Содержимое

Введение

Экономический рост тесно связан с проблемами расширенного воспроизводства, более того, экономический рост является концентрированным выражением и способом разрешения проблем воспроизводства. Последнее положение очень важно для стран СНГ, где в течение ряда лет падает производство, развиваются и углубляются кризисные процессы.

Существует множество теорий экономического роста, но из них наиболее выделяются неокейнсианская и неоклассическая. Кейнсианство возникло в середине 30-х годов и было реакцией на катастрофические потрясения экономики мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. Английский экономист Дж. М. Кейнс, базируясь на статистических данных, предпринял попытку анализа условий возникновения ситуаций “равновесия в условиях неполного использования ресурсов”, т.е. ситуаций, характерных для хронической недогрузки производственных мощностей и безработицы, и пришел к выводу, что падение темпов развития экономики было связано с отсутствием заинтересованности в капиталовложениях в экономику и осуществления технического прогресса. Им были разработаны принципы государственного вмешательства в экономику с целью стимулирования инвестиций. Современные кейнсианцы акцент исследования переместили из сферы статики в область динамики. Они сконцентрировали внимание на выяснении усилий, необходимых для поддержания высоких и стабильных темпов экономического роста, при которых достигается полная загрузка производственных мощностей при наиболее высокой занятости трудоспособного населения.

С середины 50-х. гг. проблемами потенциально возможных темпов экономического роста и факторов, их определяющих, занялось неоклассическое направление экономической науки, использовавшее микроэкономический уровень анализа. В отличие от неокейнсианства, для которого решающее значение имели изучение условий реализации продукции, создание эффективного спроса, неоклассическое направление на передний план выдвинуло производственный принцип, анализ отдельных факторов экономического роста – основного капитала, уровня подготовки рабочей силы, организации труда, технического прогресса и т.д.

Комплексный анализ экономических процессов позволит государствам осуществить мероприятия по переходу к значительным структурным преобразованиям в экономике, повысить в ней удельный вес ключевых, новейших отраслей, развитие которых тесно связано с научно-техническим прогрессом.

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что данная тема имеет особую актуальность на сегодняшний день.

Цель работы – изучение экономического роста, его темпов и факторов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность экономического роста и темпы его развития;
  • дать количественную оценку различным факторам экономического роста;
  • рассмотреть типы экономического роста;
  • обозначить краткий обзор мер по стимулированию экономического роста.

Структурно работа состоит из трех глав, введения и заключения. Материалом для исследования послужил разнообразный монографический, статистический материал, а также данные периодической печати.

1. Сущность, типы и показатели экономического роста

Увеличение валового национального продукта, чистого национального продукта, национального дохода, личного дохода происходит в результате экономического роста.

Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост- это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Можно встретить и такое определение, что экономический рост – это увеличение способности национального хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребности людей.

Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.

В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.

Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономический рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального ВВП как в абсолютном объеме, так и на душу населения.

Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации. Несколько примеров:

Структурные изменения в экономике страны могут привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов продукции из-за падающего или неизменного спроса на них сопровождается быстрым ростом других видов продукции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление стали, сельскохозяйственной продукции, легковых автомобилей, но одновременно увеличивался выпуск сложных изделий, например персональных компьютеров. Но и количественный рост выпуска компьютеров недостаточно отражал другие аспекты их производства: продажа персональных компьютеров в США за 1981—1988 гг. выросла по количеству с 1,1 до 9,5 млн. шт., по стоимости — с 3,1 до 27,7 млрд. долл., а доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компьютеры дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете комплексного показателя экономического роста — валового национального продукта (ВНП) — вышеуказанные моменты привели к тому, что он не до конца отражал динамику экономического развития США за 80-е гг.

Тем не менее, при всех недостатках экономический рост остается наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий). Второй способ употребляется чаще, однако, не всегда возможно до конца «очистить» его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран измеряют макроэкономический рост на базе роста производства наиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями динамики экономического роста являются:

– рост объема ВВП/ВНП или НД;

– темпы роста ВВП/ВНП и НД в расчете на душу населения;

– темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.

