Содержимое

Введение

Особенностью современной России является процесс формирования основ рыночной экономики. В связи с этим значительно изменились функции управления, осуществляемые различными государственными и муниципальными органами управления, радикально поменялась сама их структура.

Среди важнейших процессов, протекающих в экономике, особенно выделяются процессы, связанные с внедрением достижений научно-технического прогресса в производство. Особенно актуальными проблемы технологического прогресса стали в настоящее время, так как основой обновления экономики России может стать лишь успешный ее переход на новый технический и технологический уровни.

Роль технологического прогресса в успешном осуществлении экономических реформ в России, ее регионах и на отдельных предприятиях очень велика. Поэтому обеспечение поступательного и динамичного характера его осуществления становится важнейшей целью государственного и муниципального управления на современном этапе экономического развития.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной темы сегодняшний день.

Цель работы – рассмотреть понятие научно-технического прогресса и инновационных процессов, а также проанализировать их взаимосвязь.

Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а также данные периодической печати. Журналы – «Экономист», «Финансы», «Вопросы экономики».

1. Научно-технический прогресс и инновации как главные факторы современного экономического роста

Научно – технический прогресс (прогресс от лат. Progressus – продвижение; успех) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап НТП относится к XVI – XVIII вв. , когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплаванья потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с конца XVIII в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющие темпы развития друг друга; современный этап определяется научно – технической революцией, охватывает наряду с промышленностью, транспорт, связь, медицину, образование, быт.[1]

Научно-технический прогресс является очень сложным, отнюдь не только техническим, а также широким социально-экономическим и естественно-научным процессом. Он состоит как бы из двух весьма разных процессов, которые тесно переплетаются между собой; грань между ними в известном смысле условна. Один процесс – эволюционный, когда развитие техники и технологии идет без качественных скачков, за счет совершенствования действующей техники и технологии. Конечно, это эволюционное совершенствование эффективно, но рост эффективности при этом измеряется процентами. Эволюционное совершенствование техники имеет четко видимые пределы.

Другая составляющая НТП – революционная, когда развитие приобретает скачкообразный характер, осуществляется переход к новым поколениям техники, к принципиально новым технологическим системам. Здесь рост эффективности измеряется уже не в процентах, а в разах.

Научно-технический прогресс органически объединяет развитие науки и техники. Превращение науки (той ее части, которая связана с производством, оказывает прямое воздействие на него) в непосредственную производительную силу означает, что каждый очередной шаг в развитии техники опирается на предшествующую ему научную разработку, что технический прогресс становится материализацией прогресса научного. Это относится как к эволюционному пути развития науки и техники, так и к революционному, получившему воплощение в научно-технической революции. Сам научный прогресс теперь немыслим без использования новой техники исследования и обработки данных, установок, научных приборов, воплощающих высшие достижения техники.

Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестиционных расходах, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса в отдельных странах. Постоянно растет доля расходов на науку в ВВП развитых стран, достигнув во многих из них 3 процента ВВП, При этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 35-40 процентов. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития – в глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса.

Огромное значение государственного стимулирования НТП в обеспечении современного экономического роста определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, зависимостью от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоемкостью научных исследований, требованиями к научной и инженерной квалификации кадров, необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования. Среди пятисот наиболее успешных фирм, действующих на мировом рынке, 203 являются американскими, 105 – европейскими, 109 – японскими и лишь 2 – российскими.

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними. В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом – как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:

  1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта.

Эти положения И.Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства.[2]

2. Перспективы роста Научно-технического потенциала

Возможности выхода из нынешнего патологического состояния связаны с грамотным использование” закономерностей современного экономического роста при формировании и проведении государственной экономической политики.

