Содержимое

Введение

 

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству.

Главным направлением социальной политики является политика формирования доходов населения. В основе этого процесса лежат рас­пределительные отношения, т.е. отношения между людьми по поводу определения доли каждого члена общества в созданном продукте. Обычно в них выделяют собственно отношения распределения, связан­ные с определением доли каждого участника общественного производ­ства в созданном продукте, и перераспределение, связанное с обеспече­нием доходами неработающих членов общества и решением других со­циально-экономических проблем.

Данная тема является особо актуальной на сегодняшний день, т.к.  для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

Цель работы  – рассмотреть рыночный механизм формирования доходов и сущность социальной политики государства.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие и основные направления социальной политики государства;

– рассмотреть понятие и классификацию доходов;

– проанализировать  причины неравенства распределения доходов;

–  охарактеризовать показатели распределения доходов;

– рассмотреть распределение доходов в России.

Структурно работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический и статистический материал.

1. Сущность социальной политики государства. Политика формирования доходов населения

1.1. Понятие и основные направления социальной политики
1.2. Понятие доходов и их классификация
1.3. Виды доходов

1.1. Понятие и основные направления социальной политики

Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал – демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсут­ствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ро­лью перераспределительных процессов, степенью приоритета соци­альных проблем в деятельности государства. [13 C. 176]

Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности государства были 60—70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21%—в США; 24%—в Англии; 30%—во Франции; 31,5%—в Германии; более трети—в Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся в другую сторону.

Во всех развитых странах в эти годы происходил пересмотр масштабов, форм организации и финансирования социальных про­грамм. Причины пересмотра, как правило, одинаковые—это необ­ходимость увеличения гибкости предоставления выплат, усиления их способности соответствовать потребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствия государства в эконо­мике и обществе, усиления контроля над государственными расхо­дами.

Циклическая смена приоритетов в социальной политике разви­тых государств привела к перераспределению средств между от­дельными статьями социальных расходов, но, как правило, не за­тронула серьезных социальных достижений предшествующего раз­вития, доля расходов на социальные нужды в ВВП также не пре­терпела существенных изменений. В большинстве стран финансо­вый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен бла­годаря некоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилению налоговой дисциплины и другим мерам.

В середине 90-х годов вновь можно говорить об обратном движении маятника, общественный выбор в большинстве стран диктует необходимость нового пересмотра социальной роли госу­дарства в сторону ее усиления.

Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившая­ся в России к началу экономических преобразований, в целом со­ответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль го­сударства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.[3 C. 198]

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится  главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве  средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается  ростом  благосостояния, то люди  утрачивает стимулы к эффективной  экономической  деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем  выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политики. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической групп стран и даже континентов).

Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами  в расчете на семью.  Немаловажное значение для оценки уровня жизни  имеют показатели структуры потребления.

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой  является “потребительская корзина”, включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. В этой связи выделяют “минимальный уровень потребления” и “рациональный уровень потребления”. Под первым понимают такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая  “черта бедности”. При этом не следует путать “минимальный уровень потребления” с “физическим уровнем потребления”, ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося  за “чертой бедности”, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране.

“Рациональный уровень потребления” отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика, приближенная к такому потребителю.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей,  как условия и безопасность труда, состояние Среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п. Здесь требуется интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную,  чем количественную определённость.[16 C. 213]

Необходимо также отметить, что оценки  уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать “черту бедности”. То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт “внедрения” европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики  к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

 

 

1.2.  Понятие доходов  и их классификация

 

Доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал, предприниматель­ские способности, знания). Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различ­ными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государство проводит социальную политику, главным содержани­ем которой является перераспределение доходов между отдельны­ми категориями населения.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.  И предназначенных для приобретения благ и услуг личного потребления. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Доход отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:

  • доход, получаемый владельцем фактора производства – труда;
  • доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей);
  • трансфертные платежи (пособия, стипендии, пенсии).

Следует отличать доход от богатства. Оно представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов: дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д.; а также финансовых средств: наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода. [7 C. 154]

Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.