В экономической статистике для изучения динамики используются коэффициенты роста, темпы роста и темпы прироста. Коэффициент роста исчисляется по формуле:

х = у12 ,

где у1, у2 показатели соответственно изучаемого и базового периода.

Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100. Темп прироста равен темпу роста минус 100. Однако на практике под темпом роста часто понимают темп прироста.

В СССР в течение многих десятилетий экономический рост измерялся произведенным НД, и лишь с 1987 г. начали применять показатель ВНП. В 90-х гг. в России ВВП стал основным показателем динамики народного хозяйства.

За последние 25 лет наблюдается некоторое замедление, падение темпов роста на душу населения. Разумеется, речь идет об усредненных данных, так как имеются регионы, где подобная тенденция не наблюдается.

За 1972-1992 гг. среднегодовые темпы роста производства на душу населения в Японии снизились с 8,8 до 3,2%, с 5,7 до 2,2% в Германии, с 2,4 до 2,1% в Великобритании, с 2,2 до 1,7% в США.

Замедление может быть связано с переориентацией капитальных затрат на сферу услуг, составляющую сегодня 50—60% ВВП. В России сфера услуг сегодня также вбирает в себя 51% ВВП. Спрос на материально-вещественные производственные факторы, являвшиеся ранее движущей силой, упал.

Свою лепту в замедление совокупного промышленного роста внесли, по-видимому, повышение цен на энергоресурсы и моральное старение энергоемкого оборудования. Следует учитывать также рост государственного регулирования, наложение запретов и ограничений на использование эффективного производства по экологическим причинам.

Тенденция к замедлению не исключает, естественно, подъемов. В 1993—1995 гг. имел место весьма продуктивный взлет деловой активности, причем наилучшие показатели здесь наблюдались у США и стран Восточной Европы.

Тренд в сторону падения темпов роста в нашей стране наблюдался с конца 50-х гг. С течением времени все более заметным становилось «дисконтирование будущего», связанное, в первую очередь, с прямым расхищением невозобновляемых природных ресурсов. Эксперты прямо называли нашу экономику «ресурсопоглощающей». А в начале 90-х произошел настоящий экономический обвал. Ежегодный спад ВВП составлял 5-10%.

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связаны с фактической способностью экономики к росту. Перечислю их: 1) количество и качество природных ресурсов страны; 2) количество и качество трудовых ресурсов страны; 3) объем основного капитала; 4) технология. Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным.

Однако следует различать способность к росту и реальный рост сам по себе, для которого важны следующие два соображения.

Во-первых, рост зависит от факторов спроса. Для реализации растущего производственного потенциала экономика страны должна обеспечить полное использование расширяющегося объема ресурсов. Для этого требуется повышение уровня совокупных расходов. Во-вторых, на экономический рост влияют факторы распределения. Для наиболее целесообразного использования производственного потенциала должно быть обеспечено не только полное вовлечение ресурсов в экономический оборот, но и наиболее эффективная их утилизация.

Хочется отметить, что факторы предложения и спроса, влияющие на экономический рост, взаимосвязаны. Например, безработица обычно замедляет темпы накопления капитала, а также рост расходов на исследования. И наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и капиталовложений могут стать главной причиной безработицы.

Но возможность экономики полностью реализовывать свой производственный потенциал ограничивается факторами спроса и распределения. Кривая производственных возможностей может сместиться вправо. Но действительный уровень производства не достигает возможного. Говоря иными словами, кривая реальной экономической деятельности будет находиться внутри площади, ограниченной кривой производственных возможностей. Имеется в виду, что прирост производственного потенциала реализуется, только если: совокупные расходы увеличиваются в степени, достаточной для поддержания полной занятости; дополнительные ресурсы эффективно используются, с тем чтобы обеспечить максимально возможное увеличение выпуска продукции.

При всем значении факторов спроса и распределения ресурсов основное внимание в обсуждении проблем экономического роста уделяется факторам предложения.

Увеличение реального продукта и дохода может осуществляться двумя основными способами: путем вовлечения большого объема ресурсов и путем более производительного их использования. Прежде всего, рассмотрим рост трудозатрат.

Важнейшим из факторов являются затраты труда. Этот фактор прежде определяется численностью населения страны. Надо учесть то, что часть населения включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда. К ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д. желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу.

