Содержимое

1. Дайте определение понятию денежной системы, охарактеризуйте основные элементы организации денежного обращения.

Денежная система – установлена. государством форма организации денежное обращения в стране. Основные элементы: 1. Наименован денежные единицы и ее частей 2. Виды государственных денежных знаков, имеющее законную платежную силу: банковские (банкноты), казначейские билеты и разменная монета — определяются специальными законами государства или актами правительства 3. Масштаб цен – средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующих на фиксирующим государством весовом количество денежного металла в денежных единицах. 4. Валютный курс – соотношения между валютами разных стран, определяем в основе их покупательской способностью. 5. Порядок наличные и безналичные (депозитной) эмиссии и обращения денежных знаков регулирование внутренним законодательством страны с учетом экономики и валютного положения. 6. Регламентация безналичного денежного оборота путем установления государством порядка функционирование денег, зачисляемых на счета. 7 Правила вывоза и ввоза национальной валюты и организации международных расчетов для обслуживание оборота внутри страны. 8. Государственный орган, осуществляющий денежно-кредитное и валютное регулирование – обычно ЦБ. 1) устанавливает денежное выражение металла 2)порядок и право чеканки денежных монет3)устанавливает названия 4)монетный паритет 5)уст делимости – на сколько частей можно делить

1) система обращения металлических денег биметаллизм и монометаллизм 2) система обращения кредитных и бумажных денег. С 30-х гг. XX в. в западных странах формировалась система неразменных кредитных денег (господствующих положение кредитных денег; демонетизация золота, отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания; усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государственности; значительное расширение безналичных оборота; государственного регулирования денежного обращения). Современная система денежного обращения – неразменных на золото бумажных и кредитных денег, разменных монет. Произошел переход от товарных денег к символическим и кредитным деньгам.

2. Охарактеризуйте правовые основы денежной системы Российской Федерации. Объясните значение расчетов для эффективного функционирования экономики и социальных процессов в государстве.

Деньги – экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения.

Деньги выступают в качестве: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства накопления; мировых денег.

Выполнение деньгами функции меры стоимости заключается в оценке стоимости товаров путем установления цен. Как средство обращения деньги используются для оплаты приобретаемых товаров, оплаты выполненных работ или оказанных услуг. Широко используются деньги как средство платежа. Деньги, непосредственно не участвующие в обороте, в том числе в функциях средства обращения и средства платежа, образуют средства накопления и выполняют функцию средства накопления.

Основной формой денег являются денежные знаки, наделенные в силу закона платежной силой. Государство устанавливает их ценность, по которой они должны приниматься при осуществлении платежа (номинальную стоимость).

Денежная система любой страны состоит из ряда элементов, таких как: официальная денежная единица; официальные денежные знаки; эмиссия денежных знаков (наличных денег); организация денежного обращения в наличной и безналичной формах; регулирование денежного обращения и кредитно-денежная политика; средства обеспечения законной платежной силы официальной денежной единицы и др.

Правовое регулирование денежного обращения осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов, актов, издаваемых Президентом и Правительством РФ, а также Банком России. Ст. 75 Конституции РФ устанавливает, что денежной единицей России служит рубль, состоящий из 100 копеек. Данное положение Конституции нашло свое развитие в ГК РФ, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативных правовых актах Банка России.

На территории России запрещается введение других денежных единиц и денежных суррогатов. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление влекут уголовную ответственность.

Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории России, к тому же они не могут быть объявлены недействительными, если не установлен достаточно продолжительный срок для их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Совет Директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков, их описание публикуется в средствах массовой информации.

3. Дайте определение понятию валютного регулирования. Объясните необходимость валютных ограничений

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства, направленной на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечения поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, привлечение иностранного капитала, укрепление российской валюты и т.д.

Вопросы валютного регулирования относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. «ж» ст.71 Конституции РФ), субъекты Российской Федерации нормотворческих полномочий в этой сфере не имеют. Единственными исключениями являются: право органов государственной власти субъектов РФ определять в установленном федеральным законодательством порядке пределы полномочий соответствующих органов исполнительной власти при определении порядка лицензирования видов деятельности в области обращения драгоценных металлов (п.1 ст.18 ЗДМиДК) и право устанавливать путем издания законов порядок образования и деятельности валютных фондов субъекта Российской Федерации (пп. «е» п.2 ст.5 Федерального закона от 06.10.99 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Для создания механизма правового регулирования валютных отношений, а также для стабильного и эффективного осуществления валютной политики требуется формирование комплекса валютного законодательства – совокупности нормативных правовых актов, регулирующих порядок совершения валютных сделок и валютных операций резидентами и нерезидентами на территории Российской Федерации и резидентами за ее пределами, а также международных двух- и многосторонних общеэкономических, валютных и инвестиционных договоров и соглашений Российской Федерации.

