Содержимое

Введение

Машиностроение входит в состав промышленности под названием “Машиностроение и металлообработка”. Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.

Машиностроение производит средства труда – машины и оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства – для всех отраслей народного хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.). К середине 80-х годов в общем объеме продукции машиностроения средства производства составляли 88,9%, предметы потребления – всего лишь 11,1%, что свидетельствовало о неориентированности отечественного машиностроения на запросы массового потребителя.

Машиностроительный комплекс – это сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь машиностроение включает в себя много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью.

Целью данного исследования является показать не только отраслевую структуру машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но и охарактеризовать современное состояния комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.

1. Понятие машиностроительного комплекса

Машиностроение – комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию.

Машиностроительный комплекс включает в себя более двадцати подотраслей (полный перечень приведен в приложении). При формировании статистических данных машиностроение объединяется в отрасль, называемую “машиностроение и металлообработка”. Вторая часть (металлообработка) включает в себя две подотрасли: производство металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. В связи с введением с 1 января 2003 г. (с переходным периодом в два года) общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированного с соответствующей классификацией Европейского Союза, термин “машиностроение” (машиностроительный комплекс) заменяется понятием “обрабатывающие производства”.

Общее количество крупных и средних предприятий, включенных в машиностроительный комплекс, составляет 7500, из которых 3300 наиболее значимых для промышленности курируются Минпромнауки России и оборонными агентствами (Росавиакосмос, Россудостроение, Росбоеприпасы, Российское агентство по обычным вооружениям. Российское агентство по системам управления).[1]

Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом ), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Cреди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции (в 1990 г. – 30%) и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%).

Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.[2]1

2. Современное состояние машиностроительного комплекса и его роль в общепромышленном производстве

Доля машиностроения в общепромышленном выпуске составила в 1985г. – 20,9%, 1990г. – 24,2%, 1995г. – 18,5%, 2000г. – 19,4%, 2001г. -19,7%, 2002г. – 19,5%, в то время как в экономически развитых странах, она достигает уровня от 35% до 50%. Это обеспечивает им возможность обновлять производственное оборудование в большинстве отраслей каждые 7-10 лет, совершая при этом очередной рывок в своем технологическом развитии. В России этот показатель даже в относительных величинах в 1,5-2 раза ниже, что и является основной причиной постепенного отставания нашей промышленности по техническому уровню от развитых стран.[3]

Одной из главных проблем машиностроительного комплекса является старение основных фондов и его активной части – оборудования, 65% которого находится в эксплуатации 15-20 лет. За последнее десятилетие снизились темпы обновления технологической базы в машиностроении, которые составляют 4,6-4,9%, что почти вдвое ниже, чем в среднем по промышленности (8,7%). Учитывая, что машиностроение является технологическим ядром, призванным обеспечивать новым производственным оборудованием все другие отрасли промышленности, устаревание его производственных фондов, их технологическая отсталость автоматически мультиплицируют отсталость производственных мощностей всей промышленности в целом.

Финансовое состояние машиностроения характеризуется двукратным превышением кредиторской (566,4 млрд. руб.) задолженности над дебиторской (329,8 млрд. руб.). Просроченная кредиторская задолженность, приходящаяся на машиностроение, составляет четверть от всей просроченной задолженности в промышленности и продолжает расти.

Все это говорит о сложном финансовом положении предприятий и недостатке собственных оборотных средств в отрасли.

Рентабельность производства, имевшая после 1998 года тенденцию к росту и достигавшая в 2001 году 17%, в 2002 году вновь снизилась, составив 12,5%, а количество убыточных предприятий, снизившееся с 40,3% (1998 год) до 23,1% (2000 год) в 2002 году вновь поднялась до 40,9%. При этом сальдированный финансовый результат также снижается и составил в 2002 году 66,3% к уровню 2001 года.

