Содержимое

Введение

Международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире – Древней Греции и Древнем Риме – в виде вексельного и меняльного дела. Следующим этапом их развития явились средневековые “вексельные ярмарки” в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились по переводным векселям (траттам). В эпоху феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчетов через банки.

Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система-форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы.

Исторически первыми возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой, то есть формой организации мировых валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной темы на сегодняшний день.

Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру мировых финансов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие и структуру мировых финансов;

– рассмотреть современные тенденции международного рынка капиталов;

– рассмотреть перспективы развития мировой валютной системы;

– предложить пути решения проблем мировых финансов.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру.

Структурно работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал и данные периодической печати.

Глава 1. Мировая финансовая система и ее структура

1.1. Понятие международных финансов и мировой валютной системы

Международные финансы – понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении, рост мировой торговли, масштабов и специализации производства, развитие международных потоков капитала, межграничное движение товаров, услуг и людей привели к развитию международных финансов, возникновению мировых финансовых рынков, международных финансовых корпораций, усложнению межгосударственных финансовых отношений и других аспектов международной финансовой деятельности.

Международные финансы отражают состояние и развитие постоянно меняющейся международной денежной системы, состояние и изменение платежных балансов отдельных стран, международных финансовых рынков, международных финансовых корпораций, международной банковской и инвестиционной деятельности. Основными участниками мировой системы финансов являются: банки, многонациональные корпорации, портфельные инвесторы и международные официальные заемщики. Мировые финансовые операции стали динамичной силой, оказывающей существенное воздействие на финансовые системы отдельных стран, и во взаимодействии с мировой экономической средой – мощным инструментом интеграции экономических и финансовых рынков стран и регионов.[1]

Международные финансовые отношения – это система наднациональных денежных отношений, опосредствующая движение капитала и денежных потоков в мировом хозяйстве. Их цель — обеспечение свободного перемещения разнообразных экономических и интеллектуальных ресурсов между отдельными странами.

Российские хозяйствующие субъекты в мировой экономике представлены различными формами международного предпринимательства, а именно, кооперацией, ассоциацией, торговым домом, совместным предприятием и т.п. Все эти формы международного предпринимательства можно объединить одним понятием — «международная организация». Международная организация — это юридическое лицо, одной из функциональных задач которой является международная деятельность по реализации внешнеэкономических связей государства (а может быть, и хозяйствующих субъектов).

Эффективное управление международными организациями предполагает их научную классификацию по определенным признакам для достижения поставленных целей. В основу такой классификации могут быть положены два признака: сфера распространения и структурный признак.

По сфере распространения различают мировые международные институты и международные организации одного государства. К мировым международным институтам относятся Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития. Лондонский клуб кредиторов. Парижский клуб кредиторов. Генеральное соглашение по тарифам торговли и др.

Международные экономические организации — это межправительственные и межгосударственные экономические организации, а также международные хозяйственные организации и объединения. Они создаются на основе договоров и соглашений между их учредителями. Основная функция межгосударственных экономических организаций — координация действий стран-партнеров по сотрудничеству в производственной, научной, технической и других сферах деятельности. Основная функция международных хозяйственных организаций — совместная хозяйственная и организационная деятельность в научно-производственной сфере и международной торговле.

1.2. Структура мировых финансов

Финансы выражают экономические общественные отношения, которые по-разному проявляются, и в каждом звене финансовой системы имеют свою специфику. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. Они участвуют в создании валового внутреннего продукта (ВВП), распределяемого внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Из выше сказанного можно дать определение финансовой системе, как системе форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

В развитых зарубежных странах финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

1) государственную бюджетную систему;

2) государственный кредит и кредиты местных органов власти, а в федеративных государствах — и кредиты членов федерации;

3) специальные внебюджетные фонды;

4) финансы государственных корпораций.

Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах бюджетная система включает два звена:

• государственный бюджет;

• многочисленные местные бюджеты (бюджеты городов, округов, сельских округов и т.д.).

Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

• государственного бюджета, или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства;

• бюджетов членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, земель в ФРГ, кантонов в Швейцарии и т.д.);

• местных бюджетов.

Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и территориального (регионального и местного) самоуправления.

Государственный бюджет — основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — парламентом.

При чрезвычайных обстоятельствах (в периоды войн, экономических кризисов) правительства опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.

Государственный бюджет — главный инструмент перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны.

Территориальные финансы — второе звено финансовой системы. Это финансы членов федерации в федеративных государствах и финансы местных бюджетов, предприятий, принадлежащих членам федерации и муниципалитетам, и автономные доходы членов федерации и местных органов власти.

Вопрос о доходах членов федерации в отдельных странах решается по-разному. Так, в США за бюджетами штатов закреплена основная часть косвенных налогов и, прежде всего налог с продаж, в ФРГ — поступления по основным прямым налогам — подоходному налогу с населения и налогу на прибыль корпораций делятся в пропорции 50%:50% между федеральным бюджетом и бюджетами земель.

Государственный кредит — третье звено финансовой системы. Это кредитные отношения между государствами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств. Государственные и местные займы эмитируются главным образом тогда, когда в бюджетах имеется дефицит, т.е. так называемые обычные доходы не покрывают расходы государства.

Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупные внебюджетные фонды:

фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, самозанятых лиц, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета.

Так, в США система пенсионного обеспечения была введена законом 1935 г., который (с многочисленными изменениями) действует по настоящее время. Она распространяется на постоянно занятых наемных работников и самозанятых лиц. Имеются специальные системы пенсионного обеспечения для служащих на железной дороге, федеральных служащих и большинства служащих штатов и местных органов власти.

1.3. Типы, формы и виды международных финансовых рынков

В числе вопросов, которые беспокоят инвесторов в настоящее время, можно выделить такие, как цены на нефть и результат затянувшихся выборов президента США, но в конечном итоге все это сводится к вопросу, что будет в ближайшее время с крупнейшей экономикой в мире — американской. От того, как она себя поведет, зависит ситуация и на валютных, и на фондовых, и на товарных рынках.

