Содержимое

Введение

Эволюция всех известных человеку экономических систем происходит как следствие поиска способов решения извечной Дилеммы: «ресурсы ограничены – потребности безграничны». Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в каждый данный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в экономических благах.

Ограниченность ресурсов может быть в известной степени преодолена лишь при условии роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных потребительских благ в единицу времени.

В свою очередь, повышение производительности труда возможно, во-первых, благодаря общественному разделению труда и специализации ресурсов, во-вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продуктами труда.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но, так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о российском, американском, японском и других рынках.

Исходя из всего вышесказанного следует, что данная тема актуальна на сегодняшний день.

Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть сущность рыночной экономики.

Задачи, которые необходимо решить для реализации поставленной цели:

– рассмотреть эволюцию рыночных отношений;

– рассмотреть причины возникновения рыночно-регулируемой системы;

– рассмотреть сущность рыночной системы;

– дать характеристику рыночным механизмам;

– рассмотреть проблемы формирования в России малого бизнеса

Структурно работа состоит из 3 глав, введения, заключения и приложения.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал, а также источники периодической печати, такие журналы, как Экономист, Финансы и другие.

1. Объективные причины возникновения рыночной экономики

1.1. Эволюция рыночной экономики

Рыночная экономика – это система хозяйствования, базирующаяся на экономическом обособлении ее субъектов, пользующихся свободой выбора способов реализации своих экономических интересов. Понимая, что в условиях свободы хозяйственной деятельности и торговли некоторые индивиды могут договариваться о повышении цен, а отдельные субъекты хозяйствования будут стремиться к неограниченному присвоению прибыли, А. Смит утверждал, что интересы и первых, и вторых способна в определенной мере гармонизировать конкуренция, являющаяся регулятором личного эгоизма. Именно благодаря конкуренции достигается экономическое равновесие. Выравнивается спрос и предложение, то есть происходит саморегулирование экономики.

В рыночной экономике государству принадлежит второстепенная роль, оно выполняет лишь те функции, которые не в состоянии выполнить отдельный индивид. Такими функциями являются организация общественного порядка, государственной почтовой службы, осуществление обязательного школьного обучения, обеспечение национальной обороны, эмиссия крупных банкнот, строительство некоторых общественных сооружений (дорог, мостов и др.) и поддержание их в надлежащем состоянии.

Со времени своего возникновения теория рыночной экономики претерпела существенные изменения. Так, концепция социального рыночного хозяйства, основоположниками которой являются Л. Эрхард и В. Ойкен, значительно отличается от теории классического либерального хозяйства — концепции рыночной экономики, где государству отводилась роль «ночного сторожа». Л. Эрхард и В. Ойкен считают, что перед современным государством стоят сегодня огромные задачи, что в середине XX в. возможность освободить государство от обязанностей маловероятна. Одной из наиболее важных задач государства, по мнению Л. Эрхарда, является обеспечение свободной конкуренции. Свободная собственная инициатива и конкуренция должны сочетаться с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Ведущая форма проявления свободы, по Л. Эрхарду, – свобода потребления, которая логически дополняется свободой предпринимателя производить и продавать продукты, отвечающие спросу.

Важнейший критерий социального рыночного хозяйства, сочетающего рыночные и социальные принципы, – установление эффективного хозяйственного порядка, при котором на основе роста производительности труда снижаются цены, повышается реальная заработная плата. Благодаря конкуренции как наиболее эффективному способу достижения и обеспечения благосостояния, Можно достичь социализации прогресса и прибыли. Другим критерием выступает оптимальное сочетание рыночной экономики и планового хозяйства. Некоторые немецкие авторы социальное рыночное хозяйство определяют как современную форму экономической организации рыночного типа с налаженным механизмом государственного регулирования, соответствующей институциональной структурой и системой социальной защиты населения.

Отрицать необходимость всемерного совершенствования процессов распределения и перераспределения значительной части национального дохода через центральный (федеральный) бюджет, как это делал Л. Эрхард, значит, выступать против объективного хода экономического развития человечества, занимать антигуманные, регрессивные позиции как в теории, так и на практике.

1.2. Причины возникновения рыночно-регулируемой системы

Разделение и специализация труда – это относительное обособление людей для выполнения конкретных видов работ в узкой отрасли деятельности для более производительного использования специфических различий, свойственных всем видам ограниченных ресурсов. Разделение труда, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, вызывает соответствующее увеличение производительности труда. Отделение друг от друга различных профессий и занятий вызывалось именно этим преимуществом.

Преимущества разделения труда были слишком очевидны и использовались еще в древнейших формах примитивного общинного хозяйства. Результаты разделения труда для хозяйственной жизни в целом легче всего уяснить, если проследить его в какой-либо конкретной отрасли экономической деятельности людей. Но в любой отрасли прогресс в развитии производительности труда, прирост количественных и качественных результатов по изготовлению разнообразных благ явились прежде всего следствием разделения труда и специализации различных видов человеческой деятельности.

