Содержимое

Введение

Инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение инвестиций в экономику РФ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики.

Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Проблема создания нормального инвестиционного климата и привлечения инвестиций в российскую экономику будет приобретать исключительную остроту в ближайшие годы. Перед Россией стоит жизненно важная задача полной модернизации и реиндустриализации своей экономики и это гигантское предприятие потребует колоссальных капиталовложений. По оценкам Министерства экономического развития и торговли в течение 20 ближайших лет для этого потребуются инвестиции не менее 2 триллионов долларов, что составляет 100 млрд. долларов в год. На фоне этих цифр нынешние усилия правительства в области привлечения инвестиций представляются явно недостаточными и медлительными. И заявление министра экономики Германа Грефа на инвестиционном симпозиуме в Гарварде, что нужно сделать несколько решительных шагов, чтобы инвестиции пошли как снежный ком, представляется с учетом прошлого опыта слишком оптимистическим. Скорее, можно согласиться с другой его оценкой: Мы утопили в кризисах две волны инвесторов. У нас нет права на новую ошибку. Очевидно, что уже в ближайшее время потребуются кардинальные изменения в подходе России к этому вопросу. Следовательно, при разработке инвестиционной политики государства (региона), наряду с программой улучшения базовых факторов, необходимо разработать и реализовать индивидуальные программы по отношению к стратегическим, прямым финансовым и портфельным инвесторам.

Все это говорит об актуальности настоящей темы в данный период времени.

Целью работы – рассмотреть общетеоретический аспект инвестиций и понять, какую роль они играют в рыночной экономике.

Структурно работа состоит из трех глав. В первой рассматривается вопрос, касающийся сущности, источников и видов инвестиций.

Вторая глава посвящена особенностям инвестиционного процесса в России. Также будет рассмотрено значение инвестиций для развития экономики.

Третья глава посвящена мультипликатору инвестиций.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический и статистический материал, также использовались периодические источники.

1. Инвестиции: сущность, источники и виды

1.1. Сущность инвестиций

Понятие инвестиция произошло от латинского investire – облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора.

Можно встретить разнообразные определения понятия «инвестиции». Например, в Российской банковской энциклопедии, под редакцией Лаврушина О.И., термин «инвестиции» трактуется как «долгосрочное вложение капитала внутри страны и за рубежом в виде реальных и финансовых инвестиций. Под реальными понимаются инвестиции, в результате которых происходит приращение капитала (вложение в новые здания, оборудование, товарно-материальные ценности и т.п.), под финансовыми – вложение капитала в акции и другие ценные бумаги. В зависимости от субъекта, составители энциклопедии различают инвестиции частные (полностью сосредоточенные на прибыли) и государственные (помимо получения прибыли направлены на регулирование экономики и

проведение определенной структурной политики).

Обратимся к справочнику «Современная экономическая наука в

понятиях и терминах». Здесь можно увидеть следующее определение – «инвестиции – это все виды материальных ценностей, знания и другие средства, вкладываемые в экономику с целью получения прибыли или определенного социального эффекта. К инвестициям, как правило относят все затраты на производство и накопление средств производства, увеличение материальных запасов, увеличение запасов капитала в экономике. В более узком смысле это долгосрочные вложения капитала в экономические проекты и программы в данной стране или за рубежом».[1]

Если же обратиться к законодательству Российской Федерации, то можно встретить следующее определение – инвестициями являются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».[2]

В соответствии с действующим законодательством понятие инвестиции применяется как к частным инвестициям (инвестициям граждан, юридических лиц) так и к случаям финансирования капитальных вложений из бюджета, что в большей степени соответствует понятию «инвестиции» как экономической, а не правовой категории.

Наиболее широко понятие «инвестиции» используется в экономической литературе. Оно отражает экономическое отношение по предоставлению и использованию материальных и денежных средств. Понятие инвестиции может относиться к финансовым операциям, когда деньги помещаются в ценные бумаги, а также к определенным действиям лица, совершаемым с целью получения прибыли и с риском утраты, как предполагаемой прибыли, так и вложенного капитала. Присутствие риска объясняет тот факт, что понятие инвестиции, как правило, используется при

характеристике капиталовложений в частном секторе.

