Содержимое

Введение

Безработицу, также как инфляцию, рассматривают как явление, которое свидетельствует о нарушении равновесия, т.е. как результат определенных макроэкономических колебаний. Правда не каждая безработица является нарушением или отклонением от нормы. Так как она наблюдается во всех странах рыночной экономики и в разное время, то ее можно определенной частью также считать нормой.

Обратимся к статистике.

Уровень безработицы официально фиксировался в России с начала 90-х годов. В 1995 году он составил 5,2%, в 1999 году – 5,9%, т.е. возрос на 0,7%. В последующие годы он начал расти, и достиг максимума в феврале 2004г – 14,6%, а число безработных составило 10,4 млн. человек. В мае наметились тенденции снижения этого показателя, но утверждать, что произошли кардинальные изменения в занятости населения, видимо, своевременно.

В 2004 году наблюдались отдельные заметные всплески повышения уровня безработицы, которые не могут быть отнесены к сезонным колебаниям, и в целом некоторый рост численности безработных. Причина, видимо, заключается в некотором спаде темпов экономического роста и продолжающемся увеличении численности населения в трудоспособном возрасте.

За 1995-2004 гг. она увеличилась на 3,9%. В связи с этим можно утверждать, что безработица по-прежнему остается важнейшей проблемой затрагивающей интересы и государства и миллионы людей, и следовательно, представляет особую актуальность сохраняет вопрос об оценке последствий этого явления[1].

Наличие безработицы является свидетельством неиспользованных ресурсов общества, а, следовательно, является действием, которое действует в сторону уменьшения ВВП и общественного предложения.

Определенный процент безработицы существует постоянно. Определенный уровень безработицы является нормой, определенной мерой природным явлением.

Целью данной работы является исследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития, последствий безработицы.

После рассмотрения цели курсовой работы давайте обратимся к ее структуре.

Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие и особенности рынка труда в России.

– рассмотреть понятие и виды безработицы;

– рассмотреть отраслевые особенности функционирования рынка труда в России.

Данная курсовая работа состоит из 3 глав, а также введения, заключения, списка литературы.

Источником для исследования послужил разнообразный монографический и статистический материал, а также большое количество периодических изданий, в частности журнал «Вопросы Экономики», «Экономист», «Общество и экономика», «Вопросы статистики», а также ряд других периодических изданий.

1. Функционирование рынка труда в условиях рыночной экономики

1.1 Сущность и роль рынка труда

Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде ‘труд – земля – капитал’ является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно – технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п. Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

На рынке труда реализуется возможность:

– свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

– найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

– независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами;

– свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально – трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее, в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы.

При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды.

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие.

Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:

  • высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью.
  • работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице.
  • работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности.
  • работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда.
  • контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.[2]

Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период[3].

1.2. Особенности рынка труда в России

Рынок труда в России находится на стадии формирования. Этим определяются основные его специфические особенности, хотя и не исчерпываются ими. Первой особенностью рынка труда в России является установившаяся тенденция обесценивания квалифицированной рабочей силы, которая становится самой дешевой на рынках экономически развитых стран по отношению к уровню ее производительности. Данная тенденция имеет огромное отрицательное влияние в целом на российские реформы, так как ведет к свертыванию наукоемких, высокотехнологичных производств.

Второй особенностью рынка труда в России является его несбалансированность в профессиональном, квалификационном, демографическом, региональном, отраслевом… аспектах. Например, размещение населения и производства по территории России не соответствуют друг другу. Юг России, Северный Кавказ, относительно бедные природными ресурсами, а также крупные города являются трудоизбыточными районами, а такие, буквально начиненные ресурсами и производством, районы, как Западная и Восточная Сибирь, Приморье, – трудонедостаточными, не говоря уже о Крайнем Севере и Дальнем Востоке.

Третья особенность рынка труда в России заключается в том, что, во-первых, его формирование еще не закончилось, то есть подлинно свободной купли-продажи рабочей силы еще нет. Во-вторых, этому препятствуют такие реликты командно-административной системы, как институт прописки (с 1995 г. регистрации), наличие целого ряда административных, правовых ограничений, мешающих образованию единого рынка труда в России и не позволяющих окончательно сформулировать, например, статус безработного.

