Содержимое

Введение

Рыночная экономика является самой распространенной экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы.

Чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, необходимо понять главную особенность этой системы. Рыночная экономика – это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы – что, как и для кого производить – решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.

Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми осуществляется обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть взаимная передача прав собственности.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной темы на сегодняшний день.

Цель данной работы – проанализировать условия функционирования рыночной организации хозяйства:

– рассмотреть понятие рыночной экономики;

– проанализировать условия возникновения и развития рыночного экономики;

– проанализировать формы и методы государственного регулирования экономики;

– рассмотреть понятие частной собственности;

– проанализировать роль предприятий в рыночной экономике.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, заключения и списка литературы.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал и данные периодической печати.

1. Общая характеристика рыночной экономики

1.1. Понятие рыночной экономики

На рынке в ходе обмена происходит общественная оценка произведенных благ. Если производитель продал свой товар, то его труд и другие затраты признаются обществом как отвечающие потребностям общества. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, рынок их объединяет, устанавливает связи между ними. В широком смысле слова рынок – это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов.

В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты, или субъекты, рынка. Экономические агенты – это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение каждого экономического агента зависит от его собственности на ресурсы. Например, если экономический агент обладает лишь собственной рабочей силой, то его возможности влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы.

Домашние хозяйства как экономические агенты принимают решения, главным образом, о потреблении благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности членов семьи. В качестве домашнего хозяйства могут выступать как семья, так и индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство. В конечном итоге все экономические ресурсы принадлежат домашним хозяйствам, но они распределены крайне неравномерно между ними. Абсолютное большинство домашних хозяйств владеют и распоряжаются рабочей силой. В рыночной экономике рабочая сила является главным товаром, создаваемым в рамках домашнего хозяйства и предлагаемым на рынке факторов производства. Получая доходы от продажи своих ресурсов, домашние хозяйства принимают решения о распределении ограниченных доходов для приобретения различных потребительских благ. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ. Выбор потребительских благ домашними хозяйствами формирует спрос в рыночной экономике.

Предприятие, или фирма, – это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Производимые блага – это и материальные блага и услуги, поэтому когда речь идет о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. В длительном историческом процессе возникновения и развития рыночной экономики производство благ отделилось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Главный экономический интерес предприятия состоит в том, чтобы максимизировать прибыль. Другими экономическими мотивами деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия. Решения предприятий об объеме и структуре производства формируют предложение на рынке.

Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение.

Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта.

Как уже отмечалось, информацию о том, что производить и каким способом, в рыночной экономике предоставляют цены. С их помощью выявляются общественные потребности и ограниченные ресурсы общества направляются туда, где эти ресурсы могут быть использованы наилучшим способом. Если попробовать в самом общем виде представить себе рыночный экономический механизм, то есть каким способом рыночная экономика решает фундаментальные экономические проблемы общества, то это будет выглядеть следующим образом.

Что производить? Речь идет, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести. Потребности общества выражаются в спросе на тот или иной товар, а масштабы спроса определяются тем, сколько люди могут заплатить за разные товары. Будут покупаться те продукты, цена и качество которых удовлетворяют потребителей. С другой стороны, объем произведенных товаров и их ассортимент выражаются в предложении товаров. Производители будут производить те товары, цена на которые возмещает им затраты на производство и приносит прибыль. Во взаимодействии спроса и предложения формируются цены на товары. Потребительский спрос играет важнейшую роль при определении того, что и сколько производить. Потребители “голосуют рублем”. Если в пользу данного продукта отдано достаточно голосов, чтобы обеспечить прибыль предприятиям, то они будут его производить. При повышении потребительского спроса прибыль увеличивается, что служит сигналом для расширения производства. И, наоборот, если потребительский спрос уменьшается, то прибыль снижается и производство начинает сокращаться.

Как производить? Другими словами, какие ресурсы и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? В рыночной экономике производство осуществляют те предприятия, которые применяют наиболее эффективную, то есть наиболее выгодную, технологию. Эффективная технология предполагает выбор таких ресурсов, цены на которые относительно низкие. Если в стране существует нехватка капитала, чтобы купить дорогое оборудование, но вместе с тем есть дешевая рабочая сила, то выбирается трудоемкая технология. Таким образом, цены на ресурсы, в данном случае стоимость оборудования и уровень заработной платы, дают основание для решения проблемы, как производить.