Рассмотрим зависимость между сбережениями и спросом на инвестиции.

Величина получаемого каждым экономическим агентом дохода далеко не равна величине его личного потребления. Как правило, при низком уровне доходов расходуются сбережения предыдущих периодов (сбережение отрицательно). При некотором уровне доходов они полностью расходуются на потребление. Наконец, с ростом доходов у хозяйственных агентов появляются все более широкие возможности увеличивать как потребление, так и свои сбережения.

Особый интерес при этом представляет анализ дополнительных сбережений и дополнительного потребления, формируемых, скажем, на каждые дополнительные 500 руб. получаемого дохода. Обычно эти характеристики обозначают:

МРS = DS / DD, МРС = DC / DD. И соответственно называют «предельной склонностью к сбережению» и «предельной склонностью к потреблению» (оба указанных понятия были введены Дж.М. Кейнсом). Здесь ΔS обозначает прирост сбережений, а ΔС – прирост личного потребления, вызванный происходящими изменениями в личных доходах ΔD ). Очевидно, что МРS + МРС = 1. Если зависимость потребления С (сбережения S) от величины личного дохода описать с помощью непрерывно-дифференцируемых функций потребления С = С(D) (например функций Торнквиста и Энгеля) или «склонности» к сбережению S + S(D)), то тогда характеристики предельной склонности к, потреблению и сбережению могут быть определены как производные этих функций dC / dD, dS / dD ).

При наличии в экономике весьма ощутимого фактора сбережений идеальной, с точки зрения соответствия состоянию общего экономического равновесия, будет ситуация, когда все сбережения полностью аккумулируются и мобилизуются существующими финансовыми институтами (институциональными инвесторами), а затем направляются на инвестиции, т.е. ситуация, когда инвестиции I равны сбережению S в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.

Из представленных на рис. 1 кривых сбережений и инвестиций, фиксирующих связь указанных параметров с изменением национального

Рис. 1. Общее экономическое равновесие, определяемое через равенство между сбережениями и спросом на инвестиции

дохода, хорошо видно, что чем выше спрос на инвестиции (I1 по сравнению с I) и шире возможности институциональных инвесторов в обеспечении равенства I=S, тем выше совокупный спрос на национальный продукт, а следовательно, сильнее стимулы к росту национального дохода (продукта) в последующие воспроизводственные периоды. Точки Е и Е1 отражают состояния равновесия между этими (I и S) ключевыми параметрами и соответствующие им равновесные величины создаваемого и распределяемого национального дохода (Q1, Q2).

В точках, лежащих на оси абсцисс правее указанных равновесных значений этих параметров, будет иметь место превышение предложения (в нашем случае – сбережения) над спросом на инвестиции и дефляционный разрыв на инвестиционных рынках. В точках же, лежащих левее равновесных значений, спрос на инвестиции будет превышать предложение и образуется соответствующий инфляционный разрыв. И тот, и другой приводит в движение мотивационные механизмы, стимулирующие экономических агентов предпринимать действия, направленные на достижение равновесия между I и S.

1.2. Виды и источники инвестиций

К источникам инвестиций относятся:

  1. Собственные финансовые средства, а так же иные виды активов и привлеченных средств;
  2. Ассигнования из федерального, региональных и местных фондов поддержки предпринимательства, представляемой на безвозмездной основе;
  3. Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий и организации различных форм собственности и частных лиц;
  4. Различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы; кредиты банков и других институтов инвесторов: инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов, а также векселя и другие средства.

Собственный капитал реципиента включает в себя первые три источника инвестиций. Последний источник является заемным капиталом реципиента – инициатора проекта; эти средства принадлежат возврату на определенный условиях (сроки, график, проценты).

Инвестиции – сравнительно новая категория для российской экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Они и рассматривались как понятие, тождественное инвестициям.

