Содержимое

Введение

Происходящие в Российской Федерации преобразования уточнили характер задач, исторически стоящих перед государством. Это относится и к государственному финансовому контролю в Российской Федерации за целевым расходованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных и других федеральных средств. На протяжении более 75 лет одной из ведущих структур, осуществляющих решение указанной задачи в России, была и остается система контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации. Причем данная система по обеспечению последующего финансового контроля в настоящее время является практически единственной в структуре федерального уровня исполнительной власти.

По определению, финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности.

Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая, таким образом, свою прибыль).

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что данная тема имеет особую актуальность на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности организации и механизм функционирования финансового контроля в РФ.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие и основные виды финансового контроля;

– рассмотреть систему организации государственного финансового контроля;

– рассмотреть организацию контрольной работы органов контрольно-ревизионного управления;

– рассмотреть пути повышения эффективности финансового контроля на уровне РФ и регионов.

Материалом для исследования послужили нормативные акты РФ, разнообразный монографический материал, данные периодической печати.

Глава 1. Содержание финансового контроля и его функции в условиях рыночной экономики

1.1. Сущность финансового контроля

Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.[1]

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.[2]

Назначение Финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Можно сказать, что финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики страны.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины.

1.2. Виды и методы финансового контроля

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля.

Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:

  1. Времени проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  2. Субъектам контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский, т.е. государственный, негосударственный;
  3. Форме проведения — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
  4. Методам проведения – проверки, обследова6ия, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии;
  5. Сфере финансовой деятельности — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии[3]:

  1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;
  2. частичные – проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  3. комплексные – являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;
  4. тематические – проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

сплошные – предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;

выборочные это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

Основными методами государственного контроля являются комплексные ревизии и тематические проверки.

Результативность контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизий и проверок. Порядок последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета. Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

1. Инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

  • визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов); арифметичекий подсчет итогов;
  • проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям водятся таксировка (проверка количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;
  • проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов процентов за кредиты и т.д.);
  • проверка правильности формирования отчетности — бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной страновым законодательством.

Другие формы контроля, например, документальные тематические проверки, основаны на регламентах, определяемых соответствующими контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

2. Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений.

Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля. В странах, приверженных англо-саксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке (ревизии). Вопрос о санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебные органы.

Глава 2. Механизм функционирования финансового контроля в Российской Федерации

2.1. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом Российской Федерации. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица в части, связанной с получением, перечислением и использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Счетная палата обязана контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации.

Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ соответственно их компетенции.

Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление. С его территориальными органами на местах.

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский контроль[4].

Осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.

Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Если отделения Государственного банка СССР контролировали всю финансовую деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

В России существует очень много проблем, которые решаются с использованием механизмов контроля. За последние годы созданы и создаются все новые и новые органы контроля и органы управления с большой долей контрольных функций. Счетная палата выступает номером один в системе контрольных органов. От Счетной палаты России идет мощный импульс развития контрольной деятельности и развития системы государственного контроля, отвечающей текущим и перспективным задачам.

О недостатках действующей системы государственного контроля можно много говорить. Анализ проваленных программ, неисполняемых законов, а таких огромное большинство, показывает, что в этих программах и законах забывали сделать «маленькую» подпрограмму реального механизма контроля исполнения. Поэтому самым верным признаком того, что очередная новая программа и новый закон будут «не исполнены», является отсутствие в них механизма контроля исполнения, адекватного задачам документа.

Есть все основания утверждать, что перманентный экономический и политический кризис в России является следствием отсутствия созидательной системы государственного контроля, а также препятствованием созданию такой системы со стороны заинтересованных сил, которые могут сами не понимать ее выгодности для них.

Существующая система многочисленных контрольных органов дублирует друг друга и неэффективна. Она ориентирована на прошлое, не отвечает за конкретные результаты. Контрольные органы работают старыми методами, пытаются контролировать компании, работающие новыми методами и вкладывающие огромные деньги в свою модернизацию.

Существующие многочисленные контрольные органы используют только метод последующего контроля, то есть какое-либо событие уже произошло, допущены нарушения, ресурсы растрачены, время упущено, и только после этого контрольные органы изучают проблему и предлагают меры наказания. Контрольные органы не отвечают за конкретные результаты.

