Содержимое

Введение

В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанньм является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования.

Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономией сходятся в понимании того, что “невидимая рука” рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни.

Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности данной темы на сегодняшний день.

Цель настоящей курсовой работы заключается в рассмотрении роли государства в современной экономике и экономике переходного периода.

Для реализации поставленной цели следует рассмотреть определенные задачи:

– рассмотреть место и функции государства в рыночной экономике;

– роль Российского государства в переходный период

– рассмотреть методы и формы государственного регулирования.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру.

Структурно работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал, данные периодической печати, в частности такие периодические журналы как Экономист, Финансы и другие.

1. Роль государства в рыночной экономике

1.1. Место государства в рыночной экономике

Рыночная экономика – сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решает, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

Взаимная увязка частных интересов и потребностей общества обусловлена закономерностями и внутренней логикой функционирования рыночной системы. Современная экономика – это сотни тысяч предприятий, производящих огромную номенклатуру товаров и услуг. Движение массы разнообразных товаров в условиях рынка дополняется движением денег, ценных бумаг, обменом важнейшими технологиями, знаниями, информацией.

Цена в рыночной системе и ее динамика служат определенным ориентиром и для производителя, и для потребителя. В зависимости от изменения цены меняется и их поведение: производится и приобретается больше или меньше той либо иной продукции.

Важное место в рыночном механизме принадлежит конкуренции. Она способствует рациональному распределению ресурсов в обществе, их более эффективному использованию, содействует установлению оптимальной структуры экономики.

Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих.

Рынок не способствует сохранению невоспроизводственных ресурсов, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рыночных отношений не решается проблема воспроизводства рабочей силы.

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.

Таким образом, рыночной экономике присуши несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. “Провалы” рынка наблюдаются при решении проблем конкуренции, которые являются ключевыми для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции приобрели регулярный и эффективный характер.

Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах оно было минимальным и сводилось к обеспечению: финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны.

Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентируются на свободный рынок.

Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации.

Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов – неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как считают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайкс отмечал, что государство должно выполнять лишь роль “ночного сторожа”, не вмешиваясь в экономические процессы.

Заметим, что обе представленные модели регулирования национального хозяйства являются асимметричными. Критическое их сопоставление доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны – рынок и государство – существенны.

Во всех странах с высокоразвитой экономикой наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: стихийно саморегулирующимся рынком и строго централизованным планово-государственным управлением.

Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по:

сферам действия рынка и государства;

функциям государственного управления;

формам и методам государственного вмешательства.

Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы, современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, проведение разгосударствления. Масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики. Точно определить приемлемость того или другого невозможно.

С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики – добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам.

“Разбухание” государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой – с поддержкой их государством. Существующая ныне система государственного регулирования экономики в условиях долгой эволюции и представляет собой совокупность функций, методов и форм.

1.2. Функции государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Центральный вопрос государства – проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.

Одна из важнейших функций – стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования.

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы.

Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы.

В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, поддержание достаточного уровня обороноспособности, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля за национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики.

В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества – ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

1.3. Особая роль Российского государства в переходный период

Об огромной экономической роли государства вообще и в российской экономике в частности говорилось в предыдущей главе. Не желая повторяться здесь, остановлюсь лишь на некоторых особенностях, определяющих особую роль государства в российской переходной экономике, а именно:

Переходная Россия отличается несформировавшейся системой социально-классовой структуры. Она реструктурируется, то есть создается по существу заново.

Старая рабоче-крестьянская классовая структура разрушена основательно, а новая еще не сформировалась. Россия переживает переходный период, прежде всего, именно в этом отношении. Раз нет социально-классовой определенности, нет и движущих сил экономического развития. В данном конкретном случае – реформ. Буржуазия как основная прогрессивная и движущая сила рыночной системы еще по-настоящему не сложилась.

«Новые русские», в свою очередь, еще даже далеко не буржуазия, осознавшая себя как некое единство социальных, экономических и политических сил и интересов. Они пока ведут себя в экономике и политике на уровне интуиции, начальной стадии осознания своих интересов как интересов классовых.

