Содержимое

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Деньги играют ключевую роль в процессе обмена на всех рынках. Отсюда вытекает и особая роль денежно-кредитной политики для функционирования экономики в целом.

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача – центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности данной темы на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть цели, методы и инструментарии денежно-кредитной политики государства.

Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

– рассмотреть сущность денежно-кредитной политики государства;

-рассмотреть методы и цели денежно-кредитной политики;

– рассмотреть инструменты денежно-кредитной политики;

-рассмотреть особенности денежно-кредитной политики в России.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал, а также данные периодической печати.

Глава 1. Сущность и принципы денежно-кредитной политики

1.2. Понятие денежно-кредитной политики

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они рассматриваются двояко. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой — кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.

Денежно-кредитная политика – очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

«По своему содержанию денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс».[1] Цель данных мер – «частное преломление общей государственной линии на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики».

Выделяют следующие цели:

  1. Экономические цели.

После длительного периода экономического роста и полной занятости цели государства в области экономики имеют скорее защитный характер и направлены на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.

Стремление сохранить и по возможности увеличить производство, а также поддержать достигнутый уровень жизни соответствует современным задачам. Это «предполагает крупные капиталовложения на переоборудование промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание производственных структур, чтобы уменьшить зависимость страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения в целом, а также обеспечить подготовку специалистов (инженеров, техников) и наладить разработки научно-технических исследований.»[2] Для этого также требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для выдачи заработной платы, для закупок сырья и энергии.

Необходимость подчинения эмиссии платежных средств экономическим целям ставит проблему согласованности всех мер, принимаемых государственными органами. Поэтому кредитная политика должна быть составной частью общей экономической политики. В этом отношении особую важность представляют собой два явления, наблюдающиеся в настоящее время в развитых странах: во-первых, это значительное вмешательство государства в экономическую деятельность, во-вторых, реализация номиналистической концепции денег, которая позволила снять ограничения эмиссии платежных средств, свойственные золотому стандарту.

Кредиты должны направляться прежде всего в те отрасли экономики, динамизм которых представляется наиболее необходимым для гармоничного развития экономики вцелом.

Политика полной занятости соответствует прежде всего интересам человека, но ее объектом является также промышленное оборудование, технические ресурсы, потенциальные экономические возможности.

Полная занятость населения означает отсутствие массовой безработицы: она представляет собой такую ситуацию, в которой трудоспособные члены общества могут найти без особых трудностей и за довольно короткий срок работу, соответствующую их способностям. Тем не менее отсутствие постоянной безработицы не исключает возможности временной безработицы, поскольку развитие экономики предполагает определенный минимум текучести кадров. Смена должности, переход из одной сферы экономики в другую или с одного предприятия на другое могут сопровождаться временной потерей работы, которая терпима, если длится недолго. Банковское кредитование должно способствовать такой мобильности.

2. Монетарные цели контроля над кредитом.

Цель государственных органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой повышение цен или истощение валютных ресурсов. Здесь проявляется сдерживающая роль внутреннего и внешнего аспектов кредитной политики.

Стабильность внутренних цен необходима для нормального функционирования экономики. Общее понижение цен повлекло бы за собой замедление темпов производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту возможность не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время она не может реализоваться. Общее повышение цен таит в себе известные социальные и экономические опасности, оно не только подрывает или ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективными предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает их рентабельность.

Тем не менее стабилизация не может быть абсолютной и не исключает изменений в соотношении цен. В определенных случаях могут и должны допускаться изменения, чтобы, например, создать благоприятные условия для приспособления производства к спросу потребителей или к техническим новшествам. Эта гибкая политика, как бы желательна она ни была, может привести к понижению цен и даже заработной платы; поэтому она способна вызвать ожесточенное сопротивление, которое затрудняет выполнение государственными органами своих задач в этой области.

Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от нее зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей, необходимых для народного хозяйства. Эта проблема связана с проблемой цен; кредитная политика должна способствовать разрешению и той, и другой проблемы.

3. Согласование целей экономической и денежной политики.