Разговоры о том, какая именно “посадка, мягкая или жесткая”, предстоит американской экономике, в последнее время стали любимой темой для обсуждения среди аналитиков. Сторонники обоих вариантов выдвигают многочисленные вполне правдоподобные аргументы и ссылаются на события прошлых лет. Действительно, в новейшей экономической истории Федеральной резервной системе уже удавалось приводить американскую экономику к “мягкой посадке”, но лишь однажды — в 1994 году. Кроме того, вероятное сокращение роста инвестиций в США и производительности труда действительно может привести к тому, что события будут разворачиваться не так, как этого ожидают Гринспэн и другие руководители ФРС.

Начиная с 1997 г., рост ВВП Америки составлял примерно одну треть совокупного роста мировой экономики. Если этот “вечный двигатель” мировой экономики внезапно остановится, то придется туго всем, странам, так или иначе интегрированным в мировую хозяйственную систему.

Существует три способа, которыми спад в американской экономике может негативно воздействовать на экономику других стран: торговля, валютные курсы и движение капитала. Так, американская экономическая экспансия сопровождалась резким ростом импорта. С замедлением темпов роста экономики рост импорта будет сокращаться быстрее, чем рост ВВП. Наиболее серьезный ущерб при этом понесут Канада и Мексика: экспорт товаров в США из этих стран составляет соответственно 33 и 21% их ВВП. Аналогично для многих стран Восточной Азии, таких как Малайзия, Филиппины и Таиланд, экспорт в США приносит более 10% ВВП. Для стран Западной Европы и для Японии этот показатель составляет всего 3%, таким образом, сокращение американского импорта повлияет на них в меньшей степени.

Что же касается валютных курсов, то резкое падение доллара относительно евро и иены приведет к сокращению как раз японского и европейского экспорта в США. С другой стороны, это может оказать определенную поддержку таким странам, как Аргентина, которые жестко привязали свою национальную валюту к доллару.

Кроме того, “бегство” капитала с американского фондового рынка неизбежно вызовет аналогичные процессы на фондовых рынках других стран. Это также существенно затруднит привлечение капитала в экономику развивающихся стран, так как поддавшиеся всеобщей панике инвесторы будут стремиться вкладывать свои средства с меньшим риском. На первом этапе это выразится в перетекании капиталов с рынков акций на более надежные рынки облигаций, в первую очередь государственных, а внутри рынка облигаций произойдет перераспределение в пользу наиболее развитых стран, в первую очередь в пользу США. Первые признаки этого процесса уже видны: средняя разница в доходности между облигациями развивающихся стран и облигациями казначейства США выросла до 8,1% в декабре по сравнению с 6,3% в сентябре.

Наиболее серьезный разрушающий эффект резкое замедление американской экономики может оказать на развивающиеся страны. Восстановление экономики многих стран Азии и Латинской Америки после последнего кризиса во многом зависит от экспорта в США. Особенно сильно это относится к экспорту азиатского электронного оборудования.

Сегодня две ведущих развивающихся экономики — турецкая и аргентинская — борются с финансовыми трудностями, что заставляет инвесторов воздерживаться от работы на рынках этих и других развивающихся стран.

Важным фактором, стимулирующим экономику развивающихся стран, является рост объемов международной торговли. В течение 2003 г., по прогнозу ВБ, объем торговли вырастет на 12,5% — это самые высокие темпы роста с начала 1970-х гг. “Это очень хорошие новости для развивающихся стран. Это означает, что эти страны могут быстро расти, полагаясь на экспорт”, — говорит Ури Дадуш, директор Группы экономической политики и перспектив развития ВБ. Среднегодовой рост экспорта из развивающихся стран составил в 1990-е годы 10%. В 2003 году рост замедлится, по прогнозу ВБ, до 8%. Если же в США экономический рост в течение нескольких кварталов (по наихудшему сценарию ВБ) будет нулевым или лишь немного выше этого уровеня, рост мировой торговли может замедлиться до 3—4%. Активное участие развивающихся стран в международной торговле, ускоряющее их экономический рост, способствует повышению в них уровня жизни. В част-ности, средняя продолжительность жизни в развивающихся странах выросла за последние 10 лет с 63 до 65 лет, а уровень безграмотности снизился с 31 до 26%. По мнению экономистов банка, основная цель которого — помощь бедным странам, наилучший способ, которым богатые страны могут способствовать повышению уровня жизни в бедных странах, — это открыть свои рынки для экспорта товаров из развивающихся стран. По состоянию на сегодняшний день промышленно развитые страны предоставляют развивающимся странам помощь в размере 50 млрд. долл. в год.

Постоянно публикуемые макроэкономические данные о состоянии американской экономики являются предметом пристального внимания аналитиков и управляющих различных фондов. В особенности это касается показателей инфляции, ВВП и безработицы.

Валютный рынок

Новые экономические данные подтвердили, что темп экономического роста Еврозоны снижается, однако это снижение следует оценивать как умеренное. Рынок нацелен на состояние общемирового экономического роста, и можно сделать вывод, что Европа не останется за бортом всеобщего спада экономики. Соответственно ожидаемое повышение ставок уже “отрабатывается” рынком в долгосрочной перспективе.

Рассмотрим экономические данные по Европе. Замедление безусловно есть, однако эксперты пока далеки от драматических оценок. Индекс оптимизма менеджеров по закупкам в сфере услуг как по отдельным странам Еврозоны, так и по Е11 в целом, как говорят дилеры, “потерял момент” и показал снижение за ноябрь. По Еврозоне индекс снизился до 56,4 в ноябре против 57,5 в октябре. Пик индекса был достигнут в апреле и составил 62,2, и соответственно с этого момента он понижался или оставался неизменным. Снижение деловой активности идет наряду со снижением потенциальных рисков инфляции. Снизился индекс PMI Service по занятости с 57,6 до 56,6. Индекс подтверждает, что основания для повышения ставок ЕЦБ до 5% остаются, но будут падать. Хуже ожидавшегося оказался отчет по промышленному PMI в Еврозоне — основной индекс сократился до 54,6 с 55,7 в октябре. Максимум был также достигнут в апреле на уровне 60,7. Индекс по заказам снизился с 55,4 до 54,8, индекс по производству снизился с 56,9 до 56,2. Ценовой индекс снизился с 71,9 до 66,7.