Разделение труда экономически выгодно даже при отсутствии естественных или приобретенных различий в квалификации работников и используемых ими ресурсов. Каждый работник, специализируясь на какой-либо одной операции, совершенствует технические приемы работы, благодаря чему, во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых, ускоряется технический прогресс. Упрощение функций разделенного труда облегчает введение механизации, исключает дублирование операций и орудий труда, способствует экономии на масштабах производства.

Результаты разделения и специализации труда тем более впечатляющи, если они основываются на различиях в способностях и талантах людей. В этом случае разделение и специализация работ сами вызывают и усиливают присущие ресурсам специфические различия, ускоряя рост производительности труда и качество выполнения работ.

В условиях разделения труда лишь малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую их часть он удовлетворяет обменом производимых продуктов своего труда на продукты труда других людей, в которых он нуждается. Именно в этом смысле принято считать разделение труда одной из объективных причин возникновения рынка и присущих ему отношений обмена.

Разделение труда, как известно, может существовать без обмена, но отношения обмена не возникли без общественного разделения труда и специализации всех видов ресурсов, обеспечивая эволюцию экономической системы в целом. Например, традиционная общинная система с ее натуральным хозяйством решала для себя вопросы потребления на примитивном уровне экономической выживаемости. Ресурсы труда и земли, а также производимые здесь продукты являются общинной собственностью и предназначаются исключительно для использования (потребления) в рамках общины. Несмотря на то, что в хозяйстве такого типа существует внутриобщинное разделение труда, его продукты служат совместному потреблению, а не обмену. По этой причине нет и не может быть основы для возникновения рыночных отношений. Если производимые в рамках общины продукты и даже возможные их излишки не подлежат обмену или продаже – эволюция экономических отношений, развитие и трансформация их в рыночную систему практически невозможны.

Закрытая для товарообмена общинная система с ее традициями уравнительного распределения продуктов существует и до настоящего времени у отдельных народов Азии, тропической Африки, австралийских аборигенов, малых островных государств и проживающих там племен. Сохранение традиционных общинно-племенных принципов и неразвитость экономических отношений обмена служит причиной примитивного способа производства (добычи средств существования), ограниченного потребления и сохранения практически первобытного состояния культуры и развития.

Получить многообразные продукты узкоспециализированного труда можно лишь путем рыночного обмена. Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок не является результатом чьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый по отдельности производить весьма немногое. В результате выполнения работником только одной, частичной трудовой операции благодаря обмену можно потреблять многообразные продукты труда других людей. В результате усиливаются экономические взаимосвязи членов общества.

Рыночный обмен – это процесс заинтересованного сопоставления затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его количества и качества, признания затрат уместными и полезными, взаимовыгодными и эквивалентными. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если предложит продукт своего труда другим людям. По выражению А. Смита, принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».

Именно таким путем люди получают друг от друга максимум потребительских благ, преодолевая ограниченность ресурсов разделением труда и обменом своих узкоспециализированных продуктов. Желаемого результата они достигают вовсе не потому, что благосклонно относятся друг к другу, а потому, что соблюдают свои интересы и признают права на вознаграждение труда других участников обмена. В рыночной системе принято полагаться не на чувства людей, а на их рационализм. И говорить им следует не о собственных нуждах и потребностях, а лишь об их выгодах и интересах. Таков принцип рыночных взаимосвязей, где никто не стремится к тому, чтобы зависеть от благоволения своих граждан, поскольку через товарообмен на условиях взаимной выгоды каждый работоспособный человек получит столько продуктов, сколько сам предложит для потребления другим.

Участники рыночного обмена отнюдь не ставят цель содействовать общественной пользе. Они даже не сознают, что способны ей содействовать.

Наблюдая развивающуюся рыночную систему более 200 лет тому назад, А. Смит отметил важную особенность, которую можно было бы выразить следующими словами «Я не слышал, чтобы сильно преуспевали те люди, которые осуществляют обмен продуктами своего труда только ради общественной пользы».

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие традиционного права частной собственности на экономические ресурсы и, прежде всего ресурсы земли и орудий труда для обособленного хозяйствования. В большинстве стран эволюция общинных экономических отношений и возникновение классической рыночной системы связаны именно с традициями частной собственности на землю как ресурс хозяйствования. Сохранение этих традиций всегда и во всех странах сопровождалось экономическим противостоянием между общинным и другими формами мелкого землепользования и развивающейся государственностью. Право выхода из общины с частным земельным наделом позволяло бывшему общиннику создать обособленное хозяйство, развитие которого было бы немыслимо без обмена производимыми в нем продуктами. Такое обособленное хозяйство могло экономически существовать лишь благодаря обмену производимых продуктов, т.е. будучи первоначально мелкотоварным, но уже Развивающимся рыночным хозяйством. В различные эпохи человеческой истории мелкотоварные хозяйства создавали наибольший экономический импульс для формирования рыночной системы с ее классическими признаками и механизмами конкуренции, равновесия и свободного ценообразования.

