Содержимое

Введение

Особенностью современной России является процесс формирования основ рыночной экономики. В связи с этим значительно изменились функции управления, осуществляемые различными государственными и муниципальными органами управления, радикально поменялась сама их структура.

Среди важнейших процессов, протекающих в экономике, особенно выделяются процессы, связанные с внедрением достижений научно-технического прогресса в производство. Особенно актуальными проблемы технологического прогресса стали в настоящее время, так как основой обновления экономики России может стать лишь успешный ее переход на новый технический и технологический уровни.

Роль технологического прогресса в успешном осуществлении экономических реформ в России, ее регионах и на отдельных предприятиях очень велика. Поэтому обеспечение поступательного и динамичного характера его осуществления становится важнейшей целью государственного и муниципального управления на современном этапе экономического развития.

Многие отрицательные явления в развитии экономики – усиление кризисных спадов, снижение темпов экономического роста и производительности труда и др., – в качестве глубинной и решающей причины имеют научно-технический прогресс, точнее, колебания его результативности. Большинство современных теоретиков в качестве решающей или основной причины такого характера развития признают волнообразную динамику технических и технологических нововведений. Процессы, происходящие в экономике технологически развитых государств, свидетельствуют об особой актуальности исследования проблемы взаимосвязи циклических процессов в экономике с научно-техническим прогрессом и инновационной деятельностью.

Выявление данного рода устойчивых и закономерных связей, существующих между техническими, технологическими нововведениями и колебаниями экономики, создаёт необходимые основания для выработки эффективных механизмов преодоления или ослабления влияния отрицательных последствий цикличности на развитие хозяйственной жизни страны.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной темы сегодняшний день.

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие научно-технического прогресса и инновационных процессов, а также проанализировать их взаимосвязь.

Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие научно-технического прогресса

– рассмотреть понятие инноваций и проанализировать основные стадии инновационного процесса;

– рассмотреть перспективы роста научно-технического поненциала страны.

Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а также данные периодической печати. Журналы – «Экономист», «Финансы», «Вопросы экономики».

1. Научно-технический прогресс и инновации как главные факторы современного экономического роста

1.1. Понятие научно-технического прогресса

Научно – технический прогресс (прогресс от лат. Progressus – продвижение; успех) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап НТП относится к XVI – XVIII вв. , когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплаванья потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с конца XVIII в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющие темпы развития друг друга; современный этап определяется научно – технической революцией, охватывает наряду с промышленностью, транспорт, связь, медицину, образование, быт.[1]

Научно-технический прогресс является очень сложным, отнюдь не только техническим, а также широким социально-экономическим и естественно-научным процессом. Он состоит как бы из двух весьма разных процессов, которые тесно переплетаются между собой; грань между ними в известном смысле условна. Один процесс – эволюционный, когда развитие техники и технологии идет без качественных скачков, за счет совершенствования действующей техники и технологии. Конечно, это эволюционное совершенствование эффективно, но рост эффективности при этом измеряется процентами. Эволюционное совершенствование техники имеет четко видимые пределы.

Другая составляющая НТП – революционная, когда развитие приобретает скачкообразный характер, осуществляется переход к новым поколениям техники, к принципиально новым технологическим системам. Здесь рост эффективности измеряется уже не в процентах, а в разах.

Научно-технический прогресс органически объединяет развитие науки и техники. Превращение науки (той ее части, которая связана с производством, оказывает прямое воздействие на него) в непосредственную производительную силу означает, что каждый очередной шаг в развитии техники опирается на предшествующую ему научную разработку, что технический прогресс становится материализацией прогресса научного. Это относится как к эволюционному пути развития науки и техники, так и к революционному, получившему воплощение в научно-технической революции. Сам научный прогресс теперь немыслим без использования новой техники исследования и обработки данных, установок, научных приборов, воплощающих высшие достижения техники.

Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестиционных расходах, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса в отдельных странах. Постоянно растет доля расходов на науку в ВВП развитых стран, достигнув во многих из них 3 процента ВВП, При этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 35-40 процентов. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития – в глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса.

Огромное значение государственного стимулирования НТП в обеспечении современного экономического роста определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, зависимостью от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоемкостью научных исследований, требованиями к научной и инженерной квалификации кадров, необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования. Среди пятисот наиболее успешных фирм, действующих на мировом рынке, 203 являются американскими, 105 – европейскими, 109 – японскими и лишь 2 – российскими.