Отчет показывает, что рост экономических показателей в промышленности сохраняется, однако он замедляется с июня 1999 г. Пока ситуация не является серьезной и замедление не оценивается как проблема. Спад активности на рынке труда говорит в долгосрочном плане о снижении потенциала инфляционного давления, в краткосрочном — о стагнации внутреннего потребления. Наибольший спад в этом секторе зафиксирован во Франции, Германии и Италии. Как раз в Италии в сентябре рост объема промышленных заказов был существенно меньше прогнозируемого — вместо 10% г/г реально рост объема заказов составил 6,2% г/г против 18,9% г/г в августе. Причем снижение объема заказов было выровнено как по экспортным, так и по внутренним заказам. Индекс делового доверия по Италии снизился до 104 в октябре со 107 в сентябре — значение также хуже прогнозных. Как объем заказов, так и производства снизились до минимального февральского уровня. Несколько сглаживает общую картину отчет по промышленным заказам в Германии за октябрь — там объем заказов вырос на 3,1% м/м и 8,9% г/г после резкого снижения в сентябре на 4,1% м/м. Прогнозы составляли 1%. Объем экспортных заказов вырос на 5,5% м/м, но внутренние заказы выросли только на 1,3% м/м, что усиливает оценку зависимости экономики Европы от общемирового экономического роста и сглаживает положительную оценку отчета в целом. Во Франции уровень безработицы снизился до 9,4% в октябре против 9,5% в сентябре — это лучше, чем ожидалось. В Германии в ноябре безработица не изменилась — уровень 8,9%. Пока можно говорить о стабильности рынка труда, несмотря на падение экономической активности.

В целом ситуацию можно оценить следующим образом: очевидно замедление экономического роста, однако ситуация пока стабильная. ЕЦБ не имеет пока никаких оснований для понижения ставок, однако также оснований и для роста ставок. Вопрос заключается в том, насколько силен спад в общемировой экономике и, соответственно, привлекательны прямые инвестиции в европейскую экономику по сравнению с “падающим” рынком акций в США.

ЕЦБ заявил уже о том, что инфляция находится под контролем. Как косвенные, так и прямые оценки ее текущего и будущего состояния благоприятны, и действия ЕЦБ за последнее время говорят о том, что повышение ставок до 5%, о котором говорили в октябре, законсервировано. Если такая равновесная ситуация будет сохраняться без резко отрицательных отчетов, то можно говорить о подтверждении положительного давления на доллар и о наличии с точки зрения классического технического анализа фигуры “двойное дно” на дневном графике евро/доллар с уровнем дна 0,8270—0,8410 и плеч на 0,8820.

Согласно наиболее распространенному сейчас мнению приверженцев волновой теории, этап понижения евро закончился и рынок входит в период роста евро. В качестве первых ценовых ориентиров приводятся значения 0,93 евро за доллар и уровень паритета.

Товарные рынки

Из товарных рынков наибольшее внимание приковано к рынку нефти и нефтепродуктов. Цены на нефть продолжали падать в ходе торгов в декабре. По словам трейдеров, причиной этого стали, с одной стороны, новости о возобновлении экспорта иракской нефти, а с другой — заявления об увеличении объемов нефтепродуктов в нефтехранилищах США. Цена за баррель нефти Brent на американских товарных рынках снизилась к середине месяца до 25,89 долл. Цена за баррель лондонской нефти Brent со сроком поставки в январе 2003 г. упала до уровня 26,20 долл. Аналитики считают, что на сегодняшний день можно с уверенностью сказать о формировании на мировых товарных рынках устойчивой тенденции к падению цен на нефть.

Данная ситуация не устраивает ОПЕК, которая собирается сократить поставки нефти на 1 млн барр./день, если средняя мировая цена на нефть опустится ниже 22  долл./барр. Президент ОПЕК Али Родригес заявил в Каракасе, что если средняя мировая цена на нефть, выраженная через так называемую “корзину ОПЕК”, опустится ниже 22 долл./барр., то картель может уменьшить поставки своей нефти на 1 млн барр./день. Однако Али Родригес не исключает, что холодная зима в США не позволит ценам на нефть опуститься ниже этого уровня. Одновременно министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Халиль в интервью алжирской газете Le Matin заявил, что участникам прошедшего 17 января 2004 г. в Вене саммита ОПЕК рекомендовано рассмотреть вопрос о сокращении поставок нефти на 1,4 млн. барр./день. При этом он уточнил, что реальное сокращение поставок картель сможет осуществить не ранее чем через месяц, если подобное решение будет принято.

Глава 2. Современное состояние мировой валютно-финансовой системы

2.1. Современные тенденции международного рынка капиталов: аспект глобализации

Глобализация и современные информационные технологии придают традиционному понятию “мировая экономика” на сегодняшний день совершенно иное, новое значение. Термин “финансовая глобализация” понимает мир как связанный, взаимозависимый и продолжающий интегрироваться безграничный рынок. В отличие от этого понятие “интернационализация” в применении к мировой экономике, о которой говорили и писали экономисты до начала 80-х годов, подразумевает мир с активными взаимоотношениями национальных и региональных независимых рынков.

Глобализация финансовых рынков, имеющая сегодня революционные по своему эффекту последствия не только для мировых финансовых рынков в целом, но и для международных инвесторов и заемщиков капитала, основывается на глобализации в области товарных потоков. В 60-х годах процесс глобализации начал развиваться на основе интернационализации производства, капитала и сбыта в товарной сфере, в первую очередь в рамках триады Америка-Европа-Азия.

Последняя четверть века характеризуется большими изменениями, происходящими в мировых финансах, введением многочисленных новшеств в организацию, методы управления банками и формы обслуживания корпоративных и индивидуальных клиентов. Складывавшиеся веками приемы и методы банковской деятельности, усложняясь, приобретают новые черты. В то же время возникают совершенно новые, оригинальные виды операций и услуг, не имевшие аналогов в мировой практике и ставшие возможными благодаря сложному сочетанию причин, влияющих на спрос и предложение денежного капитала. В качестве важных детерминант воздействия на спрос и предложение кредитных ресурсов в статье рассматриваются актуальные тенденции на мировых финансовых рынках капитала.