Разрушение традиций частной собственности на землю разрушало и саму рыночную систему.

Распределение производственных ресурсов осуществлялось без купли-продажи, т.е. по каналам централизованного государственного снабжения, различных отраслей, в зависимости от приоритетов развития, определяемых также государственными органами.

Практика показала, что обеспечить главный принцип обобществленной системы «каждому – по потребностям» при естественной ограниченности ресурсов командными методами обмена и распределения благ невозможно. К началу 90-х годов XX в. практически во всех странах обобществленная командно-административная система распалась. Это произошло еще и потому, что в странах с частной собственностью на экономические ресурсы и развитой рыночной системой принципы обмена продуктов труда и гарантии благосостояния народов оказались более справедливыми и реалистичными.

Не вдаваясь в подробный анализ достоинств, недостатков и причин провала командно-административной системы, отметим, что ее опыт, по крайней мере, приумножает альтернативы, увеличивает возможности выбора для будущего человечества.

Современным вариантом рыночной системы, обеспечивающим социальное благополучие наиболее развитых стран и рост богатства народов, служит смешанная экономика. Ей свойственны свои достоинства и недостатки, уравновешивая которые она прошла через стихию кризисов перепроизводства, социальные потрясения и достигла впечатляющего экономического подъема. Основу ее современной организации составляют два «начала»: рынок и государственное регулирование. Она модифицирована к национальным особенностям хозяйствования практически всех развитых стран, их достаточно сложных экономических и социальных проблем. Устойчивость, гибкость, способность к трансформациям – это свойства и характеристики, привлекающие закономерный интерес к экономическим системам подобного типа.

1.3. Рыночная организаций и кругооборот благ и доходов

Выбор решений, относящихся к проблеме ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, издержки такого выбора, а соответственно и альтернативные издержки рыночной организацией «перекладываются» на частное предпринимательство. В этом случае «ценой» риска за сделанный выбор выступает либо прибыль, либо убытки. По существу они и выступают предпринимательской оплатой использования части ограниченных ресурсов общества для производства и предложения разнообразных благ. Если предлагаемые блага не пользуются спросом и не удовлетворяют потребности общества, они не будут куплены потребителями и издержки предпринимательского выбора не будут возмещены. При отсутствии покупательского спроса убытки предпринимателя – это невозмещенные экономические ресурсы, которые он оплатил собственными деньгами. Кроме того, сделав неправильный выбор о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, частный предприниматель не имеет практически никакой возможности «переложить» издержки своего ошибочного выбора на общество и потребителей, не желающих покупать произведенные им товары.

Правда, издержки здесь все же будут иметь место, поскольку уже произошла затрата ограниченных ресурсов общества на никому не нужный продукт. Но эта затрата по крайней мере возмещена, оплачена личными деньгами неудачливого предпринимателя, и альтернативные издержки становятся в значительной степени его личными издержками. Реальные ресурсные потери сведены здесь к определенной величине, которая выступает своего рода «платой» за неправильный выбор, на который не следует в дальнейшем расходовать ограниченные производственные ресурсы общества.

Только потребительский спрос, факт оплаты цен предложения служит свидетельством рационального выбора альтернатив использования ограниченных ресурсов общества на производство необходимых ему благ.

В рыночной системе предпринимательский риск выступает своего рода катализатором проб и ошибок, способом последовательных приближений к равновесию цен и выбора о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО следует производить. Эту триаду проблем предприниматель решает лишь в том случае, если совпадают:

– его предложение и потребительский спрос;

– цены благ и издержки их выпуска.

На вопрос «ЧТО производить?» могут ответить только потребители фактом оплаты собственными деньгами произведенных благ. Оплатив цену выпущенных благ, потребители возмещают издержки ресурсов и «подтверждают» целесообразность данного производственного выбора. Уплаченные деньги попадают к предпринимателю и частично становятся его прибылью за удачный выбор, частично направляются на оплату вновь привлекаемых ресурсов на новый производственный выпуск. Оплачиваемые предпринимателем ресурсы превращаются в доходы собственников этих ресурсов. Если он использует ресурсы земли, недвижимости или ископаемые сырьевые ресурсы, то собственники этих ресурсов получают доходы в форме ренты и (или) арендной платы. Если для производства он привлекает капитальные ресурсы, он оплатит либо их рыночную цену, либо процент по лизингу, выступающий формой дохода собственника капитальных ресурсов (техники, оборудования, машин). Наконец, если предприниматель привлекает ресурсы труда рабочих и специалистов, он выплачивает им заработную плату или иные формы денежного вознаграждения за труд, интеллект, квалификацию.

Вопрос «КАК производить?» также решается путем риска и предпринимательского выбора. Конкуренция производителей диктует необходимость обеспечить: массовость выпуска; минимизацию ресурсных затрат на единицу продукции; эффективность технологий (качество труда и техники); совершенствование потребительских свойств выпускаемых изделий. Выстоять в конкуренции цен товаров и получить прибыль можно, только снижая издержки при сохранении высоких стандартов качества и эффективности производства.

