Содержимое

Введение

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.

Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной темы на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть макроэкономические проблемы безработицы.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие, причины и виды безработицы;

– проанализировать основные последствия безработицы;

– рассмотреть методы борьбы с безработицей.

Цель и задачи курвой работы определили ее структуру.

Работа состоит из трех глав, ведения, заключения и списка литературы.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал и данные периодической печати.

1 Экономическая нестабильность и безработица, ее оценка с позиций экономического роста

1.1. Понятие безработицы

Сбалансированный (равновесный) экономический рост — тот идеальный вариант развития, когда все элементы хозяйственной системы работают согласованно, обеспечивая поступательный рост благосостояния всех участников производства. Равновесный рост следует рассматривать как тенденцию, которая выдерживается не в каждом конкретном случае, а как нечто среднее, погашающее крайние отклонения.

Если эти отклонения носят устойчивый характер, в экономике нарастают конфликтные ситуации — несогласованные действия, хаотичное движение ресурсов, что приводит к снижению экономической эффективности и вследствие этого — к снижению деловой активности. Страна впадает в период экономического кризиса, когда валовой национальный продукт перестает расти и может произойти прямое сокращение производства.

В такие периоды повышенный риск предпринимательской деятельности может гасить импульсы производства. Макроэкономические диспропорции усиливают риск предпринимательской деятельности, создают ситуацию экономической нестабильности. Нарастание экономической нестабильности углубляет спад производства, вследствие чего растет безработица.

Последняя связана с ухудшением уровня жизни и самих безработных и работающих, ибо избыток предложения рабочей силы является благоприятным фоном для уменьшения цены труда. Создается и реальная угроза социальных конфликтов, что еще больше ухудшает стимулы деловой активности.

В такие периоды у капитала, имеющего свободные средства, активность может проявиться в «бегстве» из зоны бедствия в те районы, которые характеризуются более стабильным экономическим развитием. Таким образом, безработица ведет к утечке капиталов, что ухудшает экономическую конъюнктуру и отодвигает горизонты сбалансированного роста.

Снижение жизненного уровня населения ведет к сокращению потребительского спроса, снижению уровня сбережений, что также способствует свертыванию части производства. Безработица, будучи порождением спада производства, становится тем звеном экономической нестабильности, которое способно этот спад усугубить. Нарастание нестабильности можно представить в виде схемы 1:

Безработица становится реактивом, ускоряющим процессы дестабилизации. Поэтому выход страны на путь сбалансированного роста требует специальных мер по сокращению армии безработных.

Однако специалисты рыночной экономики никогда не ставят перед страной задачи обеспечения полной занятости, как это было записано в сталинской конституции. Считается, что в известной мере умеренная безработица является благом для экономического роста. Что при этом имеется в виду?

1. Безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или при структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались не задействованы, так как работникам было легче работать на старых, уже освоенных рабочих местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.

2. Наличие безработицы ограничивает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.

3. Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства является самым лучшим организатором дисциплины труда и, кроме того, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда.

В силу отмеченных причин умеренная безработица (от 3 до 5% занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

Либеральная и социал-демократическая политэкономия рассматривают безработицу в совершенно ином аспекте. Они видят в ней потери для общества и считают, что эти потери даже превосходят величину убытков, вызванных монополизацией народного хозяйства. Какие же потери общества вызывает безработица?

1. При безработице недоиспользуется экономический потенциал общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства. Поэтому в стране возникают потери от недоиспользованных производственных возможностей.

2. При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Даже при последующем включении в производственный процесс работник выходит на нормальный устойчивый уровень производительности труда примерно за полугодовой срок. И весь этот период адаптации работник недодает в результатах своего труда по сравнению с постоянными рабочими кадрами той или иной квалификации при равных условиях труда.

3. Рост безработицы, как показала медицина, подрывает психическое здоровье нации. Считается, что стресс, полученный при извещении об увольнении, по своей силе равнозначен реакции на смерть близкого родственника или на сообщение о неизбежности тюремного заключения.

4. Рост безработицы служит фактором роста преступности.

