Содержимое

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в после кризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис не платежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Чересчур резкое снижение ставок налогов не может привести к желаемому результату.

Исходя из всего вышесказанного, следует, что данная тема имеет особую актуальность на сегодняшний день.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налоговой политики России в современных условиях.

Для полной реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие налоговой политики государства, основные ее методы и инструменты.

– дать определение налогов и налоговой системы;

– рассмотреть принципы и функции налогообложения;

– рассмотреть основные виды налогов;

– рассмотреть понятие и основные элементы налоговой системы.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру.

Структурно работа состоит из 3 глав, введения и заключения.

Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в частности таких авторов как Пансков В.Г., А.М. Ковалевой, В.К., М.В. Романовского, Черник и нормативный материал, в частности Налоговый Кодекс РФ.

1. Понятие и инструментарий налоговой политики государства

1.1. Сущность и виды налоговой политики государства

Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Однако взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление – Министерство РФ по налогам и сборам.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

– управления;

– информирования (пропаганды);

– воспитания;

– консультирования;

– льготирования;

– контролирования;

– принуждения.[1]

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование – деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения избыточных доходов преимущественно в социальных целях, а также для территориального экономического развития, регулирования доходности населения. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условия для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающих в процессе рыночных отношений экономических диспропорций.

Российские ученые выделяют несколько типов налоговой политики:

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов.

Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.

В сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль неоднозначна по отношению к структуре бюджетных интересов и по отношению к интересам субъектов хозяйствования. Для бюджета рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования оценивается как отрицательный фактор, побуждающий их минимизировать налоговые обязательства разными способами.

При установлении налоговой политики определяющим был принцип приоритета экономики над политикой.

В проведении налоговой политики необходимо:

– во-первых, сочетать прямые и косвенные налоги: использовать разнообразие их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы;

– во-вторых, учитывать принцип универсализации налогов, обеспечивающий одинаковые требования для всех плательщиков;

– в-третьих, учитывать принцип однократности;

– в-четвертых, применять научный подход при разработке ставок обложения и их дифференциации в зависимости от уровня доходов, стабильности системы налоговых льгот, стимулирующих предпринимательскую деятельность и социальную защиту населения.

При обосновании налоговой политики необходимо четко определить границы налогообложения. История развития человечества убедительно доказывает, что налогообложение имеет пределы. Вопрос поиска критической точки налогообложения занимает умы политиков и ученых на протяжении многих столетий. Французский философ Монтескье отмечал: “Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им”.

Немаловажное значение в налоговой политике имеет понятие справедливости. Принцип справедливости в налогообложении – относительное понятие, изменяющееся по мере развития производительных сил, культуры, исторических традиций и т. д. Учение о справедливости в налогообложении распадается на два вопроса: кто должен платить налоги и как достигнуть уравнительности?

В вопросе о том, кто должен платить налоги, большинство ученых едины в том, что должен действовать принцип всеобщности налогообложения. Вместе с тем широкое распространение получила точка зрения о том, что от налогов должны быть освобождены малые доходы. Многие экономисты отмечали, что от налога надо освобождать доход, на который можно содержаться с соблюдением условий, нужных для здоровой жизни, но без всякого превышения этого комфорта.

Современная налоговая система – результат длительного развития цивилизации. Она представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с развитием национальной экономики и самого государства.

Одно из главных требований к налогам – их стабильность в течение продолжительного периода времени. Частые поправки в налоговом законодательстве, инструктивных документах усложняют труд счетных работников, налоговой инспекции, приводят к недопоступлению крупных финансовых ресурсов в доходы бюджета.

1.2. Инструменты налоговой политики

Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а его инструментом выступают федеральные налоги или некоторые из них. Размеры налоговых поступлений в государственный бюджет определяются содержанием инструментов налогового регулирования таких как:

Налог на доходы физических лиц,

акцизы,

импортные пошлины,

налоги на экспорт,

инвестиционные стимулы. [2]

1) Налоги на доходы физических лиц – обеспечивают налоговые поступления в бюджеты в большинстве государств.

Практически во всех развитых странах источником более 85% всех налоговых поступлений являются личный подоходный налог, взносы на социальное страхование и налоги на потребление.

2) Акцизы – налоги на отдельные товары, которые не только выполняют роль ограничителя потребления некоторых изделий, но и является источником доходов под специальные расходы, например, для компенсации расходов на строительство и содержание дорог.