Для кого производить? То есть, как произведенная продукция должна быть распределена между членами общества? В принципе продукция распределяется между потребителями в соответствии с возможностями потребителей заплатить за нее рыночную цену. Эти возможности, в свою очередь, определяются доходами потребителей. А денежные доходы зависят от количества и качества ресурсов (от количества и качества труда, капитала, земли, предпринимательского таланта), которые домохозяйства поставляют на рынок ресурсов. В обмен на поставляемые ресурсы домохозяйства получают доходы. Величина дохода непосредственно зависит от цен на ресурсы. Это значит, что цены на ресурсы в конечном итоге определяют как доход, так и количество продукции, которое получает потребитель при распределении произведенного общественного продукта. Что купит потребитель, зависит от цен на товары и услуги, другими словами, цена продукта играет ключевую роль в определении ассортимента товаров и услуг, которые получит потребитель.

Таким образом, роль цены в рыночном экономическом механизме весьма значительна, цены (1) выявляют общественные потребности, (2) сигнализируют о том, что производить и в каких количествах, (3) передают информацию о том, какая технология является наиболее эффективной, (4) определяют механизм распределения общественного продукта, (5) влияют на масштабы и структуру потребления людей.

Чтобы лучше понять, как действует рыночная экономика, представим ее в виде простой модели, модели экономического кругооборота.

Главное упрощение будет состоять в том, что мы рассмотрим взаимодействие только двух основных экономических агентов рыночной экономики – домашних хозяйств и предприятий (фирм), временно исключим государство в качестве экономического агента (исключим государственные расходы и доходы). Предположим также, что экономика является закрытой, то есть в ней отсутствует внешняя торговля. Все рынки сгруппируем в два блока: рынок товаров и услуг и рынок факторов производства. Выделим в кругообороте два главных экономических потока: поток факторов производства и произведенных благ в материальной, физической форме или в форме услуг (внешний кругооборот), поток доходов и расходов в денежной форме, то есть финансовый поток (внутренний кругооборот).

В экономике происходит обмен между домашними хозяйствами и предприятиями (фирмами). Домашние хозяйства владеют ресурсами и предоставляют их фирмам посредством рынков ресурсов. Фирмы используют ресурсы, производят продукты и поставляют их на рынки товаров и услуг. В результате взаимодействия между домашними хозяйствами и предприятиями формируется общий объем производства в экономике. Домашних хозяйств и фирм в экономике великое множество. Например, в США число домашних хозяйств примерно 96 млн., количество фирм составляет более 20 млн. В российской экономике в 2000 г. действовало около 40 млн. домашних хозяйств и около 3 млн. предприятий.

Домашние хозяйства (левый блок на схеме) получают доход, поставляя рабочую силу на рынок труда, капитал на рынок капитала, землю и сырье на рынки земли и сырья. Они продают фирмам услуги факторов производства, получают доходы (зарплату, процент, прибыль, ренту) и покупают производимые фирмами товары и услуги. Доходы домашних хозяйств превращаются в их расходы, когда они покупают потребительские товары и услуги на рынках товаров.

Фирмы (правый блок) покупают ресурсы на рынках факторов производства, используют их для производства продукции и затем поставляют эту продукцию на рынки товаров и услуг. Расходы фирм на покупку факторов производства превращаются в доходы домашних хозяйств. Продавая свою готовую продукцию на рынках товаров и услуг, фирмы получают доходы и тем самым возмещают свои расходы на покупку ресурсов.

Управление потоками факторов производства и товаров осуществляется посредством рынков факторов производства (нижний блок) и рынков товаров и услуг (верхний блок). Внешний кругооборот на схеме показывает физическое движение товаров и факторов производства между домашними хозяйствами и фирмами. Внутренний финансовый кругооборот на схеме показывает потоки платежей, потоки расходов и доходов. Потоки доходов домашних хозяйств движутся в направлении от фирм к домашним хозяйствам в нижней части внутреннего кругооборота. Выходящий из сектора домашних хозяйств поток представляет собой сумму платежей за приобретаемые товары.

  • Из модели экономического кругооборота следует, что в экономике в целом:
    • сумма продаж фирм равна сумме доходов домашних хозяйств;
    • величина общего объема производства равна общей величине доходов домашних хозяйств;
    • доходы равны расходам на приобретение товаров и услуг.

