Содержимое

Понятие расходной части бюджета и её содержание. Виды расходов, их содержание

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, классификации видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга, классификации источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, классификации видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Целевые статьи расходов бюджетов Российской Федерации образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Виды расходов бюджетов Российской Федерации образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается в структуре ведомственной классификации расходов федерального бюджета федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В случаях создания новых либо реорганизации действующих федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации вправе вносить изменения в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета в порядке, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов, отражает распределение бюджетных ассигнований по распорядителям средств местных бюджетов в соответствии с организацией системы органов местного самоуправления и утверждается решениями представительных органов местного самоуправления.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Структура расходов бюджетной системы значительно изменилась в связи с проведением экономических реформ в стране. Нацеленность на переход к рыночным отношениям обусловила снижение уровня бюджетного финансирования народного хозяйства. Ассигнования на социально-культурные мероприятия и науку хотя и занимают значительный удельный вес в расходах бюджетной системы, однако в условиях экономического кризиса они не только не обеспечивают необходимой финансовой базы в этой сфере, но и проявили тенденцию к отставанию по темпам роста от других расходов. Между тем заметно возросли расходы бюджетной системы на содержание государственного аппарата.

Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления. Это расходы на:

— содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов;

— охрану окружающей природной среды;

— социально-культурную сферу;

— науку;

— международную деятельность.

Подробная конкретизация расходов бюджетной системы определена в Федеральном законе “О бюджетной классификации Российской Федерации” от 15 августа 1996 г с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с этой классификацией представительными органами государственной власти и местного самоуправления ежегодно утверждаются суммы расходов каждого из бюджетов.

В Законе выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.

В функциональной классификации содержатся группы расходов на государственное управление и местное самоуправление, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т.д., отражающие функции государства.

Экономическая классификация — это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию. В ней выделяются три крупных подразделения: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд внутри страны, государственных кредитов иностранным государствам).

К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального (восстановительного) ремонта. При осуществлении этих расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований.

В составе капитальных расходов бюджета может быть сформирован бюджет развития, порядок формирования и использования которого регулируется особым федеральным законом. Наиболее объемная по содержанию — ведомственная классификация. Она включает перечень прямых получателей средств из бюджета (министерств, государственных комитетов и т.д.), распределение расходов по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям и др. Однако в Законе ведомственная классификация расходов установлена применительно лишь к федеральному бюджету. А в отношении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов такая классификация утверждается соответствующими представительными органами субъектов РФ или местного самоуправления.

Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих основных принципов:

а) соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов местного самоуправления (по принадлежности);

б) учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;

в) учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.

В связи с усилением роли субъектов Федерации и органов местного самоуправления этот перечень следует дополнить принципом самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.

Все эти принципы действуют в совокупности, характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней. Так, компетенция органов государственной власти (или местного самоуправления) определяет основные направления расходов соответствующих бюджетов: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и др. Например, в связи с отнесением к ведению Российской Федерации обороны страны (п. “м” ст. 71 Конституции РФ) расходы на оборону включаются именно в федеральный бюджет.

Учет подчиненности предприятий, организаций, учреждений конкретизирует указанные основные направления расходов для каждого бюджета, финансирование органов власти, организаций и учреждений, осуществляемых ими мероприятий производится из того бюджета, который соответствует подчиненности названных субъектов (учреждения федерального подчинения финансируются из федерального бюджета, муниципального — из конкретного муниципального бюджета и т.д.).

С учетом значения каких-либо организаций, учреждений и (или) осуществляемых ими мероприятий финансирование расходов может производиться не из данного бюджета, соответственно их уровню, а из вышестоящего. Например, суды всех уровней финансируются из федерального бюджета с учетом их роли в осуществлении правосудия и в целях создания независимости от местных властей’. Из федерального бюджета финансируются также органы системы МВД.

