Содержимое

Введение

Трудовая миграция в последние годы стала самым массовым потоком в России, обойдя в этом отношении репатриацию, которая лидировала в первой половине 90-х. Этот вид движения получил бурное развитие после официального признания свободы въезда-выезда и начала рыночных реформ, создавших соответствующие возможности, а также вследствие падения уровня жизни и безработицы, обусловивших необходимость поиска альтернативных заработков.

Большая часть трудовых поездок либо не регистрируется (что характерно для миграций в пределах СНГ) либо совершается под маской туризма (в основном между Россией и странами вне СНГ), причем это касается как въезда иностранцев на заработки в Россию, так и выезда россиян с этими же целями за границу.

В пределах СНГ преобладающий поток трудовых мигрантов, как и миграция на постоянное жительство, направлен в Россию. Россияне же выезжают преимущественно за пределы СНГ. Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов в России – торговля, строительство, транспорт, ремонт жилья, сервисные услуги. Кроме того, иммиграция в Россию на постоянное место жительства из стран СНГ частично трансформируется во временную трудовую миграцию, что является средством адаптации населения к условиям приема в России. Распространено мнение, что большинство трудовых мигрантов – незаконные (недокументированные). Исследования, проводившиеся Независимым исследовательским Советом по миграциям стран СНГ и Балтии, этого не подтверждают. В том или ином виде разрешения на работу имеют около половины мигрантов из СНГ, а въезжает законно подавляющее большинство.

Единовременное количество трудовых мигрантов из стран СНГ в России оценивается на основе упомянутых исследований примерно в 3 млн. человек, из них около 1 млн. человек из Украины. С другой стороны, , около 10% домохозяйств России имеют в своем составе трудовых мигрантов, что составляет более 5 млн. человек, из них 1,5-2 млн. выезжают за пределы СНГ, остальные ездят на заработки внутри России. Выездные работники из числа россиян составляют весомый сегмент российского рынка труда: 15% от занятых в госсекторе, 8% занятых в экономике, более одной трети занятых в неформальном секторе экономики. Если к этому прибавить трудовых иммигрантов, доля трудовой миграции достигнет не менее 12% занятых в экономике.

Трудовая миграция – эффективное средство борьбы с бедностью. Большинство трудовых мигрантов (более двух третей) обеспечили материальный достаток в своих семьях. Этот вид миграции является серьезным генератором среднего класса в стране (благодаря ему этот слой населения расширился по меньшей мере на 4 млн. человек), школой бизнеса и рыночных отношений (каждое пятое мигрантское домохозяйство в России на выездные заработки открыло свой бизнес). Значительная часть трудовых мигрантов решили жилищную проблему (20-25%), повысили качество жизни (примерно каждая пятая семья отдыхала за границей или на курортах бывшего СССР, многие семьи смогли обеспечить себе качественное медицинское обслуживание). Трудовая миграция – действенный инструмент включения России в международный рынок труда, освоения мирового делового опыта, наконец, она катализатор интеграции СНГ, поддерживающий тесные связи между населением стран Содружества, несмотря на все административные препоны.[1]

Иностранная рабочая сила привлекалась более чем из 100 стран. Главными экспортерами по-прежнему были Украина (32,4% в 2001 г.), Китай (13,6%), Турция (7,4%), Вьетнам (7,1%), Молдавия (4,7%), бывшая Югославия (3,6%), Узбекистан, Таджикистан, Северная Корея (каждая страна по 3,5%). Больше всего привлекают на работу иностранцев Центральный район (36,7%, 2001 г.), Западная Сибирь (17,1%), Дальний Восток (12,4%). Самый крупный потребитель иностранной рабочей силы – Москва (29,2%).

Тенденции изменений в структуре занятости иммигрантов, нанятых по контракту, наметившихся в 2002 г., сохранялись и в 2003-2004 гг.: сократилась доля занятых в строительстве – основной сфере, нанимающей иностранных работников (с 51% в 1998 до 45% в 1999 и до 39% в 2003 и 2004 гг.); росла доля промышленности (8,9% в 1999, 12,5% в 2003 и 13% в 2004 гг.) и сельского хозяйства (7,3%, 9,4% и 10,1%), стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23,3%).

В то же время по 45,8 тыс. россиян в 2003 и 2004 гг. было официально трудоустроено по контрактам на работу в 86 зарубежных странах. Из них 20,8% (2004 г.) трудоустроено на Кипре, по 8,5% в Великобритании и Германии, 7,6% в Греции, 6,8% на Мальте, 5,3% в Японии и других странах. Почти три четверти (73,2%) работающих за рубежом заняты на морском транспорте.

Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы на сегодняшний день.

Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть понятие и основные направления миграции, а также выявить влияние трудовых миграций на занятость населения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие миграции и ее причины

– рассмотреть влияние миграции на рынок труда

– рассмотреть прогноз влияния миграции на рынки труда РФ.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал, данные периодической печати

Глава 1. Межстрановое и межрегиональное перемещение рабочей силы: причины, сущность, динамика

1.1 Понятие трудовых миграций

Миграции населения – перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграции населения являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции населения сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции населения имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук – демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. Прикладное значение имеют исследования миграции населения. для целей общеэкономического и регионального планирования, использования трудовых ресурсов.