1.2. Понятие инновации

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними. В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом – как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:

  1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В Таблице 2 предложен классификатор инноваций, использование которого позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них.

Таблица 1 Классификация инноваций

№ п/п Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
1 Области применения инноваций Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.
2 Этапы НТП, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
3 Степень интенсивности инноваций “Бум”, равномерная, слабая, массовая
4 Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
5 Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
6 Результативность инноваций Высокая, низкая, стабильная
7 Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:

  • технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
  • технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
  • организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
  • информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
  • социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

Другая классификация, предложенная чехословацким экономистом Ф.Валентой, позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

  • инновации нулевого порядка — регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
  • инновации первого порядка — изменение количественных свойств системы;
  • инновации второго порядка — перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
  • инновация третьего порядка — адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
  • инновации четвертого порядка —” новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются — происходит некоторое улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более мощным двигателем);
  • инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);
  • инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);
  • инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип.

1.3. Инновационный процесс и его этапы

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель фундаментальных исследований – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию.

На современном историческом этапе ускорение социально-экономического развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности труда и эффективности производства базируются на научно-техническом прогрессе. В свою очередь научно-технический прогресс должен питаться непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к принципиально новым видам техники и технологии.[2]

Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического уровня. В цепочке интенсивной экономики «наука – технология – производство» ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые принципы производства.

Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась в основном независимо от производства, то теперь она становится неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны опережать потребности техники и производства.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства.

Расходы бюджета на фундаментальную науку с момента распада СССР неуклонно снижались, что наглядно показывает нам Таблица 2.

Таблица 2. Финансирование науки из средств федерального бюджета*

1992 1993 1994 1996 1999 2001 2002 2003
Ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие НТП» федерального бюджета:
млрд. руб. (с 1998 г. – млн. руб.):
В фактически действовавших ценах 95,3 700 2366,3 4413,6 8808,7 6239,4 5699,6 11621,5
В постоянных ценах 1991 г. 5,99 4,45 3,69 2,44 3,01 1,94 2,85 2,21
в процентах:
к валовому внутреннему продукту 0,5 0,41 0,39 0,29 0,36 0,23 0,27 0,26
к расходам федерального бюджета 2,43 2,56 1,66 1,6 2,02 1,32 1,6 1,74

Анализируя данные показатели, можно придти к выводу, что сокращение объемов финансирования науки продолжалось вплоть до 1997 года, когда наша законодательная власть решила уделять больше внимания научным исследованиям и значительно повысила долю расходов на них в федеральном бюджете. Но в 1998 году происходит крупномасштабный обвал финансовой системы, и статьи бюджета приходится сокращать до минимума. С 1999 года – небольшая стабилизация и постепенный рост. Нельзя также не отметить высокие темпы инфляции, которые обнаруживаются при сопоставлении показателей в фактических и постоянных ценах.

Фундаментальные исследования являются основой инновационного процесса. Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).

Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются положительно.

Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий (Ос), которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства. На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы по опытной базе науки. Их цель – изготовление и отработка опытных образцов новых продуктов и технологических процессов.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т.е. были бы реализованы потребителю.

При определении пропорций распределения ресурсов (инвестиций) необходимо опираться на общие закономерности, присущие интенсивному типу воспроизводства и выражаемые, в частности, в статистическом законе деления затрат по структуре научно-производственного цикла: пропорции затрат между фундаментальными исследованиями (ФИ), прикладными поисковыми работами (НИР), разработками (ОКР), капитальными вложениями на освоение научно-технических новшеств (Ос) составляют 1:3:9:27. Такого рода статистический закон распределения ресурсов научно-производственного потенциала характерен для стадии развития общественного производства, когда НТП осуществляется но заказам практики, выражающим необходимость решения очевидных проблем развития (или стабилизации) производства.

В нашей стране фактически сложившиеся пропорции распределения за грат выявляют глубокую диспропорциональность в структуре научно-производственного цикла: на производственное освоение научно-технических новшеств направлялось примерно в 5 раз меньше ресурсов против того, что требуется для сбалансированности структуры научно-производственного цикла.

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает в себя следующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом.

Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.[3]

2. Перспективы роста Научно-технического потенциала

2.1. Научно-производственный потенциал Российской экономики

Возможности выхода из нынешнего патологического состояния связаны с грамотным использование” закономерностей современного экономического роста при формировании и проведении государственной экономической политики.