Интернационализация рынков означает, что характер операций, как заемщиков, так и кредиторов, широкая диверсификация их активов и пассивов по странам и регионам, наличие мощной сети представительств, филиалов и дочерних организаций за рубежом уже не позволяют олицетворять их только со страной национальной принадлежности. В глобальном масштабе ресурс “капитал” приобрел существенную мобильность и подвижность. Капитал перетекает во всем мире по направлению к самым привлекательным и более выгодным возможностям его приложения. Такие возможности никогда не оцениваются в абсолюте, а напротив, всегда находятся в конкуренции к другим альтернативам.

Глобализация рынков означает процесс очень схожий с интернационализацией и заключающийся в усилении роли международных рынков с точки зрения осуществления операций кредитования и заимствования резидентами различных стран. Интернационализация и глобализация приводят к росту международной сети финансовых институтов и корпораций, к повышению доли бизнеса, приходящейся на зарубежные страны, к более фундаментальным качественным изменениям в их системах организации, структуре управления и философии менеджмента.

Глобализация финансовых рынков означает также сближение, сходимость и идентичность цен и качества в определенный период времени на конкретный финансовый продукт во всем мире. При этом не учитываются местные затраты или другие местные условия.

Финансовая взаимозависимость национальных экономик развивалась постепенно на фоне дальнейшего углубления разделения труда, ускорения НТП. Сырьевые ресурсы были глобализированы первыми в 1960 г., за ними последовали валюты, производные инструменты, ценные бумаги и индексы. Развивающиеся или формирующиеся рынки (emerging markets), несмотря на возникающие валютно-финансовые кризисы, в долгосрочной перспективе считаются важной интегрированной частью глобализированного финансового мира.

Риски глобальных финансовых рынков в основе своей не новы. Новым является стремительный рост объемов различных компонентов и их глобальных взаимодействий, что может привести к более сложным системным рискам. Тем важнее и актуальнее становятся технические запросы в отношении современной, всемирной сетевой системы, которая идентифицирует и рассчитывает взаимные обязательства. Также решающее значение приобретают современные системы, обслуживающие платежные потоки, торговлю ценными бумагами и хранение ценных бумаг.

Несмотря на все потенциально опасные моменты, преимущества (или шансы), предоставляемые глобализацией финансовых рынков, перевешивают. Решающими при этом являются следующие предпосылки: во-первых, необходимая самодисциплина (в рамках глобализации осуществляется управление сложностями и концентрацией капитала посредством разумного официального наблюдения), а во-вторых – надежный выбор партнеров (только институт высочайшего класса со всеохватывающим набором финансовых продуктов и соответствующими конфигурациями информационных технологий может рассматриваться как партнер).

Рост международной конкуренции на международных финансовых рынках капитала между кредиторами и между заемщиками – резидентами различных стран – еще одна ярко выраженная тенденция. Сравнительно недавно европейские банки функционировали в достаточно спокойной и размеренной среде. Сегодня они должны самоутверждаться в изматывающей борьбе за позиционирование на рынке. Боязнь кризиса крепнет, усиливается неуверенность и взамен комфорта возрастает конкуренция. Стоимость капитала и регулярный доступ к дешевому капиталу не воспринимаются более как данность. Возможные потребности в финансировании общественных и частных дебиторов и эмитентов гигантские. Традиционные страны-кредиторы превратились в дебиторов. Больше половины земного шара вступило на арену международной конкуренции за выгодный капитал после падения коммунистических режимов. Согласно исследованиям инвестиционного банка “Морган Стэнли”, США, объем сбережений Запада должен ежегодно расти на 9%, для того чтобы удовлетворять спрос на капитал во всем мире.

Отличительной чертой последних двадцати лет стала конкуренция между транснациональными корпорациями и глобальными финансовыми институтами. В результате этого рынки становятся более эффективными, снимаются многие ограничения и барьеры, устанавливается рыночное равновесие. С другой стороны, растущая конкуренция значительно повышает требования к финансовым институтам и корпорациям с точки зрения их экономической эффективности, а также к правительствам с точки зрения улучшения инвестиционного климата, обеспечения политической и экономической стабильности национальных экономик, которые вынуждены конкурировать друг с другом за кредитные ресурсы в масштабе мирового хозяйства.

Интеграция международных рынков стала одним из наиболее заметных явлений в экономическом развитии мирового хозяйства в 1980-1999 гг. На фоне значительного дерегулирования в области международной торговли, либерализации экспорта и импорта между ведущими странами, улучшения инвестиционного климата во многих, в том числе и развивающихся странах соответствующие изменения происходили и на международных финансовых рынках капитала. Интеграционные процессы привели к снятию барьеров для входа на национальные рынки капитала иностранных финансовых институтов-кредиторов, а также заемщиков, повышению мобильности долгового капитала, снижению трансакционных издержек, связанных с получением от местных регулирующих органов различных разрешений и лицензий, необходимостью прохождения длительных бюрократических процедур контроля за движением капитала и валютного контроля и т.п. Другой предпосылкой для ускорения интеграционных процессов стало стремительное развитие информационных систем, баз данных и глобальных компьютерных систем, позволяющих осуществлять платежи (SWIFT), торговлю ценными бумагами, получать оперативную информацию о состоянии мировых финансовых рынков.

Одним из крупнейших событий в области интеграции мировых финансовых рынков капитала стала реализация Европейского валютного союза и введение единой валюты стран – участников этого союза – евро. Это в корне изменило европейскую денежную и валютную систему и, по мнению многих экспертов, позволило преодолеть валютную раздробленность в Европе.

Начало действия валютного союза и фиксация валютного курса евро по отношению ко всем валютам относится к январю 1999 г. В результате произошло решительное изменение структуры валютных операций на глобальных рынках в сторону увеличения доли операций, деноминированных в евро. Прогнозируется, что вес евро значительно повысится прежде всего на международных рынках долгового капитала – межбанковский денежный рынок, рынок международных синдицированных кредитов, рынок государственных долговых обязательств, эмиссии иностранных облигаций в странах – участницах союза и еврооблигаций и т.п. Интеграция валютных систем в Германии, Франции, Австрии, странах Бенилюкса, Финляндии, Ирландии, Португалии и, возможно, других приведет к выравниванию процентных ставок, снижению инфляции, повышению экономической эффективности и открытости рынков, а следовательно, к новым возможностям заимствования и кредитования, то есть к усилению международных финансовых рынков капитала.