Так, важной закономерностью со временного экономического роста является его неравномерность обусловленная периодическим процессом последовательного замещения целостных комплексов технологически сопряженных производств – технологических укладов. В ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые возможности экономического успеха. Страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и квалификации занятых в отраслях устаревающего технологического уклада, в то время как страны, успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада, оказываются центрами притяжения капитала, высвобождающегося из устаревающих производств. Каждый раз смена доминирующих технологических укладов сопровождается серьезными сдвигами в международном разделении труда, обновлением состава наиболее преуспевающих стран.

Соответственно страны, заблаговременно наращивающие свой научно-технический и производственный потенциал в перспективных направлениях формирования нового технологического уклада, приобретают принципиальные конкурентные преимущества. Их реализация в фазе структурного кризиса, сопровождающего в мировой экономике переход от устаревающего технологического уклада к новому, позволяет таким странам и предприятиям выйти на опережающую траекторию экономического роста. Они получают шанс “перегнать не догоняя”, развивая на основе расширяющихся конкурентных преимуществ высокие темпы экономического роста.

Именно такая задача стоит сегодня перед российскими органами государственной власти. Пока имеющийся научно-технический, производственный и интеллектуальный потенциал достаточен для освоения перспективных производств нового технологического уклада, необходимо сконцентрировать экономическую политику государства на наращивании конкурентных преимуществ на освоении его ключевых технологий.

Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом, достаточным для преодоления кризиса за счет мобилизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.[3] Это прежде всего:

высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества;

богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях;

огромная территория и емкий внутренний рынок, обеспечивающие широкое разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения;

наличие квалифицированных трудовых ресурсов;

большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно утроить уровень инвестиционной активности;

развитый научно-промышленный потенциал, наличие серьезных технологических разработок по ряду направлений современного и новейшего технологических укладов;

наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка;

значительные масштабы свободных производственных мощностей, позволяющие быстро увеличить производство продукции с относительно незначительными издержками;

исторические традиции великой державы и заслуженный мировой авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с российскими национальными интересами.

Смысл экономической политики государства заключается в актуализации этих возможностей, создании механизмов их реализации в системе конкретных мер по повышению конкурентоспособности национальной экономики и переходу к устойчивому экономического росту. Расчеты показывают, что имеющиеся ресурсы при правильной экономической политике позволяют обеспечить вывод экономики из кризиса на траекторию устойчивого роста с темпом не менее 7 процентов в год за счет удвоения уровня инвестиционной активности, обновления и модернизации производства на основе широкого внедрения новых технологий и достижений научно-технического прогресса, полного использования имеющегося производственного и трудобого потенциала, повышения эффективности государственного регулирования рыночной экономики и восстановления управляемости социально-экономического развития страны. Разработанная Федерацией товаропроизводителей России на основе предложений ученых экономических институтов Российской академии наук программа экономического роста в качестве целевых ориентиров предусматривает: рост объемов промышленного производства – не менее чем на 10 процентов в год, инвестиционной активности – не менее чем на 20 процентов в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии – до 40 процентов в год, заработной платы – на 12 процентов в год, эффективности производства – не менее чем на 10 процентов в год.

Эти ориентиры роста производства исходят из объективных возможностей активизации имеющегося научно-производственного потенциала и являются минимально необходимыми для преодоления тенденций деградации российской экономики. При реализации официально установленных сегодня ориентиров роста ВВП на 1,5 процента в год и инвестиций – на 2-3 процента темпы разрушения имеющегося производственного потенциала будут втрое превышать темп создания новых производств. В результате нарастающего выбытия основных фондов, износ которых составляет около 70 процентов, через три года произойдет сокращение производственного потенциала страны на четверть, а через семь лет – вдвое.

У нас есть не более двух-трех лет для перелома этих тенденций деградации на основе активизации существующего еще научно-производственного потенциала и последующего выхода на траекторию устойчивого роста с опорой на опережающее освоение перспективных технологий нового технологического уклада. Для этого наряду с переориентацией макроэкономической политики государства на оздоровление финансового положения производственной сферы и нормализацию условий воспроизводства в реальном секторе экономики, преодолением его дезинтеграции должна быть развернута целенаправленная политика развития.

