Содержимое

Введение

 

Государство, выражая интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику (экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие). При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта используется финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства. Изъятие государством в пользу общества определенной части Валового Внутреннего Продукта (ВВП) в виде обязательных взносов составляет сущность налогов.

Следствиями системного политического и экономического социального кризиса стало резкое, почти в два раза, в сопоставимых ценах, сокращение государственной поддержки всех видов культурных институтов. Вынужденные в этих условиях стать на путь неоправданной коммерциализации, учреждения культуры существенно сократили обслуживание детей, сельского населения, внутри российский и международный культурный обмен. Последовательно замещая бесплатные услуги платными, ускоренно повышая цены на билеты, многие из них фактически нарушили конституционные права граждан на доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры.

Поэтому в предстоящие годы основные усилия государства должны быть сосредоточены не на сокращении государственных расходов на культуру -продолжение этого грозит уже необратимыми последствиями – а на повышении эффективности использования бюджетных средств и восстановление хотя бы того уровня финансирования, который был не в слишком благополучном 1990 году. Понимая, что только бюджетная поддержка отрасли была, есть и останется в будущем гарантией выполнения культурой и искусством тех социальных задач, которые ставит перед ними любое цивилизованное государство, следует ясно сознавать, что сама система бюджетного финансирования культуры нуждается в серьезной модернизации

Проблемы бюджетного финансирования, его размера и порядка предоставления вузы могли бы решить за счет внебюджетных источников. Однако в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» для государственных вузов установлены ограничения по соотношению студентов, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе, в соответствии с которыми число последних (студентов, обучающихся на коммерческой основе) не должно превышать 25 % от количества студентов-бюджетников. Обучение студентов на платной основе – важнейший источник поступления внебюджетных средств для государственных вузов. Однако этот источник жестко регулируется государством. Следовательно, одна из важнейших функций финансового менеджмента — генерирование доходов – в этих условиях ограничена натуральными величинами (количеством студентов) и, при условии соблюдения вузами этих ограничений, может развиваться лишь за счет стоимостного фактора (увеличения стоимости обучения одного студента) или за счет других видов деятельности (сдачи помещений в аренду и т.п.).

Высокая социальная значимость образовательных услуг обусловливает также недопустимость многих рисков. Например, оплата студентов, проходящих обучение на коммерческой основе, производится, как правило, в начале семестра за предстоящий семестр, т.е. на условиях предоплаты. При этом на счетах образовательных учреждений накапливаются временно свободные денежные активы, которые, однако, весьма проблемно запустить в оборот, включая размещение на депозитах и в ценных бумагах.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной темы на сегодняшний день.

1. Сущность расходов на образование в соответствии с современной нормативно-правовой базой

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

 

>

Доступа нет, контент закрыт

2. Принципы организации финансов учреждений образования

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

Существуют два подхода к учету системы образования. Первый подход отраслевой, основан на учете юридических лиц (учебных заведений). Второй подход заключается в учете всего объема услуг в области образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц.

Таблица 1 – Виды услуг в области образования, ступени обучения и разновидности учебных заведений.

Виды услуг Ступени обучения Учебные заведения
Подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием С высшим образованием Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы
Со средним специальным образованием Техникумы, училища медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, хореографические, мореходные
Подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников Подготовка кадров рабочих Училища и школы профессионально-технические и технические, училища и школы подготовки мастеров
Повышение квалификации специалистов Институты и курсы повышения квалификации специалистов с высшим образованием
Общее образование Для взрослых Вечерние (сменные) общеобразовательные школы
Для детей Начальные, неполные средние и средние общеобразовательные школы, средние музыкальные, художественные и хореографические школы; школы и школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития
Дошкольное воспитание Детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки
Предоставление социальных услуг детям, оставшимся без попечения родителей Детские дома, детские приемники-распределители

 

 

С 1994 г. в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области образования относятся:

–    подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием;

  • подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников;
  • общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей, дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без попечения родителей).
Доступа нет, контент закрыт

3. Особенности финансирования учреждений культуры и искусства

Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование государст­венных и муниципальных учреждений культуры, при формировании бюд­жетов всех уровней выделяются отдельной строкой (фонд развития культу­ры). В фонды направляются также средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выста­вок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотрен­ные положениями об этих фондах, которые утверждаются органами госу­дарственного управления Российской Федерации.

Таблица 3 – Расходы бюджетов разных уровней на сферу культуры в 2007 г.

Консолидиро­ванный бюджет РФ Феде­ральный бюджет Бюджеты субъектов РФ
Расходы на культуру, искусство и кинема­тографию, млрд руб. 28,5
в т. ч. на культуру и искусство 24,3 5,2 19,1
Доля расходов на культуру и искусство в расходах бюджетов, % 1,2

 

0,5 1,9

 

 

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Культура, искусст­во и кинематография» составили в 2007 г. 28,5 млрд руб. или 1,45% от всех бюджетных расходов. На культуру и искусство в этом же году из консоли­дированного бюджета было израсходовано 24,3 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 5,2 млрд руб., из бюджетов субъектов РФ – 19,1 млрд руб., что составило 1,2%, 0,5% и 1,9% от общего объема соответст­вующих бюджетов (табл. 3). Из этих средств производится финансирова­ние: текущей деятельности организаций культуры; Федеральной целевой программы «Культура России»: подпро­грамма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России»; прочих учреждений и мероприятий в области культуры и ис­кусства.

Ассигнования из бюджетов различных уровней – не единственный ис­точник финансирования организаций культуры и искусства (табл. 4, 5). Они получают доходы от основных видов уставной деятельности (продажи билетов на платных мероприятиях, реализации платных услуг), предпри­нимательской деятельности, сдачи в аренду помещений и пр., средства от меценатов и спонсоров. Поступление средств из внебюджетных источников не является основа­нием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры.