Ответ на вопрос «ДЛЯ КОГО производятся разнообразные блага?» зависит от платежеспособности потребителей, определяемой их доходами от труда, интеллектуальной собственности, собственности на землю, недвижимость, капитальные активы, ценные бумаги, денежные вклады, трансфертные и иные выплаты от государства. Проблема «ДЛЯ КОГО производить» содержит важную социальную «компоненту» в случае низкой платежеспособности потребителей. Однако эта проблема решается We рыночной системой, с присущими ей принципами и механизмами, а распределительными функциями государства.

Современная экономика – это постоянное движение массовых потоков благ, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Эти потоки перемещаются с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей – обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие – денежный эквивалент этих товаров, доход от продажи произведенных и доставленных потребителям товаров. Состоявшийся обмен не означает, что процесс завершился. Он прошел лишь одну, хотя и весьма важную стадию для того, чтобы дать импульс потоку товаров, денег и доходов. Ведь в товарных потоках перемещаются потребительские блага повседневного спроса людей и капитальные товары, ресурсы производственного назначения, необходимые для изготовления новых продуктов индивидуального спроса. Непрерывность и масштабность этих процессов может продолжаться лишь при условии, когда им противостоят не менее масштабные потоки денежных доходов, сформировавшиеся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг. По существу это единый поток, но каждый вид товаров – это относительно обособленный рынок.

Независимо от того, в товарной или денежной форме циркулируют потоки, – все они суть доходы. Они могут рассматриваться в качестве потока доходов, которые подлежат законному контролю, распределению и перераспределению, формируя еще одну относительно автономную систему -систему финансов.

Поток благ, денег, доходов, переплетающийся в едином экономическом процессе, представляется настолько сложным, что, казалось бы, люди должны жить в неуверенности и под угрозой неминуемого хаоса. Однако в этой действительно сложной системе имеется определенный порядок. Экономика функционирует подобно системе с автоматическими стабилизаторами или встроенными механизмами координации.

Решая задачи со многими экономическими переменными, Рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов и способов производства. Для одних участников рыночной системы требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из «игры» по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.

2. Рыночные механизмы цены и конкуренции

2.1. Рынок и цены

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Единство всех вышеназванных категорий в том, что они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров, а различие (помимо указанных выше) в том, что каждая категория находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности (обмен – сущность первого порядка; обращение – второго; рынок – третьего порядка).

Собственники, производители и потребители в рыночной системе «общаются» на языке цен, прибылей и убытков и с его помощью решают общие для всей экономики проблемы: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить. Механизм формирования пен – это процесс взаимодействия производителей и покупателей товаров, предложения и спроса. Цена представляет собой денежное выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, диктует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии собственно выпуска. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает их собственников снижать цены, чтобы продать, а снижение цен – непререкаемое свидетельство того, что выпуск этих товаров следует сократить. Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определять цену потребительских товаров, капитальных ресурсов, земли и недвижимости. Даже . различные виды человеческого труда, интеллекта, знаний, образования и квалификации имеют свою цену, именуемую «заработной платой». Рынок земли, недвижимости и капиталов – это сфера рынков экономических ресурсов, факторов производства. Каждый вид ресурса имеет свою цену и при наличии спроса и использования их в производстве приносит их владельцам доходы в виде ренты на землю, арендной платы от недвижимости, процентов (прибыли) на капитал. «Монархом» здесь являются деньги: они выступают в форме доходов и опосредуют движение товарных потоков в виде потребительских благ и производственных ресурсов; наконец, именно Деньги в ценовой форме обеспечивают сбалансированность всех экономических потоков. Ведь в этих потоках все имеет Цену и соизмеряется в деньгах. Движение цен, их повышение или снижение – это уникальный способ коммуникации. Он без каких-либо затрат, издержек и необычайно быстро распространяет информацию, важнейшие сведения, необходимые Для людей в мире экономики. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, свидетельствует о дефицитности или переполненности рынков товаров и ресурсов. Уровень рыночных цен содержит более чем полную информацию об издержках производства любого товара или ресурса, об их качестве и количестве, о технологиях выпуска и перспективах на будущее.

Именно рыночные цены выступают или вознаграждением за трудовые усилия или успехи в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор или просчет в экономических решениях. Цена зачастую оказывается единственным арбитром и свидетелем убытков и банкротства. Независимо от того, нравится это кому-то или вызывает много отрицательных эмоций, но цены, деньги и определяемые ими доходы выступают наиболее сильной и безальтернативной мотивацией человеческого поведения в мире экономики.

