Содержимое

Введение

 

По мере интернационализации хозяйственных связей стран возрастают международные потоки товаров, услуг, капиталов и кредитов. В мировом хозяйстве осуществляется круглосуточный «перелив» денежного капитала, формирующегося в процессе национального общественного воспроизводства. Причем в каждом суверенном государстве законным платежным средством являются его национальные деньги. Однако в международном обороте обычно используются иностранные валюты. Это обусловлено тем, что в мировом хозяйстве пока еще отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги, обязательные для всех стран.

Интеграция стран, в том числе современной России, в мировое хозяйство вызывает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операциях.

В связи с этим исторически сформировались международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они обслуживают взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Элементы валютных отношений возникли в античном мире (в Древней Греции и Древнем Риме) как вексельное и меняльное дела.

Особенности и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия принципов построения ее структуры принципам построения структуры мирового хозяйства, расстановке сил на мировой арене и интересам ведущих стран. При несоответствии этих принципов периодически возникает кризис мировой валютной системы, завершающийся ее развалом и созданием новой валютной системы.

Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы н сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть  валютные отношения т валютный рынок.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть сущность валютной системы и ее эволюцию,

– проанализировать организацию  валютно-финансовых отношений;

– рассмотреть мероприятия совершенствования валютно-кредитных и финансовых отношений.

Цель и задачи данной курсовой  работы определили ее структуру.

Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

Методами исследования явились – метод сравнения, исторический метод, монографический и абтрактно-логический.

При написании курсовой работы использовалась разнообразная монографическая литература, данные периодической печати.

Глава 1. Сущность и основы функционирования валютной системы

1.1. Валютная система: сущность и виды
1.2 Понятие и особенности валютных рынков

Валютная система –  это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).

Валютные отношения представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.

Международные валютные отношения – необходимый элемент мировой экономики. Это отношения, посредством которых осуществляются все расчетные, кредитные и денежные сделки между различными странами. Субъектами международных валютных отношений выступают правительства государств, предприятия, физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Валютные отношения  разрабатываются специальными межгосударственными органами, согласовываются, должным образом оформляются и принимают обязательный характер для всех участников международных экономических сделок.

Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.

Национальная валютная система сформировалась в рамках национальной денежной системы, которая регламентировала порядок денежных расчетов данной страны с другими государствами. Постепенно она обособилась от денежной системы.

Основные элементы национальной валютной системы:

  • Национальная валюта;
  • Национальное регулирование международной валютной ликвидности;
  • Режим курса национальной валюты;
  • Национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;
  • Режим национальных рынков валюты и золота;
  • Национальные органы, осуществляющие валютное регулирование (законодательные органы, центральный банк, минфин, минэкономики, таможенный комитет и др.).

Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Национальная валюта – денежная единица страны. Она существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Ее эмитентами являются национальные коммерческие и центральные банки.

По мере интернационализации хозяйственных связей на основе национальных валютных систем формируются механизмы межгосударственного регулирования международных и валютных отношений – мировая и региональная валютные системы. Их основные принципы юридически закреплены межгосударственными соглашениями.

Основные элементы мировой и региональной валютных систем:

  • виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства;
  • межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;
  • межгосударственная регламентация режимов валютного курса;
  • межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости;
  • режим мировых рынков валюты и золота;
  • международные валютно-кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский валютный институт).

С 20-х гг. ХХ в.  в функции мировых денег наряду с золотом стали выполнять национальные валюты Англии и США. Они получили название резервных валют. Под  этим термином понимается конвертируемая национальная валюта, выполняющая функции международного платежного и резервного средства.

Вначале главной резервной валютой был фунт стерлингов, но постепенно его позиции начали ослабевать, и стала повышаться роль доллара США. Выполнение той или иной валютой функций международного платежного и резервного средства зависит от позиций, которые занимает страна – эмитент валюты – на международном рынке товаров и капиталов. Изменение этих позиций привело к утрате фунтом стерлингов роли резервной валюты в конце 60-х гг., к относительному снижению роли доллара США и повышению роли немецкой марки и японской йены в 80-90-х гг.