Если на Россию взглянуть в настоящее время в аспекте политическом, мы увидим «лоскутное одеяло», состоящее из 89 субъектов Федерации, из которых добрые три десятка представляют собой национальные образования, генерирующие исключительно мощные центробежные силы, стремящиеся развалить не только некогда мощный СССР, но и современную ослабленную Россию. Переходные процессы столь мощно и стремительно были инициированы «белой революцией», что распалось устоявшееся гражданское общество. Это значит, что старая система государства сломана, а новой – нет. Как ни парадоксально это звучит, но российская государственность исключительно молода. И она практически не имеет своей гражданской основы в виде сложившейся социально-классовой и экономической определенности. Наоборот – государству грозят развал и разъединение по национальным квартирам, что иначе как национально-государственной катастрофой не назовешь. Следовательно, молодое Российское государство просто вынуждено в сложившихся исторических условиях взять на себя элементарные интеграторские функции – обязательства остановить развитие центробежных сил в «расползающем по швам» обществе. Таким образом, одной из труднейших задач Российского государства является задача национальной консолидации и интеграции – создания собственных экономических, социальных, политических основ как можно скорее, в целом своей гражданской основы. Россияне должны осознать и свою национальную специфику, и свою принадлежность к конкретному национальному, экономическому, социальному и политическому единству, в чем и видится особая роль Российского государства в переходный период. В значительной степени эта особая роль Российского государства усиливается при осознании того очевидного факта, в сколь короткое историческое время оно должно решить названные задачи. Такую роль Российское государство выполнит, если оно станет наднациональной, надполитической силой, мощной, авторитетной, умеющей осознавать и защищать как свои собственные государственные интересы, так и интересы своих граждан.

2. Методы и формы государственного регулирования

2.1. Сущность государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.[1]

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются методами, направленными на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инвестиции и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определенные временные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с привлечением ученых, специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

в бюджетной политике;

в кредитно-денежной политике;

в фискальной политике;

в социальной политике.

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение.

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила “экономической игры” для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В данном случае любые экономические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных процессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических методов.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государственного предпринимательства; значительна роль государства в перераспределении национального дохода.

В рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка – свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти опросы на основе рыночного механизма.[2]

2.2 Инструменты государственного регулирования экономики

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования.

Госбюджет выполняет много функций, однако, важнейших три: распределительная, контрольная и регулирующая. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет и становится регулирующим экономику рычагом в руках государства.

Государственный бюджет имеет стандартную структуру везде. В разных странах госбюджеты отличаются лишь структурой доходов и расходов. Например, в доходной части госбюджета США налоги с физических лиц занимают до 60 %, а в России – 10-12 %. В расходной части госбюджета Швеции первую строчку занимают затраты на осуществление социальной политики, а в России – затраты на хозяйственные нужды. Так в структуре госбюджета можно увидеть приоритетные направления государственной политики в целом и государственного регулирования.

Структура госбюджета состоит из двух больших разделов:

доходов и расходов – сведенных в обыкновенный баланс (платежный счет).

Доходы госбюджета обеспечивают:

1) налоги на физические и юридические лица, акцизы, гербовый сбор, фискальные и протекционистские таможенные сборы;

2) доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности;

3) поступления во внебюджетные или в целевые фонды – для решения конкретных, наиболее актуальных социальных и экономических проблем. Это фонды: пенсионный, социального страхования, охраны окружающей среды, строительства дорог, переподготовки рабочей силы и т. д. Таких фондов может быть очень много.

Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на:

1) государственное управление;

2) оборону;

3) социально-экономические цели;

4) хозяйственную деятельность государства;

5) внешнеэкономическую деятельность.

Безусловно, как доходная, так и расходная части представляют собой процесс государственного регулирования не только экономики, но и политической, и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования. В то же время государственные расходы четко направляют страну, ее экономику в необходимое русло развития. И то и другое объединяются в так называемую дискреционную фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – это политика правительства, направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т. д. Хорошим примером, иллюстрирующим дискреционную фискальную политику, является анализ знаменитого «кейнсианского креста», где особенно четко показано влияние государственных расходов на формирование совокупного спроса с целью достижение макроэкономического равновесия.

