Содержимое

Введение

Безработицу, также как инфляцию, рассматривают как явление, которое свидетельствует о нарушении равновесия, т.е. как результат определенных макроэкономических колебаний. Правда не каждая безработица является нарушением или отклонением от нормы. Так как она наблюдается во всех странах рыночной экономики и в разное время, то ее можно определенной частью также считать нормой.

Обратимся к статистике.

Уровень безработицы официально фиксировался в России с начала 90-х годов. В 1992 году он составил 5,2%, в 1993 году – 5,9%, т.е. возрос на 0,7%. В последующие годы он начал расти, и достиг максимума в феврале 2003г. – 14,6%, а число безработных составило 10,4 млн. человек. В мае наметились тенденции снижения этого показателя, но утверждать, что произошли кардинальные изменения в занятости населения, видимо, своевременно.

В 2005 году наблюдались отдельные заметные всплески повышения уровня безработицы, которые не могут быть отнесены к сезонным колебаниям, и в целом некоторый рост численности безработных. Причина, видимо, заключается в некотором спаде темпов экономического роста и продолжающемся увеличении численности населения в трудоспособном возрасте.

За 1995-2005 гг. она увеличилась на 3,9%. В связи с этим можно утверждать, что безработица по-прежнему остается важнейшей проблемой затрагивающей интересы и государства и миллионы людей, и следовательно, представляет особую актуальность сохраняет вопрос об оценке последствий этого явления[1].

Наличие безработицы является свидетельством неиспользованных ресурсов общества, а, следовательно, является действием, которое действует в сторону уменьшения ВВП и общественного предложения.

Определенный процент безработицы существует постоянно. Определенный уровень безработицы является нормой, определенной мерой природным явлением.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссии.

Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной темы на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть причины и формы безработицы, а также последствия безработицы в России.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие, причины и виды безработицы;

– проанализировать основные последствия безработицы;

– рассмотреть факторы. Влияющие на уровень безработицы;

– рассмотреть методы борьбы с безработицей.

Объект исследования – безработица;

Предмет исследования – ситуация на рынке труда в России.

Методы исследования: монографический, абстрактно-логический, методы сравнения и другие.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру.

Работа состоит из трех глав, ведения, заключения и списка литературы.

Первая глава посвящена вопросу о сущности безработицы, в данной главе дается определение безработицы, рассматриваются ее причины, основные виды и последствия.

Во второй главе проводится анализ ситуации на рынке труда в России, а также определяются факторы, влияющие на безработицу.

Третья глава посвящена рассмотрению методов борьбы с безработицей.

Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а также данные периодической печати. Журналы – «Экономист», «Финансы», «Вопросы экономики».

Глава 1. Сущность, основные виды и формы безработицы

1.1. Понятие и причины возникновения безработицы

Безработица – это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда – безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

Наличие безработицы является свидетельством неиспользованных ресурсов общества, а, следовательно, является действием, которое действует в сторону уменьшения ВВП и общественного предложения.

Определенный процент безработицы существует постоянно. Определенный уровень безработицы является нормой, определенной мерой природным явлением.

Под безработицей понимается такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос[2].

В пропагандистской литературе периода так называемого государственного социализма отмечалось, что рынок, капитализм порождает безработицу, а социализм – устойчивую занятость и даже дефицит рабочей силы.

Такое утверждение нельзя признать научным, ибо рынок труда любой системы при разных его вариантах – от рынка с ограниченным спросом (нормальный, здоровый рынок) до рынка с ограниченными ресурсами (советский рынок дефицитного типа) – дает одновременно избыток рабочей силы (безработицу) и дефицит рабочей силы по отдельным специальностям, когда спрос на нее выше предложения. Однако точка сбалансирования безработицы и дефицита рабочей силы в этих экономиках находится на разных уровнях.

Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить причины безработицы. Одну из первых подобных попыток предпринял французский экономист Ж. Б. Сэй. Рынок труда он рассматривал как частный случай закона спроса и предложения. Графически закон рынка труда Ж. Б. Сэя можно представить в следующем виде:

Рисунок 1. Закон Сэя

Кривая спроса на труд отражает спрос на труд со стороны предпринимателей. Кривая предложения труда отражает его величину в связи с изменением уровня заработной платы. Если уровень оплаты труда будет повышен с точки D до точки С, это, с одной стороны, приведет к сокращению спроса на труд до величины СА, т. е. к увольнению части наемных работников, с другой стороны, это приведет к увеличению предложения на труд на величину АВ. Возвращение в точку равновесия Е приведет к исчезновению безработицы: весь спрос на труд будет удовлетворен его предложением при данной цене труда на уровне точки D. Вывод из закона Ж. Б. Сэя достаточно ясен и прост: причина безработицы – чрезмерно высокий уровень заработной платы.

Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длится уже полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда была подвергнута критике английским экономистом, священником Томасом Мальтусом (1766 – 1834). По его мнению, и капитал и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения. Современный опыт социального развития показал однако, что во многих высокоразвитых странах имеет место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение населения, однако безработица существует. Значит, причины безработицы – в другом.[3]

Принципиально иное объяснение причин безработицы дал К. Маркс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях роста технического строения промышленного производства. Переменный капитал, авансируемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, авансируемым на покупку средств производства. Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город.

Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую – безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой).

Принципиально новые подходы к данной проблеме были представлены в знаменитой работе английского экономиста Олбани Филлипса (1914 – 1975), которая вышла в 1958 г. Обобщив статистические данные по Великобритании за 1861 – 1957 гг., автор построил кривую, характеризующую взаимосвязь между среднегодовым ростом заработной платы и безработицей. Эта взаимосвязь оказалась обратной: если заработки росли быстро, безработица была небольшой, и наоборот. Кривая О. Филлипса оказалась вогнутой относительно оси ординат: одному и тому же приращению заработной платы соответствовало сравнительно небольшое сокращение безработицы при низком ее уровне и значительное – при высоком:

Рисунок 2 – Кривая О. Филлипса

Сам О. Филлипс крайне осторожно подошел к интерпретации выведенной им зависимости, указывая, что для окончательных выводов необходимо более детальное исследование взаимосвязи между безработицей и ставками заработной платы.

Новую интерпретацию ситуации на рынке труда дали монетаристы, которые разработали теорию сдвигов кривой Филлипса, или акселерационную модель. Графически это выглядит следующим образом:

Рисунок 3 – Акселерационная модель монетаристов

Согласно концепции монетаристов, классическая кривая Филлипса верна лишь для коротких периодов времени и в том диапазоне, когда рост заработной платы соответствует реальному увеличению потребления благ, реальному повышению производительности труда. Расширить занятость на это короткое время можно только ценой ускорения (акселерации) инфляции. Отсюда и модель названа акселерационной. На графике видно, что сокращение безработицы до величины V1 вызывает рост цен до уровня а1. Если сокращение безработицы будет продолжаться, рост цен ускорится, кривая Филлипса сместиться и т. д.

Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она неизбежно предполагает:

  1. разорение части предприятий;
  2. накопление капитала в условиях технического и научного прогресса;
  3. диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций;
  4. циклический характер производства;
  5. несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда.[4]

1.2. Виды и формы безработицы

При классификации безработицы выделяют безработицу вынужденную и добровольную (или безработицу ожидания).

Вынужденная безработица возникает тогда, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.

Добровольная безработица возникает тогда, когда работник мог бы найти работу, но предпочитает оставаться незанятым, продолжая поиски лучше оплачиваемой или более желательной работы, чем ему предлагают.

В зависимости от экономических причин, порождающих безработицу, она делится на типы:

  • фрикционную;
  • структурную;
  • институциональную;
  • циклическую;
  • сезонную.[5]

Фрикционная безработица

Если человеку предоставляется свободы выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу (например, в строительной промышленности из-за плохой погоды или в автомобильной промышленности из-за смены моделей). И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие «искатели» работы и временно уволенные работники заменяют их в «общем фонде безработных». Поэтому, хотя конкретные люди, оставшиеся без работы по тем или иным причинам, сменяют друг друга из месяца в месяц, данный тип безработицы остается.

Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, со скрипом, не приводя в соответствие количество рабочих и рабочих мест.

Фрикционная безработица считается неизбежной в какой-то мере желательной. Почему желательной? Потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем национального продукта.

Фрикционная безработица – безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом. С ростом благосостояния фрикционная безработица может возрастать, а сокращение ее возможно по мере улучшения методов сбора информации о рабочих местах, что, тем не менее, требует увеличения издержек.

Структурная безработица.

Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработице. Экономисты используют термин «структурный» в значении «составной». С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих не таких навыков, которые можно быстро продать; из навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест. Об этом свидетельствует миграция в промышленности из «Снежного пояса» в «Солнечный пояс» в течение последних десятилетий.

Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготовляются бутылки.

Структурная безработица – безработица, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им найти необходимую работу. Структурная безработица связана, таким образом, с несоответствием спроса и предложения на рабочую силу. Такое несоответствие может существовать не только в видах работ, но и меду регионами страны.

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной.

Институциональная безработица

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Например, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы, так как гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

Циклическая безработица

Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Например, в период спада 1982г. уровень безработицы поднялся до 9.7 %. В разгар «Великой депрессии» 1933г. циклическая безработица достигла примерно 25%.

Циклическая безработица – разница между уровнем безработицы в данный момент промышленного цикла и естественным уровнем безработицы. Таким образом, в условиях рецессии, циклическая безработица добавляется к фрикционной и структурной, а в условиях экспансии ее негативное значение сокращает уровень безработицы, вычитая циклическую безработицу и фрикционной и структурной.

Сезонная безработица

Сезонная безработица вызывается колебаниями в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.

Существует также скрытая безработица, состоящая из людей, которые не входят в экономически активное население на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей.

В российских условиях скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работу и не получают заработную плату или работают неполное рабочее время (день, неделю). В международной практике такая ситуация называется недозанятостью.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;

скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

Существует еще так называемая безработица по обследованию – оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.[6]

1.3. Последствия безработицы

Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво.

В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие: Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала. Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве. В то же время безработица порождает тяжелейшие отрицательные социально-экономические последствия.

1. Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся следствием естественной и фактической безработицы (и соответственно занятости).

Естественный уровень безработицы – это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т. е. нечто неизбежное, объективно обусловленное.

Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный ВНП, т. е. такой объем валового национального продукта, который можно произвести в условиях естественного уровня занятости. Фактический уровень ВНП, как правило, ниже его потенциального уровня, а фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы. Американский экономист Артур Оукен (1928 –1980) сформулировал закон, согласно которому между уровнем безработицы и реальным объемом ВНП существует обратная зависимость, показывающая, что сокращение безработицы на один процентный пункт дает дополнительный прирост реального ВНП примерно на 2%. Это и есть закон Оукена, а цифра 2,0 – коэффициент Оукена. Так, если естественный уровень безработицы в данном году равен 4%, а фактический ее уровень – 7%, то разница составит 3%. Эти 3% надо умножить на коэффициент Оукена (3% 2,0 = 6%). Если фактический ВНП составляет 200 трлн. руб., то общество недополучило в данном году 6% от 200 трлн. руб., т. е. 12 трлн. руб., а потенциальный ВНП в данной стране в данном году составил бы 212 трлн. руб.[7]

2. Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов предпринимателей.

3. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто протекают для него болезненно.

4. Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения.

5. Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами. Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей развитого рыночного хозяйства. Но все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.

Безработица, соответствующая этому идеальному уровню, получила название естественной.

Глава 2. Ситуация на рынке труда в России

2.1. Факторы, способствующие безработице в России

Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:

  1. подавление безработицы;
  2. частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
  3. условная безработица (непостоянная работа);
  4. временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
  5. потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
  6. безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
  7. безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
  8. вынужденная безработица;
  9. безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
  10. безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
  11. безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
  12. первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
  13. безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
  14. безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
  15. безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
  16. безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
  17. безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
  18. безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
  19. безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций;
  20. безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.[8]

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, – люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа – прямо или косвенно, связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа – люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

2.2. Ситуация на рынке труда в России

По данным проведенного обследования, по состоянию на последнюю неделю ноября 2004 г., численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные, составила 6,3 млн. человек, или 8,9% экономически активного населения.

