Содержимое

Введение

 

Творчество Виктора Астафьева обрело широкое читательское признание и серьезное внимание критики на рубеже 60-70-х годов. В рецензии на «Последний поклон» Ал. Михайлов замечал, что без произведений Астафьева современной прозе «недоставало терпкого духа жилья, густоты красок деревенского, детдомовскоr:о, солдатского и народного быта, живой экспрессии крестьянской речи, а более всего – крутоватых, норовистых, народных характеров»!. Целый пласт народной культуры, отечественной истории, связанный с эпохой коллективизации, войной, послевоенной жизнью своеобразно преломился через «автобиогpафию поколения», лирическую исповедь современника в книгах писателя.

Существует глубокая идейно-философская близость художнических размышлений писателя о сущности и основе народной жизни с исканиями таких прозаиков, как С.Залыгин, В.Распутин. И вместе с тему Астафьева обнаруживается свой особый аспект творческого исследования.

С.Залыгин, размышляя о нравственных проблемах времени, стремится соотнести искания современников не только с народной этикой, народными идеалами, но и с народной философией. Его любимый персонаж – философ и мудрец, народный мыслитель, носитель черт «народной цивилизации». В центре прозы Залыгина – исследование крестьянской жизни как способа познания мира, открывающегося и в прозрениях разума, и в мирочувствовании, во всем укладе народной жизни.

В.Распутин исследует жизнь сквозь понятие «крестьянского рода», анализируя тончайший духовный механизм передачи наследственного нравственного кода, генетических особенностей духовной жизни от поколения к поколению до момента разрыва, утраты этой традиции. Категория преемственности рассматривается писателем в социальном, психологическом, нравственном и эстетическом аспектах.

Астафьев сконцентрировал свои художнические наблюдения в сфере национального характера, пытаясь раскрыть его многообразие, историческую сущность и генетические корни.

Существует большая и разнообразная литература о творчестве В.Астафьева. В 50-е годы отдельные статьи и рецензии были посвящены анализу рассказов и очерков писателя. В 60-e годы критика выявила основные проблемы его творчества, определила направление художественного поиска писателя, выделив тему войны в его прозе, тему детства и природы. Большое значение для осмысления его произведений имели работы критика А.Я. Макарова, в которых наиболее глубоко и точно подмечены главные черты творческой индивидуальности художника – «по натуре своей он моралист и поэт человечности».

В статьях и рецензиях 70-х годов (А.Хватова, В.Петелина, Ю.Селезнева, В.Чалмаева, И.Дедкова, В.Курбатова, Е.Стариковой и др.) была предпринята попытка ввести разговор об Астафьеве в широкий контекст проблем, связанных с обсуждением народности, нравственности, исторической памяти, гуманистических исканий в литературе. Ибо творчество Астафьева 70-х годов («Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба», «Ода русскому огороду»), как и многих других писателей, побуждало критику к осмыслению проблем социального и духовного развития человека.

Изучение и анализ  творчества В. Астафьева и сегодня продолжает оставаться актуальным. Это связано с масштабностью тех проблем, которые затронул В. Астафьев в своих произведениях.

Итак, цель контрольной работы – изучение и сравнение образов Акима и Гоги Герцева в «Царь-рыбе» В. Астафьева.

В качестве источников для написания послужили монографические труды и материалы учебных пособий.

Глава 1. Образ народа в «Царь-рыбе»

Qтличительная особенность романа «Царь-рыба» в том, что в нем полнее, чем во многих современных произведениях, представлен народ и в массе своей, как артель на Боганиде, и в индивидуальных xapaктepax, таких, как бакенщик Павел Егорович.

