Содержимое

1. Основы организации бюджетного процесса в РФ

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Возникающие в процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями. Субъектами данных правоотношений являются органы государственной власти, местного самоуправления и иные субъекты.

В соответствии со ст. 7. Бюджетного кодекса РФ, федеральные органы государственной власти осуществляют следующие бюджетные полномочия:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом Российской Федерации;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти.

В соответствии со ст. 8 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие бюджетные полномочия:

установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ:

1. Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют также следующие бюджетные полномочия:

установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий.

Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета, чему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Названная стадия состоит из некоторых этапов.

Первый этап формирования федерального бюджета – разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год.

Второй этап формирования федерального бюджета – распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также ряд иных полномочий.

Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Думу Правительством РФ.

Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня принятия его во втором чтении.

Государственная Дума рассматривает законопроект в четвертом чтением в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При рассмотрении его в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года.[13 C. 109]

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета.

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

Продолжительность бюджетного процесса: более года – первая и вторая стадии; год (с 1 января до 31 декабря) – исполнение бюджета; около полугода – составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Финансовый год вместе с льготным периодом носит название счетный период.

Исполнение бюджета — важнейший этап бюджетного процесса, на котором реализуются намеченные прогнозы, планы, программы. Эффективное и экономное использование бюджетных ассигнований определяет возможность осуществления приоритетных положений бюджетной политики государства в целом, каждого субъекта РФ и муниципального образования.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. В настоящее время основные процедуры исполнения бюджетов регламентирует Бюджетный кодекс РФ. Принципиально новым стало положение Бюджетного кодекса об установлении в Российской Федерации казначейской системы исполнения бюджетов (ст. 215). В соответствии с этой статьей на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Сами же эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. [24 C. 14]

С 1918 г. в России действовала банковская система исполнения бюджетов. При этом Государственный банк обеспечивал кассовое исполнение бюджетов, включающее в себя сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами. С выходом экономики из рамок централизованного планирования стала изменяться и банковская система. Образование коммерческих банков и переориентация функций Центрального банка РФ привели к тому, что были серьезно ослаблены банковский учет и контроль бюджетных средств. В результате возникали задержки в их перечислении, допускалось нецелевое использование. Следствием существенных недостатков банковского исполнения бюджета стало наращивание инфляционных процессов, так как кредитование дефицита бюджета осуществлялось автоматически и носило эмиссионный характер.

В связи с этим со всей остротой встал вопрос о создании нового государственного финансового органа, который смог бы обеспечить эффективное исполнение федерального бюджета.

Казначейская система представляет собой качественно новый способ исполнения бюджета, при котором обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и но поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.

В Бюджетном кодексе РФ определены основные процедуры исполнения бюджетов. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

По расходам исполнение бюджетов осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета. Основными этапами санкционирования и финансирования расходов являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств; расходование бюджетных средств (процедура финансирования).

2. Анализ исполнения бюджета в Брянском районе

После утверждения бюджета, администрация Брянского района в двухдневный срок составляет поквартальную.

Кассовое исполнение бюджета осуществляется главным управлением центрального банка Российской Федерации по Брянской области, его филиалами и учреждениями. К этой работе могут привлекаться и коммерческие банки, без взимания комиссионного вознаграждения.

В районе, начиная с 2000 года, осуществляется постепенный переход на казначейскую систему кассового исполнения районного бюджета и для этих целей возможно привлечение уполномоченного (доверенного) банка на конкурсной основе.

В таблице и рассмотрим исполнение бюджета Брянского района за период с 2001 по 2003 гг.

Таблица 1 – Исполнение бюджета по расходам (тыс. руб)

Наименование раздела 2001 год 2002 год

Принято представитель-ным органом муниципального образования

2003
Принято представительным органом Фактически исполнено Принято представительным органом Фактически исполнено Принято представительным органом Фактически исполнено
1. Расходы – всего 119696 176889 122463 209995 195635 229500
1.1 местное самоуправление (раздел 0100) 11176 14274 12832 16148 21311 20706
1.2 правоохранительная деятельность(0500) 6534 5979 5902 6882 8487 8447
1.3 промышленность, энергетика и строительная индустрия (0700) 7000 19846 4056 41477 63488 63832
1,4 сельское хозяйство (0800) 3500 2952 1500 3938 2045 2045
1.6. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика (1000) 4
1.7. развитие рыночной инфраструктуры (1100)
Продолжение таблицы 1
1.8. жилищно-коммунальное хозяйство (1200) 25300 55652 21310 34379 41333 40856
1.9. образование(1400) 39923 47617 57789 64815 85387 84244
1.10. культура, искусство, кинематография (1500) 5382 5581 6073 8496 12652 12437
1.11. средства массовой информации (1600)
1.12 здравоохранение и культура (1700) 7557 13785 10078 12343 14759 14324
1.13. социальная политика(1800) 6067 2114 8242 12620 12021
1.14. прочие расходы (3000) 1964 809 1370 557 557

Основные расходы приходятся на социально-культурную сферу 54,4 млн.руб., или 52 % всех расходов бюджета района. К уровню прошлого года их доля возросла на 10 %.

