Содержимое

Введение

Финансы представляют собой экономические – денежные отношения, связанные с формированием,  распределением  и  ис­пользованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функции и задач государства.

Финансы как экономическая категория выражают экономиче­ские отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода (НД) – вновь созданной стоимости или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Воздействуя на производство, распределение и использование (потребление), финансы носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без финансов государства. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические ис­следования, некоторые новые приоритетные отрасли экономи­ки, а также предприятия, необходимые всем (почта, телеграф и некоторые другие).

А если экономика не может существовать без финансов, то для них должна быть предусмотрена специальная система управления. К примеру, управление финансами в зарубежных странах находится в ведении законодательных органов власти. Непосредственное управление финансами находится в ведении финансового аппарата, главное звено которого – Министерство Финансов. Во всех развитых странах ведущими подразделениями Министерства Финансов являются управление внутренних доходов, которое издает инструктивный материал в области прямых налогов  и организует их поступление.

В Российской Федерации управление финансами осуществляют высшие законодательные органы власти: Министерство Финансов и Федеральное Собрание

Все вышеуказанные проблемы имеют очень важное значение. Как сама категория финансов, так и финансовое управление. Вопросы развития финансового аппарата управления также занимают не последнее место, так как с их помощью можно проследить развитие этой экономической категории и ошибки, которые повлияли на становление российской финансовой системы.

При  написании  работы использованы  материалы  периоди­ческой  печати  и  фактические  материалы,  собранные  при  изучении дисциплины «Финансы».

 

1 Функции и задачи органов государственной власти

Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.

Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления.

К объектам относятся:

  • ФПУО;
  • страховые отношения;
  • государственные финансы и т.д.

Финансовые субъекты – организации, которые организуют и осуществляют это управление.

К субъектам относятся:

  • финансовые службы,
  • отделы и органы, которые существуют на предприятии;
  • финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства республик);
  • налоговые инспекции.

Финансовая система РФ включает в себя комплекс государственных и негосударственных специализированных учреждений, в функции которых входит:

а) осуществление различного рода финансовых, денежных, страховых, валютных операций;

б) эти же органы предоставляют аудиторские услуги;

в) они оказывают консультации по всем вопросам финансово-экономической деятельности;

г) осуществляют регулирование финансовой сферы.

Система финансового управления осуществляется с помощью финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций, занимающихся управлением финансами.

Естественно весь финансовый аппарат также состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.

Первая сфера – финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях.

Они управляют финансовыми ресурсами, которые создаются и остаются в распоряжении отраслей и предприятий.

Вторая сфера – система страховых органов.

Третья сфера – государственные финансы – Министерство финансов, все финансовые органы, налоговые службы и т.д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.

Четвертая сфера – кредитные учреждения – Центробанк и коммерческие банки.

Финансовый аппарат составляют:

а) финансовые органы государства;

б) страховые органы;

в) финансовые службы предприятий.

Рассмотрим финансовые органы государства. Их три:

  1. Федеральное собрание
  2. Президент.
  3. Минфин, который включает в себя нижестоящие уровни
    • бюджетное управление,
    • казначейство, которое исполняет бюджет.
    • управление налоговых реформ;
    • управление ценными бумагами и финансовым рынком;
    • управление финансирования сельского хозяйства.
    • управление финансирования конверсионных программ.
    • Госналогслужба.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре органов исполнительной власти” Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России). С 2 августа вступили в силу ст.54, 62 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления”, которые внесли поправки в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, а именно: упоминания о Министерстве РФ по налогам и сборам заменены ссылками на Минфин или Федеральную налоговую службу. Суть данных изменений заключается в том, что часть прав и обязанностей налогового ведомства передана Министерству финансов. Теперь Минфин издает законы, приказы, положения в области налогообложения, дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения. Полный перечень функций Министерства финансов изложен в Постановлении Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 “Вопросы Министерства финансов РФ”. Задачей ФНС России является контроль и надзор за исполнением налогового законодательства.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г.

Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ, Минфин РФ (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление), Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществля­ется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для на­значения на должность председателя Центрального банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Ука­зом Президента от 24 мая 1994г. Как структурное подразделе­ние Администрации Президента оно подчиняется непосредст­венно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль над дея­тельностью органов контроля и надзора при федеральных орга­нах исполнительной власти, подразделений Администрации Пре­зидента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Главное Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представле­ния документов, материалов и любой информации, необходи­мой для проведения проверок; привлекать к проверкам специа­листов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно приме­нять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

 Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законом «О Совете Министров — Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения «О Министерстве финансов» (на основании Положения от 6 марта 1998 г.), «О Казначействе» (на основании Постановления от 27 августа 1993 г.). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля со сторо­ны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контро­ля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устране­ния выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и орга­низаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организа­цией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттеста­ции по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусмат­ривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и вне­бюджетных фондов.

Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ, созданный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г., является приемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент и его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета государственных внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям пра­воохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

  1. контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;
  2. контроль состояния государственных финансов в целом (предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
  3. контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
  4. контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контро­ля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов де­ла были доведены до суда. Решить эту проблему призван находящийся в стадии проекта закон «О Государственном финансо­вом контроле», предусматривающий соответствующие санкции и механизм их применения.

Начало контролю со стороны органов законодательной власти было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от Правительст­ва РФ, ни от администрации Президента РФ. В настоящее вре­мя основная часть его функций передана Комитету Государст­венной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответст­вующие подкомитеты которого проводят экспортно-аналитические работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной палате РФ.