2.2. Организация контрольной работы органов Контрольно-ревизионного Управления

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов Российской Федерации осуществляет Контрольно-ревизионное Управление.

В своей деятельности территориальные контрольно-ревизионные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, приказами и инструкциями Министерства финансов Российской Федерации, нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного управления.

Документом, регламентирующим деятельность непосредственно органов КРУ является «Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.98г. №888. Согласно данного постановления органы КРУ подверглись реорганизации. На базе ранее действующих аппаратов главных контролеров-ревизоров МФРФ образованы территориальные контрольно-ревизионные органы МФРФ.

Основной задачей деятельности управления является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего объекта Российской Федерации или региона Российской Федерации, что включает в себя:

  • усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых объектами Российской Федерации;
  • осуществление контроля за целевым и рациональным использованием государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
  • проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящихся в федеральной собственности;
  • проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.

Контрольно-ревизионное Управление Министерства финансов России в субъектах Российской Федерации, помимо перечисленных задач, должны также проводить по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления ревизии и финансовые проверки поступлений и расходования средств соответствующих бюджетов и доходов от имущества, находящихся в их собственности.

Органы КРУ в своей работе взаимодействуют с другими государственными органами: Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Счетной палатой, органами федерального казначейства, правоохранительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

Во всех самых последних нормативных документах направления деятельности в области осуществления контроля для нужд органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления получило современную правовую базу.

Сегодня в России объем теневой экономики составляет 45 % ВВП страны. Все активнее криминальные структуры протекают в легальную экономику и финансовую систему. Невиданный размах приняли преступления в сфере внешнеэкономической деятельности.

Поэтому в настоящее время вопрос взаимодействия органов КРУ с правоохранительными органами является наиболее актуальным, поскольку вести борьбу с коррупцией, хищениями бюджетных средств силами только правоохранительных органов невозможно. Ни одно дело не может быть доведено до суда без тщательной финансовой проверки.

Рассматривая порядок организации контрольно-ревизионной работы органов КРУ обратимся к деятельности конкретного территориального органа на примере города Брянска.

Отдел КРУ в городе Брянска является обособленным структурным подразделением контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Брянской области.

Основной задачей деятельности отдела является осуществление последующего финансового контроля на территории г. Брянска и близлежащих административно-территориальных образований Брянской области.

В соответствии с возложенной на него задачей выполняет следующие функции:

а) осуществление последующего контроля за использованием средств федерального бюджета;

б) проводит ревизии и проверки, поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

в) проводит документальные ревизии и проверки финансово- хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;

г) отдел осуществляет последующий финансовый контроль за поступлением и расходованием средств бюджета города Брянска, внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в его собственности.

Отдел не является юридическим лицом. Контроль за деятельностью Отдела осуществляется Управлением. Финансирование Отдела производится областным контрольно-ревизионным управлением.

Рассматривая порядок организации контрольной работы органов КРУ обратимся к результатам работы КРУ МФРФ в г. Брянске за 2001, 2002, 2003 годы:

Таблица 2

Результаты работы КРУ МФРФ в г. Брянске за 2001, 2002, 2003 гг.

(тыс. руб.)

Содержание 2001 2002 2003 Отклонение 2003г от 2001г (+,-) 2003г в % к 2001г
Проведено ревизий и проверок 28 19 23 -5 82,1
Выявлено незаконных расходов 677,7 327,8 213,8 -653,9 31,5
Недостач и хищений 235,1 191,3 108,1 -127 45,9
Сумма возмещенного ущерба 32,7 88,3 96,6 +63,9 в 2,9 раза

За данный период времени производились проверки целевого и законного использования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, средств городского бюджета. Отделом также проводились проверки по заданию правоохранительных органов.

В 2001 году отделом проведено 28 проверок. Общая сумма незаконных расходов составила 677,7 тыс. руб.

В 2002 году проведено 19 проверок, сумма незаконных расходов составила 327,8 тыс. руб.

В 2003 году проведено 23 проверки, сумма незаконных расходов составила 213,8 тыс. руб.

При этом сумма возмещенного ущерба составила:

2001 году – 32,7 тыс. руб.

2002 году –88,3 тыс. руб.