Рамочным законом, определяющим порядок и правила валютного регулирования является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

На основе валютного законодательства в российском праве выделилась новая подотрасль финансового права – валютное право, как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу валютных ценностей.

Валютные правоотношения представляют собой совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникающих по поводу или в связи с использованием валютных ценностей. Совокупность валютных правоотношений формируют три группы правоотношений: в сфере валютного регулирования, включая валютные ограничения; в сфере валютного контроля; в сфере валютного обращения.

Валютные отношения регулируют нормы различных отраслей права: финансового, административного, государственного, гражданского, уголовного, международного (частного и публичного).

Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами правовых мер, предусматривающих: создание и обеспечение функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля; установление и реализация порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа, режима осуществления иностранных инвестиций; обеспечение и защита права собственности и иных имущественных прав на валютные ценности; регламентация международных расчетов; поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса; обеспечение желаемого режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Согласно ст.5 Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Помимо Банка России определенные функции в сфере валютного регулирования осуществляют также иные государственные органы: Федеральное Собрание РФ определяет порядок формирования государственных валютных резервов, принимает федеральные законы в сфере валютного регулирования, решает вопросы предоставления резидентам льгот и полного их освобождения от обязательной продажи части валютной выручки, участвует в регулировании государственных внешних заимствований и выдаваемых государственных кредитов, займов и гарантий в иностранной валюте; Президент РФ определяет порядок ввоза в Россию и вывоза из нее драгоценных металлов и драгоценных камней, устанавливает порядок обязательной продажи резидентами поступлений в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке России, в том числе решает вопросы о предоставлении резидентам льгот по порядку обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров, либо освобождении их от указанной обязанности; Правительство РФ устанавливает порядок отнесения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий, порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом, порядок обязательного ввоза и пересылки на территорию России вышеназванных ценностей, принадлежащих резидентам, порядок лицензирования видов деятельности в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и другие функции.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются разработка, реализация и обеспечение проведения единой государственной валютной политики в России, координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, а также участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе путем издания нормативных правовых актов, разработка с участием Банка России мер по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации.

ГТК России, как и Банк России, совмещает функции органа валютного регулирования и валютного контроля, совместно с ЦБ РФ определяет порядок вывоза и пересылки резидентами из России валютных ценностей и порядок перевода, вывоза и пересылки валютных ценностей из России нерезидентами, обладает организационными полномочиями в сфере валютного регулирования, определяя функции и полномочия иных таможенных органов России при осуществлении ими валютного контроля.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет управление в области внешнеторговой деятельности, торгово-экономических связей с иностранными государствами, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, координацию деятельности в этой области других федеральных органов исполнительной власти и в установленном порядке соответствующих органов субъектов РФ, уполномочено принимать нормативные акты в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением, регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами и привлечения иностранных инвестиций, регулирования и контроля российских инвестиций за рубежом, а также другие функции.

Полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) в валютно-правовой сфере достаточно ограниченны: ей предоставлено право осуществлять регулирование операций с валютными фондовыми ценностями по согласованию с Банком России.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) до настоящего времени не осуществляет нормативного валютного регулирования, хотя с 19.08.99 г. обладает полномочиями органа валютного контроля. В пределах своих полномочий регулирует порядок налогообложения доходов, полученных в иностранной валюте лицами и организациями, признаваемыми налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации, а также порядок уплаты налогов в иностранной валюте иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами России, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

4. Дайте характеристику валюты и валютных ценностей.

ВАЛЮТА (от итал. valuta, от лат. valeo – стою) – это- денежная единица страны и ее тип;- денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и используемые в международных расчетах. Для периода общего кризиса капитализма характерна бумажная валюта, т.е. неразменные на золото и серебро банкноты или бумажные деньги, которые подвержены инфляции. Они обесцениваются, изменяется количество золота, реально представляемого бумажной денежной единицей, что ведет к понижению курса валюты страны в отношении иностранной валюты. Пр.: по состоянию на “01” января 1934 г. золотое содержание доллара равнялось 0,888671 грамм чистого золота и сохраняется поныне. Во многих странах курс валюты поддерживается с помощью валютных ограничений. К концу 70-х гг. в Международный Валютный Фонд (МВФ) входило 115 стран, а 1/3 стран валютных ограничений не применяла. ВАЛЮТА КАП.СТРАН ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА: ОБРАТИМУЮ НЕОБРАТИМУЮ ЧАСТИЧНО ОБРАТИМУЮ (КОНВЕРТИРУЕМУЮ) (ЗАМКНУТУЮ)

5. Охарактеризуйте правовое положение резидентов и нерезидентов.