Эти выводы будут иметь важное значение для макроэкономического анализа, при построении макроэкономических моделей.

Мы в самом общем виде выяснили, как действует сформировавшаяся рыночная экономика. Вместе с тем, надо иметь в виду, что процесс возникновения и развития рыночной экономической системы длительный это процесс. В истории экономически развитых стран он занял не одно столетие. В этом историческом процессе развиваются условия, или предпосылки для возникновения и развития рыночной экономики. Важнейшими из них являются общественное разделение труда и специализация, развитие частной собственности на средства производства, личная заинтересованность производителей и собственников, свобода выбора и свобода передвижения факторов производства, государственное вмешательство в экономику, нравственность, нормы которой выработаны человечеством.

1.2. Условия возникновения и развития рыночной экономики

Фундаментальным условием возникновения и развития рыночной экономики является общественное разделение труда и специализация. Они повышают производительность труда, ведут к появлению излишков продукции и тем самым ведут к развитию товарного хозяйства и рыночного обмена.

Для нормального функционирования рыночной экономики необходимо развитие частной собственности на средства производства. Общественное разделение труда и специализация, вызывая обособление производителей, также стимулируют процесс развития частной собственности.

Условием эффективного функционирования рыночной экономики является также государственное вмешательство в экономику, ее государственное регулирование. Об этом мы будем говорить подробно в последующих разделах учебника. Сейчас же необходимо иметь в виду, что рыночная экономика имеет свои недостатки, и эти недостатки может нейтрализовать, каким-то образом скорректировать государственное регулирование рыночной экономики.

Для эффективного функционирования рыночной экономики необходима нравственность, нормы которой выработаны человечеством. Это такие общечеловеческие ценности, как уважение к человеческой жизни, справедливость, честность, неприятие эксплуатации, деспотизма и авторитарности, свобода нравственного выбора, стремление не причинить вреда любым формам жизни. История показывает, что рыночная экономика, ориентируясь на цены и прибыль, апеллирует к наиболее эгоистичным инстинктам человека, порождает излишнее стремление к расточительному потреблению материальных благ, создает условия для развития эгоизма, эксплуатации и несправедливости в ущерб справедливости и человечности. Особенно это характерно для сиюминутных задач бизнеса. В долгосрочной же перспективе оказывается, что честное и справедливое поведение бизнеса является более эффективным. Многие экономисты, философы, социологи считают, что нравственное поведение и социальная ответственность бизнеса в долгосрочной перспективе совместимы с эффективностью бизнеса. Не случайно то, что в эпоху развития рыночной экономики в странах, достигших высокого уровня жизни, распространилась протестантская этика, которая в значительной степени отвечала задачам эффективного использования ограниченных ресурсов общества.

В данном разделе был рассмотрен общий механизм функционирования рыночной экономики на примере модели общего экономического кругооборота. Также была выявлена роль цен и рынков в решении фундаментальных экономических проблем общества. Выявлены условия возникновения и развития рыночной экономики. Дальнейшее рассмотрение особенностей функционирования рыночной экономики предполагает введение дополнительных важных элементов системы. Речь идет о том, что для нормального функционирования рынков товаров и факторов производства необходима рыночная инфраструктура.

Инфраструктура экономики вообще, в самом широком смысле этого слова, – это институты, организации, отрасли и части экономической системы, обеспечивающие нормальное функционирование всей экономики или ее отдельных частей и отраслей. Например, транспортная сеть – это инфраструктура, которая обеспечивает технологическое единство всех отраслей экономики, непрерывность и взаимодополняемость всех производственных систем. Условно в экономике можно выделить производственную, социальную и рыночную инфраструктуры. Все они тесно связаны между собой.

Производственная инфраструктура – это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия для развития производства. Она включает грузовой транспорт, дороги, электро-, газо- и водоснабжение, складское хозяйство, связь, информационное обслуживание.

Социальная инфраструктура – это комплекс отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы. В этот комплекс входят здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, сфера организации досуга, общественное питание, услуги по домашнему хозяйству.