2.2. Рыночная конкуренция

Конкретной формой функционирования рыночных отношений является, как известно, конкуренция. Малое предпринимательство, как обстоятельно показано в литературе — существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Как и ценообразование, конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования потоков товаров, денег и доходов. В этой связи ее чаще всего отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». Основанием для суждений такого рода служит то, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Однако это далеко не полная характеристика конкуренции. «Рынок» и «конкуренция» в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. Конкуренция или конкурентный рынок – это невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цену и собственные доходы. Масштабность, массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что любой его участник представляет по существу мизерную долю любого товара или дохода, так что влиять на цены или на количественные параметры потоков практически невозможно. В этом смысле конкуренция выступает своеобразным регулирующим механизмом рынка. Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него не существует. Они определяются чисто экономическими факторами конкурентно способности: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производства, применением более совершенных технологий, улучшением качества работ, продуктов, услуг.

В этом смысле справедливо классическое утверждение о том, что только рыночная конкуренция может быть процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. В конкурентном процессе успех может быть обеспечен лишь тому его участнику, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах, использует не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции постоянно решают своеобразную дилемму: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов. В этом одна из причин неприязни людей к рынку и конкуренции.

Действительно, этот процесс содержит и разрушительный импульс, поражая прежде всего неэффективные, не способные к соревнованию виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, так как необходимо постоянно поддерживать высокую деловую активность, искать новые возможности роста и совершенствования.

Своеобразным парадоксом экономического противостояния выступает возможность перерождения конкуренции в свою противоположность – Монополию. Успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, технические новшества и растущие масштабы выпуска при снижающихся издержках – вот главные слагаемые монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынках сбыта. Внешним проявлением неконкурентной ситуации выступает первоначально расширение масштабов, а затем контроль объема предложения с помощью рыночных цен, принудительно устанавливаемых в интересах монополиста.

Неконкурентные рынки формируются также в форме так называемых «естественных монополий». Это относится к рынкам уникальных сырьевых ресурсов, собственность которых монополизирована в руках государства или частных владельцев. Рынками естественных монополий выступают также такие отрасли, как коммунальное хозяйство, энергетические системы, отрасли связи и т.п., где конкуренция нецелесообразна и цены устанавливаются по принципу «социальной целесообразности».

Все виды неконкурентных рынков, монополий или тенденции к монополизации выступают объектом особого – антимонопольного – регулирования со стороны государства.

3. Проблемы формирования в России малого бизнеса

3.1. Конкуренция в Российской экономике

Для цивилизованной конкуренции почва в нашей стране образовалась крайне неблагоприятная. Административно-командная система фактически культивировала монополизм, более того, довела его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собственности в основных производственных фондах превышала 86%,[1] внешняя торговля была монополизирована полностью, существовала и валютная монополия.

В 1993 г. одна пятидесятая часть промышленных предприятий России, каждое из которых имело свыше 5 тыс. работников, выпустила более 40% всего объема продукции и получила свыше половины всей принесенной российской индустрией прибыли. В большинстве отраслей промышленности 80% продукции (а иногда и еще больше) выпускается одним-двумя предприятиями.[2] Немало примеров концентрации всего российского производства того или иного изделия всего лишь на одном предприятии. Так, мотороллеры полностью выпускает Тульский машиностроительный завод, киносъемочные любительские аппараты – Красногорский механический завод, трамвайные рельсы – Новокузнецкий металлургический комбинат, электромоторы для подъемных кранов – московский завод «Динамо», все типы машин для контактной сварки – завод «Электрик» (Санкт-Петербург). Точно такая же картина с производством троллейбусов, картофелеуборочных комбайнов, врубовых машин, проходческих комбайнов, кинофотопленки и ряда других видов продукции. Во всем этом множестве случаев мы имеем дело, по существу, с абсолютными монополистами.

Еще более распространена олигополия, при которой выпуск значительной части однородной продукции сосредоточен всего лишь на двух – четырех крупнейших предприятиях.

Усугубляется положение спецификой сложившихся в СССР технологических и хозяйственных связей между предприятиями.

Как практически обстоит дело с созданием в России цивилизованной конкурентной среды? В ряде сфер, прежде всего в розничной торговле, конкуренция обнаруживается все более явственно: не одинаковы цены на одни и те же товары в разных торговых предприятиях, больше разнообразия в ассортименте по качеству, видам, фасонам, расцветкам и т.п. Покупатель обрел достаточно реальное право выбора, к пользованию которым начинает привыкать.

Несомненное оживление конкурентных начал отмечается и в сфере услуг, хотя ее исключительно низкое развитие в советское время и оказывает весьма сильное влияние: крайне мало соответствующих предприятий, они не оснащены минимумом необходимого оборудования и т.п. Все это продлевает жизнь системе «бери что дают».

Конкуренция довольно настойчиво пробивает себе дорогу и в банковской сфере. Количество банковских учреждений очень резко возросло, и это уже само по себе вызывает борьбу за клиентуру с вытекающими отсюда последствиями в ее обслуживании.

