Содержимое

Введение

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие возможности уклонения от налогообложения.

По заявлению министра Российской Федерации по налогам и сборам Г.И. Букаева рост в 2003 году сбора федеральных налогов более чем на 20 процентов свидетельствует о правильности курса, взятого Правительством Российской Федерации на реформирование налоговой системы страны. Предусматривается, что снижение налоговой нагрузки будет компенсироваться улучшением налогового администрирования и усилением государственного воздействия на налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты установленных налогов.

К положительным результатам первого этапа налоговой реформы можно отнести также внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения.

Стабильность системы налогообложения позволяет предпринимателю увереннее чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству. Поэтому, по мере изменения указанных условий, налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям и в нее вносятся необходимые изменения.

Это в полной мере относится и к той части налогового законодательства Российской Федерации, которая регулирует сферу малого бизнеса. В частности, для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения. Одним из них является упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России..

Выполнение поставленной цели достигается путем рассмотрения следующих задач:

– раскрытие понятия прибыли;

– рассмотреть обязательство и его исполнение;

– рассмотреть специальные налоговые режимы, в частности упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал и различные нормативные акты.

Глава 1. Характеристика прибыли предпринимателя

1.1. Понятие предприятия и прибыли предприятия

Предприниматель – активный субъект рыночной экономики, он получает доход за свои услуги, реализацию предпринимательских способностей, инициативы и творчества, за риск и знание психологии потребителя. Так, А.Маршалл в качестве основной части предпринимательского дохода считал вознаграждение за труд по организации производства.

В “Теории экономического развития” австрийский экономист-теоретик Й.Шумпетер обращает внимание на то, что “предприниматель – это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные”[1]. Это положение имеет принципиальное значение.

Дело в том, что в полной мере неопределенность и, соответственно, риск имеют место не тогда, когда предприниматель действует по установившимся и апробированным правилам и нормам, в полном соответствии с буквой закона и учебника, а когда он поступает вопреки традициям, установившимся нормам, когда решает избрать новое поле деятельности или новое, неизведанное другими направление. Так в свое время поступил Б.Гейтс, занявшись разработкой и выпуском программного обеспечения и выпуском компьютеров и ставший самым богатым человеком США.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.

Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

• обычная прибыль делового человека;

• излишек над обычной прибылью делового человека.

Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

Развитие предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений (а не наоборот, как это видится многим в России). Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует “предпринимательский бум”.

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким образом, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации — предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Предприниматель, в отличие от других субъектов рыночной экономики, получает предпринимательский доход, выступающий в виде прироста примененного капитала. Предпринимательский доход обычно меньше, чем валовая и чистая прибыль, поскольку они образуются на предприятиях, осуществляющих воспроизводство и выполняющих свои обязательства перед государством и работниками. Валовая и чистая прибыль распределяются в разных формах, в том числе и в форме предпринимательского дохода.

Как видно, вначале из валовой прибыли предприятия делаются внешние отчисления (налоги, процент за кредит, арендная плата, благотворительные фонды). Оставшуюся чистую прибыль используют для целей расширенного воспроизводства (накопления, подготовки кадров, развития социальной сферы, нужды экологии). В итоге предприниматель получает из чистой прибыли фирмы личный предпринимательский доход (прибыль). Если же это не частное, а акционерное предприятие, то часть чистой прибыли распределяется между акционерами.

Следует отличать абсолютную величину прибыли от нормы прибыли, показывающей степень доходности капитала (фондов). Норма прибыли Р1 (или норма рентабельности) выражается как отношение массы прибыли (Р) к авансированным затратам (А), состоящим из стоимости средств производства (К) и расходов на заработную плату работников (З):

Р1 = Р / А = Р / ( К + З )* 100.

В экономической практике обычно определяется годовая норма прибыли, величина которой прямо пропорциональна числу оборотов капитала. Она исчисляется как отношение полученной за год прибыли ко всему авансированному капиталу.[2]

Чтобы повысить норму прибыли, предприниматель стремится использовать все факторы.