В машиностроении и металлообработке работает третья часть трудоспособного населения, занятого в промышленности. Выработка продукции на одного рабочего в машиностроении одна из самых низких и составляет 286 тысяч рублей в год. В среднем по промышленности этот показатель достигает почти 600 тысяч рублей в год (данные 2002 года). Соответственно и уровень зарплаты по 2002 году в машиностроении 4440 рублей в месяц, более чем на четверть ниже, чем в среднем по промышленности (5660 рублей в месяц).

В связи с этим в отрасли обостряются кадровые проблемы.

Машиностроительный комплекс неоднороден по своей структуре. В нем имеются направления развивающиеся и депрессивные. К числу депрессивных можно отнести станкостроение, строительно-дорожное и коммунальное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Часть подотраслей, входящих в комплекс, производит конкурентоспособную продукцию даже по мировым стандартам, а часть, производящая продукцию с относительно невысокими потребительскими свойствами, старается конкурировать по параметру цена/качество.

Важнейшим фактором, влияющим на состояние предприятий машиностроительного комплекса, является уровень платежеспособного спроса на их продукцию.

Продукция машиностроительного комплекса потребляется на внутреннем и внешнем рынках, каждый из этих рынков весьма неоднороден.

Производство продукции машиностроительного комплекса организовано с учетом сложившихся рынков, при этом производители выделены в следующие группы:

– группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического, строительного и транспортного комплексов;

– группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

– предприятия по производству электротехники, приборов, станкостроения – группа наукоемких, так называемых комплектующих отраслей, развивающихся вслед за потребностями промышленности, включая и само машиностроение;

– автомобильная промышленность, выпуск которой в части легковых автомобилей также как и отраслей, выпускающих товары длительного пользования, ориентирован на конечных потребителей (домашние хозяйства), а в части грузовых автомобилей и автобусов – на потребность предприятий, фирм и местных исполнительных органов власти;

– продукция оборонных отраслей для государственных нужд и экспортных поставок Минобороны России и через Рособоронэкспорт для других потребителей.

Объем производства в машиностроительном комплексе за 2002 год составил 1117 млрд. руб.

Емкость рынков машиностроительной продукции определяется более 1600 млрд. руб. При этом в целом, (с учетом судов и летательных аппаратов), экспорт машиностроительной продукции в 2002 году снизился против 2001 года на 4% и составил 9,9 млрд. долл. США (307 млрд. руб.), импорт достиг 16,5 млрд. долл. США (511,5 млрд. руб.) и вырос на 16%.[4]

Основные факторы, негативно влияющие на развитие предприятий машиностроительного комплекса состоят в следующем:

  • устаревшие и изношенные производственные фонды;
  • недостаток оборотных и инвестиционных средств;
  • опережающий рост цен на продукцию и услуги “естественных” монополий (индекс цен за 2002 год в электроэнергетике составил 127,5%, в топливных отраслях – 122,5%, в то время как в машиностроении-109,3%.);
  • недостаточно эффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций и реального сектора экономики;
  • уровень налогообложения, заметно сокращающий оборотные средства предприятий;
  • ограниченная емкость внутреннего рынка вследствие недостаточно высоких темпов роста экономики страны;
  • недостаточная структурированность ряда отраслей внутри самого машиностроительного комплекса;
  • кадровый дефицит на предприятиях отрасли.

С начала 90-х годов в течение ряда лет в машиностроительном комплексе происходило падение производства, в результате чего использование производственных мощностей оказалось на весьма низком уровне. Данные об использовании среднегодовых производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции приведены в таблице.