В 2007 г. доля бюджетных ассигнований организациям культуры и ис­кусства системы Министерства культуры РФ составила 81,1% в общем объеме финансовых поступлений, средств из иных источников – 18,9%. Это соотношение значительно колеблется для разных видов организаций культуры и искусства. Доля внебюджетных источников выше у бывших хозрасчетных предприятиях (парков, зоопарков, организаций исполнитель­ских искусств) и ниже у культурно-просветительных учреждений (музеев, учреждений культурно-досугового типа, библиотек). Этот показатель тра­диционно самый высокий для парков культуры и отдыха (63,1%) и самый низкий – для библиотек (5,4%). В театрах и зоопарках он составляет более 40%, в музеях – 24,5%, в учреждениях культурно-досугового типа – 14,2%. В настоящее время значительно ниже, чем в 80-е и в начале 90-х гг. доля у концертных организаций. Так, в 2007 г. она составила лишь 33,3%, а в 1995 г. доля только доходов от продажи билетов достигла 63%.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение.

Составные части системы государственных и муниципальных учрежде­ний культуры чрезвычайно неоднородны с точки зрения структуры источ­ников финансирования их деятельности. Работа архивов, библиотек, орга­низаций, занимающиеся охраной памятников, почти полностью обеспечи­вается за счет финансирования государства или благотворительных орга­низаций. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенир­ной продукции. Но главным остается бюджетное финансирование. Дея­тельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспе­чивается сочетанием бюджетного финансирования, частных пожертвова­ний, доходов от продажи билетов и др.

Цена обучения в высшем учебном заведении по каждому направлению и специальности подготовки будет определяться самим вузом и объявляться заблаговременно. В период эксперимента не менее 50 процентов студентов получат возможность обучаться только за счет средств ГИФО, что гарантирует выполнение требования Закона “Об образовании” о бесплатном обучении ста семидесяти человек на 10000 населения.

Если по результатам ЕГЭ абитуриент не вошел в число обучающихся только за счет бюджетных средств и стоимость обучения, установленная вузом, превышает размер финансового обеспечения ГИФО, он заключает с вузом договор на свою учебу и вносит разницу между стоимостью обучения и величиной ГИФО в порядке, установленном указанным договором.

ГИФО – это не отдельный документ и не денежная сумма, выдаваемая на руки выпускникам школ. Отметка о категории ГИФО будет производиться в централизованном порядке на свидетельстве о сдаче ЕГЭ. В случае если выпускник школы не поступил в вуз, то на следующий год он имеет право и возможность вновь сдать ЕГЭ и получить соответствующую его знаниям категорию ГИФО.

Все без исключения образовательные учреждения приобретут статус бюджетополучателя и будут финансироваться не по смете, а “одной строкой”. Распределением же средств внутри образовательного учреждения займется его администрация. Таким образом, исчезнет заинтересованность директоров в раздутых штатах.

Если предположить, что модернизация образования даст максимальный результат и полностью исключит финансовые потери в зонах неэффективности, экономия составит 108 миллиардов рублей в год (45 миллиардов за счет закрытия сельских школ я не учел, поскольку не считаю эти деньги потерянными). Таким образом, совокупная доля бюджетных и внебюджетных средств на образование увеличится с пяти до 6, 2 процента ВВП. А это практически тот самый благополучный уровень восьмидесятых годов.

 

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс РФ (Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №
    145-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступившими в силу
    01.2003 г.).
  2. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от
    01.2003 г.).
  3. Послание Президента РФ Федеральному собранию, 2003г. – М.2003.
  4. Бабинцев В. США: приоритеты НТП. Научно-техническая полити­ка и стратегия. М., Наука, 1988.
  5. Дежина И., Цыганов С.. Создание новых технологий, или Прыжок
    через пропасть // Вестник РАН, № 4, 2000.
  6. Доклад Правительству РФ «Основные направления государствен­ной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды». Минпромнауки РФ. Декабрь 2000 г. Информацион­ные материалы к докладу, 89с.
  7. Клячко Т., Рождественская И. «Повышение эффективности ис­пользования средств федерального бюджета в сфере образования»
    М., ИЭПП, научные труды № ЗОР, 2001.
  8. Премчанд А. Управление государственными расходами. Вашинг­тон: Международный Валютный Фонд, 1994.
  9. Сагиева Г., Чаусова Л. Законодательство в научно-технической
    сфере: состояние и проблемы. М., ЦИСН, 2000.
  10. Синельников С, Анисимова Л., Баткибеков С, Медоев В., Резни­ков К., Шкребела Е. Проблемы налоговой реформы в России: ана­лиз ситуации и перспективы развития. М., Евразия, 1998.
  11. Совершенствование межбюджетных отношений в России. Инсти­тут экономики переходного периода. Научные труды № 24Р.- М.,
  12. Хальфин Р. Оптимальное использование основных фондов учреждений здравоохранения федерального подчинения и проблемы привлечения внебюджетных источников финансирования. – Эко­номика здравоохранения, 2001, № 1(51). С. 17-18.
  13. Шейман И. Анализ системы финансирования и управления феде­ральными медицинскими учреждениями.- Доклад, подготовленный для проекта Тасис «Российская Федерация: Поддержка управления системой здравоохранения». М., 1999.
  14. Шишкин С, Потапчик Е., Салахутдинова С. «Анализ эффективно­сти бюджетного финансирования федеральных учреждений здра­воохранения» М., ИЭГГП, научные труды № 29Р, 2001.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.