Данный показатель затрат труда не отражает действительное положение вещей.

Можно сказать, что реальный ВНП в любое время определяется как трудозатраты (в человеко-часах), умноженные на производительность труда (реальная часовая выработка на одного занятого). Или

ВНП = число отработанных чел./часов * производительность труда.

Величина трудозатрат зависит от численности занятых и от продолжительности средней рабочей недели. В свою очередь, численность занятых зависит от численности населения в трудовом возрасте и уровня вовлечения рабочей силы в производство, то есть от доли трудоспособного населения, которое реально занято производством. Средняя рабочая неделя определяется правовыми и институциональными факторами, а также коллективными договорами.

Производительность труда находится под воздействием таких факторов, как технический прогресс, фондовооруженность, качество рабочей силы и эффективность распределения, сочетания и управления различными ресурсами.

Технический прогресс является важным двигателем экономического роста. По определению, технический прогресс включает в себя не только совершенно новые методы производства, но также и новые формы управления и организации производства. Вообще говоря, под техническим прогрессом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции.

На практике технический прогресс и капиталовложения (инвестиции) тесно взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование. Исходя из этого, вполне понятна необходимость строить атомные электростанции для применения технологий для использования атомной энергии. Тем не менее, хотя современный севооборот и контурное землевладение обеспечивает значительный прирост продукции, они совсем не обязательно требуют вовлечения новых видов или возросшего объема дорогостоящего оборудования.

Другим важным фактором экономического роста является капитал – это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, потому что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами.

Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления: чем выше норма накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размаха накопленных активов – чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста.[1]

Важным фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов. Очевидно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономический рост страны.

Но нужно сказать, что наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического роста. Например, некоторые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов, но до сих пор состоят в списках отсталых стран. Это означает, что только эффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту.

Выделяют экстенсивный и интенсивный экономический рост. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Экстенсивный тип экономического роста – это исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства (экстенсивный – от латинского слова extensivus – расширяющийся). В этом случае расширение объемов производства происходит за счет трех факторов: основного капитала, рабочей силы, материальных затрат.

Такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. При экстенсивном экономическом росте выпуск продукции повышается в той же степени, в какой возрастают величины используемых производственных основных фондов, материальных ресурсов и численности работников, следовательно, на неизменном уровне остаются значения таких экономических показателей, как фондоотдача, материалоемкость и производительность труда.

Более сложный тип экономического роста интенсивный (от французского слова intensif – напряжение). Его главный отличительный признак – повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса.

При данном типе расширенного воспроизводства появляется новый фактор экономического роста – повышение эффективности всех традиционных факторов. В силу этого производственная функция преобразуется. Ее самое простое выражение таково:

Y=AF(K,L,N)

В данной формуле А – это совокупная производительность факторов. Из формулы видено: если величина затрат производственных факторов не меняется, а их совокупная производительность А увеличивается на 1%, то объем производства возрастает также на 1%.

Интенсивный тип экономического развития основывается на широком использовании более эффективных средств производства. Увеличение его масштабов обеспечивается за счет применения более прогрессивной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных предметов труда, повышение квалификации кадров. Благодаря этим факторам достигается также повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережение, улучшение использования имеющейся материальной базы производства.

Интенсивное расширенное воспроизводство обладает рядом особенностей. Это – более прогрессивный тип экономического роста, поскольку решающую роль в подъеме эффективности вещественных условий производства начинает играть новый «мотор» – достижения науки и техники. В связи с этим в масштабе общества развивается производство научно-технической информации, которая, в конечном счете, воплощается во все более эффективные средства производства. Одновременно система образования, подготовки и переподготовки кадров обеспечивает повышение культурно-технического уровня работников.

Несомненным достоинством интенсивного увеличения производства является то, что оно преодолевает преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов.

Между тем интенсификация связана с глубокой прогрессивной перестройкой структуры народного хозяйства, широкой подготовкой кадров инициативных и высокопрофессиональных работников. Особенности интенсивного типа расширенного воспроизводства состоят в том, что при нем возможны очень высокие темпы экономического роста, а вместе с тем научно-технический прогресс может вызывать безработицу, которая усиливается в трудоизбыточных регионах страны.

