Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

Финансы – это не только экономическая, но и историческая категория. Их существование насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образование государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах.

Перефразируя известное изречение, можно сказать, что финансы являются концентрированным выражением экономики. В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, т.к. они связаны с созданием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении предпринимателей и государства, и предназначены для выполнения ими хозяйственных и управленческих функций. Финансовые отношения пронизывают действия людей во всех сферах их деятельности, являющейся их ограничной частью.

Итак, финансы – это система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширения воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной темы на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть домохозяйство как субъект рыночных отношений, а также познакомится с рациональным поведением потребителей в рыночной экономике.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть общую характеристику субъектной структуры рыночного хозяйства;

– рассмотреть понятие и основные виды домохозяйств;

– рассмотреть финансовые ресурсы домохозяйства и их использование;

– рассмотреть рациональное поведение потребителей в рыночной экономике.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, данные периодической печати, журналы – «Экономист», «Финансы», «Вопросы экономики», а также нормативно-правовые акты, касающиеся данной темы.

1. Новая экономика домашнего хозяйства

1.1. Общая характеристика звеньев финансовой системы

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Основными функциями федерального бюджета являются:

  • перераспределение национального дохода и ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 2004 год. Он был утвержден по расходам в сумме 1193482,9 млн. рублей и по доходам в таком же размере исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 7750 млрд. рублей и уровня инфляции 12,0%. Таким образом, бюджет 2004 года является бездефицитным бюджетом.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые,

они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации,

Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и др.

Также средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью

регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

В бюджеты субъектов РФ в 2004 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов и сборов:

  • налога на прибыль предприятий и организаций – по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • налога на доходы физических лиц – в размере 99% доходов;
  • акцизов на этиловый спирт-сырец, спирт питьевой, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории РФ – в размере 50% доходов;
  • акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили и т.д. – в размере 100% доходов;
  • лицензионных и регистрационных сборов – в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • платежей за пользование недрами – по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • платы за нормативные, сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду – в размере 81% доходов;
  • прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10% превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. В конце 2004г. собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9 %, поселков – 11,9 %, сельских районов – 11,8 %, сельских поселений – 5,8 %. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.

Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех расходов на социальную политику, 57 % – на здравоохранение и физкультуру, 42 % – на культуру и искусство, 66 % – на жилищно-коммунальное хозяйство, 67 % – на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер ля решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно.

Рассмотрим структуру расходов и доходов местного бюджета на примере Брянска.

Объем поступлений доходов бюджета г. Брянска в 2005 г.

Наименование источника Сумма, тыс.руб.
Налоговые доходы 1285937000
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала 906597000
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы 142332000
Налоги на совокупный доход 52616000
Налоги на имущество 141902000
Платежи за пользование природными ресурсами 25698000
Прочие налоги, пошлины и сборы 16792000
Неналоговые доходы 150018000
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности 130875000
Административные платежи и сборы 4533000
Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней 363293400
От бюджетов других уровней 363293400
Субсидии 112737400
Субвенции 250556000
ВСЕГО ДОХОДОВ 1799248400

А теперь мы разберем структуру расходов бюджета г. Брянска по функциональной структуре.

Направление расходов Сумма,

тыс. руб.

Государственное управление местное самоуправление 111040000
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 86137000
Промышленность, энергетика и строительная индустрия 6321000
Сельское хозяйство и рыболовство 7667000
Охрана окружающей среды 2040000
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 37900000
Развитие рыночной инфраструктуры 440000
Жилищно-коммунальное хозяйство 490618000
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 3347000
Образование 628055000
Культура, искусство и кинематография 20617000
Средства массовой информации 3800000
Здравоохранение и физическая культура 164826000
Социальная политика 134901400
Обслуживание государственного и муниципального долга 19378000
ВСЕГО РАСХОДОВ 1799248400

Из всего вышесказанного можно увидеть, что объем капитальных расходов бюджета составил 127506000 руб., а объем текущих расходов – 1671742400 руб. бюджет развития утвержден в сумме 63000000 руб. Бюджет развития г. Брянска является составной частью бюджета города и используется для финансирования и гарантированного обеспечения планируемых расходов.