Понятие «миграция населения» предполагает перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Кроме того, специалисты выделяют и международную (внешнюю) миграцию, также осуществляемую в различных формах: трудовой, семейной, туристической и др.

В данном контексте рассматриваются прежде всего проблемы международной трудовой миграции, а также процессы развития международного рынка рабочей силы, который существует наряду с другими мировыми рынками: в частности, товаров и услуг, капитала. Перемещаясь из одной страны в другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Современный международный рынок рабочей силы включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет таким образом национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме трудовой миграции.[2]

Среди важнейших побудительных мотивов и причин международной миграции трудовых ресурсов находятся различные факторы экономического и неэкономического характера.

К причинам экономического характера следует отнести следующие: (1) различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем); (2) наличие национальных различий в размерах заработной платы; (3) существование органической безработицы в некоторых странах и, прежде всего, в слабо развитых; (4) международное движение капитала и функционирование международных корпораций (как известно, корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в регионы с избытком трудовых ресурсов).

Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэкономического характера политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции.

Следует иметь однако в виду, что по большей части в процессах международной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабочих специальностей.

На практике международная миграция рабочей силы возникала как стихийное явление, но по мере развития процесса начинала подпадать под регулирующие мероприятия государства. Тем не менее и в настоящее время не изжиты полностью черты стихийности в рассматриваемом процессе.

История современной международной трудовой миграции насчитывает полтора столетия. С середины прошлого века обнаружились довольно многочисленные миграционные потоки из европейских стран в США, особенно в периоды благоприятной экономической конъюнктуры за океаном. В эти годы причинами перемещения рабочей силы могли быть и аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, и безработица, и более приемлемые условия работы в США, а также и перспективы повышения уровня жизни для многочисленных мигрантов из Европы.

Следующим этапом широкомасштабной эмиграции из разных стран в США следует считать период 20-50-х гг. текущего столетия. Так, после первой, а затем и второй мировой войн наметились новые миграционные волны: (1) это «утечка умов», то есть устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку; (2) потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и (3) из Вьетнама (1974-1975 гг.), (4) а также с Кубы (1980 г.). Но самым крупным потоком в США этого времени (5) стал наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

Также и в Европе после второй мировой войны (особенно с начала 60-х годов) наблюдались достаточно интенсивные процессы межстрановой миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. На современном этапе использование иностранной рабочей силы постепенно становится важным элементом нормального функционирования механизма мирового хозяйства.

Согласно официальным данным, к началу 2004 г. в мире насчитывалось болеe 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1990 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может превышать к середине 90-х годов 100 млн. человек.

1.2. Виды трудовых миграций

Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:

Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.

Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

Миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

“Утечка мозгов” – международная миграция высококвалифицированных кадров.

Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее алтивная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда. Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграции приводит к росту благосостаяния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.[3]

Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на “утечку мозгов”, доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений различий в темпах экономического роста между странами.

1.3 Миграционные тенденции и миграционная политика

К сожалению, миграционные тенденции последнего времени не соответствуют долгосрочным интересам. Лишь однажды — в 1994 году — миграционный прирост в стране поднимался до значений, сравнимых с необходимыми в перспективе (810 тысяч человек). Затем он неуклонно снижался — до 72 тысяч человек в 2001 году.

Неблагоприятная динамика целиком обусловлена сокращением притока мигрантов из стран СНГ. Главная причина этого кроется в излишне жесткой ограничительной миграционной политике России.

Протекционистская иммиграционная политика предполагает создание в стране благоприятной обстановки для приема и жизни мигрантов, подразумевающей в том числе и формирование доброжелательного отношения к ним со стороны населения, разработку разветвленного, гибкого и простого в реализации правового поля в отношении предоставления вида на жительство, трудового найма, частного предпринимательства, аренды земли, обзаведения и владения собственностью.

Переход к рыночным отношениям четко поляризовал территорию страны в отношении условий и перспектив роста, повернул миграционные потоки в сторону наиболее обжитых и благоприятных для жизни регионов. В последнее десятилетие главным межрегиональным вектором миграций в России стало движение с севера и востока на юг и запад, в противоположность не только предыдущему десятилетию, но всей истории страны, когда население перемещалось на север и восток страны.

Два района страны образуют миграционные полюса — Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. Каждый последующий регион, расположенный в западном направлении от Дальнего Востока, теряет население, мигрирующее во все более западные регионы, одновременно частично восполняя его за счет восточных. Благодаря движению с востока, Восточная Сибирь компенсирует 10-15 процентов своих потерь, обусловленных миграцией в западном направлении, Западная Сибирь уже около половины, а на Урале приток с востока с лихвой перекрывает отток на Запад.