В экономической литературе существуют различные концепции по поводу исчисления дохода. Так, Эдгар К. Браунинг считает, что к доходам следует отнести также предоставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья и продовольственных товаров, помощь на образование, доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, недвижимого имущества. [5 C. 30]

Денежные доходы населения включают все поступ­ления денег в виде оплаты труда работающих лип, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различ­ных пособий, доходов от собственности в виде процентов, диви­дендов. ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий, до­ходов от оказанных на сторону различных услуг, а также страхо­вые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др.

Поскольку первичной ячейкой человеческого общежития является семья, постольку проблема доходов выступает, прежде всего, как проблема совокупного дохода семьи.

Видимо, не будет ошибкой предположить, что, как правило, со­вокупный доход семьи формируется за счет всех трех названных источников дохода. Другой вопрос, что значимость этих источников для различных семей также различна. В принципе, можно выделить социальную группу, основным источником доходов которой будет доход от собственности, и группу, состоящую из лиц наемного труда, у которых основные источники дохода – заработная плата и  различные социальные выплаты.

Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используются пока­затели номинального, располагаемого и реального дохода.  Номинальный  доход – это количество денег, полученное в определенный период отдельным ли­цом,

Основной вид дохода – номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей (различ­ных выплат из общественных фондов). К последним относятся выплаты Пенсионного фонда, из фондов социального страхования и социальной защиты, выплаты пособий по безработице и пр.

В формировании рационального поведения людей очень важно правильное соблюдение соотношений между видами доходов  [8. C. 176]

Повышение номинального дохода на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реального дохода на 3%. Номинальный и реальный доход не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальный доход может повыситься, а реальный доход в то же самое время – понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальный доход.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, – в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас).

Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода – показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от других людей.

Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае – при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но “рыночными” они, строго говоря, не являются.

Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных – для других людей – усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым “другими людьми” спросом. Взаимодействие спроса и предложения – объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует. [17 C. 218]

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых явля­ются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Средства, получаемые населением, работающим по най­му, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Существенное влияние на формирование доходов насе­ления оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособ­ных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработи­це).

Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в форми­ровании экономического поведения индивидуума и его тру­довой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формиро­вании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества. [14 c. 198]

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

  • выплат по государственному страхованию;
  • банковских ссуд на индивидуальное жилищное стро­ительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садо­вое строительство);
  • процентов по вкладам в сберегательных кассах, начис­ляемых по итогам года;
  • доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
  • выигрышей по лотереям;
  • временно свободных средств, образующихся в резуль­тате покупки товаров в кредит;
  • выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления включают выручку насе­ления от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граж­дан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов. [21 C. 176]

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.

При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения (табл. 1). Формируются и интенсивно развиваются новые формы доходов: от предпринимательской деятельности и от собственности (проценты, дивиденды, рента, поступления от продаж ценных бумаг).

Таблица 1- Структура денежных доходов населения России  в 2000-2005 гг., % к итогу

Денежные доходы 2000 2002 2005
Оплата труда 74,1 58,0 43,4
От предпринимательской деятельности и от собственности 12,9 24,8 43,8
Социальные трансферты 13,0 17,2 12,8

 

Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов, то обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

 

1.3. Виды доходов

 

Давайте более подробно рассмотрим, какие же существуют виды доходов.

>

Доступа нет, контент закрыт

2. Неравенство распределения доходов

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Распределение доходов в рыночной экономике
2.2. Дифференциация доходов

2.1. Распределение доходов в рыночной экономике

Уровень благосостояния общества во многом определяется существующим механизмом распределения доходов. В основе этого процесса лежат распределительные отношения, т.е. отношения между людьми по поводу определения доли каждого члена общества в созданном продукте. Обычно в них выделяют собственно отношения распределения, связанные с определением доли каждого участника общественного производства в созданном продукте и перераспределение, связанное с обеспечением доходами неработающих членов общества и решением других социально-экономических проблем. [7 C. 170]

Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего, потому что люди, вступившие в производственный  процесс и вкладывающие  в него свой труд или капитал, на­деются получить определенные доходы. Поэтому  распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во многом зависит уровень ее развития. Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране. В связи с этим проблемы распределения и формирова­ния доходов всегда были и центре внимания, как экономической науки, так и правительств стран.