Российский рынок труда является быстроразвивающимся, icm не менее на него должно быть обращено особое внимание Правительства, Министерства труда, других заинтересованных государственных организаций и учреждений, так как именно здесь решаются основные, наиболее острые противоречия социального, политического, национального и, конечно, экономического порядка переходной, а значит, весьма нестабильной российской экономики.

С учетом сложившегося положения. Торгово-промышленная палата Российской Федерации определила стратегию и тактику развития российского рынка труда, которые заключаются в следующем:

1. Усиление экспертной деятельности по анализу законопроектов, постановлений Правительства и других нормативных материалов в социальной сфере в целом и в области социально-трудовых отношений занятости, в особенности.

2. Разработка предложений по совершенствованию процедуры банкротств с целью смягчения их негативных социальных последствий, участие в экспертизе инвестиционных проектов на втором этапе приватизации государственных предприятий, в разработке и внедрении новых технологий профессиональной подготовки и переподготовки с учетом необходимости адаптации к условиям рынка как наемных работников, так и предпринимателей.

3. Участие Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в разработке протекционистских мер, ограничивающих доступ на рынок труда России иностранных рабочих, в особенности в трудоизбыточных районах и отраслях, являющихся перспективными с точки фения новых рабочих мест.

4. Разработка предложений территориальными торгово-промышленными палатами по корректировке местных налогов с целью создания условий для привлечения в регионы инвесторов и улучшения на этой основе спросовых характеристик региональных рынков труда.

5. Участие торгово-промышленных палат в процессах, связанных с развитием новых негосударственных институтов финансового рынка, деятельность которых направлена на аккумулирование и защиту временно свободных финансовых средств населения и работодателей.

В поддержке со стороны предпринимательских структур нуждаются в первую очередь негосударственные пенсионные фонды. Активы этих фондов, направляемые на инвестиции, способствуют подъему экономики, созданию и сохранению рабочих мест.

Становлению и стабилизации российского рынка труда будет способствовать активная политика государственных и местных властных структур. Совсем не лишним, с этой точки зрения, будет изучение опыта США во времена «великого кризиса», когда относительно грязная и неблагоустроенная страна превратилась в гигантскую садово-парковую зону благодаря общественным работам и другим формам занятости.

1.3 Регулирование рынка труда

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническо – вспомогательная роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству.

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных.

В результате экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно- технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях “блокирования” рынка государством и профсоюзами.

Итогом фексибилилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидация социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Необходимо найти такой механизм функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.[4]

2. Безработица в рыночной экономике

2.1 Понятие безработицы и причины ее образования

Под безработицей понимается такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос[5].

В пропагандистской литературе периода так называемого государственного социализма отмечалось, что рынок, капитализм порождает безработицу, а социализм – устойчивую занятость и даже дефицит рабочей силы.

Такое утверждение нельзя признать научным, ибо рынок труда любой системы при разных его вариантах – от рынка с ограниченным спросом (нормальный, здоровый рынок) до рынка с ограниченными ресурсами (советский рынок дефицитного типа) – дает одновременно избыток рабочей силы (безработицу) и дефицит рабочей силы по отдельным специальностям, когда спрос на нее выше предложения. Однако точка сбалансирования безработицы и дефицита рабочей силы в этих экономиках находится на разных уровнях.

Существует множество концепций, объясняющих причины возникно – вения безработицы.

Одно из самых ранних объяснений безработицы дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса «Опит о законе народонаселения» (конец ХVIII в.). Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.

К. Маркс довольно тщательно исследовал безработицу в «Капитале» (вторая половина XIX в.). Он отметил, что с техническим прогрессом растут масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника.

По-видимому, это объяснение безработицы нельзя считать исчерпывающим. Надо сказать, что Маркс допускал и другие ее причины, в частности цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развитого рыночного хозяйства.

