1. Правовое и нормативно-методическое обеспечение
2. Финансовое и материальное обеспечение
3. Информационное обеспечение и статистика инноваций
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиски новаторских идей и решений; партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.
Комплексное обеспечение инновационной деятельности включает в себя следующие направления: правовое обеспечение, нормативно-методическое обеспечение, финансовое и материальное обеспечение, информационное обеспечение и статистика инноваций.
Целью данной контрольной работы является изучение комплексного обеспечения инновационной деятельности.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить правовое обеспечение инновационной деятельности.
2. Рассмотреть нормативно-методическое обеспечение.
3. Изучить финансовое и материальное обеспечение инноваций.
4. Изучить информационное обеспечение и вопрос о статистике инноваций.
1. Правовое и нормативно-методическое обеспечение
Правовое обеспечение основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и федеральных органов управления, государственные и межотраслевые стандарты, а также региональные законы.
Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
правовые вопросы функционирования экономики страны;
законы и нормативные акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции, безопасности и охраны труда и др.;
законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;
правовое регулирование формирования и функционирования организации.
Важнейшим элементом воздействия государства на инновационный процесс является правовое регулирование. Конституция РФ определила научно-технический прогресс как главные факторы удовлетворения материальных и духовных потребностей. Она закрепила в качестве государственной задачи организацию реализации научно-технических достижений в народном хозяйстве и других сферах жизни общества, гарантирует гражданам РФ свободу научно-технического творчества. Нормы конституции являются исходными для правовой регламентации управления инновациями.
Нередко правовое обеспечение инновационного процесса сужается до нормативно-правовых документов (законов, указов, постановлений, инструкций), относящихся лишь к финансированию и стимулированию инноваций. Инновационное законодательство должно рассматриваться в более широком смысле, охватывающем не только финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его организационную, информационную, управленческую и другие составления [2, c. 102].
По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три группы нормативно-правовых актов:
1) устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями;
2) регулирующие функционирование этой системы;
3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы.
По первым двум группам регулятивная функция права ограничивается преимущественно решением структурных вопросов – построением системы органов управления, определением их компетенции, прав и обязанностей отдельных ее подразделений. В третьей группе в проблеме правового регулирования инновационного процесса большая роль отводится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования и планирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок. Важнейшими являются нормативно-правовые акты, относящиеся к третьей группе [1, c. 83].
В соответствии с законопроектом государственная поддержка инновационной деятельности будет осуществляться на основе следующих принципов:
программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения соответствующей информации в Интернете;
приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Федерации;
целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.
Одним из направлений правового обеспечения инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства. Учитывая разнообразие объектов интеллектуальной собственности и требований по их охране, правовое регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональных сфер: авторское право, промышленная собственность, научная собственность и др. В зависимости от правового режима выделяют три группы объектов интеллектуальной собственности.
К первой группе относятся объекты, регулирование которых осуществляется специальными законами или нормами, содержащимися в законодательстве.
Ко второй группе относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, которые обеспечиваются правами в пределах сформулированных понятий или установленного перечня сведений (коммерческие сведения, промышленные секреты, «ноу-хау»).
К третьей группе относятся объекты, не определенные правами, регулирование которых осуществляется в договорной форме или на уровне локальных актов.
2. Финансовое и материальное обеспечение
Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят в систему ресурсного обеспечения. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.
Финансовое обеспечение любого хозяйствующего субъекта охватывает денежные отношения организации с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления [5, c. 151].
Система финансирования выступает одним из основных инструментов реализации государственной политики. Система финансирования выполняет две функции: распределительную и контролирующую. Принципы организации финансирования:
четкая целевая ориентация системы – ее увязки с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
множественность источников финансирования;
широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга технических новинок и направлений их практического использования;
адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку, как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.
Основные задачи финансирования [12, c. 254]:
создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технической перестройки;
сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;
создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.
Мировая практика выделяет следующие источники финансирования инноваций:
государственные ассигнования;
собственные средства промышленных организаций, высших учебных заведений;
средства некоммерческих организаций;
кредитные ресурсы, частные сбережения населения и иностранный капитал.
Государственная статистика в РФ ведет учет источников финансирования по следующим направлениям:
средства местного бюджета;
собственные средства;
средства внебюджетных фондов;
средства организаций предпринимательского сектора;
средства частных неприбыльных организаций;
средства иностранных источников.
К перспективным источникам финансирования относят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование.
3. Информационное обеспечение и статистика инноваций
Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 года № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития).
Государственная система научно-технической информации – совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.
Цель создания ГСНТИ – обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации (НТИ), их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.
К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:
всероссийский научно-технический информационный Центр Министерства науки и технологий РФ;
всероссийский Центр межотраслевой информации Министерства экономики РФ;
российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития Министерства науки и технологий РФ;
всероссийский Центр научной и технической информации Российской Академии наук и Министерства науки и технологий РФ;
государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ;
библиотека РАН;
отраслевые библиотеки.
Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 года, разработана на единых международных подходах и стандартах.