Бюджет г. Брянска на 2005г утвержден по доходам и расходам в сумме 17 992 484 000 тыс. руб.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90г. и введен в действие с 1.01.92г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91г.

Цель его создания – обеспечение формирования и распределения финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

В основные задачи фонда входят:

– целевой сбор и аккумуляция ЕСН и страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением фонда;

– организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или потери кормильца;

– капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

– контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;

– организация и ведение индивидуального – персонифицированного учета застрахованных лиц;

– участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

– проведение научно- исследовательских работ в области государственного пенсионного страхования.

Расходы бюджета ПФР обеспечивают:

выплату трудовых и государственных пенсий, в том числе, гражданам, выезжающим за пределы РФ;

выплату пособий на погребение и оказание социальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

финансирование других статей в соответствии с законом.

В качестве примера рассмотрим бюджет ПФР на 2005г.

Его доходы- 822,2 млрд. руб.,

Расходы-864, 9 млрд. руб.

Дефицит- 42,1 млрд. руб.

Источниками доходов бюджета фонда выступают:

– ЕСН из федерального бюджета;

– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату страховой части трудовой пенсии;

– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату накопительной части трудовой пенсии;

– недоимки, пени, финансовые санкции;

– средства федерального бюджета;

средства федерального бюджета, передаваемые в фонд Министерством труда и социального развития на выплату досрочных пенсий безработным, пособий на погребение и т.п.;

средства из фонда Министерства РФ по атомной энергии;

страховые взносы по дополнительным тарифам для организаций гражданской авиации;

доходы от размещения временно свободных денежных средств;

доходы от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

прочих доходов.

Таблица 3 – Структура доходов Пенсионного фонда РФ в 2005г

Статья дохода Сумма, в млрд. руб. % от сов. дох.
1. Налоговые доходы: 389,2 47,3
1) Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование: 376,7 45,8
– взносы на выплату страх. части труд. пенсии    
– взносы (фикс. платеж) на выплату накопит. части труд. пенсии    
2) Недоимки, пени, финансовые санкции 12,5 1,5
2. Неналоговые доходы: 16,5< 2
1) Доходы от размещения временно свободных денежных средств 9,2 1,1
2) Доходы от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; 7 0,9
3) Прочие 0,3 0,04
3. Безвозмездные поступления (субвенция): 417,2 50,7
1) ЕСН из федер. бюджета 365,6 44,4
2) Средства фед. бюджета, передаваемые в фонд Министерством труда и социального развития 0,7 0,1
3) Средства фед. бюджета 50,3 6,1
4) Средства из фонда Министерства РФ по атомной энергии 0,5 0,1
Итого: 822,8 100

Как видно из данной таблицы налоговые доходы в структуре источников формирования Пенсионного фонда РФ составили47,3%, а величина неналоговых доходов составила 2%, а безвозмездные поступления составили 50,7%.

 

Таблица 4. Структура расходов Пенсионного фонда РФ.

Статья расходов: Сумма в млрд. руб. % от сов. расх.
1.Расходы бюджета (без учета финанс. и МТО текущей деятельности)    
1) Обязательное пенсионное страхование: 729 86,6
– базовая часть трудовой пенсии 264,7 31,4
– страховая часть трудовой пенсии 452,5 53,7
– пенсии выехавшим за пределы РФ 0,4 0,05
– компенсации неработ. по уходу за нетрудоспособными 0,4 0,05
– соц. пособия и услуги по погребению 1,7 0,21
-доставка пенсий и пособий 9,3 1,1
2) Пенсии по госуд. пенс. обеспечению 49,3 5,9
3) Пенсии за счет средств, передаваемых в фонд Министерством труда и социального развития РФ (пенсии и пособия на погребение безраб.) 0,7 0,1
4) Дополнительное пенс. обеспечение (доплаты к пенсии летчикам, работникам ядерного комплекса) 0,8 0,1
5) Оказание соц. помощи 5,5 0,7
6) Расходы по накоп. составляющей ПФР 56,5 6,7
7) Прочие расходы 0,2 0,02
Всего: 842 100
2. Расходы на финансовое и МТО текущей деятельности фонда:    
1) Госуд. управление 21,7 95,1
2) Международная деятельность 0,003 0,01
3) Фундам. исследование и содействие НТП 0,1 0,4
4) Промышленность, энергетика, строи-тельство 1 4,4
5) Образование 0,03 0,13
Всего: 22,8 100
Итого: 864,8 100

Как видно из данных таблицы расходы составляют 864,8 млн.руб.