Ключевая роль НТП в обеспечении современного экономического роста предопределяет ведущее значение подсистемы развития в системе государственного регулирования экономики. Политика развития включает: определение приоритетов долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение и развитие научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и бюджетной политики, обеспечение и реализации за счет использована государственных гарантий, осуществления целевых инвестиционных и научно-технических программ, работы институтов развития, регулирования инвестиционной и стимулирования инновационной активности. Полезным, а в наших условиях необходимым элементом политики развития должно стать индикативное планирование. Политика развития должна органично включать научно-техническую и промышленную политику, в том числе политику реструктуризации предприятий, обеспечивать подъем конкурентоспособности отечественных предприятий, выращивание национальных лидеров – локомотивов экономического роста.

1. Механизм выбора и реализации приоритетов экономического развития должен составлять стержень формирования государственной экономической политики и вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и предоставления государственных гарантий под инвестиции в закупки капиталоемкого оборудования отечественного производства, работы институтов развития. К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования.

С научно-технической точки зрения, выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования современного технологического уклада и своевременного создания заделов становления следующего. С экономической точки зрения, государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности; инициировать рост деловой активности в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. Иными словами, она должна создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности. С производственной точки зрения, государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль “локомотивов роста” для всей экономики. С социальной точки зрения, реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

В качестве безусловного приоритета должно рассматриваться развитие фундаментальной науки, определяющей общую конкурентоспособность отечественного научно-технического и интеллектуального потенциала.

Этот перечень приоритетных направлений составлен на основе анализа основных тенденций современного НТП с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала. Он не претендует на полноту и окончательность. С него целесообразно начинать формирование и реализацию государственной политики развития.

2. Сохранение и активизация научно-промышленного потенциала в нынешних условиях его глубокого разрушения необходимо концентрировать на следующих направлениях:

обеспечение приоритетности государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, доведение государственных расходов на эти цели до нормативного уровня, установленного действующим законодательством;

завершение работы по реорганизации предприятий оборонной промышленности в казенные предприятия и акционерные общества, с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансиро-вания государственного заказа, и реструктуризацией других просроченных долговых обязательств;

поэтапное погашение накопленной задолженности государства по оборонному заказу, обеспечение строгого исполнения ассигнований на закупку военной техники и проведение НИОКР, предусмотренных законом о федеральном бюджете;

защита внутреннего рынка наукоемкой продукции, активная государственная поддержка ее экспорта.

Важной составляющей политики активизации научно-промышленного потенциала должно быть развитие технологического и научно-технического потенциала промышленности:

повышение государственных расходов на стимулирование НТП и проведение НИОКР, обеспечение финансирования по статье федерального бюджета о бюджете “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу” в размере не менее 4 процентов от расходной части бюджета;

стимулирование передачи технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке;

стимулирование предприятий, внедряющих отечественные научно-технические разработки путем предоставления льгот по налогообложению и других видов государственной поддержки;

разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов);

повышение эффективности системы экспортного контроля, активная государственная политика по пресечению несанкционированного вывоза перспективных технологий за рубеж;

субсидирование импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации;

создание инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР. [4]

3. Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития, ключевым для преодолении депрессии. Реализация этого направления включает следующие элементы:

государственная поддержка проектов освоения перспективных нововведений посредством создания инновационных центров; учет затрат предприятий на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения;

субсидирование расходов НИИ и КБ на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки на внутреннем рынке и за рубежом;

сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных и закупку научной литературы;

поддержание функционирования опытных стендов, эксперименталь-ных установок и опытных производств;

активное вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического, потенциала СНГ;

защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее.

4. Восстановление управляемости развитием экономики. Все перечисленные направления политики развития должны определять формирование бюджетной, внешнеторговой, промышленной политики. Для этого все составляющие экономической политики государства необходимо увязывать посредством индикативного планирования развития экономики страны.

