Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию “национальная экономика”.

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: “Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности”.

Однако это определение представляется не совсем точным, т.к. его можно отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой деятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия. Национальная экономика – исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально- экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной темы на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие, структуру и цели развития национальной экономики.

Для решения данной цели следует решить следующие задачи:

– познакомиться с понятием национальной экономики;

– рассмотреть структуру национальной экономики;

– познакомиться с системой национальных счетов;

– рассмотреть государственное регулирование национальной эконо-мики.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

При написании курсовой работы использовался разнообразный монографический материал, данные периодической печати, такие журналы как Экономист, Справочник Экономиста, Российский экономический журнал и другие.

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие и цели национальной экономики

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3. Стабильного уровня цен;

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:

  • фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
  • денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
  • политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
  • внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов. Показатели приращения национального богатства – ВОП, НД (национальный доход), ВНП (валовой национальный продукт)

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не “замораживание” их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства.

1.2 Структура национальной экономики

Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.

Домашние хозяйства в России не обладают большим потенциалом как потребители товаров и услуг, и это отражает общую экономическую ситуацию даже при приросте ВВП в течение года на 10 %. Растущая дифференциация домашних хозяйств в трансформационной экономике является делом обычным, среди которых всего 0,6 % купили в этом году автомобиль или другие средства транспорта, и 1 % купили или построили недвижимость. Парадоксально, что при увеличении производства мебели в этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних хозяйств обзавелись этой мебелью. Это весьма скромные показатели, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне жизни.

Социальная структура национальной экономики означает деление ее на секторы — совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в России можно выделить следующие секторы: государственный, муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.

Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли — качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом “разрезе” осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.

В структуре промышленности России основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Они дают 9/10 валового продукта промышленности страны. Ведущая отрасль – машиностроение и металлообработка—имеет развитую многоотраслевую структуру: автомобилестроение, электротех-ническая промышленность, станко- и приборостроение и др.

Территориальная структура определяется размещением производи-тельных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы.

Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.

Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.

Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

Национальные экономики отличаются друг от друга и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.

Особенностью структуры национальной экономики Беларуси является то, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит в себе все специфические черты разделения труда между городами в едином народнохозяйственном комплексе страны. Так, для нее характерны высокая степень развитости и концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности и др., отличающихся высокой металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью.

Сельское хозяйство специализируется на производстве мясо – молочной продукции, льна и картофеля. Структурные преобразования в сельском хозяйстве связаны с реорганизацией колхозов и совхозов, появлением фермерских хозяйств и т. п.

Сфера нематериального производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.

В непроизводственной сфере ведущее место по затратам принадлежит военно-промышленному комплексу.

1.3. Проблемы сбалансированности национальной экономики

Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно, прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств производства и предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II подразделение — предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых работников обоих подразделений.

В национальной экономике России и стран СНГ преобладает производство средств производства, характеризующееся высокой капитало-, материало- и энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного спроса на инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал государств СНГ в совокупности превосходит США, а уровень жизни — в несколько раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша национальная экономика отличается малым удельным весом нематериального производства.

На сбалансированность национальной экономики России влияет избыточность топливных природных, ресурсов, сырья для некоторых отраслей промышленности, собственной металлургической базы. Поэтому в стране вывоз сырья и комплектующих преобладает над ввозом продукции, причем 2/3 вывоза составляют каменный уголь, нефть, черные металлы, зерно, хлебопродукты, цемент. Вывозятся же в основном сложные изделия обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственные продукты.

К прежним проблемам сбалансированности национальной экономики нашей страны добавились новые, связанные с ломкой сложившихся пропорций в связи со структурным кризисом и распадом СССР. Кроме того, переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени обусловил деформацию всего воспроизводственного цикла, включающего производство, распределение, обмен, потребление.