Так, важной закономерностью со временного экономического роста является его неравномерность обусловленная периодическим процессом последовательного замещения целостных комплексов технологически сопряженных производств – технологических укладов. В ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые возможности экономического успеха. Страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и квалификации занятых в отраслях устаревающего технологического уклада, в то время как страны, успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада, оказываются центрами притяжения капитала, высвобождающегося из устаревающих производств. Каждый раз смена доминирующих технологических укладов сопровождается серьезными сдвигами в международном разделении труда, обновлением состава наиболее преуспевающих стран.

Соответственно страны, заблаговременно наращивающие свой научно-технический и производственный потенциал в перспективных направлениях формирования нового технологического уклада, приобретают принципиальные конкурентные преимущества. Их реализация в фазе структурного кризиса, сопровождающего в мировой экономике переход от устаревающего технологического уклада к новому, позволяет таким странам и предприятиям выйти на опережающую траекторию экономического роста. Они получают шанс “перегнать не догоняя”, развивая на основе расширяющихся конкурентных преимуществ высокие темпы экономического роста.

Именно такая задача стоит сегодня перед российскими органами государственной власти. Пока имеющийся научно-технический, производственный и интеллектуальный потенциал достаточен для освоения перспективных производств нового технологического уклада, необходимо сконцентрировать экономическую политику государства на наращивании конкурентных преимуществ на освоении его ключевых технологий.

Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом, достаточным для преодоления кризиса за счет мобилизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.[4] Это прежде всего:

высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества;

богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях;

огромная территория и емкий внутренний рынок, обеспечивающие широкое разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения;

наличие квалифицированных трудовых ресурсов;

большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно утроить уровень инвестиционной активности;

развитый научно-промышленный потенциал, наличие серьезных технологических разработок по ряду направлений современного и новейшего технологических укладов;

наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка;

значительные масштабы свободных производственных мощностей, позволяющие быстро увеличить производство продукции с относительно незначительными издержками;

исторические традиции великой державы и заслуженный мировой авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с российскими национальными интересами.

Смысл экономической политики государства заключается в актуализации этих возможностей, создании механизмов их реализации в системе конкретных мер по повышению конкурентоспособности национальной экономики и переходу к устойчивому экономического росту. Расчеты показывают, что имеющиеся ресурсы при правильной экономической политике позволяют обеспечить вывод экономики из кризиса на траекторию устойчивого роста с темпом не менее 7 процентов в год за счет удвоения уровня инвестиционной активности, обновления и модернизации производства на основе широкого внедрения новых технологий и достижений научно-технического прогресса, полного использования имеющегося производственного и трудового потенциала, повышения эффективности государственного регулирования рыночной экономики и восстановления управляемости социально-экономического развития страны. Разработанная Федерацией товаропроизводителей России на основе предложений ученых экономических институтов Российской академии наук программа экономического роста в качестве целевых ориентиров предусматривает: рост объемов промышленного производства – не менее чем на 10 процентов в год, инвестиционной активности – не менее чем на 20 процентов в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии – до 40 процентов в год, заработной платы – на 12 процентов в год, эффективности производства – не менее чем на 10 процентов в год.

Эти ориентиры роста производства исходят из объективных возможностей активизации имеющегося научно-производственного потенциала и являются минимально необходимыми для преодоления тенденций деградации российской экономики. При реализации официально установленных сегодня ориентиров роста ВВП на 1,5 процента в год и инвестиций – на 2-3 процента темпы разрушения имеющегося производственного потенциала будут втрое превышать темп создания новых производств. В результате нарастающего выбытия основных фондов, износ которых составляет около 70 процентов, через три года произойдет сокращение производственного потенциала страны на четверть, а через семь лет – вдвое.

У нас есть не более двух-трех лет для перелома этих тенденций деградации на основе активизации существующего еще научно-производственного потенциала и последующего выхода на траекторию устойчивого роста с опорой на опережающее освоение перспективных технологий нового технологического уклада. Для этого наряду с переориентацией макроэкономической политики государства на оздоровление финансового положения производственной сферы и нормализацию условий воспроизводства в реальном секторе экономики, преодолением его дезинтеграции должна быть развернута целенаправленная политика развития.