5. Оценивая безработицу как потери общества, следует упомянуть и те факторы экономической нестабильности, о которых уже ранее говорилось. Это: снижение покупательного спроса; сокращение сбережений; снижение инвестиционного спроса; сокращение предложения, спад производства.

1.2. Причины и виды безработицы

Безработица в рыночной и командно-административной экономике. В пропагандистской литературе периода так называемого государственного социализма отмечалось, что рынок, капитализм порождают безработицу, а социализм — устойчивую занятость и даже дефицит рабочей силы.

Такое утверждение нельзя признать научным, ибо рынок труда любой системы при разных его вариантах — от рынка с ограниченным спросом (нормальный, здоровый рынок) до рынка с ограниченными ресурсами (советский рынок дефицитного типа) — дает одновременно избыток рабочей силы (безработицу) и дефицит рабочей силы по отдельным специальностям, когда спрос на нее выше предложения. Однако точка сбалансирования безработицы и дефицита рабочей силы в этих экономиках находится на разных уровнях.

В экономической теории используют два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это — уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

Уровень безработицы измеряется как отношение официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе. Различают виды безработицы: фрикционную; структурную; институциональную; циклическую; добровольную.

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. В период внедрения новых достижений технического прогресса такое движение рабочей силы становится не только неизбежным, но и более интенсивным.

Структурная безработица, по существу, является углублением фрикционной безработицы. Когда в стране происходят глобальные структурные перестройки, меняется взаимосвязь между отраслями, естественно, усиливается текучесть рабочей силы, ибо создаются новые пропорции в межотраслевом распределении рабочих мест.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действуют завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы, так как гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса и депрессии. С переходом к оживлению и подъему производства безработных обычно становится меньше.

Добровольная безработица. В любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. У нас хорошо знают, что усилия по принудительному трудоустройству так называемых бомжей не привели к переориентации этой категории населения.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость — нонсенс, не совместимый с идеей развитого рыночного хозяйства. Но все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.

Безработица, соответствующая этому идеальному уровню, получила название естественной. В учебнике К.Р. Макконелла и С.Л. Брю «Экономикс» отмечается, что в 60-х годах в США естественной безработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня ее уровень поднялся до 5-6%.

Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Отметим важнейшие трактовки.

Одно из самых ранних объяснений безработицы дано в труде английского экономиста-священника Т.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» (конец XVIII в.). Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.

В марксистской литературе сложилась устойчивая традиция представлять теорию Мальтуса как «вульгарную» и несостоятельную. Между тем она вполне имеет право на жизнь и стала известным подспорьем для экономической политики государств с низкими доходами и высокой рождаемостью. В этих странах государство ведет активную политику по ограничению рождаемости.

Марксистскую критику теории Мальтуса можно считать справедливой только в одном: она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью. Значит, источник безработицы следует искать в самой экономической хозяйственной системе, а не вне ее.

К.Маркс довольно тщательно исследовал безработицу в «Капитале» (вторая половина XIX в.). Он отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это обстоятельство убедило Маркса в том, что экономическое развитие приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, ибо если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что накопление капитала происходит еще более высокими темпами.

По-видимому, это объяснение безработицы нельзя считать исчерпывающим. Надо сказать, что Маркс допускал и другие ее причины, в частности цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развитого рыночного хозяйства.

Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после К.Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сопутствуют хозяйственному развитию, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы во многом определяется тем, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую — безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального богатства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции, необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного.

Падение потребительского спроса снижает интерес к вложению капитала, и, как следствие, сокращается спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже не может свертываться, что приводит к безработице.

Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А.Пигу, который в своей известной книге «Теория безработицы» (1923) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты, которых известный английский экономист М.Блауг назвал ортодоксами за их веру в безграничные возможности рынка, указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет его высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного человека на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Такую трактовку в отечественной экономической литературе описывают как несостоятельную. Это не совсем верно, ибо какие-то нюансы проблемы Пигу улавливает. Но эта теория не может дать все же полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положения о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем зарплаты.