Высота нормы прибыли находится в прямой зависимости от абсолютной величины прибыли, от доли расходов на наем работников в структуре затрат капитала, а также от активной части (машин, оборудования) в составе средств труда. Годовая норма прибыли тем выше, чем скорее оборот капитала. При этом к предпринимателю быстрее возвращаются деньги, авансированные на покупку средств производства, что позволяет увеличить размеры производства и прибыль при прежней общей величине капитала (фондов). Этому же способствует экономия затрат средств производства и других факторов, крупные размеры производства, позволяющие применять более производительную технику и технологию, разделение труда. На уровень нормы прибыли влияют не только рассмотренные выше внутренние факторы, на которые может воздействовать предприниматель, но и внешние, например, колебание рыночных цен, величина процентной ставки, налогового обложения, арендной платы и др. Это рыночные факторы воздействуют на абсолютную величину и, следовательно, на норму прибыли.

1.2. Доходы и расходы предпринимателя

К доходам предпринимателя относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее – доходы от реализации);

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Налоговым Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.[3]

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Налогового Кодекса с учетом положений настоящей главы.

Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 Налогового Кодекса с учетом положений настоящей главы.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов в соответствии со статьями 271 и 273 Налогового Кодекса.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 Налогового кодекса.

Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового Кодекса.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:

1) от долевого участия в других организациях;

2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

3) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

4) от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 Налогового Кодекса;

5) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 Налогового Кодекса;

6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются статьей 290 Налогового Кодекса);

7) в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьями 266, 267, 292, 294, 300, 324 и 324.1 Налогового Кодекса;

8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 налогового Кодекса.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки;

9) в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, учитываемого в порядке, предусмотренном статьей 278 Налового Кодекса;

10) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

11) в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.[4]

Положительной курсовой разницей в целях настоящей главы признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств;

в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях;

12) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых не для производственных целей;

13) в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 19 пункта 1 статьи 251 Налогового Кодекса);

14) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

15) в виде использованных не по целевому назначению полученных целевых денежных средств, предназначенных для формирования резервов на развитие и обеспечение функционирования и безопасности атомных электростанций, либо денежных средств, полученных атомными станциями из указанных резервов;

16) в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 18 пункта 1 статьи 251 Налогового Кодекса);

17) в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы;

18) в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса;

19) в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок с учетом положений статей 301 – 305 настоящего Кодекса;

20) в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

2. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Особенности определения расходов банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций потребительской кооперации, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иностранных организаций устанавливаются с учетом положений статей 291, 292, 294, 296, 297, 299, 300, 307, 308, 309 и 310 Налогового Кодекса.

К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:

1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) на приобретение материалов, используемых:

для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);

на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);[5]

3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;

5) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;

6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика;

7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).

Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких товарно-материальных ценностей должна соответствовать их оценке при списании.

Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов.

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются:

1) расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 настоящего Кодекса;

2) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) технологические потери при производстве и (или) транспортировке;

4) расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий.

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.[6]

Глава 2. Налог на прибыль предпринимателя

2.1. Общая характеристика налога на прибыль

С 1 января 2002 г. элементы налогообложения по налогу на прибыль организаций установлены в гл.25 части второй НК РФ.

Плательщиками налога на прибыль организаций являются:

– российские организации;

– иностранные организации, которые осуществляют предпринима-тельскую деятельность в РФ через постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ.

Филиалы и территориально обособленные подразделения организации могут исполнять обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль, что позволяет зачислять часть налога в те региональные и местные бюджеты, на территории которых налогоплательщик извлек доход. Уплата налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ и бюджеты местных муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений производится исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Эта доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику.

Не являются плательщиками налога на прибыль организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, организации игорного бизнеса и организации – плательщики единого сельскохозяйственного налога.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций такой прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов, которые определяются в соответствии с гл.25 НК РФ. Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль рассчитывается как полученный этим представительством доход за вычетом произведенных им расходов.