Рыночная инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. Во всем сложном и взаимосвязанном комплексе рыночной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка товаров и услуг, а также макроэкономическую инфраструктуру. Важнейшие элементы каждой инфраструктуры на данном этапе знакомства с рыночной экономикой можно лишь перечислить. В дальнейшем мы познакомимся с некоторыми из них, например с деятельностью Центрального банка, Министерства финансов. Охватить все разнообразие рыночной инфраструктуры можно лишь при изучении конкретных экономических дисциплин, таких как финансы, денежное обращение и кредит, статистика, бухгалтерский учет и аудит, маркетинг, экономика предприятия, экономика торговли и др.

Таким образом, рыночная экономическая система – это такая система, где ресурсы распределяются и используются, главным образом с помощью механизма рыночной конкуренции, центром которой является цена блага. Рыночный экономический механизм дополняется государственным регулированием экономики. С точки зрения социально-экономических отношений, в этой системе господствует частная собственность на средства производства, но вместе с тем большую роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность. Оценивая эту систему по уровню материально-технического развития, можно определить рыночную экономическую систему как индустриальную и постиндустриальную экономику. Большинство стран с рыночной экономикой представляют собой индустриальное общество со структурой отраслей, где преобладают отрасли обрабатывающей и добывающей промышленности. В наиболее развитых странах сформировалась постиндустриальная информационная экономика с преобладанием сферы услуг в структуре национального хозяйства.

2. Основные условия функционирования рыночной экономики

2.1. Государственное регулирование

Как бы ни восхваляли рыночную систему, особенно в период перехода России к ней, она несовершенна и весьма далека от приписываемой ей гармонии и способности все и вся регулировать самой. У рыночной системы много недостатков, которые острее и негативнее проявляются с развитием экономики количественно и качественно.

Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:

1) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

2) не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;

3) не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана;

4) игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;

5) не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т. д.);

6) не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

7) не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

8) ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;

9) подвержена нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.

За решение всех этих вопросов берется государство.

В то же время рыночная система промышленно развитых государств характеризуется насыщенностью товарами массового производства и строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Ей присуще, с одной стороны, гибкое и адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. С другой стороны, она не «справляется» иногда с жизненно важными проблемами, возникающими перед обществом. Кроме того, неспособность рынка решать ниже перечисленные проблемы совершенно объективно обусловливает исключительную необходимость вмешательства государства в рыночную систему.[1] И вот почему:

1. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы производства, накоплений и укрепил международные экономические связи. НТП столь многогранен и требует таких капитальных вложений, с которыми «справиться» не могут отдельные, даже самые крупные предприятия.[2]

2. Концентрация производства в условиях НТП привела к образованию монополий, гигантских предприятий, которые по своему существу отрицают конкурентную экономику, хотя и являются ее собственным порождением. Они лишают экономику ее гибкости, адаптивности и расхищают, растрачивают общественное богатство. Государство вынуждено заниматься антитрестовским законодательством и антимонопольным регулированием.

3. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к периодическим взрывам социальной и экономической напряженности. Только государство может через свои механизмы – политические, экономические, законодательные – стабилизировать равновесие или способствовать восстановлению равновесия,

4. Государство только тогда может эффективно вести политику – внутреннюю и внешнюю, когда способно заставить к себе прислушаться, если оно само располагает не зависящей ни от кого экономической мощью, а точнее – собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое в целом крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производство. Государство само становится субъектом экономики. Следовательно, у него развиваются отношения с фирмами других форм собственности не только по линии госбюджета, но и на уровне субъектов экономической деятельности.

5. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты – негативные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опасность отдаленных последствий для здоровья людей в различных производствах. Государство, и только оно, может встать на защиту экологического здоровья страны.

6. Государство сильно своей социальной политикой так же, как и экономикой. Оно регулирует распределение и, особенно, перераспределение материальных благ. Обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу. Борется против различных форм дискриминации и т. д.

Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:

1) поддержание сбалансированного общественного производства;

2) стимулирование роста производства;

3) обеспечение полной занятости;

4) повышение эффективности общественного производства;

5) справедливое распределение дохода;

6) стабильность цен, а следовательно, недопущение инфляции;

7) сохранение природной и окружающей среды и т. д. Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении.

Как уже говорилось, государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости «нажать». Такими средствами нажима являются государственный бюджет, государственная собственность, законодательное творчество, информация, внешняя торговля, силовые структуры и т. д.[3]

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день. [4]

Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются методами, направленными на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инвестиции и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

в бюджетной политике;

в кредитно-денежной политике;

в фискальной политике;

в социальной политике.

