Введение

1. Правовое и нормативно-методическое обеспечение

2. Финансовое и материальное обеспечение

3. Информационное обеспечение и статистика инноваций

4. Ресурсное обеспечение

Заключение

Задача 7

Список литературы

Введение

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиски новаторских идей и решений; партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Комплексное обеспечение инновационной деятельности включает в себя следующие направления: правовое обеспечение, нормативно-методическое обеспечение, финансовое и материальное обеспечение, информационное обеспечение и статистика инноваций.

Целью данной контрольной работы является изучение комплексного обеспечения инновационной деятельности.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить правовое обеспечение инновационной деятельности.

2. Рассмотреть нормативно-методическое обеспечение.

3. Изучить финансовое и материальное обеспечение инноваций.

4. Изучить информационное обеспечение и вопрос о статистике инноваций.

1. Правовое и нормативно-методическое обеспечение

Правовое обеспечение основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и федеральных органов управления, государственные и межотраслевые стандарты, а также региональные законы.

Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:

правовые вопросы функционирования экономики страны;

законы и нормативные акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции, безопасности и охраны труда и др.;

законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;

правовое регулирование формирования и функционирования организации.

Важнейшим элементом воздействия государства на инновационный процесс является правовое регулирование. Конституция РФ определила научно-технический прогресс как главные факторы удовлетворения материальных и духовных потребностей. Она закрепила в качестве государственной задачи организацию реализации научно-технических достижений в народном хозяйстве и других сферах жизни общества, гарантирует гражданам РФ свободу научно-технического творчества. Нормы конституции являются исходными для правовой регламентации управления инновациями.

Нередко правовое обеспечение инновационного процесса сужается до нормативно-правовых документов (законов, указов, постановлений, инструкций), относящихся лишь к финансированию и стимулированию инноваций. Инновационное законодательство должно рассматриваться в более широком смысле, охватывающем не только финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его организационную, информационную, управленческую и другие составления [2, c. 102].

По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три группы нормативно-правовых актов:

1) устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями;

2) регулирующие функционирование этой системы;

3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы.

По первым двум группам регулятивная функция права ограничивается преимущественно решением структурных вопросов – построением системы органов управления, определением их компетенции, прав и обязанностей отдельных ее подразделений. В третьей группе в проблеме правового регулирования инновационного процесса большая роль отводится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования и планирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок. Важнейшими являются нормативно-правовые акты, относящиеся к третьей группе [1, c. 83].

В соответствии с законопроектом государственная поддержка инновационной деятельности будет осуществляться на основе следующих принципов:

программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения соответствующей информации в Интернете;

приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Федерации;

целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

Одним из направлений правового обеспечения инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства. Учитывая разнообразие объектов интеллектуальной собственности и требований по их охране, правовое регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональных сфер: авторское право, промышленная собственность, научная собственность и др. В зависимости от правового режима выделяют три группы объектов интеллектуальной собственности.

К первой группе относятся объекты, регулирование которых осуществляется специальными законами или нормами, содержащимися в законодательстве.

Ко второй группе относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, которые обеспечиваются правами в пределах сформулированных понятий или установленного перечня сведений (коммерческие сведения, промышленные секреты, «ноу-хау»).

К третьей группе относятся объекты, не определенные правами, регулирование которых осуществляется в договорной форме или на уровне локальных актов.

2. Финансовое и материальное обеспечение

Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят в систему ресурсного обеспечения. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.

Финансовое обеспечение любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения организации с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления [5, c. 151].

Система финансирования выступает одним из основных инструментов реализации государственной политики. Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контролирующую. Принципы организации финансирования:

четкая целевая ориентация системы – ее увязки с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

множественность источников финансирования;

широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга технических новинок и направлений их практического использования;

адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку, как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

Основные задачи финансирования [12, c. 254]:

создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технической перестройки;

сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;

создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

Мировая практика выделяет следующие источники финансирования инноваций:

государственные ассигнования;

собственные средства промышленных организаций, высших учебных заведений;

средства некоммерческих организаций;

кредитные ресурсы, частные сбережения населения и иностранный капитал.

Государственная статистика в РФ ведет учет источников финансирования по следующим направлениям:

средства местного бюджета;

собственные средства;

средства внебюджетных фондов;

средства организаций предпринимательского сектора;

средства частных неприбыльных организаций;

средства иностранных источников.

К перспективным источникам финансирования относят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование.

 

3. Информационное обеспечение и статистика инноваций

Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 года № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития).

Государственная система научно-технической информации – совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

Цель создания ГСНТИ – обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации (НТИ), их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.

К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:

всероссийский научно-технический информационный Центр Министерства науки и технологий РФ;

всероссийский Центр межотраслевой информации Министерства экономики РФ;

российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития Министерства науки и технологий РФ;

всероссийский Центр научной и технической информации Российской Академии наук и Министерства науки и технологий РФ;

государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ;

библиотека РАН;

отраслевые библиотеки.

Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 года, разработана на единых международных подходах и стандартах.

Международные стандарты в статистике науки и инноваций – комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистики. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации [10, c. 93].

Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:

инновационная активность предприятий;

источники информации об инновациях;

цели инновационной деятельности;

затраты на технологические инновации;

исследования и разработки;

количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок;

технологический обмен;

методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт- и процесс-инноваций;

результаты инновационной деятельности;

факторы, препятствующие инновациям.

Обеспечение информационной поддержки инновационной деятельности включает [8, c. 109]:

создание и пополнение банков данных научно-технических результатов и потенциальных возможностей исполнителей научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям;

осуществление связи с удаленными информационными центрами и базами данных, в том числе зарубежными, с использованием украинских и иностранных телекоммуникационных систем;

обеспечение доступа заинтересованных организаций и лиц к информационным базам данных (ИБД) и информационным ресурсам Интернет в области инновационной деятельности;

поиск и отбор инновационных проектов, предложений по производству наукоемкой продукции для организаций и физических лиц, заинтересованных в их финансировании;

создание и пополнение банков данных о потребительских свойствах товаров ведущих фирм и т.п.

В ходе разработки и реализации инновационных проектов руководителям и специалистам предприятий и организаций, участвующих в их реализации, а также отдельным физическим лицам, самостоятельно осуществляющим исследования и разработки, приходится готовить и принимать разнообразные решения, для обоснования которых необходимы различные данные о состоянии внешней среды (научно-технической, финансово-экономической, производственно-технологической, рыночной и др.).

В последние годы одним из важнейших технических средств обеспечения любой деятельности стала комплексная транснациональная компьютерная электронная информационная сеть Интернет (Internet).

4. Ресурсное обеспечение

Под ресурсным обеспечением понимается совокупность внутренних и внешних ресурсов и условий, необходимых для становления и устойчивого функционирования инновационной сферы и составляющих ее элементов. Ресурсное обеспечение – это собирательное понятие, которое включает в себя совокупность элементов жизнедеятельности инновационных систем, без которой невозможно их функционирование [12, c.126].

Для качественного отбора ресурсов необходима достоверная информация о существующих новых материалах, новых разработках, о развитии технического прогресса. Эти проблемы помогают решать информационные системы управления, базы данных и базы знаний. На современном этапе технологического прогресса экономические достижения передовых стран определяются уровнем развития новейших информационных технологий. Управление крупным предприятием немыслимо без информационной системы. Информационные системы ERP (Enterprise Resources Planning – Планирования Ресурсов Предприятия) представляют интегрированные информационные системы автоматизации процессов управления предприятием. Подсистема управления производством предназначена для планирования производственных процессов и материальных потоков в производстве, отражения процессов производственной деятельности предприятия и построения нормативной системы управления производством [3, c. 104].

Под потенциалом предприятия понимается совокупность ресурсов предприятия, обеспечивающих его функционирование и развитие.

Потенциал предприятия включает:

финансовый капитал;

сырьевые ресурсы;

технические ресурсы (состав, состояние оборудования);

технологические ресурсы (используемые технологии, «ноу-хау», уровень НИОКР);

информационные ресурсы;

человеческие ресурсы (уровень квалификации специалистов, ценности, корпоративная культура);

организационные ресурсы (структура управления, методы управления);

ресурсы, связанные с деловой репутацией фирмы (имидж фирмы, марочные активы, гудвилл (goodwill), накопленный опыт).

Инновационные процессы решают проблему повышения ресурсной отдачи, преобразования научных, фундаментальных открытий в практические решения, обусловливают конкурентные преимущества производимой продукции, реализуемых товаров.

Реализация инновационного процесса возможна при развитии системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала, который характеризует способность предприятия к внедрению инноваций, на базе освоения которых происходит обновление и усовершенствование товаров, продуктов, технологий, техники и т.д. [5, c. 210].

Ресурсное обеспечение деятельности организаций представляет собой одну из важнейших системных функций. Исследование его закономерностей требуется для рационального, эффективного и своевременного распределения и перераспределения, использования и пополнения ресурсов, необходимых для осуществления социально-экономической деятельности. Именно эта функция является основой выполнения предприятиями ряда других институциональных функций.

Процесс ресурсного обеспечения рассматривается в направлении отдельных видов деятельности или отдельных проектов с расстановкой приоритетов в пользу инновационного направления.

Ресурсное обеспечение представляет собой одну из важнейших функций, реализация которой определяет уровень развития предприятия и эффективность его функционирования. Механизм ресурсного обеспечения – это система институциональных элементов, необходимая для распределения и перераспределения ресурсов хозяйствующими субъектами и их структурными подразделениями, а также трансформации ресурсов из одной формы в другую. Выявление проблем ресурсного обеспечения в инновационной деятельности предприятия – важнейшая задача, которую нужно решать.

