Содержимое

Введение

Бюджетная система любой страны является основным механизмом для реализации основных функций государства. Поэтому бюджетная система РФ есть инструмент для реализации социально-экономической политики государства.
В настоящее время проблемы формирования и практической реализации эффективной бюджетной политики как государства в целом, так и на региональном уровне приобретают особую значимость. Очевидно, что финансовая стабильность страны в целом возможна при финансовой стабильности в регионах, поэтому необходима такая бюджетная политика, которая позволила бы в регионах и на местах обеспечить самостоятельность, доходную самодостаточность и ответственность субъектов РФ за получение населением достаточного объема общественных благ, повышения уровня жизни.
Социально-экономическое развитие России в настоящее время переживает не лучшие времена, санкции Запада, повышение курса доллара, спад экономики, все эти факторы влияют на бюджет нашей страны. Грамотное руководство страной в области бюджетно-налоговой политики позволит осуществить регулирование экономических и социальных процессов в интересах граждан Российской Федерации.
Важность рассмотрения современного состояния и необходимость рассмотрения проблем и перспектив развития бюджетной системы Российской Федерации как с теоретических, так и с практических позиций обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Целью данной курсовой работы является анализ структуры развития бюджетной системы в Российской Федерации.
Объект исследования данной курсовой работы – бюджетная система РФ.
Предмет исследования – процесс формирования и регулирования бюджета в национальной экономической системе.
Задачи работы:
1) раскрыть экономическое содержание бюджетной системы государства и её структуры в Российской Федерации
2) рассмотреть структуру бюджетной системы РФ
3) охарактеризовать принципы бюджетной системы РФ
4) проанализировать межбюджетные отношения в России и проблемы их развития;
5) рассмотреть перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, статей, статистических данных, интернет-источников.

1. Экономическое содержание бюджетной системы государства

1.1 Особенности типов бюджетной системы разных государств

1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации

Государственный бюджет является ведущей экономической категорией финансовой системы в любой стране, потому что именно из государственного бюджета финансируются: оборона страны (выделяются ресурсы для содержания армии и флота), государственный аппарат (зарплаты чиновников, государственной думы и т.д.), все бюджетные государственные организации (вузы, лечебно-профилактические учреждения), а также социальная и материальная поддержка населения.

В научной литературе существует множество определений бюджетной системы государства, российские экономисты практически единодушны во мнениях. Так В.М. Родионова считает, что «бюджетная система государства это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны» [4, с. 16].

М.В. Романовский и О.В. Врублевская определяют бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемую нормами права совокупность видов бюджетов и государственных внебюджетных фондов [7, с. 43].

Мы считаем, что содержание бюджетов системы как организационно-финансовой категории составляют денежные отношения, возникающие в процессе формирования по доходам и расходам совокупности относительно самостоятельных видов бюджетов всех уровней государственной власти и бюджетов местного самоуправления.

На сегодняшний день в мире существуют различные бюджетные системы, характерные для американской, европейской и японской модели. Наряду с ними некоторые черты присущи в австралийской, средиземноморской, китайской, арабской и др. моделях бюджетных систем.

Различие бюджетов разных стран прежде всего в датах начала и окончаниях финансового года, поскольку бюджет как правило составляется на определенный срок (на год). Обычно бюджетный год совпадает с календарным, как в нашей стране, однако, в США он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября, в Швеции — соответственно 1 июля и 30 июня, – в Японии — 1 апреля и 31 марта, в Турции — 1 марта и 28 февраля. Но данное различие не носит принципиального характера  [1, с. 27].

Бюджетные системы различаются по степени их централизации, следует различать три типа моделей: модель децентрализованной бюджетной системы, умеренно централизованная, максимально централизованная.

Рассмотрим каждую модель подробнее  [10, с. 66-70].