Народ у В. Астафьева изображен многомерно, с выведением его контрастирующих характеров и социальных трупп, и конфликты его никак не назовешь просто бытовыми. Разве можно примирить Акима и бывшего бандеровца Грохотало, разве можно поставить рядом Николая Петровича, живущего для семьи, для людей, и Георгия Герцева, индивидуалиста и эгоиста? Невозможно как-то уравнивать Кирягу-деревягу, Парамона Парамоновича с тремя молодцами-гра6ителями …

>

Доступа нет, контент закрыт

2. Аким и Гога Герцев: сравнение образов героев

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

Когда мы думаем о Касьянке и Акиме, вскормленных артельной ухой, мы не можем не помнить, что оин с детства впитали в себя эти коллективистские трудовые навыки, эти гуманистические принципы, эти этические нормы.

Об Акиме и Георгии Герцеве справедливо говорят как о противоположных типах. Они вызвали наибольшее количество критических замечаний, вокруг них  возникла дискуссия.

Доступа нет, контент закрыт



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

 

 

Проза Виктора Астафьева, развиваясь в классических традициях Л.Толстого, Ф.Достоевского и Г.Успенского, генетически связана и с традицией советской литературы в изображении человека и природы.

Развивая идеи Леонида Леонова и Михаила Пришвина о важности и целительности для современника общения с природой, писатель на новом витке исторического развития в условиях обострения экологической ситуации осмысляет нравственные и философские аспекты этой темы.

Начиная в «Царь-рыбе» разговор о «государственных» браконьерах, он подводит читателей к мысли об общественной экспертизе всех проектов, связанных с воздействием на природу, в которой рожден, существует и должен еще долго жить человек. Поэтому «Царь-рыба» находится среди тех произведений, которые в свое время не только призывали беречь и спасать природу, но подготавливали процесс перестройки нашего общества, начавшийся после Пленума ЦК КПСС в апреле 1985 г.

Общественное, историко-литературное значение «Царь-рыбы» (как, разумеется, и “Русского леса” Л.Леонова) не исчерпывается остротой и глубиной раскрытия экологической темы. Несмотря на то что сюжет связан с природоохранительным пафосом, «Царь-рыба» – произведение социально-философское. Через призму экологической темы рассмотрены писателем социальные и нравственные процессы народной жизни, сделаны выводы о смещении моральных норм и оценок. Особенность художнического взгляда Астафьева на действительность связана с тем, что сильное критическое начало в его прозе, обладающее своим статусом и прогностическим характером, не является доминирующим в произведении.

«Философская» специфика произведения ощущается в стремлении автора включить человека с его полной забот и тревог повседневной жизнью в «процесс природы» (выражение Л.Леонова), в смену времени года, дня и ночи, ее бурь и стихий, в непрерывный процесс развития и изменения природного мира. Неумение жить в «гармонии» с природой, неумение ощущать и понимать тайный ход жизни приводит людей к гибели, безнравственности.

Этот простой вывод В.Астафьева обретает в современную эпоху характер грозного предупреждения. И хотя публицистика, печать, средства массовой информации постоянно напоминают  человеку о грозящей ему и человечеству в целом опасности, все-таки еще не созрела в обществе необходимость решительных действий, соответствующих поступков. Перестройка мышления современного человека, связанная со многими жизненными и философскими факторами, включает как необходимый компонент и повышение уровня экологического сознания. И в этом процессе  роль литературы, и «Царь-рыбы» в частности,  трудно переоценить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Вахитова Т.М. Повествоание в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». М., 1998.
  2. Ерошов Л.Ф. В. Астафьев и лирико-философская проза// Русская литература. 1984. №1.
  3. Ланщиков А.П. В. Астафьев. М., 1992.
  4. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990 г.: Учебное пособие. В 2 т. Т. М., 2003.
  5. Лобанов М.Надежда исканий. М.. 1978.
  6. Селезнев Ю. В преддверии героя// Москва. 1977. №8.
  7. Хватов А. Размышления о «Царь-рыбе» В. Астафьева// Литературная учеба. 1978. №5.
  8. Шилин К. Выступление за «круглым столом»// Литературное обозрение. 1976. №10.
  9. Яновский Н.Я. В. Астафьев. Очерк творчества. М., 1982.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.