Доля расходов по отрасли «образование» в общем объеме расходов на СКС составляет 36,7 %, аналогичный период прошлого года 35,0 %. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года выделено и освоено ассигнований на 3,2 млн.р. больше.

Удельный вес расходов по отрасли «Культура» в 1 полугодии 2003 года в общем объеме расходов составил 4,3 % или 4,5 млн.руб.. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года расходы увеличились на 0,2 млн.руб.

Удельный вес отрасли «Здравоохранение и физическая культура» в общих расходах бюджета в 1 полугодии 2003 года составил – 5,3 %, на 1.07.2002 года – 6%.

Расходы бюджета района в 1 полугодии 2003 года на содержание народного хозяйства составили 34,4% или 36,2 млн.руб. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение расходов на 1,7 млн.руб.

Основную часть расходов в расходах на содержание народного хозяйства составляют расходы на дотирование жилищно-коммунального хозяйства – 60,0 %, аналогичный период прошлого года 57 %. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года выделено и освоено ассигнований на 1,5 млн.р. больше.

На 01.07.2003 года кредиторская задолженность районного бюджета увеличилась на 1,5 млн. руб. и составила 9,3 млн.руб.. Дебиторская задолженность увеличилась на 1,5 млн. руб. и составила 13,5 млн. руб. Задолженность по коммунальным услугам от населения составила 3,0 млн.руб. С начала года прирост составил 0,4 млн.руб.

Таблица 2 – Исполнение бюджета Брянского района по доходам в 2001 – 2003 гг (тыс. руб)

  2001 год 2002 год 2003
Принято представительным органом Фактически исполнено Принято представительным органом Фактически исполнено Принято представительным органом Фактически исполнено
1. Доходы – всего 131129 156493 122463 168331 218795 223820
в том числе:
1.1. а)закрепленные 2633 7853 3249 4990
1.3. б) регулирующие 60983 113402 75325 136782
1.4. в) прочие неналоговые доходы, безвозмездные перечисления от нерезидентов, из бюджетов других уровней – всего 67563 35238 43889 26559 242 168
3 Трансферты 12236 13390 39782 39782
3.1 Дефицит (профицит) бюджета 3994 1882 -15720 -5728
4. Справочно: налоговые доходы
56526 121255 77226 140434 150017 153535
5. неналоговые доходы – всего 7040 15427 1348 5612 7183 8834
6. Доходы от бюджето-образующих предприятий, всего 47300 52100

В доход бюджетов всех уровней с территории района мобилизовано налогов и других неналоговых платежей в сумме 125 млн.рублей, в том числе:

– федеральный бюджет – 27,7 млн. руб. (32 %);

– областной бюджет – 28,7 млн. руб. (21 %);

– районный бюджет – 68,6 млн. руб. (47 %).

К уровню прошлого года (134,5 млн. руб.) размер доходов уменьшился на 9.5 млн. руб., в том числе:

– по федеральному бюджету уменьшился на 16,4 млн. руб.;

– по областному бюджету увеличился на 5,6 млн. руб.;

– по районному бюджету увеличился на 1,3 млн. руб.

Доходы районного бюджета исполнены в сумме 93,6 млн. рублей или 103% к плану (91 млн..руб.). Уменьшение доходов составило к прошлому году (99,5 млн. руб.) 5,9 млн. руб.

Собственные доходы районного бюджета исполнены на сумму 68,6 млн. рублей или 104% к плану (66,0 млн. руб.), прирост к аналогичному периоду 2002 года – 1,3 млн. руб.

Определенное место в доходах районного бюджета занимает финансовая помощь из областного бюджета. За отчетный период составила 25,0 млн. руб., в том числе субвенция – 21,2 млн. руб., субсидия -3,8 млн. руб., дотация – 3тыс.руб., или 32% от общих доходов района, а за период прошлого года – 27%.