В период перехода к рынку национальная экономика России характеризуется всеобщей разбалансированностью. Необходима структурная перестройка, проявляющаяся в преобразовании национальной экономики в соответствии с потребностями и запросами мирового рынка. Для России в настоящее время характерны снижение численности населения, его постарение, рост заболеваемости, инвалидности, серьезные проблемы в медицинском обслуживании, появление новых видов вынужденной миграции. Неустойчива динамика реформирования отношений собственности, медленно развивается предпринимательство, а также реформирование трудовых отношений. Есть просчеты в государственном регулировании экономики и социальной сферы; высок уровень инфляции и девальвации рубля; недостаточное финансирование образования, науки, культуры; ограничены средства, выделяемые на внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а также на преодоление последствий чернобыльской катастрофы. Все это не способствует устойчивому человеческому развитию. Снижается продолжительность жизни, около 1/3 населения живет за чертой бедности, около 77% имеют доходы ниже МПБ, почти половина пенсионеров получает пенсии ниже прожиточного минимума. Почти треть населения проживает в сельской местности и в малых городских поселениях с числом жителей менее 10 тыс. человек и не имеет даже минимума современного комфорта среды жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская и социальная защита населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения. Высок уровень преступности, расширилось влияние ее организованных форм – коррупции, наркобизнеса.

2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА

2.1. Определение систем национальных счетов

Результатом функционирования национальной экономики являются все товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, т. е. национальный продукт (НП).

Показатели объема НП, их динамика являются чутким барометром, отражающим состояние “здоровья” экономики, показывающим результативность действий правительства по повышению ее эффективности.

В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методы определения объема НП. В странах с рыночной экономикой его объем определяется по (СНС) во всех отраслях народного хозяйства. В странах с централизованной планово-регулируемой экономикой, использующих марксистскую теорию воспроизводства, принято подсчитывать НП, производимый только в отраслях материальной сферы.

СНС представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.

Она появилась в 40—50-е гг. в наиболее развитых странах в ответ на потребность органов государственного управления в информации макроэкономического характера, необходимой для разработки экономической политики, принятия мер, направленных на регулирование рыночной экономики. В 1993 г. статистическая комиссия ООН одобрила новую пересмотренную СНС, которую предстоит внедрить в ближайшие годы большинству стран мира в качестве международного стандарта.

СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения НП и НД в данной стране. Посредством национального счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ потенциалов различных стран.

Особенностью СНС является ее всеохватывающий характер.

Во-первых, она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободных профессий, наемной прислуги; владение жильем и т. п.

Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии экономического процесса, все активы и пассивы производственного процесса.

В конце 1992 года была разработана и утверждена Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики, содержащая комплекс мероприятий, направленных на пересмотр всей системы учета и статистики России.

Существовавшая система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств и ведомств.

Изменения в системе экономических отношений в стране, связанные, в первую очередь, с внедрением рыночных отношений, интенсивным развитием негосударственного сектора экономики, процессами в социальной сфере, обусловливают применение новых методов статистического наблюдения, новых подходов к формированию информационной базы – системы статистических доказателен, разрабатываемых государственной статистикой, деется в виду более полное сближение методов формирования статистической информации со стандартами, принятыми в практике развитых стран и международных экономических Организаций. Важным элементом создания новой методологической основы статистики является переход к международным статистическим стандартам, которые предполагают внедрение в практику системы национальных счетов (СНС).

Следует отметить, что система национального счетоводства, внедряемая в практику российской экономической жизни, основана на методологии Европейской системы интегрированных экономических счетов, в то же время российская система национальных счетов, естественно, строится с учетом специфических особенностей российской экономической системы, которая в настоящее время находится на этапе перехода к рыночным экономическим отношениям. Также при построении российской системы национальных счетов в определенной мере используются и рекомендации Системы национальных счетов ООН.

Что же такое система национальных счетов (СНС). СНС – это адекватный рыночной экономике национальный учет, построенный в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве. Основным положением системы национальных счетов является расчет обобщающих показателей развития различных отраслей в рамках национальной экономики на различных стадиях воспроизводственных процессов, а также взаимоувязка этих показателей как между собой, так и во временных промежутках. При этом каждой воспроизводственной стадии соответствует свой специальный счет или группа счетов в рамках системы национальных счетов. За счет подобного методологического подхода создаются предпосылки и условия. Для анализа движения произведенной в обществе массы товаров и услуг, а также добавленной стоимости при прохождении их Через все стадии процесса общественного воспроизводства.

В настоящее время известно достаточно много вариантов СНС, включая варианты, действующие и рекомендуемые к Принятию различными международными организациями, Такими, как ООН, организация экономического сотрудничества и развития, Евростат, и некоторыми национальным» статистическими службами. Однако все существующие варианты унифицированы по основным показателям и различаются только некоторыми особенностями представления информации, g России в настоящее время внедряется система, основанная на Европейской системе интегрированных экономических счетов с перспективой перехода на пересмотренную систему национальных счетов ООН.

