Содержимое

Введение

В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанньм является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования.

Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономией сходятся в понимании того, что “невидимая рука” рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни.

Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности данной темы на сегодняшний день.

Цель настоящей курсовой работы заключается в рассмотрении роли государства в современной экономике и экономике переходного периода.

Для реализации поставленной цели следует рассмотреть определенные задачи:

– рассмотреть место и функции государства в рыночной экономике;

– роль Российского государства в переходный период

– рассмотреть методы и формы государственного регулирования.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру.

Структурно работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал, данные периодической печати, в частности такие периодические журналы как Экономист, Финансы и другие.

1. Роль государства в рыночной экономике

1.1. Место государства в рыночной экономике

Рыночная экономика – сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решает, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

Взаимная увязка частных интересов и потребностей общества обусловлена закономерностями и внутренней логикой функционирования рыночной системы. Современная экономика – это сотни тысяч предприятий, производящих огромную номенклатуру товаров и услуг. Движение массы разнообразных товаров в условиях рынка дополняется движением денег, ценных бумаг, обменом важнейшими технологиями, знаниями, информацией.

Цена в рыночной системе и ее динамика служат определенным ориентиром и для производителя, и для потребителя. В зависимости от изменения цены меняется и их поведение: производится и приобретается больше или меньше той либо иной продукции.

Важное место в рыночном механизме принадлежит конкуренции. Она способствует рациональному распределению ресурсов в обществе, их более эффективному использованию, содействует установлению оптимальной структуры экономики.

Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих.

Рынок не способствует сохранению невоспроизводственных ресурсов, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рыночных отношений не решается проблема воспроизводства рабочей силы.

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.

Таким образом, рыночной экономике присущи несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. “Провалы” рынка наблюдаются при решении проблем конкуренции, которые являются ключевыми для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции приобрели регулярный и эффективный характер.

Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах оно было минимальным и сводилось к обеспечению: финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны.

Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентируются на свободный рынок.

Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации.

Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов – неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как считают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайкс отмечал, что государство должно выполнять лишь роль “ночного сторожа”, не вмешиваясь в экономические процессы.

Заметим, что обе представленные модели регулирования национального хозяйства являются асимметричными. Критическое их сопоставление доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны – рынок и государство – существенны.

Во всех странах с высокоразвитой экономикой наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: стихийно саморегулирующимся рынком и строго централизованным планово-государственным управлением.

Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по:

сферам действия рынка и государства;

функциям государственного управления;

формам и методам государственного вмешательства.

Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы, современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, проведение разгосударствления. Масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики. Точно определить приемлемость того или другого невозможно.

С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики – добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам.

“Разбухание” государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой – с поддержкой их государством. Существующая ныне система государственного регулирования экономики в условиях долгой эволюции и представляет собой совокупность функций, методов и форм.

1.2. Функции государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Центральный вопрос государства – проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.

Одна из важнейших функций – стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования.

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы.

Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы.

В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, поддержание достаточного уровня обороноспособности, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля за национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики.

В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества – ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

2. Проблемы переходной экономики

1.2. Особа роль Российского государства в переходный период

Об огромной экономической роли государства вообще и в российской экономике в частности говорилось в предыдущей главе. Не желая повторяться здесь, остановлюсь лишь на некоторых особенностях, определяющих особую роль государства в российской переходной экономике, а именно:

Переходная Россия отличается несформировавшейся системой социально-классовой структуры. Она реструктурируется, то есть создается по существу заново.

Старая рабоче-крестьянская классовая структура разрушена основательно, а новая еще не сформировалась. Россия переживает переходный период, прежде всего, именно в этом отношении. Раз нет социально-классовой определенности, нет и движущих сил экономического развития. В данном конкретном случае – реформ. Буржуазия как основная прогрессивная и движущая сила рыночной системы еще по-настоящему не сложилась.