Если проследить эволюцию денежной системы на протяжении последних сорока лет, то мы будем вынуждены констатировать, что энергичные меры, которые принимали некоторые правительства для стабилизации денежной системы, не всегда были эффективны. Иногда подобная денежная политика вызывала замедление экономического развития, в частности в Великобритании после двух мировых войн, неоднократно в Бельгии в 1948—1959 гг., во Франции в 1 930—1 936 гг., а в последние годы иногда в течение непродолжительного времени. В других случаях экономический рост сопровождался обесценением денег; в Великобритании и Франции это явление неоднократно наблюдалось после второй мировой войны.

Тем не менее в последние годы в этой сфере был достигнут заметный прогресс, и большинство стран Запада продемонстрировали в той или иной степени решение проблемы экономического роста без чрезмерного инфляционного напряжения. Трудности обусловлены тем, что факторы, вызывающие инфляцию, более мощные, чем факторы стабилизации денег. Опасность инфляции кажется абстрактной и далекой; необходимость ее предотвращения с трудом осознается из-за привязанности людей к номинальным доходам и их стремления избежать немедленных жертв. Глобальная и почти естественная тенденция экономических агентов вызывать инфляционные напряжения заставляет государственные и финансовые органы прибегать к принудительным мерам в интересах всего общества.

При оценке эффективности мер, принимаемых в кредитной сфере, необходимо помнить, что они лишь дополняют экономическую, финансовую и социальную политику правительства. Хотя кредитная политика, даже хорошо продуманная и эффективно осуществляемая, не всегда позволяет предусмотреть и полностью избежать инфляционные напряжения, она должна по меньшей мере смягчать последствия инфляции, препятствовать злоупотреблениям, связанным с накоплением иностранной валюты, созданию товарных запасов в спекулятивных целях и в целом предотвращать опасность чрезмерного избытка денег.

Однако, хотя денежно-кредитная политика играет важную роль в осуществлении такой двоякой задачи, как обеспечение экономического роста и стабильности денежной системы, ее суть может быть правильно понята только при надлежащем анализе роли банков в современной экономике, прежде всего их функции эмитирования платежных средств. В таком случае предоставление кредитов должно осуществляться в интересах всего общества; поэтому появляется необходимость в законной жесткой регламентации деятельности банков.

Субъектом кредитной политики является центральный банк (ЦБ). Согласно закону он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не является правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, данный институт, обладающий относительной самостоятельностью, не является простым исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

Реализация совокупности задач, стоящих перед центральным банком в осуществлении экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое — обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта — важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление связано с тем, что центральному банку предписана функция влияния на кредитную деятельность частных деловых (коммерческих) банков в интересах макроэкономической политики.

В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: “государство — центральный банк”. Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.

Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия – через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный вариант регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не сеществует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства.»[3] Все это возможно лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как ЦБ.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка – поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX века сложился “магический четырехугольник” целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае – на ее сокращение, переходу к политике “дорогих денег” (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

1.2. Инструменты денежно-кредитной политики

Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия.. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожим примером могут служить субсидии государства).

Схема 1. Структура мер кредитной политики
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Прямые методы Косвенные методы
Ограничение динамики кредитования Учетная (дисконтная) политика

Операции на открытом рынке

Политика минимальных резервов

Добровольные соглашения

Ограничения динамики кредитования.

Данный вариант мер заключается в том, что в некоторых странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или (как это принято в Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Названные методы регулирования имеют “минусы”: они ослабляют роль конкуренции. Ограничивается динамика набирающих обороты и стремящихся к значительной экспансии банков. Полученные в ходе конкуренции возможности отдельных банков не дают им преимуществ. ЦБ проводит свою операцию как бы “под одну гребенку”. К тому же данный инструмент не очень гибок. Уровень регулируемых ЦБ процентных норм не всегда успевает за оперативным повышением спроса в кредитах.

В целом же прямые методы, которые носят несогласованную с рыночной экономикой природу, применяются, как правило, лишь тогда, если косвенные способы уже не способны сыграть свою роль. Но при этом следует признать: результат прямого воздействия может быть достаточно высоким.

Учетная (дисконтная) политика.

Данный вид операций относится к давно используемым методам регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления “цены” кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.