Активизацию конкуренции любой житель России легко устанавливает по рекламе. Если раньше, до становления рыночных начал, она практически вообще отсутствовала, то сейчас, пожалуй, даже «вышла из берегов», вызывая справедливые нарекания из-за ее неотвязности, усугубляемой и тому же очень часто крайним примитивизмом. Но при всем этом несомненно: реклама ширится и ведет наступательные бои за покупателя и клиента.

Важный аспект рассматриваемой в темы — конкуренция между отечественными и зарубежными товаропроизводителями на российских рынках. В условиях преимущественно закрытой экономики и государственной монополии внешней торговли такая конкуренция была крайне ограничена. Теперь обстановка стала существенно иной. В результате либерализации внешней торговли на российский рынок хлынули иностранные товары. Их везут и крупные оптовые торговые фирмы, и непрерывно снующие между Россией и зарубежьем «челноки», которые действуют в порядке индивидуального предпринимательства. За 2002 г. в Россию было завезено 116 тыс.т. масла (животного и растительного), 2,5 млн.т. сахара, 103,5 тыс.т. мяса, на 1,7 млрд. долл. одежды и обуви.[3]1

Активная государственная политика, направленная на формирование и развитие здоровой конкурентной среды, служит также мощным средством преодоления монополизма. Главная цель государственной антимонопольной политики состоит в поддержании оптимального сочетания стихийных и административно-регулирующих сил на основе антимонопольного законодательства. Как известно, еще 22 марта 1991 г. был принят Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». По своему характеру этот закон примыкает к антимонопольным законам западноевропейского типа, построенным на принципах регулирования и ограничения монополистической деятельности.

Характерным и интересным явлением отечественной экономической жизни последних лет предстает либерализация условий хозяйствования в такой традиционной отрасли естественной монополии, как телефония. Многие развитые страны мира объявили большинство подотраслей связи областью свободной конкуренции. Аналогичный характер носят предпринимаемые государством попытки существенно сузить границы естественной монополии в области железнодорожного транспорта и электроэнергетики. Означает ли это, что проблема ценообразования в отраслях с убывающими издержками автоматически отпадает и одновременно обесцениваются теоретические построения, связанные с анализом “провалов рынка” в случае естественной монополии? Попробуем более детально рассмотреть данную проблему.

Общей характеристикой отраслей естественной монополии, к числу которых относятся многие виды коммунальных услуг, метрополитен, почта, услуги общедоступной электрической связи, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и газа по трубопроводам и пр., является то, что все они относятся к народнохозяйственной инфраструктуре. Начав формироваться более 100 лет назад, современная хозяйственная инфраструктура как цементирующая основа экономили изначально служила опорой экономической власти государства. Сектор экономики, практически свободный от бремени трансакционных издержек, отличался высокой степенью управляемости и прогнозируемости. Особенность целевой функции развития естественных монополий с ориентацией на полное удовлетворение спроса на стандартизированные услуги в условиях заданной технологии их производства обеспечивала эффективность системы централизованного управления.

Тенденции 70-х – 90-х годов, связанные с насыщением спроса на коммунальные, транспортные и телефонные услуги в развитых странах, а также устойчивым снижением спроса на услуги железнодорожных перевозок и почтовой связи, нарушили сложившиеся в течение десятилетий приоритеты функционирования отраслей естественной монополии, что требовало пересмотра стратегии их развития. В этих условиях крупные масштабы производства в отраслях естественной монополии с опорой на бюрократизированные функциональные структуры управления стали служить фактором экономического регресса. Кроме того, но аналогии с моделью дезорганизации советской экономики, приведенной выше, естественные монополии в западных странах превратились в механизм давления на государственную власть с целью лоббирования определенных экономических интересов.

Происходящие сегодня процессы по либерализации хозяйственной деятельности в некоторых отраслях естественной монополии нельзя отождествлять со снижением уровня организованности и ростом энтропии. Задействование рыночных сил в процессе управления естественными монополиями реализует объективную потребность в активизации эффективных механизмов саморегуляции и саморазвития систем, вектор действия которых является однонаправленным с вектором государственной экономической политики. Кроме того, телекоммуникации как одна из таких отраслей сегодня все еще находятся на гребне научно-технического прогресса и оценить ее состояние в ближайшей перспективе не представляется возможным. Бизнес в этой области является инновационным, а следовательно, привлекает в значительных масштабах венчурный капитал. Очевидно, что ограничивать отрасль от конкуренции на этом этане было бы неразумно.

На стадии становления рынка новых телекоммуникационных и информационных услуг в России их производство обеспечивается множеством мелких и средних предприятий, каждое из которых внедряет уникальную технологию передачи информации.

Сегодня состояние российской экономической системы таково, что она еще не готова в полной мере воспринять позитивный эффект от внедрения информационных технологий. Развитие технологии передачи информации происходит настолько быстро, что потребители — физические лица и предприятия – не успевают адаптироваться к данному новшеству. Несмотря на то что изменение потребительских предпочтений происходит экспоненциальным образом, оно требует определенного времени, в течение которого поступательно растет готовность потребителей платить за новый вид товаров (услуг). Кривая спроса в том виде, в котором она существует сегодня, свидетельствует о том, что объективные условия для обеспечения массового производства и потребления новых телекоммуникационных услуг еще не сложились. Ее постепенным смещением вверх вдоль оси цен достигается вовлечением все большего количества клиентов в сферу потребления новых услуг.