Таблица 1 – Уровень использования среднегодовой производственной мощности по выпуску отдельных видов промышленной продукции (в %)

  1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год
Турбины паровые 12 12 14 5,5 19
Вагоны грузовые магистральные 12 15 14 25,5 38,2
Электродвигатели переменного тока с высотой оси вращения б3-355мм 16 29 37 39 40,4
Металлорежущие станки 13 14 16,7 17,6 13,7
Кузнечно-прессовые машины 10 10 13 17,6 18,8
Грузовые автомобили 31 35 39 43,8 38
Легковые автомобили 66 73 74,4 71,3 70,2
Автобусы 54 57 56 63 51,2
Тракторы 8,4 14 19 15 10

Это порождает замкнутый круг проблем: изношенные фонды – низкое качество выпускаемой продукции – низкая конкурентоспособность – низкие объемы продаж – недостаточные обороты по финансам – нехватка денежных средств на обновление оборудования.

Как следствие влияния всех этих факторов на экономическое и финансовое положение предприятий за 2002 г. ухудшилось.

Все это привело к снижению темпов роста объемов производства в машиностроении и металлообработке, снижению инвестиционной и инновационной активности предприятий и конкурентоспособности отечественной продукции.[5]

3. Перспективы развития машиностроительного комплекса

Проблемы реализации структурно – инвестиционной политики в машиностроении имеет количественный и качественный аспекты.

Первый заключается в том, что без поддержания его соответствующими объемами капитальных вложений и повышения инвестиционного спроса невозможно функционирование экономики, и в первую очередь ее жизнеобеспечивающих отраслей – энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Следовательно, необходимо восстановление объемов производства ряда отраслей машиностроения, в основном не взирая на ее качественные характеристики.

Второй аспект состоит в том, что необходима глубокая качественная реконструкция отраслей народного хозяйства, что требует высокого качества инвестирования. Значит надо активнее осуществлять конверсию и привлечь иностранных инвесторов[6]2.

Неотложные нужды народного хозяйства вызывают и обуславливают приоритеты первого этапа.

Необходимо поддержание и реконструкция мощностей по выпуску межотраслевого оборудования (электротехническая; приборы и средства автоматизации, включая контрольно – измерительную аппаратуру, инструменты, средства малой механизации и оргтехники). Это должно основываться на рациональном соотношении между продолжением вынуждаемой политики соотношения развития машиностроения путем создания импортно-замещающих производств и восстановление связей бывшего СССР и СЭВ в отраслях в которых отсутствует возможность относительно быстрого и не капиталоемкого перепрофилирования мощностей.

На втором этапе требуется глубокая техническая перевооруженность и реконструкция отраслей машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства.

Выход из кризиса невозможен без наращивания производительного потенциала отраслей инвестиционного комплекса, что делает необходимым осуществление инвестиционных программ по развитию тяжелого машиностроения.

По мере выхода из кризиса центр тяжести в реализации структурно – инвестиционной политики должен перемещаться на решение проблем качества машиностроительного производства (повышение технического уровня выпускаемой продукции, расширение масштабов применения прогрессивных технологий, поддержка наукоемких отраслей).

Роль государства должна заключаться в стимулировании, защите и укреплении позиций российских производителей. Это позволило бы создать конкурентоспособное наукоемкое ядро отечественного машиностроения. Государственные структуры призваны обеспечить выделение средств из госбюджета, налоговые льготы, льготные условия долгосрочного кредитования, поддержку и гарантии для привлечения иностранных инвесторов.

Для реализации структурно – инвестиционной политики необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Объемы капитальных вложений, формируемых за счет собственных средств предприятия в настоящее время ограниченны в результате роста цен на инвестиционные ресурсы. Одним из дополнительных источников капитальных вложений в машиностроительный комплекс являются частные инвестиции.

Однако привлечение частных инвестиций в машиностроение ограничено узостью сфер для капиталовложений. Сюда следует отнести, прежде всего, быстро раскупающуюся машиностроительную продукцию (запчасти) и высоко ликвидные виды оборудования. Также возможно привлечение частного капитала (в том числе иностранного) в те машиностроительные производства, которые связанны с нефтедобычей и нефтепереработкой.

