Содержимое

Введение

Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, становление налоговой службы заложил еще Петр I своим указом 22 февраля 1711 г. – “Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии “для спросу” и денежных сборах и дела финансового управления”. Первое министерство государственных доходов было создано императором Александром I. 8 сентября 1802 г. он издал “Манифест об учреждении Министерств и создании Министерства финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и сборами”.

После революции налоговая система практически ликвидируется. В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат.

В период НЭПа, произошло восстановление и развитие системы налогообложения.

В советский период налоговое ведомство неоднократно подвергалось реорганизациям.

1990 г. можно считать годом начала полномасштабного восстановления налоговой системы страны, а после распада Советского Союза, Указом Президента Российской Федерации № 218 от 21 ноября 1991 г. – образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов).

23 декабря 1998 г. Указом Президента Российской Федерации № 1635 “О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам” Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. В там своем статусе оно работает по настоящее время.

09 марта 2004 года Указом президента Российской Федерации “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая подчинена Министерству финансов РФ. Функции Министерства РФ по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов, ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах переданы Министерству финансов РФ.

Налоговые поступления являются основным источником формирования бюджета любого государства и составляют более половины его доходной части.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод об актуальности данной темы на сегодняшний день

Цель данной работы – рассмотреть организационную структуру Министерства по налогам и сборам РФ.

Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

– рассмотреть структуру министерства по налогам и сборам РФ;

– рассмотреть организацию территориального налогового органа, на примере УМНС России по Брянской области.

Структурно работа состоит из 2 глав. Первая глава раскрывает структуру центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Вторая глава рассматривает структуру территориального налогового органа данного Министерства на примере Управления по налогам и сборам г. Брянска.

Материалом для исследования послужила разнообразная литература, в частности: учебник Луппиана М. Налоговая система РФ, учебное пособие группы авторов под ред. Черника Д.Г. Основы налоговой системы

1. Структурные подразделения МНС России

1.1. Центральный аппарат МНС России

В соответствии с п.1 ст. 30 НК РФ налоговыми органами в РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ.

В данном параграфе будет рассмотрен вопрос о структурных подразделениях Центрального аппарата МНС РФ.

Департамент налогообложения прибыли

Руководитель – Оганян Карен Иосифович

Функции департамента налогообложения прибыли:

Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства:

по налогообложению прибыли (дохода) предприятий и организаций, в том числе организаций потребительской кооперации, кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг;

по применению норм бухгалтерского учета при определении прибыли, подлежащей налогообложению;

по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.

Разработка методических рекомендаций для налоговых органов и консультирование их по проверке достоверности представляемой организациями, предприятиями бухгалтерской и налоговой отчетности.

Разработка проектов инструкций, методических указаний и других актов Министерства, относящихся к налогообложению юридических лиц по указанным выше налогам.

Обеспечение методологической целостности и согласованности нормативных и инструктивных материалов, разъяснений и рекомендаций Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

Осуществление анализа динамики и контроля за уровнем поступлений налогов и сборов, находящихся в компетенции Департамента, подготовка предложений по повышению уровня их собираемости.

Департамент косвенных налогов

Руководитель – Чамкина Надежда Степановна

Обеспечивает методологическую целостность и согласованность всех инструктивных и иных нормативных актов, связанных с порядком исчисления и уплаты в бюджет:

  • налога на добавленную стоимость;
  • налога с продаж;
  • акцизов на подакцизные товары;
  • акцизов на минеральное сырье;
  • налога на пользователей автомобильных дорог.

Осуществляет методологическое руководство подразделениями территориальных налоговых органов Министерства и оказывает им методическую помощь по вопросам исчисления и уплаты в бюджет налогов, находящихся в компетенции Департамента.

Осуществляет анализ динамики и контроля за уровнем поступлений налогов, находящихся в компетенции Департамента (за исключением спирта этилового, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также пива), подготавливает предложения по повышению уровня их собираемости.

Департамент единого социального налога

Руководитель – Шелемех Надежда Николаевна

Разрабатывает методологии исчисления и уплаты единого социального налога и обеспечение ее единообразного применения налоговыми органами всех субъектов Российской Федерации.

Методически обеспечивает работу налоговых органов по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками единого социального налога.