По мере расширения абонентской базы новых операторов связи все в большей степени проявляется технологическая неспособность базовой телефонной сети служить в качестве интегрирующей основы телекоммуникаций, выполнять функцию транспортного уровня (пользуясь телефонным профессионализмом) передачи информации. В этих условиях операторы наложенных сетей стремятся создать свои собственные транспортные уровни и по возможности максимально отделить технологический процесс от базовой сети.

Вследствие хронического технологического отставания от новых операторов связи, базовая телефонная сеть начинает испытывать нарастающее сужение объема собственных финансовых средств, что в свою очередь порождает сокращение ее инвестиционных возможностей. Возникает замкнутый круг, в рамках которого предприятие базовой телефонной сети обречено на техническую деградацию и постепенное вытеснение с рынка услуг связи. Перспективу такого развития событий трудно спрогнозировать, поскольку развал национальной общедоступной телефонной сети чреват для страны серьезными негативными последствиями. Единственным разумным выходом из складывающейся ситуации является коренная смена государственной политики в области регулирования телекоммуникаций.

На сегодняшний день в России подобно развитым западным странам взят курс на полную либерализацию и ограничение монополизма рынка услуг связи, при этом механизмами либерализации выступают лицензионная, сертификационная и тарифная политика. В результате государственная политика оказывает дезорганизационное и дезинтегрирующее воздействие на рынок услуг связи, не говоря уже о том, что теряется положительная экономия от масштаба производства.

3.2. Проблемы становления и тенденции развития российского малого бизнеса

На начало 2003 г. в России насчитывалось около 800 тыс. малых предприятий, на которых работало 8,5 млн. человек (примерно 12% занятых в народном хозяйстве), а с учетом вторичной занятости — 15,2 млн.; эти предприятия произвели примерно 10% ВНП, и на них приходилось 20% полученной прибыли.[4]1

Однако вопреки этому внешнему благополучию есть, думается, основания настаивать на тезисе о том, что в современной России происходит обострение противоречия малого предпринимательства. С одной стороны, налицо резкое возрастание отмечавшейся выше значимости малых предприятий, обогащение их функций, а с другой стороны, нетрудно выявить тенденцию снижения жизнеспособности малых форм бизнеса.

В содержании функций малых предприятий ныне появляются новые, «чрезвычайные» составляющие, обусловленные необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; принять активное участие в конверсии через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и услуг к потребителю: послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.

Не менее весомо социально-политическое значение малого бизнеса: малые предприятия служат базой развития «среднего» класса, который в состоянии выступить гарантом стабильности в обществе.

Кроме того, цивилизованное малое предпринимательство способно образовать элемент позитивной альтернативы «мафиозной» экономике..

Что же касается снижения жизнеспособности малого бизнеса, то она рельефно проявилась в негативной динамике численности малых предприятий и занятых на них работников. Анализ официальной статистики обнаруживает резкое замедление темпов роста числа субъектов малого бизнеса: если за 2000 г. их количество увеличилось в 1,2 раза (560 тыс. против 268 тыс.), а за 2001 г. – в 1,5 раза (865 тыс. на конец года), то за 2002 г. прирост составил лишь 3,7% (896,9 тыс. на конец года).

Но это небольшие показатели. Положение дел в сфере российского малого предпринимательства во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих в его окружении. В чем же суть деструктивного действия основных факторов внешней среды российского малого предпринимательства?

Первая из групп факторов связана с состоянием важнейших ресурсных рынков. Характерные черты ситуации с факторами производства для малых предприятий следующие:

1) отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним;

2) недостаточная степень конкурсности и открытости в предоставлении ресурсов, ведущая к созданию неравных условий доступа к ним субъектов малого предпринимательства;

3) усложненность процедуры доступа к ресурсам, обусловливающая существенные потери времени и финансовых средств.

Вторая группа негативных факторов порождена характером взаимоотношений важнейших рыночных институтов и агентов с малым предпринимательством. Отношение к нему государства характеризуется, во-первых, отсутствием должного протекционизма. Во-вторых, госорганы различных уровней возводят соответствующие административные барьеры, проявляющиеся в сложности и высокой стоимости регистрации малых предприятий, несовершенстве системы лицензирования и в «удушающем» контроле со стороны многочисленных и дублирующих друг друга органов.

Какова эффективность сложившейся к настоящему времени в России системы поддержки малого бизнеса?

Во-первых, эта система практически не защищает малый бизнес от деструктивного воздействия негативных факторов, о чем свидетельствует вышеизложенное.