Конвергенция международных финансовых рынков капитала – процесс очень схожий с интеграцией рынков и заключающийся в том, что в результате снятия законодательных ограничений, барьеров регулирования и роста операций как международных заемщиков, так и международных кредиторов происходит постепенное размывание границ между различными секторами и сегментами мировых финансовых рынков. В результате ослабления регулирования по разделению инвестиционного и коммерческого банковского бизнеса в США и некоторых других странах, снятия барьеров для выхода иностранных заемщиков на локальные рынки, ослабления антимонопольного законодательства в отношении создания финансовых холдингов, объединяющих различные направления инвестиционного, коммерческого и страхового дела, происходит реальное слияние международного банковского рынка и международного рынка долговых ценных бумаг. Это выражается в том, что ведущие участники обоих рынков предпринимают активные операции в новых для них областях: универсальные банки становятся андеррайтерами, организаторами и трейдерами на рынке облигаций, а инвестиционные банки организуют и участвуют в международных синдицированных кредитах.

Концентрация международных финансовых рынков капитала – процесс, который является характерным для развития, как отрасли инвестиционного банковского бизнеса, так и отрасли коммерческих, универсальных банков, страховых компаний и пенсионных фондов. Концентрация происходит в основном путем сделок слияний и поглощений, как среди финансовых институтов, так и среди корпораций-заемщиков, при этом объемы этих сделок увеличиваются. В результате происходит концентрация огромных финансовых ресурсов у ограниченного числа глобальных игроков, способных вести активные операции на различных рынках долгового капитала. Процессы концентрации затронули практически все развитые рынки долгового капитала – США, Западная Европа, Япония и др.

Компьютеризация и информатизация рынков заключается в повсеместном использовании участниками международных финансовых рынков новейших информационных систем, глобальных баз данных и интегрированных компьютерных систем управления. Совершение банковских операций без границ возникло благодаря информационным технологиям.

Несмотря на то, что глобализация объективно стала неотъемлемым аспектом ведения бизнеса на мировых финансовых рынках и участники рынков ассоциируют с этим процессом наивысшую степень сложности, большую долю постоянных издержек, высокие требования к специалистам и очень жесткую конкурентную среду, вопрос о степени привлекательности глобального ведения бизнеса для большинства неоднозначен. Упрощенно можно также сделать вывод, что многие желают, но немногие могут участвовать в этом процессе.

Такое качественное развитие мировых финансовых рынков свидетельствует об их более высокой эффективности и о возрастающей роли именно международных рынков капитала в области привлечения кредитных ресурсов.

2.2. Перспективы развития мировой валютной системы в современных условиях

Практически все аналитики расценивают введение общей европейской валюты, как одно из важнейших событий в международных валютных отношениях после отмены Бреттон-Вудской системы. Например, авторы специального доклада, подготовленного Международным валютным фондом, заранее провозгласили, что с учреждением ЭВС (Экономический и Валютный Союз) евро должна стать второй по важности валютой официальных резервов в мире, а ЕЦБ займет свое место как наднациональная структура по руководству межгосударственной валютой. Многие даже предполагают, что рождение нового сверхмощного субъекта мировой экономики, каким хотят сделать ЭВС его архитекторы, повлечет за собой экономический передел мира. Элен Рей, аналитик из лондонского Центра экономических исследований, в связи с этим замечает: “Рядовые европейцы, в самом деле, поглощены преимущественно проблемами практического использования новой валюты. Но некоторые европейские политики и экономисты (особенно во Франции) видят ЭВС как наилучший шанс ослабить гегемонию доллара в международной валютной системе”. Насколько оправданы эти амбиции, можно будет судить лишь по прошествии нескольких лет.

Хотя целый ряд этих и других вопросов пока остаются нерешенными, в общей тональности оценок преобладают оптимистические ноты. Так, эксперты МВФ полагают, что, несмотря на имеющиеся политические, культурные и экономические проблемы, евро имеет достаточный потенциал, чтобы преобразить европейский и международный финансовые рынки и трансформировать существующую многостороннюю валютную систему в трехполярную или даже двухполярную. В настоящее время, по их мнению, похоже, что евро будет играть более значительную роль в международной торговле, частных инвестициях и официальных резервах.

Не нужно быть специалистом по экономической истории, чтобы придти к выводу о том, что международное валютное превосходство приносит существенные политические выгоды.

В настоящее время Европа играет одну из ключевых ролей в мировой экономике.

Роль новой валюты в международной финансовой системе будет основана в будущем на стабильности и силе евро против доллара и иены и определяться долей евро в официальных и частных инвестиционных портфелях, международных финансовых транзакциях и торговых потоках. После введения евро торговля между 11 странами ЭВС не требует больше операций купли-продажи валюты. Контракты между компаниями разных стран теперь не связаны с валютными рисками. Более того, поскольку цены определяются в одной и той же валюте во всех 11 государствах, европейским фирмам стало легче покупать товары, сделанные в других странах Евроленда. Поэтому внутренняя торговля в ЭВС будет расти опережающими темпами по сравнению с внешней. Кроме того, поскольку страны Еврозоны становятся гораздо более сплоченными в экономическом плане, их политическое руководство будет менее озабочено флуктуациями обменных курсов евро, чем правительства отдельных стран – курсами своих прежних национальных валют. Иными словами, подход к политике обменных курсов стал более похож на американский, что способствует снижению курса евро.

Можно утверждать, что обменный курс доллара к евро не претерпит больших изменений в 2005 г., пока не произойдет крупных перемен в мировом балансе официальных и частных долларовых активов.