Отношения распределения, как и вся система производственных отношений, зависят от отношений собственности. Распределение доходов в услови­ях рынка строится на том, что каждый собственник факторов производства получает спои доход в зависимости от спроса на них и их предложения и от предельной производительности каждого фактора. Собственники рабочей силы, участвующие в производственном процессе, получают доход в зависи­мости от того, какую работу и как они выполняют, т.е. основным критерием распределении и данном случае является труд. Доход собственником средств производства и денежного капитала определяется размером собственности и условиями ее реализации. Поэтому в основе распределения в рыночной эко­номике лежит распределение по труду и по собственности (капиталу), опре­деляющие два основных источника дохода.

В распределении различают функциональное и персональное распределе­ние. Функциональное распределение характеризуется распределением дохода между факторами производства, и прежде всего между трудом и капиталом.  Предположим, что земля является элементом капитала, а в производстве участвуют только два реальных фактора: труд и капитал. Их взаимодействие можно представить на графике (рис. 1).

Кривая LD на графике отражает спрос на труд, который растет по мере снижения заработной платы. Предположим, что предложение труда – вели­чина постоянная, не зависящая от размера заработной платы. В этом случае оно будет отражено кривой предложения LS. Их пересечение и точке А опре­делит равновесный уровень заработной платы, равный W0. В этом случае величина дохода, полученною от труда, будет равна площади прямоугольника OW0AQ1. Поскольку мы рассматриваем только два фактора, то, естественно, все, что не распределяется по труду будет доходом от капитала. Доли трудо­вого дохода в совокупном доходе можно определить по следующей формуле:

трудовой  доход                 уровень заработной платы * число занятых

совокупный доход                  совокупный доход

Рис. 2. Распределение доходов по труду

Предположим, что количество работников, предлагающих свой труд. уве­личилось за счет притока иммигрантов. В этом случае кривая предложения смесимся вправо (кривая L’s), а заработная плата снизится до уровня W1. Тогда общий трудовой доход будет отражать прямоугольник OW1A1Q2. Будет ли величина трудового дохода больше или меньше предыдущего или останет­ся неизменной – зависит от вида эластичности спроса на труд. Если спрос эластичен, то величина трудового дохода увеличится, если спрос не эласти­чен – уменьшится, а если коэффициент эластичности спроса равен единице, то трудовой доход останется неизменным.

Эластичность спроса на труд позволяет определить степень взаимозаме­няемости труда и капитала. Если технология производства ограничивает за­мену живого труда овеществленным или ограничивает применение живого труда, то взаимозаменяемость низкая, pocт предложения труда ведет к уменьшению трудового дохода и к снижению его доли в совокупном доходе, Если капитал и труд характеризуется высокой взаимозаменяемостью, а спрос на труп эластичен, то увеличение предложения труда приведет к росту трудо­вого дохода.

Теперь посмотрим, как изменятся трудовые доходы с увеличением капи­тала, но при неизменном предложении рабочей силы. Проследить это можно на рис. 2.

Рис. 3. Зависимость трудового дохода от изменения капитала

При увеличении массы капиталов, расходуемые фирмами, появляется возможность нанять больше работников, в результате чего происходит сдвиг кривой LD в положение L’D. Поскольку фирмы начинают конкурировав друг с другом за привлечение дополнительной рабочей силы, то чтобы иметь воз­можность быстро использовать весь дополнительный капитал, заработная плата начинает расти и доходит до точки W1, которая соответствует новой точке равновесия между спросом и предложением А1. Большая заработная плата и большее количество занятых работников неизбежно приведут к росту трудового дохода и увеличению его доли в совокупном доходе.

Ввиду того, что увеличение доли трудового дохода ведет к уменьшению доли дохода от капитала, можно говорить о тенденциях в динамике соотно­шения труда и капитала. Если рост объема капитала и сопровождающее его увеличение заработной платы означают увеличение количества капитала, приходящееся на одного работника, т.е. рост капиталовооруженности труда, то можно сказать, что увеличение капиталовооруженности неизбежно приво­дит к росту заработной платы. Технологические изменения могут вызвать как увеличение, так и уменьшение доли трудовых доходов,

В конечном счете, доходы получают не факторы производства, а конкретные люди (или семьи), ибо именно они являются основными поставщиками факторов производства – труда и капитала.