Индикативное планирование социально-экономического развития страны должно быть эшелонировано по глубине прогнозирования на год, пятилетие и пятнадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. При этом необходимым для нормальной работы предприятий в большинстве отраслей является как минимум десятилетний горизонт планирования своего развития.

Прежде всего необходимо изменение технологии прогнозирования социально-экономического развития. Экстраполяция прошлых тенденций не должна доминировать при формировании планов будущего развития. Задача заключается как раз в обратном – в переломе сложившихся тенденций, преодолении депрессии .и, инициировании экономического роста. В сложившихся условиях прогноз должен определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов. Для этого он должен начинаться с формулирования четких целей социально-экономического развития на заданную перспективу и инвентаризации имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы путем создания соответствующих макроэкономических условий и мер государственного регулирования. Эти меры должны определять содержание индикативных планов социально-экономического развития страны. Соответственно индикативным планам должна вестись и бюджетная политика.

Принципы формирования государственного бюджета должны быть пересмотрены в соответствии с общей логикой системы регулирования экономики, ориентированной на развитие. В основу его разработки необходимо закладывать законодательно установленные нормативы, определяющие уровень бюджетных расходов по соответствующим направлениям, а также программно-целевой принцип планирования и осуществления расходов. При этом первым по значимости приоритетом должны пользоваться расходы на науку и стимулирование НТП, а также на образование и национальную безопасность, составляющие основу устойчивости будущего развития. Высоким приоритетом должны пользоваться инвестиционные программы. Их финансирование необходимо вести через Бюджет развития, который следует вывести из консолидированного бюджета и осуществлять через институты развития, рефинансируемые из собственных и привлеченных источников, включая кредиты Центрального банка

3. НТП – как фактор размещения производства

Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс (НТП). Он представляет непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства. Непрерывность НТП зависит в значительной степени от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих реализовать научные достижения в новую технику и технологию.

В условиях замедления темпов роста трудовых, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов возрастает значение научно-технического прогресса в совершенствовании территориального разделения общественного труда, экономическом развитии отдельных регионов и страны в целом.

Большую роль научно-технический прогресс играет в рациональном размещении производства и производительных сил в целом. Изменяется специализация сложившихся регионов, начинается хозяйственное освоение новых территорий со сложными климатическими условиями.

Одним из направлений научно-технического прогресса является использование новых технологических решений при освоении природных богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем дает возможность вести комплексную переработку сырья, заменять их традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин и добычи сырья, приспособленных к специфическим условиям западно-сибирского Севера, позволило значительно сэкономить денежные ресурсы на оборудовании каждой скважины. Впервые в мировой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позволило удвоить механическую скорость проходки скважин. Применение новых технологий помогло также освоить крупные газо-конденсатные месторождения Оренбурга и Астрахани.

Значительные изменения в территориальной организации хозяйства связаны с применением таких новых направлений, как развитие робототехники, роторных и роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокую производительность. Особенно важную роль эти направления играют в районах дефицитных или ограниченных трудовых ресурсов. Технический прогресс, сокращающий потребность в трудовых ресурсах за счет роста производительности труда, является главным звеном экономической стратегии освоения отдаленных и труднодоступных районов.

В условиях формирования рыночных отношений научно-техническая революция требует значительных структурных и качественных изменений производственных основных фондов. Наращивание экономической мощи в последние десятилетия имело экстенсивный характер. Научно-техническая и производственная база нашей страны не отвечает требованиям интенсификации общественного производства. Свыше 50% оборудования и машин эксплуатируются более 15 лет, в то время как сменяемость оборудования в Японии составляет 6—8 лет, а в европейских государствах —10—12 лет. Особенно тяжелая ситуация сложилась в старопромышленных районах европейской части России, где действующие предприятия в течение длительного времени не подвергались реконструкции и техническому переоснащению. Решение задачи повышения эффективности общественного производства в стране возможно лишь при условии ускорения научно-технического прогресса.