Доллар в течение многих лет являлся доминирующей резервной валютой, в которой другие страны по всему свету предпочитали держать свои валютные резервы. На конец 2002 г. 57% всех официальных резервов иностранной валюты в мире приходилось на доллар. Немецкая марка занимала лишь 12,8%, французский франк – 1,2%, а японская иена – 4,9%. Однако при этом центральные банки Евроленда имели валютных резервов на $ 300 млрд. После введения общей валюты они, начали сокращать свои резервы в иностранных валютах. Поскольку торговля внутри зоны производится в евро, отпадет потребность поддерживать ее с помощью накопления резервов иностранных валют. Различные расчеты определяют объем “избыточных” резервов в странах ЭВС в диапазоне от $ 50 млрд. до $ 230 млрд. Рыночные оценки экспертов МВФ, которые базируются преимущественно на величине торговых потоков, указывают, что европейцами может быть продано до $ 50 млрд. Однако, величина и предполагаемая структура резервов в ЭВС будет определяться в большей степени направлением движения потоков капитала и политикой обменного курса ЕЦБ, чем торговыми потоками. Более того, если прежняя линия поведения основных центральных банков может служить ориентиром в этом вопросе, то ЕЦБ вряд ли будет продавать долларовые резервы в ближайшее время. Поскольку цифра “избыточных” резервов незначительна по сравнению с общим объемом международных активов и обязательств США, понижающее давление на обменный курс доллара к евро вследствие продажи долларовых резервов в любом случае будет слабым.

Значение евро как резервной валюты в значительной мере будет зависеть от политики центральных банков азиатских стран. Пока они владеют более чем 40% официальных валютных резервов мира (преимущественно в долларах).

Насколько важна будет роль евро в международных операциях частного сектора как единицы ведения счетов, средства платежа и эталона измерения стоимости активов? Согласно исследованию, проведенному Банком международных расчетов, сейчас доллар используется в 80% всех валютообменных операций. Почти половина мировой торговли ведется в долларовых ценах. Это побуждает корпорации, вовлеченные в международную торговлю, вести внутреннюю балансовую отчетность в долларах. Но существование единой валюты для большей части Европы приводит к постепенному увеличению доли торговых операций между Европой и другими странами, номинированных в евро. Это, в свою очередь, вынуждает иностранных трейдеров вести балансовую отчетность в евро. Но эти операции касаются меньшей части международных активов в иностранной валюте. Более важными являются зарубежные инвестиции и займы.

Недавно специалисты Центра экономических исследований провели анализ наиболее вероятных вариантов выбора ключевой валюты и прогнозируемого спроса на финансовые активы, номинированные в различных валютах, в среднесрочной перспективе. Для этого использовалась модель мировой экономики, состоящей из трех регионов (Европа, США и Азия). На основании данных валютных и фондовых рынков они пришли к выводу, что в краткосрочной перспективе, скорее всего, евро заменит доллар в качестве основной валюты в торговле между Европой и азиатским блоком, но доллар останется ключевой валютой на международном рынке (сценарий “квази статус – кво”). Но если будет достигнут существенный прогресс в деле интеграции финансового рынка Европы, то экономия на масштабе операций позволит настолько снизить транзакционные издержки, что фундаментальные факторы будут способствовать еще большему укреплению позиций евро. Тогда новая валюта заменит доллар в качестве основной международной валюты при совершении транзакций с финансовыми активами, но в операциях между США и азиатским блоком будет доминировать доллар, который также сохранит ключевые позиции на валютном рынке (сценарий “среднего евро”). Менее вероятен вариант, при котором евро станет играть роль ключевой валюты (сценарий “большого евро”). Таким образом, авторы исследования считают, что новая валюта узурпирует часть функций доллара, хотя масштабы этого процесса будут зависеть от политических решений и предпочтений участников рынка.

Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями.

Вопрос о будущем евро имеет два основных аспекта — внутренний и международный. Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая денежно-кредитная и валютная политика, тесные внешнеэкономические связи не устраняют относительной обособленности народов, государств и экономик внутри Экономического и валютного союза и, следовательно, возможного конфликта интересов.

  1. Если вопреки ожиданиям евро окажется относительно “мягкой” валютой, это повредит интересам наиболее развитых стран (в первую очередь Германии и Нидерландов), которые подвергнутся инфляционному давлению.
  2. Если же евро будет слишком “твердой” валютой, а ЕЦБ будет неукоснительно проводить жесткую денежно-кредитную политику, это может в долговременном плане вызвать снижение темпов экономического роста и социальные потрясения в менее развитых странах.
  3. Для большинства стран — участниц ЭВС (за исключением Австрии, Германии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и с известными оговорками Франции) вплоть до середины 90-х годов была характерна значительная асинхронность экономического цикла.
  4. Альтернативным, не зависящим от правительств средством борьбы с экономическими кризисами является географическая и социальная мобильность рабочей силы. Однако в Западной Европе она весьма низка (например, по сравнению с США), в первую очередь из-за языковых и культурных барьеров.
  5. Неоднородность социально-экономических структур повлечет за собой неодинаковую “проводимость” денежно-кредитной политики ЕЦБ на территории союза, что может снизить ее общую эффективность.

Международный аспект проблемы, по существу, сводится к тому, насколько успешно евро впишется в мировую валютную систему и какое воздействие на новую валюту окажет кризисное состояние этой системы. Фондовые рынки (в первую очередь американский) явно “перегреты”; объем долларов, обращающихся в мире, значительно превосходит возможности их обратного абсорбирования американской экономикой. В принципе это усиливает конкурентные возможности евро, но в то же время создает и серьезную опасность для Западной Европы и ее единой валюты: обвальное падение курса доллара и котировок долларовых ценных бумаг сделало бы весьма вероятным развертывание глобального финансового кризиса, который пагубно отразился бы и на евро.

В настоящее время роль западноевропейских валют в международных валютных отношениях далеко не соответствует экономической мощи Западной Европы и ее месту в мировой экономике.

Глава 3. Пути решения проблем мировых финансов

Существующее регулирование отношений в торговле и особенно на национальных и международных рынках ссудного капитала и в сфере валютных отношений уже неспособно решать постоянно усиливающиеся проблемы и сглаживать растущие системные диспропорции. Дальнейшее снижение роли государственного регулирования и либерализация, за которую выступают значительное число экономистов и членов правительств экономически развитых государств не только не способствует улучшению ситуации, но и ставит мировое хозяйство на порог глобального кризиса.