Для покрытия временных кассовых разрывов районного бюджета в 1 полугодии 2003 года привлекались кредиты банков в размере 3,5 млн. руб. и средства областного бюджета (бюджетные ссуды) -13 млн. руб. За отчетный период погашено 4,5 млн. руб. – основного долга по кредитам и 639 тыс. руб. процентов за пользование. По состоянию на 1.07.03г. непогашенная задолженность по кредитам банка составила-5 млн. руб., по бюджетным ссудам 13 млн. руб.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросло направление доходов на оплату труда с начислениями на 3,9 %, соответственно произведенные расчеты за теплоэнергоресурсы- 9 %, социальные выплаты – 2 %.

Таблица 3 – Анализ исполнения бюджета Брянского района на 01.11.2004г. тыс. руб.

Наименование раздела План на год План на отчетный период Исполнено % исп. к годовому план % исп. к отчетному плану
ДОХОДЫ
Собственные доходы 179300 179300 755357 86,64 86,64
Финансовая помощь 92932 92932 77537 83,43 83,43
Итого 272232 272232 23266 85,55 85,55
ДЕФИЦИТ -16200 -16200 -15309 94,50 94,50
РАСХОДЫ
Государственное управление и местное самоуправление 23174 23174 7 99 77 86,20 86,20
Правоохранительная деятельность 11624 10 624 8071 69,43 69,43
Промышленность, архитектура и строительство 41156 41156 39828 96,77 96,77
Сельское хозяйство 9248 9248 8947 96,75 96,75
Жилищно-коммунальное хозяйство 47444 47444 45568 96,05 96,1)5
Предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (ОПП) 635 635 405 63/78 63/78
Образование 105707 105707 87238 82,53 82,53
Культура и искусство 11961 11961 8895 74,37 74,37
Здравоохранение 20042 20042 15910 79,38 79,38
Социальная политика 14838 14838 12994 87/57 87,57
Обслуживание государственного и

муниципального долга

1637 1637 1626 99/33 99,33
Прочие расходы 966 966 -7262 -130,64 -130,64
Итого 288432 288432 246197 86,05 86.05

Доходы районного бюджета за 11 месяцев 2004 г исполнены в сумме 23266 тыс. руб., что составляет 94,50% от годового плана.

Определенное место в доходах районного бюджета занимает финансовая помощь из областного бюджета. За данный промежуток времени она составила 77357 тыс. руб. что составляет 83,43% от годового плана.

Объем расходов бюджета района за 11 месяцев 2004 г. составил 246197 тыс. руб, что соответствует 86,05% годового плана.

Основные расходы бюджета приходятся на социально-культурную сферу.

Для покрытия дефицита бюджета в 2003 г. были привлечены на договорной основе кредитные ресурсы.

Для покрытия временных кассовых разрывов районного бюджета были привлечены беспроцентные бюджетные ссуды в размере 21,4 млн. руб.

В структуре создания ВВП в рыночных ценах в 2000 г. удельный вес производства товаров составлял 42,0%, услуг – 46,3 и чистых налогов на продукты – 11,7%.

В общем приросте ВВП в 2003 г. в 4,3 раза увеличилась доля рыночных услуг, а удельный вес производства товаров в объеме ВВП уменьшился с 87,3% в 2002 г. до 52,2%.

Таблица 4 – Прирост объема ВВП (в основных ценах)

2002 2003
Всего – млрд. руб. 92 313
В % к. итогу: Производство товаров 87,3 52,2
Производство товаров

В том числе:

промышленность

59,8 37.3
строительство 11,8 8,9
сельское хозяйство 15,9 5,1
Рыночные услуги 10,4 45,2
В том числе:

транспорт

12,7 3,9
связь 14,4 3,1
торговля -16,5 28,3
Нерыночные услуги 2,3 2,6

В отличие от розничного товарооборота, объемы которого исчисляются статистикой не только в текущих, но и в сопоставимых ценах, данные о внешнеторговом обороте приводятся только в долларовой оценке в ценах соответствующего года.

3. Критерии экономической эффективности бюджетного процесса

Детальное рассмотрение стадий бюджетного процесса в муниципальном образовании Брянский район, проведенный анализ существующих проблем на этапах бюджетного прогнозирования, составления, утверждения и исполнения бюджета, осуществления финансового контроля позволили определить следующие направления совершенствования бюджетного процесса в Брянском районе:

  1. Повышение качества бюджетного прогнозирования, достижение точности, реалистичности и устойчивости прогнозных оценок на основе анализа экономических индикаторов и связанных с ними показателей бюджета.
  2. Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. В настоящее время районный бюджет формируется, в основном, путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации РФ. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится, главным образом, к контролю соответствия фактических и плановых показателей. Поэтому необходимо от преобладающего в настоящее время сметного планирования расходов перейти преимущественно к программно-целевым методам, которые обеспечат прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными целями и приоритетами.