Порядок признания доходов зависит от принятого метода их определения. В целях налогообложения прибыли основным методом признания доходов является метод начисления. При методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактической оплаты.

Если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога с продаж, НДС и акцизов не превысила 1 млн руб. за каждый квартал, то организация имеет право на определение даты получения дохода по кассовому методу. При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг), а также имущественных прав.

Прибыль, полученная за пределами РФ, включается в общую сумму прибыли в полном размере до вычета уплаченных в иностранных государствах налогов. Налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате налога на прибыль в РФ в размерах, не превышающих сумм налога по российскому законодательству.

При определении расходов, связанных с получением дохода, в зависимости от их характера, они группируются на расходы, связанные с производством и реализацией, и на внереализационные расходы.[7]

Суммы начисленной амортизации зависят от порядка определения амортизируемого имущества и методов начисления амортизации.

К амортизируемому имуществу относится имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (нематериальные активы) стоимостью свыше 10 тыс. руб. со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода. Не относятся к амортизируемому имуществу земля, объекты природопользования, материально – производственные запасы, товары, ценные бумаги, имущество бюджетных и некоммерческих организаций (полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для некоммерческой деятельности), имущество, приобретенное за счет бюджетных ассигнований, объекты внешнего благоустройства, продуктивный скот и некоторое другое имущество. Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, переведенные на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев, а также находящиеся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. К нематериальным активам не относятся не давшие положительного результата НИОКР, интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду.

Амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, которая определяется исходя из затрат (за вычетом налога с продаж, НДС, акцизов) на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до пригодного к использованию состояния. Первоначальная стоимость имущества может быть изменена в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и т.п.

В зависимости от сроков своего полезного использования амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизационным группам:

Группа Срок полезного использования амортизируемого
имущества
I от 1 года до 2 лет включительно
II свыше 2 лет до 3 лет включительно
III свыше 3 лет до 5 лет включительно
IV свыше 5 лет до 7 лет включительно
V свыше 7 лет до 10 лет включительно
VI свыше 10 лет до 15 лет включительно
VII свыше 15 лет до 20 лет включительно
VIII свыше 20 лет до 25 лет включительно
IX свыше 25 лет до 30 лет включительно
X свыше 30 лет

Конкретные виды основных средств по группам утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 “О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы”.

Основные средства и нематериальные активы включаются в состав амортизируемого имущества с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода их в эксплуатацию. Амортизация начисляется ежемесячно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Налогоплательщик имеет право в своей учетной политике установить один из двух методов начисления амортизации: линейный метод и нелинейный метод. Кроме того, по решению руководителя организации допускается начисление амортизации по пониженным нормам.

Линейный метод применяется в обязательном порядке при начислении амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую, девятую и десятую амортизационные группы. В отношении остальных групп организация самостоятельно выбирает метод расчета амортизации. При применении линейного метода сумма начисленной амортизации определяется как произведение первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации. Норма амортизации определяется по формуле:

К = 1/n х 100%,

где К – норма амортизации (в %);

n – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества в месяцах.

При применении нелинейного метода сумма начисленной амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации. Норма амортизации определяется по формуле:

К = 2/n х 100%.[8]

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость амортизируемого объекта достигнет 20% первоначальной стоимости, порядок начисления амортизации меняется. Остаточная стоимость фиксируется как базовая стоимость для дальнейших расчетов, а сумма месячной амортизации рассчитывается путем деления базовой стоимости на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

В отношении основных средств, используемых в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять повышающий коэффициент, но не выше 2.

Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (лизинга) налогоплательщик вправе применять коэффициент не выше 3, а по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам первоначальной стоимостью соответственно более 300 тыс. и 400 тыс. руб. применяется коэффициент 0,5.

Повышающие коэффициенты не применяются в отношении основных средств, которые относятся к первой, второй и третьей амортизационным группам в случае, если данные основные средства амортизируются нелинейным методом.

Налогоплательщики – сельскохозяйственные организации промышленного типа вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2.