Таким образом, очевидно, что фискальная политика государства означает формирование госбюджета через систему налогообложения, с одной стороны, и осуществление определенной экономической политики посредством распределения финансовых средств – с другой. Имеется в виду, что фискальная политика есть и политика налогообложения, и политика расходования собранных средств.

Налогообложение надо, в первую очередь, рассматривать с двух точек зрения: прогрессивности и эффективности его. Под, последним понимается минимизации затрат, связанных с перераспределением ВНП, а именно это представляет собой налогообложение. Чем меньше несет государство расходов на сбор налогов и формирование госбюджета, тем эффективнее налоговая система.

Прогрессивность налоговой системы определяется тем, в какой степени сокращается неравенство распределения доходов после выплаты налогов. Прогрессивность налогообложения зависит и от того, что облагается налогом: доход или потребление. Либо в каком сочетании эти два подхода реализуются. Дело в том, что, облагая налогом доход, государство в действительности облагает вклад производителя в «общий пирог». Облагая же потребление, – кусок от того пирога, который достается потребителю. Здесь явно нарушается принцип справедливости, а в целом – прогрессивности.

Дело высшей государственной важности – сводить их на нет по мере возможности, развивать и совершенствовать систему налогообложения. В этом и проявляется корректирующая функция государства.

Налоги платить необходимо. Ведь они представляют собой «взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти» (К. Маркс). Следовательно, размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т. д. Очевидно, чем больше функций выполняет государство, тем больше налогов необходимо ему собирать. Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.

Аксиомой стали четыре принципа налогообложения, выработанные А. Смитом: простые, ясные, недвусмысленные, понятные.

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен.

3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Система налогообложения бывает прогрессивной, регрессивной, пропорциональной. Прогрессивная система означает рост налоговой ставки вместе с ростом доходов и падение этой ставки с уменьшением доходов. При этом ставки налогов растут быстрее роста доходов, зато и падают быстрее с уменьшением доходов.

Регрессивная система формируется при косвенном налогообложении и акцизах. Косвенные налоги – это налоги, так или иначе включаемые в цену продукта, и таким образом налогом облагается не доход, а потребление. Регрессивность означает, что, чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя. Он потребляет больше, чем сберегает, а потребляет больше дешевых продуктов, на которые косвенные налоги выше.

Пропорциональная система налогообложения основана на прямом соответствии темпов роста налоговых ставок росту доходов и понижению их с падением доходов,

Государство облагает налогом то, что ему легче подсчитать. Ему легче контролировать доходы – оно в основном их и облагает налогом. Что-то тут оно не может учесть – налог будет установлен, на первый взгляд, на производство. Например, НДС – налог на добавленную стоимость – налог на производство. Хотя государство отчетливо понимает, что производитель включит НДС в свои издержки, а, следовательно, платить его будет потребитель. Безусловно, налоги надо платить, хотя они в принудительной форме сокращают доходы населения. Налоговая система позволяет государству, по мере возможности, равномерно распределять его затраты на все общество. Именно это обстоятельство ставит заведомо вне рамок закона тех, кто скрывает свои доходы от налогообложения. К сожалению, в России эта практика имеет место везде – следствие неразберихи переходного состояния самой России. А вот на Западе самым суровым уголовно наказуемым преступлением после убийства и выпуска фальшивых денег является сокрытие доходов от налогообложения, оценивается оно как преступление против основ государственного строя.

Налоговая политика – это не только политика формирования госбюджета. Варьируя налоговые ставки, государство либо стимулирует производство тех или иных товаров и услуг, либо заставляет уменьшать их производство. Таким образом, государство как бы косвенно заставляет свободных товаропроизводителей менять инвестиционную политику. С другой стороны, оно, оперируя теми же налоговыми ставками, пытается скорректировать уровень жизни населения, увеличивая подоходный налог с больших доходов и развивая за этот счет систему социальной защиты наименее оплачиваемых работников.