По некоторым оценкам инвестиционная привлекательность машиностроения в целом не велика, в то время как рейтинг под отраслей ориентированных на конечный спрос и выпускающих высоко ликвидную продукцию (автомобили, оборудование для пищевой промышленности, подъемно – транспортное оборудование) находится на высоком уровне. В месте с тем масштабное привлечение частных и иностранных инвесторов в такие отрасли машиностроения, как производство продукции для электроэнергетики, сельского хозяйства маловероятно.

Поэтому, основная нагрузка по поддержанию машиностроительной продукцией работы базовых отраслей экономики на первых этапах в основном будет лежать на централизованных капитальных вложениях.

Меры по развитию машиностроительного комплекса

Решение сформулированных выше задач направлено на модернизацию машиностроительного комплекса, насыщение предприятий оборотными и инвестиционными средствами, превращение машиностроения в технологическое ядро промышленной сферы, способное обеспечивать обновление оборудования во всех отраслях каждые 7-10 лет.

Для решения этих задач и достижения поставленных целей необходимо предусмотреть следующие меры:

В области развития внутреннего рынка и взаимодействия машиностроительного комплекса с “естественными” монополиями:

  • внести предложения по расширению практики проведения тендерных торгов в субъектах “естественных” монополий, как основных заказчиков машиностроительной продукции, в том числе, на основе разработки совместных программ, выделяя государственные приоритеты в этих отношениях, и добиваясь сбалансированности интересов самих монополий и других отраслей промышленности;
  • выработать политику долгосрочного прогнозирования цен и тарифов “естественных” монополий. В области совершенствования нормативно-правового регулирования:
  • внести предложения по восстановлению льготы по налогу на прибыль предприятиям, инвестирующим ее в развитие и обновление собственного производства;
  • определить список наиболее актуальных технических регламентов и национальных стандартов, разработка которых должна начаться в 2003-2004 гг. в развитие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184 “О техническом регулировании”;
  • внести в гражданский кодекс дополнения, касающиеся создания корпоративных структур. В области таможенно-тарифной политики:
  • сохранить действующие ставки ввозных таможенных пошлин на широкие группы машинотехнических изделий;
  • оптимизировать ставки таможенных ввозных пошлин на те виды продукции (выделяя их в кодах по техническим характеристикам), которые не производятся в Российской Федерации.

В области бюджетной политики:

  • предусматривать в бюджете 2004 года и последующих периодов средства на возмещение части процентных ставок по кредитам, взятым на обновление производства, а также на осуществление экспортных контрактов и развитие системы лизинга машиностроительной продукции;
  • внести изменения в условия передачи акций государству при получении бюджетных средств в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы в части обеспечения возможности приоритетного выкупа акций негосударственными коммерческими организациями, осуществившими их эмиссию.

В области кадровой политики:

  • формирование на предприятиях машиностроения соответствующего кадрового потенциала с использованием отвечающей последним достижениям науки и техники комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней;
  • предоставление отсрочки от службы в армии на период работы на машиностроительных предприятиях, имеющих оборонный заказ. В области научно-технического обеспечения развития машиностроения:
  • создать условия для формирования экономических и финансовых механизмов, способствующих ускорению развития науки и высоких технологий;
  • ускорить темпы внедрения инноваций и ввода в действие новых мощностей для выпуска конкурентоспособной продукции, в том числе и с участием иностранных фирм;
  • создать научно-производственные комплексы, инжиниринговые фирмы и научные центры высоких технологий, обеспечивающие внедрение прогрессивных технических и технологических решений в промышленность;
  • создать государственную систему определения приоритетов в научно-технической сфере на базе фундаментальной и прикладной науки;
  • увеличить объем финансирования со стороны государства фундаментальных и прикладных научных исследований на приоритетных направлениях развития машиностроения.

Результаты реализации комплекса мер по развитию машиностроения.