2. Государственное регулирование экономического роста

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста. Давайте рассмотрим, какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, – капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Фискальная политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; 6) непроизводительные расходы государства; и) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.: г) проведение структурной политики; е) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

Дискреционная политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как мультипликатор инвестиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор государственных расходов МG показывает, насколько возрастает валовой национальный продукт ВНП в результате увеличения этих расходов G:

ВНП=G MG

Естественно, что при уменьшении государственных затрат G сокращается объем ВНП.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздействует на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако, часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Возьмем для примера наиболее важную разновидность налогов — подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется величина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных источников. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается вычитать: а) производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы; б) различные налоговые льготы. Таким образом, облагаемый налогом доход – это разница между валовым доходом и указанными вычетами.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера.

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

С начала экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходят до 85—90%), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В итоге Правительство РФ не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных налоговых поступлений.

3. Особенности современного экономического роста в России

Одной из ведущих тем в обзорах современного экономического положения России остаются итоги 2000 г. Как известно, темпы прироста ВВП в 2000 году превысили уровень 1999 г. в 2,2 раза и были самыми высокими за три последние десятилетия. Однако это обстоятельство не дает повода для завышенной оценки наметившегося в последние два года послекризисного восстановления экономики. Следует помнить, что до этого преобладала тенденция снижения объема производства. ВВП в 1998 г. сократился по отношению к 1990 г. почти на 40%; величина этого показателя в реальном выражении в 2000 г. соответствовала всего лишь уровню 1994 г.

В начале прошлого года, когда Госкомстат опубликовал предварительную оценку роста ВВП в 1999 г. (на 3,2%), она была воспринята с большими сомнениями не только относительно ее достоверности, но и устойчивости подъема экономики, обозначившегося после восьми лет спада. Уточненная цифра оказалась даже несколько выше прежней (3,5% прироста), а соответствующий показатель за 2000 г. примерно в 1,5 раза превысил прогнозный, положенный в основу разработки государственного бюджета, который многими экспертами воспринимался как излишне оптимистический.

При объяснении причин столь неожиданного ускорения темпов роста показателей экономики обычно ссылаются на благоприятную конъюнктуру внешнего рынка и влияние мер, предпринятых правительством по устранению последствий финансового кризиса 1998 г. Прежде всего называют повышение мировых цен на энергоносители, доминирующие в российском экспорте, которое стимулировало увеличение выпуска в добывающих отраслях промышленности, обеспечило увеличение валютной выручки, доходов государственного бюджета золотовалютных резервов Центрального банка. Далее говорится о некотором повышении конкурентоспособности российских товаров вследствие почти четырехкратного снижения в 1998 г. валютного курса рубля по отношению к доллару. Связанное с этим удорожание импорта подтолкнуло замену импортных товаров отечественными, что также способствовало расширению их выпуска. Действие второго и третьего факторов в 2000 г. существенно ослабло. Основное объяснение благоприятности конъюнктуры переносится в конечном итоге на более высокий, чем в 1999 г., уровень экспортных цен.

Детальный статистический анализ факторов роста ВВП затрудняется тем, что влияние их внешнеэкономической группы по имеющейся информации трудно выделить самостоятельно, так как оно интегрировано в динамике сводных макроэкономических показателей.

В структуре создания ВВП в рыночных ценах в 2000 г. удельный вес производства товаров составлял 42,0%, услуг – 46,3 и чистых налогов на продукты – 11,7%.

Как следует из табл. 1, наиболее высокие темпы роста ВВП отмечались в производстве товаров, где в 1999 г. его прирост опережал общий темп в 2,1 раза и в 2000 г. – в 1,1 раза. Ускорение роста ВВП в 2000 г. обусловлено в первую очередь увеличением в 8,9 раза темпов прироста производства рыночных услуг.