Реализация достижений научно-технического прогресса влияет на формирование территориальных народнохозяйственных пропорций и воздействует на территориальной разделение труда. Велико значение в формировании территориальных пропорций экономических факторов: капитальных вложений, освоение основных фондов и т. д.

4. Анализ технологического уровня производства

Ускорение технического прогресса вынуждает предприятие все быстрее обновлять основной капитал в условиях новых технологий. Следовательно, оценка технологического уровня средств производства является первостепенной задачей любого экономического анализа предприятий.

Специалисты по данному вопросу считают, что этот анализ не должен абстрагироваться от совокупности условий действия глобальной стратегии предприятия. Речь идет не о том, чтобы применять везде одну методику и следовать необходимости достижения наивысшего уровня слаженности машин и оборудования, наоборот, широко признан факт существования сильной взаимозависимости между характером производимых товаров, используемой технологией и формой организации производства.

Оценка технологического уровня средств производства предприятия должна проводиться с учетом взаимосвязей с другими элементами анализа как самого товара, так и с условиями производства. Основывается эта оценка на подсчете соответствующих показателей, увязанных в систему. Но определение технологического уровня не является концом анализа, важно также оценить уровень сложности оборудования и риска, который связан с его эксплуатацией. Интерес аналитиков также вызывает уровень интеграции оборудования в той мере, в какой он играет роль в управлении продукцией и авариями (остановками производства). И, наконец, способность оборудования к модификации, необходимой при новой технике управления производством, составляет один из основных моментов анализа оборудования.

Процесс совершенствования оборудования, проводимый без соответствующего анализа, создает сложности для предприятия: чем более сложным является оборудование (в технологическом отношении), тем выше вероятность аварии.

Идеалом для предприятия является простое и прочное оборудование, которое тем не менее будет соответствовать техническим потребностям дня, обусловленным конкуренцией. При условии равного удовлетворения потребителя более “производительным” будет самое простое оборудование. Разумеется, такого рода оценка степени “простоты” оборудования может быть осуществлена только специалистами.

Оценка степени гибкости оборудования

Гибкость — это одно из ключевых понятий новых технологий производства. Новые условия продаж вынуждают предприятия часто менять характеристики производимой продукции, а также производить ограниченное число дополнительной продукции. В некотором смысле следует делать квадратуру круга: производить в маленьких количествах по низкой цене, а для этого необходимо перейти от простого оборудования, специализирующегося на одном типе производства, на гибкое оборудование, способное быстро адаптироваться на выпуск другой продукции. Таким образом, если потребности рынка приводят к гибкому оборудованию, то аналитик должен определить, имеются ли все необходимые компоненты этой гибкой системы.

Гибкость оборудования может быть определена с помощью различных критериев:

  • по степени поливалентности оборудования,
  • времени перехода,
  • сегментации оборудования,
  • наличия запасных частей оборудования,
  • степени разносторонности персонала.

Степень поливалентности оборудования. По типу оборудования можно сказать, предназначено ли оно для выполнения одной задачи, или же программируется на решение множества задач.

Время перехода. Поливалентность машин предполагает, что можно быстро переходить на одной машине от одной операции к другой, и что время перехода сокращено до минимума.

При производстве массовыми сериями машины не были предназначены для быстрой замены орудий труда. При переходе на работу по системе “точно в срок” это время перехода стало одним из ключевых моментов технологии: оптимальным в данном случае является нажатие лишь одной кнопки, но даже при применении системы СМЕД достигается отличный результат.