Классифицирование инвестиций относительно объекта приложения, характера использования и фактора времени.

Относительно объекта приложения: 1. Инвестиции в имущество (материальные инвестиции). Под материальными инвестициями понимают инвестиции, которые прямо участвуют в производственном процессе (например, инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов).

2. Финансовые инвестиции – вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и деловых прав (например, приобретение акций, других ценных бумаг).

3. Нематериальные инвестиции – инвестиции в нематериальные ценности (например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.).

Представляется, что все инвестиции относительно объекта приложения можно разделить на два вида: портфельные и реальные, где:

Портфельные – вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом;

Формирование портфеля происходит путем приобретения ценных бумаг и других активов. Портфель – совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховые полисы и др.).

Прямые (реальные) инвестиции – вложения частной фирмы или государства в производство какой либо продукции.

Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них – это инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент – инвестиции в товарно-материальные запасы, которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе.

Также реальные инвестиции можно разделить на внутренние и внешние:

· внутренние – это вложение средств хозяйствующего субъекта в собственные факторы производства за счет собственных источников финансирования;

· внешние – это вложение средств инвестиционных институтов в факторы производства, нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта.

К реальным инвестициям имеет смысл отнести также понятия валовые и чистые инвестиции. Собственно чистые инвестиции это валовые инвестиции за вычетом издержек на возмещение основного капитала.

По характеру использования:

– первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия; – инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;

  • реинвестиции, т. е. использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или заготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия;
  • инвестиции на замену, в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым;
  • инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических процессов;
  • инвестиции на изменение программы выпуска продукции;
  • инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта;
  • инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды;
  • брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций.
  • рисковыми инвестициями, или венчурным капиталом – инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств.

По фактору времени:

Краткосрочные инвестиции.

Долгосрочные инвестиции.

Аннуитет – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном, это вложения средств в пенсионные и страховые фонды. Страховые компании и пенсионные фонды выпускают долговые обязательства, которые их владельцы хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем.

2. Значение инвестиций для экономики страны

2.1. Значение инвестиций для развития экономики России

Российской экономике нужны производственные инвестиции. По мнению экспертов Минэкономразвития, для достижения устойчивого развития России в ближайшие 20 лет потребуется инвестировать около $2 трлн. средств из разных источников или по $100 млрд. в год.

Проблема 2003 года, стоящая перед Россией, затрагивала все сферы деятельности. По оценкам специалистов, через год ожидается выбытие до 25% (в 2006 г. до 50%) производственных фондов вследствие их износа. И для обеспечения хотя бы его простого воспроизводства основного капитала объем инвестиций должен быть увеличен в 3 раза. Объем иностранных инвестиций в РФ в первом полугодии 2005 года составил около $4,8 млрд. Приток средств в январе-июне 2005 года увеличился почти на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Но это слишком мало для российской экономики.

В настоящее время Россия занимает далеко не первое место по количеству привлекаемых инвестиций. В развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше $500 млрд. Россия же получает чуть менее $5 млрд. ежегодно. Менее 1% – это несопоставимые масштабы инвестиционной активности по сравнению с тем, каким потенциалом обладает наша страна. Это, конечно же, абсолютно неудовлетворительный показатель с точки зрения тех темпов социально-экономического развития, которые необходимы Российской Федерации для того, чтобы вернуть себе достойное место среди развитых государств мира. Для модернизации реального сектора отечественной экономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до $100 млрд. Экспорт нефти и газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки – в первую очередь, в рынки капитала – должна рассматриваться Правительством РФ как приоритетная задача государственной инвестиционной политики.

Однако не стоит рассматривать инвестиции как панацею от всех недугов экономики, сами по себе они не могут поднять её на должный уровень. Но могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, их рост является непременным спутником “встраивания” России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство, нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.

Многие аналитики считают, что привлечение иностранных инвестиций – проблема для России далеко не главная.