Таблица 1. Темпы роста ВВП

1999г. 2000 г.
Всего 103,5 107,7
В том числе производство: товаров. 107,5 108,6
Услуг 100,8 106,7
из них:

рыночные

100,9 108,0
нерыночные 100,6 101,8

Отраслевая структура производства ВВП измеряется в СНС в основных ценах, которые меньше рыночных на сумму чистых налогов на продукты. Доля отдельных отраслей в приросте объема ВВП за 1999 г. и 2000 г. рассчитана нами по данным о его отраслевой структуре в 1998 г. и 1999 г. и темпах роста по отношению к предшествующему году. Так, прирост ВВП в 2000 г. по отраслям в сопоставимых ценах получен как разность его объема в этом и предшествующем 1999 г. в ценах 1999 г.; прирост ВВП за 1999 г. выражен в ценах 1998 г.

Уровень цен, измеряемых дефлятором ВВП, повысился в 1999 г. по отношению к 1998 г. на 63% и в 2000 г. к 1999 г. – на 40%. Это значит, что прирост ВВП в 2000 г., выраженный в ценах 1998 г., составил примерно 192 млрд. руб. (313 млрд. руб. : 163%).

В общем приросте ВВП в 2000 г. в 4,3 раза увеличилась доля рыночных услуг, а удельный вес производства товаров в объеме ВВП уменьшился с 87,3% в 1999 г. до 52,2%. В составе рыночных услуг в 2000 г. особенно заметно увеличение торговли до 28,3% прироста ВВП. В 1999 г. из-за сокращения розничного и внешнеторгового оборота вклад этих отраслей в создание ВВП абсолютно уменьшился, чему соответствует минусовая их доля (-16,5%) в суммарном его приросте.

Анализируя рост ВВП следует подчеркнуть его увеличение за счет повышения производительности труда, уровень которой на предшествующем этапе реформ снижался.

Темпы прироста производительности труда в 2000 г., по расчетам автора, увеличились в сравнении с 1999 г. в 2,7 раза, или больше, чем ускорился рост всего ВВП. Доля фактора повышения производительности труда в увеличении реального объема этого показателя возросла соответственно с 67% до 78%. В 2,5 раза ускорилось по темпам сокращение численности безработных.

Влияние на динамику ВВП инфляционных процессов на внутреннем рынке и изменения конъюнктуры на внешних рынках отражаются показателями, выраженными в ценах соответствующих лет. В этом случае оно было решающим – дало, по нашей оценке, 95% увеличения стоимости ВВП в текущих рыночных ценах в 1999 г. и 85% в 2000 г. (табл. 3).

Таблица 2

Прирост ВВП

1999г. 2000г.
Всего – млрд. руб. 1881 2340
В том числе в % к общему приросту:

за счет увеличения физического объема производства

в результате повышения цен

5

95

15

85

Удельный вес фактора повышения темпов роста производства в приросте ВВП в текущих ценах в 2000 г. повысился по отношению к предшествующему 1999 г. в 3 раза – до 15%. Но несмотря на некоторое снижение уровня инфляции, влияние ценового фактора оставалось преобладающим.

Особенности формирования конъюнктуры внутреннего рынка видны и со стороны пропорций использования ВВП (табл. 6). Величины расходов на конечное потребление и валовое накопление складывались как результат их реального увеличения (прироста физического объема соответствующих показателей) и повышения цен. При этом обращает внимание, что в 2000 г. впервые за 90-е гг. отмечалось увеличение всех основных элементов использования ВВП в реальном выражении. В 1999 г. еще не было преодолено негативное влияние на уровень потребления финансового кризиса 1998 г. – расходы на конечное потребление в сопоставимой оценке сократились. В прошлом году их объем увеличился – расходы домашних хозяйств на конечное потребление в реальном выражении несколько превысили уровень 1997 г. Выход из кризиса создал предпосылки для расширения каждого из главных элементов внутреннего рынка – потребительского, инвестиционного и товаров промежуточного назначения. Все это вместе взятое положительно сказалось на активизации факторов предложения товаров и услуг, главные параметры которого приведены выше в связи с характеристикой динамики производства ВВП.