  1. Модель децентрализованной бюджетной системы. Представителем данной модели является Канада, в которой экономика развивается за счет активности регионов, т.е. финансируется собственными средствами (доходами).
  2. Модель умеренно централизованной бюджетной системы распространена в Германии и Швейцарии. Там многоуровневая бюджетная система, ориентированная прежде всего на социальное обеспечение населения. При оказании социальных услуг, государственные органы исходят не из минимальных социальных стандартов, а из принципа обеспечения равного уровня жизни для всех жителей страны. Расходы центров и регионов оптимально сбалансированы и закреплены за уровнями, которые несут ответственность как за финансирование расходов, так и за рост их доходов.
  3. Модель максимально централизованной бюджетной системы (шведская модель), характерна для государств, реализующих принцип бюджетного федерализма. Ярким представителем данной модели являются Соединенные Штаты Америки, где законодательство регулирует доходы и расходы штатов (государств) при этом закон о бюджете не принимается. Правительство заботится о гарантиях государства, принимаемых законодательными актами, а разработка бюджета всего лишь процедура учета этих гарантий.

>

Доступа нет, контент закрыт

2 Принципы бюджетной системы Российской Федерации

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Принципы бюджетной системы Российской Федерации

2.2 Межбюджетные отношения в Российской Федерации и проблемы их развития

 

Функционирование бюджетной системы РФ основано на принципах, изложенных в Бюджетном Кодексе РФ [15]:

Принцип единства бюджетной системы (статья 29) основан на конституционном принципе единства экономического пространства Российской Федерации (ч.1 статья 8 Конституции РФ). Это означает, что на всей территории РФ гарантируются государством правовые основы единого рынка, т.е. экономические, финансовые отношения регулируются законодательством РФ на всей территории РФ, учитывая самостоятельность субъектов РФ и местного самоуправления. Бюджеты всех уровней взаимодействуют друг с другом, поскольку они составляют консолидированный бюджет Российской Федерации и являются частью финансовой системы РФ.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы (статья 30), а также источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ.

В Налоговом кодексе РФ принцип разграничения доходов находит яркое отражение между уровнями бюджетной системы [16].

К Федеральным налогам и сборам (статья 13 НК РФ) относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Федеральные налоги имеют фиксированную ставку на всей территории РФ, например, госпошлина на замену паспорта гражданина РФ по возрасту составляет 200 рублей, независимо от территории, где проживает гражданин РФ.

К региональным налогам (статья 14 НК РФ) – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Например, транспортный налог (ст.28 ч.2 НК РФ), согласно данной статье каждый регион определяет свои ставки, льготы и скидки транспортного налога. Например, транспортный налог на автомобиль мощностью 123 л.с. в г.Москве и Московской области будет составлять 3075 руб., а в Тульской области за аналогичный автомобиль владелец заплатит – 3125 руб., в Орловской области – 3198 руб.

К местным налогам (ст. 15 НК РФ) относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Принцип самостоятельности бюджетов разных уровней (статья 31). Бюджеты субъектов РФ самостоятельно формируются территориальными органами государственной власти и органов местного самоуправления. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в формирование доходов и осуществление расходных полномочий. Исключения составляют внебюджетные трансферты, в этом случае органы государственной власти одного уровня бюджетной системы вправе устанавливать порядок, условия и направления расходования межбюджетных трансфертов другого уровня.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 32), основанный на конституционном равенстве субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно этому принципу устанавливаются единые права и обязанности, а также единые бюджетные полномочия всех субъектов РФ и муниципальных образований. Также существуют единые подходы при формировании налоговых и неналоговых доходов бюджетов, единых требований для объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов. Поскольку правовое равенство субъектов РФ не означает их равенство потенциалов и уровня социально-экономического развития региона, которое зависит от географического положения, численности населения, структуры экономики. Поэтому необходимым условием при предоставлении межбюджетных трансфертов будет учет региональных особенностей, соблюдая интересы граждан РФ и общегосударственные стандарты во всех сферах жизнедеятельности субъектов РФ.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (статья 33). Так с 2013 года на всех уровнях управления регулярно публикуется (размещается в сети Интернет) брошюра «Бюджет для граждан», который полностью раскрывает доходы и расходы всех субъектов РФ и муниципальных образований. Не допускается формулировка «Иные расходы», которая может привести к произволу и спровоцировать коррупцию. «Бюджет для граждан» дает возможность информировать население о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств. Данная информация позволяет гражданам делать выводы об эффективном расходовании бюджетных средств и их целевом использовании.