Разрабатывает методологии и методическое обеспечение работы налоговых органов по взысканию задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога, контролю за исполнением условий отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов.

Разрабатывает и внедряет механизмы и схемы реструктуризации задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам, и организует работу налоговых органов по применению комплекса мер по принудительному взысканию задолженности по единому социальному налогу, страховым взносам, начисленным пеням и штрафам.

Осуществляет оперативный контроль и анализ поступления единого социального налога, выполняет плановые задания по нему в целом по Российской Федерации, в разрезе фондов и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Обеспечивает методологическую целостность и согласованность всех инструктивных и иных нормативных актов, связанных с порядком исчисления и уплаты в бюджет единого социального налога.

Департамент налогообложения доходов и имущества физических лиц

Руководитель – Акимова Валентина Михайловна

Осуществляет методическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах физических лиц и налоговых агентах.

Подготавливает разъяснения налоговым органам, налоговым агентам и налогоплательщикам о порядке применения законодательства Российской Федерации и других нормативных и нормативно-правовых актов о налогах и сборах с физических лиц, госпошлине.

Координирует работу налоговых органов по обеспечению:

  • декларирования физическими лицами своих доходов и расходов;
  • проведения налогового контроля за расходами физических лиц.

Координирует работу налоговых органов с декларациями госслужащих.

Обеспечивает прием, учет и хранение сведений о доходах и имуществе, представляемых членами Правительства Российской Федерации, и деклараций лицами, постоянно работающими за рубежом.

Осуществляет прием и передачу сведений о доходах физических лиц на федеральном уровне. Обеспечивает учет сведений о доходах физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, и организует передачу этих сведений налоговым службам иностранных государств. Организует прием сведений о доходах налоговых резидентов Российской Федерации от иностранных государств.

Обеспечивает методологическую целостность и согласованность нормативных и инструктивных материалов, разъяснений и рекомендаций Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

Осуществляет анализ динамики и контроля за уровнем поступлений налогов и сборов, находящихся в компетенции Департамента, подготавливает предложения по повышению уровня их собираемости.

Организует работу налоговых органов по осуществлению контроля за уплатой земельного налога с физических лиц и налога с владельцев транспортных средств, принадлежащих физическим лицам;

Обеспечивает ведение базы данных о доходах и имуществе физических лиц на федеральном уровне.

Департамент организации налогового контроля

Руководитель – Сашичев Виктор Валентинович

Функции Департамента организации налогового контроля:

Методологическое и организационное обеспечение контрольной работы налоговых органов.

Разработка методологии выявления и пресечения форм и способов уклонения от уплаты налогов, подготовка предложений по внесению изменений в нормативную правовую базу.

Разработка комплексных стандартных процедур подготовки, проведения и реализации результатов камеральных и выездных налоговых проверок, регламентации порядка проведения мероприятий налогового контроля в процессе указанных проверок.

Планирование, анализ и обобщение практики и результатов контрольной работы налоговых органов.

Организация взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами в работе по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в сфере налогообложения.

Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по осуществлению контроля за применением контрольно-кассовых машин, а также за соблюдением порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

Департамент налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции

Организует и осуществляет государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, за соблюдением законодательства о налогах и сборах организациями, осуществляющими деятельность в данных сферах.

Участвует в совершенствовании правовой базы, методологии лицензирования и организации работы налоговых органов в сфере контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции.

Организует и осуществляет контроль за объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за соблюдением технологии производства и соответствующих требований к ее маркировке и упаковке.

Обеспечивает работу управлений МНС России по вопросам лицензирования в данной сфере.

Организует контроль и проверку качества производимых и реализуемых этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, состояния налогового контроля на акцизных складах.

Осуществляет прогнозирование и контроль за поступлением налоговых

платежей в разрезе года, квартала, месяца.

Департамент учета и отчетности

Обеспечивает методологическое руководство по ведению лицевых счетов налогоплательщиков в системе Министерства.

Устанавливает порядок ведения учета в налоговых органах:

  1. поступления налогов и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации;
  2. задолженности по налогам и сборам;
  3. предоставленных отсрочек и рассрочек, зачетов и возвратов, налоговых санкций и пеней.

Разрабатывает и совершенствует методологии составления статистических форм налоговой отчетности.