Потери Севера и Востока очень велики. Как показала перепись, население Чукотки с 1989 года сократилось в три раза, Магаданской области — в два с лишним раза, Дальневосточного федерального округа в целом — на 16 процентов.

На общем изменившемся фоне незыблемой осталась позиция лишь Центрального района, который был и остается главным ареалом притяжения мигрантов, куда их поток, в противоположность всем регионам, почти не иссякает. Сократившийся миграционный поток в Центр из СНГ был возмещен за счет внутренних мигрантов с севера и востока России.

Конструктивная миграционная политика многофункциональна. Она должна способствовать достижению важнейших общественных целей, таких как развитие рыночных отношений, построение демократического общества, соблюдение прав человека, интеграция в международный рынок труда, укрепление безопасности страны.

Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что она абстрагируется от проблем экономического развития страны. Между тем рыночная экономика предъявляет очень жесткие требования к миграции, поскольку высокая мобильность рабочей силы является неотъемлемым условием ее успешного развития. Поэтому повышение мобильности населения должно находиться в центре внимания миграционной политики.

Непременным условием высокой мобильности населения является свобода передвижения. Проблема не так проста, как кажется. Реализация этой конституционной нормы предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий, требующих для полного осуществления больших затрат и продолжительного времени. Отмена ограничений на уведомительную регистрацию по месту жительства, которые существуют во многих субъектах Российской Федерации, является первоочередной мерой, но не исчерпывает задачи.

Мобильность рабочей силы очень сильно сдерживается неразвитостью рынка жилья. Необходимо как можно быстрее преодолеть крепостную зависимость рабочей силы от жилья, развивая ипотечные и арендные формы жилищной обеспеченности, причем не только для населения, но, что очень важно, и для предприятий. Работа в этом направлении идет крайне медленно.

Решение проблемы свободы передвижения предполагает и ряд других серьезных мер, среди них обеспечение защиты частной собственности, прежде всего жилищной (в настоящее время владельцы жилья часто отказывают квартиросъемщикам в регистрации из-за боязни потерять жилье), разработка и внедрение альтернативной системы учета населения (путем регистра, дактилоскопии и других методов).

Остро стоит вопрос относительно регулирования китайской иммиграции. Хотя угроза китайской экспансии действительно существует, она представляет собой и угрозу, и необходимость для России одновременно. А это существенно меняет дело. [4]

На российско-китайской границе сложился огромный перепад демографического потенциала. По разным оценкам, в основном зависящим от охвата российской территории, плотность населения на китайской стороне в 15-30 раз больше, чем на российской. В самом заселенном дальневосточном регионе — Приморском крае — средняя плотность населения составляет всего 13,5 чел./км2. Только на самом юге края, в районе Владивостока, плотность достигает 30 чел./км2, на протяжении же большей части российско-китайского пограничья она не превышает 4-5 чел./км2. В прилегающем к Дальнему Востоку Северо-Восточном Китае плотность достигает 130 чел./км2. На юге Дальнего Востока живет около пяти миллионов человек, а в трех провинциях Китая по другую сторону границы — более 100 миллионов. Все население Сибири и Дальнего Востока в три раза меньше. В одном только Харбине численность населения в два раза больше, чем во Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске, вместе взятых.

В качестве регулирующей меры выдвигаются рекомендации о стимулировании миграции в пограничные районы Сибири и Дальнего Востока. Говоря о переселении на восток, прежде всего, рассчитывают на русских из бывших республик Союза. Но поедут ли репатрианты на восток? Они, как и внутренние мигранты, более всего предпочитают селиться в центральных и южных регионах России и, кроме того, в прилегающих к Казахстану областях Урала и Западной Сибири.

Приток мигрантов тесно коррелирует с уровнем развития частного сектора экономики. То, что этот сектор быстрее развивается именно в центральных и юго-западных районах, имеющих более разветвленную экономику, лучше оснащенных коммуникациями, тесно связанных с Украиной, Белоруссией, географически и экономически близких к странам Восточной и Западной Европы, закономерно. Резко усилившееся тяготение населения к наиболее обжитым и комфортным районам — не столько конъюнктурное явление, реакция на экономическую депрессию, сколько долговременная тенденция — запоздалое проявление перехода от экстенсивного способа освоения пространства к интенсивному, к сжатию (уплотнению) заселенной территории, более эффективному ее использованию, делающему те возможности, которыми располагает общество, доступными для всего населения. Поэтому нет оснований надеяться, что в будущем мигранты снова поедут на восток. Даже те из них, кто захочет “сесть на землю”, — тем более что в европейской части страны тоже много пустующей земли, в том числе и самой лучшей, черноземной.

Не способствует переселению и демографическая ситуация, так как именно в староосвоенных районах ожидается самая быстрая естественная убыль населения, в том числе населения трудоспособного возраста. Именно здесь возникнет в перспективе самый острый дефицит труда.

Совершенно очевидно, что китайская проблема — это не региональная, а общероссийская проблема, требующая выработки долгосрочной стратегии.