Наибольший удельный вес в структуре расходов Пенсионного фонда РФ занимают расходы на Обязательное пенсионное страхование:- 86,6%

В современных условиях рыночная система из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению субъектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, но встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основные субъекты рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашнее хозяйство; предприятие (фирма), банк и государство (правительство).[15 C. 215]

Домашнее хозяйство – экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики – может состоять из одного или нескольких лиц. Оно обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства в рыночной экономике, стремится к максимальному удовлетворению личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Предприятие (фирма) – экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует не просто на личное потребление, а для расширения производства.

Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

Государство (правительство) представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Рис. 1 – Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

От государственных организаций, предприятий (фирм), домашних хозяйств и банков следует отличать экономические институты. Под последними понимается набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены общества, ибо эти правила оказывают непосредственное влияние на организацию и экономическое поведение людей.

Между институтами и организациями существует разница. В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие, действия отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, учреждающие взаимодействие индивидов, составляющих организации. Некоторые коллективные объединения, таким образом, могут быть как институтами, так и организациями, например, фирма, правительственная бюрократия, церковь или учебное заведение.

Главная цель при выборе институтов состоит в минимизации трансакционных издержек. Термин “трансакционные издержки” введен в научный оборот лауреатом Нобелевской премии Р.Коузом (род. 1910 г.). Эти издержки связаны не с производством непосредственно, а с сопутствующими ему затратами, такими, как: поиск информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок; издержки заключения хозяйственных договоров, контроль за их исполнением и др. [18 C. 153]

1.2. Домохозяйства в структуре звеньев финансовой системы

Домашнее хозяйство – один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

Основные признаки домохозяйства – это:

  1. Совместное проживание и обустройство быта.
  2. Совместное ведение хозяйства.
  3. Обладание определёнными ресурсами.
  4. Самостоятельность в принятии хозяйственных решений.
  5. Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.
  6. Также различают несколько видов домохозяйств, таких как:
  7. Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.

Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями, а также этими семьями совместно с одиночками. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.

Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6% всего населения страны.

Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам:

Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).

Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики).

Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).

Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).

Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).

Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).

Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

Домохозяйство – это имущество, денежные средства, орудия труда, используемые людьми в домашних условиях. Оно охватывает экономические процессы, происходящие по месту жизни людей, семей.

Большая часть домохозяйств – 95,1% проживает в собственном жилье, 0,3% – в государственном, 1,1% – в ведомственном. В отдельных квартирах проживают 34,6% обследованного населения, в индивидуальных домах – 50,9%, в части дома – 14,2%. В квартирах и домах с тремя и более жилыми комнатами проживают 57,8% обследованных домохозяйств, двумя – 30,2%, одной – 12,0%. Средний размер общей площади занимаемой одним домохозяйством составил 52,8 кв. метра.

Также низок уровень благоустройства жилищного фонда. Лишь 29,5% обследованного населения имеют центральное отопление, 28,2% – горячее водоснабжение, 31,7% – водопровод, 30,5% – канализацию, 25,8% – обеспечены газом. Электричеством обеспечены все обследованные домохозяйства, телефоном – 52,1%. Незначительная часть обследуемых домашних хозяйств (0,4%) помимо основного жилья имеют дом или половину дома в сельской местности, 23,5% – садовый домик на дачном участке, 31,2% – гараж. [10 C. 12]

Наряду с обеспеченностью жильём, материальное положение домашних хозяйств определяется накопленным имуществом.

А по обеспеченности обследуемых домашних хозяйств предметами культурно-бытового назначения длительного пользования можно привести следующие данные:

Результаты обследования имущественного положения домашних хозяйств показали высокую обеспеченность семей основными электробытовыми приборами (телевизор, холодильник, стиральная машина) и низкую – дорогостоящими предметами. Лишь 15,8% обследуемых семей имели в своей собственности легковой автомобиль, 0,5% – микроволновую печь. При этом основная часть наиболее распространенных предметов культурно-бытового назначения приобретена много лет назад и является морально устаревшей и физически изношенной.