Главными инвесторами являются сами предприятия, на долю которых приходится 84% всего объема инвестиций, в том числе почти 70% финансируется за счет их собственных средств – прибыли и амортизации.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня российская экономика, не имея эффективную модель корпоративного управления, не может отказываться от иностранных инвестиций.

2.2. Особенности инвестиционного процесса в России

Беспрецедентный спад производства, хронический бюджетный дефицит, острый платежный кризис 1990-х годов в значительной мере предопределили постоянный недостаток инвестиционных ресурсов, необходимых для развития экономики. В качестве предпосылки и главного условия преодоления хронического экономического кризиса в России можно рассматривать активизацию инвестиционного процесса. Приоритетным направлением реформ должно стать совершенствование финансово-кредитных механизмов, способных предоставить экономике необходимые ресурсы для ее развития. Особая роль в этом процессе должна принадлежать рынку ценных бумаг.

В самом начале третьего тысячелетия Россия по-прежнему находится в процессе масштабных социально-экономических преобразований, которые были начаты в последнем десятилетии XX века, но не завершены и по сей день. Изначально реформы ставили цели – достижение устойчивого экономического роста, создание эффективной экономики, способной обеспечивать высокий уровень жизни населения, реальное и равноправное участие России в мировом экономическом сообществе. Только на этой основе возможно прогрессивное развитие нашего общества. Вместе с тем далеко не все из того что было намечено, реализовано на практике.

Одной из наиболее острых проблем современной России остается достижение стабильного экономического роста. В числе факторов, оказывающих непосредственное воздействие на динамику экономического развития, решающая роль, несомненно, принадлежит инвестиционной сфере. Инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В сложившейся ситуации инвестиции выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода России из состояния хронического экономического кризиса, осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве, внедрения современных достижений технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов дальнейших социально-экономических преобразований.

В условиях трансформации экономики России в 1990-е годы и перехода к рыночной системе хозяйствования кардинальные изменения произошли и в организации инвестиционного процесса, возникла объективная необходимость формирования принципиально нового механизма финансирования инвестиционной деятельности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

В настоящее время государство видит своей целью создание благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности и стимулирование частных инвестиций при одновременном ограничении своего участия в качестве непосредственного инвестора.

Российский опыт последнего десятилетия свидетельствует о том, что роль государства в переходной экономике в целом и в инвестиционной ее составляющей в частности должна оставаться значительной.

Кроме того, сложности качественных преобразований в инвестиционной сфере резко усиливаются общей обстановкой системного кризиса экономики страны. Экономическая ситуация в России в результате происходившего в 1990-е годы беспрецедентного спада производства, образования хронического бюджетного дефицита, острого платежного кризиса в значительной мере предопределила постоянный недостаток инвестиционных ресурсов, необходимых для развития экономики. Так, при спаде промышленного производства за девять пореформенных лет в два раза инвестиции в основной капитал сократились в пять раз[3]. Следовательно, глубокий системный кризис, затронувший практически все отрасли экономики России, наиболее серьезно и сильно поразил инвестиционную сферу.

В целом, в течение последнего десятилетия все развитие российской экономики протекало на фоне глубокого инвестиционного кризиса, который в полной мере не преодолен вплоть до настоящего времени. Внешними формами его проявления стали острая нехватка капиталообразующих инвестиций на рынке, устойчивое нежелание инвесторов (как внутренних, так и внешних) вкладывать средства в производственный сектор экономики.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что происходящий в России инвестиционный кризис обусловлен целым рядом разноплановых причин. Каждая из них имеет определенное самостоятельное значение, но все они взаимосвязаны. В числе этих причин и те, что в той или иной мере отражают особенности воспроизводственного и инвестиционного процессов и негативные тенденции в экономике, сложившиеся еще в 1970 – 1980-е годы.

Другой ряд причин связан с тем, как проводились и проводятся в настоящее время рыночные реформы, с многочисленными просчетами в государственной экономической политике 1990-х годов.