В 70-е гг. МВФ выпустил новый вид международных ликвидных активов – международную денежную единицу СПЗ (специальные права заимствования), или СДР. В рамках Европейской валютной системы, созданной в 1979 г., стала выпускаться международная денежная единица – ЭКЮ (европейская валютная единица).

Международные денежные единицы  являются коллективными валютами, особым видом мировых кредитных денег. Они отличаются от национальных валют, во-первых, по эмитенте (выпускаются не национальными банками, а международными валютно-кредитными организациями); а во-вторых, по форме (выпускаются только в безналичной форме записей на счетах).

Золото выполняет функции функцию международного резервного средства.

Важный элемент валютной системы – регулирование международной валютной ликвидности на национальном и межгосударственном уровне. Под международной валютной ликвидностью понимается способность отдельной страны или всех стран своевременно погашать свои международные обязательства.

Компоненты международной валютной ликвидности:

  • официальные золотовалютные резервы (запасы золота и резервных валют, принадлежащих государству);
  • счета в СПЗ и ЭКЮ;
  • резервная позиция в МВФ.

К промежуточным между фиксированным и «плавающим» вариантами режима валютного курса можно отнести:

режим «скользящей фиксации» – центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса, изменения величины официальных золотовалютных резервов и др.;

режим «валютного коридора» – центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса. Режим «валютного коридора» называют как режимом «мягкой фиксации» (если установлены узкие пределы колебания), так и режимом «управляемого плавания» (если коридор достаточно широк). Чем шире «коридор», тем в большей степени движение валютного курса соответствует реальному соотношению рыночного спроса и предложения на валюту;

режим «совместного», или «коллективного плавания», валют – курсы валют стран – членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора» и «совместно плавают» вокруг валют не входящих в группировку.

Объектом национального и межгосударственного регулирования являются валютные ограничения и режим конвертируемости валют.

Валютные ограничения – это введенные в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями.

Различают ограничения платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (т.е. операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов.

По мере развития мировых хозяйственных связей создана мировая валютная система, которая преследует глобальные цели мирового сообщества и призвана обеспечить интересы стран-участниц, имеет особый механизм регулирования и функционирования[1].

В результате длительного исторического развития сложились следующие ее основные элементы:

– функциональные формы мировых денег (Золото, резервные валюты, международные валютные единицы);

– регламентация условий конвертируемости валют;

– унификация режима валютных паритетов и валютных курсов;

– регламентация объема валютных ограничений (требование МВФ к странам-членам отменить ограничения по операциям с валютными ценностями в определенный период);

– регламентация состава компонентов международной валютной ликвидности (например, с 1970 г. МВФ ввел в оборот новую международную валютную единицу – СДР, с 1979 г. Европейский фонд валютного сотрудничества – европейскую валютную единицу – ЭКЮ), которая с января 1999 г. постепенно заменяется единой коллективной валютой – евро;

– унификация правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков и др.) и форм международных расчетов;

– режимы мировых валютных рынков и рынков золота;

– статус института межгосударственного регулирования с 1944 г. – Международного валютного фонда.

Особенности и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия принципов построения ее структуры принципам построения структуры мирового хозяйства, расстановке сил на мировой арене и интересам ведущих стран. При несоответствии этих принципов периодически возникает кризис мировой валютной системы, завершающийся ее развалом и созданием новой валютной системы.

Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени ее соответствия структуре мирового хозяйства. При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы МВС на новую. Появившись в XIX веке, МВС прошла 3 этапа эволюции:

  1. «Золотой стандарт» или Парижская валютная система
  2. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
  3. Ямайская система плавающих валютный курсов.[2]

Первая мировая валютная система была основана на золотомонетном стандарте и юридически оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции ведущих стран в 1867 г.

Валютный кризис, разразившийся в период первой мировой войны и после нее, завершился созданием второй мировой валютной системы, оформленной соглашением стран на Генуэзской международной экономической конференции (1922 г.). Генуэзская валютная система, как и денежная система 30 стран, была основана на золото-девизном стандарте. Девиза – иностранная валюта в любой форме. С 20-х гг. национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. В период между войнами до Бреттонвудской системы статус резервной валюты – особой категории конвертируемой валюты – не был официально закреплен ни за одной валютой, а английский фунт стерлингов и американский доллар оспаривали лидерство в ходе острой конкурентной борьбы.