С точки зрения сохранения целостности России, возможно, разумнее пошире открыть двери китайцам на западе страны, создавая им условия для более равномерного расселения по российской территории, не стараясь концентрировать их на Дальнем Востоке и особенно в слабозаселенной Восточной Сибири. Кроме того, можно шире привлекать не только китайцев, но и вьетнамцев, корейцев, возможно, и иммигрантов из Индии, стран Африки, чтобы избежать доминирования одной этнической группы.

Возникшая ситуация со всей очевидностью обнажает проблему дефицита в России собственных демографических ресурсов для освоения всей территории страны, являясь дополнительным аргументом в пользу необходимости масштабной иммиграции. [5]

Глава 2. Влияние международной миграции рабочей силы на рынок труда

2.1 Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы

Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений.

К ним следует отнести: (1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; (2) миграция в рамках промышленно развитых стран; (3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; (4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые); (5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Так, иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют одну четвертую всех занятых в строительстве и одну треть – в автомобилестроении; в Бельгии – половину всех шахтеров, в Швейцарии – две пятых строительных рабочих.

Современная межстрановая миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой зоны, связана в большей мере с неэкономическими факторами, чем с экономическими. И тем не менее нередко такое явление, как «утечка умов», в частности из Европы в США.

Специфическим примером служит также межстрановая миграция рабочей силы в рамках ЕС. В ЕС принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписана 9 декабря 1989 г.), в разделе 1 которой записано, что «каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем», а во втором – «свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране».

Таким образом, в этом документе декларируется, что создание единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.

Несмотря на то обстоятельство, что предложенные принципы могут иметь ряд негативных последствий на практике (демпинг, дифференциация стран по использованию рабочей силы определенной квалификации и пр.) рассмотрение модели межстрановой трудовой миграции в рамках ЕС весьма полезно для дальнейшего становления рынка трудовых ресурсов в СНГ.

На протяжении десятилетий послевоенного периода наблюдался существенный рост миграционных потоков рабочей силы также и между развивающимися странами.

Как известно, в период 50-70-х гг. происходило ускоренное промышленное развитие «периферийных» регионов мира, которые добивались впоследствии определенных результатов в своем промышленном развитии. К ним относились страны Латинской Америки, Юг Африки, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия.

Специалисты считают первым (по временному принципу) среди таких центров «притяжения» иностранной рабочей силы Южную Африку, которая еще со второй половины 50-х гг. активно привлекала «лишнюю» рабочую силу из соседних африканских стран.[6]

Последовавшая затем волна обретения многими африканскими государствами политической независимости способствовала развитию этого процесса. Активное проникновение в Южную Африку международных корпораций из США и Западной Европы в 70-е годы сделало довольно устойчивой широкую миграцию африканских рабочих в этот субрегион.

Позднее, уже в 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Южной Америке в составе наиболее развитых стран: Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Мексики. Страны региона становятся экспортерами как низкоквалифицированных работников, так и специалистов высокой квалификации (инженеры, врачи). Параллельно в эти страны ежегодно приезжает многочисленная рабочая сила из сравнительно более экономически отсталых стран континента, а также из азиатских и африканских стран.

Далее, формирование ближневосточного центра притяжения рабочей силы связано с бурным развитием нефтедобывающей промышленности в 70-х годах. Уже в конце 70-х годов в Саудовской Аравии, Кувейте, Омане, ОАЭ работало свыше 3 млн. иностранных рабочих и специалистов как из соседних арабских стран, так и из Азии, особенно из Индии и Пакистана, отчасти из Южной Кореи.

Последние десятилетия текущего столетия явились периодом становления еще одного региона как центра притяжения рабочей силы из разных стран. Это – Юго-Восточная Азия, где с 70-х гг. происходил процесс ускоренного промышленного развития и интернационализации хозяйственной жизни стран этого гигантского региона. Немаловажная роль в указанных процессах принадлежит деятельности ТНК разного «национального» происхождения: американским, японским, австралийским, южнокорейским, тайваньским.

На современном этапе существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны, представляющая собой сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причинами подобной трудовой миграции выступают как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей, инженеров, инструкторов и других специалистов, в частности, в странах арабского региона), так и чисто бытовые.

Таким образом, международная миграция трудовых ресурсов представляет собой одну из важных особенностей современных МЭО.

На современном этапе и страны-импортеры, и страны-экспортеры рабочей силы, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования этих процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов. Особая роль принадлежит Международной организации труда (МОТ), одной из основных функций которой является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, зарплата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция и др. Как известно, за время функционирования МОТ было принято более 300 конвенций и рекомендаций.

2.2 Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры и страны-экспортеры рабочей силы

Принимающие иностранную рабочую силу страны используют трудовую миграцию как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение.

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так, в конце 80-х годов иностранные рабочие составили в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии – 40% всех строительных рабочих, в Бельгии – 50% шахтеров и т.д.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации.