РЕЗИДЕНТ – это физическое или юридическое лицо данной страны Пр.: клиент банка с постоянным нахождением в России, т.е. отечественный товаропроизводитель или любое другое физическое или юридическое лицо НЕРЕЗИДЕНТ – иностранное физическое или юридическое лицо Пр.: юрид.лица с местонахождением за границей, созданные и действующие в соответствии с Законодательством иностранного государства, в т.ч. с участием российских предприятий и организаций. Валюта стран, полностью отменивших валютные ограничения как для резидентов, так и для нерезидентов, является ОБРАТИМОЙ и может обмениваться на любую иностранную валюту ($, DM).

6. Перечислите валютные операции, охарактеризуйте правила ведения валютных операций.

1. Текущие Валютные операции: а) переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а так же для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней; б) получение и представление финансовых кредитов на срок не более 90 дней; в) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам и инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанных с движением капитала; г) переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а так же другие аналогичные операции. 2. Валютные операции, связанные с движение капитала: а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управление предприятия; б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг; в) переводы в оплату право собственности на здание, сооружение и другое имущество, включая землю, ее недра, относимое по законодательству страны ее местонахождения к недвижимому имуществу, а так же иных прав на недвижимость. г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок не более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; д) предоставление и получении финансовых кредитов на срок более 90 дней; е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

7. Охарактеризуйте правила ведения валютных операций.

Срочные валютные сделки (форвардные, фьючерсные) – это валютные сделки, при которых стороны договариваются о поставке обусловленной суммы иностранной валюты через определенный срок после заключения сделки по курсу, зафиксированному в момент ее заключения. Из этого определения вытекают две особенности срочных валютных операций.

Существует интервал во времени между моментом заключения и исполнения сделки. В современных условиях срок исполнения сделки, т. е. поставки валюты, определяется как конец периода от даты заключения сделки (срок 1-2 недели, 1,2,3,6,12 месяцев и до 5 лет) или любой другой период в пределах срока.

Курс валют по срочной валютной операции фиксируется в момент заключения сделки, хотя она исполняется через определенный срок.

Срочные сделки с иностранной валютой совершаются в следующих целях:

конверсия (обмен) валюты в коммерческих целях, заблаговременная продажа валютных поступлений или покупка иностранной валюты для предстоящих платежей, чтобы застраховать валютный риск;

страхование портфельных или прямых капиталовложений за границей от убытков в связи с возможным понижением курса валюты, в которой они осуществлены;

получение спекулятивной прибыли за счет курсовой разницы.

Использование срочных сделок для покрытия валютного риска при совершении коммерческих операций приобрело широкое распространение в конце 60-х начале 70-х годов в условиях кризиса Бреттонвудской валютной системы и перехода к плавающим валютным курсам.

Валютные операции «СПОТ».

Эти операции наиболее распространены и составляют до 90% объема валютных сделок. Их сущность заключается в купле-продаже валюты на условиях ее поставки банками-контрагентами на второй рабочий день со дня заключения сделки по курсу, зафиксированному в момент ее заключения. При этом считаются рабочие дни по каждой из валют, участвующих в сделке, т. е. если следующий день за датой сделки является нерабочим для одной валюты, срок поставки валют увеличивается на 1 день, но если последующий день нерабочий для другой валюты, то срок поставки увеличивается еще на 1 день. Для сделок, заключенных в четверг, нормальный срок поставки – понедельник, в пятницу-вторник (суббота и воскресенье – нерабочие дни).

По сделкам “спот” поставка валюты осуществляется на счета, указанные банками – получателями. Двухдневный срок перевода валют по заключенной сделке ранее диктовался объективными трудностями осуществить его в более короткий срок.

Валютные операции с немедленной поставкой являются самым мобильным элементом валютной позиции и заключают в себе определенный риск. С помощью операции “спот” банки обеспечивают потребности своих клиентов в иностранной валюте, перелив капиталов, в том числе “горячих” денег, из одной валюты в другую, осуществляют арбитражные и спекулятивные операции.

Валютные операции «СВОП».

Разновидностью валютной сделки, сочетающей наличную операции, являются сделки “своп”. Подобные сделки известны со времен средневековья, когда итальянские банкиры проводили операции с векселями; позднее они получили развитие в форме репортных и депортных операций. Репорт-сочетание двух взаимно связанных сделок: наличной продажи иностранной валюты и покупки ее на срок. Депорт- это сочетание тех же сделок, но в обратном порядке: покупка иностранной валюты на условиях “спот” и продажа на срок этой же валюты.