Методы борьбы с нестабильностью на рынке труда. Борьба с дефицитом рабочей силы предполагает две возможности:

1) повысить заработную плату работникам дефицитных специальностей. Это усилит перелив рабочей силы в направлении дефицита на рынке труда. Если такой рынок действует в условиях дефицитного потребительского рынка, рост денежной заработной платы обычно сопровождается натуральными привилегиями. Поэтому в России период, получивший название «перестройка», проходивший под лозунгом борьбы с привилегиями, не подорвал систему привилегий и не мог этого сделать, ибо сохранялась обстановка дефицитности потребительского рынка;

2) переобучить работников за счет государства или фирмы в целях приобретения знаний и навыков, диктуемых состоянием рынка труда. Процесс переобучения работников относится к мерам, формирующим основу для преодоления дефицита рабочей силы в будущем. При дефиците рабочей силы многие государства используют еще один вариант. Они поощряют использование иностранной рабочей силы.

По данным проведенного обследования, по состоянию на последнюю неделю ноября 2004 г., численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные, составила 6,3 млн. человек, или 8,9% экономически активного населения.

Общая численность безработных в течение всего периода с 1992 по 2003 г. постоянно увеличивалась, достигнув максимального значения в феврале 2003 г. (10,4 млн. человек, или 15% экономически активного населения), после чего отмечается ее снижение. За последний год численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 10%.

Таблица 1 – Динамика общей численности безработных (тыс. человек)

Всего Мужчины Женщины Городские жители Сельские жители
Октябрь 1992 3877 2026 1851 3326 651
Октябрь 1995 6712 3616 3096 5320 1392
Октябрь 2003 8902 4793 4110 6811 2091
Ноябрь 2006 9094 4801 4293 6868 2225
Ноябрь 2007 6999 3781 3219 5143 1856

На женщин приходится 51,3% общего снижения численности безработных. За последний год численность безработных – мужчин сократилась на 9,8%, безработных женщин – на 10,1%. Удельный вес женщин в общей численности безработных составил 45,9% и за последний год практически не изменился. В конце 1992 г. женщины составляли 47,7% в общей численности безработных.

Средний возраст безработных в ноябре 2004г. составлял 34,8 года и за последний год снизился на 0,3 года. При этом средний возраст безработных мужчин не изменился, а безработные – женщины за последний год стали в среднем моложе на 0,7 года. По сравнению с 1992 г. безработные стали старше в среднем на 2,4 года. Модальное значение возраста среди безработных составляет 20 лет.

Безработные в России в среднем моложе занятого населения. Самая большая пятилетняя группа в составе безработных – это лица в возрасте от 20 до 24 лет, на их долю приходится 17,7% общей численности безработных, а всего в возрасте до 30 лет находится 38,7% безработных. Среди занятых доля лиц в возрасте до 30 лет значительно меньше – 24,2%.

Как показали материалы обследований, за последний год увеличилась доля безработных, использующих в качестве способа поиска работы обращение в органы государственной службы занятости. Среди безработных учтенных в ноябре 2007 г., этот способ поиска работы использовали 30,3% (в ноябре 2006 г. – 25,9%). Наиболее высокий уровень обращаемости безработных в органы государственной службы занятости отмечен в октябре 1997 г. – около 40% безработных в это время прибегали к помощи государственной службы занятости в поисках работы. В настоящее время наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его использовали 59% безработных. Отмечается увеличение доли безработных, ищущих работу с использованием средств массовой информации.

В зависимости от уровня образования безработных меняются соотношения способов поиска работы, которые ими используются. Так, безработные с высшим образованием в большей мере используют личные связи, чем безработные, имеющие более низкий уровень подготовки.

Подавляющее большинство безработных хотели бы иметь работу по найму, и только 3% выразили желание заняться самостоятельным бизнесом.

Среднее время поиска работы безработными за последний год снизилось почти на один месяц и составило в ноябре 2003 г.8,2 месяца против 9,1 месяца в 2007 г. У женщин оно составило в ноябре 2007 г. 8,8 месяца, у мужчин – 7,8 месяца.