В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.[7]

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате «похищения умов» Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств. В Соединенных Штатах учатся тысячи людей из Азии, Африки и Латинской Америки и многие из них остаются в этой стране.

Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает, безусловно, позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации или бывших членов президентского Совета экономических советников.

Что касается влияния рабочей силы на страны-экспортеры, то проводившиеся в 80-е гг. на эту тему исследования дали положительные результаты. Они показали, что отъезд части населения отдельных стран за рубеж способствовал нормализации на их рынках труда. Так, в Пакистане во второй половине 80-х гг. миграция за рубеж позволила сократить безработицу на 1/3. То же самое произошло в Бангладеш и Индии. Более того, многочисленные эмпирические данные свидетельствуют, что миграция рабочей силы способствует повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран-доноров.

В качестве еще одной выгоды, приносимой эмиграцией рабочей силы, можно назвать рост квалификации выезжающих в другие страны рабочих. За границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран – экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.

Важное значение для экономики стран – экспортеров рабочей силы имеет приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся-мигранты. Их переводы иногда составляют значительную часть доходов страны и тем самым способствуют нормализации финансовой ситуации.

Уместно напомнить, что ранее значительная часть специалистов исходила из того, что утечка рабочей силы за границу наносит большой ущерб стране. Действительно, такой итог был, когда иммигрировали «сливки» рабочей силы, а возникавшие вакансии занимались менее подготовленными работниками. К примеру, подобная ситуация возникла в Египте, когда строительные рабочие массами отправились на заработки в страны Персидского залива, что привело к снижению производительности труда в строительстве. Но исследования 80-х гг. показали, что миграция во многих случая выражается в оттоке, прежде всего неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Да и отток квалифицированных работников не всегда наносит ущерб стране. Так, если предложение квалифицированного труда превышает спрос, то трудовая эмиграция повышает шансы на трудоустройство образованной молодежи.

2.3 Влияние межрегиональной миграции на занятость населения и рынок труда

За годы становления рыночных отношений в Российской Федерации особую роль в процессах межрегиональной миграции приобретают Северные регионы.

Все кризисные явления в этих регионах с их сырьевой направленностью носят неизмеримо более разрушительный характер, чем в целом по стране. Нарастающий спад производства, особенно в базовых отраслях экономики, отставание в развитии социальной инфраструктуры, появление безработицы и ее стремительный рост, резкое ухудшение продовольственного снабжения населения, привели к более значительному снижению его жизненного уровня по сравнению с другими регионами. Негативную роль сыграла и проводившаяся долгие годы по отношению к Северу потребительская ведомственная политика прежних государственных структур, приведшая к возникновению диспропорций между основным и обеспечивающим производствами, материальной и нематериальной сферами хозяйства, экономическим и социальным развитием, а также к созданию производств, зачастую оправданных Северной спецификой.

Сокращение производственных программ освоения природных ресурсов, вызванное в значительной степени недостаточными объемами государственных инвестиций, обусловило уменьшение объемов продукции, выпускаемой важнейшими отраслями народного хозяйства и соответствующее снижение финансовых поступлений в бюджеты северных субъектов Российской Федерации .

Все эти процессы привели к свертыванию социальных программ, трудностям с обеспечением деятельности бюджетной сферы, увеличению численности незанятого населения и росту социальной напряженности. Льготы которые и раньше были явно недостаточны для компенсации жизни в природно-климатических условиях Севера, окончательно потеряли свое значение. Денежные доходы и накопления перестали быть реальным фактором стабилизации жизнеобеспечения не только в перспективе, но и в настоящее время.

Все это обусловило и так повышенную мобильность населения Севера и явилось причиной неэквивалентного миграционного обмена с другими регионами России, в результате чего он теряет в первую очередь более квалифицированные кадры активных трудоспособных возрастов, в значительной мере адаптированные к условиям Севера и незаменимые для нормального функционирования его народнохозяйственного комплекса. При этом миграционный отток населения из этих районов, как правило, не компенсируется притоком ни в количественном, ни в качественном отношении. Одновременно в целом ряде регионов Севера миграционные потери усугубились естественной убылью населения. В результате этих процессов абсолютная численность населения Российского Севера за 1995 -2002 гг. сократилась более, чем на 1 млн. чел. или на 7% .

При этом в Магаданской области численность населения за этот период уменьшилась более чем на половину, в Чукотском АО – на треть, в Сахалинской, Камчатской областях, Эвенкийском АО, северных районах Хабаровского края, Амурской и Читинской областях, Республики Бурятия в среднем -15-20%.

К 2003 году общая численность северных переселенцев только из лиц в трудоспособном возрасте со стажем проживания на Севере 10 и более лет может составить около 3 млн. человек (по данным Госкомсевера России). До настоящего времени не создано эффективных механизмов регулирования оттока из районов Севера таких категорий населения (в частности, реализация Федеральной целевой программы “Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”, разработанной Госкомсевером России и ориентированной на решение этих задач, осуществляется крайне медленными темпами из-за недостаточности объемов бюджетного финансирования).