Среди важнейших задач, стоящих перед мировым сообществом и требующих адекватного решения можно выделить: установление низких и стабильных процентных ставок по кредитам, низкий уровень инфляции, снижение безработицы, выравнивание уровней экономического развития между странами, создание барьеров на пути спекулятивных капиталов и уменьшение их доли в валютно-кредитной сфере, установление фиксированных валютных курсов с формированием механизмов их регулирования, нахождение эффективных средств выравнивания платежных балансов государств и многие другие.

Ни одна из вышеперечисленных задач не может быть решена нерегулируемыми рыночными механизмами. Регулирование не означает “замену рынка государством”, но формирование таких условий на рынках и прежде всего в валютно-кредитной сфере, чтобы их работа была максимально приближена к оптимальному для интересов общества режиму функционирования. Существующие правила и институты рыночной инфраструктуры в целом были сформированы еще в 19 веке и подвергались лишь незначительным системным изменениям. Некоторые из основных механизмов требуют пересмотра по причине их ослабления в последнее время или даже отказа от ряда из них, а также из-за изменившихся технических и организационных условий деятельности.

Задача формирования оптимального режима неразрешима без принятия на самом высоком уровне стратегических решений о соотношении национального и международного регулирования, о степени конкуренции и кооперации на рынках. Однако такое решение затруднено по причине наличия в мировом сообществе множества национальных, классовых, религиозных, идеологических и иных противоречий, которые осложняют достижения общих взглядов на принципы функционирования будущей системы. Вместе с тем, если не окончательное решение проблем, стоящих перед мировой валютно-кредитной системой, то хотя бы способы сдерживания вероятного кризиса существуют, давно известны и не применяются лишь по причине жесткого противодействия со стороны влиятельных сторонников дальнейшей либерализации.

В 1968 году Джеймс Тобин предложил ввести налог на все международные валютные операции с достаточно низкой ставкой, чтобы не причинять значительных неудобств стратегическим инвесторам, предприятиям экспортерам и импортерам, туристам и другим субъектам реального сектора, которые нуждаются в иностранной валюте, но достаточно высокой ставкой, чтобы сдерживать спекулянтов, играющих на изменяющихся процентных ставках и валютных курсах, которые насчитывают в настоящее время более 9/10 всех валютных операций. Тобин предлагал ставку в 0,02%. Позже были предложены гораздо более высокие ставки, причем налоговые сборы должны были делиться между странами, субъекты которых осуществляют сделку, пополам или могли бы быть использованы для финансирования международных организаций и оказания помощи беднейшим из развивающихся стран.

Данное предложение актуально и сейчас, причем как с точки зрения уменьшения доли спекулятивных операций с их негативными эффектами, так и с точки зрения международного источника финансирования и перераспределения ресурсов. Такой вид операций как арбитраж, вероятно, из-за подобного налога стал бы невыгоден. Хотя каждая пара сделок приносит лишь незначительный доход от микроскопических изменений процентных ставок и валютных курсов, десятки подобных сделок ежедневно могут принести высокую годовую прибыль. Однако данный налог не решает проблемы со сделками с государственными облигации, которые могут использоваться участниками рынка в качестве суррогата валюта. Также предложение Джеймса Тобина не дает решение для ситуации, когда прогнозируемые политические события или резкие экономические изменения привлекают на рынок крупных спекулянтов, получающих большие прибыли или убытки от нескольких крупных операций. Налог также малоэффективен в случае начала паники среди участников рынка, как это было во время печально известного кризиса в Юго-Восточной Азии.

Таким образом предлагаемый механизм неспособен предотвратить наиболее болезненные для существующего нерегулируемого валютно-кредитного рынка явления. Вместе с тем простота внедрения и прогнозируемые положительные эффекты делают его использование необходимым. Государства, вводящие налог, договариваются об условиях и обязуют всех субъектов, осуществляющих валютные операции (а такие субъекты обычно лицензируются), взимать данный сбор. Соглашение между тремя-четырьмя крупными странами, вероятно, привлечет интерес остальных. Кроме того, страны-участники могут взимать двойную или тройную сумму налога с субъектов, лицензируемых государствами, не вошедшими в соглашение. Или можно обложить налогом все валютные операции без исключения. Если часть средств вырученных от внедрения данного налога будет перераспределяться в пользу развивающихся стран, то можно ввести требование обязательного участия последних в данной схеме для получения помощи.

Дефицит платежного баланса и отсутствие адекватного регулирования в валютно-кредитной сфере могут вовлечь страну в безвыходную кредитную ловушку, когда выплаты процентов по основному долгу могут быть осуществлены только путем привлечения новых заимствований. Существующая валютно-кредитная система не может предотвратить подобное явление. Единоразовые списания долгов не являются адекватным механизмом решения проблемы, так как имеют скорее субъективный характер, то есть зависят от интересов кредиторов и стимулируют дальнейшие заимствования, не освобождая страну из кредитной ловушки. Коммерческие банки активно участвовали в 70-х годах в кредитовании беднейших развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой в 80-х. Отсутствие регулирования в сфере международного кредита позволило банкам развитых стран свободно кредитовать банковский сектор развивающихся стран, тем более, что правительства часто предоставляли официальные гарантии.

Практика привлечения иностранных заимствований для финансирования бюджетных дефицитов нарушило работу традиционных рыночных механизмов регулирования валютных курсов и выравнивания платежного баланса. По мере увеличения общей суммы задолженности банки и государства-кредиторы повышают реальные ставки по продолжающемуся кредитованию в виду увеличения риска неплатежа, чем только его увеличивают. Неизбежное изменение валютного курса страны-должника увеличивает ее обязательства в большей степени, чем это было бы необходимо для выравнивания платежного баланса. Таким образом, многие развивающиеся, развитые, а также страны с переходной экономикой и частные заемщики оказались заперты в постоянно увеличивающейся долговой ловушке, созданной частным международным кредитованием. Если темпы увеличения задолженности превышают экономический рост, то страна практически не имеет возможности самостоятельно погасить долг. К тому же, если долги деноменированы в валюте кредитора, то растущие валютные риски будут способствовать увеличению разрыва. Все это сильно вредит развитию экономик стран должников.

Если с 1975 по 1982 год чистое долгосрочное кредитование развивающихся стран составляло в среднем 28 млрд. долларов ежегодно, то с 1983 по 1990 год только чистые платежи по обслуживанию долгов из развивающихся стран составили в среднем сумму в 25 млрд. долларов ежегодно, выплачиваемых западным странам и МВФ, и без того имеющих избыточные кредитные ресурсы.