В общей численности безработных 725 тыс. человек составляют граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть присвоен статус безработного в органах по содействию занятости населению. Среди них 224 тыс. (3,6%) – студенты и учащиеся дневных образовательных учреждений, и 501 тыс. (7,9%) – пенсионеры, занимающиеся поиском работы и готовые приступить к ней, то есть отвечающие критериям для отнесения из к безработным по методологии МОТ. По сравнению с ноябрем 2006 г. численность студентов и учащихся, ищущих работу и готовых приступить к ней, увеличилась на 13%, а их доля в численности безработных возросла на 0,8 п.п. при сохранении численности и удельного веса пенсионеров соответственно на 2,5% и 0,6 п.п.

Уровень безработицы населения в трудоспособном возрасте, определенный без учета студентов, учащихся и пенсионеров, в ноябре 2006 г. составил 7,9%.

Оценивая ситуацию на рынке труда за 2007 г. по регионам Центрального округа; нетрудно заметить, что наиболее напряженной она была в Брянской области (см. таблицу 6).Так, уровень общей безработицы здесь был самым высокими составлял 13% против 10,5% в среднем по России и 7,8° о – по регионам Центрального округа. Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, была выше средней по России на 8,8 пункта (55.3 против 46,5%) и уступала лишь Тамбовской области (58,4%).

В последние 10 лет на Брянщнне, как и в большинстве регионов России, под воздействием экономических реформ, политических и демографических изменений возникли новые тенденции в динамике численности и состава рабочей силы. По имеющимся данным, их можно проследить за 1992-2007 гг.

В этот период снижалась занятость и увеличивались масштабы безработицы, Число занятых уменьшилось с 697 до 583 тыс., число безработных (в соответствии с критериями МОТ) увеличилось с 32 до 87 тыс. При этом наибольших размеров общая численность безработных достигла в 2001-2002 гг. и составила соответственно 98 и 108 тыс. человек. За рассматриваемый период сократилась и общая численность экономически активного населения – с 729 до 670 тыс., или на 8,1%.

Таблица 2 – Динамика показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда, по Брянской области за 1992-2007 гг.

Показатели 1992 1993 1994 1995 2001 2002 2003 2006 2007
Экономически активное население,

тыс. человек

729 691 679 684 676 646 627 651 670
Занятые в экономике, тыс. человек 697 659 619 620 621 563 529 542 548
Общая численность безработных,

тыс. человек

32 32 60 64 55 83 98 108 87
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению 4,3 4,6 8,8 9,4 8,1 12,8 15,6 16,6 13,0
Численность безработных, официально зарегистрированных в службе занятости, на конец года, тыс. человек 5,7 11,6 26,9 32,3 37,7 30,8 29,7 20,9 14,5
Их доля в численности экономически

активного населения, %,

0,8 1,7 4,0 4,7 5,6 4,8 4,7 3,2 2,2
то же по России 1,7 2,8 3,5 3,1 2,6 2,2 1,5
Коэффициент напряженности на рынке труда 1,1 81 32 45 32 30 9,5 4,5
то же по России 4,5 6,1 9,2 7,6 5,4 3,6 1,6

Доля безработных среди экономически активных увеличилась с 4,3% в 992 г. до 13,0% в 2007 г. Максимального уровня она достигла в 2003 г. (15,6%), и особенно в 2006 г. (16,6%).

В составе безработных выделяются лица, не имеющие работы, ищущие ее, готовые приступить к ней и получившие официальный статус безработных в государственной службе занятости (ГСЗ). Их число выросло с 5,7 тыс. в 1992 г. до 14,5 тыс, в 2007 г., что составило соответственно 0,8 и 2,2% от экономически активного населения. Наибольшее число безработных было зарегистрировано государственной службой занятости в 2001 г. – 37,7 тыс. (68,5% всех безработных).

Как показывают данные таблицы, коэффициент напряженности на рынке труда по годам сильно колеблется. Так, если в 1993 г, он составлял 1,1, то в 2003 г. вырос до 4,5, или в четыре раза. Наиболее напряженная ситуация на рынке труда по этому показателю сложилась в 1994 г., а также в 2001 г., когда на каждое вакантное место претендовали соответственно 81 и 45 безработных, С 2002 г. наблюдается ежегодное снижение рассматриваемого показателя (до 9,5 в 2006 г. и 4,5 – в 2007 г.).