Вторая мировая война привела к кризису и распаду Генуэзской валютной системы, которая была заменена на Бреттон-Вудскую.

Третья мировая валютная система – Бреттонвудская, оформленная соглашением (в Бреттон-Вудсе, США, 22 июня 1944 г.), также базировалась на золото-девизном стандарте. Причем впервые статус резервной валюты был юридически закреплен за долларом и фунтом стерлингов. Экономическое превосходство США, сосредоточивших в 1949 г. 54,6% капиталистического промышленного производства, 33% экспорта товаров, почти 75% официальных золотых резервов, и ослабление их конкурентов в итоге второй мировой войны обусловили господствующее положение доллара. Тяжелое валютно-экономическое положение стран Западной Европы и Японии, зависимость этих стран от США, долларовая гегемония проявлялись в их «долларовом голоде» – острой нехватке долларов.

Ее сменила четвертая (ныне функционирующая) мировая валютная система, оформленная соглашением стран – членов МВФ в Кингстоне (Ямайка, январь 1976 г.),ратифицированным в апреле 1978 г. Измененный Устав МВФ определил структурные принципы Ямайской валютной системы.

Во-первых, золото-девизный стандарт был заменен стандартом СДР, которые формально объявлены основой валютных паритетов и курсов валют. Однако за 30 лет с момента эмиссии СДР (1970 г.) они не стали эталоном стоимости, главным международным платежным и резервным средством и далеки от мировых денег. Количество валют, курс которых «прикреплен» к СДР, сокращается (с 15 в 1980 г. до 2 в 1998 г.). Стандарт СДР не перспективен. Сфера применения СДР ограничена в основном операциями МВФ. Практически сохранился долларовый стандарт, хотя официально доллар ныне не имеет статуса резервной валюты в отличие от его статуса в Бреттонвудской системе. На долю доллара приходится примерно 39% валютной корзины СДР, определяющей их условную стоимость. К доллару прикреплена 21 валюта, причем их число сокращается. Тем не менее доллар по-прежнему лидирует как международное платежное и резервное средство. Лидирующие позиции доллара базируются на значительном экономическом, научно-техническом и военном потенциале США, хотя они утратили монопольное положение в мировой экономике под натиском их конкурентов – Японии и Западной Европы. Стандарт СДР фактически трансформировался в многовалютный стандарт, основанный на американском долларе, немецкой марке (замененной евро с 1999 г.), японской иене – валютах трех мировых центров.

Во-вторых, в рамках Ямайской валютной системы узаконена демонетизация золота – утрата им денежных функций. В соответствии с измененным Уставом МВФ золото не должно использоваться как мера стоимости и точка отсчета валютных курсов. Тем самым узаконена отмена золотых паритетов, официальной цены золота, конвертируемости долларовых авуаров в золото американским казначейством для иностранных центральных банков и правительственных органов. Однако, несмотря на законодательное вытеснение из Ямайской валютной системы золота как валютного металла, фактически его денежные функции не исчерпаны, хотя и существенно изменились. Золото по-прежнему является чрезвычайными мировыми деньгами и наиболее надежными резервными активами, поскольку обладает реальной ценностью. Центральные банки и частные тезавраторы хранят около 60 тыс. т золота (примерно 34 тыс. и 25 тыс. т соответственно).

В-третьих, Ямайская валютная система дает странам право выбрать любой режим валютного курса. Тем самым был узаконен режим плавающих валютных курсов, к которому страны фактически перешли в марте 1973 г. Этот режим более гибкий, чем фиксированные валютные курсы, но вопреки надеждам не обеспечил стабильность курсовых соотношений. Напротив, увеличились затраты центральных банков на проведение валютной интервенции (в том числе коллективной) в форме вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке.[3]

В-четвертых, МВФ, сохранившийся от Бреттонвудской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить более тесное сотрудничество стран-членов, либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире.