«Новые русские», в свою очередь, еще даже далеко не буржуазия, осознавшая себя как некое единство социальных, экономических и политических сил и интересов. Они пока ведут себя в экономике и политике на уровне интуиции, начальной стадии осознания своих интересов как интересов классовых.

Если на Россию взглянуть в настоящее время в аспекте политическом, мы увидим «лоскутное одеяло», состоящее из 89 субъектов Федерации, из которых добрые три десятка представляют собой национальные образования, генерирующие исключительно мощные центробежные силы, стремящиеся развалить не только некогда мощный СССР, но и современную ослабленную Россию. Переходные процессы столь мощно и стремительно были инициированы «белой революцией», что распалось устоявшееся гражданское общество. Это значит, что старая система государства сломана, а новой – нет. Как ни парадоксально это звучит, но российская государственность исключительно молода. И она практически не имеет своей гражданской основы в виде сложившейся социально-классовой и экономической определенности. Наоборот – государству грозят развал и разъединение по национальным квартирам, что иначе как национально-государственной катастрофой не назовешь. Следовательно, молодое Российское государство просто вынуждено в сложившихся исторических условиях взять на себя элементарные интеграторские функции – обязательства остановить развитие центробежных сил в «расползающем по швам» обществе. Таким образом, одной из труднейших задач Российского государства является задача национальной консолидации и интеграции – создания собственных экономических, социальных, политических основ как можно скорее, в целом своей гражданской основы. Россияне должны осознать и свою национальную специфику, и свою принадлежность к конкретному национальному, экономическому, социальному и политическому единству, в чем и видится особая роль Российского государства в переходный период. В значительной степени эта особая роль Российского государства усиливается при осознании того очевидного факта, в сколь короткое историческое время оно должно решить названные задачи. Такую роль Российское государство выполнит, если оно станет наднациональной, надполитической силой, мощной, авторитетной, умеющей осознавать и защищать как свои собственные государственные интересы, так и интересы своих граждан.

2.2. Откуда и куда идет реформируемая Россия? Политико-экономический аспект

Можно ли четко обозначить, куда же все-таки эволюционирует современная российская переходная экономика? Сможем ли это сделать достаточно точно? Вряд ли. Еще С. Булгаков писал, что, когда речь идет о будущем, экономическая теория может осветить весьма незначительное пространство. Да и наш исторический опыт показал, сколь неблагодарное дело открывать и описывать «закономерности становления «светлого будущего».

Прежде всего, необходимо обозначить одно – откуда мы идем или, вернее, от чего уходим. Многие экономисты и социологи, философы и историки, в том числе и автор этих строк, бывают не совсем точны, когда говорят, что мы уходим от социализма, от плановой экономики или от командно-административной системы и т. п. «Не совсем точны» – означает, что они не проводили и не проводят конкретного политико-экономического анализа нашей бывшей экономической системы.

К примеру, от социализма мы не можем уходить, так как он в реальной действительности не существовал. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить некоторые его фундаментальные принципы, которые так и не были реализованы в СССР. Например, принцип распределения по труду, демократический централизм как стержень планирования, реализация отношений общественной собственности и т. д. Должно быть очевидно: мы уходим и должны уйти от тоталитаризма, системы, где все ветви власти, включая силовые структуры и армию, сконцентрировались в одних руках – партийно-хозяйственного актива, партийно-хозяйственной номенклатуры.

Уйти от этой системы не так-то просто и тем более во времени – не скоро. Каким бы демократическим ни считали современное правительство или какой бы демократической ни была современная Россия, в них больше тоталитаризма, чем демократии. Тем более власть и идея – дело заманчивое.

И поскольку ничто так не порабощает человека, его инициативу и творческие возможности, как тоталитаризм, по моему глубокому убеждению, на первом этапе реформ российское общество, экономика стремятся уйти именно от тоталитаризма. Целенаправленно или интуитивно – здесь это не имеет никакого значения.