Неоклассическое направление рассматривает безработицу как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление, так если заработная плата вследствие требований работников поднимается выше равновесной ставки W0, то возможно повышение предложения рабочей силы над спросом в размере L2L1. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказывается больше, чем имеется рабочих мест, т.е. появляется безработица.

На любом товарном рынке в условиях совершенной конкуренции под воздействием рыночных сил превышения предложения над спросом будет способность уменьшения цен до равновесного уровня, т.к. рынок труда в неоклассической концепции функционирует, как любой товарный рынок, то избыточное предложение труда на этом рынке также снижает заработную плату до равновесного уровня W0. В результате понижения ставок заработной платы с одной стороны сокращается число претендующих на рабочие места до L0, а с другой стороны, из за сокращения издержек на наем увеличивает спрос предпринимателей на рабочую силу до L0[6].

Дж. М. Кейнс подверг критике теорию неоклассиков. В разработке теории безработицы он во многом определяется тем, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую – безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального богатства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения.

Новое объяснение ситуации на рынке труда дали монетаристы, которые разработали теорию сдвигов кривой Филлипса, или акселерационную модель.

Согласно концепции монетаристов, классическая кривая Филлипса верна лишь для коротких периодов времени и в том диапазоне, когда рост заработной платы соответствует реальному увеличению потребления благ, реальному повышению производительности труда. Расширить занятость на это короткое время можно только ценой ускорения (акселерации) инфляции.

Отсюда и модель названа акселерационной. На графике видно, что сокращение безработицы до величины V1 вызывает рост цен до уровня а1. Если сокращение безработицы будет продолжаться, рост цен ускорится, кривая Филлипса сместиться и т. д.

Каждая из рассмотренных школ при оценки безработицы, определяется тем, что определяют в каком состоянии находится национальное хозяйство; находится ли экономика на стадии спада или же стремится к достижению потенциально возможных на данном этапе объемов производства и занятости.

2.2. Показатели безработицы. Ее виды

При классификации безработицы выделяют безработицу вынужденную и добровольную (или безработицу ожидания).

Вынужденная безработица возникает тогда, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.

Добровольная безработица возникает тогда, когда работник мог бы найти работу, но предпочитает оставаться незанятым, продолжая поиски лучше оплачиваемой или более желательной работы, чем ему предлагают.

В зависимости от экономических причин, порождающих безработицу, она делится на типы:

  • фрикционную;
  • структурную;
  • институциональную;
  • циклическую;
  • сезонную.

Если человеку предоставляется свободы выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу (например, в строительной промышленности из-за плохой погоды или в автомобильной промышленности из-за смены моделей). И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие «искатели» работы и временно уволенные работники заменяют их в «общем фонде безработных». Поэтому, хотя конкретные люди, оставшиеся без работы по тем или иным причинам, сменяют друг друга из месяца в месяц, данный тип безработицы остается.

Фрикционная безработица – безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом. С ростом благосостояния фрикционная безработица может возрастать, а сокращение ее возможно по мере улучшения методов сбора информации о рабочих местах, что, тем не менее, требует увеличения издержек.

Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработице. Экономисты используют термин «структурный» в значении «составной».

Структурная безработица – безработица, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им найти необходимую работу.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Например, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации.

Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Например, в период спада 1982г. уровень безработицы поднялся до 9.7 %. В разгар «Великой депрессии» 1933г. циклическая безработица достигла примерно 25%.

Сезонная безработица вызывается колебаниями в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.

Существует также скрытая безработица, состоящая из людей, которые не входят в экономически активное население на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей.

В российских условиях скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работу и не получают заработную плату или работают неполное рабочее время (день, неделю). В международной практике такая ситуация называется недозанятостью[7].

Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы.

Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.

Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:

Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых.

Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.

Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу.

Вывод: хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

3. Территориально-отраслевые особенности формирования рынка труда в стране

3.1 Ситуация на рынке труда в России

Прежде чем обратиться к вопросу о ситуации труда в Брянской области необходимо проанализировать рынок труда в России

По данным проведенного обследования, по состоянию на последнюю неделю ноября 2004 г., численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные, составила 6,3 млн. человек, или 8,9% экономически активного населения.