В настоящее время в качестве инструментария реализации государственной технической политики используются Федеральные целевые программы и инновационные проекты государственного значения:

  • ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники на 2002-2006 годы”;
  • ФЦП “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса(2002-2006 годы)”;
  • ФЦП “Национальная технологическая база на 2002-2006 годы”;
  • ФЦП “Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 годы и на период до 2015 года;
  • ФЦП “Электронная Россия (2002-2010 годы)”;
  • Инновационный проект “Разработка и освоение производства приборов и оборудования для нано-технологий”;
  • Инновационный проект “Разработка и освоение серийного производства семейства конкурентоспособных дизельных двигателей для автотранспортных средств различного назначения”.[7]

Предложенные меры позволят российским машиностроителям к 2010 году повысить темпы роста объемов производства в отрасли до 7-8% в год, захватить значительную долю внутреннего рынка, увеличить экспортные поставки не менее чем на 50-55%. Производительность труда на предприятиях машиностроительного комплекса увеличится более чем в 2 раза, уровень заработной платы достигнет среднего по промышленности. Рост выпуска машиностроительной продукции к 2010 году составит 1,8 раза.

Реализация предлагаемого комплекса мер обеспечит устойчивую работу важнейшего для всей промышленности машиностроительного комплекса, переоснащение его собственного производственного аппарата, создаст условия для его развития в соответствии с требованиями рынка машинотехнической продукции.

Проведенный анализ роли и места машиностроительного комплекса в экономике Брянской области, а также оценка потенциала и перспектив его развития свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторые позитивные сдвиги в отношении номенклатуры, технических разработок и исследований и ряда финансовых вопросов, многие машиностроительных предприятий не готовы к выпуску конкурентной продукции.

Экономические и финансовые проблемы машиностроительного комплекса Брянской области вызывают необходимость решения их комплексными методами. Инструментом для осуществления конкретных мероприятий должна стать Концепция развития машиностроительного комплекса Брянской области, в основу которой должно быть заложено решение таких вопросов, как создание и выпуск новых видов машиностроительной продукции; техническое перевооружение и реконструкция предприятий; развитие инфраструктуры машиностроитель-ного комплекса; организационно-производственное реформирование и финансовая стабилизация предприятий; решение кадровых вопросов; увеличение экспорта машиностроительной продукции; информационно-методическое и нормативно-правовое обеспечение развития машиностроительного комплекса области.

Важнейшими предпосылками, определяющими направления, темпы и пропорции развития машиностроительного комплекса Брянской области являются:

  1. высокая потребность в продукции регионального машиностроительного комплекса, его особая роль в технической реконструкции народного хозяйства и повышении обороноспособности страны;
  2. выгодное экономико-географическое положение области, наличие развитых транспортных связей;
  3. развитая сырьевая база;
  4. наличие высококвалифицированных кадров, широкая сеть академических и отраслевых институтов, ВУЗов машиностроительного профиля;
  5. разработка и реализация системы мер серьезной государственной поддержки машиностроения, базирующейся на современной научно-промышленной политике;
  6. общая экономическая и политическая ситуация в стране.

Дальнейшее развитие машиностроения Брянской области предполагает устранение ряда негативных тенденций, диспропорций, сложившихся за предшествовавший период и проявляющихся в:

  • недостаточно высоком качестве, техническом уровне и конкурентоспособности многих видов выпускаемых изделий;
  • технологической отсталости значительной части машиностроительных производств;
  • неразвитости прогрессивных форм его специализации и кооперирования, а также отставании «тылов» производства (вспомогательного производства, инфрастуктуры).

Главной целью развития машиностроительного комплекса Брянской области является экономический рост машиностроительных предприятий, основанный на повышении научно-технического, технологического и кадрового потенциала, выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции, улучшение финансового состояния предприятий и повышения уровня жизни работников..