Позднее операции “своп” приобрели форму обмена банками депозитами в различных валютах на эквивалентные суммы. Недостатком подобной операции являлось увеличение баланса банка на сумму этой операции, что ухудшало его коэффициенты и создавало дополнительные риски. Валютная операция “своп” разрешает эти проблемы: учет обязательств осуществляется на внебалансовых статьях, обмен валют совершается в форме купли- продажи, т. е. единой сделки.

“Своп” – это валютная операция, сочетающая куплю-продажу двух валют на условиях немедленной поставки с одновременной контрсделкой на определенный срок с теми же валютами. При этом договариваются о встречных платежах два партнера (банки, корпорации и др.). По операциям “своп” наличная сделка осуществляется по курсу “спот”, который в контрсделке (срочный) корректируется с учетом премии или дисконта в зависимости от движения валютного курса. При этом клиент экономит на марже – разнице между курсами продавца и покупателя по наличной сделке. Операции “своп” удобны для банков: они не создают открытой позиции (покупка покрывается продажей), временно обеспечивают необходимой валютой без риска, связанного с изменением ее курса. Операции “своп” используются для:

совершения коммерческих сделок: банк продает иностранную валюту на условиях немедленной поставки и одновременно покупает ее на срок.

приобретения банком необходимой валюты без валютного риска (на основе покрытия конрсделкой) для обеспечения международных расчетов, диверсификации валютных авуаров.

взаимного межбанковского кредитования в двух валютах.

Операции “своп” совершаются не только с валютами, но и с процентами. Сущность этой сделки с процентами заключается в том, что одна сторона обязуется выплатить другой проценты по ставке ЛИБОР в обмен на получение процентов по фиксированной ставке с целью извлечения прибыли в виде разницы между ними. При этом сторона, имеющая среднесрочные вложения по фиксированному проценту, но краткосрочные пассивы или пассивы по пересматриваемому проценту, страхует свой процентный риск (процентную позицию), “покупая” долгосрочную фиксированную ставку, или наоборот.

Документация по операциям “своп” сравнительно стандартизирована, включает условия их прекращения при неплатежах, технику обмена обязательствами, а также обычные пункты кредитного соглашения. Они дают возможность получать необходимую валюту, компенсировать временный отлив капиталов из страны, регулировать структуру валютных резервов, в том числе официальных

8. Перечислите основные права и обязанности субъектов валютных операций.

РЕЗИДЕНТ – это физическое или юридическое лицо данной страны Пр.: клиент банка с постоянным нахождением в России, т.е. отечественный товаропроизводитель или любое другое физическое или юридическое лицо НЕРЕЗИДЕНТ – иностранное физическое или юридическое лицо Пр.: юрид.лица с местонахождением за границей, созданные и действующие в соответствии с Законодательством иностранного государства, в т.ч. с участием российских предприятий и организаций. Валюта стран, полностью отменивших валютные ограничения как для резидентов, так и для нерезидентов, является ОБРАТИМОЙ и может обмениваться на любую иностранную валюту ($, DM).

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Уполномоченные банки. Уполномоченные банки в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами РФ.

9. Дайте определение понятию валютного контроля, охарактеризуйте его цели и функции.

Понятие “валютной операции” является центральным понятием комментируемого Закона, несмотря на то что в нем не дается общего определения валютной операции. Перечень операций, отнесенных к числу валютных, является закрытым, что исключает возможность расширительного толкования понятия валютной операции.

Операция между резидентами признается валютной, если предметом такой операции являются валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги). Операция между резидентом и нерезидентом, а также между нерезидентами признается валютной, если предметом такой операции являются валютные ценности, валюта РФ и внутренние ценные бумаги.

В ранее действовавшем Законе было установлено, что операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Там же содержался перечень валютных операций, относимых к текущим валютным операциям и к валютным операциям, связанным с движением капитала. При этом было установлено, что к валютным операциям, связанным с движением капитала, также относятся все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. Таким образом, перечень валютных операций, связанных с движением капитала, был открытым.

Законодатель не используется понятие текущих валютных операций, а вместо понятия валютных операций, связанных с движением капитала, используется понятие валютных операций движения капитала. Закон называет в качестве самостоятельных видов валютных операций приобретение и отчуждение валютных ценностей и валюты РФ, т.е. операции, при совершении которых валютные ценности и валюта РФ являются предметом сделки, и использование валютных ценностей и валюты РФ в качестве средства платежа, т.е. операции, при совершении которых валютные ценности и валюта РФ оказываются средством расчета.

В особый вид валютных операций выделены операции с одним участником: ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ. Общим признаком указанных операций является переход имущества, в том числе имущественных прав, каковыми являются средства на банковских счетах, с территории РФ на территорию иностранного государства и наоборот. Новшеством является отнесение к валютным операциям переводов нерезидентов валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета на территории РФ на другой счет на территории РФ.

