Содержимое

1. Понятие бюджетного права как института финансового права

В связи с образованием, распределением и использованием посредством государственных и местных бюджетов системы денежных фондов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением финансового права — бюджетным правом.

Бюджетное право – основной и крупнейший раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью.

Содержанием отношений, являющихся предметом бюджетного права, оно отличается от других подразделений (институтов) финансового права. Специфика бюджетного права в том, что: а) оно регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, административно-территориальных единиц и соответствующих органов представительной и исполнительной власти; б) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государственных и административно-территориальных единиц общего назначения.[1]

Однако это довольно общая характеристика. И в связи с тесной связью бюджетного права с другими подразделениями финансового права требуется конкретизация предмета бюджетного права. В бюджетном праве можно выделить несколько блоков норм, а именно нормы, которые закрепляют и регулируют:

а) бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;

б) состав доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами;

в) компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, административно-территориальных единиц в области бюджета;

г) бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

Соответственно сказанному и понятие бюджетного права можно определить, исходя либо из общей, либо конкретной характеристики предмета бюджетного права.

Итак, бюджетное право Российской Федерации — это раздел финансового права, представляющий совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием и использованием бюджетов Российской Федерации, ее субъектов и административно-территориальных единиц. Однако такое понятие не определяет с достаточной четкостью пределы регулирования бюджетного права. Оно позволяет отнести к нему и другие, связанные с бюджетом, отношения (например, касающиеся платежей в бюджет и др.). Поэтому в определение понятия бюджетного права следует внести уточняющие признаки, которые конкретизируют его предмет. При таком подходе бюджетное право РФ — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, состав и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государственных и административно-территориальных образований, а также бюджетный процесс.

Центральное место в системе государственных финансов РФ обусловливает и место бюджетного права в системе финансового права: именно с него начинается особенная часть этой отрасли права.

Среди норм бюджетного права выделяются, причем более четко, чем в других разделах финансового права, материальные и процессуальные. Первые закрепляют материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюджетов и т. п.) и регулируют соответствующие отношения. К предмету вторых относится регулирование порядка (процедуры) прохождения каждой из стадий бюджетного процесса, формы взаимоотношений органов государственной власти, местного самоуправления, представительных и исполнительных органов власти в этом процессе. Бюджетно-процессуальные нормы устанавливают организационно-правовые формы реализации материальных бюджетных прав субъектов бюджетного права.

Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права.

В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

1. Государства, государственные и административно-территориальные образования:

а) Российская Федерация в целом;

б) субъекты РФ — республики, края, области, автономная область и автономные округа; города Москва и Санкт-Петербург;

в) местные административно-территориальные образования – города, районы, села, поселки;

2. Государственные и местные органы власти:

а) представительные органы государственной власти и местного самоуправления;

б) исполнительные органы власти и местного самоуправления. Право на соответствующий бюджет — это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответствующим государственным или административно-территориальным образованиям, определяет именно их правосубъектность, а не тех или иных государственных (местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение о том, что носителем суверенитета в Российской Федерации является ее народ. Из права на бюджет вытекает комплекс различных материальных бюджетных прав, принадлежащих названным субъектам. Это права на получение и включение в бюджет определенных доходов, на использование их на экономические, социальные и другие потребности территории. С ними связаны соответствующие обязанности данных субъектов.

Процессуальными правами и обязанностями наделены государственные и местные органы власти и управления (составляют и утверждают бюджет в определенные сроки при соблюдении установленных форм и т.д.).

Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений. Этим отношениям свойственны особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава:

а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного (местного) денежного фонда соответствующей территории;

б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государственного или административно-территориального образования;

в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государственные или административно-территориальные образования или соответствующие государственные (местные) органы власти, выражающие их интересы.

Значение бюджетного права обусловлено важной ролью государственного и местного бюджета в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико. С помощью бюджетного права регулируются внутрифедеральные отношения по распределению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочий федерального уровня и субъектов федерации. В силу своей важности часть отношений в области бюджета регулируется конституционными нормами.