Как показывает соотношение валового накопления основного капитала к валовым сбережениям, в России значительная часть сбережений не трансформируется в инвестиции. Так, если в предкризисный период на цели инвестирования в основной капитал использовалось свыше 86% всех ресурсов национальных сбережений, то в 1995 – 1997 гг. эта доля снизилась на 25 – 30%. Сравнение с аналогичными показателями развитых стран свидетельствует о том, что для экономики это крайне низкий уровень капитализации сбережений. Во многих странах обеспечиваются значительно большие масштабы использования сбережений на нужды инвестирования. В результате отношение объемов накоплений и сбережений у таких стран превышает уровень 100%. Например, в США он составлял в 1985 г. 110,7%, а в период 1990 – 1992 гг. – более 108%[4].

Положение не изменилось и в 2003 – 2004 гг.: тенденция к сокращению реальных объемов валового накопления в России продолжилась. Так, в 2004 г. объем инвестиций в основной капитал составил 87,2% от уровня 2003 г. Положительная динамика этого показателя отмечена только в 2005 г.: по итогам пяти месяцев 2005 г. рост инвестиций в основной капитал составил 14% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., причем это происходило главным образом за счет увеличения средств, направляемых из прибыли

самих предприятий[5].

Таким образом, на протяжении всего периода реформирования экономики России в 90-е гг. происходило постоянное сокращение объемов инвестиций в основной капитал, ухудшение их воспроизводственной структуры. Хотя 2005 г. и стал в этом плане исключением, отмеченный рост инвестиций был незначительным по своим масштабам и во многом обусловленным последствиями резкой девальвации национальной валюты в результате финансово-экономического кризиса 2003 г., после которого произошло некоторое улучшение конкурентных позиций отечественных предприятий.

По данным Института макроэкономических исследований при Министерстве экономики России, сейчас средний возраст промышленно-производственного оборудования достиг почти 16 лет, а средние фактические сроки службы составляют почти 32 года, что более чем в три раза превышает показатели развитых стран[6]. В ряде отраслей износ основных фондов достиг 80 – 85%[7].

По оценке Министерства экономики РФ, для реформирования экономики России и поднятия ее до уровня развитых стран необходимо от 2 до 2,8 трлн. долл. в ближайшие 15 лет[8]. При этом в соответствии со среднесрочной программой Правительства РФ на 1997 – 2005 гг. «Структурная перестройка и экономический рост» основными источниками инвестиционных ресурсов должны были выступать средства предприятий, обеспечивая около 60% всех вложений, и привлеченные средства[9].

В самое ближайшее время многие предприятия вплотную столкнутся с проблемами замены оборудования, обновления основного капитала, что выдвигает на первый план задачу оценки и анализа состояния как внутренних (собственных), так и внешних (привлеченных) источников инвестиций, а также условий и перспектив их мобилизации в целях последующего производительного использования.

За счет прибыли в 2004 г. было профинансировано чуть больше 20% инвестиций в основной капитал, а в первой половине 1996 г. – 17%[10]. В дальнейшем вследствие сокращения номинальной совокупной массы прибыли в основных отраслях материального производства, обусловленного экономическим спадом, высокими ограничениями спроса, ростом издержек производства, диспаритетом цен конечных и промежуточных продуктов, нарастанием неплатежей, а также снижения рентабельности хозяйственной деятельности усилилась тенденция к уменьшению роли прибыли как источника финансирования воспроизводства основного капитала. Так, в 2003 г. доля прибыли в инвестициях в основной капитал снизилась на 1,7% по сравнению с 1997 г. и составила 11,2% [11].

Кроме того, существенно ограничивает возможности инвестирования за счет прибыли тяжелое финансовое положение значительной (не менее 40%) части российских предприятий[12].

В течение 2007 г. в целом сохранялась неустойчивость финансового положения предприятий, что сдерживало масштабы наращивания инвестиционной деятельности. Отношение суммарной задолженности предприятий к среднемесячной прибыли составило по итогам за январь – апрель 53%. Кредиторская задолженность превышала дебиторскую в 1,5 раза по состоянию на 1 мая. Доля убыточных предприятий по-прежнему сохранялась на уровне, превышающем 40%[13].