Специальный счет. Понятие специального счета в ранее действовавшем Законе не использовалось. Согласно п. 10 ч. 1 комментируемой статьи специальным счетом в зависимости от вида имущества, являющегося предметом валютных операций, является один из следующих счетов (разделов счетов):

банковский счет в уполномоченном банке. Порядок открытия и ведения специальных счетов нерезидентов, являющихся банковскими счетами, открываемых на территории РФ, устанавливает Банк России, если иное не предусмотрено Законом;

специальный раздел счета депо. Как определено ст. 7 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, договором о счете депо или депозитарным договором именуется договор между депозитарием (профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим депозитарную деятельность) и депонентом (лицом, пользующимся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги), регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности;

открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” держателями реестра (регистраторами) именуются лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Там же определено, что деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов.

Законом определено, что в случае установления требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета.

В случае если требование об использовании специального счета органами валютного регулирования не установлены, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Частью 3 ст. 26 Закона установлено, что п. 10 ч. 1 ст. 1 (о специальном счете) действует до 1 января 2007 г.

Валютные биржи. В ранее действовавшем Законе понятие “валютной биржи” использовалось, однако в отличие от комментируемого Закона определение этому понятию дано не было.

Российское гражданское законодательство не предусматривает биржу в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” допускается, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, может совмещать указанную деятельность с деятельностью валютной биржи. Там же установлено, что в случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

В функции Банка России входит установление порядка и условий осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществление выдачи, приостановления и отзыва разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

10. Перечислите органы и агенты валютного контроля, их полномочия.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 12, частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

4. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

5. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

представлять органам в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования2.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. В теории права соответствующий вид контроля получил название валютный контроль.

В самом общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на территории РФ контрольные функции при осуществлении операций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций нерезидентов в валюте Российской Федерации».

Исходя из изложенного, целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций. Эта цель ранее была закреплена в ч. 1 ст. 10 Закона РФ № 3615-1, однако в Федеральном законе № 173-ФЗ цель валютного контроля прямо не указана.

Принципы валютного контроля в Федеральном законе № 173-ФЗ также прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принципы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное регулирование, так и на валютный контроль). Однако путем толкования его норм можно выделить следующие принципы:

законность — состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;

обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);

обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны — закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий;

институционалъностъ — заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч. 9 ст. 23;

разграничение компетенции — проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного , .контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разграничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). По сравнению с Законом № 3615-1 в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23): проверка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Нельзя не отметить, что в п. 1 ч. 1 ст. 23 ничего не сказано об актах органов валютного контроля. Получается, что издавать соответствующие акты эти органы вправе, а проверять их исполнение — нет. Полагаем, что указанную норму следует толковать в совокупности с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ и включать в валютный контроль также проверку исполнения актов органов валютного контроля.

Кроме того, первое направление валютного контроля требует конкретизации с учетом требований, предъявляемых Федеральным законом № 173-ФЗ к валютным операциям резидентов и нерезидентов. В нем можно выделить проверку соблюдения:

требований правовых режимов совершения валютных операций между резидентами, между нерезидентами, а также между резидентами и нерезидентами;

порядка открытия резидентами банковских счетов и банковских вкладов в иностранной валюте (ч. 1—3 ст. 14) и нерезидентами банковских счетов и банковских вкладов в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в уполномоченных банках и совершения операций по ним;

порядка открытия резидентами счетов и вкладов в иностранной валюте в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Помимо названных можно также выделить следующие направления валютного контроля:

проверка исполнения резидентами обязанности по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации

(ст. 19);

проверка соблюдения порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ст. И);

проверка соблюдения порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).

Таким образом, валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Это объясняется тем, что даже свободное совершение валютных операций, «как правило, связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за проведением любых валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства».

Следовательно, валютные операции являются предметом валютного контроля. Объектом валютного контроля выступают Резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты валютного контроля — это «те государственные органы, а в ряде случаев — негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства».

11. Назовите основные цели и формы осуществления валютного контроля.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Формы: 1. определения соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений. 2. проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а так же обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ. 3. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте. 4. проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а так же операциям нерезидентов в валюте РФ.

12. Охарактеризуйте значение федерального валютного резерва, порядок его формирования.

Федеральный валютный резерв предназначен для стабилизации резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Порядок формирования. Валютный резерв формируется из платежеспособных средств государства на случай наступления непредвиденных рисков.

13. Дайте определение понятию валютным правонарушениям, охарактеризуйте меры ответственности и порядок их применения.

Валютным правонарушения признается противоправное действие или бездействие направленное на нарушение валютного законодательства РФ. Меры ответственности: взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу закона о правом регулировании сделкам; 2. взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделки, а в результате незаконных действий. 3. приостановление действий или отзыв лицензии.