Определяемый центральным банком уровень “цены кредита” получил в экономической науке и практике обозначение официальной «учетной ставки» (которую иначе также называют дисконтной или ломбардной).

Взятые в ЦБ кредиты предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более высокому проценту. Естественно, что процентная политика деловых банков отражает те изменения, которые осуществляет ЦБ в ходе своей политики. С помощью ставки процента ЦБ тем самым оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капиталов.

Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы и сокращает намерения фирм к увеличению инвестиций. Снижение же ставки “удешевляет” кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме покупки акций, производственного оборудования или строительства новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни взаимодействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.

Важное значение имеет функция учетной политики, как манипулирование ставкой процента, которое усиливает эффект от применения других регулирующих мер ЦБ, а именно операций на открытом рынке и установления норм обязательных резервов. Если действие одного влияющего рычага на поведение самостоятельного коммерческого банка оказывается недостаточным, то совокупность мер, предпринимаемых центральным банком, дает ему возможность добиться своего замысла.

Применительно к России следует отметить, что в рамках учетной политики Центральный банк стал практиковать в 1995 г. также и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг (в основном государственных казначейских облигаций).

Операции на открытом рынке.

Прибегая к данному виду регулирования, ЦБ осуществляет куплю и продажу ценных бумаг на открытом рынке (например, на бирже). За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.

Данные меры делают ЦБ активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной политики позиция ЦБ остается в известном смысле пассивной (решения о том, идти ли на учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг у ЦБ, принимаются самими коммерческими банками). К тому же операции на открытом рынке вполне согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг, ЦБ реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом.

Политика минимальных резервов.

Согласно сложившимся в мире правилам минимальные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка.

Политика резервирования является относительно “грубым” методом и при использовании в отрыве от других средств создает определенную жесткость в экономическом регулировании. Для сравнения можно сказать, что операции на открытом рынке и учетная политика считаются методами тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Добровольные соглашения.

Совокупность регулирующих мер центрального банка дополняется системой так называемых добровольных соглашений, заключаемых между ЦБ и деловыми банками. Такие договоры особенно удобны в том случае, когда ЦБ должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого бюрократизма.[4]

На основании соглашений банки проявляют добровольную готовность на лимитирование своей деятельности. Например, они обязуются расширять кредитные операции лишь до определенного предела. Центральный же банк берет на себя обязательство информировать деловой сектор о тенденциях в денежно-кредитной, валютной сфере. Это вооружает знанием и пониманием возможных неблагоприятных Процессов в монетарной области. Речь идет о своего рода джентльменской кооперации. Ее успех зависит в определенной степени от возможности ЦБ “мягким давлением” на деловые банки побуждать их выполнять условия добровольного соглашения.

Глава 2. Денежно-кредитная политика России на современном этапе

2.1. Проблемы денежно-кредитной политики России после 17 августа 1998 г

С начала 1999 г. в России сложился своеобразный режим управления денежной ликвидностью: изменение денежного предложения стало определяться главным образом операциями Центрального банка по покупке (продаже) иностранной валюты (примерно такая же схема работала в России с декабря 1997 г. до июня 1998 г., когда для преодоления финансового кризиса Банк России исключил из своего арсенала операции по покупке государственных ценных бумаг на открытом рынке). В этих условиях соотношение денежного предложения и объема золотовалютных резервов Банка России (валютная обеспеченность рубля) превратилось в основной фактор, определяющий пропорции обмена рублей на доллары.

Вместе с тем в новой динамике валютного курса рубля (под валютным курсом здесь понимается курс ЦБ или ММВБ) в концентрированном виде выразились структурные противоречия российский экономики: “замороженность” финансовых рынков; дисбаланс в доходности валютных и рублевых инструментов; резко возросший разрыв между курсом рубля и его паритетом покупательной способности; низкая конкурентоспособность российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.

После резкого падения в августе-сентябре 1998 г. валютный курс рубля вплоть до середины мая 1999 г. двигался в своеобразном “коридоре”, верхняя граница которого задавалась динамикой соотношения денежного предложения и золотовалютных резервов Банка России (монетарного курса рубля), а нижняя – изменением отношения широкой денежной базы к ЗВР. Психологический настрой участников валютного рынка, как и политика Банка России, оказывается вполне созвучным динамике объективных монетарных параметров.