2003 году – 96,6 тыс. руб.

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что в 2003г проведено на 5 проверок или на 17,9% меньше, чем в 2001г.

В 2003 г. выявлено незаконных расходов на 653,9 тыс. руб. или на 68,5%, а недостач и хищений на 127 тыс. руб. или на 54,1% меньше чем в 2001г.

Сумма возмещенного ущерба в 2003г увеличилась на 63,9 тыс. руб или в 2,9 раза по сравнению с 2001г.

Возникает вопрос, почему же так низок процент возмещения ущерба? Такое положение дел можно объяснить недостаточностью правовой основы Органов КРУ. На сегодняшний день единственной мерой к устранению выявленных нарушений и недостатков является доведение информации о выявленных нарушениях до руководства учреждений, а также в необходимых случаях до органов казначейства и правоохранительных органов. При этом органы КРУ не имеют право ни на бесспорное взыскание сумм нанесенного ущерба, ни на начисление штрафных санкций, ни на применение каких-либо других принудительных (карательных) мер. Таким образом, результат возмещения ущерба, за исключением случаев когда дело передается в следственные органы, зависит только от инициативы руководителя проверяемого учреждения. И единственное, что могут сделать органы КРУ в случае невыполнения предложений, данных по результатам проверок, дать новые предложения.

Осуществляя проверки органы КРУ используют различные методы финансового контроля. Но одним из наиболее эффективных и чаще всего используемых является ревизия.

Глава 3. Пути повышения эффективности финансового контроля

3.1. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации

В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно сказывается на народнохозяйственном развитии.

Созидательная система государственного контроля должна быть создана не на старых принципах, на которых действовал Комитет народного контроля СССР. До сих пор в основном на этих принципах со всеми вышеперечисленными недостатками действуют Счетная палата России, Главное контрольное управление Президента России, контрольно-ревизионные органы Министерства финансов России, контрольно-надзорные органы Центрального банка России, ведомственные контрольные органы и службы, контрольно-счетные палаты и контрольные управления субъектов Федерации.

Эта система должна базироваться на следующих принципах:

  • процессный подход с использованием информационных технологий, а не структурный с ориентацией на задачу;
  • встроенность контроля в процессы управления;
  • фyнкциoнaльнocть (ответственность контроля за конкретный процесс и результат);
  • стиль поведения людей в контрольных ситуациях;
  • ориентированность контроля на будущее, а не на прошлое;
  • кoнцeптyaльнocть контроля (контроль всего процесса управления, а не отдельных его частей).

Концепция созидательного государственного контроля должна базироваться на процессном, а не функционально-структурном подходе. К сожалению, действующая система органов государственного управления до сих пор построена на устаревшем функционально-структурном подходе, а контрольная система как часть этой системы, копирует ее недостатки. В современных системах управления и контроля в бизнесе применяют процессный подход в сочетании с информационными технологиями. Системы управления и контроля выстраиваются не вокруг функций и структур управления, а вокруг процессов.

В настоящее время качество бюджетного контроля остается на крайне низком уровне.

Информационные технологии позволяют встраивать механизмы контроля в процессы управления без привлечения человека-контролера. Встроенные механизмы контроля позволяют контролировать 100% объектов контроля с должным качеством. Почему методы встроенного контроля нельзя использовать для автоматизации контроля государственного бюджета? Человек не должен каждый раз принимать решение кому, когда и сколько платить. Все это должно быть запрограммировано еще на этапе формирования государственного бюджета, который также может иметь встроенные механизмы контроля и формироваться с небольшим вмешательством людей.

Система государственного контроля на принципах созидательного контроля должна большую часть времени уделять контролированию разрабатываемых концепций, законов, программ, планов и пересмотру действующих, если они не отвечают современным потребностям государства. Общий подход заключается в следующем: эффективность и производительность достигаются тогда, когда контролируется весь процесс, а не его отдельные части. Нужно контролировать формирование, наполнение и исполнение бюджета, а не только его исполнение.