14. Валютное регулирование: понятие, основные элементы. Валютные ограничения.

Валютное регулирование – степень вмешательства государственных органов в валютно-кредитные и финансовые отношения, которые осуществляются в первую очередь на поддержание стабильного валютного курса. Элементы: политику валютного курса и официальные валютные интервенции, валютный контроль, управление официальными валютными резервами, участие в международных валютно-кредитных организаций. Валютные ограничения – меры воздействия на нарушения валютного законодательства РФ.

15. Понятие валюты и валютных ценностей.

Валюта – находящиеся в обращении, а так же изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов. Валюта РФ это: а) находящиеся в обращении, а так же изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монет; б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого правительствам РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства, об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного средства платежа. Ценные бумаги в валюте РФ это платежное документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях. Иностранная валюта это: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средствам в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а так же изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на расчетах денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Валютные ценности это: а) иностранная валюта; б) ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы; в) драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой групп; г) природные драгоценные камни. Таким образом, валютные ценности – иностранная валюта, платежные документы, драгоценные металлы, природные драгоценные металлы.

16. Правовое положение резидентов и нерезидентов.

Резиденты – это физические лица, имеющие постоянное местожительство на территории РФ, а так же юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и расположенные на территории РФ. Нерезиденты – это физические лица, имеющее постоянное местожительство за пределами РФ, а так же юридические лица созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и расположенные за пределами территории РФ.

17. Валютные операции, их виды. Правила ведения валютных операций.

Валютные операции – банковские операции привлечению и размещению иностранной валюты. Виды: 1. открытие и ведение счетов в иностранной валюте. 2. купля-продажи валюты. 3. валютно-обменные предприятия. Валютные операции осуществляются в строгом соответствии с законом, т.е. операции осуществляются на принципах законности, возвратности, платности.

18. Валютный контроль: его цели и функции. Органы и агенты валютного контроля, их полномочия.

Валютный контроль – банковские операции по соблюдению валютного законодательства. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Функции: контроль за соблюдением валютного законодательства; организация и проведение проверок полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям. Органы и агенты валютного контроля: ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти, подотчетные банки Банку России, органы подотчетные федеральным органам исполнительной власти.

19. Значение федерального валютного резерва, порядок его формирования.

Федеральный валютный резерв предназначен для стабилизации резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Порядок формирования. Валютный резерв формируется из платежеспособных средств государства на случай наступления непредвиденных рисков. К формированию федерального валютного резерва привлекаются платежные средства кредитных организаций РФ, а так же средства ЦБ РФ.

20. Валютные правонарушения, меры ответственности за них и порядок их применения.

Валютным правонарушения признается противоправное действие или бездействие направленное на нарушение валютного законодательства РФ. Меры ответственности: взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу закона о правом регулировании сделкам; 2. взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделки, а в результате незаконных действий. 3. приостановление действий или отзыв лицензии.

21. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в сфере валютного регулирования.

Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

22. Государственные органы, осуществляющие валютное регулирование наряду с валютным контролем.

Правительство РФ (Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.), Министерство финансов РФ, ЦБ РФ (Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.), уполномоченные банки.

23. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере валютного регулирования.

К полномочиям Президетна РФ относятся 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

24. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере валютного регулирования.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

25. Основные полномочия банка России в сфере валютного регулирования.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

26. Валютные операции Банка России.

1) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; 2) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; 3) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 4) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

27. Полномочия Федеральной таможенной службы в сфере валютного регулирования.

Федеральные таможенные органы имею полномочия при ввозе и вывозе валютных ценностей на территорию и с территории РФ. Виды: наложение ареста, истребование документов, проверка законности. Таможенные органы выполняют следующие основные функции: 1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; 2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию; 3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; 4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; 5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности; 6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации; 7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

28. Правовой статус органов и агентов валютного контроля.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом. 3. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. 4. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. 5. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

представлять органам в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования2.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

29. Основные группы субъектов валютных правонарушений.

1. Резиденты, к ним относятся: физические лица имеющие постоянное местожительство в РФ; юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юр. Лицами созданные в соответствии с законодательством РФ, а так же их филиалы и представительства. 2. Нерезиденты, к ним относятся физические лица граждане иностранного государства, юридические лица созданные в соответствии с законодательсвом иностранных государств, с местоположение за пределами РФ. 3. Уполномоченные банки – этобанки и иные кредитные организации, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций. (ЦБ РФ, территориальные банки ЦБ РФ, коммерческие банки).

30. Банк России как участник валютных правоотношений.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Валютные операции ЦБ РФ 1) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; 2) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; 3) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 4) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

31. Понятие уполномоченных банков. Валютные лицензии банков.