Общая численность безработных в течение всего периода с 1992 по 2003 г. постоянно увеличивалась, достигнув максимального значения в феврале 2003 г. (10,4 млн. человек, или 15% экономически активного населения), после чего отмечается ее снижение. За последний год численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 10%.

Таблица 1. Динамика общей численности безработных (тыс. человек)

Всего Мужчины Женщины Городские жители Сельские жители
Октябрь 1992 3877 2026 1851 3326 651
Октябрь 1995 6712 3616 3096 5320 1392
Октябрь 2000 8902 4793 4110 6811 2091
Ноябрь 2001 9094 4801 4293 6868 2225
Ноябрь 2002 6999 3781 3219 5143 1856
Ноябрь 2004 6303 3411 2893 4460 1843

На женщин приходится 51,3% общего снижения численности безработных. За последний год численность безработных – мужчин сократилась на 9,8%, безработных женщин – на 10,1%. Удельный вес женщин в общей численности безработных составил 45,9% и за последний год практически не изменился. В конце 1992 г. женщины составляли 47,7% в общей численности безработных.

Средний возраст безработных в ноябре 2004г. составлял 34,8 года и за последний год снизился на 0,3 года. При этом средний возраст безработных мужчин не изменился, а безработные – женщины за последний год стали в среднем моложе на 0,7 года. По сравнению с 1992 г. безработные стали старше в среднем на 2,4 года. Модальное значение возраста среди безработных составляет 20 лет.

Безработные в России в среднем моложе занятого населения. Самая большая пятилетняя группа в составе безработных – это лица в возрасте от 20 до 24 лет, на их долю приходится 17,7% общей численности безработных, а всего в возрасте до 30 лет находится 38,7% безработных. Среди занятых доля лиц в возрасте до 30 лет значительно меньше – 24,2%.

Как показали материалы обследований, за последний год увеличилась доля безработных, использующих в качестве способа поиска работы обращение в органы государственной службы занятости. Среди безработных учтенных в ноябре 2002 г., этот способ поиска работы использовали 30,3% (в ноябре 2001 г. – 25,9%). Наиболее высокий уровень обращаемости безработных в органы государственной службы занятости отмечен в октябре 1997 г. – около 40% безработных в это время прибегали к помощи государственной службы занятости в поисках работы. В настоящее время наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его использовали 59% безработных. Отмечается увеличение доли безработных, ищущих работу с использованием средств массовой информации.

В зависимости от уровня образования безработных меняются соотношения способов поиска работы, которые ими используются. Так, безработные с высшим образованием в большей мере используют личные связи, чем безработные, имеющие более низкий уровень подготовки.

Подавляющее большинство безработных хотели бы иметь работу по найму, и только 3% выразили желание заняться самостоятельным бизнесом.

Среднее время поиска работы безработными за последний год снизилось почти на один месяц и составило в ноябре 2003 г.8,2 месяца против 9,1 месяца в 2002 г. У женщин оно составило в ноябре 2002 г. 8,8 месяца, у мужчин – 7,8 месяца.

В общей численности безработных 725 тыс. человек составляют граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть присвоен статус безработного в органах по содействию занятости населению. Среди них 224 тыс. (3,6%) – студенты и учащиеся дневных образовательных учреждений, и 501 тыс. (7,9%) – пенсионеры, занимающиеся поиском работы и готовые приступить к ней, то есть отвечающие критериям для отнесения из к безработным по методологии МОТ. По сравнению с ноябрем 2001 г. численность студентов и учащихся, ищущих работу и готовых приступить к ней, увеличилась на 13%, а их доля в численности безработных возросла на 0,8 п.п. при сохранении численности и удельного веса пенсионеров соответственно на 2,5% и 0,6 п.п.[9]

Уровень безработицы населения в трудоспособном возрасте, определенный без учета студентов, учащихся и пенсионеров, в ноябре 2001 г. составил 7,9%.