Существенное сближение уровней рыночного и монетарного курсов рубля после августа 1998 г. является особенностью текущего периода. Это не было характерно для докризисного периода ни в условиях валютного “коридора” (вторая половина 1995 – середина 1998 гг.), ни в период свободного “плавания” курса рубля (1993 – первая половина 1995 гг.). Практически в течение последних семи лет уровень валютного курса рубля был значительно выше монетарного курса, то есть за 1 долл. рынок давал гораздо меньше рублей, чем это следовало бы исходя из монетарного курса.

Сближение валютного и монетарного курсов рубля выступает индикатором существенного роста недоверия к российскому рублю. Кризис доверия к национальной валюте проявился не только в психологических настроениях участников рынка, но и в возникновении серьезных диспропорций в денежной сфере. Главной составляющей этих диспропорций стало накопление значительных “неработающих” ликвидных активов в банковской системе (депозиты в Банке России, избыточные средства на корсчетах) под воздействием “сжатия” финансовых рынков, дефицита сфер прибыльного и надежного использования рублевых средств в реальном секторе. Указанные диспропорции существенно усугубляются тем, что у Банка России нет адекватных инструментов, позволяющих оперативно регулировать объем денежного предложения.

Возможности стерилизации избыточной ликвидности Банком России сегодня крайне ограничены. Из-за отказа правительства РФ от выпуска новых государственных обязательств, отсутствия значимого интереса к торговле реструктурированными облигациями Банк России не в состоянии проводить эффективные операции на открытом рынке. Деструктивная позиция ФКЦБ по вопросу облигаций Банка России привела к прекращению выпуска этого инструмента. Привлечение средств Банком России в депозиты позволяет в определенных объемах стерилизовать избыточную ликвидность, но этот инструмент предполагает достаточно пассивную его позицию и имеет технологические недостатки, снижающие привлекательность данного инструмента для коммерческих банков.

Во многих странах наблюдается достаточно тесная связь между динамикой валютного курса и изменением валютного обеспечения денежной базы и денежной массы в целом. Особенно ярко это выражено в странах, денежная политика которых строится на принципах currency board (например, в Эстонии, Литве), когда покупка иностранной валюты центральным банком является единственным источником увеличения денежного предложения. В таких условиях курс национальной валюты не может резко отклоняться то уровня валютного обеспечения резервных денег. В странах, в которых кредитование бюджета и банковской системы играет значительную роль в формировании денежного предложения, монетарный курс, как правило, уступает уровню валютного курса. Например, в Японии валютное обеспечение резервных денег в 1997 г. превышало номинальный курс почти в два раза, то есть на один доллар резервов приходилось в два раза больше иен, чем их можно было купить за доллар на рынке.

Валютное обеспечение денег в обращении намного ниже (как показывает опыт Японии, примерно в 3,5 раза), чем валютное обеспечение резервных денег. По-видимому, в странах с развитыми финансовыми системами и мощным отечественным производством уровень спроса на деньги (который, в частности, характеризуется денежными средствами в обращении) в достаточной степени не зависим от состояния золотовалютных резервов. Чем слабее финансово-экономическая система страны, тем в более высоком уровне золотовалютного обеспечения нуждается национальная денежная единица.

Особенно ярко эта зависимость проявляется в период финансовых кризисов, когда и в странах, не придерживающихся политики currency board, может наблюдаться сближение курса национальной валюты и ее золотовалютного обеспечения (как показал опыт Южной Кореи). Масштабы обесценения национальных валют во время кризиса прямо пропорциональны степени сокращения золотовалютных резервов (или росту эмиссии в период, предшествующий валютному кризису). Кризис доверия к национальной валюте порождает сильное тяготение валютного курса к монетарной основе.

Несомненно, что сближению рыночного и монетарного курсов рубля существенным образом “содействовал” финансовый кризис лета 1998 г., который привел к разрушению российского финансового рынка и, следовательно, к резкому ослаблению влияния процентных ставок и доходности рублевых инструментов на валютный курс. В условиях стабильного движения валютного курса рубля положительные рыночные процентные ставки (особенно реальная доходность ГКО-ОФЗ) и относительно низкая реальная эффективность вложений в валюту играли важную роль в формировании предпочтений между инвестициями в валютные и рублевые активы и в повышении финансового спроса на деньги.