В 1990-х годах бюджетное право РФ обновилось, что обусловлено, как и в отношении всего финансового права, происшедшими экономическими и политическими переменами. Новое законодательство свидетельствует о повышении уровня самостоятельности субъектов РФ в области бюджета, оно исходит из принципа разделения властей при определении бюджетной компетенции представительных и исполнительных органов власти. В нем проявляются и новые черты, связанные с нацеленностью на переход к рыночным отношениям (изменение содержания бюджетных расходов, взаимоотношений между выше- и нижестоящими бюджетами, широкое использование банковского кредита для формирования бюджетных ресурсов и др.). Законодательство отразило и негативные явления в бюджете, свойственные современному периоду. Например, постоянный бюджетный дефицит потребовал урегулировать порядок его преодоления.

Среди источников бюджетного права России, прежде всего, следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ. Это ст.ст. 71 и 72, определяющие компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в данной области с субъектами федерации, ст.ст. 101, 104, 106, 114, устанавливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением, и др. Помимо этого, и конституционные нормы более общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.

Среди законодательных актов специального содержания выделяется Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»1, как имеющий общее значение для регулирования бюджетных отношений в стране. Этот Закон закрепляет основные общие положения, относящиеся к организации функционирования бюджетов всех уровней и, помимо этого, – детальную регламентацию относительно федерального бюджета. Положения названного Закона развиваются в Законе РФ от 15.04.93 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления».

Установленные названными законодательными актами основы правового регулирования бюджетов всех уровней, конкретизируются в законодательстве субъектов федерации и нормативных актах органов местного самоуправления, также относящихся к источникам бюджетного права в соответствующих территориальных пределах.

В сфере бюджетных отношений действуют также правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.

2. Основные принципы бюджетного устройства

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

Итак, первый принцип – принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Второй принцип – принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников покрытия дефицита не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В зарубежных публикациях большое внимание уделяется принципу прозаичности бюджета, который означает открытость и гласность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и бюджетных прогнозов. Соблюдение принципа прозаичности позволяет реально оценивать текущее и перспективное финансовое положение государства, принимать обоснованную экономическую политику, обеспечивать контроль за действиями правительства.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести собственно к принципам построения бюджетной системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целее. Остальные принципы, при всей их важности, в большей степени определяют бюджетный процесс.

3. Порядок составления проекта бюджета

Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Оно организует в соответствии с законодательством России работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. Составляет на основе консолидированных бюджетов субъектов РФ консолидированный бюджет РФ, проект федерального бюджета и представляет их в Правительство РФ.

В работе по составлению проекта федерального бюджета участвуют как Министерство финансов, так и все органы исполнительной и представительной власти.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, которые обязательно согласовываются между представительными и исполнительными органами власти. Если в ходе разработки целевых программ у органов исполнительной власти возникает вопрос о необходимости произвести новые расходы, вопрос этот обязательно выносится на рассмотрение в представительные органы государственной власти, где по каждому предложенному новому расходу предлагается источник его покрытия.

Правительство Российской Федерации не позднее чем за 7 месяцев до начала финансового года организует работу по доведению до представительных и исполнительных органов власти республик в составе РФ, других субъектов федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.

Исполнительные органы власти всех уровней, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующее указание по разработке проектов бюджетов.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов федерации и бюджетов органов местного самоуправления их исполнительные органы власти представляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования необходимости выделения отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов в бюджеты нижестоящие, а также данных об изменении состава субъектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Для более полного учета всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить территориальный сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов федерации и местного самоуправления.

Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на соответствующих территориях, включая налоговые службы и органы статистики, обязаны безвозмездно представлять исполнительным органам власти все сведения, необходимые для составления этих балансов.

После представления нижестоящими субъектами федерации предложений в вышестоящие органы исполнительной власти, расчетов по перераспределению доходов и расходов бюджетов разных уровней правительство Российской Федерации не позднее чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие данные:

проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории;

данные о дотациях и субвенциях, начисляемые из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам и их целевое назначение;

перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех национально-государственных и административно-территориальных образований.

Следует учитывать, что уровень закрепленных доходов бюджетов (за исключением районных бюджетов, районов в городах), должен, как правило, составлять не менее 70 процентов доходной части минимального бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования.