Оценивая ситуацию на рынке труда за 2002 г. по регионам Центрального округа; нетрудно заметить, что наиболее напряженной она была в Брянской области (см. таблицу 6).Так, уровень общей безработицы здесь был самым высокими составлял 13% против 10,5% в среднем по России и 7,8° о – по регионам Центрального округа. Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, была выше средней по России на 8,8 пункта (55.3 против 46,5%) и уступала лишь Тамбовской области (58,4%).

В последние 10 лет на Брянщнне, как и в большинстве регионов России, под воздействием экономических реформ, политических и демографических изменений возникли новые тенденции в динамике численности и состава рабочей силы. По имеющимся данным, их можно проследить за 1992-2002 гг.

В этот период снижалась занятость и увеличивались масштабы безработицы, Число занятых уменьшилось с 697 до 583 тыс., число безработных (в соответствии с критериями МОТ) увеличилось с 32 до 87 тыс. При этом наибольших размеров общая численность безработных достигла в 1998-1999 гг. и составила соответственно 98 и 108 тыс. человек. За рассматриваемый период сократилась и общая численность экономически активного населения – с 729 до 670 тыс., или на 8,1%.

Таблица 2. Динамика показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда, по Брянской области за 1992-2000 гг.

Показатели 1992 1993 1994 1995 1998 1999 2000 2001 2002
Экономически активное население,

тыс. человек

729 691 679 684 676 646 627 651 670
Занятые в экономике, тыс. человек 697 659 619 620 621 563 529 542 548
Общая численность безработных,

тыс. человек

32 32 60 64 55 83 98 108 87
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению 4,3 4,6 8,8 9,4 8,1 12,8 15,6 16,6 13,0
Численность безработных, официально зарегистрированных в службе занятости, на конец года, тыс. человек 5,7 11,6 26,9 32,3 37,7 30,8 29,7 20,9 14,5
Их доля в численности экономически

активного населения, %,

0,8 1,7 4,0 4,7 5,6 4,8 4,7 3,2 2,2
то же по России 1,7 2,8 3,5 3,1 2,6 2,2 1,5
Коэффициент напряженности на рынке труда 1,1 81 32 45 32 30 9,5 4,5
то же по России 4,5 6,1 9,2 7,6 5,4 3,6 1,6

Доля безработных среди экономически активных увеличилась с 4,3% в 992 г. до 13,0% в 2002 г. Максимального уровня она достигла в 2000 г. (15,6%), и особенно в 2001 г. (16,6%).

В составе безработных выделяются лица, не имеющие работы, ищущие ее, готовые приступить к ней и получившие официальный статус безработных в государственной службе занятости (ГСЗ). Их число выросло с 5,7 тыс. в 1992 г. до 14,5 тыс, в 2002 г., что составило соответственно 0,8 и 2,2% от экономически активного населения. Наибольшее число безработных было зарегистрировано государственной службой занятости в 1998 г. – 37,7 тыс. (68,5% всех безработных).

Как показывают данные таблицы, коэффициент напряженности на рынке труда по годам сильно колеблется. Так, если в 1993 г, он составлял 1,1, то в 2000 г. вырос до 4,5, или в четыре раза. Наиболее напряженная ситуация на рынке труда по этому показателю сложилась в 1994 г., а также в 1998 г., когда на каждое вакантное место претендовали соответственно 81 и 45 безработных, С 1999 г. наблюдается ежегодное снижение рассматриваемого показателя (до 9,5 в 2001 г. и 4,5 – в 2002 г.).

Сравнивая уровень официально зарегистрированной безработицы на Брянщине с общероссийским, следует заметить, что он превышал показатели по России в отдельные годы (1995, 2000 гг.) в 1,8 и даже в 2,4 раза (1994 г.). В последние годы разрыв сократился, и превышение составляет 30-40%.