Международные стандарты в статистике науки и инноваций – комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистики. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации [10, c. 93].
Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:
инновационная активность предприятий;
источники информации об инновациях;
цели инновационной деятельности;
затраты на технологические инновации;
исследования и разработки;
количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок;
технологический обмен;
методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт- и процесс-инноваций;
результаты инновационной деятельности;
факторы, препятствующие инновациям.
Обеспечение информационной поддержки инновационной деятельности включает [8, c. 109]:
создание и пополнение банков данных научно-технических результатов и потенциальных возможностей исполнителей научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям;
осуществление связи с удаленными информационными центрами и базами данных, в том числе зарубежными, с использованием украинских и иностранных телекоммуникационных систем;
обеспечение доступа заинтересованных организаций и лиц к информационным базам данных (ИБД) и информационным ресурсам Интернет в области инновационной деятельности;
поиск и отбор инновационных проектов, предложений по производству наукоемкой продукции для организаций и физических лиц, заинтересованных в их финансировании;
создание и пополнение банков данных о потребительских свойствах товаров ведущих фирм и т.п.
В ходе разработки и реализации инновационных проектов руководителям и специалистам предприятий и организаций, участвующих в их реализации, а также отдельным физическим лицам, самостоятельно осуществляющим исследования и разработки, приходится готовить и принимать разнообразные решения, для обоснования которых необходимы различные данные о состоянии внешней среды (научно-технической, финансово-экономической, производственно-технологической, рыночной и др.).
В последние годы одним из важнейших технических средств обеспечения любой деятельности стала комплексная транснациональная компьютерная электронная информационная сеть Интернет (Internet).
Под ресурсным обеспечением понимается совокупность внутренних и внешних ресурсов и условий, необходимых для становления и устойчивого функционирования инновационной сферы и составляющих ее элементов. Ресурсное обеспечение – это собирательное понятие, которое включает в себя совокупность элементов жизнедеятельности инновационных систем, без которой невозможно их функционирование [12, c.126].
Для качественного отбора ресурсов необходима достоверная информация о существующих новых материалах, новых разработках, о развитии технического прогресса. Эти проблемы помогают решать информационные системы управления, базы данных и базы знаний. На современном этапе технологического прогресса экономические достижения передовых стран определяются уровнем развития новейших информационных технологий. Управление крупным предприятием немыслимо без информационной системы. Информационные системы ERP (Enterprise Resources Planning – Планирования Ресурсов Предприятия) представляют интегрированные информационные системы автоматизации процессов управления предприятием. Подсистема управления производством предназначена для планирования производственных процессов и материальных потоков в производстве, отражения процессов производственной деятельности предприятия и построения нормативной системы управления производством [3, c. 104].
Под потенциалом предприятия понимается совокупность ресурсов предприятия, обеспечивающих его функционирование и развитие.
Потенциал предприятия включает:
финансовый капитал;
сырьевые ресурсы;
технические ресурсы (состав, состояние оборудования);
технологические ресурсы (используемые технологии, «ноу-хау», уровень НИОКР);
информационные ресурсы;
человеческие ресурсы (уровень квалификации специалистов, ценности, корпоративная культура);
организационные ресурсы (структура управления, методы управления);
ресурсы, связанные с деловой репутацией фирмы (имидж фирмы, марочные активы, гудвилл (goodwill), накопленный опыт).
Инновационные процессы решают проблему повышения ресурсной отдачи, преобразования научных, фундаментальных открытий в практические решения, обусловливают конкурентные преимущества производимой продукции, реализуемых товаров.
Реализация инновационного процесса возможна при развитии системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала, который характеризует способность предприятия к внедрению инноваций, на базе освоения которых происходит обновление и усовершенствование товаров, продуктов, технологий, техники и т.д. [5, c. 210].
Ресурсное обеспечение деятельности организаций представляет собой одну из важнейших системных функций. Исследование его закономерностей требуется для рационального, эффективного и своевременного распределения и перераспределения, использования и пополнения ресурсов, необходимых для осуществления социально-экономической деятельности. Именно эта функция является основой выполнения предприятиями ряда других институциональных функций.
Процесс ресурсного обеспечения рассматривается в направлении отдельных видов деятельности или отдельных проектов с расстановкой приоритетов в пользу инновационного направления.
Ресурсное обеспечение представляет собой одну из важнейших функций, реализация которой определяет уровень развития предприятия и эффективность его функционирования. Механизм ресурсного обеспечения – это система институциональных элементов, необходимая для распределения и перераспределения ресурсов хозяйствующими субъектами и их структурными подразделениями, а также трансформации ресурсов из одной формы в другую. Выявление проблем ресурсного обеспечения в инновационной деятельности предприятия – важнейшая задача, которую нужно решать.
Исследование ресурсного обеспечения закономерностей требуется для рационального, эффективного и своевременного распределения и перераспределения, использования и пополнения ресурсов, необходимых для осуществления инновационных процессов (проектов). Процесс ресурсного обеспечения направлен на отдельные виды деятельности или отдельные проекты с расстановкой приоритетов в пользу инновационного направления.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.