Перед должностными лицами Счетной палаты РФ поставлены сле­дующие задачи:

  1. организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  2. подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
  3. оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собст­венности;
  4. определение степени обоснованности статей проектов фе­дерального бюджета и внебюджетных фондов;
  5. финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых послед­ствий принятия федеральных законов для бюджета; кон­троль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
  6. регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федераль­ного бюджета; контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государствен­ной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние го­сударственного внутреннего и внешнего долга РФ,  а также дея­тельность Центрального банка России по обслуживанию госу­дарственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государст­вам и международным организациям.

Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устра­нению выявленных нарушений, возмещению причиненного го­сударству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законо­дательства и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреж­дения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых наруше­ний законности и финансовой дисциплины, наносящих государ­ству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по со­гласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счетной палаты является гласной.

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная об­ласть финансов, например налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым выде­ление органов налоговой службы в особую систему. Главная за­дача налоговых органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

>

Доступа нет, контент закрыт

2 Основные методы управления финансами

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

Осуществляя ревизию или проверку, важно правильно выбрать метод изучения документов. Различают хронологический и система­тизированный метод просмотра документов.

Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной группировки в той последовательности, в какой они совершались. Такой метод приемлем при изучении документов небольших объектов контроля и совершенно не пригоден на крупных объектах, так как не позволяет охватить вниманием все хозяйственно-финансовые операции. Поэтому, осуществляя ревизию или проверку на крупных объектах, документы изучают по определенной системе, т.е. по отдельным операциям: например проверяются все документы, связанные с получение денег в  кассу и выплатой их, или проверяются все документы, связанные с получением и списанием каких либо материалов и т.п. Такой метод изучения документа называется систематизированным.

Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций: формальный; фактической проверки; встречной проверки; корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения законности финансово-хозяйственных операций.

Формальный метод заключается в контроле за правильностью оформления документа (соблюдена ли установленная форма; наличие подписей и их достоверность; наличие печатей, штампов; заполнены все реквизиты; наличие исправлений, подчисток; правильность итогов и т.п.).

Метод фактической проверки состоит в проведении инвентаризации материальных ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности.

Аналитически-информативный метод состоит в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции; в контроле выпускаемой продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных форм и нормативов и т.д.

Метод встречной проверки представляет собой установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой операции. Цель такой проверки – убедиться, что значащаяся в документах финансово-хозяйственная операция действительно имела место.

Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта незаконная операция, хищение, приписка и т.п.

Метод изучение законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законом, инструкциям, приказам, распоряжениям. Дело в том, что нередко финансово-хозяйственная операция после применения всех предыдущих методов проверки может выглядеть достоверной и правильной, в то время как она просто незаконная.

Доступа нет, контент закрыт

3 Перспективы дальнейшего развития органов управления финансами РФ

Экономическая и финансовая политика РФ в 2008-2010 годы будут ориентированы на ускорение темпов экономического роста при сохранении бездефицитного бюджета

Минфином России на заседание правительства представлен проект основных направлений долговой политики Российской Федерации на 2008 – 2010 годы. В представленных материалах Минфин России исходит из того, что экономическая и финансовая политика государства в 2008-2010 годы будут ориентированы на ускорение темпов экономического роста при сохранении бездефицитного федерального бюджета.

Основными целями долговой стратегии на этот период должны стать:

  • сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;
  • осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;
  • изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

Бюджетно-финансовый аспект федеративных отношений не сводится в настоящее время только к проблеме распределения между Федерацией и ее субъектами доходной базы и соответствующему закреплению расходов. Для будущего Федерации в равной мере значимо построение единой эластичной бюджетно-финансовой системы и проблема обеспечения соответствия прав, обязанностей и ответственности Федерации и ее субъектов в финансовой сфере.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

 

Анализ проведенного исследования позволяет сделать мне следующий вывод:

Управление финансами является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы и на современном этапе претерпевает серьезные изменения.

Изучив достаточно подробно данную тему, я пришла к выводу, что современная Россия характеризуется тесной взаимосвязью четырех проблем: бедности, неэффективности, коррупции и устаревшей системы управления. Бюрократия, воплощающая в России управление страной, не менялась принципиально еще с царских времен. Сохранились цели, и методы управления. Только эта машина сильно проржавела в процессе старения. С этим связана неэффективность управления, экономики, общественных отношений. Свою тяжелую лепту вносит сам факт нахождения страны в переходном состоянии. Указанные обстоятельства приводят, с одной стороны, к бедности, а с другой – проявляются в масштабной и все увеличивающейся коррупции. Последняя не только является индикатором проблем управления, но, не ограничиваемая целенаправленными усилиями, порождает новые проблемы, еще больше увеличивающие неэффективность и бедность. Это – порочная нисходящая спираль, влекущая страну к упадку и распаду. Разорвать эту спираль, по моему мнению, можно только в случае проведения ряда реформ. Ясно одно: не проведя реформу управления страной (ее часто называют административной реформой), – значит не повысить эффективность, не снизить коррупцию, не стать процветающими.

Хотя, следует отметить, что любая административная реформа в России всегда приводит к одному – к увеличению числа чиновников. Причем вне зависимости от результатов самой реформы.

 

 

Список литературы

 

  1. Архипов А.И. Финансы, денежное обращение и кредит, 2005 г.
  2. Бурцев В.В., Система государственного контроля, 2007.
  3. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы, 2005 г.
  4. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит, 2005 г
  5. Кожевников Н.П. Основы экономики и управления,2 издание,2005 г
  6. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: 2007.
  7. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. М.: 2007.
  8. Нестеров В.П. Финансы и экономика, 2005 г.
  9. Портной М.А. Финансы и кредит. Учебное пособие. М.: 2002.
  10. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: 2005.
  11. Рудская Е.Н. Финансы и кредит. Ростов-на-Дону: 2002.
  12. Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: 2007.
  13. Соколова О.В. Финансы. Деньги. Кредит. М.: 2005.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.