На основании законодательства 1990-х гг. расширена самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления в формировании расходной части бюджета. Они не только самостоятельно определяют состав и виды бюджетных расходов соответственно подведомственному хозяйству, но могут выделять дополнительные средства не подчиненным им организациям (например, высшим учебным заведениям).

В характеристике расходов и доходов бюджета важной является не только качественная сторона (виды, направления и т. п.), но и количественная, в том числе соотношение объема доходов и расходов. В этом аспекте большое значение имеет принцип, сбалансированности бюджета, закрепленный в законодательстве, т.е. соответствия объема расходов бюджета объему его доходов. Он является необходимым условием реализации намеченных расходов.

Негативным проявлением отклонения от этого принципа является дефицит бюджета.

В условиях бюджетного дефицита Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса” предусмотрено применение следующих мер:

а) при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень (размер) его дефицита;

б) при превышении этого уровня вводится механизм секвестра расходов. Секвестр выражается в пропорциональном снижении расходов бюджета (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных статей;

в) привлечение средств путем выпуска займов (государственных или местных) и использование кредитов. Такие средства привлекаются на основании разрешений соответствующих представительных органов.

Кроме того, БК вводит новое для российского бюджетного законодательства понятие — профицит бюджета, т.е. превышение доходов над расходами. Обнаружившийся в ходе составления и рассмотрения бюджета профицит подлежит сокращению в определенной последовательности с тем, чтобы бюджет был утвержден без превышения доходов над расходами (ст. 6, 88). Это не исключает возможности профицита в процессе исполнения бюджета как результата эффективности бюджетной деятельности.

Для нормального функционирования бюджетов, своевременного финансирования намеченных расходов законодательство предусматривает утверждение в структуре бюджетов сверх расходов оборотной кассовой наличности в определенной сумме. Оборотная кассовая наличность — это утверждаемая в составе бюджетов сумма, образуемая за счет остатков средств по соответствующему бюджету, предназначенная для использования в течение года на покрытие временных кассовых недостач.

Тесты

1. Что означает принцип общего покрытия расходов бюджета?

А. Расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов.

Б. Расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

В. Доходы и расходы бюджета не должны быть сбалансированы.

Г. Затрудняюсь ответить.

2. Выберите звенья бюджетной системы РФ.

А. Федеральный бюджет;

Б. Бюджеты субъектов РФ

В. Территориальные бюджеты;

Г. Муниципальные бюджеты.

Д. бюджеты внебюджетных фондов

3. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – это

А. Распределение бюджетных средств по получателям бюджетных средств

Б. Распределение бюджетных средств по структурам органов законодательной (представительной) власти.

В. Распределение бюджетных средств по распорядителям бюджетных ассигнований.

Г. Распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

4. Разработка проекта федерального бюджета производится

А. В четыре этапа

Б. В три этапа.

В. В два этапа

Г. В один этап

Д. Верного ответа нет.

5. Собственные доходы бюджета

А. Финансовая помощь от бюджетов других уровней.

Б. Налоговые доходы, закрепленные на постоянной основе полностью за соответствующими бюджетами законодательством РФ

В. Налоговые доходы, закрепленные за бюджетами государственных социальных внебюджетных фондов.

Г. Налоговые доход, закрепленные на постоянной основе частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

Д. федеральные налоги.

Практическое задание

Рассчитайте и проанализируйте структуру и динамику доходов городского бюджета г. Владимира за 2000-2003гг. по приведенным данным.

 

Доходы городского бюджета г. Владимира в 2000/2003 гг.