Следующий вопрос: куда идем? Мне представляется, что стратегический ответ: к рынку, к рыночной системе – тоже не совсем точен. Мы хотим создать сообщество высокоинтеллектуальных людей, людей свободных, раскованных, подчиняющихся только законам, – общество, основанное на этических ценностях. Общество, где человеческая жизнь будет признаваться самой главной и уникальной ценностью, потому охраняемой всей силой закона. В таком обществе будет царить социальная и экономическая справедливость, не будет места не только экономическому и социальному неравенству, но и любому другому. Назовите это общество коммунистическим, технотронным, постиндустриальным или как-то еще – не имеет никакого значения. Но главная цель нашего развития именно такое общество.

А рыночная экономика может быть средством достижения вышеназванной глобальной цели, но сама она не может быть целью, тем более глобальной, для столь мощной социально-экономической системы, как российская. Впрочем, и для любой другой. К рыночной экономике мы переходим именно как к более эффективной форме хозяйствования. Она будет совершенствоваться, развиваться, но только как средство, способ достижения главной цели. Имея в виду вышесказанное, рынок на короткий исторический промежуток времени можно считать целью, скажем, тактической – нашего сегодняшнего развития.

Исходя из сказанного и в рамках его дефиниций, представим, каковы же должны быть главные задачи нашей российской переходной экономики.

1. Развитие предпринимательства. Российское предпринимательство имеет специфические и глубокие корни, уходящие к «господину Великому Новгороду», имевшему развитые рыночные связи с ганзейскими городами не по типу «из варяг в греки», а по самым современным представлениям о рынке: товарно-денежный обмен, кредит, чеки, трастовые операции, даже лизинг.

В современной России необходимо создавать для него, прежде всего законодательную основу. Безусловно, предпринимательство чисто генетически несовместимо с общественной собственностью. Поэтому необходимы не только декларация равенства всех форм собственности, но и развитие, и законодательная и финансовая поддержка частной собственности.

2. Таким образом, второй по порядку, но далеко не по значению, задачей переходной России становится разгосударствление и приватизация в экономике. Разгосударствление есть процесс снятия с государства забот о регулировании и регламентации всех и вся в экономической жизни. Определять развитие направлений и объемов производства от километров железной дороги до ассортимента туалетной бумаги – это ли дело государства? Государство должно передать свои функции прямого хозяйствования, управления экономикой, как минимум, на уровень предприятий. И это происходит, хотя иногда слишком стремительно. Слишком высокие темпы экономических и социальных процессов или преобразований всегда опасны в народном хозяйстве, так как существо дела, процесса теряется в ходе преобразований.

Приватизация является процессом постепенной смены собственника. От государства собственность, в форме то ли передачи, то ли продажи или акционирования и аренды, переходит к частным лицам, группам лиц, коллективам и т. д. Естественно, на эти же физические или юридические лица переходит и весь арсенал хлопот и забот по сохранению и умножению, эффективному функционированию объектов собственности, переставших быть государственными.

3. Третья задача вытекает из первых двух и в условиях, переходных к рынку, становится одной из конституирующих – это демонополизация экономики. Задача наитруднейшая, так как проданные или акционированные предприятия были монополистами при социализме, остались таковыми и в настоящее время. Многим предприятиям трудности перехода к рынку нипочем, так как сохраняется их господство над потребителем.

4. Следующая задача имеет особое значение в гигантской по территориям России. Это формирование инфраструктуры рыночной системы. Прежде всего развитый и экономически доступный транспорт. Затем связь. Далее дороги, почта, биржа, банки. Все должно работать на восстановление, развитие и совершенствование хозяйственных связей.

5. Разработка и постоянное развитее социальной политики, призванной, во-первых, поддержать в трудное переходное время наименее обеспеченные слои населения; во-вторых, помочь всем остальным людям адаптироваться к пока еще псевдорыночным условиям. Здесь я бы выделил в качестве очень важной задачи – формирование психологически приемлемого отношения к рынку. Народ должен отнестись к рынку с интересом, понять, что это навсегда и на его пользу и благо. Государство должно сделать все, чтобы в этом убедить, и именно убедить – население. Такую цель можно достигнуть только хорошо продуманной социальной политикой.