Общая численность безработных в течение всего периода с 1992 по 2003 г. постоянно увеличивалась, достигнув максимального значения в феврале 2003 г. (10,4 млн. человек, или 15% экономически активного населения), после чего отмечается ее снижение. За последний год численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 10%.

Таблица 1. Динамика общей численности безработных (тыс. человек)

Всего Мужчины Женщины Городские жители Сельские жители
Октябрь 1992 3877 2026 1851 3326 651
Октябрь 1995 6712 3616 3096 5320 1392
Октябрь 2000 8902 4793 4110 6811 2091
Ноябрь 2001 9094 4801 4293 6868 2225
Ноябрь 2002 6999 3781 3219 5143 1856
Ноябрь 2003 6303 3411 2893 4460 1843

На женщин приходится 51,3% общего снижения численности безработных. За последний год численность безработных – мужчин сократилась на 9,8%, безработных женщин – на 10,1%. Удельный вес женщин в общей численности безработных составил 45,9% и за последний год практически не изменился. В конце 1992 г. женщины составляли 47,7% в общей численности безработных.

Средний возраст безработных в ноябре 2003г. составлял 34,8 года и за последний год снизился на 0,3 года. При этом средний возраст безработных мужчин не изменился, а безработные – женщины за последний год стали в среднем моложе на 0,7 года. По сравнению с 1992 г. безработные стали старше в среднем на 2,4 года. Модальное значение возраста среди безработных составляет 20 лет.

Безработные в России в среднем моложе занятого населения. Самая большая пятилетняя группа в составе безработных – это лица в возрасте от 20 до 24 лет, на их долю приходится 17,7% общей численности безработных, а всего в возрасте до 30 лет находится 38,7% безработных. Среди занятых доля лиц в возрасте до 30 лет значительно меньше – 24,2%.

Таблица 2. Возрастной состав безработных в ноябре 2003г. (в процентах)

Всего Мужчины женщины Уровень безработицы
всего мужчины женщины
Безработные 100 100 100 8,9 9,3 8,5
в том числе в возрасте, лет
Моложе 20 8,6 8,5 8,6 28,8 26,4 32,3
20-24 17,7 17,6 17,8 15,2 14,9 15,6
25-29 12,4 13,2 11,5 8,8 9,3 8,2
30-34 12,0 12,0 11,9 9,1 9,1 9,1
35-39 13,0 12,5 13,6 8,1 8,3 7,9
40-44 13,8 13,7 13,9 7,7 8,4 7,0
45-49 10,7 10,9 10,5 6,7 7,6 5,8
50-54 6,7 6,2 7,3 5,6 5,7 5,4
55-59 2,6 3,0 2,0 6,1 6,7 5,4
60-72 2,6 2,3 2,98 5,7 5,1 6,3
Средний возраст, лет 34,8 34,7 34,9

Около 39,5% безработных имеют высшее образование. Среди женщин такое образование имеют 45,8%, среди мужчин – 34,1%. Уровень образования женщин выше, чем мужчин, во всех возрастных группах безработных.

Таблица 3.Численность безработных по уровню образования в ноябре 2003г.

Всего в том числе
тыс. человек в % к итогу мужчины женщины
тыс. человек в % к итогу тыс. человек в % к итогу
Безработные 6303 100 3411 100 2893 100
-из них имеют образование: высшее профессиональное 700 11,1 350 10,3 351 12,1
-неполное высшее профессиональное 199 3,2 75 2,2 124 4,3
-среднее профессиональное 1588 25,2 737 21,6 850 29,4
-начальное профессиональное 2101 33,3 1168 34,2 934 32,3
-основное общее 813 12,9 508 14,9 305 10,5
-начальное общее, не имеют начального общего 67 1,1 49 1,4 18 0,6

В 2003 г. уменьшился приток в безработицу лиц, высвобожденных с предприятий в связи с ликвидацией или сокращением штатов. Среди безработных в конце ноября 2003 г. численность лиц, потерявших работу по этой причине, составила 1,6 млн. человек и уменьшилась по сравнению с ноябрем 2002 г. на 0,3 млн. человек, или на 16,3%. Снизилась в составе безработных численность лиц, уволившихся по собственному желанию, на 197 тыс. человек, или на 10,6%.