Департамент государственной регистрации и учета юридических и физических лиц

Обеспечивает соответствие законодательству Российской Федерации издаваемых МНС России документов, а также определяет необходимость направления их на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции МНС России.

Рассматривает налоговые споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, жалобы на акты нижестоящих налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, а также действия (бездействие) должностных лиц, связанные с налогообложением и применением санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо иных актов законодательства, контроль за исполнением которых возложен на МНС России.

Обеспечивает единую позицию налоговых органов в арбитражных судах.

Осуществляет защиту интересов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в судебных органах.

Департамент налоговой политики

Руководитель – Карасева Татьяна Анатольевна

Разрабатывает предложения по налоговой политике и совершенствованию законодательства о налогах и сборах с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме.

Организует разработку и анализ представленных в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам проектов законодательных и нормативных правовых актов по налогам и сборам, направленных на совершенствование налоговой системы и законодательства о налогах и сборах; подготовка заключений (официальных отзывов) по проектам федеральных законов, поступающих в Министерство на заключение.

Проводит работы по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих взимание налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе при исполнении соглашений о разделе продукции, при исполнении концессионных договоров, при добыче нефти из низкопродуктивных и бездействующих скважин и других специальных налоговых режимов, установленных законодательством РФ и международными договорами РФ.

Осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды при реализации соглашений о разделе продукции, предусмотренных законодательством Российской Федерации и условиями соглашений о разделе продукции.

Анализирует действующее законодательство о налогах и сборах и подготавливает предложения по его совершенствованию, в том числе законодательства о ЗАТО.

Осуществляет разработку модельных нормативных правовых актов, а также иных нормативных правовых актов по налогообложению в целях гармонизации действующей в РФ и странах СНГ нормативной правовой базы.

Осуществляет взаимодействие с комитетами и подкомитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Обеспечивает методологическую целостность и согласованность нормативных и инструктивных материалов, разъяснений и рекомендаций Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

Департамент налогообложения прибыли

Руководитель – Оганян Карен Иосифович

Функции Департамента налогообложения прибыли:

Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства:

по налогообложению прибыли (дохода) предприятий и организаций, в том числе организаций потребительской кооперации, кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг;

по применению норм бухгалтерского учета при определении прибыли, подлежащей налогообложению;

по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.

Разработка методических рекомендаций для налоговых органов и консультирование их по проверке достоверности представляемой организациями, предприятиями бухгалтерской и налоговой отчетности.

Осуществление анализа динамики и контроля за уровнем поступлений налогов и сборов, находящихся в компетенции Департамента, подготовка предложений по повышению уровня их собираемости.

Департамент косвенных налогов

Руководитель – Чамкина Надежда Степановна

Обеспечение методологической целостности и согласованности всех инструктивных и иных нормативных актов, связанных с порядком исчисления и уплаты в бюджет:

  • налога на добавленную стоимость;
  • налога с продаж;
  • акцизов на подакцизные товары;
  • акцизов на минеральное сырье;
  • налога на пользователей автомобильных дорог.

Осуществление методологического руководства подразделениями территориальных налоговых органов Министерства и оказание им методической помощи по вопросам исчисления и уплаты в бюджет налогов, находящихся в компетенции Департамента.

Департамент единого социального налога

Руководитель – Шелемех Надежда Николаевна

Разрабатывает методологию исчисления и уплаты единого социального налога и обеспечивает ее единообразное применение налоговыми органами всех субъектов Российской Федерации.

Методически обеспечивает работу налоговых органов по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками единого социального налога.

Разрабатывает и внедряет механизмы и схемы реструктуризации задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам, и организует работу налоговых органов по применению комплекса мер по принудительному взысканию задолженности по единому социальному налогу, страховым взносам, начисленным пеням и штрафам.

Осуществляет оперативный контроль и анализ поступления единого социального налога, выполняет плановые задания по нему в целом по Российской Федерации, в разрезе фондов и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Обеспечивает методологическую целостность и согласованность всех инструктивных и иных нормативных актов, связанных с порядком исчисления и уплаты в бюджет единого социального налога.

Департамент налогообложения доходов и имущества физических лиц

Руководитель – Акимова Валентина Михайловна

Его функции:

Осуществление методического и организационного обеспечения работы налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах физическими лицами и налоговыми агентами.