Корректирующая и регулирующая функции государства особенно наглядно проявляются в расходовании госбюджетных средств, в операциях с ценными бумагами, субвенциях, структурной политике и политике социальной защиты.

Посредством скупки и продажи ценных бумаг государство увеличивает или уменьшает банковские резервы, следовательно, повышает или понижает ставку процента и, стало быть, проводит политику «дорогих» или «дешевых» денег. Регулирует доступность кредита и в целом корректирует инвестиционную политику.

Субвенции государство, как правило, оказывает отраслям производст-ва, отстающим в развитии от общего уровня. Такие отрасли имеют слабый потенциал накопления, экономике они крайне необходимы, но своими силами равняться в развитии с остальными отраслями, конкурировать с ними не могут. Эти отрасли: почти везде сельское хозяйство, добывающие отрасли, кроме нефтегазовой. Особенно нуждаются в этом горнодобывающие отрасли. Получателем субвенции может быть отдельное предприятие, и не обязательно из указанных отраслей.[3]

Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожим примером могут служить субсидии государства).

Ограничения динамики кредитования.

Данный вариант мер заключается в том, что в некоторых странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или (как это принято в Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Названные методы регулирования имеют “минусы”: они ослабляют роль конкуренции. Ограничивается динамика набирающих обороты и стремящихся к значительной экспансии банков. Полученные в ходе конкуренции возможности отдельных банков не дают им преимуществ. ЦБ проводит свою операцию как бы “под одну гребенку”. К тому же данный инструмент не очень гибок. Уровень регулируемых ЦБ процентных норм не всегда успевает за оперативным повышением спроса в кредитах.

В целом же прямые методы, которые носят несогласованную с рыночной экономикой природу, применяются, как правило, лишь тогда, если косвенные способы уже не способны сыграть свою роль. Но при этом следует признать: результат прямого воздействия может быть достаточно высоким.

Учетная (дисконтная) политика.

Данный вид операций относится к давно используемым методам регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления “цены” кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.

Определяемый центральным банком уровень “цены кредита” получил в экономической науке и практике обозначение официальной «учетной ставки» (которую иначе также называют дисконтной или ломбардной).

Взятые в ЦБ кредиты предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более высокому проценту. Естественно, что процентная политика деловых банков отражает те изменения, которые осуществляет ЦБ в ходе своей политики. С помощью ставки процента ЦБ тем самым оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капиталов.

Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы и сокращает намерения фирм к увеличению инвестиций. Снижение же ставки “удешевляет” кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме покупки акций, производственного оборудования или строительства новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни взаимодействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.

Важное значение имеет функция учетной политики, как манипулирование ставкой процента, которое усиливает эффект от применения других регулирующих мер ЦБ, а именно операций на открытом рынке и установления норм обязательных резервов. Если действие одного влияющего рычага на поведение самостоятельного коммерческого банка оказывается недостаточным, то совокупность мер, предпринимаемых центральным банком, дает ему возможность добиться своего замысла.

Применительно к России следует отметить, что в рамках учетной политики Центральный банк стал практиковать в 1995 г. также и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг (в основном государственных казначейских облигаций).

Операции на открытом рынке.

Прибегая к данному виду регулирования, ЦБ осуществляет куплю и продажу ценных бумаг на открытом рынке (например, на бирже). За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.

Данные меры делают ЦБ активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной политики позиция ЦБ остается в известном смысле пассивной (решения о том, идти ли на учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг у ЦБ, принимаются самими коммерческими банками). К тому же операции на открытом рынке вполне согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг, ЦБ реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом.

Политика минимальных резервов.

Согласно сложившимся в мире правилам минимальные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка.

Политика резервирования является относительно “грубым” методом и при использовании в отрыве от других средств создает определенную жесткость в экономическом регулировании. Для сравнения можно сказать, что операции на открытом рынке и учетная политика считаются методами тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Добровольные соглашения.

Совокупность регулирующих мер центрального банка дополняется системой так называемых добровольных соглашений, заключаемых между ЦБ и деловыми банками. Такие договоры особенно удобны в том случае, когда ЦБ должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого бюрократизма.