Почти пятая часть безработных – это лица, не имеющие опыте трудовой деятельности. По состоянию на последнюю неделю ноября 2001 г., их численность составила 1,3 млн. человек, или 19,9 % и за последний год практически не изменилась. Данная группа безработных преимущественно формируется из числа молодежи (на 33,7% за счет молодежи до 20 лет и на 43,5% – от 20 до24 лет). Более трех четвертей безработных в возрасте до 20 лет и около половины безработных в возрасте 20-24 лет – это лица, ищущие свою первую работу.

Среди безработных, имеющих опыт работы, около 29% – это работники промышленности, 16,7% – сферы торговли, 11,2% – сельского хозяйства, 10,4% – строительства. Наиболее многочисленную группу (28,8%) составляют квалифицированные рабочие. На долю специалистов высшего и среднего уровня квалификации приходится 16,6%, работников сферы обслуживания – 11,8, неквалифицированных рабочих – 15,9%.

Как показали материалы обследований, за последний год увеличилась доля безработных, использующих в качестве способа поиска работы обращение в органы государственной службы занятости. Среди безработных учтенных в ноябре 2002 г., этот способ поиска работы использовали 30,3% (в ноябре 2001 г. – 25,9%). Наиболее высокий уровень обращаемости безработных в органы государственной службы занятости отмечен в октябре 1997 г. – около 40% безработных в это время прибегали к помощи государственной службы занятости в поисках работы. В настоящее время наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его использовали 59% безработных. Отмечается увеличение доли безработных, ищущих работу с использованием средств массовой информации.

В зависимости от уровня образования безработных меняются соотношения способов поиска работы, которые ими используются. Так, безработные с высшим образованием в большей мере используют личные связи, чем безработные, имеющие более низкий уровень подготовки.

Подавляющее большинство безработных хотели бы иметь работу по найму, и только 3% выразили желание заняться самостоятельным бизнесом.

Среднее время поиска работы безработными за последний год снизилось почти на один месяц и составило в ноябре 2003 г.8,2 месяца против 9,1 месяца в 2002 г. У женщин оно составило в ноябре 2002 г. 8,8 месяца, у мужчин – 7,8 месяца.

Среднее время поиска работы значительно различается по возрастным группам безработных – от шести месяцев в группе моложе 20 лет до 9 – 10 месяцев и выше в группах от 45 лет. При этом в ноябре 2002 г. 42% безработных моложе 20 лет занимались поиском работы не более 3 месяцев.

В среднем на один месяц больше поиска работы женщинами по сравнению с длительностью поиска работы мужчинами, а в возрастных группах от 40 до 44 лет на 1,5 месяца, от 50 до 60 лет на 1,8-2,3 месяца.

Большие трудности при поиске работы испытывают женщины предпенсионной пятилетней возрастной группы – среди них в ноябре 2001 г. более половины занимались поиском работы год и более.

В 2003 г. наиболее значительно сократилась численность безработных, ищущих работу год и более. В ноябре 2003 г. стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 2326 тыс. человек, или 36,9% безработных, против 2964 тыс. человек, или 42,3% – в ноябре 2000 г.

В общей численности безработных 725 тыс. человек составляют граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть присвоен статус безработного в органах по содействию занятости населению. Среди них 224 тыс. (3,6%) – студенты и учащиеся дневных образовательных учреждений, и 501 тыс. (7,9%) – пенсионеры, занимающиеся поиском работы и готовые приступить к ней, то есть отвечающие критериям для отнесения из к безработным по методологии МОТ. По сравнению с ноябрем 2001 г. численность студентов и учащихся, ищущих работу и готовых приступить к ней, увеличилась на 13%, а их доля в численности безработных возросла на 0,8 п.п. при сохранении численности и удельного веса пенсионеров соответственно на 2,5% и 0,6 п.п.

Уровень безработицы населения в трудоспособном возрасте, определенный без учета студентов, учащихся и пенсионеров, в ноябре 2001 г. составил 7,9%.