2. Финансовые ресурсы домохозяйства и их использование

2.1. Финансы домашних хозяйств

Обследование бюджетов домохозяйств показывает, что бедность носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, образовательным уровнем и др. Доля бедных домохозяйств в сельской местности выше, чем в городе. Малоимущие и крайне бедные домохозяйства – это семьи, воспитывающие трех и более детей.

Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль и экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства как субъекта предложения важнейших производственных ресурсов – труда и предпринимательской деятельности. Наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступают главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется государством.

Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют разнообразные потребности. Это возможно двумя путями:

I) использованием денежных доходов на приобретение товаров и услуг;

2) натуральным самообеспечением, происходящим за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства.

В настоящее время наблюдается снижение платежеспособного спроса населения страны. Сокращение общественного производства и инфляционный процесс вызвали у домохозяйств резкое повышение экономической активности. Проблема выживания сегодня стоит для значительной части российского общества (почти четверть нашего населения живет ниже прожиточного минимума). В этих условиях все ресурсы общества, в том числе и каждого домохозяйства, мобилизуются для поддержания существования. При общем спаде общественного производства вновь получает развитие натуральное и полунатуральное хозяйство. Семейные коллективы, чтобы существовать, производя: продукцию на личном подсобном и приусадебном участках, занимаются индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельностью, в том числе семейной торговлей; выполняют раз личные платные услуги.

Денежные расходы домохозяйства – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением. Они выполняют очень важную роль по воспроизводству рабочей силы отдельных членов домашнего хозяйства.

В современных условиях в России происходит снижение реальных расходов из-за уменьшения доходности определенных групп населения. Наряду с другими факторами это приводит к качественным изменениям в обществе: ухудшению здоровья населения, сокращению продолжительности жизни, падению уровня рождаемости.

Денежные расходы домашнего хозяйства можно классифицировать по разным признакам:

1) по степени регулярности:

  1. постоянные расходы (на питание, коммунальные услуга и др.);
  2. регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.);
  3. разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования).

2) по степени необходимости:

  1. первоочередные (необходимые) расходы на питание, одежду;
  2. медицину;
  3. второочередные (желательные) расходы (на образование, страховые взносы и т.п.);
  4. прочие расходы (остальные);

3) по целям использования:

  1. потребительские расходы (на покупку товаров и оплату
    услуг);
  2. оплата обязательных платежей и различных обязательных
    плюсов;
  3. накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах;
  4. покупка иностранной валюты;
  5. прирост денег на руках населения.

Самые большие изменения за указанный период произошли в двух статьях: значительно возрос удельный вес расходов на покупку инвалюты и резко снизились средства на руках населения. Подобная тенденция продолжилась в 2004 г. и начале 2005 г.

Покупка товаров и оплата услуг – потребительские расходы, являющиеся главными, составляют три четверти всех денежных затрат. Их величина обусловлена: объемом денежных доходов, которые сегодня недостаточно велики; удовлетворением необходимых личных и семейных потребностей; уровнем розничных цен; климатическими и географическими условиями жизни и другими факторами.

Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйства почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе — лишь пятую часть.

Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.

К началу проведения экономической реформы у населения имелись значительные накопления, образовавшиеся преимущественно в результате отложения спроса из-за дефицита товаров и сконцентрированные на счетах в сберкассах. Однако сильная инфляция в первой половине 90-х годов быстро «съела» все сбережения.

Переход к рынку и свобода предпринимательства создали возможность для особой категории домохозяйств накапливать средства, откладывая их для приобретения дорогостоящих ценностей либо для капитализации путем вложения в ценные бумаги, банковские депозиты.

Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума (их насчитывалось в 1998 г. 35 млн. человек), вообще не имеют накопления, перед ними стоит главная задача — выжить.

Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах.[11 C. 21]

3. Рациональное поведение потребителей в рыночной экономике

3.1. Рациональное поведение потребителей

Теория потребительского выбора основана на предположении, что люди ведут себя рационально в попытке максимизировать удовлетворение своих потребностей, покупая товары и оплачивая услуги в определенном их сочетании. Принцип рационального поведения человека в рыночной экономике принадлежит маржиналистскому направлению экономической теории. В соответствии с этим принципом экономический процесс представлен маржиналистами в виде взаимодействия субъектов, добивающихся оптимизации своего благосостояния. При этом любую конкретную экономическую ситуацию люди расценивают исключительно субъективно, руководствуясь присущими только им представлениями о личной выгоде и способах ее оптимизации. Субъективные оценки экономических процессов распространяются у маржиналистов на предметы потребления и услуги, так как человек, по их мнению, нуждается только в потребительских благах (сфера производства играет подчиненную роль).

Важное место в определении поведения человека отводится принципу редкости, что предполагает ограниченную величину производства товаров и соответственно полную зависимость их цен от спроса, который, в свою очередь, тесно связан с субъективными оценками. Следовательно, рациональное поведение отдельного человека связано с его потребностями, мотивом хозяйственного поведения, спросом. Соотношение, связь между потребностями и спросом показывает, что чем выше интенсивность потребности, тем больше субъективные оценки, а значит, и размеры спроса, и наоборот.

В оценке полезности товара у маржиналистов существует два подхода – кардиналистский, свойственный ранним маржиналистам, и ординалистский, который разработал итальянский ученый В. Парето и английский ученый Дж. Хикс. Кардиналистский подход к полезности означает возможность количественного измерения полезности товаров и услуг в некоторых единицах. Ординалистский подход заменяет возможность измерения полезности товаров и услуг для потребителя порядком потребительских предпочтений. [14 C. 121]

Кардиналистская функция полезности дает общую характеристику поведения субъекта на потребительском рынке.

Общая полезность товара для потребителя возрастает вместе с каждым приращением у него запаса данного товара, но не с той скоростью, с какой увеличивается его запас. Поэтому полезность каждого прироста этого товара уменьшается с каждым новым приростом имеющегося запаса. Это — закон убывающей предельной полезности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара, когда у него возрастает количество приобретенных благ. Поэтому предельная полезность товара для покупателя есть полезность предельной покупки (покупатель на грани сомнения — стоит ли покупать). Полезность убывает с каждым приростом полезных вещей у покупателя. Ценовое выражение предельной полезности товара означает: чем большим количеством какого-либо товара обладает покупатель, тем меньше цена, которую он готов уплатить за дополнительное его количество. Следовательно, предельная цена спроса снижается. Поэтому потребитель будет приобретать данный товар до тех пор, пока предельная полезность последней покупки не сравняется с ценой товара.

Однако практика требовала более реалистической теории спроса. Во-первых, субъект не способен точно измерять предельные полезности и распределять спрос, не имея представления о ценах. Во-вторых, вырабатывая свою потребительскую стратегию, субъект оценивает полезность не определенных благ, а целых потребительских наборов: насколько один потребительский набор для него полезнее другого потребительского набора.

Ординалистский подход к полезности товара более реалистично описывает поведение субъекта на потребительском рынке с помощью функции предпочтения множеств потребительских наборов.

Поведение потребителя на рынке определяется двумя особенностями: предпочтением полезности определенного потребительского набора и ограниченным бюджетом (доходом) для приобретения товара. Однако, делая свой выбор, потребитель стремится максимизировать удовлетворение своих потребностей.

Потребительские предпочтения. Предпочтения множеств потребительских наборов означают последовательность, порядок предпочтений, которые расположены по степени их желательности субъектов (предпочтения потребителями одного набора потребительских товаров и услуг по отношению к другому).

Потребители делают свой выбор путем сравнения наборов потребительских товаров и услуг. Располагая определенным доходом с учетом сложившихся цен, покупатель может и желает приобрести то или иное количество товаров, тот или иной набор товаров и услуг. Но сочетание данных товаров и услуг может меняться. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей покупателя, называется кривой безразличия. Она показывает, что в каждой точке есть набор товаров, обеспечивающий одинаковое удовлетворение потребностей покупателя. Поэтому потребитель (покупатель) безразличен к выбору наборов (рис. 2).