Уполномоченные банки – это банки и иные кредитные организации получившие лицензии ЦБ РФ на проведении валютных операций. Валютные лицензии выдаются уполномоченными банкам для проведение текущих и связанных с движением капитала валютных операций. Основными валютные операциями являются: 1. операции связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности; 2. ввоз и пересылка в РФ, а так же вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей; 3. международные денежные переводы; 4. расчеты между резидентами и нерезидентами в РФ. К текущим валютным операциям относятся: 1. переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для оплаты экспорта и импорта. 2. получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; 3. переводы из РФ и в РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам.

32. Условия получения банками лицензий, дающих право осуществления валютных операций.

1. созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации 2. действующие на территории Российской Федерации. Лицензирование банковской деятельности – форма легитимации, заключающуюся в установлении возможности проведении банковских операций только при наличии специального разрешения, вымываемого Банком России при соблюдении определенных требований и условий. Порядок: Банковские лицензии можно условно разделить на две группы: – лицензии, выдаваемые вновь созданной кредитной организации; – лицензии, выдаваемые уже существующей кредитной организации по ее заявлению для расширения круга совершаемых ею операций. Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий: – лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) – лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии этой лицензии банк имеет право устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков. – лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Эта лицензия может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

33. Установление корреспондентских отношений и открытие валютных счетов уполномоченными банками.

Уполномоченные банки могут открывать следующие типы банковских счетов в валюте: 1. счет типа «К» (конвертируемый счет): платежи за товары и услуги. 2. счета типа «Н» (неконвертируемый счет) денежные средства используются для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. 3. Счет типа «Ф» (счет физического лица) открывается физическим лицам нерезидентам для расчетов валюте РФ. 4. Счета типа «С» конверсионный (предназначении для осоуществления сделок по покупки и продаже нерезидентами иностранной валюты за валюту РФ), инвеститционный (для осуществления нерезидентом операций с ценными бумагами), проектный (для инвестирования в экономику РФ).

34. Открытие валютных счетов резидентов физических и юридических лиц.

Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации.

35. Правовой режим и цели использования валютного счета.

Расчеты юридических лиц в иностранной валюте осуществляется посредством банковских счетов. Уполномоченные банки могут открывать следующие типы банковских счетов в валюте: 1. счет типа «К» (конвертируемый счет): платежи за товары и услуги. 2. счета типа «Н» (неконвертируемый счет) денежные средства используются для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. 3. Счет типа «Ф» (счет физического лица) открывается физическим лицам нерезидентам для расчетов валюте РФ. 4. Счета типа «С» конверсионный (предназначении для осоуществления сделок по покупки и продаже нерезидентами иностранной валюты за валюту РФ), инвеститционный (для осуществления нерезидентом операций с ценными бумагами), проектный (для инвестирования в экономику РФ).

36. Понятие и правовой режим транзитного валютного счета.

Транзитный валютный счет предназначен для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе не подлежащих обязательной продажи и проведение других операций. Правовой режим использование транзитным счетом определяется лицензией управомоченного банка выданной ЦБ РФ.

37. Открытие валютных счетов нерезидентов физических лиц и порядок их использования.

Нерезиденты вправе без ограничений открывать валютные счета, а так же осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

38. Содержание понятий экспорт, импорт, товар, услуга в целях валютного контроля.

Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного покупательного и платежного средства на территории данного государства. Для валютного контроля характерно следующее: 1) экспортер, покупая товары на внутреннем рынке по ценам, повысившимся под влиянием инфляции, продает их на внешнем рынке на более устойчивую валюту по ценам ниже среднемировых; 2) источником снижения экспортных цен служит курсовая разница, возникающая при обмене вырученной более устойчивой иностранной валюты на обесцененную национальную; 3) вывоз товаров в массовом масштабе обеспечивает сверхприбыли экспортеров. Импорт: В целях валютного контроля различают следующие принципы валютных ограничений, определяющие их содержание:

• централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;

• лицензирование валютных операций — требование предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами или должниками иностранной валюты;

• полное или частичное блокирование валютных счетов;

• ограничение обратимости валют. Соответственно вводятся разные категории валютных счетов: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и др.

Различаются две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и «невидимые» операции) и финансовые (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей).

Формы валютных ограничений отражают их внутреннее содержание и структуру, различаются по сферам их применения. По текущим операциям платежного баланса практикуются следующие их формы:

• блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

• обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному и уполномоченным (девизным) банкам, имеющим валютную лицензию центрального банка;

• ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля). В некоторых странах импортер обязан внести на депозит в банк определенную сумму национальной валюты для получения импортной лицензии;

• ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

• запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;

• запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

39. Понятие покупки иностранной валюты. Порядок совершения валютообменных операций.

