Содержимое

Введение

 

Александр Сергеевич Грибоедоедов, Александр Сергеевич Пушкин  – великие писатели русской классической литературы . Из под их пера вышло много бессмертных творений . Но при упоминании этих имен в первую очередь в памяти возникают такие произведения как «Горе от ума», «Евгений Онегин».

Москва – святыня России, её сердце. Не зря захватчики всех времён и народов, будь то татарские, французские или немецкие, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить её сердце, то есть захватить Москву.

«Сердце» и «судьба» – это слова, которые мы произносим, когда хотим сказать о чём-то важном для нас. Для автора романа «Евгений Онегин», для Александра Сергеевича Пушкина именно в сердце России, в Москве случилось два  судьбоносных момента его жизни: распоряжение царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время коронации царя Николая Первого в Москве, куда поэт был срочно доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году, и второе событие – женитьба Александра Сергеевича Пушкина, начало его новой жизни.

Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая как бы энциклопедию русской жизни, не мог не привести свою героиню в Москву, и в этом есть закономерность. Пушкин как бы не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва.

А.С. Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших дворян зрела мысль о необходимости освобождения народа от тяжкого бремени. В двадцатых годах образовались тайные общества, люди, входящие в эти общества, впоследствии стали называться декабристами по случаю совершенного ими восстания в декабре 1825 года. В комедии «Горе от ума» Грибоедов запечатлел образ человека, взгляды и чувства которого близки декабристам – это Чацкий.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности данной темы.

Целью данной работы является изучение творчества  А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова, в которых описывается Барская Москва, знакомство с бытом Барской Москвы и основными ее представителями.

Глава 1. Барская Москва в изображении А.С. Грибоедова

§1 Быт и нравы барской Москвы

§2 Представители барской Москвы

 

Грибоедов родился в Москве в семье офицера, учился в Московском университете, превосходно знал языки, окончил словесный, а затем юридический факультет, увлекался театром. Это был не только выдающийся дипломат, литератор, гениальный драматурги композитор, это был один из самых образованнейших людей своего времени. В Грибоедове рано пробуждается чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Александр оканчивал университет, когда началась война 1812 года. 1812 год вызвал у юноши большой подъем патриотизма, воодушевил всю дальнейшую жизнь и деятельность. «Мне не случалось в жизни видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, как Грибоедов любил Россию», – писал в дневнике один его знакомый.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Барская Москва в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

§1 Описание Москвы

§2 Въезд Лариных в Москву

 

Пушкин любил Москву, хотя московское дворянство изобразил в насмешливых тонах. О самом городе он пишет:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Пушкин умел отличать парадный, казенный патриотизм светских раутов от того народного патриотизма что живет в душе каждого честного человека. Москва пушкинской эпохи – это торговый город, обиталище старого российского барства, «ярмарка невест». Мир, в котором предстоит жить Татьяне, напоминает знакомое окружение Петушковых, Гвоздикиных и прочих.

 

 

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Барская Москва в изображении Пушкина



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

О московском барстве Пушкин сказал очень мало, он только напоминает, что есть пьеса, в которой описаны эти самые люди в эту самую эпоху. Почему человек добрый по отношению к себе подобным становится страшен, когда выступает против чуждого ему нового движения?
Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подслушивает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых видит в гостиной Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

 

По итогам рассмотрения темы «Барская Москва в литературе I половины XIX века, можно сделать вывод, что в комедии «Горе от ума» Грибоедов отразил быт и нравы московского барства, которое хорошо изучил, вращаясь в этих кругах. Еще в давние времена народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем страшнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие слои сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Литература оставила этот след, воспев Москву в своих произведениях. Москва Грибоедова и Пушкина, Толстого и ‘Чехова, Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского отражена впечатляюще.

Я думаю, этот список можно продолжать целым рядом выдающихся имен.

В «Горе от ума» отражена эпоха после 1812 года. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни 20-х годов XIX века. На первом плане широко и ярко показана барская Москва, которая возникает из разговоров и реплик персонажей комедии. «И награжденья брать, и весело пожить» – это идеал барской Москвы, это философия жизни фамусовского общества. Убежденные крепостники, невежественные люди, положение которых обязывало быть выше по уровню, боятся просвещения и новых взглядов потому, что понимают, что новая сила – сметет их как ненужный хлам, поэтому они стремятся к единению с себе подобными.