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение.

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила “экономической игры” для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В данном случае любые экономические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных процессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических методов.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государственного предпринимательства; значительна роль государства в перераспределении национального дохода.

В рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка – свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти опросы на основе рыночного механизма.[5]

2.2. Частная собственность

Для нормального функционирования рыночной экономики необходимо развитие частной собственности на средства производства. Общественное разделение труда и специализация, вызывая обособление производителей, также стимулируют процесс развития частной собственности. Частная собственность является господствующей формой собственности в рыночной экономике. Она выступает в форме индивидуальной частной собственности и корпоративной (акционерной) частной собственности. Вместе с тем, в странах с развитой рыночной экономикой большую роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность, а также собственность общественных организаций.

Частная собственность формирует новые стимулы к повышению производительности труда, к совершенствованию технологии и организации производства. Появляется личная заинтересованность производителей и собственников в более эффективном размещении и использовании принадлежащих им ресурсов. Она проявляется различными способами, в частности, собственники рабочей силы стремятся заработать большую зарплату, собственники денежного капитала – получить больший процент, предприниматели – большую прибыль, потребители – приобрести больше за меньшую цену.

Для того чтобы рыночная экономика функционировала эффективно, чтобы ресурсы использовались с наибольшей пользой, необходимы свобода выбора и свобода передвижения факторов производства. Эти свободы тесно связаны с частной собственностью. Свобода выбора означает, что собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему усмотрению. Потребители же свободны покупать товары так, как они считают нужным для удовлетворения своих потребностей. Если каждый выбирает лучший вариант, то общество в целом также выигрывает. Исторически именно поэтому распространение рыночной экономики стало возможным лишь при отмене феодальных ограничений, развитии политической демократии и личной свободы.

2.3. Предприятия в рыночной экономической системе

Основными экономическими агентами, принимающими решения в рыночной экономике, являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Сферу действия домашних хозяйств и частных фирм принято называть частным сектором экономики, а сферу действия государства и государственных предприятий называют государственным сектором. В частном секторе соответственно выделяется сектор домохозяйств и предпринимательский сектор. В настоящем разделе основное внимание уделяется предпринимательскому сектору и действующим в нем предприятиям.

В рыночной экономике действует великое множество разнообразных предприятий, в частности в американской экономике насчитывается около 20 млн. фирм., а в российской – около 3 млн. Все это многообразие предприятий можно объединить в несколько групп. Группировка производится по различным признакам, в том числе по формам собственности, размерам фирмы, отраслевой принадлежности, организационно-правовой форме, то есть по правовому статусу.

  • По формам собственности предприятия подразделяются следующим образом:
    • смешанные,
    • совместные,
    • общественные организации,
    • государственные,
    • частные,
    • кооперативные,

Смешанные предприятия – это предприятия, часть капитала которых принадлежит частным лицам, а часть принадлежит государству. По принятой терминологии совместные предприятия – это предприятия с участием иностранного и национального капитала. В российской экономике в 2000 г. из 3106 тыс. предприятий 11,2% составляли государственные и муниципальные предприятия, 74,4% б – это частные предприятия, 6,9% – предприятия, принадлежащие общественным организациям, 7,5% – это предприятия смешанной формы собственности и совместные предприятия, в том числе и принадлежащие иностранцам. На государственных и муниципальных предприятиях работало 38,8% всех занятых в экономике, на частных предприятиях было занято 44,3% служащих, на предприятиях общественных организаций – 0,8%, на смешанных предприятиях – 14,9% всех занятых в экономике.

Кроме частных, государственных, смешанных и совместных предприятий, в рыночной экономике действуют также кооперативные предприятия и предприятия общественных организаций. Кооперативы – добровольные объединения людей на основе членства для совместной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов. Существуют производственные кооперативы, кооперативы, предоставляющие услуги своим членам, потребительские кооперативы.

Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный документ, устав, утверждается на общем собрании кооператива. Имущество кооператива делится на паи в соответствии с уставом. Каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений. Потребительский кооператив является некоммерческой организацией.