Последние годы характеризуются серьезным ухудшением показателей рынка труда в северных регионах страны. На учете в региональных службах занятости районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей состояло на 1.07.2003 года около 350 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 313,8 тыс. человек имели статус безработных.

Ряд регионов Севера отличается крайне высоким удельным весом сельских жителей в составе безработных, намного превышающим среднероссийские показатели. При этом безработица здесь носит особо застойный характер (более 8-9 месяцев).

В тех сельских районах, где сосредоточены отрасли не представляющие инвестиционного интереса (исторически сложившиеся традиционные отрасли хозяйствования коренных малочисленных народов Севера) из-за высоких производственных издержек формируются экономически депрессивные зоны с очагами высокой безработицы. Поэтому для создания новых рабочих мест, предотвращения угрозы массовой безработицы и повышения реальных доходов селян необходима государственная помощь (Федеральные и областные трансфертные программы).[8]

На фоне значительных объемов предложения рабочей силы со стороны незанятого населения на регистрируемом рынке труда районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2003 году (по сравнению с соответствующими датами 2002 г.) число вакантных рабочих мест продолжает сокращаться.

При этом на период октябрь 2002 – октябрь 2003г.г. в Эвенкийском, Таймырском и Чукотском автономных округах число вакантных рабочих мест сократилось более, чем на 3/4, в Тюменской области Приморском и Красноярском краях – более чем наполовину. При этом по районам Севера Тюменской области и Республики Алтай и в Эвенкийском АО в распоряжении региональных Служб занятости заявок на рабочую силу практически не имелось.

Происходящие демографические процессы и прежде всего, миграционный отток трудоспособного населения из регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в условиях спада производства можно было бы рассматривать как “смягчающий” фактор нежелательного развития ситуации на региональных рынках труда. Однако, уже в ближайшие годы сочетание суженного естественного воспроизводства и миграционного оттока населения, обладающего, как известно, достаточной инерционностью, создает проблемы и в стадии формирования рабочей силы.

Таким образом, в ходе рыночных преобразований в районах Севера происходит фактическое разрушение сложившегося к началу 90-х годов кадрового потенциала данных регионов, принимающие во многом необратимый характер. В этих условиях особенно актуальной становится определение оптимальной численности постоянного населения и трудовых ресурсов, необходимых для нормального функционирования народнохозяйственного комплекса Севера России и разработка адекватных мер по их стабилизации.

Основной целью государственной миграционной политики в отношении Северных регионов страны должно стать, с одной стороны, содействие переселению части “избыточного” населения, особенно из районов с экстремальными климатическими условиями, и, с другой стороны, закрепление и привлечение квалифицированных кадров, необходимых для нормального функционирования экономики Севера. При этом, под “избыточным” населением следует понимать, прежде всего, часть лиц пенсионного возраста из числа некоренного населения, лиц в трудоспособном возрасте, состояние здоровья которых не позволяет далее проживать в условиях Севера, а также часть безработных из числа приезжего населения. Оказание государственной поддержки для переселения этих граждан (при их согласии) отвечает интересам государства в целом и, особенно интересам северных регионов, так как более высокие, в условиях Севера, социальные выплаты этим лицам истощают и без того скудные бюджеты северных территорий. Одновременно это уменьшит нагрузку на социальную инфраструктуру Севера, в том числе и на рынок жилья, что поможет решить проблему закрепления необходимых для Севера кадров.

Разработка мер государственной миграционной политики, особенно в части закрепления и привлечения специалистов для работы в условиях Севера, должна основываться на “Концепции развития народнохозяйственного комплекса районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” (разрабатывается в настоящее время специалистами Госкомсевера РФ), позволяющей определить качественные и количественные параметры трудовых ресурсов, необходимых для нормального функционирования экономики Севера. В частности, освоение и добыча природных ресурсов в районах с экстремальными природно-климатическими условиями, по-видимому, должны осуществляться преимущественно вахтовым методом без проживания здесь постоянного населения (не имеется ввиду аборигенное население).

В целях выработки единого подхода к реализации миграционной политики и предотвращения миграционного прессинга на регионы вселения как со стороны северных переселенцев, так и других категорий мигрантов ФМС РФ необходимо осуществлять координационную работу (заключение межведомственных соглашений) с заинтересованными министерствами и ведомствами, в частности с Госкомсевером РФ, осуществляющим переселение северян в регионы наиболее благоприятные для проживания и трудовой деятельности.

Глава 3. Прогноз влияния миграции на рынки труда Российской Федерации

Разработка обоснованной и действенной миграционной политики, учитывающей состояние занятости на рынке труда, требует определения предполагаемых изменений миграционной ситуации и ее влияния на формирование населения трудоспособного возраста в каждом субъекте РФ. Это позволит определить основные проблемы на региональных рынках труда, которые могут возникнуть в связи с изменившейся миграционной обстановкой.