Использование СНС в отечественной практике позволяет получить ряд важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного хозяйства, разработки экономической политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение, располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги, валовые инвестиции, сальдо внешней торговли, сальдо текущих операций с заграницей и др. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатываются экономическая политика и меры по ее осуществлению. Причем СНС учитывает результаты экономической деятельности не только по производству материальных ценностей или оказанию услуг в сфере материального производства, но и по оказанию других платных и бесплатных услуг.

Внедрение СНС в практику народнохозяйственного учета и управления целесообразно также и в целях обеспечения международной сопоставимости информации как условия интеграции России в мировую экономическую систему, развития международного экономического и технического сотрудничества, установления целевых контактов и так далее. Одним из условий вступления России в международные экономические организации является представление ею информации, исчисленной на основе международных стандартов.

Система национальных счетов предполагает использование двух типов классификаций – по отраслям и секторам. Группировка хозяйственных единиц по отраслям определяется как группа единиц с однородным производством (например, промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.). Группируются хозяйственные единицы по отраслям в соответствии с типами их экономического поведения. Выделено 5 секторов: нефинансовые предприятия; финансовые предприятия; органы государственного управления; общественные организации, обслуживающие домашнее хозяйство; домашние хозяйства.

Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Группировка по секторам экономики, сформированным в зависимости от функций, выполненных хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать процессы в области распределения и перераспределения доходов, финансирования инвестиций. Так, счета для сектора “домашние хозяйства” обеспечат данными для анализа важных аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.), а также роли сектора “домашние хозяйства” в создании и использовании ВВП. Экономические операции представляются в СНС в виде счетов. Каждый счет относится к одному аспекту экономической деятельности.

2.2. Методология системы национальных счетов

СНС включает следующие счета:

а) внутренней экономики: продуктов и услуг; производства; образования доходов; распределения доходов; использования доходов; капитальных затрат; финансовый счет;

б) “внешнеэкономических связей” (“остальной мир”): текущих операций; капитальных затрат; финансовый счет.

На уровне России были выполнены экспериментальные расчеты основных счетов системы за 1995-2002 годы: “производство товаров и услуг”, “образование и использование Доходов”, “операции с капиталом”. Освоены расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) в постоянных ценах. Все результаты прошли международную экспертизу.

Исторически первоначально был осуществлен экспериментальный расчет счетов производства, образования доходов, использования доходов, капитальных затрат и счета продуктов и услуг для российской экономики в текущих ценах за 1989, 1995, 1999 и 2002 годы. При этом остальные счета, как например, сектора “остальной мир”, вторичного распределения и перераспределения доходов, финансовые счета, счета в постоянных ценах, а также счета балансовых таблиц национального богатства вводятся поэтапно в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики на основе требований рыночной экономики.

Рассмотрим в качестве примеров два счета из СНС, счет производства и счет образования доходов (табл. 1).

Валовой выпуск включает продукцию всех отраслей народного хозяйства. В последней редакции классификатора выделяются 13 отраслей сферы материального производства (новые: информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка) и 8 -непроизводственной сферы.

Таблица 1 – Счет производства

Использование Ресурсы
Промежуточное потребление

В том числе:

в сфере материального

производства

в непроизводственной сфере Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

Итого

Валовой выпуск продуктов и услуг

В том числе:

продуктов и материальных услуг

нематериальных услуг

чистые налоги на продукты

чистые налоги на импорт

Итого

Конкретно в состав валового выпуска продуктов входят: стоимость продукции, реализованной фирмами на сторону; изменения незавершенного производства, полуфабрикатов и готовой продукции, еще не реализованной; продукция, произведенная и потребленная на производственные нужды самих фирм (по особому кругу продуктов); продукция. использованная на собственное строительство, а также переданная другим самостоятельным подразделениям фирм; выпуск сельскохозяйственных и продовольственных продуктов для собственного потребления домашними хозяйствами и т.п.

Валовой выпуск услуг состоит из рыночных и нерыночных услуг. Рыночными являются услуги торговли и общественного питания, связи, транспорта, складов и хранилищ, услуги по аренде, эксплуатации жилья, сдаче внаем жилья, помещений и земли, услуги прачечных, химчисток и т.д., услуги финансовых учреждений, по страхованию, платные услуги здравоохранения, физической культуры, народного образования, культуры и искусства, информационно-вычислительные услуги и др.