Подготовка разъяснений налоговым органам, налоговым агентам и налогоплательщикам о порядке применения законодательства Российской Федерации и других нормативных и нормативно-правовых актов о налогах и сборах с физических лиц, госпошлине.

Координация работы налоговых органов по обеспечению:

  • декларирования физическими лицами своих доходов и расходов;
  • проведения налогового контроля за расходами физических лиц.

Координация работы налоговых органов с декларациями госслужащих.

Обеспечение приема, учета и хранения сведений о доходах и имуществе, представляемых членами Правительства Российской Федерации, и деклараций лицами, постоянно работающими за рубежом.

Обеспечение методологической целостности и согласованности нормативных и инструктивных материалов, разъяснений и рекомендаций Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

Департамент организации налогового контроля

Руководитель – Сашичев Виктор Валентинович

Методологическое и организационное обеспечение контрольной работы налоговых органов.

Разработка методологии выявления и пресечения форм и способов уклонения от уплаты налогов, подготовка предложений по внесению изменений в нормативную правовую базу.

Разработка комплексных стандартных процедур подготовки, проведения и реализации результатов камеральных и выездных налоговых проверок, регламентации порядка проведения мероприятий налогового контроля в процессе указанных проверок.

Планирование, анализ и обобщение практики и результатов контрольной работы налоговых органов.

Управление налоговой задолженности

НачальникХурсевич Сергей Николаевич

Обеспечение и координация контроля за полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей и соблюдением налогового законодательства крупнейшими налогоплательщиками (российскими организациями) основных отраслей экономики.

Организационно-методологическое обеспечение налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков с учетом структурной и отраслевой специфики их деятельности.

Организация и осуществление мониторинга поступления налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в ведущих отраслях экономики страны.

Участие в разработке нормативных актов и методических указаний и рекомендаций для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков.

Разработка проектов законов, постановлений Правительства Российской Федерации, методических рекомендаций, по вопросам урегулирования, взыскания и списания налоговой задолженности и задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Осуществление анализа динамики и контроля за уровнем поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в ведущих отраслях экономики страны.

Это далеко не весь перечень департаментов Министерства по налогам и сборам.

1.2. Организация территориального налогового органа, на примере УМНС России по Брянской области

В декабре 2001 года согласно приказу МНС России от 25 августа 2000 года №БГ-3-20/312 “О типовых структурах инспекций МНС России” произошло изменение структуры управления и образование межрайонных налоговых инспекций с целью совершенствования налогового администрирования, оптимизации структуры и численности налоговых инспекций.

Руководителем УМНС России по Брянской области является Николаенко Елена Викторовна. Она осуществляет общее руководство работой Управления и курирует следующие отделы: финансовый, кадров, внутренней безопасности и защиты информации, юридический и контроля налоговых органов.

В ее подчинении находятся три заместителя, которые координируют действия следующих отделов. Первый заместитель, отделы: общий, обеспечения деятельности руководства, контрольной работы, принудительного взыскания недоимки, налогообложения физических лиц. Второй, отделы – по работе со СМИ и связям с общественностью, налогообложения юридических лиц, единого социального налога, контроля в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции. И третий заместитель, отделы – хозяйственный, обработки данных и информатизации, учета, анализа поступления налогов и налоговой статистики, учета и информирования налогоплательщиков, оперативного контроля и применения ККМ, а также решает вопросы координации работы с Управлением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Курской области и другими правоохранительными органами.

Общий отдел Общее делопроизводство Ведение государственного архива документов Ведение текущего архива документов Планирование, координация и контроль исполнения работ Прием и отправка документов по различным видам каналов связи Обеспечение представительских мероприятий Массовая печать и размножение документов Организационно-методическое руководство подведомственными инспекциями по предмету деятельности отдела

Отдел обеспечения деятельности руководства Анализ эффективности деятельности налоговых органов региона Разработка и организация выполнения мероприятий по совершенствованию деятельности налоговых органов региона Осуществление контроля за исполнением поручений руководителя Управления Организация работы по подготовке вопросов на заседания коллегии Управления, МНС. Осуществление контроля за исполнением решений коллегии Подготовка справок, аналитических записок, методических рекомендаций, писем по заданию руководителя Секретариат руководителей