Встроенный механизм контроля в автоматизированные процессы формирования, наполнения и исполнения государственного бюджета – это еще не все, надо идти дальше. Надо продолжить эту работу во всех других государственных органах, министерствах и ведомствах, участвующих в бюджетном процессе и перепроектировать их работу под стандарты бюджетного процесса. Это относится к работе Счетной палаты России, Министерства России по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета России и так далее. Таким образом, прокладывается плавный переход от автоматизированной системы Федерального казначейства к автоматизированной системе всего Правительства России, то есть к так называемому электронному правительству. Программы создания «электронных правительств» приняты и выполняются практически во всех развитых странах. Налаживая созидательный государственный контроль за бюджетом, необходимо одновременно налаживать систему госконтроля за всей другой экономической деятельностью, за природными и человеческими ресурсами.

Отсюда, от этого фундамента, необходимо развивать государственный контроль над политическими, информационными и силовыми процессами. Правительство должно принимать программу своей деятельности и включать в нее подпрограмму контроля, предусматривать финансирование подпрограммы контроля и контрольных мероприятий.

Таким образом, необходимо создание системы государственного контроля с элементами общественного контроля и возрождением внутриведомственного контроля.

Эффективный и честный механизм государственного управления— основа для доверия инвесторов, населения. Необходимо качественное повышение эффективности государственного аппарата. Его нынешняя деградация делает критически важным для России создание встроенного механизма перманентного совершенствования системы государственного управления, стержнем которого должна стать созидательная система государственного контроля.

3.2. Направления реформирования системы контрольно-ревизионных органов в регионах

В настоящее время достаточно широко обсуждается проблема создания базового закона о государственном контроле.

В России существует очень много проблем, которые решаются с использованием механизмов контроля. За последние годы созданы и создаются все новые и новые органы контроля и органы управления с большой долей контрольных функций. Счетная палата выступает номером один в системе контрольных органов. От Счетной палаты России идет мощный импульс развития контрольной деятельности и развития системы государственного контроля, отвечающей текущим и перспективным задачам.

Эффективный и честный механизм государственного управления— основа для доверия инвесторов, населения. Необходимо качественное повышение эффективности государственного аппарата. Его нынешняя деградация делает критически важным для России создание встроенного механизма перманентного совершенствования системы государственного управления, стержнем которого должна стать созидательная система государственного контроля.

На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся системы региональных контрольно-ревизионных органов, в т.ч. законодательного регулировании их деятельности. Регионы используют и управляют значительно большими средствами нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому необходимо создать соответствующую правовую базу и эффективный механизм обеспечения целевого и эффективного использования средств, находящихся в распоряжении регионов, и контроля за тем, как это делается. Незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного финансового контроля и отсутствия его определения привели к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов направлены на осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных интересах.

Так, например, у Счетной палаты своя контрольная компетенция, у Центрального Банка – своя, у Госналогслужбы – своя. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности. Затрагивая вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один момент.

В настоящее время в России существует не столько система, сколько совокупность контрольных органов и регламентирующих их деятельность правовых актов. Эта совокупность характеризуется избыточностью и органов, и правовых актов, нередко параллелизмом и дублированием, отсутствием координации их работы и, как следствие, недостаточно высокой эффективностью деятельности. Предпосылками решения этой задачи являются:

  • совершенствование нормативной основы функционирования контрольного механизма;
  • организационное обеспечение координации деятельности различных видов органов; тщательный анализ системы органов, осуществляющих контрольную деятельность в сфере государственного управления, и на этой основе -ликвидации дублирующих друг друга контрольных органов;
  • унификация полномочий контрольно-надзорных органов.

Совершенствование системы контрольно-ревизионных органов в регионах нужно проводить в целях приближения организации и структуры, уровня и форм взаимодействия с другими государственными контролирующими органами, кадрового состава, материально-технического и информационного обеспечения контрольно-ревизионных органов к уровню, соответствующему решению поставленных перед ними задач.

Этим продиктована необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы модернизации и перспективного развития контрольно-ревизионных органов в субъектах Федерации. Безусловно, это далеко не стандартное предложение для решения вопроса важного, на наш взгляд, для государства. Целью Программы должно являться комплексное развитие системы контрольно-ревизионных органов в регионах, направленное на кардинальное усиление контроля за расходованием бюджетных средств и повышение эффективности их деятельности и отдачи для государства в целом, в том числе через предотвращение финансовых нарушений в сфере экономики.