3.2. Ситуация на рынке труда в Брянской области

Оценивая ситуацию на рынке труда за 2003 г. по регионам Центрального округа; нетрудно заметить, что наиболее напряженной она была в Брянской области (см. таблицу 4).Так, уровень общей безработицы здесь был самым высокими составлял 13% против 10,5% в среднем по России и 7,8° о – по регионам Центрального округа. Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, была выше средней по России на 8,8 пункта (55.3 против 46,5%) и уступала лишь Тамбовской области (58,4%).

Таблица 4. Показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда, по регионам Центрального округа за 2003 г.

Экономи-чески активное население В том числе В % в экономически активному населению Доля безработных, ищущих работ 12 мес. и более
Занятые Безра-ботные Занятие Безра-ботные
Россия 72039 64524 7515 89,5 10,5 46,5
Центральный округ 18607 17158 1449 92,2 7,8 Нет данных
Области:

Белгородская

727 685 42 94,2 5,8 47,0
Брянская 670 583 87 87,0 13,0 55,3
Владимирская 812 713 99 87,8 12,2 48,6
Воронежская 1182 1064 118 90,0 10,0 50,2
Ивановская 604 543 61 89,9 10,1 44,6
Калужская 568 522 46 91,9 8,1 32,5
Костромская 388 355 33 91,5 8,5 39,2
Курская 651 583 68 89,6 10,4 53,0
Липецкая 604 553 51 91,6 8,4 52,5
Московская 3532 3271 261 92,6 7,4 32,4
Орловская 446 408 38 91,5 8,5 43,5
Рязанская 614 556 58 90,6 9,4 44,5
Смоленская 569 500 69 87,9 12,1 46,6
Тамбовская 586 538 48 91,8 8,2 58,4
Тверская 780 707 73 90,6 9,4 32,6
Тульская 832 752 80 90,4 9,6 31,9

В последние 10 лет на Брянщине, как и в большинстве регионов России, под воздействием экономических реформ, политических и демографических изменений возникли новые тенденции в динамике численности и состава рабочей силы. По имеющимся данным, их можно проследить за 1992-2002 гг.

В этот период снижалась занятость и увеличивались масштабы безработицы (см. таблицу 5), Число занятых уменьшилось с 697 до 583 тыс., число безработных (в соответствии с критериями МОТ) увеличилось с 32 до 87 тыс. При этом наибольших размеров общая численность безработных достигла в 1998-1999 гг. и составила соответственно 98 и 108 тыс. человек. За рассматриваемый период сократилась и общая численность экономически активного населения – с 729 до 670 тыс., или на 8,1%.

Таблица 5. Динамика показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда, по Брянской области за 1992-2000 гг.

Показатели 1992 1993 1994 1995 1998 1999 2000 2001 2002
Экономически активное население,

тыс. человек

729 691 679 684 676 646 627 651 670
Занятые в экономике, тыс. человек 697 659 619 620 621 563 529 542 548
Общая численность безработных,

тыс. человек

32 32 60 64 55 83 98 108 87
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению 4,3 4,6 8,8 9,4 8,1 12,8 15,6 16,6 13,0
Численность безработных, официально зарегистрированных в службе занятости, на конец года, тыс. человек 5,7 11,6 26,9 32,3 37,7 30,8 29,7 20,9 14,5
Их доля в численности экономически

активного населения, %

0,8 1,7 4,0 4,7 5,6 4,8 4,7 3,2 2,2
то же по России 1,7 2,8 3,5 3,1 2,6 2,2 1,5
Коэффициент напряженности на рынке труда 1,1 81 32 45 32 30 9,5 4,5
то же по России 4,5 6,1 9,2 7,6 5,4 3,6 1,6

Доля безработных среди экономически активных увеличилась с 4,3% в 992 г. до 13,0% в 2002 г. Максимального уровня она достигла в 2000 г. (15,6%), и особенно в 2001 г. (16,6%).