Нерыночные услуги представлены услугами, издержки по которым покрываются (целиком или главным образом) за счет бюджета, добровольных взносов домашних хозяйств или доходов от собственности. Речь идет об услугах органов государственного управления, партийных и общественных организаций, услуги обороны, обязательного социального страхования и др. В качестве стоимости такого рода услуг принимаются: выручка за предоставленные услуги (для коммерческих организаций, кооперативов, населения, занятого деятельностью без образования юридического лица); их издержки, включая износ основных фондов (для бюджетных организаций, некоммерческих банков, страховых организаций бюджетного типа); величина фактически полученной квартирной платы (для услуг по аренде нежилых помещений); суммы выручки от банковских услуг своим клиентам и разница между процентами, полученными и выплаченными по операциям (для коммерческих банков); сумма страховых премий и дохода от инвестирования привлеченных средств за вычетом страховых возмещений и прироста страховых ресурсов (для коммерческих страховых организаций); торговая наценка (для оптовой и розничной торговли, включая внешнеторговые организации) и т.д.

Счет образования доходов отражает распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства (табл. 2). Ресурсная часть этого счета представлена валовым внутренним продуктом (ВВП) в рыночных ценах и субсидиями по производству и импорту. Использование включает элементы первичного распределения ВВП на оплату труда работников, налоги на производство и импорт, потребление основных фондов и прибыль экономики.

Валовая прибыль является балансирующей статьей данного счета и определяется путем вычитания из ВВП в рыночных ценах оплаты труда работников и чистых налогов на производство и импорт. Валовой смешанный доход – это разновидность доходов, сочетающих элементы оплаты труда и прибыли. К ним относятся доходы от частной предпринимательской деятельности, личного подсобного хозяйства, доходы лиц свободных профессий, авторские гонорары и т.п.

Таблица 2. – Счет образования дохода

Использование Ресурсы
Оплата труда работников

В том числе:

резидентов

нерезидентов

налоги на производство

налоги на импорт

Валовая прибыль экономики

(валовой смешанный доход)

В том числе:

потребление основных фондов

чистая прибыль экономики

(чистый смешанный доход)

Итого

Валовой внутренний продукт

в рыночных ценах

субсидии на производство

субсидии на импорт

Итого

Потребление основных фондов выражается частью стоимости – основных фондов, потребленных в данном периоде, и определяемой суммой амортизационных отчислений, а также величиной предполагаемого ущерба от потери фондов, которые застрахованы от пожаров, несчастных случаев, и т.п., и измеряемой суммой страховых платежей.

Проводимая работа позволяет сопоставлять показатели развития экономики России с другими странами, определять (на основе стандартной информации) ее место в экономике мирового общества, а также выполнять информационные обязательства Российской Федерации, в связи с вхождением ее в это общество, перед международными статистическими и экономическими организациями.

Можно отметить, что внедрение СНС в статистическую практику и макроэкономический анализ – это длительный процесс. Он должен охватить всю информационную базу начиная с микроуровня. Применение СНС связано с формированием реальных рыночных структур в экономике страны и степенью ее интеграции в мировое хозяйство. Чем более зрелыми будут эти процессы, тем сильнее будет ощущаться и потребность в надежной и содержательной СНС.

В российской системе национальных счетов в процессе расчетов применяется также показатель статистического расхождения между произведенным и использованным валовым внутренним продуктом, который применяется для общей оценки качества расчетов. Этот показатель указывает на наличие определенных расхождений между значениями ВВП, рассчитанными разными способами. В современных условиях существует множество причин возникновения подобных расхождений, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Одной из основных причин в России усматривают недостаток необходимой информации, а также определенные методологические и технические сложности, связанные со специфическими особенностями российской экономики и периодом развития, в котором она находится в настоящее время. В международной практике за допустимый промежуток расхождений принято 5% ВВП.

Дальнейшее развитие система национальных счетов получила в так называемой Программе международных сопоставлений (ПМС), которая была разработана в конце 60-х годов согласно решению Экономического и социального совета ООН для того, чтобы иметь более достоверные показатели, сопоставимые по различным странам, где в максимальной степени происходило абстрагирование от колебаний валютных курсов. ПМС ООН является исследовательской программой, Которая выполняется статистическими органами международных организаций, национальными статистическими организациями и Научными учреждениями. В настоящее время в этой программе. Принимают участие более 70 стран мира, в том числе и Россия.