Исследование ресурсного обеспечения закономерностей требуется для рационального, эффективного и своевременного распределения и перераспределения, использования и пополнения ресурсов, необходимых для осуществления инновационных процессов (проектов). Процесс ресурсного обеспечения направлен на отдельные виды деятельности или отдельные проекты с расстановкой приоритетов в пользу инновационного направления.

Заключение

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.

Инновационный менеджмент – одно из направлении стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Комплексное обеспечение инновационной деятельности включает в себя следующие направления: правовое обеспечение, нормативно-методическое обеспечение, финансовое и материальное обеспечение, информационное обеспечение и статистика инноваций. Без качественного комплексного обеспечения системы менеджмента фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное и эффективное функционирование, так как каждая фирма является подсистемой системы более.

Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым, финансовым, методическим нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня, будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому комплексное обеспечение системы менеджмента фирмы всем четырём направлениям является актуальной проблемой.

Задача 7

Менеджер по снабжению имеет предложение от трех поставщиков о поставке комплектующих деталей (таблица).

Таблица – Характеристика предложений

Условия поставок Значения, ДЕ
1-е предложение
Форма оплаты – безналичный расчет

Срок оплаты 14 дней

Транспортные расходы включены

Прейскурантная цена

– минус 5 % скидки за объем поставки

Целевая закупочная цена

– минус 2 % скидки за комплектность поставки

Закупочная цена

440,00
2-е предложение
Форма оплаты – предоплата за наличный расчет

Срок оплаты 14 дней

Транспортные расходы включены

Закупочная цена

416
3-е предложение
Форма оплаты – безналичный расчет

Срок оплаты 30 дней

При уплате в течение 14 дней предоставляется скидка

Прейскурантная цена

минус 2 % скидки за объем поставки

Закупочная цена при оплате наличными

плюс фрахт транспортных средств

Закупочная цена

410,00

13,0

Качество комплектующих одинаково. Сроки поставки во всех случаях – одна неделя. Все поставщики предоставляют различные скидки. Оплата наличными требует взятия кредита. Процентная ставка за кредит – 9 %.

Задание: Определить самое выгодное предложение.

Решение

Таблица – Характеристика предложений

Условия поставок Значения
Первое предложение
Форма оплаты – безналичный расчет
Срок оплаты 14 дней. Транспортные расходы включены
Прейскурантная цена 440,00 ДЕ
минус 5% скидки на объем поставки 22,00 ДЕ
Целевая закупочная цена 418,00 ДЕ
минус 2% скидки за комплектность поставки 8,36 ДЕ
Закупочная цена 409,64 ДЕ
Второе предложение
Форма оплаты – предоплата на наличный расчет
Срок оплаты 14 дней. Транспортные расходы включены
Закупочная цена 416 ДЕ
Третье предложение
Форма оплаты – безналичный расчет
Срок оплаты 30 дней. При уплате в течении 14 дней предоставляется скидка
Прейскурантная цена 410,00 ДЕ
минус 2% скидки за комплектность поставки 8,20 ДЕ
Закупочная цена при оплате наличными 401,8 ДЕ
плюс фрахт транспортных средств 13,00 ДЕ
Закупочная цена 417,80 ДЕ

В 1-м и во 2-м предложениях срок оплаты 14 дней, но во 2-м предложении для предоплаты необходимо брать кредит в размере закупочной цены на эти 14 дней и выплатить проценты, т.е. цена предложения будет равна сумме закупочной цены и величине процента на нее. Величина процента рассчитывается по формуле

% = К*Д/360*С/100

где К – величина кредита, ДЕ;

Д – число дней в году, на которое берется кредит, дни;

С – процентная ставка за кредит.

1-е предложение. Цена предложения = Цена закупочная =409,64 ДЕ

2-е предлоэюение. Цена предложения = Цена закупочная + % за кредит = 416 + (416 * 7 * 9)/(360 / 100) = 416,73 ДЕ.

3-е предлоэюение. Цена предложения = Цена закупочная =417,80 ДЕ

Таким образом, самое выгодным является 1-е предложение.

Список литературы

Авсянников, Н.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Н.М. Авсянников. – М.: РУДН, 2011. – 189 c.

Акмаева, Р.И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере: Учебное пособие / Р.И. Акмаева. – Рн/Д: Феникс, 2012. – 541 c.

Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 247 c.

Балабанов, В.С. Инновационный менеджмент / В.С. Балабанов, М.Н. Дудин. – М.: Элит, 2014. – 282 c.

Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.В. Барышева, К.В. Балдин, М.М. Ищенко. – М.: Дашков и К, 2015. – 384 c.

Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2016. – 220 c.

Вьюгина, Л.К. Инновационный менеджмент. Структурные схемы и таблицы: Учебное пособие / Л.К. Вьюгина. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 103 c.

Голубков, Е.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е.П. Голубков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 184 c.

Горфинкель, В.Я. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков . – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 461 c.

Грибов, В.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 311 c.

Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: Учебник для бакалавров / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов и др. – М.: Дашков и К, 2016. – 208 c.

Дармилова, Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж.Д. Дармилова. – М.: Дашков и К, 2016. – 168 c.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.