Прочие расходы представляют собой разнохарактерные виды производственных расходов налогоплательщика. В их состав, в частности, входят:

расходы на ремонт основных средств признаются в размере фактических затрат в том периоде, в котором они были произведены.

Налогоплательщик вправе создавать резерв под предстоящие ремонты основных средств. Резерв формируется в течение налогового периода. Сумма отчислений в него равномерно списывается на расходы организации на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода. Эта сумма рассчитывается исходя из норматива отчислений и совокупной стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода. Норматив отчислений в резерв определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом двух ограничений. Предельная сумма отчислений в резерв не может превышать сметную стоимость ремонта основных средств исходя из его периодичности и одновременно средней величины фактических расходов на ремонт, сложившейся за последние 3 года.

Если налогоплательщик предусмотрел в своей учетной политике создание данного резерва, то за его счет следует проводить фактические расходы на ремонт. Если организация в течение отчетного (налогового) периода потратила на ремонт больше средств, чем зарезервировала, то разница включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода. Если на конец налогового периода остаток средств резерва превышает сумму фактических расходов на ремонт, то сумма этого превышения на последнюю дату текущего налогового периода включается в состав доходов налогоплательщика

При реализации имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества (для амортизируемого имущества), на цену приобретения этого имущества (при реализации прочего имущества), на стоимость приобретенных товаров (при реализации покупных товаров). Кроме того, сумма доходов от реализации имущества может быть дополнительно уменьшена на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. При реализации амортизируемого имущества его остаточная стоимость с учетом дополнительных затрат может оказаться выше выручки от его реализации. Полученный убыток следует включить в состав прочих расходов равными долями в течение срока, который остался до завершения его эксплуатации.

При методе начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникли исходя из договорных условий по сделкам с конкретным сроком исполнения и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода. Если налогоплательщик определяет расходы по методу начисления, то они подразделяются на прямые и косвенные.

Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции производится на основании данных об отгрузке (в натуральных измерителях) и о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов, уменьшенных на сумму прямых расходов, распределенных на остатки незавершенного производства и остатки готовой продукции на складе. При этом сумма прямых расходов распределяется на отгруженную, но не реализованную на конец текущего месяца продукцию исходя из доли отгруженной, но не реализованной продукции в общем объеме отгруженной продукции за данный месяц.

При кассовом методе признаются затраты после их фактической оплаты. Расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания их в производство.

Налогоплательщики, получившие в результате хозяйственной деятельности убытки, вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом совокупная сумма переносимого убытка не может превышать 30% налоговой базы.

Ставка налога на прибыль равна в федеральный бюджет РФ – 7,5%, в бюджеты субъектов РФ – 14,5%, в местные бюджеты – 2%. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 10,5%.

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, облагаются по ставке 20%, а от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов и других подвижных транспортных средств в связи с осуществлением международных перевозок – по ставке 10%.

По доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и налоговыми резидентами РФ применяется ставка налога на прибыль 6%, а дивиденды, полученные от иностранных организаций или иностранными организациями от российских организаций, облагаются по ставке 15%.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организации признается календарный год. Отчетным периодом по налогу является первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

По итогам каждого отчетного периода, исходя из размера фактически полученной прибыли и ставки налога, организации исчисляют сумму авансового платежа. Сумма квартальных авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течение квартала налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями до 28-го числа каждого месяца. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале, принимается равной одной трети авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года. Сумма ежемесячного авансового платежа, который следует уплатить в третьем квартале, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам за полугодие, и суммой авансового платежа, рассчитанной за первый квартал. Соответственно, сумма ежемесячного авансового платежа, который следует уплатить в четвертом квартале, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам за 9 месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной за полугодие.

Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца, а сумма авансового платежа должна быть перечислена в соответствующие бюджеты не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.[9]

Организации, у которых за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превышала в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, бюджетные учреждения, некоммерческие организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянные представительства, участники простых товариществ в отношении доходов, полученных от участия в простом товариществе, инвесторы соглашений о разделе продукции, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий отчетный период.