Ямайская валютная система более гибко, чем Бреттонвудская система, приспособилась к нестабильности платежных балансов и валютных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем ее функционирование порождает ряд сложных проблем, связанных, в частности, с: неэффективностью стандарта СДР; противоречием между юридической демонетизацией золота и фактическим сохранением его статуса как чрезвычайных мировых денег; несовершенством режима плавающих валютных курсов и т.д. Кроме того, развивающиеся страны недовольны своим зависимым положением в мировой валютной системе и настаивают на ее реформе с учетом их интересов.

В марте 1979 г. в Западной Европе создана международная (региональная) валютная система – Европейская валютная система (ЕВС).

Причиной ее формирования явилось развитие западноевропейской экономической и валютной интеграции, начавшейся с организации «Общего рынка» в 1957 г. (Римский договор). Цель ЕВС – стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического, экономического и валютного союза – Европейского союза (ЕС), укрепление позиций Западной Европы.

Третий этап наступил в конце XX в.,, когда несколько стран ЕС достигло необходимой конвергенции. С января 1999 г. 11 из 15 стран ЕС ввели, как отмечалось ранее, единую коллективную валюту – евро -вначале в форме записи на банковских счетах для безналичных расчетов, а с 2002 г. она будет в наличной форме вместо национальных денежных единиц. Постепенно увеличится число стран ЕС, присоединявшихся к зоне евро. Для денежно-кредитного и валютного регулирования 1 июля 1998 г. создан Европейский центральный банк. На этом этапе введены фиксированные взаимные валютные курсы по отношению к евро – новой коллективной валюте ЕС.[4]

В СССР до 1963 года валютный курс определялся на основе золотого паритета, т.е. соотношением между весовым содержанием золота в двух сравниваемых валютах. Так, с 1 января 1961 года золотое содержание рубля было установлено в размере 0,9874 г чистого золота, а золотое содержание доллара – 0,7367 г чистого золота. Поэтому золотой паритет рубля и доллара составлял 0,7461 руб. Валютный курс доллара, исчисленный на основе этого паритета, составлял 74,61 руб. за 100 долл.

С 1973 года США заявили, что в дальнейшем они будут продавать золото по цене свободного рынка. Это означало отмену существовавшей официальной цены золота. Другие страны также перестали фиксировать содержание золота в своих денежных единицах, в результате прекратилось использование золотого паритета как базы валютного курса. Такие изменения вызвали необходимость и в нашей стране устанавливать курс валюты путем учета движения курсов в других государствах. В дальнейшем в СССР курс рубля строго фиксировался государством, и к периоду распада СССР был установлен в очень завышенном размере. Развитие рыночных отношений потребовало изменить механизм установления курса рубля. С 1992 года курс стал устанавливаться по соотношению, складывающемуся на Московской международной валютной бирже (ММВБ).

Обеспечение относительно высокого курса рубля (не ниже 80 рублей за доллар) было одной из важнейших задач радикального реформирования. Для выполнения этой задачи Российское правительство надеялось получить от МВФ 8 млрд. долларов. Однако в условиях растущей инфляции и падения производства решить ее было невозможно даже с помощью этой меры.

Первые шаги в области валютного регулирования были успешны. К середине июня курс поднялся до 112,3 руб./долл. Однако во второй половине 1992 года курс стал снижаться:

За 12 месяцев Центробанк истратил на валютные интервенции более 1 млрд. долларов (37% объема продаж), однако не добился стабилизации курса. К апрелю 1993 года курс составил 740 руб./долл.

Срыв валютного регулирования был тесно связан с общей финансовой политикой государства. Пока удавалось сдерживать эмиссию, предприятия испытывали недостаток в рублях и нередко прибегали к конвертации своих валютных резервов. В этих условиях курс рубля рос и без серьезных валютных вливаний. Если начиналась эмиссия – курс резко падал.

Официальный курс рубля с июля 1992г. по май 1996г. устанавливался Банком России на уровне курса ММВБ (во вторник и четверг). С 17 мая 1996г. по 17 августа 1998г. Центральный Банк РФ определил официальный курс ежедневно исходя из ряда показателей: спроса и предложения на иностранную валюту в России, ситуации на международных валютных рынках, уровня инфляции, величины государственных золотовалютных резервов, состояния платёжного баланса.