Сравнивая уровень официально зарегистрированной безработицы на Брянщине с общероссийским, следует заметить, что он превышал показатели по России в отдельные годы (1995, 2003 гг.) в 1,8 и даже в 2,4 раза (1994 г.). В последние годы разрыв сократился, и превышение составляет 30-40%.

Нагрузка официально зарегистрированных безработных на одно вакантное место превышала общероссийские показатели в 1994 г. в 18 раз, в периоде 1995 по 2003 г. – в 4,3-5,5, в 2006-2007 гг. – в 2,6-2.8 раза.

По данным обследования по проблемам занятости, за период 1992-2007 гг. среди безработных Брянской области преобладали мужчины.

Доля мужчин в общей численности безработных достигает максимального значения – 63,6% в 1996 г., затем до 2002 г. наблюдалось ее снижение, а в 2007 г. – вновь увеличение до 59,8% что несколько превысило уровень 1992 г. (59,4%). Доля женщин-безработных колебалась от 36,4 до 45,4%. В составе населения в трудоспособном возрасте, которое увеличилось по сравнению с 1992 г. на 5%, женщины занимают 48,8%, их численно выросла на 7,8%.

Таблица 3 – Тендерная структура общей безработицы и доля пенсионеров в составе безработных по Брянской области за 1992-2007 гг. (в процентах)

Время обследования Гендерная структурв безработных Уровень безработицы без пенсионеров Доля пенсионеров в общей численности безработных
мужчины женщины всего В том числе
мужчин женщин
1992 октябрь 59,4 40,6 3,8 4,3 3,3 6,3
1993 октябрь 56,3 43,7 4.2 4,7 3,8 6,3
1994 октябрь 56,7 43,3 8,5 9,5 7,4 3,3
1995 октябрь 59,4 40,6 8,9 9,7 8,0 3,1
1996 март 63.6 36.4 8,0 9,8 6,1 1,8
1997 октябрь 60,2 39,8 12,6 14,4 10,7 2,4
2001 октябрь 56,1 43,9 15,3 16,7 13,9 2,0
за 2002г. 54.6 45,4 15,5 16,4 14,4 7,2
за 2007 г. 59,8 40,2 13,0 15,3 10.7 4,0

В результате отмеченных динамических изменений тендерного соотношения безработных уровень безработицы (без с студентов и пенсионеров) у мужчин вырос с 4.3 в 1992 г. до 15, в 2007 г., у женщин – соответственно с 3,3 до 10.7%, то есть положение мужчин на рынке труда ухудшилось[1].

2. Последствия безработицы

2.1 Экономические последствия безработицы

Проведение прогноза будущего российской безработицы требует, прежде всего, разобраться в вопросе: «Что же представляет собой нынешний уровень безработицы для российской экономки и для каждого конкретного человека?».

То, что безработица несет ощутимые экономические потери для страны ясно каждому, но каковы же реальные масштабы этих потерь? Обратимся к цифрам (см. табл. 4 и 5).

Таблица 4 – Экономические потери РФ от существующего уровня официально зарегистрированной безработицы (данные за 2003г.)

№ п/п Виды экономических потерь Расчетная сумма
1. Потери по возможному фонду оплаты труда зарегистрированных безработных 23,5 млрд. руб.
2. Потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы 3,2 млрд. руб.
3. Расходы Гос. фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным 7,2 млрд. руб.
4. Потери по возможному начислению в социальные фонды с заработной платы 10,4 млрд. руб.
5. Потери от существующего уровня неполной занятости (недополученная заработная плата + недоначисления в социальные фонды + невыплата подоходного налога 22,7 млрд. руб.
Итого:

Расчетная сумма экономических потерь от существующего уровня официальной безработицы

63,8 млрд. руб.

Таблица 5 – Экономические потери РФ от существующего уровня безработицы, определенной по методологии МОТ.

№ п/п Виды экономических потерь Расчетная сумма
1. Потери по возможному фонду оплаты труда безработных 68,4 млрд. руб.
2. Потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы 9,3 млрд. руб.
3. Потери по возможному начислению в социальные фонды с заработной платы 30,3 млрд. руб.
4. Расходы Гос. фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным 7,2 млрд. руб.
5. Потери от существующего уровня неполной занятости (недополученная заработная плата + недоначисления в социальные фонды + невыплата подоходного налога 22,7 млрд. руб.
Итого:

Расчетная сумма экономических потерь от существующего уровня безработицы, определенной по методологии МОТ

128,6 млрд. руб.