Особенность изменения пропорций использования ВВП заключается далее в заметной активизации инвестиционной деятельности. В 1999 г. имел место относительно небольшой прирост валового накопления. До этого объем инвестиций из года в год сокращался, а темпы их снижения в среднем за 1991-1998 гт- вдвое превышали снижение производства ВВП. Кроме того уменьшалось накопление оборотного капитала (запасы материальных оборотных средств). В 2000 г. валовое накопление увеличилось на 18%, что на порядок превысило уровень предыдущего года. Валовое накопление основною капитала увеличилось при этом на 15,2%, преимущественно в результате наращивания инвестиций в машины и оборудование, в основном отечественного производства, а также работ по эксплуатационному и глубокому разведочному бурению на нефть, газ и термальные воды. Понятно, что за два года нельзя устранить те отрицательные явления в сфере воспроизводства основного капитала, которые нарастали в течение целого десятилетия, – его устаревание из-за физического и морального износа, снижение эффективности вследствие хронического недоиспользования созданных ранее производственных мощностей, приостановки в большинстве отраслей оснащения предприятий новой техникой и др. Итоги 2000 г. примечательны тем, что появились первые признаки исправления сложившейся в этой сфере кризисной обстановки.

Удельный вес чистого экспорта в приросте использованного ВВП уменьшился с одной трети в 1999 г. примерно до одной четверги в 2000 г.

Проанализировав все вышесказанное можно сделать вывод, что основным фактором ускорения темпов роста ВВП в 2000 г. было повышение темпов роста производства в стране – в промышленности, строительстве, отраслях, производящих рыночные услуги, а также расширение спроса на внутреннем рынке – инвестиционном и потребительском. Роль в повышении темпов послекризисного восстановления экономики собственно внешнеторгового фактора оставалась существенной, но не доминирующей. Последнее видно хотя бы из того, что объем внешнеторгового оборота по сравнению с предшествующим 1999 г. увеличился незначительно; рост валютной выручки благодаря сохранению высокого уровня экспортных цен на энергоносители сказался главным образом на поступлении в федеральный бюджет больших сверхплановых доходов (к утвержденным суммам платежей).

Выяснение роли названных выше факторов в достигнутом в прошлом году повышении темпов развития экономики выходит вместе с тем за рамки обсуждаемой темы в том смысле, что затрагивает более общие проблемы перехода к рынку и оценки политики реформ. Прежде всего это относится к оценке взаимосвязи ускорения экономического роста и политики либерализации экономики.

Приписывать это ускорение либерализации было бы по меньшей мере преждевременно. Намечавшиеся дальнейшие меры в этом направлении не утверждались Государственной думой. Налоговая реформа развернута лишь с начала 2001 г. Положения программы, касающиеся реструктуризации естественных монополий, реформы жилищно-коммунального хозяйства, пенсионной системы и др., намечается осуществлять, начиная со следующего, 2002 г. и в последующий период. При этом способы проведения соответствующих преобразований в результате их более широкого обсуждения в сравнении с первоначально внесенными проектами существенно уточнены, в частности в отношении их соответствия интересам всего общества (здесь, по крайней мере, учтен негативный опыт форсированной либерализации экономики в начале 90-х гг.), недопущения очередного снижения реальных доходов основной части населения, обеспечения эффективного государственного контроля за процессом реформ.

В течение 2000 г. правительство реализовало главным образом те направления экономической политики, которые продолжали и развивали меры, намеченные предшествующими составами правительства, по устранению последствий кризиса 1998 г., который был вызван прежней практикой радикального либерализма и монетаризма. В их числе следует назвать стабилизацию обвалившегося валютного курса рубля; достижение сбалансированности государственного бюджета главным образом на основе преодоления спада производства, увеличения собираемости налогов при отказе от наращивания государственного долга; восстановление платежеспособности предприятий (сокращение задолженности и неплатежей, бартера, увеличение прибыли и др.) и населения (некоторое повышение реальных заработной платы и пенсий).

В связи с этим сторонники либерального курса продолжения реформ (их программы на последних выборах Государственной думы собрали 15-16% голосов избирателей, принявших участие в выборах) критикуют правительство за то, что оно не использовало возможности улучшившегося экономического положения для продвижения реформ. Говорится, что в этом отношении 2000 г. вновь был потерян, либо при более широкой либерализации его экономические показатели были бы лучше фактических. Приводится, в частности, оценка, согласно которой упущена возможность увеличения ВВП на 14%3. Такие утверждения представляются недостаточно убедительными. Десятилетний опыт российских реформ свидетельствует об отсутствии прямой зависимости улучшения экономического положения от степени либерализации экономики, скорее отечественные реформаторы своими действиями сформировали здесь обратный механизм зависимости. Стабилизация экономика и улучшение экономического положения проявились тогда, когда правительство отказалось от ошибочных подходов прежней концепции реформ (курса г;а саморегулирование рынка, ослабление государственного управления экономикой, надежд на западные кредиты и помощь, перенос издержек реформ через инфляцию и сокращение социальных гарантий на основную часть населения) и внесло существенные поправки и дополнения в исходную их программу.