Как же происходит персональное распределение полученного дохода ме­жду отдельными людьми в обществе? Ответ на этот вопрос поможет получить так называемая кривая Лоренца (рис.3).

Доля семей. %                                                            

Рис. 4. Кривая Лоренца

На горизонтальной оси откладывается доля всего количества семей от 0 до 100%. по вертикали – их доли в совокупном доходе. Кривая ОАВСДЕР показывает фактическое распределение подученного дохода между отдель­ными группами семей. Она строится на основе конкретных статистических данных. В нашем примере 20% семей получают самые низкие доходы, и их доля составляет 4.7%. 40% семей получают доход в 15,7%. 60% семей – 32.7%, 80% – 57,1%, 95% – 84% и последние 5% семей получают 16% сово­купного дохода.

Таким образом, исходя из показанного распределения можно сделать вывод, что в нашем случае 80% всех семей получают немногим больше поло­вины всего совокупного дохода, а оставшиеся 20% – немногим меньше по­ловины. Естественно, это характеризует, прежде всего, неравномерность рас­пределения совокупного дохода. Если бы доходы распределялись равномер­но, то кривая выпрямилась бы и приняла форму FO. Каждая ее точка соот­ветствовала бы равномерному распределению доходов, т.е. 20% семей полу­чали бы 20% доходов. 50% семей – 50% и т.д. Однако и силу того, что спо­собности отдельных людей как собственников рабочей силы различны, есте­ственно, различаются и их доходы. Кроме того, все люди обладают разной собственностью на капитал, а у большинства ее вообще нет. Все это и опре­деляет различия в получаемых доходах. Именно такие различия, неравномерность распределения и отражаем кривая Лоренца.

Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения  доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении  доходов, и наоборот. [10 C. 91]

Если площадь между кривой абсолютного равенства OF и кривой Лоренца мы обозначим буквой Т и соотнесем ее с площадью треугольника OFK. то подучим показатель степени неравенства в распределении, который получил название коэффициента Джини.

.

Очевидно, что чем больше площадь Т и чем дальше кривая Лоренца будет отклоняться от кривой равновесия, тем больше коэффициент Джини.

Доступа нет, контент закрыт

3. Особенности распределения доходов в России

3.1. Структура распределения доходов России
3.2. Степень неравенства распределения доходов России

3.1. Структура распределения доходов России

 

В западной и российской социологии используется множество критериев для проведения социальной стратификации общества. Единого, общепринятого подхода к трактовке данной проблемы ни в России, ни за рубежом не существует. Наиболее часто используется та или иная комбинация из нескольких критериев, в числе которых:

Отношение к собственности на средства производства.

Возможность принимать стратегические решения или влиять на их принятие.

Размер накопленного материального богатства семьи.

Способ и источник получения основной массы доходов.

Сфера деятельности и характер труда.

Уровень текущих денежных доходов семьи.

Характер и объем потребления материальных благ и услуг.

Уровень образования, профессиональная квалификация.

Место проживания и качество основного жилья.

Принадлежность к определенной субкультурной или субэтнической группе.

Доля расходов на питание в семье опускается ниже 40%. И, соответственно, появляются свободные деньги для приобретения не только товаров повседневного потребления: книги, кассеты, галантерея, хозяйственные товары и т. п., но и товаров длительного пользования: мебели, аудио и видеотехники, крупной бытовой техники, компьютеров, автомобилей, и т.п. А это, в свою очередь, существенно повышает уровень адаптации к меняющимся условиям переходного периода взрослых членов семьи. Достижение семейного дохода в 500 долларов в месяц и выше возможно только благодаря получению относительно высокой заработной платы, поскольку именно оплата труда является основным источником дохода в семьях среднего класса. У одного из членов семьи заработная плата должна превышать 300 долларов в месяц, что в три и более раз превышает среднюю заработную плату в стране. Такой относительно высокий уровень оплаты труда, в свою очередь, является свидетельством признания за этим трудом высокого качества.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Для России в настоящее время характерно значительное неравенство в распределении доходов. Неравенство доходов существенно увеличилось в последнее десятилетие, августовский кризис придал этому процессу дополнительный импульс. Статистические данные указывают на то, что уже более 40% населения имеет доходы ниже уровня прожиточного минимума.