Данные, предложенные в таблице, складываются из потерь по возможному фонду оплаты труда безработных, потерь по возможному начислению подоходного налога с физических лиц, потерь по возможным начислениям в социальные фонды, расходов Государственного фонда занятости населения на выплату пособий, потерь из-за явления неполной занятости.

Рассмотрим их внимательнее.

Потери по возможному фонду оплаты труда безработных – это средства, которые могли быть получены в виде заработной платы, если бы безработные были заняты в экономике. Если бы люди их получили, то истратили в основном на покупку продуктов питания, предметов первой необходимости, коммунальные платежи и т.д., а также отложили бы на «черный день» или для дорогостоящей покупки, это так называемый отложенный спрос. Все эти финансовые средства российская экономика потеряла. Как потеряли их и местные и федеральные бюджеты, которые при нормальном развитии событий получили бы налоги.

Так как безработные не получили заработную плату, то социальные фонды лишились соответствующих процентов. Поскольку это финансовые потери социальных фондов федерального уровня, они входят составной частью в экономические издержки безработицы.

Понятно, что расходы Государственного фонда занятости населения на выплату пособий являются потерям уже в силу своего экономического смысла.

Теперь проанализируем потери из-за неполной занятости. Это явление у нас очень распространено. На многих предприятиях люди работают в режиме неполной рабочей недели (дня) или находятся в административных отпусках. Естественно, они недополучают часть заработной платы. Каковы при этом экономические потери? Вычтем недопроизведенный ВВП, недополученный фонд заработной платы, подоходный налог, отчисления в социальные фонды.

Приведем расчеты потерь. Они производились исходя из того, что существующий уровень неполной занятости эквивалентен 1,3 млн. условных работников, не занятых в течение 2001г. Есть 2 варианта. Первый основывается на уровне официальной безработицы, второй – исходя из уровня безработицы, определенной по методологии МОТ. Расчетная сумма потерь от уровня официально признанной безработицы составляет 63,8 млрд. руб. Это минимальная сумма экономического урона для страны. Расчетная сумма потерь от уровня безработицы, определенной по методологии МОТ, составляет 128,6 млрд. руб. Так как при расчете учитывалась общая численность безработных, а не только стоящих на учете в службе занятости, второй вариант представляется более правдоподобным.

Что же это за сумма? Подсчитаем: сумма экономических потерь от безработицы составляет почти половину от всех инвестиций в основной капитал производственного назначения за прошлый год (263,5 млрд. руб.).

Необходимо учитывать, что приводимая расчетная сумма потерь включает в себя только явные потери от безработицы. Комплексный учет всех негативных факторов, присущих российскому рынку труда и трудовым ресурсам, может дать цифру, существенно превышающую 128,6 млрд. руб.

Существуют закономерности. Так, закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание ВВП составляет 2,5%. Тогда отставание России из-за сложившегося уровня безработицы (общей) можно оценить в 10-15% от существующего и составляет за 2003 г. 270-400 млрд. руб.

А это значит, что только решение проблемы безработицы (достижение ее естественного уровня) даст экономический рост в стране дополнительно 10-15% за год.

Но это лишь экономическая сторона проблемы. У проблемы безработицы есть и социальная сторона, не менее весомая и важная для развития общества.

К рассмотрению которой сейчас и обратимся.

2.2. Социальные последствия безработицы

В настоящее время государство берет безработных на иждивение, т.е выплачивает безработным пособие, обеспечивает им прожиточный минимум.

Определенная часть безработных получает пособие по безработице. Собственно это единственный официальный источник дохода. Но только в том случае если человек зарегистрирован в качестве безработного.

Размеры пособия определяются временем работы человека до того, как он стал безработным. Если в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы гражданин имел оплачиваемую работу на условиях полного рабочего дня (недели), т.е. не менее 26 календарных дней и признан безработным, то в первые 3 мес. он будет получать 75% от своего среднемесячного заработка, в последующие 4 – 60%, в дальнейшем – 45%[2].