2.2. Политика развития

Ключевая роль НТП в обеспечении современного экономического роста предопределяет ведущее значение подсистемы развития в системе государственного регулирования экономики. Политика развития включает: определение приоритетов долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение и развитие научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и бюджетной политики, обеспечение и реализации за счет использована государственных гарантий, осуществления целевых инвестиционных и научно-технических программ, работы институтов развития, регулирования инвестиционной и стимулирования инновационной активности. Полезным, а в наших условиях необходимым элементом политики развития должно стать индикативное планирование. Политика развития должна органично включать научно-техническую и промышленную политику, в том числе политику реструктуризации предприятий, обеспечивать подъем конкурентоспособности отечественных предприятий, выращивание национальных лидеров – локомотивов экономического роста.

1. Механизм выбора и реализации приоритетов экономического развития должен составлять стержень формирования государственной экономической политики и вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и предоставления государственных гарантий под инвестиции в закупки капиталоемкого оборудования отечественного производства, работы институтов развития. К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования.

С научно-технической точки зрения, выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования современного технологического уклада и своевременного создания заделов становления следующего. С экономической точки зрения, государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности; инициировать рост деловой активности в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. Иными словами, она должна создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности. С производственной точки зрения, государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль “локомотивов роста” для всей экономики. С социальной точки зрения, реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

В качестве безусловного приоритета должно рассматриваться развитие фундаментальной науки, определяющей общую конкурентоспособность отечественного научно-технического и интеллектуального потенциала.

Этот перечень приоритетных направлений составлен на основе анализа основных тенденций современного НТП с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала. Он не претендует на полноту и окончательность. С него целесообразно начинать формирование и реализацию государственной политики развития.

2. Сохранение и активизация научно-промышленного потенциала в нынешних условиях его глубокого разрушения необходимо концентрировать на следующих направлениях:

обеспечение приоритетности государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, доведение государственных расходов на эти цели до нормативного уровня, установленного действующим законодательством;

завершение работы по реорганизации предприятий оборонной промышленности в казенные предприятия и акционерные общества, с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансиро-вания государственного заказа, и реструктуризацией других просроченных долговых обязательств;

поэтапное погашение накопленной задолженности государства по оборонному заказу, обеспечение строгого исполнения ассигнований на закупку военной техники и проведение НИОКР, предусмотренных законом о федеральном бюджете;

защита внутреннего рынка наукоемкой продукции, активная государственная поддержка ее экспорта.

Важной составляющей политики активизации научно-промышленного потенциала должно быть развитие технологического и научно-технического потенциала промышленности:

повышение государственных расходов на стимулирование НТП и проведение НИОКР, обеспечение финансирования по статье федерального бюджета о бюджете “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу” в размере не менее 4 процентов от расходной части бюджета;

стимулирование передачи технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке;

стимулирование предприятий, внедряющих отечественные научно-технические разработки путем предоставления льгот по налогообложению и других видов государственной поддержки;

разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов);

повышение эффективности системы экспортного контроля, активная государственная политика по пресечению несанкционированного вывоза перспективных технологий за рубеж;

субсидирование импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации;

создание инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР. [5]

3. Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития, ключевым для преодолении депрессии. Реализация этого направления включает следующие элементы:

государственная поддержка проектов освоения перспективных нововведений посредством создания инновационных центров; учет затрат предприятий на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения;

субсидирование расходов НИИ и КБ на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки на внутреннем рынке и за рубежом;

сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных и закупку научной литературы;

поддержание функционирования опытных стендов, эксперименталь-ных установок и опытных производств;

активное вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического, потенциала СНГ;

защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее.

4. Восстановление управляемости развитием экономики. Все перечисленные направления политики развития должны определять формирование бюджетной, внешнеторговой, промышленной политики. Для этого все составляющие экономической политики государства необходимо увязывать посредством индикативного планирования развития экономики страны.

Индикативное планирование социально-экономического развития страны должно быть эшелонировано по глубине прогнозирования на год, пятилетие и пятнадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. При этом необходимым для нормальной работы предприятий в большинстве отраслей является как минимум десятилетний горизонт планирования своего развития.

Прежде всего необходимо изменение технологии прогнозирования социально-экономического развития. Экстраполяция прошлых тенденций не должна доминировать при формировании планов будущего развития. Задача заключается как раз в обратном – в переломе сложившихся тенденций, преодолении депрессии .и, инициировании экономического роста. В сложившихся условиях прогноз должен определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов. Для этого он должен начинаться с формулирования четких целей социально-экономического развития на заданную перспективу и инвентаризации имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы путем создания соответствующих макроэкономических условий и мер государственного регулирования. Эти меры должны определять содержание индикативных планов социально-экономического развития страны. Соответственно индикативным планам должна вестись и бюджетная политика.