В составе безработных выделяются лица, не имеющие работы, ищущие ее, готовые приступить к ней и получившие официальный статус безработных в государственной службе занятости (ГСЗ). Их число выросло с 5,7 тыс. в 1992 г. до 14,5 тыс, в 2002 г., что составило соответственно 0,8 и 2,2% от экономически активного населения. Наибольшее число безработных было зарегистрировано государственной службой занятости в 1998 г. – 37,7 тыс. (68,5% всех безработных).

Как показывают данные таблицы 5, коэффициент напряженности на рынке труда по годам сильно колеблется. Так, если в 1993 г, он составлял 1,1, то в 2000 г. вырос до 4,5, или в четыре раза. Наиболее напряженная ситуация на рынке труда по этому показателю сложилась в 1994 г., а также в 1998 г., когда на каждое вакантное место претендовали соответственно 81 и 45 безработных, С 1999 г. наблюдается ежегодное снижение рассматриваемого показателя (до 9,5 в 2001 г. и 4,5 – в 2002 г.).

Сравнивая уровень официально зарегистрированной безработицы на Брянщине с общероссийским, следует заметить, что он превышал показатели по России в отдельные годы (1995, 2000 гг.) в 1,8 и даже в 2,4 раза (1994 г.). В последние годы разрыв сократился, и превышение составляет 30-40%.

Нагрузка официально зарегистрированных безработных на одно вакантное место превышала общероссийские показатели в 1994 г. в 18 раз, в периоде 1995 по 2000 г. – в 4,3-5,5, в 2001-2002 гг. – в 2,6-2.8 раза.

За последние два года отмечено уменьшение размеров неполной занятости. В частности, число лиц, работавших в режиме неполного рабочего времени и находившихся в отпуске по инициативе администрации, сократилось по сравнению с 1998 г. в 2,2 раза, а с 1999г. -на 25% (II,5 тыс. человек) и составило в 2002 г. 34,5 тыс. человек (8,6% численности работников), около 70% – это работники промышленных предприятий.

В общей численности не полностью занятых 30,7% работали неполный рабочий день или педелю по инициативе администрации и 69,3 % имели административные отпуска. В течение 2002 г. 7,2 тыс. человек, или 30,0% работников, имевших административные отпуска, не получали за время отпуска никакой денежной компенсации.

За период 1992-2002 гг. в области существенно изменилась отраслевая структура занятости. Так, при снижении общего числа занятых на 20,4% численность занятых в промышленности и строительстве сократилась на 47,3%, а в целом по отраслям, производящим товары, – на 22,6%. При этом в сельском и лесным хозяйстве самая низкая численность занятых отмечена в 1998 г. (60% к уровню 1992 г.). В последующие годы наблюдался заметный рост занятых в этих отраслях, благодаря чему к концу 2000 г. их численность достигла 95% от уровня 1992 г.

Общая численность занятых в сфере услуг в рассматриваемом периоде снизилась на 7%. По ее отраслям сдвиги в динамике численности занятых носили разнонапраняенный характер.

Масштабы и интенсивность межотраслевой трудовой миграции значительно отразились на отраслевой структуре занятости. В результате упомянутых выше изменений по сравнению с 1992 г. доля занятых в промышленности и строительстве в общем числе занятых в экономике снизилась с 42 до 26,4%, в сельском и лесном хозяйстве – несколько увеличилась – с 17,5 до 19,8%, а в отраслях, оказывающих услуги, – выросла с 40,6 до 45,1%.

По данным обследования по проблемам занятости, за период 1992-2002 гг. среди безработных Брянской области преобладали мужчины (см. таблицу 6).

Доля мужчин в общей численности безработных достигает максимального значения – 63,6% в 1996 г., затем до 1999 г. наблюдалось ее снижение, а в 2002 г. – вновь увеличение до 59,8% что несколько превысило уровень 1992 г. (59,4%). Доля женщин-безработных колебалась от 36,4 до 45,4%. В составе населения в трудоспособном возрасте, которое увеличилось по сравнению с 1992 г. на 5%, женщины занимают 48,8%, их численно выросла на 7,8%.