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

  1. Увеличение производства важнейших видов машиност-роительной продукции, восстановление утраченных позиций на отечественных и мировых рынках;
  2. Вывод на рынок принципиально новой продукции, а также техники и оборудования с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, позволяющими расширить позиции на существующих товарных рынках и завоевать новые;
  3. Техническое перевооружение и реконструкция машиностроительных предприятий;
  4. Привлечение отечественных и иностранных инвестиций на машиностроительные предприятия области и реализация перспективных инновационных проектов;
  5. Сохранение и развитие научно-технического потенциала машиностроительного комплекса Брянсккой области;
  6. Стимулирование производств, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих технологий;
  7. Конверсия мощностей, сокращение производства и ликвидация предприятий в неперспективных отраслях с минимальными социальными издержками, создание на базе передовых военных технологий новых конверсионных разработок;
  8. Реструктуризация машиностроительных предприятий области;
  9. Расширение сотрудничества машиностроительных предприятий области с другими регионами и государствами дальнего и ближнего зарубежья;
  10. Обеспечение развития инфраструктуры;
  11. Проведение активной энергосберегающей политики;
  12. Защита интересов местных товаропроизводителей;

Достижение намеченных целей будет зависеть от временных факторов и возможных вариантов сценарных условий развития экономики области. Стратегический вариант перспектив развития машиностроения области на период до 2015 года сформулирован и обоснован в Схеме развития и размещения производительных сил Брянской области. Он основывается на реализации активной инвестиционной и инновационной деятельности всех хозяйствующих субъектов и эффективной политики государственной поддержки развития машиностроительного комплекса – технической основы экономики региона.

Данный вариант развития машиностроительного комплекса Брянсккой области является достаточно реальным, поскольку в его основу заложены, во-первых, прогнозы самих предприятий и реальные бизнес-проекты, а во-вторых, на прогнозный период были учтены основные тенденции и закономерности развития машиностроения в стране и за рубежом.

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы можно сделать следующие выводы:

Неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью ходя бы минимальной поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей.

В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья.

Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Вместе с тем масштабное привлечение средств частных (отечественных и зарубежных) инвесторов в такие подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для переработки сельскохозяйственной продукции в ближайшее время вообще маловероятно.

Поэтому основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства.

Список литературы

  1. Березин И.Э., Калинина В.П. Экономика машиностроительной промышленности – М.: Высшая школа. 1998.
  2. Борисов В., Тараканов Г. Машиностроительный комплекс: состояние и ресурсы развития // Экономист, 2002, №8.
  3. Борисов В., Тараканов Г. Приоритеты машиностроительного комплекса // Экономист 2000. №7.
  4. Воронин В.В. экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное – Самара СГЭА, 1997.
  5. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Размещение производительных сил , М. 2002г.
  6. Липет А. Конкурентоспособное станкостроение, пора поддержать, чтобы сохранить // Экономист 2004. №7.
  7. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2003 году (обзор) // Экономист, 2004. № 1,
  8. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: Банки и биржи, Юнити, 2000.
  9. Промышленное производство в 1996 году. (по материалам Госкомстата РФ) //Экономист 2001 №4
  10. Хорошилов Г. Технологическое развитие машиностроения // Экономист, 2003, №7.
  1. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: Банки и биржи, Юнити, 2000. С. 126.
  2. 1 Кистанов В.В., Копылов Н.В. Размещение производительных сил , М. 2002г. С. 144-145.
  3. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2003 году (обзор) // Экономист, 2004. № 1. С. 29.
  4. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2003 году (обзор) // Экономист, 2004. № 1. С. 31.
  5. Борисов В., Тараканов Г. Машиностроительный комплекс: состояние и ресурсы развития // Экономист, 2002, №8. С. 37.
  6. 2 Борисов В., Тараканов Г. Приоритеты машиностроительного комплекса. // Экономист, 2000 №6, С. 27.
  7. Борисов В., Тараканов Г. Машиностроительный комплекс: состояние и ресурсы развития // Экономист, 2002, №8. С. 39.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.