Важным этапом в развитии валютной системы РФ стало принятие Правительством и Банком России в 1996 году международных обязательств по снятию ограничений по текущим операциям платежного баланса в рамках VIII статьи Устава МВФ. Присоединение к VIII статье означает де-юре введение конвертируемости рубля по текущим международным операциям. Из наиболее существенных ограничений по текущим валютным операциям в России сохраняется, по сути, лишь требование об обязательной репатриации экспортных поступлений и продажи 50% экспортной валютной выручки (в течение 14 дней) на внутреннем валютном рынке. Следует, однако, отметить, что с 1993 года отменена обязательная продажа части экспортной валютной выручки Банку России по официальному курсу, она осуществляется по рыночному курсу. Практически все текущие валютные операции производятся без ограничений как резидентами, так и нерезидентами.

Операции, связанные с движением капиталов, осуществляются при наличии специальных разрешений Центрального банка РФ. В 1996-1997 гг. был расширен допуск нерезидентов на российский рынок ценных бумаг, либерализован порядок проведения резидентами некоторых финансовых операций.

В соответствии с российским законодательством сделки купли-продажи иностранной валюты осуществляются через банки, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операции (уполномоченные банки), а также через валютные биржи.

Валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк и Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля, в частности, Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.

[1] Деньги. Кредит. /Под общ. ред. О.И. Лаврушина. – М.: Инфра-М., 2004.

[2] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. /Под ред. Красавиной Л.Н. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 218.

[3] Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Под ред. Круглова В.В. М.: «Инфра-М», 2003. С. 163.

[4] Шалашов В.П. Валютное регулирование и валютные расчеты в Российской Федерации. М., 2005. С. 278.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Организация валютных кредитно-финансовых отношений

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Характеристика валютных кредитно-финансовых институтов

2.2. Организация международных расчетов

2.3. Балансы международных расчетов. Национальное и межгосударственное регулирование платежного баланса

2.1. Характеристика валютных кредитно-финансовых институтов

 

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР. [1]

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14% количества членов МВФ, имеют почти 60% голосов, в том числе США – 17,7%, страны ЕС – 26,2%. В ВБ США располагают 17% всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне – столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% – СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% – национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

  • содействие сбалансированному росту международной торговли;
  • предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;
  • отмена валютных ограничений;
  • межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

  • лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
  • фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Новым явлением с середины 80-х гг. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также и на концепции «экономики предложения» и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике.[2]

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР – долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

Международная ассоциация развития ( MAP создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 3/4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов – поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пятнадцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP , так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе Всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

Международные финансовые институты – МВФ и группа ВБ – играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.

МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Восточной Европы.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение – Лондон. Главная цель ЕБРР – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, – финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР – содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.

Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.). Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов – Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического, валютного и политического союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведения согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС.

К основным региональным организациям ЕС относятся:

Европейский инвестиционном банк (ЕИБ, Люксембург) предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам – до сорока лет. Цель ЕИБ развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию и развитию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г., – это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран-членов. С июля 1998 г. ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.[3]

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (34 страны, 1999 г., в том числе Россия с 1996 г.). БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу (ныне клирингу по операциям частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных евро) и другим расчетам стран-членов.

БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка.

БМР – ведущий информационно-исследовательский центр. Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.

 

2.2. Организация международных расчетов

 

Международные расчеты – регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между юридическими лицами (государствами, организациями) и гражданами разных стран на основе их экономических, политических и культурных отношений. Расчеты осуществляют преимущественно безналичным путем в форме записей на счетах банков. Для этого на базе корреспондентских соглашений с иностранными банками открываются банковские корреспондентские счета: «лоро» (счет зарубежных банков в национальном кредитном учреждении) и «ностро» (счет данного банка в иностранном банке).