Финансовый отдел Выполнение функций распорядителя и получателя бюджетных средств федерального бюджета, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации Осуществление бухгалтерского учета и представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении налоговых органов Управления МНС по субъекту Российской Федерации и результатах их финансовохозяйственной деятельности, а также статистической отчетности Работа со штатными расписаниями Формирование заказов и распределение материальных ресурсов по нижестоящим налоговым органам Материальное снабжение Ведение учета и хранение материальных ресурсов Обеспечение услугами связи общего и специального назначения Обеспечение функций единого заказчика при выполнении общестроительных и специализированных работ в зданиях и сооружениях налоговых органов Содержание зданий и сооружений Обеспечение коммунальными услугами Обеспечение охраны труда Транспортное обслуживание Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела Организационно-методическое руководство нижестоящими налоговыми органами

Хозяйственный отдел Выполнение функций распорядителя и получателя бюджетных средств федерального бюджета, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации Осуществление бухгалтерского учета и представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении налоговых органов Управления МНС по субъекту Российской Федерации и результатах их финансовохозяйственной деятельности, а также статистической отчетности Работа со штатными расписаниями Формирование заказов и распределение материальных ресурсов по нижестоящим налоговым органам Материальное снабжение Ведение учета и хранение материальных ресурсов Обеспечение услугами связи общего и специального назначения Обеспечение функций единого заказчика при выполнении общестроительных и специализированных работ в зданиях и сооружениях налоговых органов Содержание зданий и сооружений Обеспечение коммунальными услугами Обеспечение охраны труда Транспортное обслуживание Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела Организационно-методическое руководство нижестоящими налоговыми органами

Отдел кадров Прием, увольнение, перемещение персонала Обеспечение соблюдения трудового режима Формирование и обеспечение кадровой политики Обеспечение прохождения государственной службы и соблюдения применения законодательства о государственной службе Распределение лимитов по численности персонала по налоговым органам субъекта Российской Федерации Организация обучения персонала Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела Участие в контрольно-ревизионной работе Организационно-методическое руководство нижестоящими налоговыми органами по предмету деятельности отдела

Отдел внутренней безопасности и защиты информации Обеспечение ведомственного режима, организация мероприятий по защите информации и контроль за их выполнением Организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности деятельности нижестоящих налоговых органов и т.д.

Юридический отдел Представление управления в арбитражных судах и судах общей юрисдикции Правовая экспертиза документов Оказание правовой помощи структурным подразделениям Управления и нижестоящим налоговым органам Оказание организационной помощи нижестоящим налоговым органам по процессуальным вопросам производства судебных и административных дел по налоговым нарушениям, применению ККМ, производству и обороту алкогольной и табачной продукции и т.д.

Отдел обработки данных и информатизации Формирование единой технической политики в области информатизации Обеспечение функций единого заказчика по закупке средств вычислительной техники и создания локальных вычислительных сетей Обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного общего применения программного обеспечения компьютерных систем в аппарате Управления Администрирование сетевыми ресурсами и обеспечение защиты от потерь данных в компьютерных системах в аппарате Управления Распределение средств электронного хранения, обработки и передачи данных по налоговым органам субъекта Российской Федерации Обеспечение единой политики по применению прикладного программного обеспечения Организация ввода данных в компьютерную систему и их оперативная обработка Эксплуатация регламентных задач электронной обработки данных, приема и передачи информационных массивов Обеспечение работоспособности ведомственных прикладных программных средств Организация, приобретение и внедрение новых информационных технологий, в т.ч. новых прикладных программных средств и т.д.

Отдел учета, анализа поступления налогов и налоговой статистики Анализ налоговых начислений, поступлений и сводной отчетности Прогнозирование налоговых поступлений в бюджеты различных уровней Контроль исполнения бюджетных назначений Организация и осуществление взаимодействия с региональными и местными органами законодательной и исполнительной власти по предмету деятельности отдела.