С другой стороны такое положение дел создает социальную напряженность, так как у государства не хватает денег не на пособия по безработице, не на госдотации.

Так же тревожным сигналом служит и то, что постепенно забастовки из сугубо экономического явления перерастают в область социальных действий. По данным статистики каждый день происходит хотя бы одно выступление рабочих). И эти известия почти не волнуют нас так, как это было в 1991 – 1992 годах, мы уже начинаем привыкать, что без забастовок от государства ничего нельзя получить.

Но при этом остается масса проблем. Дело в том, что нынешний размер прожиточного минимума не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного неконтролируемого роста цен не только на предметы роскоши, но и на предметы первой необходимости. Отсюда, проблемы роста преступности, количества самоубийств, возрастание числа разводов. Так, повышение уровня безработицы на 1% приводит к росту преступности на 7-8%. По данным исследований, год безработицы укорачивает жизнь человека на 5 лет. Возрастает число нервных и физических расстройств, снижена сопротивляемость к болезням. Симптомы депрессии встречаются у каждого второго безработного. Алкоголь и наркотики часто становятся единственным средством снятия озлобленности и агрессивности, появляющихся уже на шестом месяце вынужденного безделья. По негативному влиянию на самочувствие людей безработица в развитых странах стоит в одном ряду с преступностью и СПИДом. Поэтому даже при относительно большом пособии по безработице она не является благом. В России за годы рыночных реформ резко возросла доля работников, считающих безработицу недопустимой ни при каких обстоятельствах: с 37 до 67% среди рабочих и с 29 до 54% среди служащих.

Таблица 6 – Увеличение безработицы в России на 1% (если она затем не снижалась на протяжении 5 последующих лет) дает следующие результаты[3]

Орлов-

ская обл.

Костом- ская обл. Мос. обл. Иванов-

ская обл.

Россия, в целом Ур-нь безработицы, в % от эк. активного населения
Преступность (на 100000 населения) 7,3 1308 -7,3 7,6 4,4 22,7
Естественный прирост населения 8,8 1631 -9,1 6,3 4,4 30,5
Браков на 1000 населения 9,5 1183 -10,4 8,1 5,2 31,2
Разводов на 1000 населения 14,9 1982 -11,0 6,3 4,9 33,7
Численность населения с доходами ни – же прожиточ -ногоминимума

(в % от всего населения)

8,7 1860 -5,7 7,3 4,5 24,7

Выбор регионов был обусловлен следующим:

1.Равное соотношение мужчин и женщин

2.Приблизительно равное количество населения (исключение – Московская область)

Данная таблица наглядно представляет влияние безработицы на целый ряд социальных явлений.

 

Таблица 7 – Увеличение безработицы на 1% в США дает следующие результаты

Социальные явление Прирост в %
Самоубийства + 4,1
Первичное обращение в клиники для душевно больных +3,3
Тюремное заключение +4,0
Убийства +5,7
Смертность от алкоголизма +1,9
Общий показатель смертности +1,9

Применяя регрессионный анализ, можно рассчитать, что наибольшее влияние оказывается на:

1. Уровень жизни населения

2. Преступность

3. Количество разводов

4. Прирост населения

5. Количество браков[4]

Таким образом, проблема безработицы является актуальной не только для каждого конкретного россиянина, но и затрагивает общегосударственные интересы, что требует применения активной государственной политики в области занятости. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

3. Методы борьбы с безработицей

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла — в высокой заработной плате, предлагают:

  • содействовать снижению заработной платы;
  • разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
  • государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий (схема 1). Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своею бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры.

Схема 2. Кейнсианская программа борьбы с безработицей

Тактические меры Стратегические мероприятия
Организация государством общественных работ Государственные заказы частному сектору Снижение учетной ставки процента

Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие – потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов. Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.

Это стратегическое экономическое мероприятие государства предполагается усилить за счет другого эффективного средства. Стимулирующего инвестиционный спрос. Речь идет об удешевлении кредита путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.

Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются.

Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.

Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду.

Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка.

Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер.