3) Импортные пошлины выполняют функции по обеспечению запланированного краткосрочного регулирования платежного баланса. Этого достигается путем введения низкого общего налога на импортные товары. Однако, в случае решения правительства обеспечить особую защиту каких-либо конкретных национальных отраслей или секторов устанавливаются высокие ставки импортных пошлин.

4) Налоги на экспорт используются для обеспечения налоговых поступлений от сельскохозяйственного сектора, налогообложение которого сопряжено с значительными трудностями, а также для обложения случайной прибыли, полученной вследствие девальвации или экстраординарных изменений мировых цен. Однако использование налогов на экспорт может оказать отрицательное влияние на производство и объем экспорта.

5) Инвестиционные стимулы – инструмент налоговой политики, который оказывает влияние на содержание доходной части бюджета.

Эти стимулы приобретают форму налоговых скидок или кредитов, применяются по всем видам фондов или дифференцируются по видам оборудования, деятельности, по регионам. Двумя очевидными эффектами таких стимулов является то, что инвестиции в капитал, особенно в машины и оборудование, в значительной мере субсидируются, а реальные налоговые ставки сильно отличаются друг от друга в зависимости от конкретного предприятия. В Российской Федерации чрезмерное количество льгот на одну четвертую сокращают суммарные поступления по налогам на прибыль предприятий.

Эффективность таких налоговых стимулов основанных на низких налоговых ставках является отрицательной для доходной части бюджета. Поэтому многие страны отказываются от применения этого инструмента налогового регулирования. Однако Франция и Великобритания, напротив, предприняли ряд шагов, побуждающих к частным производительным инвестициям.

Практически все страны предусматривают льготное налогообложение доходов от прироста капитала и дивидендных доходов для работников-владельцев акций своих предприятий с целью стимулирования участия работников в собственности.

Налоговые ставки и порядок распределения средств от налогов между бюджетами разного уровня устанавливаются законодательными, а в отдельных случаях исполнительными органами власти Российской Федерации.

Органы государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований могут устанавливать дополнительные льготы только о пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.

Основным инструментом налоговой политики государства являются налоги, в главе 2 рассмотрим понятие, виды и основные функции налогов.

2. Понятие и виды налогов

2.1 Сущность налогов

Налоги, известные с далёкой древности, неотделимы от государства в условиях рыночных отношений.

Налоги, как определяет Налоговый Кодекс Российской Федерации (ст.8) – это обязательные, индивидуальные, безвозмездные платежи, взимае- мые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Первый общественный основатель методологии налогообложения Н. И.Тургенев связывал налоги с целью, которую ставит перед собой общество. «Налоги, – писал он, – суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своём в общество или при составлении государств». Требование «уничтожить налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества». Налоги служат признаком истинного благосостояния народов, основанного на законах «ненарушения и свободе гражданской».

Государство без налогов не может существовать, так как они являются главным методом мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости – национального дохода – выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Налоги, как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, то есть представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизируемую государством. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, который используется для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий»

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Это обязательность, безвозмездность, безэквивалентность.[3]

Остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоговый кодекс Российской определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что “под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.”

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кодекс также определяет круг налогоплательщиков: “Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.”

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.

“Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.”

“По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:

– необлагаемый минимум объекта налога;

– изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

– освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

– понижение налоговых ставок;

– вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

– целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

– прочие налоговые льготы”

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.

Налоговое бремя – это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства…

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, – все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица.

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его…

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства.[4]..

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают:

1) объект налога – это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;

2) субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

4) ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

1) “кадастровый” – (от слова кадастр – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода.

Примером может служить налог на прибыль.

3) источника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.[5]

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

1. Обеспечение финансирования государственных расходов;

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства.

Вывод:

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов – фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

2.2 Классификация налогов

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика так, что он ощущает их в виде недополученного дохода.

Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и др.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок.

Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее – размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения. В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.

При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения.

Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образовании

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым Кодексом.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом.

Налоговым Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 Налогового Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 Налогового Кодекса.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц. [6]

Вывод:

Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.

Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.

3 Налоговая система в рыночной экономике

3.1 Понятие налоговой системы

Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством.

Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора (при взимании налога с продаж – 36), а по Налоговому Кодексу РФ их существенно меньше.

В то же время всякая система есть целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Такой системой более высокого порядка по отношению к системе налогов и сборов РФ является налоговая система.

Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает:

– систему налогов и сборов РФ;

– систему налоговых правоотношений;

– систему участников налоговых правоотношений;

– нормативно-правовую базу сферы налогообложения.

Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней. Поступления налогов в федеральном бюджете РФ в 2004 году составили 2.328 трлн. руб., что на 4 млрд. руб. больше, чем в 2003 г. При этом доля налоговых доходов от общего объёма поступлений составила 74%. Больше всего – 22,9% от всех налоговых поступлений – в казну приносят НДС и налог на прибыль (19,9%)[7].

По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится ¾ всех поступлений в консолидированном бюджете.

Основные принципы налогообложения:

1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества.

3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

4) Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство и налоговую систему РФ.

5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.[8]

Налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков.

Порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика.

3.2 Роль и функции налоговой системы

На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая[9].

В числе налоговых функций ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.[10]

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты

налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наооборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет обязательства перед государством.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом[11].

Вывод:

Теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, – это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

3.3 Совершенствование налоговой системы России

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов. Но что же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все — от предпринимателей до ученых, от корреспондентов газет до чиновников Минфина? Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу, — скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.

Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее “придумать” какую-нибудь новую.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры.

В результате принятия II части Налогового Кодекса произошли серьезнейшие изменения в российской налоговой системе. Начиная с 2001 года радикально трансформируется подоходное налогообложение. Вводится плоская шкала налога на доходы физических лиц со ставкой 13%. Ликвидирован целый ряд необоснованных льгот по налогу. Платежи во внебюджетные фонды социального назначения объединены в единый социальный налог, контроль за уплатой которого будут осуществлять налоговые органы. При этом снижается ставка налогообложения фонда оплаты труда с 38,5% до 35,6%. Вводится регрессия шкалы социального налога. В области обложения налогом на добавленную стоимость произошло упорядочение льгот, предусмотрен переход к общим правилам территориальности при уплате налога при торговле со странами СНГ. Ликвидирован налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, взимаемый в по ставке 1,5% от оборота предприятий. С 3,5% до 1% снижена предельная ставка налога на пользователей автодорог, который в перспективе предполагается полностью отменить. Одновременно отменяется налог на реализацию ГСМ. Как компенсирующая мера произведено повышение акцизов на бензин.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с принятой в третьем чтении главой Налогового Кодекса, посвященной налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), установлена единая ставка в размере 13%, что является одним из ключевых элементов стимулирования легализации доходов. В то же время в отношении тех доходов, которые зачастую используются в качестве скрытой формы выплаты заработной платы (для ухода от платежей во внебюджетные фонды), установлена повышенная ставка в 35%.

Устранено двойное налогообложение дивидендов путем зачета ранее уплаченных сумм налога на прибыль в счет обязательств по подоходному налогу.

Существенно увеличен необлагаемый минимум (до 400 рублей в месяц до достижения доходом уровня 20 000 рублей), а также так называемый вычет на детей (до 300 рублей в месяц).

Установлен ряд льгот социального характера. В частности, расходы на образование, свое или своего ребенка, в размере 25 000 рублей вычитаются из налогооблагаемой базы налогоплательщика. Аналогичный порядок установлен и для расходов на здравоохранение, за исключением расходов на дорогостоящие виды лечения по перечню, утверждаемому Правительством, которые вычитаются из налогооблагаемой базы в размере фактически осуществленных расходов.

Размер имущественного вычета при продаже недвижимости установлен на уровне 1 000 000 рублей, при продаже прочих видов имущества – 125 000 рублей, при покупке или новом строительстве – на уровне 600 000 рублей. При этом вся сумма доходов от продажи недвижимого имущества, принадлежавшего налогоплательщику в течение 5 лет, и прочего имущества – в течение 3 лет, вычитается из налогооблагаемых доходов в полном объеме.

Единый социальный налог

Тарифы страховых взносов, взимавшиеся ранее в различные государственные внебюджетные фонды, заменяются единым социальным налогом, ответственность за сбор которого возлагается на МНС. При этом в соответствии с законом о введении в действие второй части Налогового кодекса сохраняют силу все договоры о предоставлении отсрочек (рассрочек) и реструктуризации задолженности по страховым взносам, ранее заключенные между органами государственных внебюджетных фондов и налогоплательщиками.

Единый социальный налог расщепляется на три части: наибольшая его доля поступает в Пенсионный фонд, остальные две – в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости консолидируется в федеральный бюджет.

Регрессия социального налога выражается следующей шкалой: 35,6% – при уровне годового дохода на одного работника до 100 тысяч рублей, 20% – при уровне дохода от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, 10% – при уровне дохода от 300 тысяч до 600 тысяч рублей, и, наконец, 2% – при уровне дохода свыше 600 000 рублей. Однако в соответствии с законопроектом о введении специальной части НК в действие вплоть до 1 января 2003 года нижняя ставка налогообложения (для доходов свыше 600 000 рублей) составляет 5 %.