После перехода к “плавающему” курсу рубля, его девальвации и кризиса банковской системы взаимосвязь валютного курса и процентных ставок качественно изменилась. Низкие обороты финансовых рынков, административные ограничения на доходность ОФЗ, отсутствие ликвидных краткосрочных финансовых инструментов препятствуют восстановлению прежней роли процентных ставок и доходности рублевых инструментов.

В настоящее время настроения на валютном рынке во многом определяют уровень процентных ставок. Хотя в последние месяцы в условиях стабилизации валютного курса доходность государственных ценных бумаг превышает доходность валютных операций, предпочтения участников рынка по-прежнему тяготеют к валютным инвестициям. Рублевые инструменты для участников рынка не выступают притягательными даже в период конъюнктурного снижения курса доллара, поскольку общее состояние “здоровья” российского финансового рынка вызывает у них повышенную озабоченность. По-видимому, в сложившейся ситуации российский финансовый рынок неизбежно должен пройти через период, когда устанавливаются достаточно высокие реальные уровни рублевой доходности по сравнению с валютными операциями. Это будет служить основой и признаком его (рынка) выздоровления.

2.2. Основные направления денежно-кредитной политики в 2005 г.

Основные направления денежно-кредитной политики определяют три варианта развития экономики в 2005 г. Первый сценарий предполагает существенное ухудшение ценовой конъюнктуры на товары российского экспорта, то есть снижение цен на нефть марки “Urals” до 22,5 долл./бар. В данном случае сокращение положительного внешнеторгового сальдо по товарам и услугам может составить более 40%. Снижение экспортных доходов ограничит инвестиционные возможности российских предприятий. Отток частного капитала уменьшится до $5,5 млрд. ($8,5 млрд. в 2004 г.), а золотовалютные резервы возрастут на $7,6 млрд. ($24,8 млрд. в 2004 г.). Замедление роста инвестиций в основной капитал, а также снижение возможностей для роста реальных располагаемых денежных доходов населения приведет к росту ВВП всего на 4,8%.

По второму сценарию цена на российскую нефть составит около 26 долл./бар., объем экспорта останется примерно на уровне 2004 г.($180 млрд.), а рост импорта обеспечит сокращение сальдо внешней торговли товарами и услугами примерно на 1/4 по сравнению с 2004 г. Чистый отток частного капитала увеличится относительно первого варианта на $1 млрд. (до $6,5 млрд.), золотовалютные резервы возрастут на $14,5 млрд. Прирост ВВП оценивается в 6%.

В рамках третьего сценария предполагается, что среднегодовая цена на нефть марки “Urals” составит 28 долл./бар. Данная цена принималась за основу при расчете доходов федерального бюджета и поступлений в Стабилизационный фонд РФ. Сальдо баланса товаров и услуг составит $43,9 млрд., отток частного капитала достигнет $7 млрд., а золотовалютные резервы увеличатся на $17,9 млрд. Активный рост инвестиций в основной капитал и реальных располагаемых денежных доходов населения, согласно данному варианту развития экономики, будут способствовать росту ВВП, который оценивается на уровне 6,3%.

В качестве целевого ориентира по инфляции выбран интервал 7,5-8,5%, при этом для базовой инфляции он составляет 7-8%. Прирост реального эффективного обменного курса рубля не должен превысить 8%. Кроме того, в области политики валютного курса устанавливается перспективная задача Банка России – создание условий для перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Предполагается, что это позволит в будущем перейти к полноценному инфляционному таргетированию, прежде всего, путем воздействия на стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики. К тому же, исходя из растущего значения евро для российской экономики, в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса предполагается использовать стоимость корзины доллар-евро.

Говоря об инструментах денежно-кредитной политики, которые ЦБ РФ планирует использовать в 2004 г., следует отметить планы по расширению ломбардного списка за счет высоколиквидных ценных бумаг крупнейших российских эмитентов с относительно высоким рейтингом, а также признание необходимости перехода к регулярному выпуску облигаций Банка России и формированию их ликвидного рынка. Последнее в определенной степени будет способствовать усилению влияния процентных ставок по операциям ЦБ РФ на целевые ориентиры денежно-кредитной политики.