Сегментация оборудования также составляет важное средство гибкости оборудования: вместо того, чтобы иметь одно гибкое оборудование, производящее несколько видов продуктов, лучше иметь несколько производственных линий, соответствующих каждому виду продукции; и не только потому, что весь процесс станет менее дорогим и более надежным, но больше станет его гибкость, т. е. оборудование будет лучше подходить к объемам партий, заказываемых по каждому товару. Помимо этого, в случае если отпадает необходимость производства какого-то товара, то соответствующая линия может быть остановлена, а персонал перейдет на другой процесс и вид деятельности. И, наконец, если в какой-то момент на рынке возникает спрос, то можно будет организовать производство разной продукции одновременно.

Наличие резервного оборудования. Этот фактор может также играть важную роль в гибкости оборудования. В случае неожиданного срочного заказа или поломки одной из линий наличие резервного оборудования представляет особый интерес. Для того чтобы содержание этой линии было бы не слишком дорогостоящим, можно предположить, что это оборудование, полностью изношенное и самортизированное, и не занимает много места. Таким образом, наличие такого недоиспользованного оборудования не представляет собой в данном случае свидетельство неспособности предприятия полностью использовать свои производственные возможности, а является доказательством его возможности обеспечить более высокую гибкость производства по средней цене.

Разумеется, данная ситуация может быть понята и принята в той мере, в какой преимущества большей гибкости отражаются на стоимости недоиспользования оборудования. В настоящее время такое положение широко распространено.

Степень разнопрофильности персонала. Помимо качества подготовки разнопрофильность персонала составляет важный элемент гибкости. Именно при этом условии можно заменить одну линию на другую, быстро приспособить оборудование, заменить вышедшего из строя работника.[5]

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

Инновационный путь развития – это единственный путь роста. Кризис 1998 года показал, что перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране не способствует росту экономики страны. Пока цена на нефть была очень высокой, в стране была более-менее благополучная ситуация. Реальный сектор экономики не развивался. Все сводилось к тому, что на проданную нефть за рубежом покупались всевозможные товары. Производство не развивалось, а развивалась малорисковая область предпринимательства, связанная с торговлей. Реальный сектор экономики не развивался.

Формирование социально-экономической политики государства затрагивает интересы миллионов граждан и предприятий, определяет наше будущее развитие. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его исключительно чиновникам. Определение перспектив экономического развития страны и формирование основных направлений экономической политики государства должно иметь надежное научное обоснование. Это предполагает вовлечение в этот процесс научного сообщества, авторитетных научно-исследовательских и экспертных институтов.

У нас есть все необходимые элементы для успешного социально-экономического развития. Но сами по себе эти элементы в целостную политику не складываются. Необходимо объединить знания ученых, ответственность политиков, опыт технологов, чтобы набрать критическую массу созидательной энергии, способной направить власть на осуществление необходимой обществу политики развития.

Список литературы

  1. Авраменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики//Экономист. 2003. №3. С. 36.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР. 1999.
  3. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика.- М.: ДИС, 1997.
  4. Глазьев С. Э. В инновационной экономике – будущее России. // Финансы №5 2002. С. 54.
  5. Джеффери Д.Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 2001
  6. Козырев В.М. Основы современной экономики.- М.: Финансы и статистика, 2004.
  7. Мамедов О.Ю. Современная экономика.- М..: Феникс, 1999.
  8. Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности//Экономист. 2002. №3.
  9. Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики // Экономист. 2003. №6.
  10. Основы экономической теории “// Под ред. Камаева В.Д., М., «Владос», 1999.
  11. Пол А. Семюелсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. – М.: Основы, 1995.
  12. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 2003.
  13. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: в 2-х книгах. Книга I – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1996.
  14. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина, В.И. 1997.
  15. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 2002.
  1. Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности//Экономист. 2002. №3. С. 27.
  2. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 2003. С. 265.
  3. Глазьев С. Э. В инновационной экономике – будущее России. // Финансы №5 2002. С. 56
  4. Глазьев С. Э. В инновационной экономике – будущее России. // Финансы №5 2002. С. 59.
  5. Мамедов О.Ю. Современная экономика.- М..: Феникс, 1999. С. 146.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.