Задач у переходной экономики много. Перечислить, тем более, как-то их обозначить в рамках учебного пособия невозможно. Остановимся более подробно на эволюции отношений собственности.

3. Методы и формы государственного регулирования

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются методами, направленными на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инвестиции и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причинами которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды и т.п.

По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определенные временные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с привлечением ученых, специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

Экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, – это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития. Опыт программирования экономики имеют многие страны. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на полную занятость и установкой на отсутствие инфляции).

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц);

в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. Например, если государство заинтересовано в продвижении за рубеж товарной массы, оно применяет разнообразные экономические методы, стимулирующие экспорт: предоставляет экспортерам налоговые льготы, берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Сильными средствами поощрения экспорта являются регулирование валютного курса и вывоз капитала.

Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила “экономической игры” для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В данном случае любые экономические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных процессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических методов. Тем не менее, разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования различных методов государственного регулирования. Одни методы прямо направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.

Так как рывки (рынок товаров и услуг, денежный рынок, рынок труда, внешнеэкономический рынок) взаимосвязаны, то применять методы государственного регулирования необходимо комплексно. Применение односторонних методов воздействия на макроэкономическое равновесие не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления.

В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государственного предпринимательства; значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.

Однако истинное влияние государства на национальную экономику нельзя оценить по таким формальным показателям, как доля валового национального продукта, распределяемого через государственный бюджет, объем государственных закупок, удельный вес государственной собственности, количество налогов, поступающих в государственный бюджет. Влияние государства на рыночные процессы в первую очередь определяется совершенством правовой формы – степенью разработки и обеспечения выполнения законов.

Таким образом, в рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка – свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти опросы на основе рыночного механизма.

Заключение

Современная экономика – это сотни тысяч предприятий, производящих огромную номенклатуру товаров и услуг. Движение массы разнообразных товаров в условиях рынка дополняется движением денег, ценных бумаг, обменом важнейшими технологиями, знаниями, информацией.

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.

Таким образом, рыночной экономике присуши несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики.

С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики – добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Переходная Россия отличается несформировавшейся системой социально-классовой структуры. Она реструктурируется, то есть создается по существу заново.

Если на Россию взглянуть в настоящее время в аспекте политическом, мы увидим «лоскутное одеяло», состоящее из 89 субъектов Федерации, из которых добрые три десятка представляют собой национальные образования, генерирующие исключительно мощные центробежные силы, стремящиеся развалить не только некогда мощный СССР, но и современную ослабленную Россию.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Список литературы

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 1999.
  2. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. М.: ДИС, 1997.
  3. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек, 1996. Гл. 14
  4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. СПб, 1997.
  5. Джеффери Д.Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996.
  6. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. -М.: Банки и биржи. 1995.
  7. Козырев В.М. Основы современной экономики.- М.: Финансы и статистика, 1998.
  8. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М.: Феникс, 1996.
  9. Основы экономической теории // Под ред. Камаева В.Д., М.: Владос, 1999.
  10. Пол А. Семюелсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. М.: Основы, 2001.
  11. Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1997.
  12. Современная экономика: Учеб. Пособие / Под ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: Зевс, 1997.
  13. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1998. Гл. 15, 22.
  14. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА. 1999.
  15. Шишлов А.Л. Макроэкономика. М., 1997.
  16. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина В.И. 1997.
  17. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. М.: ПРОСПЕТ, 1998.
  18. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2002. – №3. – С.16.
  19. Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции.//Финансы. 2002. № 2. С. 18
  20. Рогова О.Л. Социально-экономическое положение России// Деньги и кредит. 2001. № 1. С. 12
  21. Сергиенко О.А. Стимулирование долгосрочного экономического роста. //Финансы.2001 . №12. С.7
  22. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2000, №7. С. 35

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.