Президент признал итоги 2000 г. и работу правительства удовлетворительными и даже хорошими, им были названы более высокие по сравнению с первоначальными оценками темпы роста экономики – около 8% прироста годового прироста ВВП4. Утверждения о возможности достижения в прошлом году еще более высоких показателей, тем более в случае проведения политики ускорения либеральных реформ, относятся к числу недоказанных гипотез.

Послание президента выдержано в более спокойных и взвешенных тонах. Подчеркивается необходимость эволюционного способа проведения рыночных преобразований, подтверждается отказ от применявшихся ранее методов шокотерапии. Предлагаемая программа характеризуется не как либеральная или консервативная, а как реалистическая.

Что касается проявляющихся попыток использовать наметившийся подъем экономики для реанимации провалившейся политики радикального либерализма, нужно отметить следующее. Обновленные неолиберальные идеи дополняются очередными, опять же слабо обоснованными обещаниями роста экономики и повышения уровня жизни народа. Далее говорится о необходимости улучшения инвестиционного климата, реструктуризации в этих целях естественных монополий, очередных шагов по перестройке на основе рыночных принципов деятельности отраслей социальной инфраструктуры, сбалансирования государственного бюджета и выполнения обязательств по обслуживанию внешнего долга государства. В этом перечне доводов настоящие цели названы лишь для второй их группы; первая половина аргументов скорее призвана отвлечь внимание от истинных целей активизации либеральных реформ, которые заключаются в ускорении накопления частного капитала (прежде всего монопольно-олигархического, в меньшей мере – среднего и малого бизнеса) путем очередного крупного перераспределения собственности, в первую очередь еще остающейся под контролем государства, и новом переносе издержек реформ на основную часть населения через расширение платности услуг и повышение цен на приобретаемые им товары первой необходимости вследствие сопровождающего либерализацию инфляционного роста издержек производства.

Эффект предлагаемых мер, если отвлечься от их очевидной имущественной выгоды для инициаторов дальнейшей либерализации, сомнителен, тогда как издержки более очевидны. Имеющиеся исследования ближайших последствий продвигаемых структурных реформ показывают, что реорганизация естественных монополий по либеральной модели может привести к замедлению темпов развития экономики. Как отмечалось при обсуждении проблем реорганизации РАО ЕЭС России, она займет от 2 до 4 лет и скорее всего будет сопровождаться снижением прироста ВВП на 1,5% в год.

Предлагаемые проекты структурных реформ в производстве к социальной сфере требуют, таким образом, более глубокого обоснования методов их peaлизации и особенно оценки социально-экономических последствий для страны, и населения.

Особенностью экономической ситуации в 2003 году являются также более высокие, по сравнению с 2002 годом, платежи по внешнему долгу Российской Федерации. В начале 2002 г. общий долг Российской Федерации (и внутренний и внешний) составлял почти 52 % ВВП. При этом внешний долг (131,9 млрд. долл.) почти в 8 раз превышал внутренний долг (около 17 млрд. долл.). Объем выплат по внешнему долгу в 2003 году по сравнению с текущим годом увеличится на сумму около 2,8 млрд. долл., т.е. до 17,3 млрд. долл. Треть российского внешнего долга номинированы в евро. Следовательно, при повышении курса евро по отношению к доллару объем погашения долга в долларовом выражении увеличивается.

По оценке Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ одним из возможных вариантов социально-экономического развития Российской Федерации на 2004-2005 годы может быть вариант инерционного развития событий, которому возможно сохранение позитивных тенденций в развитии российской экономики в краткосрочной перспективе, но при более умеренных, чем в 2002-2003 годах, темпах роста.

