7. Основы экономической теории “// Под ред. Камаева В.Д., М., «Владос», 1999.
  8. Пол А. Семюелсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. – М.: Основы, 1995.
  9. Шишлов А.Л. Макроэкономика. – М., 1997.
  10. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 1997. – 608 с.
  11. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина, В.И. 1997. с.402
  12. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 1998, с. 337
  13. Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости. // ЭКО. 1999. № 2.
  14. Бреев Б. Экономические последствия безработицы// Общество и экономика. 2002 №5 с. 101
  15. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. 1995. № 5.
  16. Куликов В. В. Безработица в России несопоставима со спадом производства. // ЭКО. 1998. № 1.
  17. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О занятости населения в РФ». Российская газета, 6 мая. 2001.
  18. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике. // Человек и труд. 1999. №3.
  19. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда. // Человек и труд. 1999 № 2.
  20. Устинова С.С. Методологические подходы к анализу проблеме занятости рынка труда//Вопросы Статистики . 2003 №7 с. 86.
  1. Бреев Б. Экономические последствия безработицы// Общество и экономика. 2002 №5 с. 101
  2. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 1998, с. 337
  3. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина, В.И. 1997. с.402
  4. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 1998, с. 339.
  5. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина, В.И. 1997. с.403.
  6. Обзор экономики России. Выпуск III. Пер. с англ. М., 2000. с. 155
  7. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О занятости населения в РФ». Российская газета, 6 мая. 2001.
  8. По данным Госкомстата на 2001 год
  9. Журнал “Эксперт” 2002 №10 с. 29.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.