Анализ финансового потенциала российских предприятий позволяет сделать вывод о значительных сложностях в изыскании ресурсов инвестирования на микроуровне: собственных финансовых источников для целей обновления основного капитала, технического перевооружения и развития производства у многих из них либо нет совсем, либо их совершенно недостаточно для обеспечения не только расширенного, но даже простого воспроизводства.

Ключевая задача новой инвестиционной политики заключается в том, чтобы адаптировать современную модель инвестиционного процесса к конкретным условиям переживаемого Россией переходного периода, когда внутренние принципы самоорганизации, формирующейся рыночной экономики явно недостаточны для решения возникающих перед ней проблем. Одна из них – мобилизация внебюджетных источников инвестиционного финансирования, за счет которых в развитых странах обеспечивается значительная часть производственных инвестиций.

В условиях постоянного сокращения государственных ассигнований и ограниченных возможностей для самофинансирования предприятий (недостаточность прибыли, накоплений, обесценение амортизационных накоплений) основной акцент должен быть сделан на задействовании в воспроизводственном процессе, прежде всего, внешних (привлеченных) инвестиционных ресурсов, мобилизуемых, как правило, на финансовых рынках.

При анализе возможных вариантов мобилизации инвестиционных ресурсов (как внутренних, так и внешних) следует в итоге решать две проблемы – поиска источников денежных средств и выбора оптимальной формы их аккумуляции, которые необходимо рассматривать совместно.

На основе анализа зарубежной практики и данных социологических исследований, проводившихся в России, а также экспертных оценок можно сделать вывод о том, что наиболее перспективным источником инвестиций являются внутренние накопления и, прежде всего, сбережения частных лиц.

Вместе с тем многообразие и разноплановость проблем финансового обеспечения инвестиционного процесса в условиях переходной экономики России обусловили тот факт, что сложившаяся к настоящему времени структура инвестирования является неопределенной (несформировавшейся). Иначе говоря, на сегодняшний день ни об одном из двух основных механизмов мобилизации инвестиционных капиталов и трансформации сбережений в инвестиции – рынке ценных бумаг и кредитном рынке – в условиях экономики России нельзя говорить как об определяющем и эффективном. Более того, оба этих механизма в современных условиях весьма слабо участвуют в решении финансовых проблем производственного сектора экономики.

Необходимо рассматривать различные сценарии дальнейшего развития и анализировать приемлемость того или иного варианта проводимых в экономике России преобразований. В зависимости от того, какие будут применяться в дальнейшем меры государственного воздействия, какая будет складываться общая ситуация в экономике, получит приоритетное распространение тот или иной путь мобилизации инвестиций.

В условиях хронической нестабильности банковской системы России и ее неспособности предоставить свои избыточные ресурсы производственному сектору экономики в качестве стратегического направления политики государства (в части вовлечения в хозяйственный оборот свободных средств частных инвесторов) необходима активизация роли рынка ценных бумаг в инвестиционном процессе. В промышленно развитых странах он занимает доминирующие (в сравнении с банковским кредитом) позиции в аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов.

Развитие российского рынка ценных бумаг так же, как и в развитых странах, должно способствовать привлечению временно свободных денежных средств широкого круга инвесторов, обеспечению гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов и максимально возможному притоку национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формированию необходимых условий для стимулирования накоплений на предприятиях всех форм собственности и трансформации сбережений всех участников экономической системы в инвестиции.

Учитывая эти обстоятельства, можно утверждать, что институциональные реформы, которые в значительной мере уже осуществлены, не могут считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, призванного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы (источники) для ее модернизации и развития.

В заключение хотелось бы подчеркнуть следующее. Несмотря на то что после разразившегося в России в 2003 г. острейшего финансово-экономического кризиса последовал длительный период стагнации и отмечалось дальнейшее снижение инвестиционной активности, появились некоторые предпосылки и условия для стабилизации экономического положения в экспортоориентированных отраслях и ускоренного развития импортозамещающих производств. Прежде всего, благодаря действию ряда факторов конъюнктурного характера.