В 2002-2003 годах динамика основных макроэкономических показателей характеризуется следующим образом: реальный объем ВВП возрастет в 2002 году на 3,7 – 4,2%, а в 2003 г. на 4,3 – 4,8%; производство промышленной продукции – на 4,5 – 4,7% и на 5 – 5,4% соответственно, сельскохозяйственное производство – на 2 – 4% и на 4 – 6%, инвестиции в основной капитал – на 4 – 6% и на 5 – 7%, реально располагаемые денежные доходы населения – на 7 – 7,5% и на 9 – 9,5% соответственно. Несмотря на менее благоприятные внешнеэкономические условия по сравнению с 2001 годом, сохранение объемов экспорта на уровне 92-96 млрд. долл. в год. В этих условиях сокращается сальдо торгового баланса России по сравнению с 2001 годом не позволит в дальнейшем высокими темпами наращивать золотовалютные резервы и продолжать курс на значительное укрепление национальной валюты. Таким образом, предложенный инерционный вариант хотя и предполагает сохранение в краткосрочной перспективе положительной динамики основных показателей социально-экономического положения России, но не гарантирует сохранения устойчивых позитивных темпов экономического роста в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Заключение

Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

Экономический рост определяется такими факторами предложения, как природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технология. Два других фактора – достаточный уровень совокупных расходов и эффективность распределения ресурсов – существенны для реализации способностей экономики к росту.

При экстенсивном типе экономического роста многие работники не являются высококвалифицированными. Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технологического прогресса, изнашиваются производственные основные фонды.

Интенсивный тип экономического роста является более сложным. Главное отличие этого типа экономического роста от экстенсивного в том, что повышение эффективности производственных факторов осуществляется на базе технического прогресса.

Рассмотрев выше изложенные проблемы, можно сделать вывод, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития – интенсивного. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира.

Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования.

Особенность российской экономики состоит в том, что прирост розничного товарооборота исходя из сопоставимых условий и цен 2001г. составил 1364 млрд.руб., а прирост производства потребительских товаров – лишь 352 млрд.руб. При этом часть товарных ресурсов была направлена на экспорт, который увеличился на 2,3%. К тому же импорт товаров снизился на 7,3%. Это говорит о том, что от внешнеэкономической деятельности российский рынок дополнительных ресурсов не получил. Выходит, что оборот товаров резко возрос, т.е. они перепродавались по несколько раз, хотя в общем объеме товарооборота на долю продовольственных товаров пришлось в истекшем году 64% против 61% в 2000г. А продовольствие, как известно, товар одноразового использования. Поэтому вопрос о том, за счет каких ресурсов этот рост достигнут, остается без ответа.

По оценке Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ одним из возможных вариантов социально-экономического развития Российской Федерации на 2004-2005 годы может быть вариант инерционного развития событий, которому возможно сохранение позитивных тенденций в развитии российской экономики в краткосрочной перспективе, но при более умеренных, чем в 2002-2003 годах, темпах роста.

Список литературы

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.:Юнити-Дана, 2000.
  2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. – М.:ИД ФКБ – ПРЕСС, 2000.
  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юнити, 1999.
  4. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2001.
  5. Долан Эдвин Дж., Линсдей Дэйвид Е. Макроэкономика. – СПБ.: Литера- плюс, 1996.
  6. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.
  7. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Финансы, Юнити, 1997.
  8. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991. Гл. 7, 8.
  9. Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. 1, 2.
  10. Основы экономической теории “// Под ред. Камаева В.Д., М., «Владос», 1999.
  11. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, Юнити, 1998. – 639 с.
  12. Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1997.
  13. Юденков Ю.Н. Концептуально – правовые основы формирования и исполнения бюджета. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М: Центральный Банк Российской Федерации, 2001. – 207с.
  14. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 1999 году //Вопросы экономики. 2000. №4.
  15. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета, 3 июня 2000 г. с.3.
  16. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. – №3. – с.16.
  17. Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году //Финансы – 2001 – №9 – с.3-6.
  18. Соснин А.Е. Государственный долг – благо или зло?// Финансы. 2003. №10
  19. Приоритеты бюджетной политики (материалы расширенного заседания коллегии Минфина РФ) //Финансы №3, 2003. с. 3-7

  1. Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: Проспект. 1998. с. 213

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.