К некоммерческим (бесприбыльным) организациям относятся также общественные организации и различные фонды. Общественные организации (объединения) – это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Для достижения своих целей общественные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью. Участники этих организаций не отвечают по их обязательствам и не сохраняют прав на переданное им имущество. В России из общего числа предприятий 213 тыс. – это предприятия общественных организаций, доля которых составляет 6,9 % от общего числа предприятий.

В зависимости от размера выделяют малые, средние и крупные предприятия, причем в качестве критерия можно брать такие показатели, как объем продаж, численность занятых, размеры капитала. В разных странах по-разному определяют, что значит малое или крупное предприятие. Например, в России в сфере промышленности малым считается предприятие, где средняя численность занятых не превышает 100 человек.

По отраслевой принадлежности можно выделять промышленные, сельскохозяйственные, торговые, банковские предприятия и т.д. Например, в России в 2004 г. из 3106 тыс. предприятий 372 тыс. были промышленные предприятия (12% от общего числа предприятий), 342 тыс. – сельскохозяйственные (10,5%), 309 тыс. предприятий действовало в строительстве (10%), 1033 тыс. – в торговле и общественном питании (33%), 87 тыс. – на транспорте и в телекоммуникациях (3%), 54 тыс. – в сфере финансов и кредита (1,7% от общего числа предприятий).

  • По организационно-правовой форме предприятия различаются как:
    • индивидуальные частные предприятия,
    • партнерства (товарищества),
    • корпорации.

Индивидуальное частное предприятие – это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несет неограниченную ответственность).

  • Достоинствами такого предприятия являются:
    • простота организации предприятия, нет проблем с учредительством;
    • свобода действий, сам себе хозяин;
    • сильные экономические стимулы, все зависит от собственника и все достается собственнику.
  • Но недостатки этой организационно-правовой формы предприятия также значительны:
    • ограниченность собственных финансовых и материальных ресурсов, трудности получения кредита;
    • предприниматель вынужден выполнять все основные управленческие функции, нет специализации в управлении производством;
    • неограниченная ответственность, собственник рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей личной собственностью.

Партнерство (товарищество) – это предприятие, организованное двумя или несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими предприятием. Партнерства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая недостатки индивидуального частного предприятия. Партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнерства жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, где наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью.

  • У партнерств есть несколько преимуществ:
    • их так же легко организовать, как и индивидуальное частное предприятие;
    • используется специализация в управлении;
    • расширяются финансовые возможности, увеличивается собственный капитал и улучшаются возможности получения кредита.
  • Партнерство как организационно-правовая форм предприятия имеет ряд недостатков:
    • разделение функций в управлении может привести к несогласованности и разногласиям между партнерами;
    • финансовые ресурсы по-прежнему ограничены, хотя и превосходят возможности индивидуальной частной фирмы;
    • продолжительность деятельности партнерства неопределенна, существует угроза распада;
    • неограниченная ответственность партнеров представляет собой значительное неудобство, ограничивает новаторство.

Большинство недостатков индивидуального частного предприятия и партнерства снимаются при такой организационно-правовой форме предприятия как корпорация. Именно поэтому корпорация является ведущей и самой развитой формой организации бизнеса в рыночных экономиках. Корпорация (акционерное общество) – это предприятие, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие. Это общество, основанное на паях. О величине пая (вклада в предприятие) свидетельствует акция. В корпорации объединяются многочисленные разрозненные капиталы. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), любой человек может стать собственником корпорации.

Корпорация формируется на основе устава, официального документа, утвержденного государственными органами. В уставе определяется величина уставного капитала и первоначальное количество акций, которые продаются акционерам. Полученные после продажи акций средства используются для организации производственной деятельности. Если корпорация получает прибыль, то часть прибыли может быть выплачена акционерам в качестве дивидендов. Теоретически все акционеры могут участвовать в выборах совета директоров и управляющих. Но практически этого не происходит. Современные крупные корпорации имеют десятки тысяч держателей акций, которые не участвуют в собраниях акционеров и выборах руководящих органов корпорации.

Малое предпринимательство, зародившись в недрах перестроечных кооперативов, пережило период бурного роста в 1990-1993 гг. Однако к середине 1990-х годов темпы его развития стабилизировались на достаточно низком уровне, а затем наступил застой: ни число официально зарегистрированных малых предприятий, ни количество занятых в них практически не менялись. Сравним некоторые данные о развитии малого бизнеса в России и в ряде стран Запада (табл. 1).