В настоящее время программно-целевое бюджетное планирование в Брянском районе осуществляется в форме целевых программ, а также муниципальной адресной инвестиционной программы. Расширение сферы применения и повышения качества программно-целевых методов бюджетного планирования предполагается осуществить путем предоставления субъектами бюджетного планирования (в частности, структурными подразделениями администрации Брянского района) докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности в целях привязки отчетных и планируемых расходов к конечным измеримым результатам.

  1. Обеспечение организации и проведения главными распорядителями средств районного бюджета мониторинга бюджетного сектора по состоянию на 01.01.2005 в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина РФ от 19.12.2003 №399. По результатам мониторинга бюджетного сектора рассмотрение вопроса оптимизации сети бюджетных учреждений в Брянском районе и снижения расходов на их содержание.
  2. Создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм. В этой связи должна быть предусмотрена возможность преобразования муниципальных учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы с целью освобождения муниципалитета от обязанности обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.
  3. Принятие мер в процессе исполнения районного бюджета в 2005 году по минимизации остатков на счетах бюджетных учреждений и своевременному направлению имеющихся ресурсов на финансирование запланированных расходов.
  4. Усиление контроля за закупками бюджетными учреждениями товаров (работ, услуг)исключительно по результатам торгов (аукционов, конкурсов) и результатам рассмотрения котировочных предложений организаций с целью экономии бюджетных средств.
  5. Активизация работы по снижению недоимки по налогам (налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу с продаж, налогу на прибыль организаций) и неналоговым платежам (арендной плате за земли, нежилые помещения), повышение собираемости доходов в районный бюджет. Разработка плана мероприятий по мобилизации собственных доходных источников районного бюджета.
  6. Усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств, законностью, правильностью и целесообразностью их расходования.

4. Проблемы и необходимость реформирования бюджетного процесса в России

Сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления государственными финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Целью реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от “управления бюджетными ресурсами (затратами)” на “управление результатами” путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) “бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования”. Ее суть – распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:

а) реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;

б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

в) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Предусмотренные Концепцией основные принципы и направления реформирования бюджетного процесса относятся к бюджетам всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Необходимым условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов является приведение структуры и содержания бюджетной классификации Российской Федерации (далее – бюджетная классификация) и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ.

Бюджетная классификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса – от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления соответствующей финансовой отчетности.

Вывод

Одной из основных целей экономической политики является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства. Обеспечение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.

Повышение эффективности бюджетных расходов прежде всего связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса. В то же время все составляющие реформы бюджетной системы являются взаимосвязанными, и достижение максимально положительного результата возможно только при одновременно успешном и последовательном осуществлении реформирования государственного сектора в целом. Так, бюджетное планирование, ориентированное на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих мер по повышению эффективности государственного управления и как таковое способно дать максимально положительный эффект при условии применения комплексного подхода к реформированию системы государственного управления. Успех внедрения данного метода зависит от эффективной взаимоувязки концепций бюджетной и административной реформ и практических шагов по их проведению, а также от реализации ряда других направлений политики по повышению эффективности государственного сектора и мероприятий по совершенствованию качества услуг, предоставляемых государством населению, которые намечены в программных документах по реформированию государственного сектора.

В свою очередь необходимым условием для проведения административной реформы и, следовательно, реформирования бюджетного процесса является завершение разграничения расходных и доходных полномочий, отмена «необеспеченных мандатов».

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
  2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.:Юнити-Дана, 2000.
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. – М.:ИД ФКБ – ПРЕСС, 2000.
  4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В.Врублевская и др. 3-е изд., испр. и перараб. – М.: Юрайт-Издат, 2003 – 838с.
  5. Горегляд В.П. Об особенностях современного бюджетного процесса. // Финансы, 2004, №10, С.14
  6. Колесов А.С. Бюджетный процесс: сущность и совершенствование. // Финансы, 2003, №11, С.8
  7. Соменков А.Д. Государственное регулирование бюджетных отношений в условиях интеграции. // Финансы, 2004 №1, С.16
  8. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, Юнити, 1999. – 527 с.
  9. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 1999 году //Вопросы экономики. 2000. №4.
  10. Гореглад В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политици. // Экономист – 2003 – №5 – с.53-60.
  11. Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности //Экономист. 2004. №4.
  12. Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году //Финансы – 2001 – №9 – с.3-6.
  13. Соснин А.Е. Государственный долг – благо или зло?// Финансы. 2001 №10

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.