Анализ механизма экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма М. Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста. Итак, государство должно помочь кризису быстро выполнить свои позитивные функции по формированию новых хозяйственных пропорций, по созданию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе. Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита, монетаристы предлагают его сделать дорогим и тем самым — малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить. Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается здоровый эффективный рынок — основа для расширении производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу.

Эффективный рынок рассасывает безработицу до естественных пределов.

Монетарные программы были с успехом использованы правительствами Рейгана и М. Тэтчер. Сложности этой программы связаны с сознательным.

Углублением спада производства. Страна попадает в тяжелейшие испытания, тогда, когда сложилась тесная взаимосвязь между предприятиями, остро и быстро реагирующими на рыночные сигналы. Но этого нет и не может быть в условиях России, когда рынок только складывается и не налажена рыночная инфраструктура, связывающая страну в единое целое. Усилия правительства может гасить инертность предприятий, не привыкших работать в рыночной среде. В условиях, когда страна не способна нарастить скорость структурной перестройки, всякие усилия по углублению кризиса оборачиваются гипертрофией спада, который только разрушает страну, не закладывая основы будущего подъема. Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России, когда, как мы уже выяснили, кризис может носить затяжной характер, последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной.

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

Под безработицей понимается такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос.

Экономисты выделяю три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую, скрытую, институциональную, сезонную. В настоящее время считается, что полная занятость, или естественный уровень безработицы осложняется тем, что есть работники, занятые неполный рабочий день, а также такие, кто потерял надежду на получение работы.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Что же касается уровня заработной платы, то по-видимому, следовало бы сосредоточится на следующих мерах, представляющихся первоочередными:

  1. пересмотр минимального размера оплаты труда как в качественном аспекте (освобождение этого показателя от фискальных функций), так и в количественном;
  2. изменение тарифной системы, принятие законов о государственной службе и регулировании трудовых отношений в частном секторе;
  3. переориентация финансово-кредитной и налоговой систем с отходом от сегодняшних принципов, в частности “опоры на зарплату”, при определении прибыли предприятия.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации, М.: Познавательная книга+, 2007.
  2. Комментарии к трудовому кодексу РФ, М.: ИНФРА-М, 2007.
  3. Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”. М.,-1996.
  4. Федеральная целевая программа содействия занятости населения на 2001-2003гг.
  5. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР. 2002.
  6. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика.- М.: ДИС, 1997.
  7. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. – СПб., 1997.
  8. Джеффери Д.Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 1996.
  9. Козырев В.М. Основы современной экономики.- М.: Финансы и статистика, 2001.
  10. Мамедов О.Ю. Современная экономика.- М..: Феникс, 1996.
  11. Основы экономической теории “// Под ред. Камаева В.Д., М., «Владос», 2004.
  12. Пол А. Семюелсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. – М.: Основы, 2002.
  13. Шишлов А.Л. Макроэкономика. – М., 2006
  14. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 2006. – 608 с.
  15. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина, В.И. 2003. с.402
  16. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 2004
  17. Алавердов А. К вопросу о внутрифирменном рынке труда. // Вопросы экономики, 2002 г., №12
  18. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2003, №7
  19. Барсукова С. Теневой и фиктивный рынки труда в современной России. // Pro et Contra, том 5, зима 2003 г., №1.
  20. Бреев Б. Экономические последствия безработицы// Общество и экономика. 2007 №5 с. 101
  21. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. 1995. № 5.
  22. Куликов В. В. Безработица в России несопоставима со спадом производства. // ЭКО. 2001. № 1.
  23. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике. // Человек и труд. 2005 №3.
  24. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда. // Человек и труд. 2004 № 2.
  25. Устинова С.С. Методологические подходы к анализу проблеме занятости рынка труда//Вопросы Статистики . 2003 №7 с. 86.
  1. Сергеева М.Е, Зеболов Н.Н., Н.А. Мукратова, Т.А. Дьяченкова. Ситуация на рынке труда в Брянской области // Вопросы статистики 2003. №3. С. 43
  2. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О занятости населения в РФ». Российская газета, 6 мая. 2006.
  3. По данным Госкомстата на 2006 год
  4. Журнал “Эксперт” 2007 №10 с. 29.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.