Принцип сбалансированности бюджета (статья 34) означает, расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета. При формировании бюджетов необходимо соблюдать сбалансированность, т.е. объем расходов, предусмотренных бюджетом, должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования.

Реализация данного принципа возможна по трем схемам:

  1. Доходы равны расходам. Если в процессе исполнения бюджета доходная и расходная части не совпадут по объему, вносятся изменения закона о бюджете. Возможны ситуации, когда в законе о бюджете заранее оговаривается порядок распределения дополнительных доходов, а если доходов поступает меньше, вводится режим сокращения расходов вплоть до секвестра.
  2. Расходы превышают доходы. Образуется дефицит бюджета, чтобы покрыть дефицит необходимо изыскивать дополнительные средства (прежде всего это займы). Как правило, эта схема характерна для бюджетов в кризисных ситуациях.
  3. Расходы сознательно устанавливаются ниже доходов. Образуется профицит. Так в период с 2000 по 2006 гг имел место профицитный государственный бюджет, связанный с ростом экономики.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (статья 35). При составлении и исполнении бюджетов исходит необходимость достижения заданных результатов при использовании наименьшего объема средств. Иногда участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий разрабатывают бюджет с использованием определенного объема средств для достижения наилучшего результата. В любом случае первоочередная задача – получить хороший результат с учетом инновационных технологий при этом добиться эффективности расходования бюджетных средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (статья 35). Как правило, расходы бюджета не могут быть согласованы с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета. Однако, иногда предусмотрено законом решение о бюджете, если финансирование поступает в виде:

– субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

– добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

– отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;

А расходы осуществляются:

– в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

– за пределами территории Российской Федерации;

– в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

Принцип прозрачности (открытости) (статья 35) означает, что вся информация, касающаяся бюджетов РФ должна быть открыта и доступна гражданам РФ. Данный принцип предусматривает, что утвержденные бюджеты страны и регионов, а также отчеты об их исполнении должны быть опубликованы в СМИ. За полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений для граждан РФ несут ответственность органы государственной власти, представители органов муниципальных образований. Открытость для общества и средств массовой информации позволяет оценивать эффективность работы государственных органов власти и глав регионов, а также представителей местной администрации.

Принцип достоверности бюджета (статья 36) означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевой характер использования бюджетных средств (статья 37) означает, что бюджетные ассигнования и дотации из бюджета страны доводятся до конкретных адресатов бюджетных средств для осуществения конкретных целей. Это могут быть апитальный ремонт бюджетных учреждений, а именно больниц, школ, вузов и т.д. Либо покупка дорогостоящего оборудования для лечебно-профилактических учреждений, а также может быть финансирование государственных проектов – «Ветхое жилье», «Здравоохранение» и т.д.. Нецелевое расходование бюджетных средств грозит для руководителей уголовной ответственностью.

Принцип подведомственности расходов бюджетов (статья 38) означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Например, школы, вузы, СПО получают свои дотации от Министерства образования и науки Российской Федерации, больницы, санатории, поликлиники от Министерства здравоохранения РФ и т.д.

Принцип единства кассы (статья 39) означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

Доступа нет, контент закрыт

3 Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

Официальными предложениями по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации являются:

  • Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014- 2016 годах [17];
  • Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года [18].

Исходя из реальной ситуации, которая складывается в бюджетной сфере, необходимо дальнейшее совершенствование и повышение эффективности межбюджетных отношений по следующим направлениям:

  • Создание единых условий для всех субъектов РФ. Это означает, что необходимо выравнивание бюджетной обеспеченности на низших уровнях бюджетной системы, а именно выделение необходимых средств из Федерального бюджета для выполнения каждым регионом своих функций в области образования, здравоохранения, культуры.
  • Оказание финансовой поддержки для осуществления региональных полномочий по тем направлениям, в которых заинтересовано Правительство РФ. На регионы возлагается ответственность по реализации мер социального характера. Например, целенаправленно осуществлять субсидирование на выплату пособий для ветеранов и тружеников тыла, детские пособия и пособия многодетным семьям и т.д.
  • Выделение средств на реализацию делегированных центром полномочий означает формирование отраслевых межбюджетных субсидий через объединение узкоцелевых субсидий в рамках разрабатываемых проектов государственных программ Российской Федерации.
  • Эффективное и качественное расходование субъектами Федерации тех средств, которыми они располагают. Расходы субъектов РФ должны обеспечиваться собственными доходами. В некоторых субъектах РФ, имеющих достаточно хорошую бюджетную обеспеченность, не всегда эффективно расходуются средства, допускается кредиторская задолженность по своим обязательствам. Так, например, губернатор Сахалинской области планировал потратить 680 млн.рублей за три года из бюджета области на повышение «имиджа губернатора». Центру необходимо поощрять те регионы, которые с небольшими бюджетами четко и вовремя выполняют свои обязательства перед народом. Регионам необходимо использовать эффективные методы расходования собственных средств, которые должны сочетаться с развитием их экономики.

Рассмотрим перспективы развития межбюджетных отношений на уровне субъекта Российской Федерации – Тульской области.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2015 – 2017 годах направлена на решение следующих задач:

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Анализ методической и научной литературы показал, что бюджетная система Российской Федерации имеет многоуровневую структуру, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции Российской Федерации: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты.
Бюджет представляет собой финансовый план на год, включающий статьи доходов и расходов, согласованные друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования средств бюджета.
Для решения проблем бюджетной системы, требуются отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношения бюджетов различных уровней. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. Все это жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. Поэтому перераспределение бюджета на всех его уровнях играет огромную роль в экономическом развитии государства, продвижении научно-технического прогресса, повышении уровня жизни населения и благосостоянии народа субъектов Федерации.
В курсовой работе было раскрыто экономическое содержание бюджетной системы Российской Федерации, ее структура, были охарактеризованы принципы бюджетной системы РФ, проанализированы межбюджетные отношения проблемы и перспективы их развития.
Таким образом, для эффективного функционирования бюджетного механизма Российской Федерации необходимо выполнение двух главных взаимных условий: 1) правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней 2) ясного, правильного баланса его доходов и расходов. Выполнение этих условий приведет к стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность. А грамотная бюджетная политика будет целенаправленно воздействовать на обновление основного капитала, на ускорение научно-технического прогресса, на уровень благосостояния граждан, на темпы социально-экономического роста страны.

Список использованной литературы

1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.
2. Бюджетная система Российской Федерации. Ларина Л.С. – М.: Изд-во Юриспруденция. 2009.
3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Под ред. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.
4. Бюджетная система России: учебник. Парыгина В.А., Браун К. и др. Изд. 3- е, испр и доп.- М: Изд-во Эксмо, 2007.
5. Бюджетная система РФ: учебное пособие/ А.З.Селезнев: под ред. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007.
6. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации учебник: [для вузов по экономическим специальностям] – М.: Дашков и Ко, 2010.
7. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2009.
8. Финансы, денежное обращение, кредит / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010
9. Финансы / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011
10. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов/ Под ред. Янина О.Е. – М.: Изд-во «Перспектива» 2005.
11. Бексултанов К.Б. Субсидии как инструмент повышения эффективности межбюджетных отношений//Финансовая аналитика. М. 2014. № 2(44). С.17-20.
12. Бирюков А.Г. Межбюджетные отношения: проблемы и пути совершенствования//Инициативы XXI века. 2015. № 2. С.25-27
13. Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2014-2016 годах // Финансы. – 2014. № 6. С. 38-40

Информационные источники
14. Конституция Российской Федерации. Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408010002 (дата обращения 25.04.2015)
15. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://bаsе.gаrаnt.ru/12112604/ (дата обращения 25.04.2015)
16. Налоговый Кодекс Российской Федерации Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://bаsе.gаrаnt.ru/10900200/ (дата обращения 25.04.2015)
17. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014- 2016 годах. Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://bаsе.gаrаnt.ru/70394910/ (дата обращения 25.04.2015)
18. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. МИНФИН России. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/document/index.php?id_4=20757(дата обращения 25.04.2015)
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 12.04.2015)



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.