В Программе необходимо определить основные направления развития организации и структуры, уровня и форм взаимодействия с другими государственными контролирующими органами, кадрового состава, материально-технического и информационного обеспечения контрольно-ревизионных органов. Основные задачи данной Программы следующие:

1. Разработка законодательной базы, нормативно-правовых актов, инструктивных и методических документов, повышающих эффективность ГФК. Важным направлением при формировании соответствующей законодательной базы должно стать изучение практики привлечения к ответственности юридических и физических лиц за нецелевое использование бюджетных средств, не обеспечение сохранности государственного имущества с подготовкой на этой основе предложений по внесению дополнений в гражданское, административное, уголовно-процессуальное, уголовное законодательство, направленных на повышение персональной ответственности должностных лиц за допущенные незаконные расходы и злоупотребления.

2. Определение новых стратегических направлений контрольно-ревизионной работы и совершенствование структуры контрольных органов, включая создание аналитического центра путем: создания условий для реализации мер по оптимизации бюджетных расходов и обеспечению их эффективного и целевого использования; внедрения на базе комплексного и системного анализа контрольных материалов и тенденций прошлых лет системы прогнозных оценок и предложений для Правительства РФ по совершенствованию законодательства, элементов экономической политики и возможному предотвращению финансовых нарушений в сфере экономики.

3. Выработка эффективного механизма взаимодействия органов ГФК через: совершенствование механизма взаимодействия контрольно-ревизионных органов и органов федерального казначейства; создание и отработку механизма координации работы контрольно-ревизионных органов Минфина России и органов МНС России; укрепление взаимодействия с органами внутренних дел, органами Федеральной службы безопасности и органами прокуратуры.

4. Проведение мероприятий, направленных на совершенствование ведомственного и внутреннего ФК через: совершенствование ГФК в рамках реформирования межбюджетных отношений в РФ и совершенствование механизма взаимоотношений Минфина России и субъектов РФ в рамках передачи контрольно-ревизионным органам контроля за средствами бюджетов областей, а также местных бюджетов; совершенствование подготовки и повышения квалификации работников контрольно-ревизионных органов, их профессиональной аттестации; изучение и внедрение в практику зарубежного опыта проведения ГФК; совершенствование информационно-технического обеспечения контрольно – ревизионных органов, включая использование аналитических технологий, разработку и эксплуатацию единой федеральной информационной программы.

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля.

Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-фз «О счетной палате Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 02.12.90 (ред. 08.07.1999) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
  4. Указ Президента Российской Федерации от16.03.1996 № 383 (ред. От 27.06.2000) «О Главном Контрольном Управлении Президента Российской Федерации.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 (ред. От 18.06.1999) «Об Утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации».
  6. Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного контроля // Финансы. 2002 № 4
  7. Бурков С., Ефимова Н., Буркова С. О правообеспечении повышения эффективности государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. 2000 № 9
  8. Ефимова Н. О двух подходах к реформированию государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. 2000. № 11-12
  9. Кармоков X Экономическая политика и Счетная палата РФ // Российский экономический журнал. 2000. № 3
  10. Леонов Е.В. МВД дает прогноз – от которого мороз…// Экономика и жизнь № 6. 2004.
  11. Нерубайло В.Е. Осуществление внешнего контроля государственных финансов региональными счетными палатами Франции. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 1999. № 6
  12. Опенышев С.П., Жуков В.А. Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2003 — № 12
  13. Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2000 № 4
  14. Опенышев С.П., Жуков В.А. Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2003 № 12
  15. Опенышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2001 № 1
  16. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2000 году. Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 марта 2001 года № 14 (250)). М., 2001
  17. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. 2002 № 5
  18. Пансков В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства // Российский экономический журнал. 2002. № 5-6
  19. Соколов В., Бурков С. Госсобственность: вопросы усиления контроля за использованием и распоряжением. // Российский экономический журнал. 1999. № 4
  20. Степашин С.В. Новые задачи — новые способы решения. // Финансовый контроль. 2001. № 1
  21. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2004.
  22. Финансы / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт, 2000.
  23. Финансы / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2000.

 

  1. Опенышев С.П., Жуков В.А. Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2003 — № 12
  2. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2004. С. 6
  3. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт, 2000. С. 110
  4. Финансы / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2000. С. 105

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.