В последнее время произошло некоторое улучшение финансового состояния предприятий, укрепление внутреннего инвестиционного потенциала, появились условия для восстановления и развития отдельных производств и отраслей национальной экономики. Однако нужно учитывать, что рост производства и даже рост инвестиций в отдельно взятом году и/или отдельно взятой отрасли не могут рассматриваться как основа для долгосрочного экономического роста. До тех пор, пока он не происходит как самоподдерживающийся возобновляемый процесс, говорить о преодолении кризиса в производственной и инвестиционной сферах в полной мере не представляется возможным.

Для закрепления наметившихся положительных изменений в сфере производства и инвестиций и создания наиболее благоприятных условий инвестирования требуется принятие ряда новых серьезных решений, которые могли бы воплотиться в практику хозяйствования. Активизация инвестиционной деятельности в значительной степени зависит от дальнейшего формирования нормативно-правовых основ благоприятного инвестиционного климата. Возможности развертывания инвестиционного процесса в целом определяются также успехом проводимой бюджетной и налоговой политики, поскольку с этим непосредственным образом связаны перспективы развития самофинансирования как основы для стабильного развития предприятий. Вместе с тем необходимо учитывать реально существующие в стране политические и экономические риски, не только препятствующие привлечению в страну портфельных инвесторов, но также противодействующие использованию имеющегося национального инвестиционного потенциала.

Решение проблем финансового обеспечения инвестиционной деятельности в России должно быть связано с переходом от регулирования преимущественно макроэкономических параметров финансовой сферы к комплексному многоцелевому подходу, предполагающему воздействие на процессы воспроизводства и инвестирования на макро- и микроэкономических уровнях. Конкретными направлениями государственной политики должны стать: обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики; наиболее полное задействование внутреннего инвестиционного потенциала в интересах промышленного производства; повышение эффективности уже разработанных, но слабо действующих в настоящее время рычагов и механизмов стимулирования инвестиционной и производственной деятельности; формирование действенных механизмов, призванных обеспечивать надежную защиту и гарантии интересов инвесторов (как внутренних, так и зарубежных); создание реальных предпосылок для поддержания наметившихся положительных сдвигов в сфере производства и инвестиций и выхода России на траекторию устойчивого экономического роста.

3. Мультипликатор инвестиций

Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций». В специфичной разгадке механизма этого эффекта заключается ответ на вопрос, почему в научных изысканиях Кейнса столь много внимания уделено концепции мультипликатора, которую ввел в экономическую теорию еще в 1931 году Р.Ф.Кан.

Однако, характеризуя «мультипликатор занятости» Р.Ф.Кана как показатель, позволяющий измерять «отношение между увеличением совокупной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями», рекомендуемый собственный коэффициент Дж.М.Кейнс назвал «мультипликатором инвестиций», который в отличии от мультипликатора Р.Ф.Кана характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в К раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения заключается в постоянно упоминаемом им же «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой». Но, по его убеждению, хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятость окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции.

Очевидно, что независимо от источника расходов (будь то частные инвестиции I или государственные расходы G, чем выше у экономических агентов дополнительный потребительский расход (т.е. склонность потреблять), тем сильнее отмеченный мультипликативный эффект. Напротив, чем выше склонность к сбережению (а значит, и дополнительная «денежная утечка» при каждом денежном обороте доходов), тем указанный эффект слабее.

В наиболее общем виде модель мультипликатора может быть записана в виде:

Δ Y = k Δ F,

где Δ Y – прирост национального продукта (дохода), индуцированный увеличением расходов на величину Δ F; k – числовой коэффициент, называемый «мультипликатором». Конструкция коэффициента k достаточно проста. Любой дополнительный расход Δ F, поступающий в экономическую систему, одновременно означает доход экономических агентов, получаемый ими в оплату за товары и оказываемые услуги. Проходя многочисленные цепочки трансформаций, этот доход каждый раз уменьшается на сберегаемую тем или иным экономическим агентом часть. В свою очередь, потребляемая часть передается в оплату потребляемых товаров и услуг другому экономическому агенту и т.д.