Вид доходов 2000 г. 2001г. 2002г 2003г Изменение, %
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % 2001г к 2000г 2002г к 2001г 2003г к 2002г
I. Налоговые доходы 1126440 97,8 1452010 93,3 1136927 78,1 1389307 73,7 128,9 78,3 122,2
1. налоги на прибыль организаций 308 495 27,4 616567 42,5 218505 19,2 66325 4,8 199,9 35,4 30,4
2. налог на доходы физ. лиц 197038 17,5 347569 23,9 520946 45,8 740180 53,3 176,4 149,9 142,1
3. налог на игорный бизнес 1566 0,1 2514 0,2 2144 0,2 160,5 85,3
4. НДС 86239 7,7
5. акцизы 46459 4,1 75327 5,2 84078 7,4 150137 10,8 162,1 111,6
6. прочие лицензионные и регистрационные сборы 1904 0,2 2291 0,2 1999 0,2 120,3 87,3
7. Налог с продаж 38312 3,4 39841 2,7 41641 3,7 46826 3,4 103,9 104,5 112,5
8. налоги на совокупный доход 56767 5,0 81285 5,6 91258 8,0 75859 5.5 143,2 112,3 83,1
9. налоги на имущество В т.ч. 76720 6,8 112615 7,8 134247 11,8 222629 16,0 146,8 119,2 165,8
– налог на имущество физ. лиц 2039 0,2 2210 0,1 2617 0,2 3709 0,3 108,4 118,4 141,7
– налог на имущество предприятий 74317 6,6 110059 7,6 131292 11,5 218243 15,7 148,1 119,0 166,2
– налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения 364 0,03 346 0,02 338 0,02 677 0,05 95,1 97,7 199,9
10. платежи за пользование природными ресурсами В т.ч. 12130 1,1 34886 2,4 35460 3,1 76338 5,5 В 2,9 раз 101,6 В 2 раза
Земельный налог 11790 1,0 33830 2,3 34721 3,1 74263 5,3 В 2,8 раз 102,6 В 2,2 раза
11. прочие налоги, сборы и пошлины 152110 13,5 72082 4,9 3648 0,3 5455 0,4 47,4 5,1 149,5
12. местные налоги и сборы 148727 13,2 67033 4,6 3001 0,3 5558 0,4 45,1 4,5 185,2
II. Неналоговые доходы 22091 1,8 82311 5,3 74933 5,1 89780 4,8 В 3,7 раза 91,0 119,8
1. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, или от деятельности 16861 76,3 40911 49,7 55206 73,7 77681 86,5 В 2,4 раза 134,9 140,7
2. административные платежи и сборы 353 1,6 2261 2,7 453 0,6 829 0,9 В 6,4 раза 20,0 183,0
3. штрафные санкции 3488 15,6 5503 6,7 6514 8,7 6317 7,0 157,8 118,4 96,9
4. прочие неналоговые доходы 148 0,7 500 0,6 12760 17,0 4953 5,5 В 3,4 раза В 25,5 раз 38,8
III. Безвозмездные перечисления 3721 0,3 55017 1,4 243796 16,8 364738 9,3 В 14,8 раза В 4,4 раза 149,6
IV. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 41774 2,2
Всего доходов 1151011 100 1556202 100 1455656 100 1885599 100 135,2 93,5 129,5

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2000 г составляют 97,8% от общей величины доходов, в 2001 г – 93,3%, в 2002 – 78,1%, в 2003 – 73,7%., то есть можно наблюдать постоянное уменьшение доли налоговых доходов в общей структуре доходов. Наибольшую долю в структуре налоговых доходов занимают налог на доходы физических лиц, так если в 2000 г – они составляют 27,4%, то в 2003 г – 53,3%.

В 2001 г неналоговые доходы увеличились более чем в 2 раза, в 2002 г – наоборот произошло снижение поступления неналоговых доходов на 9%, но к 2003 г произошло увеличение неналоговых поступлений на 19,8%. Наибольшую долю в структуре неналоговых доходов занимают доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, или от деятельности, так в 2000 г – 76,3%, в 2003г – 86,5%.

В 2003 г наблюдается наличие доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
  2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.:Юнити-Дана, 2000.
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. – М.:ИД ФКБ – ПРЕСС, 2000.
  4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юнити, 1999.
  5. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2001.
  6. Финансы / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Юнити, 1999.
  7. Финансы/Под ред. М.В.Романовского и др. М: Перспектива, 2000.
  8. Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году //Финансы – 2001 – №9 – с.3-6.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.