Средства международных расчетов. Поскольку отсутствуют мировые кредитные деньги, принятые во всех странах, в международных расчетах используются девизы – платежные средства в иностранной валюте. В их числе:

коммерческие переводные векселя (тратты) – письменные приказы об уплате определенной суммы определенному лицу в определенный срок, выставляемые экспортерами на иностранных импортеров;

обычные (простые) векселя – долговые обязательства импортеров;

банковские векселя – векселя, выставляемые банками данной страны на своих иностранных корреспондентов. В зависимости от репутации банков сфера обращения их векселей шире, чем коммерческих векселей. Купив банковские векселя, импортеры пересылают их экспортерам для погашения своих обязательств;

банковский чек – письменный приказ банка своему банку-корреспонденту о перечислении определенной суммы с его текущего счета за границей чекодержателю;

банковские переводы – почтовые и телеграфные переводы за рубеж;

банковские карточки (кредитные, пластиковые и др.) – именные денежные документы, дающие право владельцам использовать их для приобретения товаров и услуг за рубежом на безналичной основе.

Наряду с национальными валютами ведущих стран используются международные валютные единицы – ЭКЮ, замененные евро с 1999 г., и в незначительном объеме СДР.[4]

Золото, которое при золотом монометаллизме непосредственно использовалось как международное платежное и покупательное средство, в условиях неразменных кредитных денег используется лишь как чрезвычайные мировые деньги при непредвиденных обстоятельствах (войны, экономические и политические потрясения и т.д.). Государства при необходимости прибегают к продаже части официальных золотых запасов на те валюты, в которых выражены их международные обязательства. Таким образом, золото стало использоваться для международных расчетов опосредствованно через операции на рынках золота.

[1] Деньги. Кредит. /Под общ. ред. О.И. Лаврушина. – М.: Инфра-М., 2004. С. 275.

[2] Валютное регулирование в России: Сб. основных нормативных актов / Сост. Т.П.Базарова, А.Е.Лисов; Под. ред. Т.П. Базаровай М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2005. С. 275.

[3] Шалашов В.П. Валютное регулирование и валютные расчеты в Российской Федерации. М., 2005. С. 270.

[4] Нидеккер Г.Л., Суслов С.В., Стратонников И.В. Анализ эффективности валютно-обменных операций банка. М.: Рус.Деловая Лит., 2005. С. 285.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Совершенствование системы валютно-кредитных и финансовых отношений

3.1. Концепции и модели регулирования платежного баланса.

3.2. Совершенствование системы  расчетов.

3.1. Концепции и модели регулирования платежного баланса

 

Основной целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов.

Теория автоматического саморегулирования платежного баланса господствовала почти 200 лет до 30-х годов XX века. Согласно этой теории при пассивном платежном балансе, например, страны А по отношению к стране В в результате отлива золота в В уменьшалось количество золотых денег в обращении, и снижались цены в А, что способствовало повышению конкурентоспособности товаров страны А, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса страны В. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что приводило к росту цен, и стимулировало импорт более дешевых импортных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.

Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.

Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним равновесием – устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические модели.

  1. Инструментально-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции ограничивают свой анализ путем поиска причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования.

Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими пределами. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.[1]

  1. Теория нормативного регулирования платежного баланса. Особенности этой теории: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с его регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влияние на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.

Монетаристские теории регулирования платежного баланса. Эти теории получили развитие в 70-80-е годы. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат неравновесий всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением. Идеал монетаристской концепции платежного баланса – «открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.

Теории межгосударственного регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма. Нашли отражение в проектах реформы мировой валютной системы.

В рамках Бреттон-вудской системы был предусмотрен принцип симметричного регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, а также курс национальной валюты.

Ямайская валютная реформа намечает принципы межгосударственного регулирования платежного баланса. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивания, регулирование платежного баланса, санкции против нарушений международного соглашения.

В соответствии с господствующими монетаристскими концепциями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой.[2]

[1] Авдокушин Е.А. Международные экономические отношения. М., 1997. С. 175

[2] Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. г. Москва, «Инсан», 2004. С. 315

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

 

Заканчивая рассмотрение данной темы можно сделать следующие выводы:

Валютная система – это совокупность двух понятий – валютного механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и международном уровнях.

Валютные отношения – это повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.

В условиях углубления интеграции экономик промышленно-развитых стран валютная система играет все более важную и самостоятельную роль в мирохозяйственных связях. Кроме того, оказывает непосредственное влияние на определяющие экономическое положение страны факторы: темпы роста производства и международного обмена, на цены, заработную плату и т.п.