Основой прогноза влияния миграции на рынок труда стало предположение о сохранении в ближайшем будущем основных тенденций существующей социально-политической и социально-экономической ситуации в стране, которые будут определять особенности миграционных процессов и степень миграционной привлекательности регионов.

Главными особенностями прогнозируемого периода является выход к 2005 г. практически всех российских регионов на траекторию устойчивого экономического роста, существенное расширение инвестиционной базы для создания и модернизации рабочих мест в соответствии с приоритетными направлениями развития. Период 2003-2006 гг. будет наиболее напряженным в связи со сложившейся неустойчивой социально-политической обстановкой в сочетании с трудностями преодоления экономического кризиса.

В период до 2006 г. дополнительная потребность населения в рабочих местах будет формироваться как под воздействием высокого уровня безработицы, так и под влиянием роста численности населения трудоспособного возраста, которое составляет преобладающую часть экономически активных граждан.

Численность населения трудоспособного возраста, уменьшавшаяся с начала 90-х и начавшая увеличиваться к началу прогнозируемого периода (85.6 млн. человек в 2002 г.), продолжит рост и в прогнозируемый период (до 89,5 млн. человек в 2006 г.). Основу данного демографического процесса составляют прохождения “демографических волн” (т.е. изменение соотношений возрастных групп населения) в сочетании с положительным сальдо внешней миграции. Рост численности потенциально трудоспособного населения совпадет по времени с высокой заинтересованностью этого населения в оплачиваемой работе.

Миграционная ситуация, определяемая особенностями социально-политической и социально-экономической обстановки, будет характеризоваться некоторым ростом общей миграционной подвижности, уменьшением притока населения в регионы традиционной миграционной привлекательности и его оттока из зон хозяйственного освоения, а в дальнейшем поддержанием там численности населения необходимой для эффективного использования природных ресурсов. Несмотря на некоторую стабилизацию рыночной экономики к 2006 г., роль миграционного прироста в восполнении естественных потерь населения к концу прогнозируемого периода еще более уменьшится по сравнению с настоящим временем. В тоже время проблемы занятости населения и адаптации мигрантов, в том числе и их трудоустройство, будут стоять достаточно остро и потребуют соответствующего внимания к себе со стороны общества и государства.

Демографический прогноз Госкомстата РФ и экстраполяция ретроспективных данных миграционного прироста населения трудоспособного возраста с последующей их экспертной оценкой на перспективу до 2006 г. дают основание предполагать об уменьшающейся роли миграционного прироста в формировании населения трудоспособного возраста в регионах-реципиентах. В тоже время миграция наиболее активных групп населения из зон нового освоения (регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока), являющихся в основном регионами – донорами, заметно сократится, что будет связано, с одной стороны, с уменьшением трудового потенциала этих регионов, а с другой – некоторой стабилизацией их экономики, ведущей к повышению спроса на рабочую силу.

Прогноз динамики миграционного сальдо населения трудоспособного возраста за счет передвижений внутри страны и за ее переделы, т.е. внутренней и внешней миграции на перспективу до 2006 г. в региональном разрезе показал сохранение при общем сокращении миграционного притока ведущей роли внешней миграции в пополнении трудового потенциала страны и ее регионов. [9]

Таким образом, в большинстве российских регионов в ближайшем будущем сохранятся основные тенденции влияния миграции на формирование населения трудоспособного возраста, а значит, на состояние рынка труда, характерные для настоящего времени. Однако количество регионов-доноров к концу прогнозируемого периода может увеличиться за счет регионов-реципиентов. Это обусловлено тем, что миграционный отток к концу прогнозируемого периода из районов традиционного выхода мигрантов в последнее десятилетие уменьшится, а часть регионов, которые в 90-е годы аккумулировали переселенцев, будут отдавать незначительную часть своих трудовых кадров в другие районы.

В результате обобщенной оценки предполагаемых изменений ситуации на рынке труда, миграционной обстановки, особенностей формирования предложения рабочей силы в различных регионах страны была составлена региональная типология ожидаемого влияния миграции населения трудоспособного возраста на рынок труда на период 2001-2006 гг., которая доказала предположение о сохранении основных тенденций в большинстве российских регионов. Однако, наметились некоторые кардинальные изменения:

  1. Несколько ослабеет миграционная нагрузка и уменьшится напряженность на рынках труда таких регионов, как Брянская область, Республика Марий Эл, Астраханская область, Ульяновская область, республики Северная Осетия-Алания, Алтай, Хакассия, Алтайский край, Курганская область, Оренбургская область и т.д. Это будет обусловлено в некоторой степени возникновением возвратной миграции из этих регионов в районы выхода вследствие улучшения их социально-экономической обстановки.
  2. В национальных образованиях и республиках, относящихся к типам регионов – доноров, как Ненецкий, Таймырский, Корякский автономные округа, республики Карелия, Мордовия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Бурятия, Тыва, Красноярский край, увеличение выбытия населения наиболее активных рабочих возрастов и обладателей высокого и среднего квалификационного уровня продолжит наносить серьезный урон интеллектуальному потенциалу этих регионов.
  3. При дальнейшем осуществлении традиционных мер политики занятости и регулирования миграционных процессов возможно увеличение миграционной нагрузки в трех западносибирских регионах – Тюменской области, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округах и в северокавказских республиках Ингушетия и Кабардино-Балкария. Причем Кабардино-Балкарская республика и Ямало-Ненецкий автономный округ к концу прогнозируемого периода из регионов – доноров могут устойчиво на протяжении всего последующего десятилетия (до 2010-2013 гг.) принимать население из других российских районов, а также из стран Ближнего Зарубежья. Таким образом, предпо-лагается ухудшение ситуации на рынках труда этих регионов.