Принципы формирования государственного бюджета должны быть пересмотрены в соответствии с общей логикой системы регулирования экономики, ориентированной на развитие. В основу его разработки необходимо закладывать законодательно установленные нормативы, определяющие уровень бюджетных расходов по соответствующим направлениям, а также программно-целевой принцип планирования и осуществления расходов. При этом первым по значимости приоритетом должны пользоваться расходы на науку и стимулирование НТП, а также на образование и национальную безопасность, составляющие основу устойчивости будущего развития. Высоким приоритетом должны пользоваться инвестиционные программы. Их финансирование необходимо вести через Бюджет развития, который следует вывести из консолидированного бюджета и осуществлять через институты развития, рефинансируемые из собственных и привлеченных источников, включая кредиты Центрального банка

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

Инновационный путь развития – это единственный путь роста. Кризис 1998 года показал, что перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране не способствует росту экономики страны. Пока цена на нефть была очень высокой, в стране была более-менее благополучная ситуация. Реальный сектор экономики не развивался. Все сводилось к тому, что на проданную нефть за рубежом покупались всевозможные товары. Производство не развивалось, а развивалась малорисковая область предпринимательства, связанная с торговлей. Реальный сектор экономики не развивался. Банки не вкладывали деньги в инновации, а занимались высокодоходными операциями с ценными бумагами. После крушения финансовой пирамиды ГКО, большая часть банков стала банкротами, так как доля их активов, вложенных в ГКО, составляла от 10 до 70% . В результате падения цен на нефть и последующего за этим 4-х кратного падения курса рубля по отношению к доллару, экономика России претерпела сильнейший шок. Мнимое ощущение благополучия, в котором мы все находились, в одно мгновение исчезло. Если бы российская экономика не была бы в такой зависимости от продажи сырьевых ресурсов, в которой она находилась, и находится в настоящий момент, а средства вкладывались бы в реальный сектор экономики, в новые технологии, а не в отрасли переработки сырья, то не произошло бы такого сильнейшего потрясения которое произошло в августе 1998 года. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками.

Формирование социально-экономической политики государства затрагивает интересы миллионов граждан и предприятий, определяет наше будущее развитие. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его исключительно чиновникам. Определение перспектив экономического развития страны и формирование основных направлений экономической политики государства должно иметь надежное научное обоснование. Это предполагает вовлечение в этот процесс научного сообщества, авторитетных научно-исследовательских и экспертных институтов. В частности, Российской академии наук следует законодательно предоставить функцию экспертизы индикативных планов и прогнозов, проектов важнейших государственных решений, определяющих социально-экономическое развитие страны.

У нас есть все необходимые элементы для успешного социально-экономического развития. Но сами по себе эти элементы в целостную политику не складываются. Необходимо объединить знания ученых, ответственность политиков, опыт технологов, чтобы набрать критическую массу созидательной энергии, способной направить власть на осуществление необходимой обществу политики развития.

Список литературы

  1. Авраменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики//Экономист. 2003. №3. С. 36.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР. 1999.
  3. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика.- М.: ДИС, 1997.
  4. Глазьев С. Э. В инновационной экономике – будущее России. // Финансы №5 2002. С. 54.
  5. Джеффери Д.Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 2001
  6. Козырев В.М. Основы современной экономики.- М.: Финансы и статистика, 2004.
  7. Мамедов О.Ю. Современная экономика.- М..: Феникс, 1999.
  8. Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности//Экономист. 2002. №3.
  9. Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики // Экономист. 2003. №6.
  10. Основы экономической теории “// Под ред. Камаева В.Д., М., «Владос», 1999.
  11. Пол А. Семюелсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. – М.: Основы, 1995.
  12. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 2003.
  13. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: в 2-х книгах. Книга I – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1996.
  14. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина, В.И. 1997.
  15. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 2002.
  1. Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности//Экономист. 2002. №3. С. 27.
  2. Глазьев С. Э. В инновационной экономике – будущее России. // Финансы №5 2002. С. 54.
  3. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 2003. С. 265.
  4. Глазьев С. Э. В инновационной экономике – будущее России. // Финансы №5 2002. С. 56
  5. Глазьев С. Э. В инновационной экономике – будущее России. // Финансы №5 2002. С. 59.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.