Таблица 1- Данные о развитии малого и среднего предпринимательства в 2003г

Количество малых и средних предприятий (тыс.) Количество малых и средних предприятий на 1000 жителей Занятость на малых и средних предприятий (млн. чел.) Доля малых и средних предприятий в общей занятости (%) Доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте (%)
Великобритания 2630 46 13,6 49 50-53
Германия 2290 37 18,5 46 50-52
Италия 3920 68 16,8 73 57-60
Франция 1980 35 15,2 54 55-62
ЕС в целом 15770 45 68 72 63-67
США 19300 74,2 70,2 54 50-52
Япония 6450 49,6 39,5 78 52-55
РОССИЯ 844 5,65 8,3 13 10-11

 

Из таблицы видно, что Россия отстает от развитых стран Европы, США и Японии по большинству параметров развития малого предпринимательства весьма значительно. Из этих же данных понятно, почему в странах «семерки» состоянию малого предпринимательства уделяется первостепенное внимание государства, почему от мнения владельцев и работников малого бизнеса не может отмахнуться ни один серьезный политик – ведь этот сектор создает значительную часть национального продукта, являясь крупным нанимателем рабочей силы. Но и в этих странах, которые не могут пожаловаться на отсутствие традиций малого бизнеса или специальных оборудования и технологий, приспособленных для нужд малых фирм, доля последних в ВВП, как правило, все же меньше, чем их вклад в занятость: значит, производительность труда в малом бизнесе ниже, чем на крупных предприятиях. Пожалуй, лишь в Великобритании и ФРГ, судя по данным статистики, малые предприятия не уступают в данном отношении крупным фирмам, тогда как в Японии наблюдается весьма значительный разрыв – и он не в пользу «малой экономики». Примечательно, что именно по этому важнейшему показателю эффективности российский малый бизнес не выглядит сильно отстающим – по-видимому, причины его слабости вовсе не в том, что экономически он сильно проигрывает крупному производству, а в каких-то других факторах.

Тем не менее, нельзя не признать, что за десять лет российский малый бизнес стал хоть и не очень заметным, но значимым явлением в экономике. Так, с учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве в последние годы занято более 13,5 млн человек. На доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн россиян. Это, конечно, очень значительное достижение – ведь во времена СССР одной из отличительных черт народнохозяйственного комплекса было преобладание в нем крупных, неповоротливых «флагманов социалистической индустрии». Теперь картина существенно изменилась.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса за годы реформ практически осталась та же. Непроизводственная сфера остается для малых предприятий более привлекательной, чем реальный сектор. Это вполне объяснимо: в малом предпринимательстве преобладают некапиталоемкие, ориентированные на очень узкий рынок фирмы, каких больше всего в сфере питания и общественного обслуживания. Причем такая ситуация вполне соответствует общемировой тенденции доминирования в малом бизнесе нематериальной сферы над производственной.

На начало 2004 г. на малых предприятиях в России преобладала занятость на постоянной основе (около 75 %). В целом средняя численность занятых на одном малом предприятии составила 10 человек. Численность постоянно работающих на одном малом предприятии в среднем по всем отраслям – 7 человек. И эти цифры не представляют ничего необычного – и в экономике развитых стран подавляющее число малых фирм имеет столь же скромную численность персонала, а в США вообще едва превышает 3 чел.

По территории Российской Федерации малые предприятия распределены крайне неравномерно. Почти треть из них сосредоточена в Центральном районе, причем в Москве – примерно 20-21 %, а в Санкт-Петербурге – 10-12 %. Этот факт является самым убедительным свидетельством территориального различия в темпах и даже направленности экономических преобразований. Ведь мизерная доля малого бизнеса – это свидетельство отсутствия структурных изменений в территориальных хозяйственных комплексах, проистекающего из высоких барьеров для входа на рынок для начинающих частных предпринимателей, недружественной политики властей, отсутствия свободных денежных накоплений у населения (даже у инициативной и предприимчивой его части) и платежеспособного спроса со стороны более широких слоев населения на товары и услуги, которые может предложить малое предпринимательство. Причем складывается своего рода порочный круг: отсутствие сколько-нибудь значимой прослойки малого бизнеса делает его поддержку в глазах местных властей «нерентабельной» как в социально-экономическом, так и в политическом плане. А отсутствие такой поддержки, особенно необходимой для стартового предпринимательства, зачастую делает невозможным или невыгодным обращение к предпринимательской деятельности – во всяком случае, в легальной экономике. При сохранении сложившейся ситуации, когда с точки зрения развития частного предпринимательства приходится говорить о «России двух скоростей», и без того существенные различия в уровне социально-экономического развития между двумя-тремя центрами и остальной периферией грозят приобрести необратимый характер.