Принимаемые государством (правительством) меры по стабилизации положения не приносят результата, в связи с ухудшающимся общим экономическим положением в стране.

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.

Прошедшая 27 марта 1997 года общероссийская акция протеста граждан под лозунгом “За труд, заработную плату, социальные гарантии”, в которой, по данным ФНПР, приняло участие около 20 млн. граждан, свидетельствует о том, что в обществе усиливается социальная напряженность. Политика распределения доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на восстановление роли оплаты труда, как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности граждан.

В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход, заложен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятом Государственной Думой в апреле 1997 года (отклонён Советом Федерации). Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы.

Учитывая «слабость» власти, а как следствие бурное развитие теневой экономики и «бегство» капиталов за границу, а также упадок производства и низкую «собираемость» налогов, нетрудно предположить, что неравенство доходов в ближайшей перспективе будет только усугубляться. Для выживания населения России  необходимы кардинальные меры в области:

стимулирования промышленного производства;

наведения порядка в сборе налогов;

экспорта капитала за границу;

социальных программ для беднейшего населения и, по всей видимости, гуманитарная помощь экономически развитых стран.

Опыт развития человеческих ресурсов в наиболее продвинутых в лом направлении странах ориентирует на продолжение начавшегося преодоления отчуждения работников от собственности, ослабление в обществе других видов отчуждения (социального, культурного, полити­ческого), преобразование человека из фактора производства в субъект своего труда. Необходимо обеспечить приоритетное развитие социо-культурной сферы, которое предусматривает инвестиции в образование, культуру как на макро-, так и на микроуровне, стимулирование инве­стиций частного бизнеса.

В России должен совершиться поворот к совмещению человеческих ценностей с экономическими, чтобы в XXI в. она не оказалась на за­дворках цивилизации, а присоединилась к тем странам, где, как пред­сказывают известные футурологи Д. Нейсбит и П. Абердин, вероятно формирование контуров нового общества. В таком обществе работник будет собственником, “одержит победу” над техникой, заботы о благо­состоянии сменятся заботами о самореализации в свободном творческом труде, а уравнительный коллективизм сменится индивидуализацией лю­дей.

Список литературы

 

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. “Экономика и социология труда”: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2007.
  2. Антосенков Е. Г.  От  обслуживания  безработицы – к  активной  государственной  политике  занятости. // ЭКО.    № 2.
  3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР. 2007.
  4. Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М, М. 2001 г.
  5. Гильденгерш М.Г.Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку.-/САБ Университет экономики и финансов, 2007.
  6. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 2005.
  7. Дорнбуш Р., Фишер С., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 2007г.
  8. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика: Справочник студента.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Филологическое Общество «СЛОВО», 2005.
  9. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ.
  10. Козлов П.В. Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 2007, № 6.
  11. Костюк В.Н. Макроэкономика, курс лекций.- М.: Центр, 2006.
  12. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная?// Вопросы экономики. 2004. №9
  13. Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России в 1990-е годы // Проблемы прогнозирования, 2005, № 4.
  14. Основы экономической теории // Под ред.  Камаева В.Д. М.: Владос, 2007.
  15. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. “Экономика труда (Экономическая теория труда)”: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2005.
  16. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая Теория, М.: Инфра М, 2007 г.
  17. Уровень жизни населения и структура доходов // Экономист, 2005, № 10.
  18. Устинова С.С. Методологические подходы к анализу проблеме занятости рынка труда//Вопросы Статистики . 2003 №7.
  19. Чепурин М.Н. Курс экономической теории.  Киров.:  АСА. 2007.
  20. Экономическая теория (политэкономия) Учебник/Под ред. В.И.Видяпина, Г.П. Журавлевой.- М.: Рос. Экон. акад. 2005.
  21. Экономическая теория. Учебник для вузов // Под ред. Добрынина А.И.   СПб.:  ПИТЕР. 2006.
  22. Экономическая теория: учебник для вузов. Серия «Учебник и учебные пособия»: Ростов н/Д: Феникс, 2003.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.