Установлены следующие условия вступления в силу регрессии: средняя заработная плата на одного работника без учета 20% наиболее высокооплачиваемых работников должна составлять не менее 50 000 рублей в год.

Налоговая база, равно как и перечень не подлежащих налогообложению социальным налогом доходов, приведены в соответствие с налоговой базой налога на доходы физических лиц.

Принятие социального налога в том виде, который описан выше, имеет целый ряд положительных последствий. Они заключаются, во-первых, в снижении совокупной ставки отчислений в социальные внебюджетные фонды с применяющихся в настоящее время 38,5%, уплачиваемых работодателями, и 1%, уплачиваемого работником, до 35,6% для первого шкалы социального налога. Это существенно снизит общее налоговое бремя на фонд оплаты труда. Если в настоящее время совокупная ставка обложения фонда оплаты труда (включающая подоходный налог и отчисления в социальные внебюджетные фонды) составляет 37,2% – 50% в зависимости от применяемой ставки подоходного налога, то согласно законопроектам о подоходном и социальном налогах совокупная ставка обложения фонда оплаты труда сокращается до 35,8%.

В прошлом году в Государственной Думе РФ обсуждался законопроект о снижении ставки ЕСН с 35,6% до 26,0%. Как говорили представители государства при снижении ставки ЕСН у предприятий появятся свыше 100 млн долл., которые они смогут направить на развитие своего предприятия. Бюджет РФ также не пострадает, т.к. эта компенсация будет замещена повышением налога на добычу полезных ископаемых.

Объединение социальных платежей в единый налог позволяет, во-первых, упразднить до сих пор сохраняющиеся отдельные процедуры регистрации в качестве налогоплательщика и плательщика страховых взносов в каждый из внебюджетных фондов, что создает возможности для уклонения от регистрации. Во-вторых, это повышает уровень налогового администрирования, т.к. в целом внебюджетные фонды по сравнению с органами Государственной налоговой службы обладают меньшим опытом и организационно-техническими возможностями для контроля за поступлением обязательных платежей (этим объясняется то, что в Фонде обязательного медицинского страхования сбор платежей в неденежной форме достигает 60%, в Пенсионном фонде превышает 10%), а отсутствие единообразия в процедурах уплаты налогов и страховых взносов в различные внебюджетные фонды затрудняет налогоплательщику исполнение его обязательств. В-третьих, объединение параллельно существующих пяти независимых друг от друга органов, осуществляющих фискальные функции, существенно снижает административные издержки и облегчает положение налогоплательщиков.

Установление регрессии социального налога имеет ряд дополнительных преимуществ, заключающихся в том, что у налогоплательщиков появляются серьезные стимулы для вывода из “тени” больших доходов. При этом, учитывая тот факт, что снижение ставки социального налога начинается с уровня, превышающего средний уровень заработной платы в настоящее время, существенного снижения поступлений в социальные фонды не произойдет. Точно так же из-за предусмотренных ограничений применения регрессии по социальному налогу мы не ожидаем серьезного уменьшения поступлений налога на прибыль. Применение регрессии позволяет увеличить степень справедливости системы социального обеспечения за счет устранения излишнего обложения высоких доходов, которое сосуществует с ограничениями на максимальный размер получаемой из социальных фондов помощи.[12]

Налог на добавленную стоимость

Важным вопросом являются правила территориальности при уплате НДС, в т.ч. при экспорте и импорте в страны СНГ. Другие государства СНГ (прежде всего Украина и Белоруссия) оказывают постоянное давление с целью вынудить Российскую Федерацию к переходу на принцип страны назначения во взаимной торговле (при котором НДС взимается в стране, в которую импортируются товары и не взимается в стране, из которой они экспортируются). Налоговый кодекс предусматривает постепенный переход от взимания налога по принципу страны происхождения к принципу страны назначения.

II часть Кодекса упорядочивает список льгот по налогу на добавленную стоимость. В частности, введен порядок, согласно которому льготы по медицинской продукции предоставляются по перечню, утверждаемому Правительством.

Акцизы

По сравнению с ныне действующим законодательством произошли изменения, в целом отвечающие духу налоговых реформ, предлагаемых Правительством, заключающиеся в снижении налогового бремени на экономику. В частности, индексация ставок на алкогольную продукцию была произведена в меньшем объеме, нежели прогнозные темпы инфляции на 2001 год, что, учитывая специфический характер акцизов, существенно снизит налоговую нагрузку на плательщиков акцизов.