В случае возникновения разногласий по проекту бюджета в процессе его подготовки и составления исполнительные органы власти могут вносить в вышестоящие органы свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти показателей.

Рассмотрение этих предложений первоначально производится в соответствующем вышестоящем исполнительном органе власти. В случае отклонения предложения полностью или частично этот вышестоящий орган исполнительной власти обязан совместно с нижестоящим заинтересованным органом составить протокол об имеющихся разногласиях в сроки, установленные соответствующим вышестоящим представительным органом власти.

Для рассмотрения возникающих разногласий представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты работы согласительной комиссии должны быть доведены до сведения соответствующих нижестоящих и вышестоящего представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается

Соответствующим вышестоящим органом представительной Власти.

4. Определить какие бюджеты относятся к самостоятельным, а какие к консолидированным.

1. Районный бюджет Солнечногорского района Московской области.

Статья 82 Устава Московской области от 11 декабря 1996 г. N 55/96-ОЗ (с изм. и доп. от 4 февраля 1998 г., 29 июня, 29 июля 1999 г., 5 января, 13 марта, 21 декабря 2000 г., 9 апреля, 22 июня, 5 декабря 2001 г., 4 октября, 19 декабря 2002 г., 2 июля, 10 ноября 2003 г.) гласит, что финансовые ресурсы Московской области составляют средства консолидированного бюджета Московской области, областных и местных внебюджетных и валютных фондов, финансовых и кредитных ресурсов организаций и их подразделений, граждан, иных юридических и физических лиц, средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов и иные финансовые ресурсы, поступающие на территорию Московской области в соответствии с законодательством.

Исходя из данной статьи можно сделать вывод, что бюджет Солнечногорского района является самостоятельным бюджетом, входящим в состав консолидированного бюджета Московской области.

2. Бюджет Липецкой области.

Ст. 82 Устава Липецкой области гласит, что областной бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Липецкой области как субъекта Российской Федерации.

Областной бюджет и свод местных бюджетов, находящихся на ее территории, составляют консолидированный бюджет области.

Администрация области ежегодно составляет консолидированный бюджет области, используемый для расчета и анализа.

Местные бюджеты входят в консолидированный бюджет области, не рассматриваются и не утверждаются органами государственной власти области.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что бюджет Липецкой области является консолидированным.

3. Федеральный бюджет

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Консолидированный бюджет РФ в январе 2004 г. был исполнен с профицитом.

Профицит консолидированного бюджета РФ, включающего федеральный бюджет консолидированные бюджеты регионов, в январе 2004 года составил 125,97 млрд. рублей, говорится в материалах Минфина РФ.

Доходы консолидированного бюджета РФ в январе достигли 319,102 млрд. рублей, расходы – 193,132 млрд. рублей.

В том числе доходы федерального бюджета РФ составили в январе 217,989 млрд. рублей, расходы – 115,487 млрд. рублей, профицит – 102,502 млрд. рублей.

Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ составили в январе 122,762 млрд. рублей, расходы – 99,294 млрд. рублей, профицит – 23,468 млрд. рублей, говорится в материалах Минфина.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что федеральный бюджет является самостоятельным бюджетом, но он входит в консолидированный бюджет РФ.

4. Бюджет поселка Ерцово Архангельской области.

Данный бюджет является самостоятельным, так как он входит в консолидированный бюджет Архангельской области.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Издательство НОРМА, 2000.
  2. Устав Московской области. // СПС Гарант, 2004.
  3. Устав Липецкой области. // СПС Гарант, 2004.
  4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Юнити-Дана, 2000.
  5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: М.: ИД ФКБ – ПРЕСС, 2000.
  6. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юнити, 1999.
  7. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерацию. М.: Дашков и К, 2001.
  8. Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2003 году //Финансы, 2002, №9, С. 3-6.
  9. Финансы / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: Юнити, 1999.
  10. Финансы / Под ред. М.В. Романовского и др. М: Перспектива, 2000.
  1. Закон РФ «Об основах бюджетных прав…». Ст. 1. ВВС РФ. 1993. №18. Ст. 635; Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 37. СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.