Если сравнить Москву Грибоедова с Москвой Пушкина, то невольно напрашивается мысль, а именно: годы идут, но мало что меняется в облике города и в психологии общества, населяющего этот город. Мать Татьяны Лариной ранее жила в Москве, попав в деревню, сначала плакала, но потом привыкла, смирившись со своей судьбой. Татьяну должна была ждать такая же ужасная участь: запертая в деревне среди диких людей, она волей-неволей вынуждена повторить жизнь своей матери, выйдя замуж за какого-нибудь отпрыска Скотининых, или ждать, когда ее повезут «в Москву, на ярмарку невест». Каким унизительным кажется нам подобное путешествие! Что, впрочем, позднее и происходит, Соседи советуют матери Татьяны: «В Москву, на ярмарку невест! Там, слышно, много разных мест». Соседи предлагают матери Татьяны деньги взаймы, по доброте душевной беспокоятся, как бы девушка не осталась незамужней. Только доброта их – на свой манер: не понимают они другого счастья, кроме своего. Бедная, бескрылая доброта бедного, бескрылого мира. Но мир этот властвует над Татьяной, он постановил: ехать в Москву. Она боится ехать, ей жалко расставаться со «своими рощами, лугами», о в то же время ее манит неизвестность. Решено, Ларины едут в Москву. («Дорожной скукою вполне, семь суток ехали они…»)

Пушкин любил Москву, хотя московское дворянство изобразил в насмешливых тонах. О самом городе он пишет:

Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Пушкин умел отличать парадный, казенный патриотизм светских раутов от того народного патриотизма что живет в душе каждого честного человека. Москва пушкинской эпохи – это торговый город, обиталище старого российского барства, «ярмарка невест». Мир, в котором предстоит жить Татьяне, напоминает знакомое окружение Петушковых, Гвоздикиных и прочих.

О московском барстве Пушкин сказал очень мало, он только напоминает, что есть пьеса, в которой описаны эти самые люди в эту самую эпоху. Почему человек добрый по отношению к себе подобным становится страшен, когда выступает против чуждого ему нового движения? Ведь и Фамусов у Грибоедова не тиран, не деспот, а хлебосольный барин и любящий отец, но именно он оказывается во главе травли Чацкого Татьяне «душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой». Ольга, сестра Татьяны, вероятно, была бы без ума от московского бала, это посредственная натура, в деревне ее жизнь была поверхностной и неинтересной. Повторяя Грибоедова, можно сказать: «Дома новы, а предрассудки стары, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары».

Мне кажется, эта фраза созвучна с пушкинскими строками:

Все в них так бледно, равнодушно,

Они клевещут даже скучно…

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой

Мир, который представляла себе Татьяна, оказался вовсе не ярким, умным и интересным, а пошлым, вздорным и бесцельным.

Но, несмотря на все недостатки города, Пушкин и Грибоедов все-таки любили Москву. «Отечество, сродство и дом мой в Москве», – писал Грибоедов. В пушкинском плане седьмая глава называется «Москва». Три эпиграфа, каждый по-своему, раскрывают отношение поэта к старинному русскому городу. «Москва, России дочь любимая, где равную тебе сыскать?» – это восторженный отзыв поэта о городе, перед которым можно и нужно преклоняться, имя которого напоминает героические страница истории. Мне кажется, мы вряд ли читали бы сегодня «Евгения Онегина» и «Горе от ума», если бы Пушкин и Грибоедов не любили Москву. Ведь только любовь к Родине и ее народу побуждает писателей достоверно изображать все недостатки, присущие родному городу. Лермонтов писал: «Москва! Люблю тебя как сын, как русский. Сильно, пламенно и нежно!» И мне хочется верить, что хоть кто-нибудь из нас, русских, научится любить Москву так же пламенно!

 

Список используемой литературы

 

  1. Пушкин А.С. «Евгений Онегин». М., 1998г.
  2. Грибоедов А.С. «Горе от ума». СПб., 2000г
  3. Беров Т. Эпитет как литературный термин. – Варна, 2000.
  4. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.
  5. Леденева В.В. Идиостиль (к уточнению понятия)// Филологические науки.  № 5.
  6. Минералова И.Г. Художественный синтез Пушкина // Российский литературоведческий журнал. 1999. № 12.
  7. Минералова И.Г. Индивидуальный стиль Грибоедова: черты стиля эпохи и «свой голос»// Российский литературоведческий журнал. 2005. № 6.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.