Таблица 6. Тендерная структура общей безработицы и доля пенсионеров в составе безработных по Брянской области за 1992-2002 гг. (в процентах)

Время обследования Гендерная структурв безработных Уровень безработицы без пенсионеров Доля пенсионеров в общей численности безработных
мужчины женщины всего В том числе
мужчин женщин
1992 октябрь 59,4 40,6 3,8 4,3 3,3 6,3
1993 октябрь 56,3 43,7 4.2 4,7 3,8 6,3
1994 октябрь 56,7 43,3 8,5 9,5 7,4 3,3
1995 октябрь 59,4 40,6 8,9 9,7 8,0 3,1
1996 март 63.6 36.4 8,0 9,8 6,1 1,8
1997 октябрь 60,2 39,8 12,6 14,4 10,7 2,4
1998 октябрь 56,1 43,9 15,3 16,7 13,9 2,0
за 1999г. 54.6 45,4 15,5 16,4 14,4 7,2
за 2002 г. 59,8 40,2 13,0 15,3 10.7 4,0

В результате отмеченных динамических изменений гендерного соотношения безработных уровень безработицы (без с студентов и пенсионеров) у мужчин вырос с 4.3 в 1992 г. до 15, в 2002 г., у женщин – соответственно с 3,3 до 10.7%, то есть положение мужчин на рынке труда ухудшилось[8].

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь.

Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации, М.: Норма, 2002.
  2. Комментарии к трудовому кодексу РФ, М.: ИНФРА-М, 2002.
  3. Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”. М.,-1996.
  4. Федеральная целевая программа содействия занятости населения на 1998-2000гг.
  5. Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости. // ЭКО. 1999. № 2.
  6. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2000, №7
  7. Барсукова С. Теневой и фиктивный рынки труда в современной России. // Pro et Contra, том 5, зима 2000 г., №1.
  8. Бреев Б. Экономические последствия безработицы// Общество и экономика. 2002 №5.
  9. Бушмарин И. Аномалии российского рынка труда. // МЭиМО, 1998 г., №2.
  10. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. // МЭиМО, 2000 г., №8.
  11. Вишневская Н. Рынок рабочей силы – новые тенденции. // МЭиМО, 1999 г., №8.
  12. Власова Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2000 году. // Человек и труд, 2001 г., № 4.
  13. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4.
  14. Дунаева Н. Молодежь на рынке труда. // Вопросы экономики, 1998 г., №1.
  15. Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2001. №7-8.
  16. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2001, №2.
  17. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000.
  18. Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник – М.: ВЛАДОС. 2001.
  19. Капелюшников Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2001 №2.
  20. Киян Л.П. Маркетинг рынка труда. – Воронеж, 1999.
  21. Котляр Л. О понятии рынка труда. // Вопросы экономики, 1998 г., №1.
  22. Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов. // Человек и труд, 2001 г., № 9.
  23. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2000.
  24. Попов А.И. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001.
  25. Рубцов Л., Гагарин В. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная. // Человек и труд, 2002 г. №7.
  26. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. – М., 1996.
  27. Сергеева М.Е, Зеболов Н.Н., Н.А. Мукратова, Т.А. Дьяченкова. Ситуация на рынке труда в Брянской области // Вопросы статистики 2003. №3
  28. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда. // Человек и труд. 2004. № 2.
  29. Современная экономика. Под редакцией Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.
  30. Устинова С.С. Методологические подходы к анализу проблеме занятости рынка труда//Вопросы Статистики . 2003 №7 с. 86.
  31. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2000, №3.
  32. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2000, №11-12.
  33. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 1998.

 

  1. Бреев Б. Экономические последствия безработицы// Общество и экономика. 2004 №5 с. 101
  2. Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2001. №7-8 С 36
  3. Четвернина Т., Лакушина Л. Напряженность на российском рынке и механизмы ее преодоления. Вопросы экономики.2000.-№2. С. 25
  4. Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ПРОСПЕТ, 1998, С. 239.
  5. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 1998, с. 337
  6. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 1998, с. 339.
  7. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина, В.И. 1997. с.403.
  8. Сергеева М.Е, Зеболов Н.Н., Н.А. Мукратова, Т.А. Дьяченкова. Ситуация на рынке труда в Брянской области // Вопросы статистики 2003. №3. С. 43

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.