Под покупкой иностранной валюты следует понимать приобретение иностранной валюты по договору купли-продажи с уполномоченным банком, а так же посредством заключения с уполномоченным банком договора комиссии или договора поручения, в соответствии с которым комиссионером или поверенным выступает уполномоченный банк.

40. Обязательная продажа валютной выручки. Порядок продажи.

Осуществляется через уполномоченный банк на межбанковских валютных биржах, действующих на основании лицензии ЦБ РФ. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

2. Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению – на период проведения этих мероприятий;

4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям);

5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.

41. Связь платежного баланса, международной торговли и валютного курса.

Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Нестабильность платежного баланса приводит к скачкообразному изменению спроса на соответствующие валюты и их предложение. В современных условиях возросло влияние международного движения капиталов на платежный баланс и, следовательно, на валютный курс. Международная торговля влияет на внутреннюю экономику так, что превышение экспорта над импортом и наоборот приводит к изменениям, в основном в области денежного обращения и цен, которые автоматически способствуют восстановлению равновесия в международных расчетах. Валютный курс — «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ, замененных евро с 1999 г.). Внешне валютный курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Эта экономическая (стоимостная) категория присуща товарному производству и выражает производственные отношения между товаропроизводителями и мировым рынком. Поскольку стоимость является всеобъемлющим выражением экономических условий товарного производства, то сравнимость национальных денежных единиц разных стран основана на стоимостном отношении, которое складывается в процессе производства и обмена. Производители и покупатели товаров и услуг с помощью валютного курса сравнивают национальные цены с ценами других стран. В результате сопоставления выявляется степень выгодности развития какого-либо производства в данной стране или инвестиций за рубежом. Как бы ни искажалось действие закона стоимости, валютный курс в конечном счете подчиняется его действию, выражает взаимосвязь национальной и мировой экономики, где проявляется реальное курсовое соотношение валют.

При продаже товаров на мировом рынке продукт национального труда получает общественное признание на основе интернациональной меры стоимости. Тем самым валютный курс опосредствует абсолютную обмениваемость товаров в рамках мирового хозяйства. Стоимостная основа валютного курса обусловлена тем, что в конечном счете интернациональная цена производства, лежащая в основе мировых цен, базируется на национальных ценах производства в странах, являющихся основными поставщиками товаров на мировой рынок.

В связи с резким увеличением международного движения капиталов на валютный курс влияет покупательная способность валют по отношению не только к товарам, но и финансовым актива.

42. Валютное право и международное валютное право.

Валютное право и международное валютное право регулирует международные валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире — Древней Греции и Древнем Риме — в виде вексельного и меняльного дела. Следующей вехой их развития явились средневековые «вексельные ярмарки» в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились расчеты по переводным векселям (траттам). В эпоху феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчетов через банки.

Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда (МРТ), формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией и глобализацией хозяйственных связей.

Международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения (МЭО), которые относятся как к сфере материального производства, т.е. к первичным производственным отношениям, так и к сфере распределения, обмена, потребления. Существует прямая и обратная связь между валютными отношениями и воспроизводством. Их объективной основой является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит от развития экономики — национальной и мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям, — партнерства и противоречий. Поскольку во внешнеэкономических связях, в том числе валютных, переплетаются политика и экономика, дипломатия и коммерция, промышленное производство и торговля, валютные отношения занимают особое место в национальном и мировом хозяйстве. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала означает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных расчетных, валютных, кредитных и финансовых операциях.

Хотя валютные отношения вторичны по отношению к воспроизводству, они обладают относительной самостоятельностью и оказывают на него обратное влияние. В условиях интернационализации хозяйственной жизни усиливается зависимость воспроизводства от внешних факторов — динамики мирового производства, зарубежного уровня науки и техники, развития международной торговли, притока иностранных капиталов. Неустойчивость международных валютных отношений, валютные кризисы оказывают отрицательное влияние на процесс воспроизводства.

43. Валютное регулирование и внутренняя валютная политика. Прямые и косвенные ограничения.

Валютное регулирование – степень вмешательства государственных органов в валютно-кредитные и финансовые отношения, которые осуществляются в первую очередь на поддержание стабильного валютного курса. Внутренняя валютная политика осуществляется 1. Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки. 2. Центральный банк Российской Федерации устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Прямые – ограничения указанные в нормативных актах РФ. Косвенные – ограничения применяемые по аналогии закона.

44. Валютный контроль: цели и задачи, формы контроля:

Валютный контроль – банковские операции по соблюдению валютного законодательства. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Задачи: контроль за соблюдением валютного законодательства; организация и проведение проверок полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям. Формы: 1. определения соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений. 2. проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а так же обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ. 3. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте. 4. проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а так же операциям нерезидентов в валюте РФ.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.