По основным показателям развития малого бизнеса большинство россий-ских регионов находится на крайне низком уровне. Так, почти во всех регионах на тысячу жителей приходится не более 9 малых предприятий. Только в Северо-Западном районе этот показатель составляет 16 малых предприятий на тысячу жителей, что также недостаточно для создания полноценной конкурентной среды. Лишь две российские столицы, Москва и Санкт-Петербург, по плотности распространения малого бизнеса приближаются к уровню стран-членов ЕС и лидеров рыночной трансформации – Польши, Чехии, Венгрии, где на тысячу жителей приходится от 30 до 50 малых предприятий.

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

Рыночная экономика – это такая экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен.

Можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов; по способу установления цен это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта.

Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;

не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана;

не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

подвержена нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.

За решение всех этих вопросов берется государство.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Для нормального функционирования рыночной экономики необходимо развитие частной собственности на средства производства. Общественное разделение труда и специализация, вызывая обособление производителей, также стимулируют процесс развития частной собственности. Частная собственность является господствующей формой собственности в рыночной экономике.

В рыночной экономике действует великое множество разнообразных предприятий, в частности в американской экономике насчитывается около 20 млн. фирм., а в российской – около 3 млн. Все это многообразие предприятий можно объединить в несколько групп. Группировка производится по различным признакам, в том числе по формам собственности, размерам фирмы, отраслевой принадлежности, организационно-правовой форме, то есть по правовому статусу.

Россия отстает от развитых стран Европы, США и Японии по большинству параметров развития малого предпринимательства весьма значительно. Из этих же данных понятно, почему в странах «семерки» состоянию малого предпринимательства уделяется первостепенное внимание государства, почему от мнения владельцев и работников малого бизнеса не может отмахнуться ни один серьезный политик – ведь этот сектор создает значительную часть национального продукта, являясь крупным нанимателем рабочей силы. Но и в этих странах, которые не могут пожаловаться на отсутствие традиций малого бизнеса или специальных оборудования и технологий, приспособленных для нужд малых фирм, доля последних в ВВП, как правило, все же меньше, чем их вклад в занятость: значит, производительность труда в малом бизнесе ниже, чем на крупных предприятиях.

Список литературы

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 1999.
  2. Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. 2000. № 7.
  3. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. М.: ДИС, 1997.
  4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. СПб, 1997.
  5. Джеффери Д.Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996.
  6. Занятость, малый бизнес и рынки труда в России и Молдове / Под ред. Обыдённовой Т.Б., Чепуренко А.Ю. М.: РНИСиНП, 2000.
  7. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М.: Феникс, 1996.
  8. Пол А. Семуэльсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. М.: Основы, 2001.
  9. Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1997.
  10. Современная экономика: Учеб. Пособие / Под ред. О. Ю. Мамедов. М.: Зевс, 2001.
  11. Строгов С. Форум инвесторов на Новой Басманной // Бизнес для всех. 2000. № 12 (май).
  12. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА. 1999.
  13. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. М.: ПРОСПЕТ, 2003.
  14. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности / Под ред. Горшкова М.К., Чепуренко А.Ю., Шереги Ф.Э. М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998.
  15. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2002. – №3. – С.16.
  16. Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции.//Финансы. 2002. № 2. С. 18
  17. Рогова О.Л. Социально-экономическое положение России// Деньги и кредит. 2001. № 1. С. 12
  18. Сергиенко О.А. Стимулирование долгосрочного экономического роста. //Финансы.2003 . №12. С.7
  19. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2001, №7. С. 35

 

  1. Рыночная экономика. В 5 т. М.: Соминтек, 1999. Т1. С.31.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 1999. С. 484.
  3. Экономическая теория/ Под ред. И.П Николаевой. М.: ПРОСПЕТ, 2003. С. 200.
  4. Экономическая теория/ Под ред. И.П Николаевой. М.: ПРОСПЕТ, 2003. С. 203
  5. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 1999.С. 486.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.