Во-вторых, она не смогла задействовать в интересах рассматриваемого сектора народного хозяйства два важнейших процесса, а именно: приватизацию и конверсию. Не секрет, что ставший результатом приватизации «передел собственности» обогатил главным образом крупные хозяйственные образования. В секторе же малых предприятий в выигрыше оказались лишь те из них, что были рождены на основе государственных и муниципальных структур. Вновь же созданные малые частные предприятия могут рассчитывать только на собственные производственные ресурсы. Как правило, они располагают устаревшим оборудованием с высокой степенью износа, что делает их продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не позволяет оперативно проводить ремонт и замену оборудования и повышать его уровень, не говоря уж о закупках необходимой техники.

В-третьих, имеющая место помощь отдельным предприятиям мизерна и бессистемна. По данным опроса 1600 руководителей малых предприятий, проведенного Рабочим центром экономических реформ при Правительстве РФ, 42,7% опрошенных вообще не догадываются, что бизнесу в нашей стране кто-либо помогает, 15,5% руководителей прямо заявили, что от местных властей помощи нет, а 18,7% выразили твердое убеждение: поддержка оказывается лишь «своим» фирмам. Результаты действия закона о господдержке малого бизнеса, равно как и итоги первых соответствующих федеральных программ, к сожалению, ощущаются очень слабо. [5]1

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы можно сделать следующие выводы.

Рыночная экономика – это система хозяйствования, базирующаяся на экономическом обособлении ее субъектов, пользующихся свободой выбора способов реализации своих экономических интересов.

В рыночной экономике государству принадлежит второстепенная роль, оно выполняет лишь те функции, которые не в состоянии выполнить отдельный индивид. Такими функциями являются организация общественного порядка, государственной почтовой службы, осуществление обязательного школьного обучения, обеспечение национальной обороны, эмиссия крупных банкнот, строительство некоторых общественных сооружений (дорог, мостов и др.) и поддержание их в надлежащем состоянии.

В рыночной системе предпринимательский риск выступает своего рода катализатором проб и ошибок, способом последовательных приближений к равновесию цен и выбора о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО следует производить.

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Единство всех вышеназванных категорий в том, что они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров, а различие в том, что каждая категория находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности.

Для цивилизованной конкуренции почва в нашей стране образовалась крайне неблагоприятная. Административно-командная система фактически культивировала монополизм, более того, довела его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собственности в основных производственных фондах превышала 86%, внешняя торговля была монополизирована полностью, существовала и валютная монополия.

Сегодня можно считать установленным, что эффективно регулируемый государством крупнокорпоративный сектор призван выступить основой становящейся в России рыночной экономики современного типа. Разновидностью развивающихся российских корпоративных структур являются финансово-промышленные группы, способные решить ряд ключевых антикризисно-реформационных задач, а одной из необходимых форм госрегулирования этих структур служит их антимонопольный контроль.

Малый бизнес является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все ее звенья. Кроме того мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, низким издержкам.

В контексте приведенных в работе аргументов представляется возможным сделать вывод о неэффективности существующей системы поддержки российского малого бизнеса и о необходимости изменения этого положения. Выявленные деструктивные факторы внешней среды, а также внутренние проблемы малых предприятий задают основные направления повышения действенности функционирования данной системы и требует активизации обеих ее подсистем: государственной (государственно-общественной) и интеграционной (связанной с интеграцией малых предпринимательских структур с крупными).

Список литературы

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск: Лада. 1999.
  2. Булатов А. С.Экономика. – М.: Юрист.- 2004.
  3. Камаев В.Д., Домненко Б.И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. – М., 2002
  4. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита-Пресс. 2001.
  5. Мостовая У. Б.Основы экономической теории. – М.:ИНФРА –М; Новосибирск: Издательство НГА и У.-1997.-с.496
  6. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос. 2001.
  7. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. М.: Проспект. 2000.
  8. Алексеев И. К концепции третьего этапа промышленной реформы в РФ (структурная перестройка в отраслях промышленности) // РЭЖ 2002. №4.
  9. Батчиков С. Корпоративный сектор в переходной российской экономике //РЭЖ. 2001. №12.
  10. Брагина Е. Малый бизнес: состояние и перспективы //Свободная мысль. 2003. №11.
  11. Козлов А.В. Коротко // Профиль. 2003. №8.
  12. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1999-2004 годы //Вопросы экономики. 2000. №1.
  13. Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ 2003 №1.
  14. Розинский И. Приватизация, фондовый рынок и перспективы «директорской модели» // РЭЖ. 2002. №9.
  15. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М., 1998.
  16. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы //Экономист. 2003. №4.

 

  1. Алексеев И. К концепции третьего этапа промышленной реформы в РФ (структурная перестройка в отраслях промышленности) // РЭЖ 2002. №4. С. 7
  2. Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ 2003 №1. С.59
  3. 1 Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ. 2003. №1. C.64
  4. 1 Брагина Е. Малый бизнес: состояние и перспективы //Свободная мысль. –2003. – №11. с.55-61
  5. 1 Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы //Экономист. –2003. – №4. С.132

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.