Нагрузка официально зарегистрированных безработных на одно вакантное место превышала общероссийские показатели в 1994 г. в 18 раз, в периоде 1995 по 2000 г. – в 4,3-5,5, в 2001-2002 гг. – в 2,6-2.8 раза.[10]

Таблица 3 – Тендерная структура общей безработицы и доля пенсионеров в составе безработных по Брянской области за 1992-2002 гг. (в процентах)

Время обследования Гендерная структурв безработных Уровень безработицы без пенсионеров Доля пенсионеров в общей численности безработных
мужчины женщины всего В том числе
мужчин женщин
1992 октябрь 59,4 40,6 3,8 4,3 3,3 6,3
1993 октябрь 56,3 43,7 4.2 4,7 3,8 6,3
1994 октябрь 56,7 43,3 8,5 9,5 7,4 3,3
1995 октябрь 59,4 40,6 8,9 9,7 8,0 3,1
1996 март 63.6 36.4 8,0 9,8 6,1 1,8
1997 октябрь 60,2 39,8 12,6 14,4 10,7 2,4
1998 октябрь 56,1 43,9 15,3 16,7 13,9 2,0
за 1999г. 54.6 45,4 15,5 16,4 14,4 7,2
за 2002 г. 59,8 40,2 13,0 15,3 10.7 4,0

По данным обследования по проблемам занятости, за период 1992-2002 гг. среди безработных Брянской области преобладали мужчины.

Доля мужчин в общей численности безработных достигает максимального значения – 63,6% в 1996 г., затем до 1999 г. наблюдалось ее снижение, а в 2002 г. – вновь увеличение до 59,8% что несколько превысило уровень 1992 г. (59,4%). Доля женщин-безработных колебалась от 36,4 до 45,4%. В составе населения в трудоспособном возрасте, которое увеличилось по сравнению с 1992 г. на 5%, женщины занимают 48,8%, их численно выросла на 7,8%.

В результате отмеченных динамических изменений тендерного соотношения безработных уровень безработицы (без с студентов и пенсионеров) у мужчин вырос с 4.3 в 1992 г. до 15, в 2002 г., у женщин – соответственно с 3,3 до 10.7%, то есть положение мужчин на рынке труда ухудшилось[11].

Таким образом, общая численность безработных в течение всего периода с 1992 по 2003 г. постоянно увеличивалась, достигнув максимального значения в феврале 2003 г. (10,4 млн. человек, или 15% экономически активного населения), после чего отмечается ее снижение. За последний год численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 10%.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

Глава 3. Методы борьбы с безработицей

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

В социально – трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально-страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства «реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ – повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово – промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов.

Суть новой социально – трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

Таким образом, по мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего, следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально – экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально – трудовой сферы.

Что же касается уровня заработной платы, то, по-видимому, следовало бы сосредоточится на следующих мерах, представляющихся первоочередными:

  1. пересмотр минимального размера оплаты труда как в качественном аспекте (освобождение этого показателя от фискальных функций), так и в количественном;
  2. изменение тарифной системы, принятие законов о государственной службе и регулировании трудовых отношений в частном секторе;
  3. переориентация финансово-кредитной и налоговой систем с отходом от сегодняшних принципов, в частности “опоры на зарплату”, при определении прибыли предприятия.

Заключение

Заканчивая рассмотрение данной темы необходимо сделать следующие выводы:

Безработица – это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда – безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Экономисты выделяю несколько типов безработицы: фрикционную, структурную и циклическую, скрытую, институциональную, сезонную. В настоящее время считается, что полная занятость, или естественный уровень безработицы осложняется тем, что есть работники, занятые неполный рабочий день, а также такие, кто потерял надежду на получение работы.

Экономические издержки безработицы, выраженные в отставании объема ВНП,- это товары и услуги, которые общество теряет, когда его ресурсы находятся в вынужденном простое. Закон Оукена устанавливает, что один процент прироста безработицы сверх естественного уровня приводит к 2,5%-ному увеличению отставания ВНП.

Общая численность безработных в течение всего периода с 1992 по 2003 г. постоянно увеличивалась, достигнув максимального значения в феврале 2003 г. (10,4 млн. человек, или 15% экономически активного населения), после чего отмечается ее снижение. За последний год численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 10%.

Экономические издержки безработицы, выраженные в отставании объема ВНП,- это товары и услуги, которые общество теряет, когда его ресурсы находятся в вынужденном простое. Закон Оукена устанавливает, что один процент прироста безработицы сверх естественного уровня приводит к 2,5%-ному увеличению отставания ВНП.