На основании соглашений банки проявляют добровольную готовность на лимитирование своей деятельности. Например, они обязуются расширять кредитные операции лишь до определенного предела. Центральный же банк берет на себя обязательство информировать деловой сектор о тенденциях в денежно-кредитной, валютной сфере. Это вооружает знанием и пониманием возможных неблагоприятных Процессов в монетарной области. Речь идет о своего рода джентльменской кооперации. Ее успех зависит в определенной степени от возможности ЦБ “мягким давлением” на деловые банки побуждать их выполнять условия добровольного соглашения.

3. Особенности государственного регулирования экономики в России

Особенностью России является то, что роль государства в экономике здесь всегда была более значительной, чем в европейских странах, по причинам экономического, социального, национального, географического, природно-климатического порядка.

Россия – гигантская страна с исключительным разнообразием природно-климатических особенностей. В то же время население и природные ресурсы расположены на этой огромной территории структурно диспропорционально: 80 % населения России живет в европейской части страны и только 20 – в ее азиатской части. Природные ресурсы же располагаются наоборот: 85% их находится к востоку от Урала и только 15 – в Европейской России. Гигантские размеры страны сами по себе определяют большую роль государства в создании социальной и экономической инфраструктуры, без чего практически не может быть развития не только рыночной экономики, но и любой другой.

В России формируется многоукладная экономика. Притом не в исторической последовательности, как на Западе, не в движении от простого к сложному, от зачатков рыночных отношений к их многообразию и сочетанию в рамках этого многообразия.

Капиталистические страны представлены четко очерченной социально-классовой структурой в соответствии с многообразием существующих там форм собственности, где определяющей, детерминирующей формой собственности является частная. Именно она задает «правила игры», определяя в целом направление развития хозяйства.

В России еще не сложилась окончательно структура общественно-экономических укладов. Соответственно, неочерченной остается и социально-классовая структура. Главный уклад – общественный, государственный – размывается, разлагается. За счет него образуются другие.

Кроме того, специфичность обстановки в России выражается в том, что, казалось бы, идут мощные процессы приватизации.

С монополией государства в экономике покончено, так как в его руках в настоящее время осталось менее 40 % промышленных предприятий, которые к тому же в большей своей части акционированы, а следовательно, государством не управляются.

В социально-экономических процессах все более и более проясняется, становится все очевиднее роль Российского государства.

Прежде всего, оно должно выступить как организатор-предприниматель и верховный регулятор экономики. Оно должно стать «надукладной» силой и локомотивом развития.

В чем же должна состоять роль государства в период перехода к рыночной экономике?

1. В разработке и утверждении «правил игры» для предприятий и населения на рынке. Должно быть четко, недвусмысленно определено юридическое, правовое обеспечение предпринимательства, включая важнейшую его сторону – конкуренцию. Указанное правовое обеспечение должно четко предусматривать три аспекта: поощрение и стимулирование предпринимательства и конкуренции, в случае необходимости их ограничение и, конечно же, – защита предпринимательства и конкуренции.

2. В определении приоритетов макроэкономического развития (в том числе, структурный аспект развития); в поддержке или стремлении поддерживать, на каком бы этапе развития ни находилась страна, равновесия между AD и AS с целью наиболее эффективного функционирования рыночного механизма.

3. В реализации социальных программ, организации социальной защиты. Здесь ориентиром являются недопущение понижения уровня жизни народа. Как задача минимум, и обеспечение процветания страны, нации – как программа максимум. Безусловно, реализация и далее просто разработка наших программ создадут заведомо благоприятные социальные и экономические условия предпринимательству.

Государство обязательно должно в вышеуказанном аспекте особое внимание уделить перераспределению доходов и богатства. Совершенствовать систему трансфертных платежей.

Государство напрямую должно заниматься регулированием экономической деятельности с целью достижения поставленных задач перед национальной экономикой.

4. В корректировке распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Крайне необходимо, во-первых, создать новый машиностроительный комплекс, во-вторых, увеличить долю производства предметов потребления и, соответственно, уменьшить производство средств производства, в-третьих, уменьшить степень милитаризации экономики в пользу гражданских отраслей, в-четвертых, создать максимально благоприятные условия для развития сельского хозяйства, в-пятых, создать мощную и широко разветвленную сеть социальной и экономической инфраструктуры.