Порядок уплаты налога на прибыль организация самостоятельно определяет на календарный год и в течение этого периода не имеет права изменять его.

2.2.Судебная практика

Арбитражный суд г. Москвы ежегодно выносит решения по различным делам, связанным с налогообложением прибыли организаций. Некоторые из них дают ответы на вопросы, которые остаются у специалистов после изучения НК РФ и изданных МНС РФ методических рекомендаций. Поэтому такие решения регулярно доводятся до сведения налоговых инспекций. На них необходимо обратить внимание и специалистам по налогообложению коммерческих банков.Cудебная практика по налоговому законодательству может быть весьма противоречивой. Многие суды имеют свое особое мнение, подтверждают правоту налогоплательщика или налогового органа, а иногда представляют дело совершенно иначе, чем истец и ответчик.

Неверное толкование законов и нормативных документов

Нередко суды рассматривают дела о неправильном применении налоговыми органами норм действующего законодательства (в частности, по налогу на прибыль организаций), толковании правовых норм.

Например, налоговая инспекция по результатам камеральной налоговой проверки вынесла решение о взыскании с организации штрафных санкций на основании п. 1 ст. 122 НК РФ, то есть за неуплату (неполную уплату) сумм налога на прибыль с базы переходного периода за I полугодие 2002 года. Проверенная организация отказалась выплатить штраф.

Арбитражный суд г. Москвы решением от 10.06.2003 по делу № А40-9039/03-114-89 отказал в удовлетворении заявления налоговой инспекции о принудительном взыскании штрафа.

В качестве одного из оснований отказа суд указал, что налоговой инспекцией неправомерно была применена при исчислении налога на прибыль с базы переходного периода ставка 30%. Ведь согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ к определенной в соответствии со ст. 10 этого Закона налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные ст. 284 НК РФ. Следовательно, организация при исчислении налога по базе переходного периода обоснованно применила налоговую ставку 24% в отношении сумм, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2003 года было подтверждено Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 октября 2003 года.

Неоднозначность толкования отдельных вопросов налогообложения прибыли

Вследствие неоднозначного толкования отдельных вопросов налогообложения прибыли организаций налоговыми органами и арбитражными судами судебные споры нередко разрешаются не в пользу налоговых органов. В частности, это относится к спорам о порядке взыскания налога на прибыль с сумм материальной (экономической) выгоды в виде процентов, рассчитанных на основании п. 8 ст. 150 НК РФ исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день пользования беспроцентными займами.

Например, налоговая инспекция, в результате проверки сделала вывод о том, что налогоплательщик не учел в составе внереализационных доходов экономическую выгоду. Она, по мнению налоговиков, образовалась в результате безвозмездного получения услуг, связанных с предоставлением ему заемных денежных средств юридическими и физическими лицами по договорам займа. Основанием для такого вывода послужили: п. 8 ст. 250 НК РФ, ст. 809 ГК РФ, а также п. 1 ст. 39 НК РФ, в котором под реализацией услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, в частности, оказание услуг одним лицом другому на безвозмездной основе.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2003 по делу № А40-23603/03-87-326 мнение налоговой инспекции было признано противоречащим действующему законодательству.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ под реализацией товаров, работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, в частности, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Составной частью договора займа является его предмет, а предметом является именно предоставление денежных средств, а не оказание каких-либо услуг. Само по себе временное предоставление денежных средств одним лицом другому лицу не может являться доходом последнего. Ведь оно рассматривается как долговое обязательство, подлежащее исполнению в обусловленные сроки. Доход имеет место в случае превышения материальных благ, поступивших лицу, над понесенными им расходами, связанными с получением этих благ.

Суд посчитал ошибочным довод ответчика о том, что указанный налогоплательщик получил экономическую выгоду, которую в свою очередь не учел в составе внереализационных доходов. Выгода подразумевает прибыль или доход, извлекаемый из чего-либо. Такого дохода организация не получила. Объект налогообложения по налогу на прибыль также отсутствует. Ведь это требует не только наличия, в частности, дохода, но и расходов. Организация в данном случае расходов не имела.