Cправочная информация об инспекциях МНС России по Брянской области

Наименование управления и инспекции Ф.И.О. руководителя управления,
начальника инспекции
Почтовый адрес

инспекции

УМНС России по Брянской области НИКОЛАЕНКО Елена Викторовна 241000, г. Брянск, ул

. Калинина, 73

Межрайонная ИМНС России № 1 по Брянской области ЧУЛАНОВ Петр Петрович 243100, Брянская

область, г. Клинцы, ул. Дзержинского, 34

Межрайонная ИМНС России № 2 по Брянской области МИРОНОВА Любовь Ивановна 243000, Брянская область, г. Новозыбков,

пл. Октябрьской революции, 2

Межрайонная ИМНС России № 3 по Брянской области ШИТИКОВА Валентина Николаевна 242800, Брянская область, г. Жуковка,

пер. Мальцева, 2

Межрайонная ИМНС России № 4 по Брянской области ИЦКОВА Александра Григорьевна 243360, Брянская область, п. Выгоничи,

ул. Ленина, 51

Межрайонная ИМНС России № 5 по Брянской области БОЛОХОВА Валентина Михайловна 241037, г. Брянск,

ул. Красноармейская, 156

Межрайонная ИМНС России № 6 по Брянской области САЛОВА Татьяна Ивановна 243040, Брянская область,

п. Климово, ул. Садовая, 2

Межрайонная ИМНС России № 7 по Брянской области ЮШИНА Зинаида Ивановна 242400, Брянская область, п. Комаричи, ул. Советская, 21
ИМНС России по Погарскому району МЕТЛИЦКИЙ Григорий Семенович 243550, Брянская область, рп Погар, ул. Ленина, 1

2. Налоговый контроль и его организация

2.1. Контроль за налогоплательщиками

Каждый гражданин должен ориентироваться в налоговой системе своей страны, чтобы уметь экономически правильно распоряжаться своими средствами и не попасть в число штрафников. В налоговом праве действуют две формы уклонения от уплаты налогов:

  • налоговое правонарушение;
  • обход налога.

Налоговое правонарушение – это полное или частичное сокрытие облагаемого дохода, осуществляемое путем списания доходов под видом деловых издержек или отчислений в различные фонды. Способом налогового правонарушения является также – фальсификация бухгалтерского учета.

Обход налога – деятельность организации или гражданина по снижению своих налоговых платежей в рамках закона называется – налоговым лавированием.

Учет налогоплательщиков осуществляется путем их включения в Государственный реестр налогоплательщиков, обеспечивающий идентификацию хозяйствующих субъектов. Ведение реестра осуществляется налоговыми органами.

Письмом Государственной налоговой службы Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации «Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов» (от 16 июня 1995 г.) введен порядок, по которому юридические лица должны указывать в документе по перечислению в бюджет налогов и других обязательных платежей свои идентификационные номера (ИНН).

Идентификационный номер – это специальный набор из 10 цифр. Первые четыре из которых указывают код районного налогового органа в соответствии с утвержденным ведомственным классификатором, следующие пять – порядковый номер, под которым данное предприятие внесено в журнал движения документов, принятых для постановки на налоговый учет и внесение в Государственный реестр, и последняя – контрольное число, рассчитанное по математическому алгоритму.

На основании сведений об ИНН формируется Государственный реестр налогоплательщиков.

Налоговая система России построена на принципе единичности учета налогоплательщика и уплаты им налога в один налоговый орган. При этом, однако, отсутствует понятие постоянного места деятельности. Юридические лица ставятся на учет в налоговых органах по формальному месту нахождения – юридическому адресу, который может расходиться с реальным (фактическим) адресом.

Критерием определения доли налога на прибыль, подлежащей уплате в тот или иной кантон, является доля капитала этого лица, размещенная в данном кантоне, указанная в декларации по налогу на капитал. Налоги с внереализационных доходов юридических лиц (проценты по вкладам, дивиденды по акциям и др.) удерживаются источником выплат. Такое удержание является в Швейцарии специальным предварительно удерживаемым налогом, который возмещается при надлежащем оформлении декларации по налогу на прибыль и указании в ней соответствующих доходов. При этом за удержание налогов источник выплат получает от государства комиссионное вознаграждение.

Контроль за деятельностью юридических лиц, не связанной с постоянным местом, производится на основе системы лицензий и патентов, за приобретение которых предприятие вносит соответствующие промысловые и другие местные сборы.

Предприятия, организации, учреждения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят регистрацию в органах местного самоуправления, встают на учет в налоговом органе по месту учреждения (месту регистрации).