В настоящее время государство берет безработных на иждивение, т.е выплачивает безработным пособие, обеспечивает им прожиточный минимум.

Определенная часть безработных получает пособие по безработице. Собственно это единственный официальный источник дохода. Но только в том случае если человек зарегистрирован в качестве безработного.

Нынешний размер прожиточного минимума не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного неконтролируемого роста цен не только на предметы роскоши, но и на предметы первой необходимости. Отсюда, проблемы роста преступности, количества самоубийств, возрастание числа разводов. Так, повышение уровня безработицы на 1% приводит к росту преступности на 7-8%.

Арсенал средств собственно политики занятости достаточно широк и уже давно апробирован мировой практикой. Это различные способы субсидирования оплаты труда, механизм квотирования рабочих мест, организация оперативного переобучения граждан, стимулирование их территориального перераспределения, стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для труда на условиях гибких режимов рабочего времени, регулирование совместительства и, наконец, организация временных общественных работ.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Что же касается уровня заработной платы, то, по-видимому, следовало бы сосредоточится на следующих мерах, представляющихся первоочередными:

  1. пересмотр минимального размера оплаты труда как в качественном аспекте (освобождение этого показателя от фискальных функций), так и в количественном;
  2. изменение тарифной системы, принятие законов о государственной службе и регулировании трудовых отношений в частном секторе;
  3. переориентация финансово-кредитной и налоговой систем с отходом от сегодняшних принципов, в частности “опоры на зарплату”, при определении прибыли предприятия.

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР. 2004.
  3. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. – Ярославль: Академия развития. 2005.
  4. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг», 2004.
  5. Козырев В.М. Основы современной экономики.- М.: Финансы и статистика, 2005.
  6. Мамедов О.Ю. Современная экономика.- М..: Феникс, 2004.
  7. Основы экономической теории “// Под ред. Камаева В.Д., М., «Владос», 2004.
  8. Пол А. Семюелсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. – М.: Основы, 2004.
  9. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 2001.
  10. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 2004.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело. 2003.
  12. Экономика: учебник. /Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 2003.
  13. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина, В.И. 2003.
  14. Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 2004.
  15. Алавердов А. К вопросу о внутрифирменном рынке труда. // Вопросы экономики, 2004 г., №12
  16. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2000, №7.
  17. Бреев Б. Экономические последствия безработицы// Общество и экономика. 2002. №5.
  18. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. 2005. № 5.
  19. Куликов В. В. Безработица в России несопоставима со спадом производства. // ЭКО. 2005. № 1.
  20. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике. // Человек и труд. 2005 №3.
  21. Сергеева М.Е, Зеболов Н.Н., Н.А. Мукратова, Т.А. Дьяченкова. Ситуация на рынке труда в Брянской области // Вопросы статистики 2003. №3.
  22. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда // Человек и труд. 2004 № 2.
  23. Устинова С.С. Методологические подходы к анализу проблеме занятости рынка труда//Вопросы Статистики . 2003 №7.
  1. Бреев Б. Экономические последствия безработицы// Общество и экономика. 2005. №5 С. 101
  2. Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. –М.: ПРОСПЕТ, 2005, с. 337
  3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело. 2003. С. 235.
  4. Куликов В. В. Безработица в России несопоставима со спадом производства. // ЭКО. 2005. № 1. С. 35.
  5. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина, В.И. 2003. С. 231.
  6. Основы экономической теории // Под ред. Камаева В.Д., М., «Владос», 2004. С. 164.
  7. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда. // Человек и труд. 2004 № 2. С. 251.
  8. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике. // Человек и труд. 2005 №3. С. 163.
  9. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 176.
  10. Сергеева М.Е, Зеболов Н.Н., Н.А. Мукратова, Т.А. Дьяченкова. Ситуация на рынке труда в Брянской области // Вопросы статистики 2003. №3.
  11. Сергеева М.Е, Зеболов Н.Н., Н.А. Мукратова, Т.А. Дьяченкова. Ситуация на рынке труда в Брянской области // Вопросы статистики 2003. №3. С. 43

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.