Рассмотрим другой пример признания судом неправильным решения налоговой инспекции.

Организация заключала договоры, в соответствии с которыми ею выписаны векселя сроком по предъявлению, но не ранее определенной даты. Эти договоры были квалифицированы налоговой инспекцией в качестве договоров беспроцентного займа.

Налоговая инспекция решила, что пользование денежными средствами на беспроцентной основе можно квалифицировать как безвозмездно полученную услугу. Поэтому в соответствии со ст. 250 НК РФ возникает обязанность по уплате налога на прибыль. Следовательно, налогоплательщиком было допущено занижение налогооблагаемой базы на сумму внереализационного дохода, полученного в виде экономической выгоды по договорам беспроцентного займа.

Заметим, что согласно п. 8 ст. 250 НК РФ во внереализационные доходы налогоплательщика включаются доходы в виде стоимости безвозмездно полученной услуги.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 ноября 2003 года это решение налоговой инспекции было признано незаконным. Суд решил, что “даже в случае квалификации отношений сторон по выдаче векселя в целях налогообложения как договора займа объекта обложения по налогу на прибыль у налогоплательщика не возникает”. В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Пункт 5 ст. 38 НК РФ под услугой понимает деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. С точки зрения гражданского законодательства деньги – это вещи с определенными родовыми признаками.

Передача денежных средств в собственность на возвратной основе не может расцениваться как деятельность, так как носит разовый характер, имеет материальное выражение и не может быть потреблена заемщиком в момент ее оказания.

Таким образом, предоставление денежных средств на основе возвратности, срочности, платности нельзя признать услугой как с точки зрения гражданского законодательства, так и в целях налогообложения.

Доначисления по авансовым платежам

Арбитражным судом г. Москвы в 2002 – 2003 годах рассмотрены пять дел по искам (заявлениям) налогоплательщиков о признании недействительными решений налоговых инспекций:

– о доначислении налога на прибыль организаций (авансовых платежей) по итогам отчетного периода;

– о начислении пени на авансовые платежи по налогу на прибыль, уплачиваемые по итогам отчетного периода;

– о привлечении к налоговой ответственности в случае неуплаты налога на прибыль, подлежащих уплате по итогам отчетного периода.

Все эти иски возникли в результате камеральных налоговых проверок. По всем этим делам Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу о неправомерности решений налоговых инспекций и удовлетворил требования налогоплательщиков.

Заключение

Уже несколько лет Правительство заявляет о необходимости изменения налоговой политики по отношению к малым предприятиям. В 2000 году одним из программных пунктов в то время еще и.о. Президента РФ В. Путина была именно реформа налоговой политики. Много говорилось о необходимости упрощения системы налогообложения, о возможном снижении одних налогов и полной отмене других. Сами малые предприятия с недоверием относились к подобным инициативам Правительства, понимая, что эти благие намерения могут не принести реальной пользы.

Решив узнать, что думают об изменении налогового законодательства РФ в отношении малого бизнеса сами предприниматели одна из московских фирм провела опрос. Для этого опросили около двадцати руководителей и главных бухгалтеров малых предприятий из шести регионов России (Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Владимира). В первую очередь, речь шла о главах, добавленных в Налоговый кодекс Российской Федерации 24 июля 2002 года: 26.2 и 26.3, посвященных «упрощенной модели налогообложения для объектов малого предпринимательства» и «системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», а также о федеральных законах № 190-ФЗ и № 191-ФЗ, вносящих поправки в Налоговый кодекс (всего 31 декабря 2002 года в специальном выпуске «Российской газеты» было опубликовано пять таких законов).

На первый взгляд, преимущества перехода на упрощенную систему налогообложения, или единый налог на вмененный доход, очевидны, так как уплата его заменяет сразу нескольких других: налог на прибыль (для индивидуальных предпринимателей — налог на доходы физических лиц), НДС, налог с продаж, налог на имущество и единый социальный налог. Однако выяснилось, что ни одно предприятие респондентов на упрощенную систему не перешло и в ближайшее время не планирует этого делать.