26 августа т.г. Центробанк направил в Госдуму доработанный проект “Основных направлений денежно-кредитной политики на 2005 г.”, одобренный 19 августа в целом правительством.

Вывод: Главной целью денежно-кредитной политики на 2005 г. признается “снижение инфляции до запланированного уровня” (7,5-8,5%), при этом Банк России будет учитывать “влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики”. Важно отметить, что инфляционный ориентир не меняется в зависимости от варианта развития экономики. Вместе с тем, очевидно, что влияние на инфляцию в трех вариантах различно.

Возможность реализации первого варианта развития экономики (снижение цены на нефть до 22,5 долл./бар.) практически исключена, второго (26 долл./бар.) – также весьма сомнительна. Вероятнее всего средняя цена на российскую нефть в 2005 г. составит не менее 28 долл./бар. В таких условиях денежные власти столкнутся с активным притоком валютной выручки в страну. Объемы экспорта товаров и услуг, представленные в “Основных направлениях…” для третьего варианта развития представляются нам несколько заниженными, как и риски, связанные с притоком валюты в страну и увеличением денежной базы. Таким образом, основной проблемой ЦБ РФ в 2005 г. будет необходимость стерилизации излишней ликвидности в условиях нехватки соответствующих инструментов.

Кроме того, “Основные направления…” готовятся на основе фактических данных за I полугодие т.г., что является одним из главных недостатков документа. Это приведет к необходимости пересмотра ряда показателей в конце года. По-нашему мнению, по итогам 2004 г. существенно недооценены показатели оттока частного капитала и инфляции.

Также не совсем ясно, почему показатель реального эффективного курса рубля выбирается в качестве индикатора конкурентоспособности экономики страны, поскольку принятая методика его расчета не позволяет делать подобные выводы.

В целом, несмотря на определенные позитивные сдвиги, “Основные направления…” остаются противоречивым и излишне политизированным документом.

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы на сегодняшний день можно сделать следующие выводы:

Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанных с экономикой.

С точки зрения экономики и денежного обращения контроль над кредитом призван ориентировать эмиссию денег на достижение экономических и финансовых задач правительства; в целом государственные органы призваны обеспечить распределение кредитов в пользу частных лиц, предприятий и при необходимости государства в таком объеме, под такой процент и на такие сроки, которые наиболее соответствуют интересам общества.

Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк (ФРС – в США, ЦБ – в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. на предстоящий 2000 год снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

Список литературы

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 2003.
  2. Берже П. Денежный механизм. – М. – Прогресс, 1999.
  3. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. М.: ДИС, 2002.
  4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. СПб, 2001.
  5. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  6. Джеффери Д.Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1999.
  7. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М.: Феникс, 2001.
  8. Пол А. Семуэльсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. М.: Основы, 2001.
  9. Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1997.
  10. Современная экономика: Учеб. Пособие / Под ред. О. Ю. Мамедов. М.: Зевс, 2001.
  11. Соколинский В.М. Государство и экономика. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  12. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА. 1999.
  13. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. М.: ПРОСПЕТ, 2003.
  14. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2002. – №3. – С.16.
  15. Основные направления денежно-кредитной политики в 2005 г. // Вестник РЭО №136 от 10 сентября 2004 г. 23 сентября 2004 г.
  16. Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции.//Финансы. 2002. № 2. С. 18
  17. Рогова О.Л. Социально-экономическое положение России// Деньги и кредит. 2001. № 1. С. 12
  18. Сергиенко О.А. Стимулирование долгосрочного экономического роста. //Финансы.2003 . №12. С.7
  19. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2001, №7. С. 35

 

  1. Соколинский В.М. Государство и экономика. – М.: Финансы и статистика, 2003, С.65
  2. Берже П. Денежный механизм. – М. – Прогресс, 1999, С.88
  3. Соколинский В.М. Государство и экономика, М.: Финансы и статистика, 2003. С.66
  4. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 2002.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.