Основным показателем в ПМС ООН, так же как и в является валовой внутренний продукт, который определяется методом конечного использования. Чтобы достигнуть максимальной сопоставимости, ВВП разделяется в соответствии с классификацией на большое число детализированных однородных товарных групп, в рамках которых выбирают определенное число таких товаров, которые являются носителями характерных черт, присущих всей товарной группе, которые называются товары-представители. Так, в стандартной классификации ПМС ООН ВВП разделяется на 220-301 первичную группу, в каждой подбираются 2-4 товара или услуги (товары-представители), характеризующиеся национальными среднегодовыми ценами.

Исходя из основных принципов построения ПМС ООН необходимо подобрать 600-800 потребительских товаров или услуг, порядка 200-300 инвестиционных товаров, 10-20 условных строительных объектов-представителей. Все это, естественно, требует большой работы, проводимой специальными организациями с привлечением международных экспертов. Для этого необходимо подобрать значительное число товаров-представителей, аналогичных имеющимся на мировых рынках, оценить различия в качестве товаров и услуг для корректировки цен, когда в этом возникает необходимость.

В рамках ПМС ООН становится возможным сопоставление с высокой степенью достоверности стоимостных объемов ВВП, его составляющих в сопоставимых валютных оценках, а также в паритете покупательной способности (ППС) валют. Благодаря этому становятся возможными сопоставление уровней экономического развития различных стран, и, кроме того, оценка уровня цен, отмечаемого в них, в анализируемый период.

Таким образом, внедрение СНС в статистическую практику – многоэтапный процесс. Независимо от того, в какой степени в составлении системы национальных счетов будут задействованы подразделения государственных статистических служб, реформирование статнаблюдения и учета касается всех звеньев хозяйственного механизма, специалистов – статистиков, бухгалтеров, финансистов, банковских работников.

3. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1 Причины вмешательства государства в экономику

Как бы ни восхваляли рыночную систему, особенно в период перехода России к ней, она несовершенна и весьма далека от приписываемой ей гармонии и способности все и вся регулировать самой. У рыночной системы много недостатков, которые острее и негативнее проявляются с развитием экономики количественно и качественно.

Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:

1) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

2) не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;

3) не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана;

4) игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;

5) не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т. д.);

6) не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

7) не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

8) ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;

9) подвержена нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.

За решение всех этих вопросов берется государство.

В то же время рыночная система промышленно развитых государств характеризуется насыщенностью товарами массового производства и строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Ей присуще, с одной стороны, гибкое и адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. С другой стороны, она не «справляется» иногда с жизненно важными проблемами, возникающими перед обществом. Кроме того, неспособность рынка решать ниже перечисленные проблемы совершенно объективно обусловливает исключительную необходимость вмешательства государства в рыночную систему. И вот почему:

1. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы производства, накоплений и укрепил международные экономические связи. НТП столь многогранен и требует таких капитальных вложений, с которыми «справиться» не могут отдельные, даже самые крупные предприятия.

2. Концентрация производства в условиях НТП привела к образованию монополий, гигантских предприятий, которые по своему существу отрицают конкурентную экономику, хотя и являются ее собственным порождением. Они лишают экономику ее гибкости, адаптивности и расхищают, растрачивают общественное богатство. Государство вынуждено заниматься антитрестовским законодательством и антимонопольным регулированием.

3. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к периодическим взрывам социальной и экономической напряженности. Только государство может через свои механизмы – политические, экономические, законодательные – стабилизировать равновесие или способствовать восстановлению равновесия,

4. Государство только тогда может эффективно вести политику – внутреннюю и внешнюю, когда способно заставить к себе прислушаться, если оно само располагает не зависящей ни от кого экономической мощью, а точнее – собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое в целом крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производство. Государство само становится субъектом экономики. Следовательно, у него развиваются отношения с фирмами других форм собственности не только по линии госбюджета, но и на уровне субъектов экономической деятельности.

5. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты – негативные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опасность отдаленных последствий для здоровья людей в различных производствах. Государство, и только оно, может встать на защиту экологического здоровья страны.