Ответы, полученные на резонный вопрос: «почему?», можно распределить на несколько типов. Представители большинства предприятий просили сохранить их инкогнито, поэтому в цитатах будем называть регион, отрасль и должность респондента.

Многие из опрошенных заявили, что не видят в предложенных Правительством мерах реформаторской сути. Главный бухгалтер столичного охранного предприятия на вопрос о ходе налоговых реформ ответил, что не почувствовал принципиального изменения в системе налогообложения, и прокомментировал свою позицию так: «Выплата в Пенсионный фонд, влияющая на фонд заработной платы (что особенно волнует малые предприятия) осталась той же.

Схожее мнение высказал бухгалтер компании, занимающейся проектно-монтажными работами в области компьютерного оборудования и связи: «За счет быстрого роста зарплат произошло увеличение их доли в расходах компании. Соответственно, существенно выросли налоги, рассчитываемые с ФОТ (ЕСН). Уменьшения налогов за счет снижения налога на прибыль мы не почувствовали. Налоги выросли и в количественном, и в процентном отношении».

Почти все опрошенные сходятся во мнении, что в действительности налоги снижаться не будут. Кое-что может быть формально уменьшено или даже вообще отменено, но общий характер отчетов настолько усложняется, что в ряде случаев работать становится нерентабельно. Реакция предпринимателей чаще всего одинакова: они возвращаются к распространенным в России схемам обхода налогов, не идут на эксперименты с новыми схемами налогообложения, предлагаемыми Правительством, и стараются как можно меньше афишировать свою деятельность.

Библиография

Нормативные акты

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) // СЗ 1999 №30.
  2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96г. № 129-ФЗ.
  3. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная Министерством финансов РФ приказ от 30.12.99г. № 107Н.
  4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95г. № 49.
  5. Положение по бухгалтерскому учету “ Учетная политика предприятия” ПБУ – 1/98, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 9.12.98г. № 60-Н.
  6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98г. № 34-Н.

Литература

  1. Брызгалин А., Зарипов В. Комментарии основных положений НК РФ //Хозяйство и право. 2003, №7,8.
  2. Даровский А.А Момент определения налоговой базы для целей исчисления НДС // Главбух. 2003 .
  3. Каталог программ // Бухгалтер и компьютер. 2002. №1.
  4. Колчин С.П. Налогообложение М.: ИПБ-БИНФА, 2002
  5. Корабельников Г.А. Минибухгалтерии.// Автоматизация бухгалтерского учета. Спецвыпуск ж. Главбух. 1998. С. 41-57.
  6. Мурзин И. В. Проблемы совершенствования расчетов с бюджетом по НДС //Налоговый Курьер . 2004. № 5.
  7. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1996.
  8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., МЦФЭР. 2002.
  9. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000.
  10. Соловьева О.В. Концептуальные основы финансовой отчётности // Бухгалтерский учёт. 2001. №7.
  11. Худолеев В.В. Сложные вопросы исчисления налога на добавленную стоимость // Консультант бухгалтера №1 / 2004.
  1. Шумпетер И. Теория экономического развития.-М., 2002, С.150
  2. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., МЦФЭР. 2002. С. 214.
  3. Брызгалин А., Зарипов В. Комментарии основных положений НК РФ //Хозяйство и право. 2003, №7,8. С. 17.
  4. Брызгалин А., Зарипов В. Комментарии основных положений НК РФ //Хозяйство и право. 2003, №7,8. С. 21
  5. Брызгалин А., Зарипов В. Комментарии основных положений НК РФ //Хозяйство и право. 2003, №7,8. С. 22.
  6. Брызгалин А., Зарипов В. Комментарии основных положений НК РФ //Хозяйство и право. 2003, №7,8. С. 26.
  7. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., МЦФЭР. 2002. С. 173.
  8. Колчин С.П. Налогообложение М.: ИПБ-БИНФА, 2002 С. 168.
  9. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 194.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.