Заключение

Необходимость создания в России привлекательного  инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе, что инвесторы –  это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам. Что нужно сделать для привлечения инвестиций? Не простой вопрос, так как растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всех их формах и проявлениях. Однако, потенциальные инвесторы нуждаются в информационном поле.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала- необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Список литературы

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности» (с изменениями от 02.01.2005г.)

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Москва: ИВЦ Маркетинг.2003г.
  2. Бродский М.Н., Бродский Г.М. Право и экономика: инвестиционное консультирование. – СПб.: Б.И., 2004.
  3. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. – Ярославль: Академия развития. 1997. с. 63.
  4. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг», 2004.
  5. Волков И. М., Грачева М. В. Проектный анализ. – М.: ЮНИТИ. 2003.
  6. Инвестиции. Экономика предприятия: учебное пособие. / Под ред. Сергеева И. – М.: Финансы и статистика, 2005
  7. Российская банковская энциклопедия, под редакцией Лаврушина О.И.,т.6
  8. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 2004.
  9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело. 2003г.
  10. Экономика: учебник. /Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 2003.
  11. Винонградов В.А. Сбережения граждан в банках и инвестиционный потенциал экономики страны. // Деньги и кредит. 2004. №5.
  12. Водянов А. Ржавая пружина. Эксперт. 2004. № 22.
  13. Грядицкий Б. «Кататься» придется на свои. //Экономика и жизнь. 2005. № 30
  14. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса// Экономист. 2005. № 3.
  15. Захаров А.В. Станет ли фондовый рынок источником инвестиций// Индикатор. 2005. № 3.
  16. Игонина Л.Л. Проблемы финансирования инвестиционной деятельности// Финансы. 2003. № 9.
  17. Колотилкин А., Беглов А. Ценовое удушье?// Экономика и жизнь. 2005. № 31
  18. Кравченко Н.А., Балдина Н.П. Инвестиции и экономический рост// ЭКО. 2003. № 4.
  19. Смирнов В., Арцишевский Л. К задействованию внебюджетных источников финансирования инвестиций// Российский экономический журнал. 2005. № 5.
  20. Тарханов А.В., Леденев С.В. Финансовые источники формирования инвестиционного потенциала экономики России. // Финансы и кредит. –2007. – №10.
  21. Халин Д. Взялись править – учите правила// Экономика и жизнь. 2003. № 25.

  1. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. –Ярославль: Академия развития. 1997. с. 63.
  2. гл.1 ст.1 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности» (с изменениями от 02.01.2005г.)
  3. Халин Д. Взялись править – учите правила. Экономика и жизнь. № 25, 2004, с. 1
  4. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса. Экономист. № 3, 2005, с. 8 – 19.
  5. Грядицкий Б. «Кататься» придется на свои. Экономика и жизнь. № 30, 2005, с. 5.
  6. Водянов А. Ржавая пружина. Эксперт. № 22, 2004, с. 18 – 21.
  7. Грядицкий Б. «Кататься» придется на свои. Экономика и жизнь. № 30, 2005, с. 5.
  8. Кравченко Н.А., Балдина Н.П. Инвестиции и экономический рост. ЭКО. № 4, 2003, с. 37 – 47.
  9. Игонина Л.Л. Проблемы финансирования инвестиционной деятельности. Финансы. № 9, 2003, с. 11 – 14.
  10. Смирнов В., Арцишевский Л. К задействованию внебюджетных источников финансирования инвестиций. Российский экономический журнал. № 5 2005, с. 22 – 28.
  11. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса. Экономист. № 3, 2005, с. 8 – 19.
  12. Смирнов В., Арцишевский Л. К задействованию внебюджетных источников финансирования инвестиций. Российский экономический журнал. № 5. 2005, с. 22 – 28.
  13. Колотилкин А., Беглов А. Ценовое удушье? Экономика и жизнь. № 31, 2007, с. 5.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.