Помимо упомянутых выше положений данного Налогового Кодекса, касающихся отмены некоторых видов налогов, являющихся источниками образования дорожных фондов, и временной ставки социального налога для доходов свыше 600 тысяч рублей в год, предполагается также:

– окончательно отменить налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев автотранспортных средств с 1 января 2003 года;

– переход с 1 января 2002 года на определение объема реализации товаров (работ, услуг) в целях налога на добавленную стоимость по выставлению счетов-фактур (по методу начислений).[13]

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

Налоговая политика представляет собой составную и неразрывную часть общей экономической политики государства. Налоговая политика – совокупность государственных мероприятий в области налогов, направленных на достижение стабильности и прогресса в экономике. Обретение суверенитета позволило Республике Узбекистан определить свою самостоятельную независимую налоговую политику как важнейшую составную часть всей экономической политики.

При установлении налоговой политики определяющим был принцип приоритета экономики над политикой.

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов – фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоговая система Российской Федерации включает:

– систему налогов и сборов РФ;

– систему налоговых правоотношений;

– систему участников налоговых правоотношений;

– нормативно-правовую базу сферы налогообложения.

Налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели.

Налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков.

Порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика.

Обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой налоговой системы.

Начиная с 2001 года вводится плоская шкала налога на доходы физических лиц со ставкой 13%. Ликвидирован целый ряд необоснованных льгот по налогу. Платежи во внебюджетные фонды социального назначения объединены в единый социальный налог, контроль за уплатой которого будут осуществлять налоговые органы. При этом снижается ставка налогообложения фонда оплаты труда с 38,5% до 35,6%. Вводится регрессия шкалы социального налога. В области обложения налогом на добавленную стоимость произошло упорядочение льгот, предусмотрен переход к общим правилам территориальности при уплате налога при торговле со странами СНГ. Одновременно отменяется налог на реализацию ГСМ. Как компенсирующая мера произведено повышение акцизов на бензин.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая (с изменениями от 10 января 2006 г.) // М.: Проспект. 2006.
  2. Булатов А. С.Экономика. – М.: Юрист.- 2004.
  3. Камаев В.Д., Домненко Б.И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. – М., 2005
  4. Козлов А.В. Коротко // Профиль №8.- 2003
  5. Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы.//Финансы, №5. 2005.
  6. Маслова Д. В. Налоговый Кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль.//Финансы и статистика. №3. 2005.
  7. Мостовая У. Б.Основы экономической теории. – М.:ИНФРА –М; Новосибирск: НГА и У. 2003.
  8. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Косвенные налоги: опыт развития стран.// Мировая экономика и международные отношения. – М.: Наука, №2. 2001.
  9. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Изменения в системе налогообложения // Мировая экономика Мировая экономика и международные отношения. М.: Наука, №8. 2003.
  10. Основы налоговой системы: Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.
  11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. М.: НОРМА. 2003.
  12. Пансков В. Идёт ли в России налоговая реформа.//Российский экономический журнал. №4. 2003.
  13. Парыгина В. А. Тедеев А. А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс. 2005.
  14. Петров Ю. Селективная финансовая политика: повышение собираемости налогов, увеличение налогового потенциала и стимулирование развития экономики.//Российский экономический журнал. №4. 2001.
  15. Селезнёва Н. Н. Налоги и налоговая система России. Схемы, комментарии, тесты, задачи. М.: Юнити-Дана, Закон и право.2003.
  16. Сокол М. П. Налог на доходы физических лиц.//Финансы. №7.-2003.
  17. Ушаков Е. Недвижимость в системе налогообложения//Российский экономический журнал. М: Экономика, №2, 2003.
  18. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. 2005.
  19. Финансы / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Юрайт, 2003.
  20. Финансы. /Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2003.
  21. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2003.

 

  1. Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы.//Финансы, №5. 2005. С. 27
  2. Финансы. /Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 257
  3. Финнасы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. 2005. С263
  4. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Юрайт, 2003. С 279.
  5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. М.: НОРМА. 2003. С. 90
  6. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2005. С. 263-264
  7. Козлов А.В. Коротко // Профиль №8. 2005. С.82
  8. Основы налоговой системы: Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. С. 121
  9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2003. С.84-89
  10. Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Юрайт, 2003. С. 125.
  11. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2003. С . 126
  12. Сокол М. П. Налог на доходы физических лиц.//Финансы. №7. 2003. С. 21.
  13. Налоговый кодекс РФ (часть II).

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.