6. Государство сильно своей социальной политикой так же, как и экономикой. Оно регулирует распределение и, особенно, перераспределение материальных благ. Обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу. Борется против различных форм дискриминации и т. д.

Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:

1) поддержание сбалансированного общественного производства;

2) стимулирование роста производства;

3) обеспечение полной занятости;

4) повышение эффективности общественного производства;

5) справедливое распределение дохода;

6) стабильность цен, а следовательно, недопущение инфляции;

7) сохранение природной и окружающей среды и т. д. Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении.

Как уже говорилось, государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости «нажать». Такими средствами нажима являются государственный бюджет, государственная собственность, законодательное творчество, информация, внешняя торговля, силовые структуры и т. д.

3.2 Методы и формы государственного регулирования

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются методами, направленными на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инвестиции и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определенные временные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с привлечением ученых, специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

в бюджетной политике;

в кредитно-денежной политике;

в фискальной политике;

в социальной политике.

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение.

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила “экономической игры” для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В данном случае любые экономические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных процессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических методов.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государственного предпринимательства; значительна роль государства в перераспределении национального дохода.

В рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка – свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти опросы на основе рыночного механизма.

3.3. Особенности государственного регулирования экономики в России

Особенностью России является то, что роль государства в экономике здесь всегда была более значительной, чем в европейских странах, по причинам экономического, социального, национального, географического, природно-климатического порядка.

Россия – гигантская страна с исключительным разнообразием природно-климатических особенностей. В то же время население и природные ресурсы расположены на этой огромной территории структурно диспропорционально: 80 % населения России живет в европейской части страны и только 20 – в ее азиатской части. Природные ресурсы же располагаются наоборот: 85% их находится к востоку от Урала и только 15 – в Европейской России. Гигантские размеры страны сами по себе определяют большую роль государства в создании социальной и экономической инфраструктуры, без чего практически не может быть развития не только рыночной экономики, но и любой другой.

В России формируется многоукладная экономика. Притом не в исторической последовательности, как на Западе, не в движении от простого к сложному, от зачатков рыночных отношений к их многообразию и сочетанию в рамках этого многообразия.

Капиталистические страны представлены четко очерченной социально-классовой структурой в соответствии с многообразием существующих там форм собственности, где определяющей, детерминирующей формой собственности является частная. Именно она задает «правила игры», определяя в целом направление развития хозяйства.

В России еще не сложилась окончательно структура общественно-экономических укладов. Соответственно, неочерченной остается и социально-классовая структура. Главный уклад – общественный, государственный – размывается, разлагается. За счет него образуются другие.

Кроме того, специфичность обстановки в России выражается в том, что, казалось бы, идут мощные процессы приватизации.

С монополией государства в экономике покончено, так как в его руках в настоящее время осталось менее 40 % промышленных предприятий, которые к тому же в большей своей части акционированы, а следовательно, государством не управляются.

В социально-экономических процессах все более и более проясняется, становится все очевиднее роль Российского государства.

Прежде всего, оно должно выступить как организатор-предприниматель и верховный регулятор экономики. Оно должно стать «надукладной» силой и локомотивом развития.

В чем же должна состоять роль государства в период перехода к рыночной экономике?

1. В разработке и утверждении «правил игры» для предприятий и населения на рынке. Должно быть четко, недвусмысленно определено юридическое, правовое обеспечение предпринимательства, включая важнейшую его сторону – конкуренцию. Указанное правовое обеспечение должно четко предусматривать три аспекта: поощрение и стимулирование предпринимательства и конкуренции, в случае необходимости их ограничение и, конечно же, – защита предпринимательства и конкуренции.

2. В определении приоритетов макроэкономического развития (в том числе, структурный аспект развития); в поддержке или стремлении поддерживать, на каком бы этапе развития ни находилась страна, равновесия между AD и AS с целью наиболее эффективного функционирования рыночного механизма.

3. В реализации социальных программ, организации социальной защиты. Здесь ориентиром являются недопущение понижения уровня жизни народа. Как задача минимум, и обеспечение процветания страны, нации – как программа максимум. Безусловно, реализация и далее просто разработка наших программ создадут заведомо благоприятные социальные и экономические условия предпринимательству.

Государство обязательно должно в вышеуказанном аспекте особое внимание уделить перераспределению доходов и богатства. Совершенствовать систему трансфертных платежей.