Инновационный менеджмент – одно из направлении стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Комплексное обеспечение инновационной деятельности включает в себя следующие направления: правовое обеспечение, нормативно-методическое обеспечение, финансовое и материальное обеспечение, информационное обеспечение и статистика инноваций. Без качественного комплексного обеспечения системы менеджмента фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное и эффективное функционирование, так как каждая фирма является подсистемой системы более.
Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым, финансовым, методическим нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня, будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому комплексное обеспечение системы менеджмента фирмы всем четырём направлениям является актуальной проблемой.
Менеджер по снабжению имеет предложение от трех поставщиков о поставке комплектующих деталей (таблица).
Таблица – Характеристика предложений
Условия поставок | Значения, ДЕ |
1-е предложение | |
Форма оплаты – безналичный расчет
Срок оплаты 14 дней Транспортные расходы включены Прейскурантная цена – минус 5 % скидки за объем поставки Целевая закупочная цена – минус 2 % скидки за комплектность поставки Закупочная цена |
440,00 |
2-е предложение | |
Форма оплаты – предоплата за наличный расчет
Срок оплаты 14 дней Транспортные расходы включены Закупочная цена |
416 |
3-е предложение | |
Форма оплаты – безналичный расчет
Срок оплаты 30 дней При уплате в течение 14 дней предоставляется скидка Прейскурантная цена минус 2 % скидки за объем поставки Закупочная цена при оплате наличными плюс фрахт транспортных средств Закупочная цена |
410,00
13,0 |
Качество комплектующих одинаково. Сроки поставки во всех случаях – одна неделя. Все поставщики предоставляют различные скидки. Оплата наличными требует взятия кредита. Процентная ставка за кредит – 9 %.
Задание: Определить самое выгодное предложение.
Решение
Таблица – Характеристика предложений
Условия поставок | Значения |
Первое предложение | |
Форма оплаты – безналичный расчет | |
Срок оплаты 14 дней. Транспортные расходы включены | |
Прейскурантная цена | 440,00 ДЕ |
минус 5% скидки на объем поставки | 22,00 ДЕ |
Целевая закупочная цена | 418,00 ДЕ |
минус 2% скидки за комплектность поставки | 8,36 ДЕ |
Закупочная цена | 409,64 ДЕ |
Второе предложение | |
Форма оплаты – предоплата на наличный расчет | |
Срок оплаты 14 дней. Транспортные расходы включены | |
Закупочная цена | 416 ДЕ |
Третье предложение | |
Форма оплаты – безналичный расчет | |
Срок оплаты 30 дней. При уплате в течении 14 дней предоставляется скидка | |
Прейскурантная цена | 410,00 ДЕ |
минус 2% скидки за комплектность поставки | 8,20 ДЕ |
Закупочная цена при оплате наличными | 401,8 ДЕ |
плюс фрахт транспортных средств | 13,00 ДЕ |
Закупочная цена | 417,80 ДЕ |
В 1-м и во 2-м предложениях срок оплаты 14 дней, но во 2-м предложении для предоплаты необходимо брать кредит в размере закупочной цены на эти 14 дней и выплатить проценты, т.е. цена предложения будет равна сумме закупочной цены и величине процента на нее. Величина процента рассчитывается по формуле
% = К*Д/360*С/100
где К – величина кредита, ДЕ;
Д – число дней в году, на которое берется кредит, дни;
С – процентная ставка за кредит.
1-е предложение. Цена предложения = Цена закупочная =409,64 ДЕ
2-е предлоэюение. Цена предложения = Цена закупочная + % за кредит = 416 + (416 * 7 * 9)/(360 / 100) = 416,73 ДЕ.
3-е предлоэюение. Цена предложения = Цена закупочная =417,80 ДЕ
Таким образом, самое выгодным является 1-е предложение.
Авсянников, Н.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Н.М. Авсянников. – М.: РУДН, 2011. – 189 c.
Акмаева, Р.И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере: Учебное пособие / Р.И. Акмаева. – Рн/Д: Феникс, 2012. – 541 c.
Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 247 c.
Балабанов, В.С. Инновационный менеджмент / В.С. Балабанов, М.Н. Дудин. – М.: Элит, 2014. – 282 c.
Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.В. Барышева, К.В. Балдин, М.М. Ищенко. – М.: Дашков и К, 2015. – 384 c.
Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2016. – 220 c.
Вьюгина, Л.К. Инновационный менеджмент. Структурные схемы и таблицы: Учебное пособие / Л.К. Вьюгина. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 103 c.
Голубков, Е.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е.П. Голубков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 184 c.
Горфинкель, В.Я. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков . – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 461 c.
Грибов, В.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 311 c.
Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: Учебник для бакалавров / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов и др. – М.: Дашков и К, 2016. – 208 c.
Дармилова, Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж.Д. Дармилова. – М.: Дашков и К, 2016. – 168 c.
Доступа нет, контент закрыт
Доступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Доступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Доступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599