5. В стабилизации экономики, в контроле за уровнем занятости и недопущении ее уменьшения. Необходима разработка показателя полной занятости для России как критерия определения безработицы – высокая она или низкая, и какую социальную и экономическую политику надо вести в этом направлении.

6. Важнейшей задачей государства является борьба против инфляции, понижение ее темпов и доведение ее до 3-4 % в год. Без сведения темпов инфляции к указанной величине в 3-4 % невозможен экономический рост, так как ни местный национальный капитал, ни иностранный не заинтересованы в инвестициях в производство из-за угрозы вообще потерять эти инвестиции.

Тезисно определим формы и направления государственного стимулирования становления рынка в России.

1. Регулирование капитальных вложений в экономику с целью совершенствования структуры производимого национального продукта и, в целом, ускорения темпа общественного воспроизводства.

2. Регулирование рынка реализации всего национального производства с усилением уклона в пользу экспортных отраслей, организация государственных закупок, потребительского кредита.

3. Создание, организация и регулирование рынка рабочей силы с целью недопущения обострения социальной напряженности. Установление законодательным путем максимальной продолжительности рабочей недели, минимальной заработной платы, порядка и размеров взносов на нужды социального страхования, стимулирования профессионального обучения и переподготовки кадров.

4. Стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

В условиях перехода к рыночной экономике, к постиндустриальной цивилизации государство перестает играть только традиционную политическую роль. Государство не может уже не решать общенациональные проблемы социального, экономического характера. [4]

Заключение

Современная экономика – это сотни тысяч предприятий, производящих огромную номенклатуру товаров и услуг. Движение массы разнообразных товаров в условиях рынка дополняется движением денег, ценных бумаг, обменом важнейшими технологиями, знаниями, информацией.

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.

Таким образом, рыночной экономике присуши несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики.

С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики – добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Переходная Россия отличается несформировавшейся системой социально-классовой структуры. Она реструктурируется, то есть создается по существу заново.

Если на Россию взглянуть в настоящее время в аспекте политическом, мы увидим «лоскутное одеяло», состоящее из 89 субъектов Федерации, из которых добрые три десятка представляют собой национальные образования, генерирующие исключительно мощные центробежные силы, стремящиеся развалить не только некогда мощный СССР, но и современную ослабленную Россию.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Список литературы

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 1999.
  2. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. М.: ДИС, 1997.
  3. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек, 1996. Гл. 14
  4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. СПб, 1997.
  5. Джеффери Д.Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996.
  6. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. -М.: Банки и биржи. 1995.
  7. Козырев В.М. Основы современной экономики.- М.: Финансы и статистика, 1998.
  8. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М.: Феникс, 1996.
  9. Основы экономической теории // Под ред. Камаева В.Д., М.: Владос, 1999.
  10. Пол А. Семюелсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. М.: Основы, 2001.
  11. Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1997.
  12. Современная экономика: Учеб. Пособие / Под ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: Зевс, 1997.
  13. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1998. Гл. 15, 22.
  14. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА. 1999.
  15. Шишлов А.Л. Макроэкономика. М., 1997.
  16. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина В.И. 1997.
  17. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. М.: ПРОСПЕТ, 1998.
  18. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2002. – №3. – С.16.
  19. Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции.//Финансы. 2002. № 2. С. 18
  20. Рогова О.Л. Социально-экономическое положение России// Деньги и кредит. 2001. № 1. С. 12
  21. Сергиенко О.А. Стимулирование долгосрочного экономического роста. //Финансы.2001 . №12. С.7
  22. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2000, №7. С. 35

 

  1. Экономическая теория/ Под ред. И.П Николаевой. М.: ПРОСПЕТ, 2003. С. 203
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 1999.С. 486.
  3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 1999. С. 291.
  4. Стратегия реформирования экономики России. Аналитический доклад ИЭ РАН // Вопросы экономики. 2001. №3. С. 21—22

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.