С 1990 года значительная часть кредитов стала направляться в наиболее богатые из развивающихся в стран, а также страны с переходной экономикой в форме прямых и портфельных инвестиций. Если в 1980 году долг развивающихся стран составлял 106 млрд. долларов (16% от их ВНП), то в 1995 году их суммарная задолженность составила 535 млрд. долларов (38% от ВНП). Это развенчивает миф о безвозмездной помощи развитых стран развивающимся.

Последующие кризисы внешней задолженности относительно более развитых стран: Мексики, стран Юго-Восточной Азии, стран Восточной Европы, России, Бразилии наглядно продемонстрировали механизм кредитной ловушки. Если не будут внесены изменения в действующую валютно-кредитную систему, то вскоре последует очередь таких стан, как Австралия, Новая Зеландия, отдельных стран Латинской Америки и, возможно, Европы. Не исключен и возможный кризис в США. Необходимо принять ряд радикальных мер по регулированию международной торговли, кредитной и валютной сфер. Помимо уже предложенных механизмов нужно ввести на международном уровне ограничения для каждой страны на максимально возможный внешний долг и расходы по его обслуживанию. Все долги свыше устанавливаемого размера придется списать. Также необходимо уменьшить ставки процентов по кредитам до минимально возможного уровня, в частности за счет надбавок по страновым рискам и надбавок по ожидаемой инфляции.

Чтобы избежать крупных спекулятивных атак на валюты, от которых ожидается девальваций, вместо защитных операций центральных банков, причем не всегда успешных, целесообразнее использовать возможности Комиссии для временного ограничения операций неторгового характера неустойчивыми валютами, курс которых вскоре будет изменен. Конечно оценка стоимости валют через паритет не может быть на 100% объективной. Данный показатель обычно рассчитывается путем сравнения средних потребительских корзин, что имеет следующее недостатки: – в обществах с различным образом жизни, товары входящие в корзину и пропорции между ними будут отличаться; – качество товаров отнесенных к одной группе по единой цене может сильно отличаться; – розничные цены на товары включают в себя не только себестоимость продукции, но и другие виды расходов, в том числе налоговые платежи, которые варьируются.

Попытки реализации данных предложений наталкиваются на активное сопротивление многих экономистов, политиков и финансовых организаций. Хотя намерения восстановления управления над национальной и международной кредитной сферой и валютным регулированием вызывают большое недовольство, но после кризиса в Юго-Восточной Азии общественное мнение постепенно переходит на сторону тех, кто предлагает реформировать существующую систему.

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы можно сделать следующие выводы:

Международные финансы – понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении, рост мировой торговли, масштабов и специализации производства, развитие международных потоков капитала, межграничное движение товаров, услуг и людей привели к развитию международных финансов, возникновению мировых финансовых рынков, международных финансовых корпораций, усложнению межгосударственных финансовых отношений и других аспектов международной финансовой деятельности.

В развитых зарубежных странах финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

1) государственную бюджетную систему;

2) государственный кредит и кредиты местных органов власти, а в федеративных государствах — и кредиты членов федерации;

3) специальные внебюджетные фонды;

4) финансы государственных корпораций.

Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:

• государственный бюджет;

• многочисленные местные бюджеты.

Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

• государственного бюджета, или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства;

• бюджетов членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, земель в ФРГ, кантонов в Швейцарии и т.д.);

• местных бюджетов.

Глобализация и современные информационные технологии придают традиционному понятию “мировая экономика” на сегодняшний день совершенно иное, новое значение. Термин “финансовая глобализация” понимает мир как связанный, взаимозависимый и продолжающий интегрироваться безграничный рынок. В отличие от этого понятие “интернационализация” в применении к мировой экономике, о которой говорили и писали экономисты до начала 80-х годов, подразумевает мир с активными взаимоотношениями национальных и региональных независимых рынков.

Практически все аналитики расценивают введение общей европейской валюты, как одно из важнейших событий в международных валютных отношениях после отмены Бреттон-Вудской системы.

Среди важнейших задач, стоящих перед мировым сообществом и требующих адекватного решения можно выделить: установление низких и стабильных процентных ставок по кредитам, низкий уровень инфляции, снижение безработицы, выравнивание уровней экономического развития между странами, создание барьеров на пути спекулятивных капиталов и уменьшение их доли в валютно-кредитной сфере, установление фиксированных валютных курсов с формированием механизмов их регулирования, нахождение эффективных средств выравнивания платежных балансов государств и многие другие.

Список литературы

  1. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 1999. № 11.
  2. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. Гл. 16. С. 260 — 277.
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2005 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета, 3 июня 2004 г. с.3.
  4. Гореглад В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политици. // Экономист – 2000 – №5 – с.53-60.
  5. Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности //Экономист. 2000. №4.
  6. Игнатьев Д. Налоговой политике нужны четкие приоритеты // Финансовые известия. № 13. 2002.
  7. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  8. Князев В. Г., Попов Б. В. Налоги в Австрии // Финансы. 2002. № 8.
  9. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10
  10. Королев Ю. А. Инфляционные процессы и макроэкономические показатели // Финансы. 2003. № 11.
  11. Кучеренко В. Бюджет 2003: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2 июня 2003 г., с.2.
  12. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 6, 8, 14, 20. Т. 2. С. 206 — 209.
  13. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. – №3. – с.16.
  14. Муранивский Т.В. Третья фаза мирового системного кризиса // Экономическая газета, № 7, 18 февраля 2004.
  15. Приоритеты бюджетной политики (материалы расширенного заседания коллегии Минфина РФ) //Финансы №3, 2003. с. 3-7
  16. Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы. 2001. № 8.
  17. Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 2002.
  18. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Г л. 9, 10, 19.
  19. Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году //Финансы – 2001 – №9 – с.3-6.
  20. Соснин А.Е. Государственный долг – благо или зло?// Финансы. 2001 №10
  21. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993.
  22. Черник Д. Г. Местные налоги // Финансы. 2003. № 10.
  23. Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова.-М., 2001.
  1. Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова.-М., 2001. С. 158

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.