Филиалы, представительства и другие обособленные подразделения юридических лиц, являющиеся налогоплательщиками, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождены от регистрации, встают на учет в налоговом органе по месту нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые в соответствии с законодательством РФ проходят регистрацию в органах местного самоуправления, встают на учет в налоговом органе по месту своей регистрации – месту своего постоянного жительства.

Компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, иностранные физические лица – предприниматели, подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности в Российской Федерации. Постановка на налоговый учет указанной категории плательщиков производится на основании письменного заявления и документов, подтверждающих их регистрацию в стране постоянного местопребывания.

Банки и иные кредитные учреждения, а также их филиалы, на которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги, встают на учет в налоговом органе в общеустановленном порядке.

Налоговый орган, при постановке на учет налогоплательщиков, включая физических лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также филиалов, представительств и других обособленных подразделений юридических лиц, выдает каждому из них справку, подтверждающую их постановку на налоговый учет, представляемую в банк или иное кредитное учреждение для открытия расчетного (текущего) счета для осуществления операций по основной деятельности.

2.2. Технология налоговых проверок

Налоговые инспекции имеют право проводить проверки на всех предприятиях, в учреждениях.

Проверке подвергаются денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Проверки должны проводиться непосредственно, на предприятии, без изъятия документов в присутствии должностных лиц. Основанием для проведения проверки является письменное поручение начальника налогового органа.

Налогоплательщик должен быть заранее предупрежден о проведении плановой проверки (ревизии), ее программе и сроках.

Проведение внеплановых проверок возможно без заблаговременного предупреждения, но с соблюдением процедурных ограничений.

Результаты документальной проверки расчетов по налогу должны оформляться справкой или актом.

При отсутствии нарушений налогового законодательства и ведения бухгалтерского учета налогов проверяющий составляет справку с указанием: наименования предприятия, его подчиненности или формы собственности; даты проверки; периода, за который она проводилась; действовавшей учетной политики в проверяемом периоде; работников ответственных (руководителя и главного бухгалтера) за соблюдение налогового законодательства в проверяемом периоде; данных о соблюдении предприятием налогового законодательства; правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налогов, а также соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета.

В справке также указывается выполнение предложений по ранее производимым проверкам, а также внесены ли исправительные записи по счетам бухгалтерского учета и квартальным (годовым) балансам.

Справка подписывается должностным лицом ГНИ, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

При установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета проверяющий оформляет результаты документальной проверки актом, который подписывается должностным лицом Государственной налоговой инспекции, другими участниками проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

Во вступительной части акта указываются характеристика предприятия, должностные лица, вид проведенной проверки.

Описательная часть акта включает изложение фактов и действий, связанных с нарушениями. При этом детализируют каждый факт неправомерных действий со ссылками на конкретные первичные документы, нормативные инструкции, положения закона. Налоговый инспектор может изъять документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или иных объектов налогообложения.

В результативной части акта обобщаются выявленные факты, подсчитывается и фиксируется сумма недоплаты по каждому конкретному налогу. Запрещается включать в акт квалификационную оценку действий.

В изложении акта документальной проверки должны быть соблюдены объективность, ясность, лаконичность и точность описания выявленных фактов нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета налогов, при этом по каждому факту нарушения, отраженному в акте проверки, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующий нормативный документ. В акт документальной проверки не следует включать непроверенные факты и выводы.

Выявленные факты однородных массовых нарушений группируются в таблицы и другие справочные материалы, прилагаемые к акту проверки, а в акте проверки приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.

Специальным приложением к акту освещаются выявленные расхождения между суммами, показанными в расчете налогов, и суммами, установленными при проверке.

При проверке поступления декадных платежей налогов выявленные расхождения между данными о суммах налога, заявленных плательщиками, и данными, установленными налоговыми органами, записываются в таблицу с начислением пени за несвоевременную уплату платежей в бюджет.

В случаях несогласия с фактами, изложенными в акте, налогоплательщик (соответствующее должностное лицо или гражданин) обязан подписать акт с изложением письменных возражений и приложить к нему объяснение и документы, подтверждающие мотивы своих возражений. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть проверена, и по ним должно быть дано письменное заключение проверяющего.