Таким образом, представленная типология ожидаемого влияния миграции на рынок труда позволяет уже сегодня определить основные направления политики занятости с учетом перспектив миграции населения трудоспособного возраста и ее влияния на формирование предложение рабочей силы на региональных рынках труда. [10]

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

В переводе с латинского migratio означает перемещение, переселение. Миграцию населения рассматривают в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграция населения представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле означает “переселение”. Миграция населения в широком значении слова – любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населёнными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

Миграция населения в широком смысле охватывает четыре вида перемещений: безвозвратные, маятниковые, эпизодические, сезонные. Перечисленные виды специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует самые разные цели.

Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами.

Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений.

К ним следует отнести: (1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; (2) миграция в рамках промышленно развитых стран; (3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; (4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые); (5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Принимающие иностранную рабочую силу страны используют трудовую миграцию как фактор развития своих производительных сил. Важное значение для экономики стран – экспортеров рабочей силы имеет приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся-мигранты. Их переводы иногда составляют значительную часть доходов страны и тем самым способствуют нормализации финансовой ситуации.

За годы становления рыночных отношений в Российской Федерации особую роль в процессах межрегиональной миграции приобретают Северные регионы.

Все кризисные явления в этих регионах с их сырьевой направленностью носят неизмеримо более разрушительный характер, чем в целом по стране. Нарастающий спад производства, особенно в базовых отраслях экономики, отставание в развитии социальной инфраструктуры, появление безработицы и ее стремительный рост, резкое ухудшение продовольственного снабжения населения, привели к более значительному снижению его жизненного уровня по сравнению с другими регионами.

Список литературы

  1. Албитова Н.В. Влияние межрегиональной миграции на занятость населения и рынок труда //Вопросы экономики 2002. №5 С. 83.
  2. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Международный бизнес России. 2003 №1.
  3. Ачкасов О.М. Причины трудовой миграции в Западной Европе. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М., 1996. – 196 с.
  5. Борисов В.А. Демография. М., 2001
  6. Боярский А.Я., Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 2000.
  7. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1999
  8. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. – М., 2000.
  9. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. – 6-е изд. – М., 2000.
  10. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов. – М., 2004
  11. Международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М., 2004
  12. Международные экономические отношения: В 2 т. / Под общей ред. Р.И. Хасбулатова. – М„ 2001.
  13. Международные экономические отношения: Учебник / Под обш. ред. В.Е. Рыбалкина. – М., 2003.
  14. Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов. // Человек и труд, 2001 г., № 9.
  15. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2000.
  16. Попов А.И. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001.
  17. Парфенцева О.А. Прогноз влияния миграции на рынки труда Российской Федерации// Cправочник экономиста 2004 №7. С. 75
  18. Покшишевский В.В., География населения зарубежных стран. М., 2001
  19. Рубцов Л., Гагарин В. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная. // Человек и труд, 2002 г. №7.
  20. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. – М., 1996.
  21. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М., 1998.
  22. Сергеева М.Е, Зеболов Н.Н., Н.А. Мукратова, Т.А. Дьяченкова. Ситуация на рынке труда в Брянской области // Вопросы статистики 2003. №3
  23. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда. // Человек и труд. 2004. № 2.
  24. Современная экономика. Под редакцией Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.
  25. Устинова С.С. Методологические подходы к анализу проблеме занятости рынка труда//Вопросы Статистики . 2003 №7 с. 86.
  26. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2000, №3.
  27. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2000, №11-12.
  28. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 2003.

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М., 1996. С. 64.
  2. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2000. С. 271.
  3. Международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М., 2004 С. 172.
  4. Попов А.И. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001. С. 193.
  5. Боярский А.Я., Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 2000. С. 103.
  6. Международные экономические отношения: В 2 т. / Под общей ред. Р.И. Хасбулатова. – М„ 2001. С .178.
  7. Современная экономика. Под редакцией Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002. С. 103.
  8. Албитова Н.В. Влияние межрегиональной миграции на занятость населения и рынок труда //Вопросы экономики 2002. №5 С. 83.
  9. Парфенцева О.А. Прогноз влияния миграции на рынки труда Российской Федерации// Cправочник экономиста 2004 №7. С. 75
  10. Парфенцева О.А. Прогноз влияния миграции на рынки труда Российской Федерации// Cправочник экономиста 2004 №7. С. 77.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.