На рис. 2 точки А, В, С— это наборы товаров, которые доставляют потребителю одинаковое удовлетворение потребностей.

Для описания предпочтения человека по всем наборам товаров используют совокупность кривых безразличия, которая называется картой безразличия. Каждая кривая безразличия показывает набор потребительских товаров, к которым человек относится одинаково.

Рис. 2. График кривой безразличия

А карта безразличия показывает порядковое ранжирование всех наборов благ, которое может выбрать потребитель (рис. 3).

На рис. 3 кривая безразличия U соответствует наивысшему уровню удовлетворения, следуя за кривыми безразличия [7 и U . Кривая безразличия показывает, что потребитель готов отказаться от нескольких единиц одного товара (например, одежды) во имя одной единицы другого товара (продукта питания). Чтобы количественно определить объем некоторого товара, которым потребитель готов пожертвовать ради другого, используется мера, называемая предельной нормой замещения.

Предельная норма замещения (MRS) представляет собой максимальное количество одного товара, от которого готов отказаться потребитель для получения одной дополнительной единицы другого товара. Предельная норма замещения одного блага другим сменила понятие “предельная полезность”, а на смену закона убывающей предельной полезности пришел принцип снижающейся предельной нормы замещения. Уменьшение предельной нормы замещения является важной характеристикой потребительских предпочтений.

Предельная норма замещения характеризует связь составляющих потребительского набора. Если же надо показать зависимость между относительными, процентными изменениями этих составляющих, то используют показатель эластичности замещения одного блага другим (его ввел в науку Дж. Хикс). Эластичность замещения показывает, на сколько процентов должно увеличиться количество одного блага для того, чтобы потребитель не почувствовал потерю одного процента другого блага.

Таким образом, появляясь на рынке, потребитель имеет упорядоченную последовательность потребительских наборов (первый лучше второго, второй — третьего и т. д.). А зная эластичность замещения, он может изменить количество благ, входящих в любой из потребительских наборов, без ущерба для своего благосостояния. Осталось только совместить устремления потребителя с тем доходом, который он в состоянии потратить на приобретение товаров и услуг.

Предпочтения не объясняют полностью поведения потребителя. На индивидуальный выбор влияют также бюджетные ограничения, которые с помощью цен на различные товары и услуги ставят пределы потреблению людей.

Поскольку каждый товар в наборе имеет разную цену, а бюджет потребителя ограничен, то и выбор потребителя становится ограниченным. Возможный выбор для потребителя отражает бюджетная линия. Бюджетная линия — это набор товаров, который потребитель способен приобрести при данном доходе и данных ценах. Бюджетная линия указывает на все сочетания товаров, при которых общая сумма затрат равна доходу (рис. 4)

Рис. 4. График бюджетной линии

Бюджетная линия зависит от дохода и цен на товары. Однако доходы и цены часто меняются. Что происходит при этом с бюджетной линией? При неизменности цен на товары потребительского набора и изменении дохода (росте или уменьшении) покупатель может увеличить или уменьшить закупки товаров. При стабильности дохода и изменении иен на рынке ситуация складывается в зависимости от того, меняется ли цена одного товара или всех, входящих в набор (в нашем примере двух — одежды и продуктов питания). Если цена одного товара меняется (растет или падает), а другого остается без изменения, то потребитель может уменьшить или увеличить закупки товара, цена которого изменилась. Если меняются цены на все товары, но соотношение цен остается неизменным, то покупательная способность потребителя может увеличиться (при снижении цен) или снизиться (при росте цен). Это доказывает, что покупательная способность определяется не только доходами, но и ценами.

Итак, кривая безразличия показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить. Потребительский выбор. Потребители делают на рынке рациональный (оптимальный) выбор, т. е. выбирают товары так, чтобы достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном ограниченном бюджете. Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен отвечать двум требованиям. Во-первых, выбор из совокупности наборов происходит в рамках дохода потребителя. Во-вторых, оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Следовательно, набор, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, должен находиться на пересечении самой высокой кривой безразличия с бюджетной линией. Графически это можно изобразить так (рис. 5).