При отказе налогоплательщика от подписи акта, проверяющим в конце акта делается сноска: «Налогоплательщик от подписи отказался без объяснений и обоснования мотивов отказа».

Акт, как правило, составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях и с протоколом изъятия документов и вручается: первый экземпляр проверяющему, второй – под расписку руководителю проверяемого предприятия.

Все материалы проверок не позднее следующего дня по прибытии проверяющего в Государственную налоговую инспекцию регистрируются налоговыми органами в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью налогового органа.

После их регистрации в специальном журнале материал проверки передается начальнику отдела, а в необходимых случаях – начальнику Государственной налоговой инспекции или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения, в том числе по применяемым к налогоплательщику санкциям.

Налоговые органы обязаны в недельный срок информировать Министерство финансов Российской Федерации о случаях неуплаты предприятием налогов и иных обязательных платежей во все уровни бюджетов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их уплаты.

Для координации работы налоговых органов по представлению информации о случаях неуплаты предприятиями налогов и иных обязательных платежей для возбуждения дел о несостоятельности предприятий-должников информация должна направляться в Государственную налоговую службу РФ для дальнейшей ее передачи Министерству финансов РФ.

Информация о случаях неуплаты предприятиями налогов и налоговых платежей направляется налоговыми органами в Государственную налоговую службу Российской Федерации только в следующих случаях:

• при перемещении вопроса о признании несостоятельным (банкротом) предприятия, находящегося в федеральной собственности;

• по крупным предприятиям всех форм собственности.

В случае если предприятие находится в собственности субъекта Федерации или же его деятельность независимо от подчиненности имеет большое значение для развития данного региона, информация налоговыми органами передается соответствующим министерствам финансов республик в составе РФ, финансовым управлениям администраций краев, областей, городов и автономных образований для возбуждения ими дела о несостоятельности данного предприятия по месту нахождения.

По предприятиям местного значения информация представляется районным налоговым органом районному финансовому органу для дальнейшего принятия необходимых мер.

Заключение

Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века.

В соответствии с п.1 ст. 30 НК РФ налоговыми органами в РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ.

Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов.

Необходимо отметить, что в данное Министерство входят еще подведомственные организации, такие как:

Главный научно-исследовательский вычислительный центр МНС России (ФГУП ГНИВЦ МНС России)
Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы МНС России (ГНИИ РНС)
Учебные заведения
Государственные лечебно-оздоровительные, образовательные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении МНС России

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам играет немаловажную, а можно сказать и непосредственную, роль в экономике всей страны. Именно от работы данного Министерства зависит величина поступлений денежных средств в бюджет. Это в свою очередь, непосредственно влияет на экономическое развитие страны, финансирование бюджетных статей, развитие науки, отраслей промышленности и т.п.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”
  3. Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. № 1635 “О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам
  4. Приказ МНС России от 30.12.2003 года № БГ-3-09/728/308 “Об утверждении порядка взаимодействия МНС России и Фонда социального страхования Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде”
  5. Приказ от 31.12.2003 года № БГ-3-09/738/531 “Об утверждении Порядка взаимодействия МНС России и Государственного комитета Российской Федерации по статистике при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде”
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 “Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей” (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2003 N 243, от 16.09.2003 N 577, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 578)
  7. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации “О бюджетной политике на 2004год”
  8. Инструкция Госналогслужбы РФ от 30.05.95г. №31 «О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц».
  9. Луппиан М. Налоговая система РФ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  10. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Бек, 2001.
  11. Налоги. Теория и практика И.В. Дольде, В.В. Глухов, Санкт-Петрб. Спец.Лит. 1998г.
  12. Основы налоговой системы / Уч. Пособие под. ред. Черника Д.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  13. Перов А. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2002.
  14. Сборник нормативных документов. Налоги в России. Налоговая система России. Общие вопросы налогового законодательства. Органы налогового контроля. – М.: Юрид. лит., 2001
  15. Тимофеева О.Ф. Налоговая система России: настоящее и будущее // Налоговый вестник. – 2001.- № 2 – с. 54- 61.
  16. Толковый экономический и финансовый словарь И.В. Бернар и Жан-Клод Колли. /Под редакцией Л.В.Степанова./Москва 1994 г. Международные отношения
  17. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2001.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.