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

Международные расчеты – регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между юридическими лицами (государствами, организациями) и гражданами разных стран на основе их экономических, политических и культурных отношений. Расчеты осуществляют преимущественно безналичным путем в форме записей на счетах банков.

Платежный баланс – балансовый счет международных операций страны в форме соотношения валютных поступлений из-за границы и платежей, произведенных данной страной другим странам.

Составляемые по методике МВФ платежные балансы включают не только поступления и платежи, которые фактически осуществлены, но и будущие платежи по международным требованиям и обязательствам, т.е. элементы расчетного баланса.

Основной целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов.

Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.

Монетаристские теории регулирования платежного баланса. Эти теории получили развитие в 70-80-е годы. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат неравновесий всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением. Идеал монетаристской концепции платежного баланса – «открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.

SWIFT – крупнейшая международная сеть. SWIFT играет особую роль -связывает национальные клиринговые и банковские сети друг с другом, образуя общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций. Сеть S.W.I.F.T. создана для передачи финансовой информации между участниками международного сообщества.

Целью S.W.I.F.T. является проведение исследований, создание и эксплуатация средств, необходимых для обеспечения удаленной связи, передачи и обработки конфиденциальных и составляющих частную собственность финансовых сообщений к общей пользе его членов.

Сеть S.W.I.F.T. в настоящее время охватывает 160 стран мира, 6000 банков и других финансовых институтов. В России пользователями системы S.W.I.F.T. являются 240 российских банков. Система динамично развивается и используется крупнейшими банками для передачи платежных документов не только за рубеж, но и внутри страны.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный Закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2004). О валютном регулировании и валютном контроле // Российская газета, № 253, 17.12.2003.
  2. Авдокушин Е.А. Международные экономические отношения. М., 1997.
  3. Бобина Б. Стратегические альянсы в глобальной экономике // МЭиМО. 2000. №3.
  4. Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет. МЭиМО. 2001.  №1.
  5. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону “О валютном регулировании и валютном контроле. М.: Юстицинформ, 2004.
  6. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. С.-Петербург, «Судостроение», 2004.
  7. Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютных операций. М.: Финстатинформ, 1999.
  8. Валютное регулирование в России: Сб. основных нормативных актов / Сост. Т.П.Базарова, А.Е.Лисов; Под. ред. Т.П. Базаровай М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2005.
  9. Дронов В.П. Экономическая и социальная география: Справ. материалы/В.П. Дронов и др.– М.: Просвещение, 1994.
  10. Звонкова Т.В. Географическое прогнозирование: Учебное пособие для географ. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1987.
  11. Коренкова С.Ю. Социально-экономическая география/С.Ю. Коренкова, С.П. Семенов. – СПб: Питер, 2001.
  12. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. /Под ред. Красавиной Л.Н. М.: Финансы и статистика, 2004.
  13. Нидеккер Г.Л., Суслов С.В., Стратонников И.В. Анализ эффективности валютно-обменных операций банка. М.: Рус.Деловая Лит., 2005.
  14. Носкова И.Я. Финансовые и валютные операции: Учеб. пособие. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2005.
  15. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Под ред. Круглова В.В. М.: «Инфра-М», 2003.
  16. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. г. Москва, «Инсан», 2004.
  17. Региональная экономика / Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  18. Родионова И.А. Страны мира: экономико-географическая характеристика: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Московский лицей, 1998.
  19. Родионова И.А. Экономическая география/ И.А.Родионова, Т.М. Бунакова. – М.: Московский лицей, 1998.
  20. Страны мира: Справочник. – М.: Республика, 1997.
  21. Тойн П. Методы географических исследований. 1-й выпуск. экономическая география/П. Тойн, П. Ньюби / Пер. с англ. Липеца Ю.Г., Чижова Н.Н. – М.: Прогресс, 1987.
  22. Фридман Л., Кузнецов С. Глобализация: развитые и развивающиеся страны // МЭиМО. 2000. №11.
  23. Шалашов В.П. Валютное регулирование и валютные расчеты в Российской Федерации. М., 2005.
  24. Шишов С.С. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: Финстатинформ, 1998.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.