Рис. 5. График максимизации удовлетворения потребностей потребителя

На рис. 5 А. — точка пересечения кривой безразличия U и бюджетной линии. Когда потребитель максимизирует удовлетворение, потребляя некоторые количества разных товаров (в нашем примере — одежды и продуктов питания), предельная норма замещения равна соотношению цен этих приобретаемых товаров (MRS = Ртов.1 / Ртов.2).

Зная потребительский выбор в условиях бюджетного ограничения, можно определить индивидуальный спрос.[21 C. 176]

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

Домохозяйство (семья) в современной экономике представляет собой главную силу в производстве и распределении товаров и услуг. В разные исторические эпохи в зависимости от характера общественных отношений изменялись место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, права и ответственность, положение в обществе или социально-экономический статус семьи. Однако именно в семье осуществляется формирование основных потребностей индивида и его интересов.

Домашние хозяйства активно участвуют в создании валового внутреннего продукта (ВВП) страны, рост которого обеспечивает динамику всей социально-экономической системы. С этой точки зрения домохозяйства выступают не только как первичные социальные, но, прежде всего, как экономические ячейки общества. В условиях рыночной экономики домохозяйства являются основными звеньями по формированию человеческого капитала. Категория, которого широко используется современной мировой экономической наукой и занимает одно из центральных мест в теории и практике рыночного хозяйства.

Действительно, домашние хозяйства оказывают самое непосредственное влияние на экономику страны, но всё же влияние других субъектов рыночных отношений также велико и неоспоримо, и грамотное взаимодействие этих субъектов друг с другом положительно сказывается на экономике, а, следовательно, и на уровне жизни населения.

Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества.

Финансовые ресурсы домохозяйства – это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода общества. Объем денежного фонда домохозяйства зависит от усилий каждого в хозяйстве.

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение. Создаются два основных фонда:

  1. фонд потребления, предназначенный для удовлетворения
    личных потребностей данного коллектива – семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных платных услуг и др.);
  2. фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли.

Теория потребительского выбора основана на предположении, что люди ведут себя рационально в попытке максимизировать удовлетворение своих потребностей, покупая товары и оплачивая услуги в определенном их сочетании. Принцип рационального поведения человека в рыночной экономике принадлежит маржиналистскому направлению экономической теории. При этом любую конкретную экономическую ситуацию люди расценивают исключительно субъективно, руководствуясь присущими только им представлениями о личной выгоде и способах ее оптимизации. Субъективные оценки экономических процессов распространяются у маржиналистов на предметы потребления и услуги, так как человек, по их мнению, нуждается только в потребительских благах (сфера производства играет подчиненную роль).

Список литературы

  1. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2004 году //Вопросы экономики. 2005. №2.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 2003.
  3. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. М.: ДИС, 2001.
  4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. СПб, 2004.
  5. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2002. – №3. – С.16.
  6. Основы экономической теории/ Под ред. Камаева В.Д., М., «Владос», 2005.
  7. Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции.//Финансы. 2002. № 2. С. 18
  8. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, Юнити, 2003.
  9. Пол А. Семуэльсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. М.: Основы, 2001.
  10. Рогова О.Л. Социально-экономическое положение России// Деньги и кредит. 2005. № 1. С. 12
  11. Рыночная экономика. В 5 т. М.: Соминтек, 2005. Т1. С.31.
  12. Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 2004.
  13. Сергиенко О.А. Стимулирование долгосрочного экономического роста. //Финансы.2003 . №12. С.7
  14. Современная экономика: Учеб. Пособие / Под ред. О. Ю. Мамедов. М.: Зевс, 2001.
  15. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, Юнити, 2001.
  16. Финансы/Под ред. М.В.Романовского и др. М: «Перспектива», «Юрайт», 2000.
  17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд.2001.
  18. Финансы, Под ред. В.М. Родионовой. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  19. Экономическая теория: Учебник/ Под общей ред.акад. В. И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой – М.: ИНФРА-М, 2004.
  20. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА. 2005.
  21. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. М.: ПРОСПЕТ, 2003.
  22. Юденков Ю.Н. Концептуально – правовые основы формирования и исполнения бюджета. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М: Центральный Банк Российской Федерации, 2001.
  23. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2001, №7. С. 35

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.