Государство напрямую должно заниматься регулированием экономической деятельности с целью достижения поставленных задач перед национальной экономикой.

4. В корректировке распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Крайне необходимо, во-первых, создать новый машиностроительный комплекс, во-вторых, увеличить долю производства предметов потребления и, соответственно, уменьшить производство средств производства, в-третьих, уменьшить степень милитаризации экономики в пользу гражданских отраслей, в-четвертых, создать максимально благоприятные условия для развития сельского хозяйства, в-пятых, создать мощную и широко разветвленную сеть социальной и экономической инфраструктуры.

5. В стабилизации экономики, в контроле за уровнем занятости и недопущении ее уменьшения. Необходима разработка показателя полной занятости для России как критерия определения безработицы – высокая она или низкая, и какую социальную и экономическую политику надо вести в этом направлении.

6. Важнейшей задачей государства является борьба против инфляции, понижение ее темпов и доведение ее до 3-4 % в год. Без сведения темпов инфляции к указанной величине в 3-4 % невозможен экономический рост, так как ни местный национальный капитал, ни иностранный не заинтересованы в инвестициях в производство из-за угрозы вообще потерять эти инвестиции.

Тезисно определим формы и направления государственного стимулирования становления рынка в России.

1. Регулирование капитальных вложений в экономику с целью совершенствования структуры производимого национального продукта и, в целом, ускорения темпа общественного воспроизводства.

2. Регулирование рынка реализации всего национального производства с усилением уклона в пользу экспортных отраслей, организация государственных закупок, потребительского кредита.

3. Создание, организация и регулирование рынка рабочей силы с целью недопущения обострения социальной напряженности. Установление законодательным путем максимальной продолжительности рабочей недели, минимальной заработной платы, порядка и размеров взносов на нужды социального страхования, стимулирования профессионального обучения и переподготовки кадров.

4. Стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

В условиях перехода к рыночной экономике, к постиндустриальной цивилизации государство перестает играть только традиционную политическую роль. Государство не может уже не решать общенациональные проблемы социального, экономического характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности.

В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методы определения объема НП. В странах с рыночной экономикой его объем определяется по (СНС) во всех отраслях народного хозяйства. В странах с централизованной планово-регулируемой экономикой, использующих марксистскую теорию воспроизводства, принято подсчитывать НП, производимый только в отраслях материальной сферы. СНС представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.

СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения НП и НД в данной стране. Посредством национального счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ потенциалов различных стран.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики.

С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики – добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 2003.
  2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. – М.:ИД ФКБ – ПРЕСС, 2000.
  3. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. М.: ДИС, 2001.
  4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юнити, 1999.
  5. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. СПб, 2004.
  6. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2001.
  7. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 1999 году //Вопросы экономики. 2000. №4.
  8. Джеффери Д.Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996.
  9. Ковалев Л.А. СНС как информационная база управления материальными и денежными потоками в стране// РЭЖ, N4, 2003.
  10. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М.: Феникс, 1996.
  11. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2002. – №3. – С.16.
  12. Основы экономической теории/ Под ред. Камаева В.Д., М., «Владос», 1999.
  13. Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции.//Финансы. 2002. № 2. С. 18
  14. Пол А. Семуэльсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. М.: Основы, 2001.
  15. Приоритеты бюджетной политики (материалы расширенного заседания коллегии Минфина РФ) //Финансы №3, 2003. с. 3-7
  16. Рогова О.Л. Социально-экономическое положение России// Деньги и кредит. 2001. № 1. С. 12
  17. Рыночная экономика. В 5 т. М.: Соминтек, 1999. Т1. С.31.
  18. Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1997.
  19. Сергиенко О.А. Стимулирование долгосрочного экономического роста. //Финансы.2003 . №12. С.7
  20. Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году //Финансы – 2001 – №9 – с.3-6.
  21. Современная экономика: Учеб. Пособие / Под ред. О. Ю. Мамедов. М.: Зевс, 2001.
  22. Стратегия реформирования экономики России. Аналитический доклад ИЭ РАН // Вопросы экономики. 2001. №3. С. 21—22
  23. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА. 1999.
  24. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. М.: ПРОСПЕТ, 2003.
  25. Юденков Ю.Н. Концептуально – правовые основы формирования и исполнения бюджета. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М: Центральный Банк Российской Федерации, 2001. – 207с.
  26. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2001, №7. С. 35

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.